Произведения:      Нажмите здесь   
  Нахова Ирина 

 Биографические данные 
 
1955 родилась в Москве
1972 - 1978 училась в Московском полиграфическом институте, Москва
с 1986 член Союза художников СССР
1992 переехала в США
Живет и работает в Нью-Джерси, США и Москве
Ирина Нахова на сайте www.conceptualism.letov.ru
 

 В каких собраниях работы 
 
Государственный центр современного искусства, Москва
Norton Dodge Gallery
 

 Участие в выставках, аукционах 
 

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ:

2008
Зона неразличения. XL-галерея, Москва

2007
Disagreeable Matters - Disarming Icons. Windows at Kimmel Center, New York University, Нью-Йорк, США

2006
Trip. XL-галерея, Москва
Moscow Installation. Karlsruhe Kunstlerhaus, Карлсруэ, Германия

2005
Искусственные Кусты и Сидящая на Берегу. Государственная Третьяковская Галерея, Москва
Probably Would 1. Nailya Alexander Gallery, Нью-Йорк, США
Two New. Kresge Gallery, Ramapo College, Мава, США

2004
Степень повышенной опасности. Государственный Центр современного искусства, Москва
Мы. XL-галерея, Москва
Irina Nakhova. Galerie im Traklhaus, Зальцбург, Австрия

2003
When Will You Be Home? Wooster College Art Museum, Вустер, США
Репетиция. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

2002
Побудь со мной. XL-галерея, Москва, Россия

2001
Благовещение. XL-галерея, Москва, Россия

2000
Deposition. Rupertinum, Museum Moderner Kunst, Зальцбург, Австрия
Showroom: Installation with Big Red. Tallinna Linnagalerii, Таллинн

1999
Большой красный. XL-галерея, Москва, Россия
Археология комнаты. Галерея «Obscuri Viri», Москва, Россия

1998
Showroom: Installation with Big Red. Galerie Eboran, Зальцбург, Австрия
Honeybuns Performing Goethe`s Werter (совместно с Гюнтером Унтербургером). Galerie im Alcatraz, Халлейн, Австрия

1997
Что я видел. XL-галерея, Москва, Россия
Power of Painting: Food Painting. Bunting Gallery, Ройял Оак, США

1996
Папе нужно отдохнуть. Галерея «Obscuri Viri», Москва

1995
Friends and Neighbors. Cranbrook Art Museum, Блумфилд Хилз, США
Пища богов. XL-галерея, Москва

1993
Careful With Your Eyes. Gallery 60, Умео, Швеция

1992
In Memoriam. Chicago International Art Exposition, Чикаго, США
Recent Works. Phyllis Kind Gallery, Нью-Йорк, США

1991
Partial Triumph II. Galeria Berini, Барселона, Испания

1990
Momentum Mortis. Phyllis Kind Gallery, Нью-Йорк, США

1989
Partial Triumph I. Vanessa Devereux Gallery, Лондон, Англия


ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ:

2008
+7 (495) ...Государственный Центр современного искусства, Москва

2007
История российского видеоарта - том 1. Московский Музей современного искусства, Москва
Верю. Центр современного искусства «Винзавод», Москва
Katoptron (Направление взгляда зеркала). Музейный центр Российского государственного гуманитарного университета, Москва
Nostalgia. Neal Davis Gallery, Ройал Оук, США
Apocalypse: Contemporary Visions. Candice Dwan/Nailya Alexander Gallery, Нью-Йорк, США

2006
Territories of Terror: Mythologies and Memories of the Gulag in Contemporary Russian-American Art. Boston University Art Gallery, Бостон, США
Artists Against the State: Perestroika Revisited. Ronald Feldman Fine Arts, Нью-Йорк, США
Коллаж в России. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
Homo Grandis Natu: Возраст. Музейный центр Российского государственного гуманитарного университета, Москва

2005
Рефлексия. Государственный центр современного искусства, Москва; Государственный Центр современного искусства, Нижний Новгород; Екатеринбургская галерея современного искусства, Екатеринбург
Гендерные волнения. Московский Музей современного искусства, Москва
Сообщники. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Эгалитарность. Музейный центр Российского государственного гуманитарного университета, Москва
Квартирные выставки. Вчера и сегодня. Государственный Центр современного искусства, Москва
Allusive Form: Painting as Idea. Zimmerli Art Museum, Rutgers University, Нью-Брунсвик, США

2004
Beyond Memory. Zimmerli Art Museum, Rutgers University, Нью-Брунсвик, США
Тело, культура и оптические иллюзии. Музейный центр РГГУ, Москва
Berlin-Moskau/Москва-Берлин 1950-2000. Государственный исторический музей, Москва

2003
Lulea Sommar Biennial. Лулео, Швеция
Berlin-Moscau/Moscau-Berlin 1950-2000. Martin-Gropius-Bau, Берлин 3-я Международная биеннале современной графики. Государственная картинная галерея, Новосибирск
Tests of Time: Five Reflections. Jewish Community Center in Manhattan, Нью-Йорк, США Contemporary Art Celebrating Life. Allegheny Cemetery, Питсбург, США

2002
Искусство женского рода. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Aquaria. Oberosterreichisches Landesmuseum, Линц, Австрия; Kunstammlungen Cheminitz, Кемниц, Германия
mind/body. The Gallery at Bristol-Myers Squibb, Принстон, США

2001
Milano - Europе 2000. Palazzo Triennale, Милан, Италия
Dumbo Double Deuce. 10 Jay Street, Бруклин, США
Women Artists from the Dodge Collection. Zimmerli Art Museum, Rutgers University, Нью-Брунсвик, США
Four Women and Their Ironing Boards. Artemesia Gallery, Чикаго, США

1999
IV Международный форум художественных инициатив. Государственный выставочный зал «Малый Манеж», Москва
Conceptualist Art: Points of Origins. Queens Museum of Arts, Нью-Йорк, США
My First Work. Pasadena City College Gallery, Пасадена, США
Collector`s Edge. New Jersey Center for Visual Arts, Саммит, США
Русское искусство от абстракции до концептуализма. Центральный Дом художника, Москва
Russland ohne zeitgenoessisches Museum. Teil 2: Die Galerie XL in Moskau. Foyer Hochhaus W1 der Bayer AG, Леверкузен; Feierabendhaus der Bayer AG, Дормаген
Women in Art. Friendship Gallery, Чеви Чейз; Atrium Gallery, Морристаун, США

1994
II Cetinjski Bijenale. Цетине, Черногория
Monumental Propaganda. Smithsonian International Gallery, Ripley Center, Вашингтон, США

1993 - 1994
After Perestroika: Kitchenmaids or Stateswomen. Centre International d`Art Contemporain de Montreal, Монреаль, Канада; The Picker Art Gallery, Colgate University, Хамильтон; DePree Art Center and Gallery, Hope College, Холланд; Western Gallery, Western Washington University, Беллингэм; Ins and B.Gerald Cantor Art Gallery, College of the Holy Cross, Ворчестер, США

1992
a Mosca... a Mosca... Villa Campoleto, Геркуланум; Galleria Comunale d`Arte Moderna, Болонья, Италия
A Changeable Feast: International Flavors. Walters Hall Gallery, Rutgers University, Нью-Брунсвик, США
Master Prints. Gallery at Bristol Meyers Squibb, Принстон, США; Phyllis Kind Gallery, Чикаго, США

1989
The Green Show. Exit Art, Нью-Йорк, США; Dunlop Art Gallery, Риджина, Канада; Mendel Art Gallery, Саскатун, Канада
Дорогое искусство (Выставка Клуба Авангардистов). Московский Дворец молодежи, Москва
Недорогое искусство, или Маленькие создания. Первая галерея, Москва

1988
Ich lebe - Ich sehe. Kunstmuseum, Берн, Швейцария
ИсKUNSTво I. Kunstlerwerkstatt im Bahnhof Westend, Западный Берлин
2-я выставка Клуба авангардистов. Выставочный зал Пролетарского района в Пересветовом переулке, Москва
Neuvostoliiton Nuorta Taidetta. Turun Taidemuseo, Турун, Финляндия

1982
Что такое пластика (однодневная выставка). Выставочный зал МСХ на Кузнецком мосту, 11, Москва

 

 Автор о себе 
 
 

 Критика 
 
Хотя о современном художнике мы по инерции продолжаем говорить, что он “творит”, на практике его деятельность часто представляет собой работу с готовыми объектами, сближающую его скорее с коллекционером. На этом фоне практика Ирины Наховой выглядит совершенно по-другому: она странным образом продолжает сохранять фундаментальный творческий импульс созидания, почти архаический жест превращения сырой материи в нечто оформленное, который некоторые назвали бы “женским”. В инсталляциях Наховой часто присутствуют архитектура и скульптура, но не меньшее место занимает и живопись – не картина как предмет, а именно живопись как жест, которым Нахова расписывает брезент раскладушек («Camping», 1990) или сукно пальто («Friends and Neighbours», 1994). Этот жест приносит «живое», телесное в инсталляцию, живопись – что очень явственно звучит в этом слове в русском языке – выступает как “давание жизни”, наполнение мертвой материи энергией. Поэтому и надувные скульптуры Наховой («Big Red», 1999) тоже не выбиваются из общего ряда, хотя колышущаяся в них “жизнь” может быть и пугающей. Это ощущение испуга важно, хотя не сразу понимаешь, с чем оно связано.

Построение пространства изнутри наружу, стимуляция его роста, созидание сложно устроенных пространственных миров, вставленных один в другой, составляет пружину и собственно живописи Наховой – вида искусства, с которого она начала и которым не перестает заниматься. Если есть что-то, что объединяет все разнообразные проекты Наховой, от объектов до картин, то это принцип постепенной, слоями лепки пространства живописными средствами.

Так была сделана самая яркая группа работ ее раннего периода, 1980-х годов, – «Комнаты», серия из пяти энвайронментов в пустой комнате ее московской квартиры, выполненных именно средствами живописи (и отчасти коллажа). Параллельно, в те же годы и тоже в Москве, Илья Кабаков изобретал свою форму инсталляции как квазимузейной комбинации бытовых предметов; проект Наховой совершенно другой – она формирует, прежде всего, целостную, мягкую иллюзорную среду, маскируя реальные пространственные и световые соотношения.

Ее «Комнаты» представляли собой одну из вершин московского неофициального искусства 1970-х–1980-х годов, и вместе с тем порывали с ним. Концептуальный круг, к которому принадлежала Нахова, культивировал формы, генетически связанные с книгой. Если называть только художников из ближайшего окружения Наховой, то Илья Кабаков и Виктор Пивоваров создают в эти годы жанр альбома, Лев Рубинштейн занимается визуальной поэзией, группа «Коллективные действия» и ее лидер Андрей Монастырский сопровождает все свои перформансы подробной документацией и комментариями, которые издает в виде машинописных журналов. Дело здесь было в том, что все художники в стране, почти полностью лишенной рынка произведений искусства в их материальной форме, рассматривались как работники государственной системы медиальной дистрибуции образов и текстов (Нахова тоже работала для государственных издательств как дизайнер книги). А поскольку государство тотально контролировало этот рынок, то художники, ориентированные на альтернативный государству “неофициальный” проект, создали парадоксальный приватный медиальный рынок – систему показа произведений в узком кругу художников, на “квартирных” выставках, где произведения обращались в пространстве обмена идеями, выступали материалом для диалогов, средством коммуникации и тематизацией ее. Именно поэтому в кругу московского концептуализма главной художественной формой стала форма квази-книги, книги без тиража.

Первые картины Наховой тоже представляют собой своего рода алфавиты форм и пространств и тематизируют принципы манипуляции знаками – так в многочастных композициях «Подмены» (1976) или «Времена года» (1979). Однако скоро от этих сложно устроенных, но ясно читаемых систем знаков, от этих живописных “книг” с их минималистски-плоскими формами (аналог буквам) Нахова перешла к максималистской инсценировке целостного, тотального пространства – вначале в инсталляциях «Комнаты» (с 1983), а затем в собственно живописных диптихах «Амфитеатр» (1987), «Double Vision» (1989), «Мебиус» (1990) и других.

Очевидный разрыв с традицией состоял в движении в сторону того, что на первый взгляд могло выглядеть формализмом. В отличие почти ото всех своих собратьев по московскому концептуальному кругу, Нахова принципиально отказывалась от локального материала, от археологии «советского», и радикально размывала конкретность изображенного – даже если это было нечто столь нагруженное знаковым содержанием, как парадная аудитория одного из съездов правящей Коммунистической партии, как в «Амфитеатре». Она апеллировала не к социальным или идеологическим мотивам, но к истории искусства, обращаясь к силуэту собора в Ареццо или даже античным статуям, а о будущем распаде СССР пророчествовала как о расколе классической статуи (так это было инсценировано ею в инсталляции «Частичный триумф» в 1989 году).

Однако речь шла вовсе не о консервативной революции и даже не о пресловутом “постмодернизме”. История искусства парадоксальным образом выступала здесь не как инструмент сужения горизонтов или движения в сторону “чистого искусства”, но как инструмент их расширения, инструмент универсализации. В СССР, где физическое перемещение граждан за границу было жестко табуировано, совершенно особую роль играло распространенное в стране классическое образование, ориентированное почти исключительно на мировую (а не локальную) культуру, выступавшую как универсальное средство приобщения к цивилизации. Советский человек вообще и, в частности, советский художник был необычайно широко образован, и образование служило ему средством виртуальных путешествий между контекстами. Образование, полученное в СССР, давало советскому художнику, парадоксальным образом, чувство огромной интеллектуальной свободы, позволявшей осуществлять любые стилистические и идеологические сравнения, в других странах нередко морально табуированные. Сейчас, живя в США, где она оказалась уже в 1990е годы, Нахова использует этот потенциал универсализма, полученный ею еще в СССР.

Однако другое, и еще более радикальное, «предательство» концептуализма состояло в том, что, начиная с «Комнат», Нахова камуфлировала архитектуру концептуальных систем, лежащих в основе ее работ, и принципы построения своих произведений вообще, погружая зрителя в некую тотальность, где он терял систему координат, будучи захвачен пространственным «вихрем». Позднее ее живопись только развила этот принцип: с 1990-х годов она пишет картины все более и более внешне целостные, хотя в основе их лежат сложные и даже порой причудливые технологические приемы наложения и смещения форм и углов зрения.

<...>
Однако Нахова, переместившаяся из русско-советского художественного и социального контекста в западный, смотрит на все эти традиции альтернативы – как русско-советскую, так и феминистскую – с не лишенной скептицизма дистанцией. Поэтому в своей инсталляции «Побудь со мной» (2003), которая представляет собой шатер, наполненный картинами и звуками голоса требующей внимания матери, она тематизирует «материнскую форму» как ловушку, а окружающую зрителя живопись – как средство манипуляции и морального шантажа. Максималистские картины Ирины Наховой, построенные на огромной творческой амбиции, одновременно раскрывают перед нами и опасность этой амбиции: «заглатывая» нас, эти картины напоследок признаются в содеянном.


Екатерина Деготь. Ирина Нахова: живописный максимализм
 

 Библиография 
 
 

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO