-
- Родился в 1960 году в Харькове, Украина.
1978-1983 Политехническая Академия, Харьков, Украина.
1968-1978 Художественная школа им. Репина, Харьков, Украина.
Был одним из основателей художественной группы Fast Reaction Group (Группа Быстрого Реагирования) совместно с Б. Михайловым и С. Солонским.
Живет и работает в Москве.
-
-
- Галерея «Риджина»
Государственный центр современного искусства, Нижний Новгород;
MUHKA Museum of Contemporary Art, Антверпен;
S.M.A.K. Museum of Contemporary Art, Гент;
Museum of Contemporary Art, Загреб;
Museum of Photography, Бостон;
Zimmerli Art Museum, Нью-Джерси;
MARTA HERFORD Museum of Contemporary Art, Германия;
Centro Galego de Arte Contemporanea, Испания.
-
-
- 1987 "Без названия", Художественный институт, Харьков, Украина
1990 "Без названия", Дом кино, Москва, Россия
"Без названия", Музей современного искусства, Тель-Авив, Израиль
"Без названия", Галерея "F-4", Хеб, Чехия
1992 "Forum Stadtpark", Грац, Австрия
1994 "Замороженный пейзаж", Галерея Up/Down, Харьков, Украина
1995 "Замороженный пейзаж: фото-акция, Центр Современного Искусства Сороса, Киев, Украина
"В стогах", Галерея Бротфабрик, Берлин, Германия
1996 "Рая нет", Галерея MIXt, Киев, Украина
"Рая нет", Галерея Up/Down, Харьков, Украина
"Дневник Чикотило", Медицинский кабинет профессора Д.Пирогова, Харьковская медицинская ассоциация,
Харьков, Украина
1997 "Дневник Чикотило", Галерея Бротфабрик, Берлин, Германия
1998 Перформанс в рамках выставки "День из жизни/Крымский проект - 1", Центральные теннисные корты,
Киев, Украина
"Без названия", Американский Дом, Харьков, Украина
1999 "Чужой", Отдел культуры и прессы Немецкого Посольства, Киев, Украина
2000 "Дети", Галерея "Риджина", Москва, Россия
2002 Djeti-Kinder-Kids, Кунстферайн, Розенхейм, Германия.
2004 Семь. Галерея «Риджина», Москва
2005 S.M.A.K. Музей, Гент, Бельгия.
Collecti@n. Галерея Torch. Амстердам, Голландия
2006 Комнаты мечты. Deweer Gallery, Отегем, Бельгия.
Часть моей жизни. Музей современного искусства, Москва.
SPA. Галерея «Риджина», Москва
Misanthrope. Галерея Espacio Minimo. Мадрид, Испания
2007 Сергей Братков. Центр современного искусства BALTIC. Гейтсхед, Великобритания
2008 В поисках горизонта, Галерея "Риджина", Москва, Россия
В поисках горизонта, Галерея Transit. Мешелен, Бельгия
Glory Days. Fotomuseum. Винтертур, Швейцария
ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ
1987 "Фотография 1987", Харьков, Украина
1988 "Арт-контакты", Рига, Латвия
"Новая советская фотография", Финляндия - Дания - Швеция
"Республиканская выставка молодых творцов", Дом художника, Киев, Украина
"Всесоюзная выставка молодых творцов", Манеж, Москва, Россия
1989 "Фотомост", Москва, Россия
"Фото - лето", Галерея на Каширке, Москва, Россия
"150 лет фотографии", Манеж, Москва, Россия
"Посылка", Харьков, Украина
1990 "Посвящение Ван Гогу", Дом Художника, Харьков, Украина
1991"Соц-фото"; инсталляция: "Мы все поедаем друг друга", Галерея Up/Down, Харьков, Украина
"Нет", инсталляция, Дом Техники, Харьков, Украина
1992 "Дни украинской культуры в Цинцинати", Центр международного искусства, Цинцинати, США
5-тая выставка "Буквы А", Дом Художника, Харьков, Украина
"Групповая выставка", Галерея Забо, Нюрнберг, Германия
"Творцы из Украины", ДРК-Форум, Киль, Германия
1993 "Искусство современной фотографии: Россия, Украина, Белоруссия", Центральный Дом художника,
Москва, Россия
"Харьковская фотография", Музей индустриальной культуры, Нюрнберг, Германия
"Транс-связь" (совместно с Б.Михайловым), Харьков, Украина - Нью-Йорк, США
1994 "Простор Культурной Революции", Культурный центр "Украинский Дом", Киев, Украина
"Свободная Зона", Музей Изобразительного Искусства, Одесса, Украина
"Алхимическая Капитуляция", организованная Центром Современного Искусства Сороса - Киев, корабль
"Славутич", Севастополь, Крым, Украина
"Открытие Европы", корабль "Кронберг", Копенгаген, Дания
"За бугром", Харьковский Художественный Музей, Харьков, Украина
"Украинский фотографический экспрессионизм", Харьковский Художественный музей, Харьков, Украина
1995 "Искусство фотографии из Украины", Школа визуальных искусств Mason Gross, Rutgers University,
Нью Брунсвик, Нью Джерси, США
"Multiple Exposures", Илья Чичкан и Сергей Братков, Школа визуальных искусств Mason Gross,
Rutgers University, Нью Брунсвик, Нью Джерси, США
"Если бы я был немцем" (Михайлов, Братков, Солонский), галерея Бротфабрик, Берлин, Германия
"Выращенное в косточке", Галерея Центра Современного Искусства, Киев, Украина
"Барбарос", Галерея Союза художников Украины в Доме художника, Киев, Украина
"Рот Медузы", Центр Современных Искусств Брама, Киев, Украина
"Если бы я был немцем", (Михайлов, Братков, Солонский), Галерея Гельмана, Москва, Россия
"Если бы я был немцем", (Михайлов, Братков, Солонский), Галерея Андреаса Вaйса, Берлин, Германия
"Если бы я был немцем", (Михайлов, Братков, Солонский) Киевская художественная ярмарка, Культурный
центр "Украинский дом", Киев, Украина
1996 "Взгляды с вареньем", Галерея Центра Современного Искусства Сороса, Киев, Украина
"Товарный фетишизм", специальная экспозиция Международного Арт-фестиваля, Культурный центр
"Украинский Дом", Киев, Украина
"Караул", в составе Группы Быстрого Реагирования, Галерея Центра Современного Искусства Сороса, Киев,
Украина
"Караул", в составе Группы Быстрого Реагирования, Галерея Up/Down, Харьков, Украина
"В семейный альбом", Галерея Киево-Могилянской Академии, Киев, Украина
"Герметический лес", Галерея Центра Современного Искусства, Киев, Украина
1997 "Симптоматическая анонимность", Галерея Центра Современного Искусства Сороса, Киев, Украина
"Фото... синтез", Галерея Союза художников Украины в Доме художника, Киев, Украина
1998 "Одетые в белое", Галерея Колледжа Рамапо, Нью Джерси, США
"Аккомодация, Галерея Иезуитов, Познань, Польша
"День из Жизни", Галерея Центра Современного Искусства Сороса, Киев, Украина
"Humanature", Норрталие, Швеция
"Публичный интерес", Галерея Союза художников Украины в Доме художника, Киев, Украина
"Интермедия", Галерея Центра Современного Искусства, Киев, Украина
1999 "После Стены", Moderna Museet, Стокгольм, Швеция
"Третье триенале фотографии", Грац, Австрия
"Цинизм", Украинская Фондовая Биржа, Киев, Украина
"Вкус Чужого", ресторан Токио, Киев, Украина
"Мираж", Галерея Центра Современного Искусства Сороса, Киев, Украина
"Московская Арт-ярмарка", Москва, Россия
"Современная Украинская Фотография", Ди, Франция
"Карт-бланш", Cite Internationale des Arts, Париж, Франция
"Взгляды на Украину", Passage du Retz, Париж, Франция
"Будущее уже пришло. Украинское искусство 90-х", Музей Современного Искусства, Загреб, Хорватия
"Фотографы из Харькова", галерея Kohlenof, Нюрнберг, Германия
2000 "Современные фотографы Украины," Салоника, Греция
"Интрига/Провокация", Центральная выставочная Галерея, Каунас, Литва
"Художники Галереи "Риджина", Москва, Галерея "Риджина", Москва, Россия
"1+1", Галерея "Лавра," Киев, Украина
"После Стены", Людвиг Музей, Будапешт, Венгрия
"После Стены", Банхов Музей, Берлин, Германия
"Две стороны", Галерея Центра Современного Искусства при НаУКМА, Киев, Украина
"Московская Арт-ярмарка", Москва, Россия
"Ловец снов", видео-фестиваль, Киев, Украина
"Новые направления", Галерея Союза художников Украины, Киев, Украина
2001 "Искусство- 2000. Новое искусство из Москвы, Санкт-Петербурга и Киева" Муниципальная галерея, Розенхeйм, Германия
2002 25-я биеннале Сан-Паулу.
2003 Русский павильон, Венецианская биеннале.
2004 Манифеста 5. Сан-Себастьян. Испания.
2006 Mens, Davidsfonds Leuven, Бельгия.
-
-
- "Я преднамеренно снимаю не эмоционально, и композицию строю тоже по-другому — например, я почти никогда не использую центральное построение. Кроме того, в традиционном восприятии фотографии очень важны свет и тень как строительный элемент, а для меня это вообще не важно. Потом, форматы я использую необычные, часто огромные, важен становится вопрос инсталляции на стенах — фотография действительно становится скульптурой, особенно если это лайтбокс".
"Ну конечно, делаешь работы все время о самом себе, поэтому мне интересны простые люди, которые меня всю жизнь окружали, когда я грузил шампанское на заводе и крыши крыл рубероидом..."
Из интервью с Екатериной Деготь. "Сергей Братков: "Тема гадости становится главной"" (для сайта openspace.ru)
-
-
- "В течение последних семи лет известный художник Братков создал целую галерею героев эпохи, героев, оказавшихся на историческом перепутье, неказистых и неприкаянных внешне, но мужественных и человечных внутри. Сейчас же на панорамных фотографиях, представленных на выставке, мы уже встретим не героев - одиночек, а массовые группы людей, бредущих в сторону линии горизонта, одновременно заслоняя его своими телами. Время героев закончилось!"
Из пресс-релиза к выставке "В поисках горизонта" в галерее "Риджина"
"Сергей Братков начал заниматься фотографией больше двадцати лет назад, еще в Харькове. Тогда он был художником, живописцем и скульптором, делал «актуальный концепт». В конце 80-х гг. из Украины в Москву приехали те, чьи произведения в начале 90-х имели оглушительный успех на «Сотбисе» постсоветского искусства. Но к этому времени Братков уже занимался фотографией, и волна успеха в тот момент его не коснулась. Потом была выставка 1994 г. «Искусство современной фотографии: Россия, Украина, Беларусь», подготовленная Евгением Березнером в ЦДХ в Москве. Афишу и каталог выставки украшал фрагмент инсталляции Браткова «Мы все пожираем друг друга». Благодаря опыту живописца и скульптора Сергей одним из первых вывел фотографию в новое качество Предмета, занимающего собой пространство как скульптура или объект.
О Браткове в Москве заговорили в сезоне 1999–2000, когда галерея «Риджина» (куратор Владимир Овчаренко) показала его выставку детских «страшилок»3. Именно период экспонирования выставки был объявлен московскими критиками временем «вхождения во славу» этого автора. Братков, с тех пор переехавший в Москву, оказался чрезвычайно трудоспособен: около десяти проектов в год. Но большое число его фотографических проектов объясняется и объясняет его особое отношение к миру и к фотографии.
Мир залит типическим, его фрагменты до скучной зевоты похожи между собой, а количество их соединений между собой, порождающих новые сюжеты, — неистощимо; фотография же порождается механической камерой, одно клацание затвора которой подтверждает беспочвенность мифа о якобы скрытой индивидуальной художественной природе фотографии. Братков остается узнаваемым самим собою, несмотря на перемену тем, и его метод работы с моделью остается неизменным, несмотря на переход из жанра в жанр.
В серии, посвященной девушкам-курсантам ракетного училища, Братков — репортер, в фотографиях мальчиков и девочек из «страшилок» (3) — постановочный фотограф; снимая боди-арт, Братков становится фотографом фэшн, а в серии портретов «спецназа» — студийным портретистом. Но в каждой из работ он оказывается провокатором, вольно или невольно направляющим зрителя к мыслям и эмоциям, которые в рамках здравого смысла не могут быть порождены фотографией этих жанров.
Как правило, Братков ставит модель лицом к лицу с фотоаппаратом. Но воспоминание ли о конструктивизме, или описанное еще Гоголем украинское лукавство заставляют снять модель чуточку снизу (выявляя отчетливую рельефность и подглазных мешков, и второго подбородка) — в ракурсе, придающем типическое безобразие любому лицу. Работая с моделью в полный рост, в масштабе соотношений фигуры и формата кадра, заданном еще Ринекой Дюйкстрой / Rineke Dijkstra, Братков наблюдает, как модель растворяется в безразличном фоне: у его фигур нет характерности, которая заставляла бы глаз «зацепиться», найти центр (снимка, смысла), — глаз соскальзывает с фотографии, ударяясь о ее безразличие.
Подвергая сомнению (иронии) ценность изображения, Братков за последние годы «разобрался» (и здесь уместно словечко из ново-русского лексикона, означающее выяснение проблемы и решение ее с позиции силы) с топонимами «китч» и «народная культура» (ставшей благодаря частому употреблению в официальном советском (4) культуртрегерском наречии синонимом внешнего сходства с прототипом, сходства, не имеющего внутреннего родства с истинным фольклором). Равнодушие, разлитое по поверхности его «китчевых» или «народных» фотографий, становится проекцией вовне внутренней пустоты героев снимков: фотография — искусство цивилизации — проявляет пустоту явлений «народной культуры», традиционно соотносимых с понятием «Культура» (в том числе, и такой избыточной формы цивилизации, как искусство — театра, танца, литературы и т.д.).
Братков очень откровенен как художник, раскрывая перед зрителем «кухню» создания этой пустоты, показывая, что каждая из его фотографий — тщательно продуманная, намеренно созданная художником постановка, спланированная вплоть до застылых поз героев. Браткову не свойствен экспрессионизм. Во всех произведениях, обращенных, по сути, к одному из самых пугающих феноменов нашей цивилизации — ее emptiness, он сохраняет интонацию сдержанной иронии и игры, а его персонажи — абсолютную невозмутимость. Впрочем, их можно понять — они пребывают внутри привычного им житейского пространства, позируют на его фоне, не замечая, как реальность превращается в знак самой себя.
Персонажи (дети ли, военные ли) поддаются художнику в его желании изобразить с их помощью нечто, виденное ими в журналах или в телепрограммах. Это нечто известно позирующим как самоценное и завершенное, наподобие совершенного эпизода истории, — его изображение не выводит прошлого в настоящее. Поэтому позирующих не пугает то, что, изображая проститутку или Шварценеггера на фоне Вечного огня, они сами становятся ими. Позирующие в фотографиях Браткова люди не догадываются, что они изображают не героев, а стереотипы, они не чувствуют, как, растворяясь во внешней форме, подчиняясь ей, они теряют свою внутреннюю уникальность. Десятки мальчиков в летных фуражках, одинаково желающие стать летчиками, одинаково неинтересны. Их единственная запоминающаяся черта, одна на всех — удивительная некрасивость.
И ее серийность — десять некрасивых мальчиков — может быть заменена одним, таким же некрасивым, как другие (5). Растворяясь в одном желании — как в толпе, — они теряют неповторимость, которая сродни красоте. Браткову удалось сделать в фотографии то, что не удалось другим: он смог показать природу стереотипа, не изменяя его вида, он смог показать пугающую пустоту «героев без лица», не прибегая к экстатическим разоблачениям, не ища выдающуюся безобразием форму.
…Внешне он очень похож на химика, знающего, что соединение простых элементов может привести ко взрыву, а потому работающему крайне осторожно…"
Ирина Чмырева. "Сергей Братков. Нескандальное разоблачение". FOTO-VIDEO N 2006-10.
"Сергей Братков на глазах превращается из эпатирующего фотографа-провокатора в художника очень значительного, хотя, кажется, специально не стараясь. Просто несколько лет назад его фотографии с купающимися в фонтане десантниками казались сатирой и кичем, а теперь без них не обходится ни одна выставка про прошлое и современность. И персональные выставки Браткова показывают в хороших европейских музеях и на важных международных фестивалях".
Ольга Кабанова. Крестный ход под пиво. Ведомости, 05.03.2008, №40 (2062)
-
-
-
-
Запрос дополнительной информации о художнике
© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO