Произведения:      Нажмите здесь   
  Новиков Тимур 

 Биографические данные 
 
Родился 24 сентября 1958 года в Ленинграде.
1977 г. поступил в художественную группу «Летопись». В составе группы участвует в своей первой квартирной выставке.
1980 г. Новиков открывает галерею «АССА» в собственной коммунальной квартире. В галерее проходит «I биеннале портретов Тимура Новикова». Галерея прекратила своё существование в 1987 г.
1982 г. Тимур Новиков создает группу «Новые художники». Первые участники группы: Е.Козлов, И.Сотников, Хазанович, Котельников, Гурьянов.
В 1983 году организовал музыкальную авангардистскую группу «Новые композиторы», с того же года стал сотрудничать с оркестром «Популярная механика» С. Курехина, а также работал с группой «Кино» в качестве художника-оформителя концертов.
1985 г. создает академию Всяческих Искусств.
В 1986 г. организовал "Клуб друзей В. Маяковского"
Декабрь 1988 г. Новиков открывает Свободный университет. Преподаватели университета: С. Курехин, Т.Новиков, Новиков, Б. Юхананов.
1989 г. Академию Всяческих Искусств переименовывают в Новую Академию Изящных Искусств, стал основателем неоакадемического направления в искусстве Санкт-Петербурга.
1990 г. Тимур Новиков вместе с Сергеем Бугаевым Африкой, Иреной Куксенайте, Олесей Туркиной и Виктором Мазиным учреждает журнал «Кабинет»
1997 г. Читает лекции в СПбГУ и других институтах города.
1998 г. Издает газету «Художественная воля».
1999 г. Тимур Новиков вместе с Марусей Климовой организовывает фестиваль петербургского декаданса «Темные ночи».
23 мая 2002 г. Тимур Новиков умер.
Принимал участие в постановке нескольких спектаклей, балета, фильма С. Соловьева "АССА", концертов группы С.Курехина "Поп-механика" и В. Цоя "Кино".
 

 В каких собраниях работы 
 
Государственный Русский Музей (Петербург, Россия)
Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)
Музей Новой Академии изящных искусств (Петербург, Россия)
Музей истории Петербурга (Петербург, Россия)
Музей политической истории (Петербург, Россия)
Тверская картинная галерея (Тверь, Россия)
Калининградская художественная галерея (Калининград, Россия)
Рязанский Художественный музей (Рязань, Россия)
Орловский музей Изобразительных Искусств (Орел, Россия)
Музей Архитектуры ( Москва, Россия)
Музей Царицино (Москва, Россия)
Симферопольский художественный музей (Симферополь, Украина)
Государственный эстонский художественный музей (Таллин, Эстония)
Стедлик музей (Амстердам, Голландия)
Швуллес музей (Берлин, Германия)
Музей современного искусства (Вена, Австрия)
Циммерли арт музей (Родгеровский У ниверситет, Нью-Джерси, США)
Музей Фредерико Вейсмана (Лос- Анжелес, США)
 

 Участие в выставках, аукционах 
 

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

2008 — «Пространство Тимура. Петербург — Нью-Йорк. К 50-летию Тимура Новикова». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
2003 — Ретроспектива работ художника. «Айдан галерея», Москва.
2002 — «Горизонты». Государственная картинная галерея, Калининград.
2002 — «Евро-Китай». «Айдан-галерея», Москва.
2002 — «Палладианский полет». Музей Архитектуры, Москва.
2001 — «Горизонты». «Айдан-галерея», Москва.
2001 — «Горизонты». Музей Изобразительных Искусств Республики Карелия.
2001 — «Ретроспектива». Тульский художественный музей, Тула.
2001 — «Открытая студия». Музей Новой Академии Изящных Искусств, Петербург.
2001 — «Евро-Китай». Музей Новой Академии Изящных Искусств, Петербург
2000 — «Утраченные идеалы счастливого детства». «Айдан-галерея», Москва.
2000 — «Утраченные идеалы счастливого детства», Музей Новой Академии Изящных Искусств, Петербург.
2000 — «Страстотерпцы». Музей Новой Академии изящных искусств, Петербург
2000 — «Ретроспектива». Тверская областная картинная галерея, Тверь.
2000 — «Ретроспектива». Государственный областной художественный музей им. И. П. Пожалостина, Рязань.
2000 — «Закат немецкого романтизма». Гарелея Терпсихора, Петербург.
2000 — «Горизонты». Naviculas Artis, Петербург
1999 — «Царица неба». Айдан-галерея, Москва.
1999 — «Царица неба». Музей Новой Академии Изящных Искусств, Петербург.
1999 — «Балет глазами художников». Санкт-Петербургский Союз Художников, Петербург.
1998 — «Людвиг 2 и Лебединое озеро». Выставочный зал Navicula Artis, Петербург.
1998 — «Российские императоры». Айдан Галерея, Москва.
1998 — «Маленькие тайны истории». Фотографии. Центр искусства фотографии. Петербург.
1998 — «Загадки истории». Хироголограммы. Государственный центр современного искусства. Петербург.
1998 — «Ретроспектива». 1978—1998. Государственный Русский музей. Мраморный дворец, Петербург.
1998 — «Russians Saints». 1-20 Gallery, Нью-Йорк.
1998 — «Тіmur Novikov, Andrej Barow. Abend mit Oscar Wild». Lichtblick Gallerie, Кёльн.
1997 — World Financial Center, Нью-Йорк.
1997 — Gallery Art Kiosk, Брюсель.
1996 — «Людвиг 2 Баварский и „Лебединое озеро“ П. И. Чайковского». Галерея XL, Москва.
1996 — «Тимур Новиков. Шелкографии». Центр Современного искусства Дж. Сороса, Петербург.
1995 — «Тимур Новиков. Архитектура в немецкой империи». Музей Новой Академии Изящных искусств, Петербург.
1995 — «Лебединая песня немецкого романтизма». «Айдан-галерея», Москва.
1994 — «Гобелены». Музей Новой Академии Изящных искусств, Петербург.
1994 — «В стране литературных героев». Всесоюзный музей А. С. Пушкина, Мемориальный музей-квартира Н. А. Некрасова, Петербург.
1994 — «Тимур Новиков. Персональная выставка в редакции журнала „Декоративное искусство“». Москва.
1994 — «Лебединая песня немецкого романтизма». Kunstlerhaus Bethanien, Берлин.
1993 — «Лебединое озеро». Музей городской скульптуры, Петербург.
1993 — «Западно-Восточный диван. Убранство Арабской гостиной». Николаевский дворец, галерея Navicula Artis. Санкт-Петербург
1993 — «Timur Novikov». Stedelijk museum, Амстердам.
1993 — «Russian Resurgence: Recent Works by Timur Novikov». Frederic R. Weisman Museum of Art, Pepperdine University, Malibu, Калифорния, США.
1993 — «Oscar Wilde’s Adventures». Paul Judelson Arts, Нью-Йорк.
1993 — «Timur Novikov». Espace Montjoie, Париж.
1993 — «Timur Novikov». Kunsthalle, Дюссельдорф.
1993 — «Timur Novikov». Griffelkunst, Гамбург.
1992 — «Тимур Новиков. Апология красоты». Галерея 1.0, Москва.
1992 — «Дуэты». Московский Архитектурный институт, Москва.
1992 — «Тимур Новиков». Музей Этнографии, Петербург.
1992 — «Russian Resurgence: Recent Works by Timur Novikov». Center for the Fine Arts, Miami. Florida.
1991 — «Тимур Новиков. Gagarin Party». Павильон «Космос», ВДНХ, Москва.
1991 — «Timur Novikov. Interferenzen». Musee D’Art Moderne Vienne, Palais Lieshtenstein.
1991 — «Timur Novikov». Raab Gallery, Берлин.
1991 — «Timur Novikov». Phyllis Kind Gallery, Нью-Йорк.
1989 — «Timur Novikov and Africa». Tate Gallery, Liverpool. Raab Gallery, Лондон.
1989 — «Timur Novikov». Turun Linna ja Historiallienen Museo. Turku.
1986 — Персональная выставка в галерее «АССА», Ленинград.
1985 — Персональная выставка. Театр Клуба 81, Ленинград.
1983 — Персональная выставка в Библиотеке Академии наук СССР, Ленинград.


ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ
2000
Арт Форум Берлин, Германия
Выставка "Сериалы", Малый Манеж, Москва, Россия
АРТ-МОСКВА` 2000.ЦДХ. Москва. Россия
Групповая выставка в новом помещении Айдан галереи. Москва. Россия
ARCO`2000, Мадрид, Испания
Neues Moskau. Ifa-Galerie Stuttgart,Stuttgart
Neues Moskau. Ifa-Galerie Bonn, Bonn
L`autre moitie de I`Europe.Jeu de Paume, Paris

1999
KUNST 99, Цюрих, Швейцария
"Русские сезоны",Байер АГ, Леверкузен, Германия
Neues Moskau. Ifa-Galerie Berlin, Berlin
Послевоенный Русский авангард. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
Послевоенный Русский авангард.Государственная Третьяковская галерея, Москва
Московский Форум Художественных Инициатив.Малый Манеж, Москва
Новые позитивные процессы.Михайловский замок. Государственный Русский Музей,Санкт-Петербург
Constanta-2000. Центр Современного Искусства Санкт-Петербургского Университета
Новые поступления. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
Т.Новиков,Г.Гурьянов,С.Макаров. Орловский Музей Изобразительных Искусств, Орел
Неоакадемизм и электроника. Центр Современного Искусства Нижний Новгород
Подвижников Веры помним. Музей Новой Академии Изящных Искусств, Санкт-Петербург
Треножник Аполлона. Музей Искусств в г.Щецин, Польша
Звезда МГ. Музей на стрелке, Красноярск


СНИМАЛСЯ В ФИЛЬМАХ
«Рок» (1988)
«Два капитана 2» (1992)
«Горе от ума»
 

 Автор о себе 
 
Маргарита Тупицына: Я вот хотела Вас спросить - почему Вы решили использовать ткань для своих работ?
Тимур Новиков: В чисто утилитарных целях! Всё от Ларионова. Например, его концепция, которая впоследствии превратилась в постмодернизм. Суть ее такова: вот мы изобрели абстрактные картины, теперь мы изобрели неопримитивизм, потом супрематизм. Дальше уже нет смысла рисовать что-то одно. Давайте каждый рисовать кто что хочет! Ларионов во многом отталкивался от народного творчества. А там, как известно, живопись на холсте не встретишь. Народное искусство - это, в основном, текстиль.
Из беседы Маргариты Тупицыной и Виктора Тупицына с Тимуром Новиковым и Сергеем Бугаевым (при участии Дэвида Росса и Элизабет Сассман).
РИСК: Альманах. Вып. 1. - М., 1995.
 

 Критика 
 
Глава Новой Академии, самый известный и одиозный художник Санкт-Петербурга начал свою деятельность в конце 70-х годов, а в середине 80-х стал одним из организаторов группы "Новые художники". Деятельность этой группы была своеобразной реакцией не только на официальное искусство, но и на ценности андерграундной культуры, которая в Советском Союзе занимала главным образом культур-охранительную позицию. Любопытно, что и соцреализм в его позднем, брежневском варианте также выступал как продолжатель гуманистических традиций и противопоставлял себя в этом качестве дегуманизированному искусству Запада. При этом и поздний соцреализм, и конкурировавший с ним андерграунд были, так или иначе, ориентированы на создание некоего совершенного художественного продукта, отвечающего профессиональным критериям качества.

Напротив, "новые художники" и другие контркультурные течения в ленинградском андерграунде отличались совершенно инфантильным и "наплевательским" отношением к результатам художественного творчества. Искусство превращалось в способ коллективного проведения досуга, специфический "стиль жизни", перманентное продуцирование артистически-бытовой, корпоративной мифологии. Картины Новикова в это время близки по своей стилистике неоэкспрессионизму и соответствуют характерной для контркультуры эстетике "живописного мусора".

В конце 80-х годов Тимур Новиков отказывается от экспрессивистской манеры своих ранних картин и вообще от техники живописи и переходит к работе с текстилем. В этих работах впервые появляется и новая композиционная схема, которой Новиков будет придерживаться и в дальнейшем: все поле делится на два ровноокрашенных или орнаментированных сектора – граница между ними является одновременно линией горизонта, что очевидно благодаря очень небольшим изобразительным включениям, занимающим обычно центр "гобелена". Сама по себе такая композиция напоминает наиболее редукционистские направления в геометрической абстракции (в частности т.н. "постживописную абстракцию" 60-х гг.), однако изобразительные вкрапления указывают на своего рода "гуманизацию" модернизма. "Десемантизация" живописи, характерная для "новых художников" и, казалось бы, находящая продолжение в отказе от традиционных средств станковой живописи в пользу искусства прикладного, оборачивается "ресемантизацией", как бы предвосхищающей практику неоакадемизма.

В период, непосредственно предшествующий созданию Новой Академии, значительное место в работах Новикова (а также Георгия Гурьянова) занимает соцартовская иконография. По словам художника, его подход к ней отличается от соцарта формально-декоративным использованием советских клише. Напомню, однако, что деидеологизация и опустошение идеологической символики – результат изменения общественно-политической ситуации, и соцарт также не избежал этого изменения. С одной стороны, лишь такая формальная и беззлобная апроприация идеологических знаков оказалась возможной во второй половине 80-х годов, когда критическая установка по отношению к ним стала определяющей для официальных средств массовой информации и для обыденного сознания. С другой стороны, эти знаки превратились в ходовой товар, импортируемый за рубеж, в модный лейбл, суливший скорый успех.

В качестве альтернативы Тимур Новиков обращается к доавангардному прошлому, извлекая из этого прошлого позабытое и стершееся слово "красота" и выстраивая ряд "античность – классика – декаданс" – позднее, не без колебаний, сюда будет включено и искусство тоталитарных режимов, реабилитированное и очищенное от идеологической составляющей. Связь неоакадемических произведений Новикова с наследием соцарта и московского концептуализма проявляется, прежде всего, не на уровне иконографии, а на уровне технологии. Художник черпает вдохновение в практике "домашнего кича", существовавшей в Советском Союзе в тени официальной, идеологизированной культуры. "Домашний кич" включает в себя как фабричную продукцию (прежде всего знаменитые ковры с изображением пейзажей, идиллических и романтических сцен), так и различные предметы женского рукоделия, предназначенные для украшения интерьера и компенсирующие товарный дефицит. В "домашнем киче" осуществлялась как бы неявная доместикализация маскулинных знаков официальной культуры – перевод их в мягкую, податливую субстанцию текстиля.

Если верить Фрейду, ткачество (отнесем сюда же, как производные, все виды работы с текстилем) имеет специфически женское происхождение: сплетая волосы на лобке, женщина пытается не то имитировать недостающий фаллос, не то скрыть его отсутствие. Вне зависимости от правдоподобия и убедительности этой, по правде говоря, курьезной гипотезы, в действиях Тимура Новикова наблюдается та же логика. Осваивая стихию женского рукоделия, художник стремится скрыть или восполнить основополагающий изъян – кастрацию, нанесенную предшественником (соцартом или московским концептуализмом). Взамен недоступной мужской креативности он открывает профанную сферу креативности женской – "домашний кич". Как известно, к мысли о кастрации ребенок приходит, когда открывает фундаментальную разницу полов и отсутствие фаллоса у женщины – всемогущей и обожаемой Матери. Это открытие в значительной степени обесценивает женщину в его (или ее собственных) глазах. Фотография, которую Тимур Новиков обычно помещает в центре полотнища, играет роль фетиша – материнского фаллоса, который художник одновременно присваивает себе, отрицая тем самым факт кастрации, и возвращает Матери, восстанавливая за сферой женского всю полноту креативности.

Таким образом, поначалу обращение Новикова к технологии женского рукоделия и "домашнему кичу" можно понимать как сопротивление "большой культуре" во всех её ипостасях – индустриальной, модернистской, советской, патриархальной и маскулинной. В этих практиках находит пристанище и дискредитированная модерном эстетика красоты – в украшении жилья, в создании мягкой, амортизирующей оболочки внутри индустриальных коробок, оболочки, способной изолировать своего обитателя от внешних воздействий и авантюр, вернув его в уютный рай домашнего быта.

В 90-е годы каждая из работ Новикова становится ансамблем разнородных техник и разномасштабных объектов, лишь частично подогнанных друг к другу. Присягая на верность культу классики и классической иконографии, художник продолжает на медиальном уровне оперировать средствами современного искусства. Всем неоакадемистам присуще дистанцированное воспроизведение классической иконографии, у всех имеет место противоречие между сюжетом и средствами его воплощения – помпезной дилетантской живописью (Маслов и Кузнецов, Гурьянов), элементами кича (Новиков, Тобрелутс, Вишняков), новыми технологиями (Тобрелутс).

Главными (и единственными) конкурентами неоакадемизма в борьбе за первенство на отечественной художественной сцене Тимур Новиков назвал как-то "московских радикалов" – Бренера, Кулика, Осмоловского и Тер-Оганяна. Для Новикова эти художники являются циничными продолжателями традиции московского искусства, озабоченного политическими, идеологическими, концептуальными, карьерными и прочими интересами, но только не Красотой, и потому чуждого неоакадемизму.

Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что у Новикова немало общих черт с московскими радикалами: симптоматичны даже использование квазиполитической риторики или параллельная критика московского концептуализма. Еще более важна устремленность неоакадемизма во внехудожественные сферы: попытки заниматься институциональной деятельностью, организацией досуга, интерес к масс-медиа. Достаточно вспомнить короткие выставки, открывавшиеся каждую неделю в помещении Новой Академии на "Пушкинской, 10": в них важны были не столько произведения (часто это были просто ксерокопии), сколько сам факт перманентной активности. Увы, со временем эта активность неуклонно идет на убыль вместе с падением пассионарности харизматического лидера Новой Академии. И сегодня становится окончательно ясно, что весь неоакадемизм, прежде всего, был художественным проектом, произведением одного художника.

Андрей Фоменко. Новиков Тимур. Русский альбом.
 

 Библиография 
 
Olesya Turkina, Victor Mazin, Timur Novikov. Timur. Moscow: Avant Garde, 1993
Мазин, Виктор, Туркина, Олеся «Тимур»//Художественный журнал, № 45, 2002.— сс.24-28
Turkina O. «The Last Hero»//Art Exis. Collector Book. Paris, 2007.--Pp.10-11
Imanse, Geurt «On Timur = On Beauty»//Art Exis. Collector Book. Paris, 2007.--Pp.42-43
Дмитрий Голынко-Вольфсон. Стратегия и политика всего нового. Как сегодня писать концептуальную биографию Тимура Новикова и петербургского искусства 90-х//Художественный журнал, 70, Декабрь 2008.
Андрей Фоменко. Фундаментализм пустоты//Андрей Фоменко. Архаисты, они же новаторы. М., 2007, сс. 29-37.
Маргарита Тупицына, Виктор Тупицын. Беседа с Тимуром и Африкой РИСК: Альманах. Вып. 1. - М., 1995.
Е.Андреева. Тимур. Врать только правду. СПб: Амфора, 2007.
Екатерина Андреева. «Все» и «Ничто» в творчестве Тимура Новикова и Ильи Кабакова// Художественный журнал, № 45, 2002, сс. 48-53.
Екатерина Андреева. «Золотое сечение», или апология живописи//Художественный журнал, № 43/44, 2002, сс. 50-52.
Екатерина Андреева. Тимур Новиков – Илья Кабаков: все и ничто//Екатерина Андреева. Все и ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XX века. СПб., 2004, сс. 451-493.
Тимур Новиков. Автобиография Тимура Новикова, 1998.
 

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO