-
- Родился в 1963 году в Москве.
Живет и работает в Берлине и Москве
-
-
- Коллекция современного искусства Государственного музея-заповедника Царицыно, Москва
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Банк "Московия", Москва
Банк "Столичный", Москва
R. Steiner, Эрлах, Швейцария
C.Merian Foundation, Базель, Швейцария
M.Muller, Берн, Швейцария
W.Wittrock, Дюссельдорф, Германия
P.Sprovieri, Рим, Италия
Duke University Museum of Art, Дархэм, США
-
-
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ:
2008 Black Holes. Галерея Urs Meile, Пекин-Люцерн, Люцерн, Швейцария
Unnamed. Галерея GMG, Москва
2007 China Connection. Галерея Urs Meile, Пекин-Люцерн, Пекин, Китай
2006 Анатолий Журавлев. Галерея Charim, Вена, Австрия
2005 Infra – тонкий. В рамках 1-ой Московского биеннале современного искусства,
Фонд «Современный город», Москва
Анатолий Журавлев. Галерея Urs Meile, Люцерн, Швейцария
2004 Ретроспектива. Музей «Московский Дом Фотографии», Москва
2003 Анатолий Журавлев. Айдан-галерея, Москва
2002 Анатолий Журавлев. Галерея Charim, Вена, Австрия; Галерея Urs Meile,
Люцерн, Швейцария; Айдан-галерея, Москва
2001 Schnittbogen (Templates)». Галерея Gary Tatinsian, Нью-Йорк, США
Анатолий Журавлев. Галерея Otto Schweins, Кельн, Германия
2000 Анатолий Журавлев. Галерея Urs Meile, Люцерн, Швейцария
1999 Анатолий Журавлев. Айдан-галерея, Москва
1998 Geschichte. Labor Pixel Grain, Берлин, Германия
Handarbeit. Галерея Otto Schweins, Кельн, Германия
1997 Schnittbogen. Галерея Urs Meile, Люцерн, Швейцария
Цветы для Москвы. Айдан-галерея, Москва
1995 Анатолий Журавлев. La Base, Centre d`Art Contemporain, Levallois, Париж, Франция;
Show Room Specks Hof, Лейпциг, Германия; Galerie Otto Schweins, Кельн, Германия
1994 Анатолий Журавлев. Sammlung Rene Steiner, Эрлах, Швейцария
Ab Realibus ad Realiora. Kunstwerke, Берлин, Германия; Государственный Русский
музей, Санкт-Петербург
Анатолий Журавлев. Новая Академия изящных искусств, Санкт-Петербург
1993 Attempt To See. Galerie im Literaturforum Brecht-Ilaus, Берлин, Германия
1992 Анатолий Журавлев. Arbeitstraumen des Senators fur Kulturelle Angelegenheiten,
Kunstlerhaus Bethanien, Берлин, Германия; Galleria Giorgio Persano, Турин, Италия
1990 Мария Серебрякова и Анатолий Журавлев. Галерея Inter-Art, Берлин, Германия
ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ:
2009
День открытых дверей. Особняк - гимназия - клиника - музей, Московский музей современного искусства, Москва, Россия
Garbage, AFTERGALLERY, projectroom, Москва, Россия
Автопортрет, Московский музей современного искусства, Москва, Россия
Победа над будущим, российский павильон на 53-й Венецианской биеннале современного искусства, Венеция
Excuse me, are you famous? Selected works 1990 – 2005. Invaliden1, Берлин
2007 GMG Space. Галерея GMG, Москва
Коллекция DZ BANK. Людвиг музей, Будапешт, Венгрия
Через «картину», специальный проект 2-й Московской Биеннале современного искусства, Москва
Коллекция Пьера Броше. Московский Музей Современного Искусства, Москва
2006 Artist Against the State: Perestroika Revisited. Ronald Feldmann Gallery, Нью Йорк, США
2005 1-я Московская Биеннале современного искусства, Москва
Hier/anderswo. Kunstpanorama, Люцерн, Швейцария
2004 Шизорама. Государственный Центр Современного Искусства, Москва
To the Resort! Staatliche Kunsthalle Baden-Baden, Баден-Баден, Германия и ЦВЗ «Манеж», Москва
Коллекция DZ Bank. Музей «Московский Дом Фотографии», Москва
2003 Landscape». Virginia Miller Gallery, Майами, США
Групповая выставка. Charim Gallery, Вена, Австрия
2002 Present Tense. Bard College Museum, Нью-Йорк, США
Trazit. Rene Steiner Gallery, Эрлах, Швейцария
New Models. Trafo Center for Contemporary art, Будапешт, Венгрия
2001 Групповая выставка. Virginia Miller Gallery, Майами, США
Art Workshop 28 русских художников. ЦДХ, Москва
Групповая выставка, Charim Gallery, Вена, Австрия
2000-2001 Through the Looking Glass. Gallery Fricke, Берлин, Дюссельдорф, Германия
2000 BMA. Position New Art from Berlin, Neuer Kunstverein, Ашаффенбург, Германия
Perche? Domus Academy Milan and Magazzino d`Arte Moderna, Рим, Италия
1999-2001 After the Wall. Moderna Museet, Стокгольм, Швеция, Museum Ludwig,
Будапешт, Венгрия, Hamburger Bahnhof, Берлин, Германия
Can You Hear Me? Ars Baltica Triennial of Photographic Art, State Gallery in Sophienhof, Киль, Германия; Center for Contemporary Art, Вильнюс, Литва;
Kunsthalle Rostock, Росток, Германия; Bergen’s Kunstforening, Берген, Норвегия; Gallery Otso, Эспо, Финляндия
Missing Link, Kunstmuseum Bern, Берн, Швейцария; Kunsthaus Dresden, Дрезден, Германия
Zwischenformen aktueller Kunst, Freunde aktueller Kunst e. V., Цвикау, Германия
SPACE PLACE 30049-180799, Kunsthalle Tirol, Бад Халл, Австрия
Children of Berlin, P. S. 1. Museum for Contemporary Art, Нью-Йорк, США
1998 П Международный месяц фотографии в Москве «Фотобиеннале-98».ЦВЗ «Манеж», Москва
1997 Kabinet A Сontemporary Artists Magazine. Stedlijk Museum, Амстердам, Нидерланды
История в лицах. Нижний Новгород, Самара, Пермь, Новосибирск, Екатеринбург
Mystical Correct. Galerie Hohenthal & Bergen, Берлин, Германия, Москва
1996 I Международный месяц фотографии в Москве «Фотобиеннале-96». Выставочный зал «Кузнецкий мост, 20», Москва
Almost Invisible. Ehernaliges Umspannwerk, Синген, Германия
1995-1996
Landschaft, mit dem Blick der 90er JaHre, Mittelrhein-Museum, Кобленц; Museum Schlos Burgk, Caaле; Haus amWaldsee, Берлин, Германия
1995
Das Medium der Photographie in der zeitgenossischen Kunst. Galerie Dacic, Тюбинген, Германия
Kunst im verborgenen. Nonkonformisten Russland 1957-1995. Коллекция современного искусства Музея-заповедника "Царицыно". Wilhelm-Hack Museum, Людвигсхафен-на
Рейне;
Documenta-Halle, Кассель; Staatliches Lindenau Museum, Альтенбург, Германия
Configura 2. Dialog der Kulturen. Эрфурт, Германия
Rencontres Internationales de la Photographie. Арль, Франция
Kraftemessen. Zeichnungen der Moscauer Szene. Galerie Hohenthal & Littler, Мюнхен, Германия
1994 Kunst: Sprache. Kunstwerke, Берлин, Германия
Ренессанс и Резистанс. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Cetinjski Bienale II. Цетине, Черногория
XXII Biennale di Sao-Paolo. Сан-Паулу, Бразилия
Project For Europe. Копенгаген, Дания
Engel heute. Galerie Gottfried Hafemann, Висбаден, Германия
1993 Collection d`Art Contemporain RINACO. Moscou 1993". Caisse des Depots et Consignations - 56 rue Jacob, Париж, Франция
Privat. Kunstwerke, Берлин, Германия
Without Traces. Altes Rathaus, Потсдам, Германия
Nine Artists from Moscow. Galerie Rigassi, Берн, Швейцария
1992-93
Perspectives of Conceptualism. North Carolina Museum of Art, Raleigh, США
1992 37 Raume. Kunstwerke, Берлин, Германия
The Fall. The One and the Other. Immo Art Gallery, Антверпен, Бельгия
a Mosca... a Mosca.... Villa Campoleto, Ercolano; Galleria Comunale d`Arte Moderna, Болонья, Италия
1991 Perspectives of Conceptualism. The University of Hawaii Art Gallery, Гонолулу;
Clocktower Gallery, Public School 1, Нью-Йорк, США
In de USSR en Erbuiten. Stedelijk Museum, Амстердам, Нидерланды
Europe Unknown. Palace of Arts, Краков, Польша
Современное советское искусство: От оттепели до перестройки. Коллекция
современного искусства музея "Царицыно". Setagaya Art Museum, Токио, Япония
Russian Art. Rotunda, Гонконг
1990 Mosca, Moskva, Moscow. Sala Umberto Boccioni, Милан, Италия
Artedomani` 90. Punto di Vista. "Ex-Ostedale San Matteo degli Infermi", Сполетто, Италия
Шизокитай. Клуб Авангардистов. Выставочный павильон на Фрунзенской набережной, Москва
1989-90 10+10 . Museum of Modern Art, Сан-Франциско; Albert Knox Gallery,
Нью-Йорк; Milwaukee Art Museum, Форт-Уорт; Corcoran Gallery, Вашингтон, США;
1989 Moskau-Wien-New York/Kunst zur Zeit. Messepalast, Wiener Festwochen, Вена, Австрия
-
-
- Нет сведений
-
-
Анатолий Журавлев заявил о себе как яркий персонаж бурлящей московской арт-сцены конца 80-х
своим знаменитым перформансом, когда он добровольно заточил себя вместе с телевизором в на-
дутую воздухом полиэтиленовую трубу. Таким образом, Журавлев уже в 1988 году обозначил основ-
ные векторы своей эстетики: интерес к миру массовых коммуникаций и исследование вопросов рецепции
действительности, данной нам не в непосредственном ощущении, а в бесконечном разнообразии опосре-
дованных форм: от прозрачной пленки, разграничивающей субъект восприятия и реальность, до старин-
ных фотографий, восприятие которых зависит, прежде всего, от наслоений культурной памяти.
В начале 90-х годов Журавлев создает серию фотопортретов античных героев, созданных на основе су-
перпозиции диапозитивов с портретами разных персонажей. Образ, возникающий в результате, оказыва-
ется новой гиперреальностью, более соответствующей нашему восприятию истории, дистанцированной не
только физическим фактором времени, но и теми культурными, историческими и социальными мифами,
сквозь призму которых мы воспринимаем историю.
«Историю напишет тот, кто родится последним» - это строка из поэмы «Полтава» Алексея Парщикова мог-
ла бы стать эпиграфом к серии «Невозможных фотографий» Анатолия Журавлева: «Египет в конце 18 ве-
ка, фотография 1992 г.», «Рим во время императора Константина, фотография 1996 г.», «Бразилия начала
19 века, фотография 1995 г.». Эти работы созданы на основе старинных гравюр, выполненных в эпоху, ко-
гда фотографии ещё не существовало. Между тем, разными техниками пересъемки и тончайшей обработ-
кой на компьютере художник добивается эффекта фотодокументальности, ставя под сомнение само нали-
чие понятия «объективного свидетельства».
Подобный прием он использует в серии «Апостолы», создавая фотографические портреты на основании
средневековых деревянных скульптур. В этой серии, как и в серии «Невозможные фотографии», Журавлев
продолжает демифологизировать представление о фотографии, как о документальном свидетельстве.
Позднее, с помощью фотографии, художник исследует и десакрализирует наше представление о сущест-
вовании, значении и назначении живописи как таковой. Анатолий Журавлев, продемонстрировав услов-
ность наших представлений об истории искусстве, в том числе, искусстве живописи и фотографии, в пос-
леднее время занимается анализом трансформации наших представлений о реальности в эпоху массовых
коммуникаций. Концептуальная артикулированность работ Анатолия Журавлева в сочетании с изящной и
элегантной пластикой его произведений дает нам возможность говорить о творчестве этого художника как
о серьезном явлении в развитии современного российского и европейского искусства.
Ольга Свиблова
Мы можем назвать Анатолия Журавлева бегуном на длинные дистанции. Он стал заметен на сцене современного искусства с середины 1980 и в течение уже почти 20 лет перемещается между Берлином и его родиной Москвой .
В начале Анатолий интересовался семиотическим анализом слова и текста. В ранней живописи, объектах и инсталляциях он исследовал вопрос «правды» и репрезентации , опредленности и определения. Затем в начале 1990 в его развитии произошел большой поворот - Анатолий начал работать с фотографией – отражая восприятие образа с помощью технических средств.
К примеру, он фотографировал гравюры 19 века, которые были созданы западными этнографами во время их первых экспедиций по историческим местам Египта или по дождевым лесам Бразилии. Художник фототехнически обрабатывал их таким образом , что гравюры исчезали в диффузорном «фотографическом» изображении этих мест, выполненных в то время, когда в техническом смысле слова фотография не существовала («Невозможная фотография»). В то же самое время художник уверен в идеологическом смысле впечатлений, которые иностранные исследователи получили в ходе их экспедиций. В этом смысле изображения выполненные ими функционируют как портрет «другого».
Анатолий продолжал исследовать эти аспекты «политики представлений» во многих других проектах, основывающихся на фотографии. Миниатюрные с-принты размером 10 на 8 мм или диаметром 10 мм стали его опозновательным знаком в этом процессе. Маленькие принты были смонтированы на пластиковые кубы и инсталлированы на стены в огромных количествах и различных формах. Обычно принты представляли собой образы, которые художник снимал с помощью аналоговой камеры из журналов, телевидения, фильмов и интернета. То, что каждый мог увидеть и узнать в этих миниатюрных фотографиях, оставалось предметом для догадок. И хотя мы могли узнать определенных знаменитостей, пейзажи, объекты и даже части человеческих тел, было практически невозможно сделать точные умозаключения в отношении деталей фотографиии. Восприятие проекта с миниатюрными фотографиями неотличимо от процесса смотрения телевизора и имитирует процесс переключения каналов, когда мы воспринимаем образ целиком, не имея возможности долго задерживаться на деталях. В абстрактном смысле этот специфический способ восприятия произведения искусства или медиального мира можно сравнить с восприятием мира в целом.
В проекте «Черные дыры» Анатолий продолжает ту же тему и трансформирует аспект восприятия мира в противостояние фотографии и живописи. Работа представляет собой тотальную инсталляцию в пространстве, стены которого покрыты формалистическми подтеками черной краски, напоминающими о живописи 1950. На расстоянии настенная живопись воспринимается как абстрактная структура - некое подобие мира, поскольку окружает нас со всех четырех сторон. При ближайшем рассмотрении в центре каждого пятна черной краски обнаруживаются маленькие круглые фотографии 10 мм в диаметре, изображающие множество исторических персонажей от Ганди до Эйнштейна и от Мадонны до Обамы, всех тех странных людей, которые изменили мир. С увеличением расстояния пятна черной краски начинают функционировать как космические черные дыры,поглощающие фотографии своей энергией. В этом смысле Журавлев создает мир, который более не является целостным, но проявляется только через детали. Мир который имеет качества не всеобщего космоса но фрагментарной вселенной.
Катрин Бекер о «Черных дырах» Анатолия Журавлева
Серия сибахромов Анатолия Журавлева, объединенная названием "От реального к реальнейшему" - "Ab realibus ad realiora" - представляет собой изображения античных статуй в классической охристой гамме, но с размытым контуром, словно скульптуры выступают из марева фона или растворяются в нем. Художник доводит неявность изображения до такого предела, когда сам объект - статуя - трудно различим. И фотография фиксирует будто бы не скульптуру, но заместившую ее собой тень, атмосферную границу мраморного тела.
Тень в европейской культурной традиции - это принадлежность живого существа, ее потеря равнозначна потере индивидуальности, то есть жизни. Тень, отделившаяся от своего хозяина/тела, становится призраком, воздействующим на чувства, но неуловимым. Сети и законы этого мира не способны уловить таинственную, неявную природу тени; и поэтому она наделена магическим даром пересекать физические границы и своей странной безжизненной витальностью смущать представления о реальном, видимом и существующем, которые свойственны здравому смыслу.
Дискурс тени, восходящий к античности, в европейской культуре всегда связан с пересечением границы, роковой черты, отделяющей реальное от реальнейшего. Пересечение границы - это акт воплощения или утраты плоти, то есть процесс трансформации духа, который еще не - или уже не - облечен телом, не наделен пластической артикуляцией. И искусство служит медиатором на этой границе, что почти впрямую зафиксировано в фотографиях Анатолия Журавлева. Тема перехода границы очень важна, что видно и по названию "От реального к реальнейшему", то есть от развитой и укорененной традиции описания и знания реального к бессознательным и сверхчувственным опытам.
Е.Андреева. Фрагмент статьи из каталога "Анатолий Журавлев" выставки "Ab Realibus ad Realiora". Kunstwerke, Берлин, Германия; Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 1994
-
-
- Нет данных
-
* - Информация предоставлена Центром
Современного Искусства Сороса, Москва.
Запрос дополнительной информации о художнике
© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO