МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ 
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ '2000
"INSTRUMENTA. ИСКУССТВО ПОЛЬЗЫ"

 

автор
Алексей Бородин

“Модель N” проект автомобиля

куратор
Анастасия Митюшина

Автомобиль как культурный объект. На его создание подталкивала и толкает в первую очередь профессия. А во вторую – то, что автомобиль в современной культуре играет важную роль.

Рождение автомобиля покрыто ореолом предрассудков и догм, которые первоначально были этапами его развития. Сейчас это – своеобразный тотем. По сути – конгломерат желаний, представлений, воспоминаний и переживаний тех, кто его потребляет. Но бывшее панацеей трансформируется в проблему цивилизации.

Почему? Как/что будет дальше? В размышлении о будущем есть что-то основополагающее и важное. Ощущать в себе смещение времен. Было, будет, есть…

Автомобиль в сегодняшней жизни – лишь оболочка стереотипов.

Давайте заново посмотрим на старую игрушку. Поймем и полюбим ее. И это будет другая игрушка и другая любовь. Связи смыслов, замещенные правилами, будут снова чувствами. Из надоедливого железного насекомого, рождающего свой порядок, мы получим мечту, надежду.

Название проекта случайно и неслучайно: “Модель N”. Слово “next” – любимое, частое и поэтому чуточку вульгарное. Современные молодые – непонятный этнос, который сам решает свои проблемы. Это новая среда, новые идеи, новый ритм. Может быть, для сегодняшнего дня у них есть ответы на вопросы, пока они злы на мир и вопреки всему хотят жить.

Проект прост. Сначала различным людям от 16 до 35 лет (на дальнейших этапах и старше) было сделано предложение описать себя – кто он такой – прилагательными, существительными, главное – образно. Далее – слова определялись в категории, из которых снова по степени соответствия были выбраны слова.

Эти слова-символы были предложены как абстрактные идеи, которые нужно было выразить через материал.

В результате была выбрана одна наиболее характерная, композиция, представляющая слово с яркой эмоциональной окраской.

Сами же слова-символы были соотнесены с символами-атрибутами (узлами автомобиля). В итоге мы получили культурное поле, на котором может разыгрываться жизнь – в том числе и жизнь некоторого объекта, условно называемого автомобилем.

Структура экспозиции: прошлое – вещь, настоящее – зритель, будущее – настроение/идея.

Ответ на вопрос о том, что такое будущее и есть будущее (модель ”N”).