МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ 
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ '2000
"INSTRUMENTA. ИСКУССТВО ПОЛЬЗЫ"

Концерн "Российские защитные технологии"
Орнамент. Стратегия наполнения

куратор Михаил Дмитриев

художник Валерий Кошляков

Koshlyakov.jpg (50826 bytes)

Принцип отображения объекта в голографии основывается на строгой оптической аксиоме – в каждой точке голографического образа отражается не соответствующая ей точка объекта-оригинала (подобно классической фотографии), но ВЕСЬ объект. “Ткань” голографического изображения уподобляется глазу насекомого, каждая ячейка которого умещает в себе всю видимую картину мира. Объект, претерпевший голографическое “изложение”, обретает свой метаэквивалент, превращается в своего рода метаобраз, многократно усиливая энергетику своего визуального потенциала.

Представляемый проект осуществляется как попытка утверждения границ новой образности, инспирированная агрессивным вторжением в контекст художественного высказывания столь же новых, эстетически неангажированных (или почти неангажированных) изобразительных технологий. Собственно голограмма предстает лишь средством, пассивным материалом, готовым претерпеть акт художественного волеизъявления неминуемо грядущего Автора. Ей отводится роль “базового”, раппортного элемента, формирующего своей “непрерывностью” изобразительный ряд, являясь, тем самым, косвенной мотивацией всего смыслового поля проекта.

Отнюдь не случаен выбор и самой голограммы с изображением двуглавого орла – узаконенного знака абсолютной власти над отечественной географией (в том числе и культурной). Являясь универсальной “единицей хранения” основных эстетических кодов проекта (формируя последние, в буквальном смысле, из своей “плоти”) используемое голографическое изображение обнаруживает верность Автора древнему магическому постулату – “Часть равна целому”.

“Стратегия нападения” призвана преодолеть преобладающую сегодня инерцию художественного мышления в пользу искусства действия, искусства “длинной воли”. Отныне эстетический жест обретает значимость в поиске универсалий, хранящих память о целостности мира. Иероглифика орнамента – непрерывно транслируемая шифрограмма, сопрягающая в единый замковый камень силы всех обозримых стихий. Креативный посыл наделяет Художника мерой сопричастности тайнам этой мистерии, облекает его сознание в медиумический транс единомоментного творческого откровения, в сверхсостояние “здесь и сейчас”.

Михаил Дмитриев

S