Произведения:      Нажмите здесь   
  Елагина Елена Владимировна 

 Биографические данные 
 
1949 родилась в Москве
1962-67 училась в Московской средней художественной школе
1967-72 училась у Алисы Порет
1972-75 училась в Орехово-Зуевском педагогическом институте (литературный факультет)
1969-78 работала иллюстратором в журнале "Знание-сила"
1979-89 участник группы "Коллективные действия"
 

 В каких собраниях работы 
 
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Коллекция современного искусства Государственного музея-заповедника Царицыно, Москва
Ludwig Museum, Кельн, Германия
North Carolina Museum of Art, США
Duke University Museum of Art, Дархэм, США
Berliner Gallery, Берлин, Германия
Galerie Art 5 III Inge Herbert, Берлин, Германия
Ogein Lombard, Нью-Йорк, США
 

 Участие в выставках, аукционах 
 
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

1990 "Закрытая рыбная выставка" (совместно с И. Макаревичем). Музей МАНИ, Московская обл.
1992 "В пределах прекрасного" (совместно с И. Макаревичем). L Галерея, Москва
1993 "Девушки и смерть" (совместно с И. Макаревичем). Галерея "Велта", Москва
"Закрытая рыбная выставка и другие инсталляции" (совместно с И. Макаревичем). Krings-Ernst Galerie, Кельн, Германия
1994 "Жизнь на снегу". ГРМ, Санкт-Петербург
"Рассказ писательницы". Центральный дом художника, Москва
1995 "Игра в крокет" (совместно с И. Макаревичем). Галерея "Obscuri viri", Москва
"Жизнь на снегу. Путешествие на льдине". Галерея Крингс-Эрнст. Кельн, Германия
"Как выжить на летнем снегу". Галерея "Пальто", Москва
"Полет – Уход – Исчезновение. Московское концептуальное искусство". Прага, Чехия; Берлин, Киль, Германия
1996 "Лаборатория великого делания". Галерея "Obscuri Viri", Москва
"Как рисовать лошадь (часть вторая)". ЦДХ, Москва
"В гостях у сказки" (куратор О.Саркисян). ЦСИ, Москва (каталог)
"ФЛЮКСУС. Вчера. сегодня. завтра. История без границ". ЦДХ, Москва
"Артотека", ГЦСИ. ЦДХ, Москва
Международная художественная ярмарка АРТ-МОСКВА. ЦДХ, Москва (каталог)
"Зона". ГТГ, Москва
"10 лет Клубу Авангардистов". Пересветов пер., Москва (каталог)
"Три карты". РОСИЗО, Москва
"Русское ателье". Амстердам, Нидерланды
"Границы интерпретации". РГГУ, Москва (каталог)
"Московская студия", Галерея "Хемистайл", Вашингтон, США
1997 "Второй пункт". Культурный Центр "Феникс", Москва Концепт и краски.. Пивоваров. Пригов. Елагина.
"Макаревич". Галерея Крингс-Эрнст, Кельн, Германия
"Коллективные действия". Галерея Экзит Арт, Нью-Йорк, США
III Биеннале современного искусства. Цетине, Монтенегро
"Мир чувственных вещей в картинках – ХХ век", галерея М`АРС. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва
"Мистическая корректность". Галерея Дианы Хохенталь, Берлин, Германия
1998 "Мир этих глаз – 2". Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары (каталог)
"Евроремонт". Выставочный зал в Культурно-историческом центре "Славянский", Москва
Международная художественная ярмарка АРТ-МОСКВА, галерея М`АРС. Малый Манеж, Москва
"Виллерой и Бох. 250 лет" (совместно с И.Макаревичем, С.Ануфриевым, Т.Новиковым, С.Бугаевым (Африкой), Л.Березовской, Д.Луканиным, Ю.Страусовой и др.). Куратор выставки А.Якут. ЦВЗ "Манеж", Москва

ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ

1988 Вторая выставка Клуба Авангардистов. Пересветов пер., Москва
1989 "Перспективы концептуализма". Пересветов пер., Москва
1990 "В сторону объекта". "Каширка", Москва
"Шизокитай". Клуб Авангардистов. Выставочный павильон на Фрунзенской набережной, Москва
"Работница". Выставочный зал, Октябрькая, 26, Москва "Экспозиция". Музей "Царицыно". Профсоюзная, 100, Москва
1990-91 "Between Spring and Summer: Soviet Conceptual Art in the Era of Late Communism". Tacoma Art Museum, Такома; ICA, Бостон; Des Moines Art Center, Де Муанес, США
1991 "Новеченто". L Галерея. Центральный дом художника, Москва
"In de USSR en Erbuiten". Stedelijk Museum, Амстердам, Нидерланды
"Эстетические опыты". Музей Кусково, Москва
"Пpиватные занятия". Галеpея 1.0. Выставочный зал на Солянке, Москва
"MANI Museum - 40 Moskauer Kunstler im Frankfurter Karmelitenkloster". MАНИ. Франкфурт-на-Майне, Германия "Perspectives of Conceptualism". The University of Hawaii Art Gallery, Гонолулу;
Clocktower Gallery, Public School 1, Нью-Йорк, США
"Современное советское искусство: От оттепели до перестройки". Коллекция современного искусства музея "Царицыно". Setagaya Art Museum, Токио, Япония
"Artistos Russos Contemporaneos". Сантьяго-де-Компостела, Испания
"Kunst: Europa, Sovietunion". Kunstverein Hannover, Ганновер, Германия
"Визит". Клуб Авангардистов, Москва
"V izbah/В комнатах". Dom kultury, Братислава, Словакия
1992 "Ex USSR". Groninger Museum, Нидерланды
"Сердца четырех". ИСИ. Дом офицеров, Москва
1992-93 "Perspectives of Conceptualism". North Carolina Museum of Art, Raleigh,США
"Гуманитарная помощь, посылки для Германии. 27 Московских художников". Центральный дом художника, Москва;
"Humanitare Hilfe, Packchen fur Deutschland". Tranenpalast, Берлин, Германия
1993 "After Perestroika: Kitchenmaids or Stateswomen". Центр современного искусства, Монреаль; Квебек, Канада "Art Koln". Кельн, Германия
"FIAC". Париж, Франция
"Art Hamburg". Гамбург, Германия
Монументы: трансформация для будущего", ICА, Нью-Йорк, ИСИ, Москва, Центральный дом художника, Москва;
"Adresse provisoire pour l’art contemporain russe". Musee de la Poste, Париж, Франция
"От Малевича до Кабакова". Музей Людвига, Кельн, Германия
1994 Cetinjski Bienale II. Цетине, Черногория
1995 "Kunst im verborgenen. Nonkonformisten Russland 1957-1995". Коллекция современного искусства Музея-заповедника "Царицыно". Wilhelm-Hack Museum, Людвигсхафен-на-Рейне; Documenta-Halle, Кассель; Staatliches Lindenau Museum, Альтенбург, Германия
"Искусство умирать". Якут Галерея. Манеж, Москва
"Мера сил". Kunstverein, Мюнхен, Германия
"Zeichnungen der Moskauer Szene". Galerie Hohenthal & Littler, Мюнхен, Германия
"Работница-2". L Галерея, Москва
"Esotericum". XL Галерея, Москва
"Copyright-96". Айдан Галерея, Москва

 

 Автор о себе 
 
Я родилась в Москве в 1949 году.
Мой отец был детским писателем, а мама химиком. Они были людьми своей эпохи. В семейном альбоме есть фотографии, где мама-школьница сидит рядом с Валерием Чкаловым, а отец в группе пионеров-натуралистов запечатлен с патриархом селекционером Мичуриным. Должна сказать, что с ранних лет во мне сочетался часто противоречивый интерес к слову и образу. В более зрелом возрасте я определила это как две области моих творческих устремлений. Я писала иронические пьесы и училась в МСХШ. Позднее занималась скульптурой у Эрнста Неизвестного и живописью у Алисы Порет, одновременно посещая лекции филфака Университета. Мастерскую Неизвестного, ( где я проработала в течение двенадцати лет, вплоть до его отъезда ), в каком-то смысле можно назвать средоточием интеллектуально-художественной атмосферы целой эпохи развития нашего неофицального искусства.
Алиса Ивановна Порет ставила мне "веселенькие натюрмортики", рассказывала о своих учителях Петрове-Водкине и Филонове, показывала сюрреалистические постановочные фотографии обэриутов. Близкий друг Хармса и Введенского, она обладала до сих пор неопубликованным архивом рукописных книг, дневников, уникальных фотографий.
С 1979 года я начинаю постоянно участвовать в акциях группы "Коллективные действия". В конце 80-х годов мне удается в своем творчестве объединить два начала, которые имели прежде центробежную направленность. Теперь отдельно выделенное слово сопровождается в моих объектах рядом изобразительных элементов, комментирующих его и вступающих с ним в многообразные отношения. Работая со словом, я нашла то, что я называю "патетикой среднего рода", сосредоточив внимание на процессе субстантивации прилагательного и причастия среднего рода: при этом слово утрачивает первоначальное конкретное значение, приобретая взамен нечто абстрактно- возвышенное. Таким образом, тавтологичность словесно-изобразительного ряда порождает специфическое иллюзорное культурно-смысловое пространство. Внешняя структура объектов использует различные виды традиционных идеологических клише. С одной стороны, словесные стереотипы, материализуясь могут приобретать конкретные осязаемые формы, а с другой - утилитарные предметы приобретают статус глобального символа. С 1990 года часто в больших проектах я работаю в соавторстве с Игорем Макаревичем.
 

 Критика 
 
Елена Елагина и Игорь Макаревич уже в течение ряда лет занимаются археологией советскости, историей знаков очевидности, которыми мы были отмечены в течение десятилетий. За их инсталляциями стоят анонимные тексты сталинского периода, тогда максимально массовидные, а теперь надежно забытые; под прикрытием скромного амплуа художников-реставраторов, они подыскивают для этих текстов визуальный эквивалент и тем самым пробуждают заключенную в них спонтанность, непосредственность воздействия. Приведение наррации к наглядности связано с некоторой театрализацией - от зрителя требуется способность поверить в предъявленную ему фикцию, научиться в ней двигаться.

М.Рыклин. Каталог выставки "Жизнь на снегу и другие инсталляции". Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 1994

Та линия современного художественного сознания, которую представляют не только Макаревич и Елагина, но и, например, писатель Владимир Сорокин, стремится не рационально описать, не проанализировать, а словно бы ответить на полученное культурой задание. Задание, до сих пор не выполненное, поскольку и книга пожилой увечной крестьянки, и указания красноармейцам, как правильно похоронить свои останки в снегу, принадлежат не сфере профессиональной культуры, но тому слою между нею и самой действительностью, который в ХХ веке породил самые поразительные, причудливые явления, вызывающие зависть пост-тоталитарных поколений. Сравниться с ними может разве что такой автор, как Платонов, имя которого сразу вспоминается в атмосфере этой выставки. Макаревич и Елагина - художники-мифологи. В их инсталляциях царит тяжелый дух романтической сказки с плохим концом. Они описывают мир идеологии, но на том фундаментальном уровне, когда от нее остается лишь проблема выживания. Местно-экзотическое (волокуши и снегоступы) предстает тут как первобытно- универсальное.
"Стеклянный, оловянный, деревянный" - три величественных исключения, описывающие "природу вещей", у Макаревича и Елагиной звучат как "деревянный, снежный, рыбный".
Исключительное, неправильное, странное и есть самое существенное. Именно сочетание универсализма и маргинальности, важности и несущественности составило не только обаяние, но и славу того рефлектирующего искусства 70-х годов, из которого и вышли Макаревич и Елагина, в прошлом члены легендарной концептуалистской группы "Коллективные действия". После того как Россию де-юре или де-факто покинули крупнейшие представители этой линии отечественного искусства, а иные оставшиеся сочли себя уволенными в запас, Макаревич и Елагина стоят на своем посту в ожидании исторически значимого разводящего, которого пока не видно. В их инсталляциях заметны, может быть, усталость и декаданс, но это декаданс великой эпохи, с которой они бесконечно и глубоко пессимистически прощаются.

Е.Деготь "Жизнь на снегу заканчивается трагически". Коммерсантъ-DAILY, 1994, 6 июня

Жест Макаревича и Елагиной заключается, таким образом, в чем-то совершенно противоположном соц-арту: не в приращивании под идеологией еще одного, иронического, подтекста в виде новой "едеологии", а в акцентировании, напротив, плана означающего, материального присутствия произведения искусства, открытого взгляду. "Верхний этаж" знака свободен от коннотаций, которых эта система избегает (не случайно для "Рыбной выставки" существенно возвращение словам их денотативного, то есть буквального значения). Все это и создает упомянутый выше отказ от идеологии ради онтологии.

Е.Деготь "Имя Рыбы".Artograph, 1993, № 1
 

 Библиография 
 
Нет данных
 

* - Информация предоставлена Центром Современного Искусства Сороса, Москва.

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2018 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO