Произведения:      Нажмите здесь   
  Программа ESCAPE: Валерий Айзенберг, Лиза Морозова, Антон Литвин, Богдан Мамонов 

 Биографические данные 
 

Валерий Айзенберг

1947 – родился на Украине.
1971 – окончил Харьковский Политехнический институт.
С 1988 – член московского Союза Художников.
Живет в Москве, Нью-Йорке и Тель-Авиве.

Антон Литвин

1967 – родился в Москве.
1990 – окончил Московский Финансовый институт.
Антон Литвин на ARTINFO.ru
Живет в Москве.

Богдан Мамонов

1964 – родился в Москве.
1987 – окончил Московский Полиграфический Университет.
Богдан Мамонов на ARTINFO.ru
Живет в Москве.

Лиза Морозова

1973 – родилась в Москве.
2000 – окончила Санкт-Петербургскую Академию
Театрального Искусства.
Лиза Морозова на ARTINFO.ru
Живет в Москве.


Сайт программы ESCAPE: http://www.escapeprogram.ru

 

 В каких собраниях работы 
 
Государственный Центр Современного искусства, Москва;
Государственная Третьяковская галерея, Москва;
Государственный центр современного искусства, Нижний Новгород;
Клуб Коллекционеров, Москва;
Коллекция сайта www.tank.tv , Лондон.
 

 Участие в выставках, аукционах 
 

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ:

2006
"Драмамаскарад", перформанс, инсталляция, объекты. Галерея "Белка&Стрелка",С-Петербург;
"Stem by stem"(совместно с программой Escape), мультимедийный проект;

2005
"Flat art"(совместно с программой ESCAPE), объекты (полистирол, арокал). Галерея "Клуба Коллекционеров", Арт-Стрелка, Москва

2004
"4/4", мультимедийный проект. Государственный Центр Современного Искусства, Москва;
"Слепота", мультимедийный проект. Галерея "Ruarts", Москва;
"Пальцы", мультимедийный проект. Мастерская "Арт-Москва". Центральный Дом Художника, Москва;
"Честь имею", проект. Галерея Одной Работы, Москва;
"Головокружение", инсталляция. Выставка "Скольжение/Головокружение". Арсенал, Кремль, Нижний Новгород, Россия;
"Художник, погибший под картиной в результате взрыва накануне вернисажа", тотальная инсталляция. Международная Ярмарка "Арт-Москва", некоммерческая программа. Центральный Дом Художника, Москва;

2003
"Квартет", инсталляция. Мастерская "Арт-Москва". Центральный Дом Художника, Москва;
"Win/Loos", фотовидеоинсталляция, Лиза Морозова. Галерея "Escape", Москва;
"Нью-Йорк отражается в Гудзоне", инсталляция, Валерий Айзенберг. Галерея "Escape", Москва;

2002
"Покой нам только снится", инсталляция. Мастерская "Арт-Москва". Центральный Дом Художника, Москва;
"...Знают и Любят", инсталляция. Международная ярмарка "Арт-Москва", Центральный Дом Художника, Москва; "ХI.IХ", мультимедийный проект. L-галерея, Москва;

2000
"Yellow Butterfly", инсталляция, Валерий Айзенберг. Галерея "Escape", Москва;

1999
"Осторожно, дети! или Бивис и Бат-Хед уже здесь", объекты, видео, Антон Литвин. Галерея "Escape", Москва;
"Визуальная Манипуляция N21", документация перформанса, Валерий Айзенберг. Галерея "Escape", Москва;


ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ:

2009
История Российского видеоарта. Том 2. Московский музей современного искусства, Москва

2008
"Stem by stem", "Треугольник" видео. Выставка "О смертном в искусстве. Памяти Николая Константинова", "M-галерея", Ростов-на-Дону;
"Спящий матрас" инсталляция. Выставка "Спальный район", галерея "ArtMarin", Москва;
"Apartment Noise" аудио инсталляция. Выставка "Hosting", MoBY, Israel;

2007
"Мокрые","Схема","Полный успех", перформансы. Международная Ярмарка Современного Искусства "Арт-Москва", ЦДХ, Москва;
"4/4", видеоинсталляция. "Видео выставка: между Европой и Азией. Программа видео арта", Самарский Государственный Университет, Самара;
"Долбо...", аудиоинсталляция. V Ширяевская биеннале Современного искусства, с.Ширяево;
"Red dance", видео. Международный фестиваль видеоарта в общественных пространствах "Out Video", Екатеринбург;
"Stem by stem", "Red dance", видео. VI Уличный фестиваль видеоарта "Пусто", Москва;
"Треугольник", видео инсталляция. Выставка "Дневник художника", ЦДХ, Москва;
"Салон отверженных", проект. Мастерские Арт Москва, ЦДХ, Москва;

2006
"Квартет", видео инсталляция.Выставка «Звуки тишины», Герцилийский музей современного искусства, Израиль;
"Stem by stem", видео. Международный фестиваль видеоарта в общественных пространствах "Out Video", Екатеринбург, Москва;
"Stem by stem", мультимедийный проект. Ravenscourt Galleries, Международная Ярмарка "Арт-Москва", ЦДХ, Москва;
"Пальцы", мультимедийный проект. Выставка лауреатов премии "Черный квадрат", "Клуб на Брестской", Москва;

2005
"Quartette", видео инсталляция. Выставка "Московский прорыв", Bargehouse, Лондон;
"Quartette", видео. Фестиваль русского искусства PROGRESS, Vooruit geluid festival, Гент, Бельгия;
"Панаев, Скабичевский и другие", инсталляция. Фестиваль "Ars longa" в рамках булгаковского фестиваля "Рукописи не горят", Арт-Стрелка, Москва;
"4/4", объекты (полистирол, арокал). Выставка "Портрет лица", галерея "МАРС", Москва;
"Flat art", объекты (полистирол, арокал). Галерея "Клуба Коллекционеров", Арт-Стрелка, Москва;
"ESCAPE Travel agency", видео. Выставка из коллекции сайта www.tank.tv, Лондон;
"Хор", видео. Фестиваль "Европалия", Брюссель;
"Too long to escape", интерактивная слайд-инсталляция. Вечеринка "Наши в Венеции", Арсенал, Кремль, Нижний Новгород;
"Хор", видео. Выставка "Мы", Форум Художественных Инициатив, Новый Манеж, Москва;
"4/4", видео. Выставка памяти Ю.Соболева, клуб "Платформа", С-Петербург;
"Too long to escape", интерактивная слайд-инсталляция. 51-я Венецианская биеннале, Российский павильон, Джардини, Венеция;
"Attension-1", фото инсталляция. Выставка "Троица", Русская галерея, Таллинн, Эстония;
"Quartette", видео. Выставка "Острые технологии", в рамках фестиваля "Таймырский кактус", Музей истории и освоения НПР, Норильск;
"4/4", видео инсталляция. Выставка "За красным горизонтом", в рамках проекта "Варшава-Москва. Warszawa-Moskwa", ГЦСИ, Москва
"Quartette", видео инсталляция. Выставка "Коллективное творчество", Кунстхалле Фридерицианум, Кассель, Германия;
"Quartette", видео. ЭКСПО-2005, Айчи, Япония;
"Турагенство ESCAPE-5", инсталляция, перформанс. Выставка "Сообщники", 1 Московская Биеннале Современного Искусства, Государственная Третьяковская Галерея на Крымском Валу, Москва;
"Головокружение-1", видеоинсталляция. Выставка "Человеческий проект". 1 Московская Биеннале Современного Искусства, Центральный Дом Художника, Москва;
"Attension-1", фотоинсталляция. Выставка "Hope-stop". 1 Московская Биеннале Современного Искусства, Зверевский Центр Современного Искусства, Москва;
"Слепота-1", лайтбоксы. Международная Ярмарка "ARCO", Мадрид, Испания;

2004
"4/4-1", видеоинсталляция. Выставка "7 грехов". Музей Современного Искусства, Любляна, Словения;
"Квартет-4", инсталляция. Выставка "Над красным горизонтом". Центр Современного Искусства, Уяздовски Замок, Варшава, Польша;
"Квартет-3", инсталляция. Выставка "Orient Inn". Палаццо Пезаро
Папафава, Венеция, Италия;
"Monstruation-1", инсталляция. Выставка "Рай". Форум Художественных инициатив. Новый Манеж, Москва;
"Monstruation", видео. Выставка "Мимикрия". Коломяги, Мастерская Т. Назаренко, С-Петербург, Россия;
"Attension", фотоинсталляция. Выставка "ОК, Америка!".
Галерея "APEXart", Нью-Йорк, США;
"Monstruation", инсталляция. Выставка "На курорт! Русское искусство сегодня". Государственный Выставочный Зал/Кунстхалле, Баден-Баден, Германия;
"Без названия" (совместно с отцом Иоанном Охлобыстиным), инсталляция. Выставка "Дизайн и реклама". Центральный Дом Художника, Москва.

2003
"Квартеронка", тотальная инсталляция. Выставка "Смотровая площадка". Центральный дом Художника, Москва;
"Квартет-2", инсталляция. Выставка "Рай в бункере". Бункер под Александерплац, Берлин, Германия;
"Без названия", фото. Выставка "Возвращение в Берлин". Гете-Институт, Москва;
"Квартет-1", инсталляция. Выставка "Преодолевая отчуждение", Пражская Биеннале I. Национальная Галерея/Велетржни Палац, Прага, Чехия;

2002
"Milky Way", видеоинсталляция. Выставка "Родина/Отечество". Форум художественных инициатив. Малый Манеж, Москва;

"The Official Album. Eurovision Contest – 2001", аудиопроект. Выставка "EURO". Музей и общественный Центр им. А. Сахарова, Москва;
"Опасности подстерегают", "Просто Еsсаре", "Бабушка, телевизор сломался", "Невидимая брань", "О религии", "Electric eye", объекты. Выставка "Вместо искусства". Зверевский Центр Современного Искусства, Москва;
"Следы среднего класса", инсталляция. Выставка "Ожидание". Международная Ярмарка "Арт-Москва". Центральный Дом Художника. Москва;
"Beauty Free", мультимедийный проект. Выставка "Ярмарка". Королевский Колледж Искусств, Лондон, Великобритания;

1999
"Живые и Мёртвые", групповая выставка. Галерея "Escape", Москва.

Больше информации на сайте «Программы ESCAPE»
 

 Автор о себе 
 
Программа ESCAPE (до 1999 г. – ESPACE) была создана в 1999 году художником Валерием Айзенбергом. В том же году к нему присоединились художники Богдан Мамонов, Антон Литвин и Лиза Морозова. В процессе деятельности определилась структура программы, включающая совместные проекты членов программы (группа ESCAPE) и галерея ESCAPE (выставки и акции членов группы и приглашённых художников на территории галереи и других площадках).

Типологически деятельность галереи относится к интернациональной практике artist run spaces и, кроме того, возрождает в новом контексте московскую традицию Апт-арта. Все четыре члена программы являются кураторами выставок галереи.

Галерея ESCAPE располагается в квартире-студии В. Айзенберга (ул. Нагорная, д.23 кор.2) Именно здесь проходили первые акции программы. За пять лет в общей сложности было проведено 25 выставок. За некоторым исключением, это персональные выставки приглашенных художников, носящие экспериментальный характер.

Возникновение ESCAPE стало реакцией на монополизацию актуального искусства узким кругом галеристов, кураторов и критиков: новые виды конкуренции неизбежно вызывают к жизни необходимость новых стратегий. В такой ситуации наиболее эффективной оказывается деятельность не художника-одиночки, а группы художников. Но не менее важным для создания программы явилась внутренняя потребность каждого в коллективном творчестве.

Статус программы позволяет ее членам позиционировать себя как независимых от институций, быть мобильным образованием и показывать проекты одновременно на разных площадках.

Стратегия программы основана не на попытке найти пустующую нишу в полностью заполненном постмодернистском поле искусства, а на том, чтобы поместить себя в зазоры между нишами, совершать своего рода коммуникационные "террористические" акты на территорию Искусства. Такую метадеятельность можно сравнить с действием компьютерного вируса в сети.

Программным перформансом, иллюстрирующим название программы, стало "Исчезновение" (Б. Мамонов, В. Айзенберг, 2000) Перформанс был построен на демонстративном отказе от контакта и состоял из череды "убеганий", провоцировавших зрителей на более тесное общение.

В августе 2000 года в галерее ESCAPE открылась выставка "Лиза и мертвые", положившая начало новому направлению – нонспектакулярному искусству. Эта практика, последний отблеск русского авангарда ХХ-го века, стала реакцией на искусство 90-х, ставшее заложником "масс-медийной призывности и непристойной видимости". Отрицая визуальность и зрелищность, дискредитированные современными медиа, ESCAPE не отрицает образности и формы. Своей задачей программа видит не столько критику механизмов капиталистического общества, сколько максимальный уход от репрезентации как фашизоидного типа деятельности.

Единственной ценностью в мире искусства для членов программы является сам Художник и его жизнь, поэтому излюбленный жанр ESCAPE – перформанс как "искусство жизни", а одна из сквозных тем творчества – анализ внутригрупповых и социальных ролей членов программы, их имиджей и отношений ("XI.IX", "Beauty Free"), исполненный одновременно серьезности и не лишенный самоиронии.

Одна из целей ESCAPE – новые и очень личные отношения между художником и зрителем. Эти отношения могут выражаться в совместном чаепитии со зрителем (проект "Лиза и Мёртвые"), игры с ним в футбол ("Зверев и Чирик"), катания зрителя по выставке в вагонетке ("Всё, что вы увидели...") или вождения его за руку по кругу с завязанными глазами ("Motherland Exchange"). Здесь форма существования художника почти полностью сливается с реальностью.

Важнейшей особенностью ESCAPE является постоянная смена форм своего социального функционирования. За 5 лет она не только позиционировала себя как нонпрофитная галерея, но и принимала формы магазина, турагенства, бюро по ремонту и даже службы по обретению Родины (проект "Motherland Exchange"). Так, на Международной художественной ярмарке "Арт Манеж 2000" члены Программы затеяли ремонт стенда на глазах у публики. На ярмарке "Арт Москва 2001" они выставили в виде произведений искусства свои личные вещи. В ходе проекта "Турагенство Escape" художники продавали реальные туры в различные уголки мира, в ходе которых в роли гидов совместно со зрителем-туристом совершали перформансы-посвящения в скрытую реальность, пытаясь превратить зрителя в художника.

Стратегия программы продолжает развиваться. Если такие работы как "Интервью" (2001), "Знают и любят" (2002), "Пираты" (2003) – это проекты с элементами провокации, то проекты "Покой нам только снится" (2002) и "Квартет" (2003), показанные на Мастерских "Арт Москва", напротив, можно назвать лирическими, затрагивающими проблему общечеловеческих ценностей и их места в современной культуре и обществе.

Сегодня ESCAPE – одна из наиболее активных сил, действующих на московской художественной сцене. Признанием ее влияния стало получение программой на Мастерских "Арт Москва 2003" премии "За достижения в области актуального искусства".

Успех пришел к группе, не работавшей ни с одной из московской галереей, не пользовавшийся поддержкой крупных институций и не имеющей серьезных финансовых возможностей. Тем не менее, участники программы доказали, что сегодня художник может добиться успеха, оставаясь независимым. Это, наверное, и есть главное достижение ESCAPE за пять лет деятельности.
 

 Критика 
 
Деятельность «Программы ESCAPE» - протяженный во времени пятилетний эксперимент, объединивший усилия четырех энтузиастов в лице: Валерия Айзенберга, Лизы Морозовой, Богдана Мамонова и Антона Литвина. Все участники этой коалиции периодически выступают автономно. Однако наибольшей известности, популярности и премии “За достижения в области актуального искусства” на «Арт Москве» 2003 года художники добились именно как коллектив. Пионеры и пропагандисты нонспектакулярного искусства в наших широтах, на сей раз художники «Эскейп» исследуют сложные механизмы коллективного творчества и успешного сосуществования в группе. Представленная эффектная видеоинсталляция «4/4» в метафорической форме повествует о том, что любому организму для результативного функционирования необходима гармония и напряжение всех участников процесса.

Дмитрий Барабанов, АРТикуляция №26
 

 Библиография 
 
 

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO