Произведения:      Нажмите здесь   
  Башлыков Владимир Иванович 

 Биографические данные 
 
1943 родился в селе Каменка Хмельницкой области, Украина
1961-62 учился в Московском художественном училище Памяти 1905 года (театрально-декорационный факультет)
1970 окончил Московский текстильный институт (факультет прикладного искусства)
с 1977 член СХ СССР
 

 В каких собраниях работы 
 
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Государственный музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, Москва
Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Екатеринбург
Кемеровский областной музей изобразительных искусств, Кемерово
Картинная галерея, Саяны
Рязанский областной художественный музей, Рязань
Галерея "Московская палитра", Москва
В.Орлов, В.Дьяков, Е.Маневич, В.Мейланд, Г.Ельшевская, В.Силаев, А.Заволокин, Е.Уланова, П.Киселев, М.Тукачева, Москва
А.Зинштейн, Санкт-Петербург
М.Гейко, Киев
Э.Пешлер, Цюрих, Швейцария
К.Новиковски, Вена, Австрия
Э.Файн, Нью-Йорк, США
Ли Су Кейн, Сеул, Южная Корея
Э.Дегов, Париж, Франция
Частные коллекции США, Швейцарии, Франции, Германии, Австрии,Великобритании, Италии, Израиля, Дании, Польши, Болгарии
 

 Участие в выставках, аукционах 
 
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

1981 Однодневная выставка.Творческий вечер. Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
1990 "100 листов графики". Центральный дом художника, Москва
1993 "Библейский цикл В. Башлыкова". Галерея "Московская коллекция", Москва
1995 "Парафразы. Реликтовое пространство". Галерея "А 3", Москва
1995 "Владимир Башлыков. Графика". Галерея "Московская палитра", Москва
1995 "Автономное искусство". "Le Chat" Gallery. ЦДХ, Москва
1996 "Калининград – Кенигсберг".Третья международная биеннале станковой графики.Калининградская художественная галерея, Калининград
1996 "Галереи в галерее". ГТГ, Москва
1996 "Артотека", ГЦСИ. ЦДХ, Москва
1997 "В.Башлыков. Живопись". Галерея "Манеж", Москва
"Человеческое пространство". Галерея "А-3", Москва
1998 "Фрагменты". Галерея "Велта", Москва

ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ

1968 VIII молодежная выставка. Москва
1987 "Ретроспекция творчества московских художников.
1957-1987". л/о "Эрмитаж", Профсоюзная ул., д. 100, Москва
1989 "Nuova Realta". Pinacoteca Communale Loggetta Lombardesca, Равенна, Италия
1989 "Rassegna Grafica di Artisti Sovietici". Associazione Italia-URSS, Триест, Италия
1989 "28 Moscow Artists". Riverside Artists’ Group, Riverside Studios, Лондон, Великобритания
1989 совместно с В. Свешниковым. Ost-West Galerie, Цюрих, Швейцария
1989 "Графика, живопись, декоративное искусство". Выставочный зал МОСХ на ул. Вавилова, Москва
1990 Выставка из коллекции культурного центра "Арт Модерн". Стамбул, Турция; Цюрих, Швейцария
1990 "The Russian/Swiss Touring Exhibition and Sale of Modern Russian Art". Иерусалим, Париж, Лондон, Цюрих, Антверпен, Нью-Йорк, Токио
1991 "ART/London-91". Culing Gallery, Лондон, Великобритания
1991 "АРТ МИФ 2". Манеж, Москва
1991 "Рисунок-91". Центральный дом художника, Москва
1992 "Письмо Булгакову". Центральный дом художника, Москва
1992 "Kennen Sie diese Namen?". Galerie Raissa, Эрфурт, Германия
1992 "Le Printemps de Moscou". Espace du temps. Брюссель, Бельгия
1993 "АРТ МИФ 3". Манеж, Москва
1993 "Современная графика России". Центральный дом художника, Москва
1994 III Интернациональная триеннале графики (минипринт). Шателье, Франция
1995 "Автономное искусство". "Le Chat" Gallery. Центральный дом художника, Москва
1997 "В.Башлыков. Живопись". Галерея "Манеж", Москва
1997 "Человеческое пространство". Галерея "А-3", Москва
1998 "Фрагменты". Галерея "Велта", Москва

 

 Автор о себе 
 
Можно ли полагать, что вопросы о существе творчества могут иметь сколько-нибудь удовлетворительные ответы?
Что-то возникает. Может ли оно быть объяснено? Версия воспринимающего возникшее захватывает и увлекает в соответствии с наличием и степенью его мыслительно-поэтического таланта, и сама она, в свою очередь, как результат творческого акта, являет собой иное новое возникновение.
Не является ли произведение художника выражением лишь определенной, возможно, важнейшей части его существа, глубоко противоречивого, одинокого, блуждающего в темных глубинах внутреннего таинственного и непостигаемого - выражением, приведенным к некоторой гармонии необходимостью сохранения связей в пространстве человеческого сообщения? И каковы здесь соотношения знаков скрытых обусловленностей и свидетельств пронзительных откровений?

* * *
Исполненное красоты являет собой приближение к ее источнику. Вечный неистощимый источник этот - в бездонной глубине всего наполненного ею и за пределами в себе содержащего все наполненности.
Творящий в своей причастности возникновению гармонии в каждом мгновении прикосновения его сердца к ней - приближается ко всему и к самому себе рождающемуся.

* * *
В.Башлыков, 21 вопрос

1. Можно ли в творчестве на короткое время обрести свободу, очиститься от скверны, поднятся к горнему? Не являемся ли мы и в творчестве рабами страстей? 2. Если подлинная жизнь в духе, то значит ли это, что через проекцию его на видимое художник через зримое постигает незримое?
3. Сколько нужно усилий в рисовании, чтобы потом их избегать, следуя естественному движению мира?
4. Не по тем же законам возникает рисунок, что и дерево, морская волна, облако?
5. Разве рисунок естествен, если в нем есть след насилия над его существом?
6. Неужели художник так бесчувствен, чтобы вменять себе в заслугу редкие относительные удачи, являющиеся в творческом движении? Разве не посланы ему дары?
7. Сколько нужно блуждать вслепую и гоняться за призраками, чтобы наконец вернуться к себе?
8. Имеет ли искусство цель? Неужели - это самовыражение? Не является ли целью искусства духовное восхождение, или это спонтанное движение, не мотивированное целью?
9. Возможно ли реализовать художнику его замысел, или замысел - стеклянная преграда на пути летящей птицы, разбивающейся о стекло в кровь?
10. Можно ли окончательно преодолеть косность равнодушной плоскости бумаги?
11. Легко ли отказаться от "умения" рисовать, чтобы опять начать сначала, вернувшись к неведению, научаясь видеть?
12. Подвигает ли художника рисование на пути Любви?
13. Молитва и творчество освобождают дух. Так ли это?
14. Можно ли в рисовании достичь совершенства и нужно ли это?
15. Не являются ли рисунки одним из средств доверительного общения?
16. Свобода выбора в творчестве. Так ли велик этот выбор? Быть чутким к голосу сердца, совести - что еще? И что здесь рассудок? Помеха или помощник, или то и другое?
17. Неужели художник может иметь иную движущую силу кроме Любви?
18. Не мертв ли рисунок, если в нем не заключена тайна?
19. Если творчество не откровение, то - что оно?
20. Неужели все бессмысленно? Почему тогда возникает побег растения, источник, шум ветра, движение матери и ребенка навстречу друг другу?
21. Может ли прекрасное спасти мир?
 

 Критика 
 
Владимир Башлыков - один из наиболее ценимых в настоящее время "чистых" графиков. Не авангардист, не радикал, не тусовщик; а просто - рисует; и рисунки являют целостное художественное пространство.
Рабочее определение психологической разницы между постмодернистами и модернистами: первые "выбирают стратегию", тогда как вторые "слышат зов" и "являют мир". Творчество Башлыкова, конечно, принадлежит модернистской парадигме. Между тем странным образом мир, утверждаемый им в качестве истинного, весь построен на сомнении - на сомнении в его фактическом бытии, на невозможности означить смутно почувствованное, забрать его в жесткий линейный костяк. Состояние этого мира - одиночество и печаль, несвобода и нецелостность. Иррациональная жизнь, случайный жест - лишь пассивно отдавшись потоку, имеешь шанс обнаружить сущность. Вибрирующий контур, зыбкий цвет, неугаданность очертаний - сновидческая или визионерская реальность: другой не дано. Библейские сюжеты не выделены среди прочих, условно говоря, натурных - те же безъязыкие люди множества с "никакими" лицами, называются здесь Христом или Иудой, и в их "исполнении" священная история оказывается лишена какого бы то ни было исходного культурного флера.
Пастели и рисунки этого цикла, равно как и "парафразы" (по полуугаданным мотивам Веласкеса, Кранаха и так далее) появились у Башлыкова недавно. Казалось бы - веяние "цитатного времени", однако в этих листах явлен вполне модернистский тип креативности: волевой подход к избранному материалу, самовыражение сквозь "работу с источниками". Источники теряют отчетливость, растворяясь в самодвижении графической материи, становясь смутными следами какой-то бессознательной экзистенциальной драмы. Быть может, это драма недовоплощенности: мысль изреченная есть, как известно, ложь.

Г.Ельшевская. - Художественный журнал, 1996, №8
 

 Библиография 
 
"Новый альбом графики", Москва, 1991, стр. 90-91, 148-149;
Э.Пешлер "Рисунки из московских мастерских", Париж, 1989, стр. 25-33;
Каталог "Русские художники в галерее "Раисса", Эрфурт, 1993, стр. 32-33;
Сборник "Советская графика", Москва, 1984, стр. 78-84;
Журнал "Творчество", N7, 1989, стр. 21-22;
Журнал "Литературное обозрение", N11, 1991, стр. 103;
Католический вестник "Истина и жизнь", N10, 1993, стр. 63-64;
Журнал "Wolgan misool", N11, 1990, Сеул, стр. 106-109;
Буклет "Библейский цикл В.Башлыкова", Москва, 1993.
 

* - Информация предоставлена Центром Современного Искусства Сороса, Москва.

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO