МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ 
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ '2000
"INSTRUMENTA. ИСКУССТВО ПОЛЬЗЫ"

 

компания по продаже недвижимости "М-Вариант"
ПОЗИТИВ/НЕГАТИВ

художник
Оксана Дубровская

Наиболее захватывающий, прямо-таки магический этап фотопроцесса – получение негативного изображения. Негатив меняет знак и смысл на противоположный вне зависимости от того, что мы снимаем. При этом он дает нам возможность изменить взгляд, подвергнуть сомнению сложившееся впечатление. Чтобы потом – при печати – снова вернуть нас обратно к реальности, подспудно наталкивая при этом на мысль: плохое в жизни – перевернутое, ненапечатанное хорошее, позитив – это негатив плохого.

Фотограф – это фиксатор. Он волен выбрать объект для съемки и создать вокруг него рамку, выразить свое к нему отношение, увеличить или уменьшить изображение. Фотоаппарат – его глаз.

Художник – наблюдатель, не только использующий фотоязык, но и анализирующий его. Аппарат – его партнер, соавтор, с "субъективностью" которого приходится считаться.

Фотосъемка задает нам определенный взгляд, где существует только два режима – черное и белое, негатив и позитив, даже если используется цветная пленка. При фотографировании выявляется бинарная структура любого языка и становится видимой изначальная архетипическая основа человеческого сознания. Воспринимая мир, мы неминуемо его как-то оцениваем, категоризуем, придавая смысл своему опыту. С детства все делим на "хорошее" и "плохое", "верх" и "низ", "черное" и "белое". Это врожденная особенность сознания.

Сколько бы не развивались новые технологии, структура фотографирования также останется имманентной, сводящейся к "просто негативу" и "просто позитиву". А художнику остается лишь констатировать этот факт, но – легко, играючи...

Лиза Морозова

e