-
- Эдуард Семёнович Гороховский (12 июня 1929, Винница — 30 июня 2004, Германия) — российский художник, классик московского концептуализма, основатель отечественного «photo-based art».
Родился 12 июня 1929 года в городе Винница. В 1954 году окончил Одесский строительный институт по специальности «архитектура». Первые учителя по живописи, рисунку, истории искусств — А. Постель, Т. Фрайерман, Г. Готгельф, А. Копылов. В 1955 году впервые участвовал в официальной выставке Новосибирского союза художников. В 1968 году был принят в Союз художников СССР. В 1973 году переехал из Новосибирска в Москву. С 1974 года принимал участие в неофициальных, полуофициальных и официальных отечественных и зарубежных выставках.
С 1991 г. значительную часть времени жил и работал в Германии, в г. Офенбах.
-
-
Коллекции: Государственная Третьяковская Галерея (Москва)
ГМИИ им.Пушкина (Москва)
Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Московский музей современного искусства (Москва)
Музей ART4.RU (Москва)
Музей Альбертино (Вена)
Музей Людвига (Аахен, Германия)
Государственный Музей в Дрездене (Германия)
Еврейский музей (Франкфурт/М.)
Музей Альфа Кубик (Токио)
Музей Зиммерли (Нью-Джерси, США)
-
-
- Персональные выставки
2009 – "Иллюстрация памяти", Галерея "Файн Арт"
2008 – "НЮ", Галерея “Файн Арт” (Москва)
2007– "Озорные рисунки", Галерея “Файн Арт” (Москва )
2003 – Государственный центр современного искусства
2002 – Галерея “Файн Арт” (Москва);
Московский центр искусств (Москва);
2000, 2001 – Галерея “Файн Арт” (Москва).
1999 - Галерея Zellermann (Берлин)
Государственная Третьяковская Галерея (Москва),
Галерея “Файн Арт” (Москва)
1997 - Русский Институт культуры (Вена)
Rathaus (Бад Олдеслое,Германия)
Галерея Brumme (Франкфурт/М.)
Еврейский музей (Франкфурт/М.)
1994 – Галерея Rahmel und Partner (Кельн, Германия)
Literaturhause/Commerzbank (Франкфурт/М.,Германия)
Групповые выставки
2010 – "Всегда другое искусство", Московский музей современного искусства
2009–2010 «Автопортрет», Московский музей современного искусства
1998 – Музей Современного искусства (Пассау,Германия)
1996 – Бургмузеум Куэрфурт (Германия)
Кюнстферайн Зальцгиттер (Германия)
1995 – Вильгельм-Хак Музей (Людвигсхафен на Рейне,Германия)
Документа Халле (Кассель,Германия)
1994 – Музей Людвига (Аахен)
1992 – ГМИИ им.Пушкина (Москва)
Музей Почты (Париж);
1991 – Государственный Русский музей (Санкт-Петербург),
Музей Современного искусства (Вашингтон),
Музей Людвига (Аахен, Германия),
1990 – Государственная Третьяковская Галерея (Москва)
Штеделик Музей (Амстердам)
Элдрих Музей Современного искусства ( Риджефилд, США)
Музей Альфа Кубик (Токио);
-
-
- <<…Я уже точно знаю, что не нужно заталкивать в картину великие идеи добра и зла, — писал художник о своем творчестве. — Я их оставляю за дверью мастерской, отделяя все жизненное от того, что связано с моей работой. Картина для меня — пластический объект. Моя забота — забота мастера-ремесленника: предельно виртуозно при помощи собственного метода, сообразно своим эстетическим воззрениям исполнить поставленную пластическую задачу…>>
-
-
Основополагающее свойство русского искусства второй половины ХХ века в том, что его делали великие самоучки, открывшие факт существования современного искусства через персональный прорыв и подвиг.
Но индивидуальный путь Эдуарда Гороховского даже в этом контексте выглядит удивительно. Архитектор по образованию, книжный иллюстратор и график, создававший высокохудожественные серии типа "Новосибирск строится" или "Дома на берегу Оби", он нашел в себе силы покинуть насиженное место уважаемого члена Союза художников в хорошем сибирском городе. И, перебравшись в 1974 году в незнакомую Москву, перейти в стан нонконформистов. Произошло это как-то вдруг, после случайной встречи в Доме творчества с Виктором Пивоваровым и последовавшего за ней знакомства с другими столичными концептуалистами – Ильей Кабаковым, Иваном Чуйковым, Эриком Булатовым.
Самое удивительное даже не в том, что советский график Гороховский смог радикально изменить стиль, написав свою первую картину в сорокапятилетнем возрасте, но в том, что ему удалось вырваться из мутного потока разрешенного формализма, в котором личность стиралась до полного исчезновения. Теперь тех милых либералов с кисточками, которые так гордились своей неповторимой и проникновенной художественной манерой и якобы смело противостояли официозу, уж не отличить друг от друга. А вот Гороховский, который в Москве скитался поначалу по чужим мастерским, сумел почти мистическим образом пробиться к очень узнаваемому стилю. Он сразу же стал использовать прием, невольно табуированный в официальном и полуофициальном искусстве, – работу с чужими фотографиями. Историческими, семейными, официальными, дружескими – не важно. Гороховский переносил фотоизображения на холст и подвергал их различным манипуляциям в концептуалистском духе.
При этом Гороховский из своего прежнего мира принес в неофициальное (читай – современное) искусство не только высокую технологичность и абсолютное профессиональное мастерство, но и некоторую теплую "рукотворность" в создании работ. Поэтому даже тиражные шелкографии, столь холодные и отстраненные у американских поп-артистов, с которыми неоднократно сравнивали Гороховского, у него оказываются инструментом нежным и лирическим. Тем более что он – в отличие от Энди Уорхола и компании – использовал готовые фотообразы вовсе не для критического анализа действительности, но для реанимации прошлого, запечатленного в древних выцветших снимках. Именно они постепенно стали любимым материалом Гороховского.
Андрей КОВАЛЕВ
-
-
-
-
Запрос дополнительной информации о художнике
© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO