Произведения:      Нажмите здесь   
  Группа "Синие носы" (Вячеслав Мизин, Александр Шабуров) 

 Биографические данные 
 

Группа основана в 1999 г.
Участники группы – Вячеслав Мизин, Александр Шабуров.

Вячеслав Мизин
Родился в 1962 г. В Новосибирске
1984 - закончил Новосибирский Архитектурный институт
Живет и работает в Новосибирске и Москве

Александр Шабуров
Родился в 1965 г. в г. Березовский Свердловской области
1985 - закончил Свердловское Художественное училище
C 1993 - член Союза Художников РФ
1998 - грант Фонда Сороса на лечение и протезирование своих зубов в качестве художественной акции
Живет и работает в Екатеринбурге и Москве
 

 В каких собраниях работы 
 
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Государственный Центр современного искусства, Москва
Новосибирский государственный художественный музей, Новосибирск
Музей современного искусства Киасма, Хельсинки, Финляндия
 

 Участие в выставках, аукционах 
 

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ:

2008
Голая правда (история глазами обывателей). Галерея М. Гельмана, Москва

2007
Игры разума. Галерея In Situ, Париж
«Голая правда / Современная история глазами обывателя». Галерея Гельмана, Москва
«Learning from Moscow». Дрезденская галерея, Дрезден
Blue Noses. Galerie Volker Diehl, Берлин
Гребаный фашизм. Галерея М. Гельмана, Москва

2006
Кухонный супрематизм. В рамках 6 Московской Фотобиеннале. Дом журналиста, Москва
Случайные совпадения. Галерея М. Гельмана, Москва
The Blue Noses. Kunstverein Rosenheim, Мюнхен
The Blue Noses. Galeria Brito Cimino, Сан Пауло

2005
The Blue Noses. Ethan Cohen Fine Arts, Нью-Йорк.
The Blue Noses. Галерея "IN SITU" Fabienne Leclerc, Париж.
The Blue Noses. Галерея Hans Knoll, Вена.
The Blue Noses. Галерея Volker Diehl, Берлин.
The Blue Noses. Галерея "B&D", Милан.
Мода на труд. Как создавать произведения искусства на общественно значимые темы. Галерея М. Гельмана, Москва.
The Blue Noses. Kunsthallen Brandts Klaedefabrik, Оденс.

2004
Тяп-ляп-арт. Как создавать произведения искусства на отдельно взятой кухне. Галерея М. Гельмана, Москва.
The Blue Noses Group. Галерея "Display", Прага.

2003
Разве я похож на неудачника? Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Вдвоем против мафии. Галерея М. Гельмана, Москва, Киев; Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Из Сибири с любовью. Арсенал, Нижний Новгород.
Absolut Blue Noses. Зоологический музей, Москва.

2002
Вдвоем против мафии. Музей С.М.Кирова, С.-Петербург.
Современные сибирские художники. Галерея М.Гельмана, Москва.

2001
Поездки за город-2. L-галерея, Москва.

1999
Новые юродивые, или Патология перформанса. Зверевский центр современного искусства, Москва.


ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ:

2008
Русское бедное. Проект Сергея Гордеева. Куратор - Марат Гельман. Речной вокзал, Пермь
Арт-Москва, международная ярмарка современного искусства. ЦДХ, Москва
Оттепель. 15 лет Галерее М. Гельмана. Chelsea Art Museum, Нью-Йорк
ARCO`08, Мадрид

2007
Дневник художника. Специальный Проект Фонда М. Гельмана в Рамках 2 Московской Биеннале Современного Искусства. ЦДХ, Москва
Оттепель. 15 лет Галерее М. Гельмана. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

2006
RUSSIA! S. Guggenheim Museum, Бильбао
Russia 2. Bad News From Russia. White Box, Нью-Йорк
Ярмарка современного искусства ARCO`2006, Мадрид
Арт – Москва-2006. Международная ярмарка современного искусства, Центральный Дом Художника, Москва
Mexico Art Fair, Мехико
Blue / Синий. Rostkunstbau, Берлин

2005
Always a Little Further (Всегда немного дальше). Арсенал. 51-я Венецианская биеннале.
Диалектика надежды. Музей В. И. Ленина. 1-я Московская биеннале современного искусства.
Россия-2. Галерея М. Гельмана, Центральный дом художника. В рамках 1-й Московской биеннале. Галерея "White Box", Нью-Йорк
Expanded painting/Расширенная живопись. 2-я Пражская биеннале, Прага
Art that works. Catch me! 46th Octobarski Salon / Искусство, которое работает. Поймай меня! 46-й Октябрьский арт-салон, Белград
Гендерные волнения. (В рамках 1й Москвоской биеннале современного искусства), Московский музей современного искусства, Москва
Сообщники. Коллективные и интерактивные произведения в русском искусстве 1960-2000 гг. (В рамках 1й Москвоской биеннале современного искусства), Государственная Третьяковская галерея, Москва
Русский поп-арт. Государственная Третьяковская Галерея, Москва
I Click, Therfore I Am/ Я кликаю, значит я сущестссвую. Art-Digital-2004, Центр современного искуссвта М`АРС, Москва
Арт-Клязьма-2005. Международный фестиваль современного искусства на открытом воздухе. Пансионат "Клязьминское водохранилище", Московская область

2004
Watch out! (Смотри!). Национальный музей, Осло
На курорт. Национальный музей, Баден-Баден
Мастерская Арт-Москва. Центральный дом художника, Москва
За красным горизонтом. Центр современного искусства "Уездовский замок", Варшава
Bubble. Комикс в современном искусства. Галерея М. Гельмана, Москва
Арт-Клязьма. Международный фестиваль современного искусства. Пансионат "Клязьминское водохранилище", Московская область
...и другие. Кыргызский национальный музей им. Г. Атиева, Бишкек
6 раз видео. В рамках 5-й Московской фотобиеннале. Центральный дом художника, Москва
The Murmanck Connection. Международный фестиваль перформанса. Club Detox, Киркенес
Ahead of History. Perspectives of Art in the Baltic countries / Впереди истории. Перспективы искусства стран Балтии, Финляндии и России. Kiasma, Хельсинки

2003
FIAC. Париж.
Art-Cologne. Кельн.
Absolut Generation (Поколение абсолюта). В рамках 50 Венецианской биеннале. Палаццо Зенобио, Венеция .
Мастерская Арт-Москва. Центральный дом художника, Москва
Мы-Они. В рамках ярмарки "Арт-Москва". Центральный дом художника, Москва
Redefining Identifies. Русское современное искусство и век глобализации. Тейт-Модерн, Уайтчепел Арт Гэллери, Лондон.
Electric Visions. Фестиваль видеоарта России и стран Северной Европы последних лет. Дом кино, Санкт-Петербург
Новый отсчет. Цифровая Россия вместе с Sony. Современное искусство и новые технологии. Центральный дом художника, Москва
Смотровая площадка. Программы актуального искусства. Центральный дом художника, Москва
Арт-конституция. Московский музей современного искусства, Москва
Арт-Клязьма. Международный фестиваль современного искусства. Пансионат "Клязьминское водохранилище", Московская область
Проекция. Арсенал, Н. Новгород

2002
Центр притяжения. Триеннале стран Балтии. Вильнюс
Davai! Free Russian Art Now / Давай! Из лабораторий свободного искусства в России. Постфурамт, Берлин; МАК, Вена
4th Cetinje Biennial / 4-я Цетинская биеннале, Цетинье
Sniezinka. New Art from Russia/ Снегурочка. Новое искусство из России. Галерея Захета, Варшава
Московское время. Центр современного искусства, Вильнюс

2001
Communication betwеen the Arts / Взаимодействие искусств. 1-я биеннале в Валенсии
Мастерская "Арт-Москва". 25 современных художников России. Центральный дом художника, Москва.

2000
"Арт-Москва 2000", 4-я Международная ярмарка современного искусства. ЦДХ, Москва.
Динамические пары. Искусство против географии. Мраморный дворец Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург; Центральный выставочный зал "Манеж", Москва

1999
Безумный двойник. Стратегия идиотизма в современном искусстве". ЦДХ, Москва. Далее: Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург, Уарон, Франция
 

 Автор о себе 
 
«Синие носы» — прямые наследники «Синей блузы», революционно-акробатических агитбригад 1920-х годов. Мы привыкли, говорят Мизин с Шабуровым, что поэт в России больше, чем поэт, художник больше, чем художник... А раз так — искусство должно высказываться на значимые темы. Иллюстрировать газетные заголовки. Днем — в газете, вечером — в лайтбоксе, баннере или видеоарте! Воздействовать на пионеров и пенсионеров. «Синие носы» поставили перед нами зеркало, и выяснилось, что вместо головы у нас — пиво, сигареты и Бен Ладен. Очистим свои мозги от мусора! «Синие носы» занимаются «современным» искусством — так принято именовать виды и техники, появившиеся в XX веке (фото, видео, акции, инсталляции). Перерабатывают актуальную визуальность. Какую? Включите телевизор! Что вы там увидите? Клиповая нарезка, бесконечные юмористические шоу, замешанная на сексе реклама, сериалы про ментов и новости про президентов. Вот и у «Синих носов» — все то же самое, только доведенное до абсурда... Если художники XIX столетия спешили с этюдниками на пленэр, то мы с вами обитаем в иной реальности. Поэтому этюды современных художников — выстригать из журналов фото терактов, препарировать Петросяна и штудировать интернет-фольклор.

Александр Шабуров
 

 Критика 
 
"Синие носы" – это продукт московского акционизма: Александра Бренера, Анатолия Осмоловского и, в первую очередь, Олега Кулика. Чем замечательны с этой точки зрения "Синие носы"? Они вступили в диалог с имевшимися обстоятельствами и в тоже самое время добавили к ним два новых очень принципиальных нюанса. Первый нюанс состоит в том, что если Кулик создавал свои перформансы на последнем дыхании (в его творчестве было много от витального порыва), то новосибирские художники понизили его экзальтированный пафос градусом самоиронии. Выступая в амплуа русских увальней, медведей в ушанках и тулупах, они, и это очень важно, налепили синие клоунские носы. А это уже совершенно очевидно маркирует собой новый, более рефлексивно дистанцированный и самоироничный этап того, что в 90-е годы было предложено московским акционизмом.

Вторая важная компонента, которая присутствует в работах "Синих носов", – это выбранная ими форма репрезентации. Для того, чтобы показать творчество того же Кулика, надо вложить средства не только в его приезд, но и в осуществление его мегаломанических проектов: нужно выстроить специальную конструкцию для того, чтобы подвесить его под потолок в Музее современного искусства в Генте или создать сложнейшую лабораторию для испытания собаки Павлова на "Манифесте" в Роттердаме. А работы "Синих носов" легко транспортируются обычной почтой и вставляются в любой самый раздолбанный видеомагнитофон. С этой точки зрения художники учли опыт не только московского акционизма, но многого другого, что происходило в современном искусстве в последние годы. Оперативность дистрибуции "Синих носов" – это разумеется совершенно новый элемент художественной стратегии.

Виктор Мизиано


Группа "Синие носы" – самое яркое явление на горизонте российского искусства рубежа ХХ-ХХI вв. Главный жанр работы "Синих носов" – некая акция или, лучше сказать, выходка юмористического плана, скетч или гэг, исполняемые самими художниками перед фото или видеокамерой. Это не отрепетированный спектакль, а симбиоз ролевых "заготовок" с чисто импровизационными действиями. Выходка "Синих носов" и фиксирующий ее "документ", как правило, элегантно балансируют на грани бытового и артистического феномена, выглядя полупрофессиональной, полулюбительской деятельностью. Демонстрация дистанции по отношению к современной культуре – базовая стратегия группы, проявляющаяся во всем многообразии практик осмеяния.

Пародия, юмор, гротеск – все приемы унижения посредством создания смешного и карикатурного образа противника щедро используются "Синими носами". Во-первых, они подвергли издевательскому передразниванию все направления "высокого" искусства ХХ в. от супрематизма до радикального перформанса. Во-вторых, они не пощадили и массовую культуру. Самые популярные телепередачи, ведущие жанры и виды кассового кино и крупнотиражной литературы также были преподнесены "Синими носами" в оглупленно-идиотском виде. Наконец, "Синие носы" атаковали пантеон самых авторитетных деятелей человечества, смешав их почитаемые имиджи с лицами заклятых преступников и мордами диких животных в один общий шабаш-карнавал.

"Синих носов" принято считать исконно русским явлением, ведущим свою традицию эксцентрического поведения от экстатических чудачеств юродивых, блаженных, черных монахов и сибирских шаманов. Но вполне вероятно, что "Синие носы" находятся в русле иной, европейской атеистической традиции "черного юмора", которая нацелена на деконструкцию культурных, сакральных, моральных норм, служащих для удобства управления обществом и подавления личностного начала.

Андрей Ерофеев


С ними становится немного страшно – и тем страшнее, чем веселее. Не исключаю, что в этом и есть смысл всего проекта, – проекта, который призван разоблачить миф "современного искусства" о себе самом. Ведь объект внимания "Синих носов" – вовсе не массовая культура, как можно было бы подумать, а "высокое современное искусство", так называемое искусство для биеннале. С их точки зрения, оно погрязло в чудовищном самодовольстве, создав для себя статус узкоспециального знания или даже особой системы верований, по отношению к которой критика просто невозможна, так как она сразу же клеймится как "реакционная". В проекте "Мода на труд" (2002) два карикатурных "современных художника", глядя на газетные фото терактов, спрашивают друг друга: "Может быть, сделать выставку про черные и белые пятнышки?... А может, про розовые и зеленые?". "Синие носы" безжалостны к эстетам с их "чистым искусством", но ангажированное "политическое" искусство, в котором художник повторяет прогрессивные банальности, им еще противнее. Отказываясь принимать какие бы то ни было ценности всерьез, они устраивают искусству тотальный "детокс", заставляя пересмотреть заново все его позитивные предрассудки, все аксиомы, включая и пресловутую "критическую позицию".

В самом деле, благодаря им становится очень заметно, что критика разрешена в современном искусстве, как в каком-то изощренном виде спорта, только с одной позиции... "Синие носы" испытывают границы искусства на прочность не с той стороны, с какой это разрешено делать, не изнутри, откуда такой жест выглядит героически-освободительным. Они атакуют искусство извне, с позиции обывателя, хотя начиная с авангарда оттуда не ждут подвоха – там прочная оборона против толпы и ее взглядов на искусство. Возможно, "Носы" нужны для того, чтобы показать, насколько все современное искусство базируется на негласных договоренностях небольшой группы экономически заинтересованных в этом бизнесе людей, и насколько это положение вещей перестало быть прочным. "Синие носы" – свидетели катастрофы, хотя и относятся к этому с неизменным юмором.

Если бы "Синих носов" не было, их нужно было бы придумать.

Екатерина Деготь
 

 Библиография 
 
Кулик И., Стравинская М., Тарханов А. Министр культуры сделал всё что мог // Коммерсантъ. — 2007. — 9 окт.
К 15-летию Галереи М. Гельмана: Каталог. — М.: GIF, 2007.
Ковалёв А. Именной указатель. — М.: НЛО, 2005.
Шабуров А. Будда-тур // Художественный журнал. — 2001. № 36.
Искусство против географии: Из серии экспериментальных выставок Отдела новейших течений ГРМ / Проект посвящен 10-летию Галереи Марата Гельмана. — М.-СПб.: GIF, 2000.
Динамические пары. К 10-летию Галереи Гельмана. — М.: GIF, 2000.
Крживицкая Е. «Пуа Йорики» Екатеринбургской губернии // Художественный журнал. — 1999. — № 26-27.
Культурные герои XXI века, или В поисках Золушки. — М.: GIF, 1999.
Березовский концептуалист. Каталог выставки нереализованных проектов Шабурова А. Е. — Екатеринбург: 1998.
Березовский концептуалист. Жизнь и творчество Шабурова А. Е. < Каталог>. — Екатеринбург: 1998.
Шабуров А. Радости обычных художников // Художественный журнал. — 1997. — № 17.
 

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO