Произведения:      Нажмите здесь   
  Аввакумов Юрий 

 Биографические данные 
 
1957 родился в Тирасполе
1981 окончил Московский Архитектурный Институт
1983-88 преподает в МАРХИ
1984 вводит в употребление термин БУМАЖНАЯ АРХИТЕКТУРА для обозначения жанра концептуального проектирования в СССР 1980-х гг. Курирует выставки БУМАЖНОЙ АРХИТЕКТУРЫ в Москве (Юность,1984 / МАРХИ, 1992 / Музей Архитектуры, 1994); Любляне (SCUC, 1986), Париже (La Villette, 1988); Милане (Palazzo dell`Arte, 1988); Франкфурте (Deutsches Architekturmuseum, 1989); Кельне (Linssen, 1991); Цюрихе (Architekturforum, 1990); Брюсселе(Foundation pour l`Architecture, 1990); Кембридже (List Visual Arts Center, MIT, 1990); Новом Орлеане (Contemporary Arts Center, 1991); Остине Huntington Gallery,1991); Амхерсте (Fine Arts Center, 992) и т.д.
1993-94 преподает в Высшей Школе Дизайна, Карлсруэ
с 1993 фонд УТОПИЯ, Москва www.utopia.ru
2000-03 курирует 36 выставок архитектурной фотографии в ФОТОПРОГРАММЕ 24. Государственный Музей Архитектуры, Москва / Московский Дом Фотогарафи www.24photo.ru
персональный сайт художника: avvakumov.com
 

 В каких собраниях работы 
 
Государственный Русский Музей, С. Петербург
Государственная Третьяковская Галерея, Москва
Государственный Музей Архитектуры, Москва
Немецкий Музей Архитектуры, Франкфурт
Музей Виктории и Альберта, Лондон
Музей Современного Искусства в Тренто и Роверето
Музей Нового Искусства, Карлсруэ
Архитектурный Фонд, Брюссель
Государственный Центр РОСИЗО, Москва
Музей Циммерли, Нью-Брунсвик
Музей МАРХИ, Москва / Московский Центр Искусств, Москва
Красноярский Музейный Центр
Калининградская Художественная Галерея
Коллекция Хэчингер, Вашингтон
 

 Участие в выставках, аукционах 
 
ИЗБРАННЫЕ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ:

2007 ИГРЫ. Stella Art Foundation, Москва
2006 КРАСНЫЙ УГОЛ. Stella Art Gallery, Москва
2005 LA SCALA. Галерея Крокин, Москва
2000 РАЗНОЕ/24. Государственный Музей Архитектуры, Москва
1999 А. С. ПУШКИН И ДЕНЬГИ. Галерея XL, Москва
1996-2000 РУССКАЯ УТОПИЯ. ДЕПОЗИТАРИЙ. Российский Павильон, Венецианская Биеннале /Нидерландский Архитектурный Институт, Роттердам / Государственный Музей Архитектуры, Москва / Музейно-Выставочный Центр, Волгоград / Государственный Русский Музей, С. Петербург
1994 1:43. Галерея Карлхайнца Мейера, Карлсруэ
1992 НЕЛИКВИДЫ (с Сергеем Шутовым). Первая Галерея, Москва
ВРЕМЕННЫЕ МОНУМЕНТЫ. Государственный Русский Музей, Санкт- Петербург / Государственный Музей Архитектуры, Москва

ИЗБРАННЫЕ ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ

2009 МОСКВАПОЛИС. Пермский Музей Современного Искусства
2008 ОТКРЫТИЕ СВЕТА. Государственный Центральный Музей Современной Истории России, Москва
КУЛИБИН. Галерея Крокин, Москва
ПЕРСИМФАНС. Государственный Музей Архитектуры, Москва
ТУНГУССКОЕ ВЕЩЕСТВО. Красноярский Музейный Центр
РУССКИЕ МЕЧТЫ... Музей Басс, Майями Бич
2007 10 Триеннале Скульптуры, Фелбах
ЧЕРТЕЖ СИБИРИ. 7я Музейная Биеннале, Красноярск
БАРОККО. Московский Музей Современного Искусства
ПРЕМИЯ КАНДИНСКОГО. ВинЗавод, Москва
2006 ЖЕЛТЫЕ СТРАНИЦЫ. Галерея Ковчег, Москва
2005 ИГРОВАЯ ПЛОЩАДКА. Галерея ArtPlay, Москва
RE:MODERN. Дом Художника, Вена
СМЫСЛ ЖИЗНИ/СМЫСЛ ИСКУССТВА. Музей Людвига, Будапешт, Третьяковская Галерея, Москва
БАРБИЗОНА. Галерея РуАрт, Москва
ЧУДО СВЕТА. Новый Манеж, Москва
2004 ВООБРАЗИ ЛИМЕРИК. EV+A, Городская Галерея, Лимерик
2003 FORM SPECIFIC. Музей Современного Искусства, Любляна
СТАНЦИЯ УТОПИЯ. Венецианская Биеннале
2003-04_БЕРЛИН-МОСКВА. Мартин-Гропиус-Бау, Берлин
МОСКВА-БЕРЛИН. Государственный Исторический Музей, Москва
2002 МЕЛИОРАЦИЯ. Бухта Радости, Подмосковье
2002 МАСТЕРСКИЕ АРТ-МОСКВЫ. ЦДХ, Москва
2001 СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ: БРУКЛИН КОЛЛЕКЦИОНИРУЕТ. Бруклинский Музей, Нью-Йорк
2000 ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ – ИСКУССТВО ИЛИ ДЕНЬГИ. Кунстхалле, Дюссельдорф
КУКЛА ОТ ЗВЕЗДЫ. ОРТ, Государственный Музей Архитектуры, Москва
ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД. Государственная Третьяковская Галерея, Москва
1999 ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ. Московский Центр Искусств
1997 ГОРОД МИРАЖ. ДРУГАЯ УТОПИЯ. NTT ICC, Токио
ОЖИВШИЕ МОСТЫ. Государственная Третьяковская Галерея, Москва
1996 ИСКУССТВО ПОЛЕТА. Музей Цеппелин, Фридрихсхафен
АРХЕОЛОГИЯ ГОРОДА БУДУЩЕГО. Музей Современного Искусства, Токио / Музей Искусств, Хиросима / Префектурный Музей Гифу
ПРЕДЧУВСТВУЯ БУДУЩЕЕ. АРХИТЕКТОР КАК СЕЙСМОГРАФ. VI Международная Выставка Архитектуры, Венеция
1994 МАЙСКАЯ ВЫСТАВКА. Кузнецкий Мост 20, Москва
ФАБРИКА УТОПИЙ. РУССКАЯ ВИЗИОНЕРСКАЯ АРХИТЕКТУРА. Государственный Музей Архитектуры, Москва
1992 БУМАЖНАЯ АРХИТЕКТУРА. ALMA MATER. Московский Архитектурный Институт
1991 ВИДЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА. Галерея Гмуржинска, Кельн
1990 В СТОРОНУ ОБЪЕКТА. Городской Музей, Амстердам
ИЗБРАННЫЕ ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ :

2009 ИСКУССТВО БЕЗ ГРАНИЦ, Дворец Наций, Женева
ИННОВАЦИЯ, ГЦСИ, Москва
2008 РУССКИЕ МЕЧТЫ... Музей Басс, Майями Бич
НАИВНАЯ ИСТОРИЯ. Государственный Музей Архитектуры, Москва
2008-09 ЭТОТ СМУТНЫЙ ОБЪЕКТ ИСКУССТВА. Музей Кунстхисторише, Вена // Ка Резонико, Венеция
2008 КРАСНОАРМЕЙСКАЯ СТУДИЯ. ИнтерРос, Москва
ФАРФОР. Музей Прикладного Искусства, Франкфурт/Майн
МЕАНДР. Курорт Пирогово, Московская область
2007 АРАБЕСК(и). Курорт Пирогово, Московская область
2006 ЛЕГКОСТЬ БЫТИЯ. Курорт Пирогово, Московская область
2004 БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ. Зал Антуана 1го, Монако (с Аленой Кирцовой)
2002 ИСТОРИЯ ГАРДНЕРОВСКОЙ ФИГУРКИ. Московский Центр Искусств
ФОТОБИЕННАЛЕ, ЦВЗ Манеж, Москва
2000 БЕЗ СТЕНЫ. ЭНТОНИ СВО. Королевский Фестивальный Зал, Лондон
ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ – ИСКУССТВО ИЛИ ДЕНЬГИ. Кунстхалле, Дюссельдорф
1999 16 ИСТОРИЙ О МОСКВЕ. Государственная Канцелярия, Мюнхен

ИЗБРАНННЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ:

2008 МУЗЕЙ ОРГАНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Коломна
2007 ГУГГЕНХАЙМ АБУ-ДАБИ БИЕННАЛЕ, о. Саадият, проект выставочного павильона,(с Андреем Савиным)
2002 МАЙОР ПРОНИН, (с Андреем Бильжо и Аленой Кирцовой), интерьер ресторана, Москва
1997 МОСТ КРАСНАЯ ГОРКА, Конкурс Британского Совета, 1-я премия
1993 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПАРК СКУЛЬПТУРЫ И ОТДЫХА, Москва
ПЕРВАЯ ГАЛЕРЕЯ ФОНДА УТОПИЯ, (с Георгием Солоповым) Москва
1986 ЦЕНТР г. ГАГАРИНА. Конкурс СА СССР, 1-я премия
1984 ДОМ-МАТРЕШКА. Конкурс ЮНЕСКО `Города и Жилища Завтрашнего Дня`, Бронзовая Медаль
ГОРОД-КЛУБ. Конкурс А+U `Стиль 2001 года`, (с САКБ МАРХИ), Токио, 1-я премия

 

 Автор о себе 
 
 

 Критика 
 
Московский архитектор Юрий Аввакумов – главный художественный утопист страны. Сначала он был им поневоле –``бумажная архитектура``, отцом которой он стал, возникла не от избытка возможностей для строительства. Но и бумажными архитекторами эта группа сумела прославиться и приобрести немыслимый для практикующих советских мэтров опыт вольной мысли. В 90-е многие из них стали строить. И еще как: не пол-Москвы (здесь предпочитают более крепко связанную с землей и деньгами традицию), но половина лучших частных домов и квартир сделаны бывшими ``бумажниками``. Аввакумов же до сих пор предпочитает идею практике. Он лазает по архивам и частным коллекциям, делает исторические выставки, и если выходит на архитектурный конкурс, то с таким проектом, который априори невозможен для осуществления. Что не мешает ему побеждать.
Кира Долинина - ``ПРАКТИЧНАЯ УТОПИЯ``, Pulse Mарт 2000

С точки зрения визуальной презентации среди виденных сотен проектов биеннале выделю один, полюбившийся больше всего. Это проект «Роддом», придуманный и инсталлированный Юрием Аввакумовым и Юрием Григоряном в барочной церкви на канале Гранде-Сан-Стае (церковь Святого Евстафия). Мерцающий изнутри, весь сквозной и дырчатый, как говорил когда-то Денис Фонвизин о готических соборах, фанерный домик похож на ковчег или кружевной вертеп, посвященный Рождеству Христову. Домик поставлен прямо в центре щедрой барочной архитектуры. Вертеп ведь и ставили в соборах на праздник Рождества. В двойных стенах спрятаны умные и красивые современные проекты на темы рождения архитектурной формы. А сам ковчег-вертеп установлен на каменном полу, в центре которого -- плита с прахом венецианского дожа. И символы бренности земной -- черепа, кости -- напоминают заходящим внутрь «Роддома» о цикле жизни. Упокоение встречается с рождением и освящается Воскресением. И это тоже порог честности, один из самых впечатляющих на биеннале.
Сергей Хачатуров - “ПОРОГ ЧЕСТНОСТИ”, Время новостей № 171, 17.09.2008

Если существует единственная идея, питающая видение Юрия Аввакумова, то это концепция утопии. Стартовав в начале 80-х, этот импульс маркировал Бумажную Архитектуру русского художника, его модели и инсталляции, сегодняшнее его обращение к компьютерам и Интернету. Архитектор по образованию, Аввакумов в своих работах обращается к принципам русского конструктивизма, черпая дополнительное вдохновение в визионерских проектах Франции и Италии XVIII века.
Сара Танги - ``ЮРИЙ АВВАКУМОВ: ФАНТАЗИИ И УТОПИИ``, Sculpture. Декабрь 1997

Возникает резко полемичная антитеза канонизированному языку архитектурного соцреализма, упрямо, с набором одних и тех же, немногих и примитивных, но "понятных" форм, стремившемуся создать образ "подъема", "восхождения", "взлета", устремленности архитектурной пошлостью и общим местом. Что такое суждение не произвольно, подтверждается и некоторыми аввакумовскими композициями, в которых лестницы не участвуют, но интерпретируются пародийно другие канонизированные мотивы и формы советской архитектуры, также изображавшие "подъем", "взлет" и проч. (Дворец Советов в виде самовозводящегося карточного дома). Мы встречаемся с еще непривычной для нас архитектурной иронией. "Лестница, ведущая никуда" приобретает значение емкого символа.
"Лестницу как таковую" (как сказали бы русские футуристы) Аввакумов рассматривает и так и эдак, внимательно и досконально, любуется неисчерпаемой многозначностью этой элементарной, в общем-то, формы. Она осознается архитипической и универсальной, являющейся одним из первоэлементов архитектуры и одним из ее символов, олицетворений - наряду с колонной и опирающейся на нее балкой, сводом, дверью, окном, очагом. Аввакумов использует в моделях маленькие (как игрушечные) лестницы или сооружает их в натуральную величину, иногда приносит в свои инсталляции настоящие приставные лестницы, стремянки. Все они никуда не ведут, но обязательно что-то значат.
Одни из них напоминают неведомые археологические экспонаты или фрагменты крестьянской утвари, функции которой уже забыты. Другие - цирковой реквизит, раскачивающиеся, но не падающие как "ваньки-встаньки", лестницы для эквилибристов. Третьи совершенно "устраненно" размещены в пространстве или в сочетании с другими архитектурными формами. Четвертые - совсем обыкновенные, утилитарные, но помещенные в несвойственную им среду, как будто требуют заинтересованного внимания.
Аввакумов настойчиво напоминает о будто бы простом и общеизвестном, но делает это увлекательно и совсем по-своему. Его композиции, как отдельные строфы, складываются в "гимн лестнице". Невольно задумываешься, что без лестницы вообще нет архитектуры, что она, как колесо (по Аввакумову, колесо - свернутая в круг лестница), связывает пространства, позволяет сооружать этаж над этажом, дополняет строительные структуры диагональными и вообще косыми направлениями, осуществляет непрерывность пространственных связей через прерывистую, расчлененную на ступени форму.
Через демонстрацию неисчерпаемости пластических и образных потенций, которыми обладает такая простейшая архитектурная форма, как лестница, Аввакумов настойчиво напоминает нам, что форме в архитектурном творчестве должно принадлежать первое место.

А.Стригалев "Бумажная архитектура из железа". Из каталога выставки "Временные монументы". Государственный музей архитектуры им. Щусева, Москва, 1992

Идея подъема или побега вечно присутствует у Аввакумова в его повторяющемся мотиве приставных лестниц; лестница издревле была символом вознесения на небо. В качестве конструктивного элемента лестницы используются художником скорее в плане скульптурном и метафорическом, чем функциональном.
В произведении Аввакумова "Монумент - пожарная лестница", 1988 года, спутанный пучок лестниц поднимается по поверхности некоего полупрозрачного экрана или стены. Его "Ось подъема" 1990 года сконструирована как башня из лестниц, ограниченная с концов отражающими поверхностями, которые продолжают ее до бесконечности вниз и вверх.
В его "Баррикаде" 1989 года еще одна плотная горизонтальная масса лестниц лепится наподобие ограды по симметричной стене из ступеней; эти два способа подъема - приставная лестница и ступени - превращаются здесь в баррикаду.
Динамизм татлинского конструктивизма можно соотнести с революционным оптимизмом, а восприятие - с навязчивой идеей будущего, "с задачей, стоящей перед нами", как он выражался. В работе Аввакумова историческая ссылка и механизм сравнений и оглядки на прошлое используются таким образом, что выявляют скорее ощущение настоящего, зажатого между симметрично расположенными прошлым и будущим.
В противоположность динамичным и однонаправленным композициям Татлина с их траекторией вперед как в пространстве, так и в истории, конструкции Аввакумова всегда построены на визуальном и вербальном балансе альтернатив - конструктивистский дизайн сосуществует с соцреализмом: средство к побегу висит в воздухе, клеится хрупкий карточный дом, тяжелый купол перевернут и превращен в воздушный шар.
Если "Ось подъема" отражает множество уровней подъема и спуска, то плотный сгусток "Баррикады" изображает границу, но в разнонаправленной конструкции все же воплощает ожидание бесконечного множества возможностей, которое и составляет тонкий пласт существования меж будущим и прошлым.

М.Гоуван. "Temporary Monuments: ascent and descent". World Architecture, Лондон, 1991, №15

 

 Библиография 
 
Architecture de Papier d`URSS. Paris: L`Exposition de la Grande Halle de La Vilette. Paris, 1988.
The Paper Architecture of Russia // Special Feature, Space Design №4. April 1993.
Бумажная Архитектура. Каталог коллекции Столичного Банка. Москва, 1993
561 Architects in the World. Tokyo, 1995.
Аввакумов – АгитАрх. Мир Дизайна. С. Петербург, осень 1998. №3 (12).
Brand, Janselijn. Architecture and Imagination. Zwolle, 1989.
Andrew Solomon. Paper Tsars // Harper`s Queen (London). February 1990.
Constantin Boym. La Torre Rossa // MODO (Milan). October 1990. # 126.
Michael Govan. Temporary Monuments: Ascent and Descent // World Architecture (London). 1991. # 15.
Peter Cook and Neil Spiller. The Power of Contemporary Architecture. Academy Editions (London). 1999
Николай Малинин. Юрий Аввакумов - искусство в жизнь // Кулиса НГ (Москва). 17 марта 2000.
Жанна Васильева. Хранитель Утопий // Креатив №16-17 Москва). 2004
 

* - Информация предоставлена Центром Современного Искусства Сороса, Москва.

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO