МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ 
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ '2000
"INSTRUMENTA. ИСКУССТВО ПОЛЬЗЫ"

Pidzak.jpg (37431 bytes)

Посвящение Анри Руссо. 1999
Пиджак итальянского производства, размер 50, маркер, акрил для наружных работ)

автор
сергей терентьев

проект
трофеи

Рассуждать о пользе искусства так же перспективно, как напоминать о вреде курения. Впрочем Польза Бесполезного иногда обнаруживает себя где-нибудь поблизости, например – в собственной биографии.

Лет 20 назад я "практиковал" использование своих неудавшихся холстов в роли ковриков для ног. От соприкосновения с реальной жизнью этим "плохим" картинам была очевидная польза: от утрат, кракелюров, осыпаний в них проявлялось что-то от живописи.

Со временем процесс руинирования меня увлёк, и на свет стали появляться предметы, переставшие быть картинами, но так и не ставшие объектами в чистом виде. Нечто пограничное – ни живопись, ни объект, – в которых сквозь дымку тлена как-то сама собой проступила тема Средневековья. Эпохи, когда малевание красками совсем не считалось занятием возвышенным.

По-моему, таковым оно не стало и в XX веке, с тех пор как Дюшан освободил художников от необходимости "созидать нетленное". Быть может, погорячившись. Полное торжество всевозможных "редимейдов" так и вызывает желание взять кисть и пройтись по ним…

Поскольку объект как таковой (какой-нибудь твидовый костюм Дж.Бойса) родом из скульптуры, то моя раскрашенная одежда, наверное, сродни архаическим примитивным статуям. Испорченные малярной краской готовые пиджаки можно воспринять как некие бесполезные "протообъекты". Что не мешает им являться работой, сделанной мною на заказ, и быть способными конкурировать с малиновыми пиджаками и "клубными прикидами" в своей эксклюзивной штучности. (Привет Дюшану!)

Низвести "объект" обратно до роли реквизита я попытался в театре, воспользовавшись служебным положением главного художника. Оклеенные в несколько слоёв бумагой костюмы (почти папье-маше) сознательно неудобны и нетехнологичны для сцены, но зато служат на пользу наглядной материализации внутренних страданий героев пьесы в подлинные мучения играющих их актёров. Эти одеждо-объекты, которые приходится к каждому спектаклю реставрировать, по-моему – модель театра со всей его эфемерностью, временностью и, в общем, бесполезностью.

Хотя практика "продажи вторичных идей" – древняя как мир, – может иногда и сочетаться с полезностью, подобно перелицовке старых одежд.