Произведения:      Нажмите здесь   
  Звездочетов Константин Викторович 

 Биографические данные 
 

1958 родился в Москве
1976 - 1981 учился в Школе-студии МХАТ (постановочный факультет)
1978 входил в группу «Удвоение-2»
1978 - 1984 один из основателей и участников группы «Мухомор»
1982 один из организаторов АПТАРТа
1986 - 1988 совместно с Г. Абрамишвили инициировал создание группы «Чемпионы мира»
1986 член-основатель Клуба Авангардистов (КЛАВА)
с 1993 член Московского Союза художников
1994 участник группы «Море матросов»
Издатель литературно-художественного альманаха «Ночная жизнь»
Живет и работает в Москве
 

 В каких собраниях работы 
 
Коллекция современного искусства Государственного Музея-заповедника Царицыно, Москва
Музей Луиджи Печчи (Luiggi Pecci), Прато, Италия
Музей Mucsarnok, Будапешт, Венгрия
Norton and Nancy Dodge Collection, Zimmerli Art Museum, Rutgers University, Нью-Брунсвик, США
Duke University Museum of Art, Дархэм, США
Л. Талочкин, Москва
Д. Гори, Санто-Мато, Италия
Галерея «Риджина», Москва
П. Халонен, Хельсинки, Финляндия
Е. Головлева, Москва
Частное собрание, Рига, Латвия
P.-G. Carini, Флоренция, Италия
Музей Art4.ru
 

 Участие в выставках, аукционах 
 

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ:

2009 Нормальная цивилизация, XL-галерея, Москва

2007 Здравствуй, дорогой Болтанский, или Лампы и рожи. Галерея «Paperworks», Москва

2006 Здравствуй, дорогой Болтанский! Галерея «Д137», Санкт-Петербург

2005 Утраты. XL-галерея, Москва
Женщина и ад. Культурный центр «Арт-стрелка», Москва

2004 На работе. XL-галерея, Москва
Константин Звездочетов. Галерея «Витрина», Москва

2003 Returning of the Artist (совместно с Александром Виноградовым, Владимиром Дубосарским, Валерием Кошляковым и Сергеем Братковым). La 50 Biennale di Venezia, Padiglione Russo, Венеция, Италия

2002 Палинтон-2/Критическая опера. XL-галерея, Москва
Адская боль монстров, или Годы Вашего времени. Галерея W.A.M., Москва

2001 Укус. Центральный Дом художника, Москва

2000 Колхоз Гестапо. XL-галерея, Москва

1998 Раз - картошка, два - картошка... XL-галерея, Москва
Институт питания, или зоосад. Галерея «Moscow Fine Art», Москва

1997 Эротика разрушает сознание (совместно с Л.Борисовой). XL-галерея, Москва
Ты то, что ты ешь. Галерея М. Гельмана, Москва

1996 Ночной Бойс или Нерусские мальчики (совместно с С.Епихиным). XL-галерея, Москва
Бабцы Факосы. XL-галерея, Москва
Прилежание (совместно с Георгием Литичевским). Галерея Spider&Mouse, Москва
Незабываемое (совместно с Юрием Шабельниковым и А.Ароновым). Выставочный зал на Солянке, Москва

1995 Выбравшим Пепси. XL-галерея, Москва

1994 Артисты - метростроевцам (совместно с Ю. Непринцевым). Галерея «Риджина», Москва

1992 Le vieil écho (совместно с Ларисой Резун-Звездочетовой). Musée d`Art moderne et contemporain, Женева, Швейцария
Дхаpмендpа. L-галеpея, Москва

1991 Sangria di artista. Galeria Carini, Флоренция, Италия
День знаний (совместно с движением Э.Т.И.). Галерея «Риджина», Москва

1982 Выставка живописи. Галеpея АПТАРТ (Квартира Н. Алексеева), Москва

1983 Декоратор и жизнь. Галеpея АПТАРТ (Квартира Н. Алексеева), Москва

1984 Для души и тельца (совместно с Н. Алексеевым). Галеpея АПТАРТ (Квартира Н. Алексеева), Москва


ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ:

2008
40 первых. Пермская государственная художественная галерея, Пермь

2007
История российского видеоарта - том 1. Московский музей современного искусства, Москва
Горе от ума. Государственный Литературный музей, Москва
Соц-арт. Государственная Третьяковская галерея, Москва; La Maison Rouge, Париж
Будущее зависит от тебя. Московский музей современного искусства, Москва
Collectiepresentatie XXI. Museum van Hedendaagse Kunst Antwerpen, Антверпен, Бельгия
XV. Центр современного искусства «Винзавод», Москва
Infinite Painting. Villa Manin, Centro d`arte contemporanea, Кодройпо, Италия
Окрестности пейзажа. Зверевский центр современного искусства, Москва

2006
Artists Against The State: Perestroika Revisited. Ronald Feldman Gallery, Нью-Йорк, США
Портрет книги. Галерея М. Гельмана, Москва
Достоинство. Зверевский центр современного искусства, Москва
Куба, любовь моя. Зверевский центр современного искусства, Москва
Последние романтики Советского Союза. Зверевский центр современного искусства, Москва

2005
Сообщники. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Hope-Stop! Зверевский центр современного искусства, Москва
The Death of the World. Storefront Gallery, Нью-Йорк, США
Angels of History. Museum van Hedendaagse Kunst Antwerpen, Антверпен, Бельгия
Apt-Art. 1982-1984. E.K.АртБюро, Москва

2004
Москва-Берлин/Берлин-Москва 1950 - 2000, Государственный исторический музей, Москва
Любовь, эротика, секс. Галерея «На Солянке», Москва
Мой Кабаков. Stella Art Gallery, Москва
АРТКлязьма. III Международный фестиваль современного искусства на открытом воздухе. Клязьминское водохранилище, Московская область Россия - вперед! Галерея «Риджина», Москва
Seven Sins. Moderna galerija Ljubljana, Любляна

2003
Натюрморт. Галерея «Moscow Fine Art», Москва
Moskauer Konzeptualismus. Kupferstichkabinett, Берлин
Berlin-Moscau/Moscau-Berlin 1950 - 2000. Martin-Gropius-Bau, Берлин

2000 - 2002
ARTEAST 2000+. Moderna galerija Ljubljana, Любляна; Orangerie Congress, Инсбрук, Австрия; ZKM, Карлсруэ, Германия; Umetnička galerija Skopje, Скопье

1998 - 2001
Praprintium. Staatsbibliothek, Берлин; Neues Museum Weserburg, Бремен; Museum fuer literatur am Oberrhein, Карлсруэ, Германия; Oesterreichischen Nationalbibliothek, Вена; Minoritenkloster, Грац, Австрия
Безумный двойник/Le Fou dedouble. Центральный Дом художник Москва; Центральный выставочный зал, Нижний Новгород; Областной художественный музей, Самара; Музей изобразительных искусств, Екатеринбург; Chateau d`Orion, Уарон, Франция

1997
III Cetinjski Bijenale. Цетине, Черногория
I International Biennial of Sketches and Projects. Нови Сад, Сербия

1994
II Cetinjski Bijenale. Цетине, Черногория

1990 - 1991
Aperto`90. La 44 Biennale di Venezia, Венеция, Италия
ИсKONSTво. Kulturhuset, Стокгольм
In de USSR en Erbuiten. Stedelijk Museum, Амстердам
Artisti russi contemporanei. Museo d`Arte Contemporanea Luigi Pecci, Прато, Италия
Between Spring and Summer: Soviet Conceptual Art in the Era of Late Communism. Tacoma Art Museum, Такома; Institute of contemporary art, Бостон; Des Moines Art Center, Де-Мойн, США
Форма и содержание. Галерея в Трехпрудном пер., Москва
BiNationale (Israelische - Sowjetische Kunst um 1900). Kunsthalle Düsseldorf; Дюссельдорф, Германия; The Israel Museum, Иерусалим, Израиль; Центральный Дом художника, Москва

1989 - 1990
10 + 10. Modern Art Museum, Форт Уэрт; Museum of Modern art, Сан-Франциско; Albright Knox Gallery, Буффало; Museum of Modern Art, Вашингтон, США; Центральный дом художника, Москва

1989
Dialogue. Avant-Garde Russe et Art Contemporain Sovietique. Centre Culturel Boris Vian, Париж
Momentaufnahme: Junge Kunst aus Moskau. Stadtmuseum Münster, Мюнстер; BBK, Кельн; Ravensberger Spinnerei, Билефельд, Германия
100 Years of Russian Art, 1889-1989: From Private Collections in the USSR. Barbican Art Gallery, Лондон; Museum of Modern Art, Оксфорд; Southampton City Art Gallery, Саутгемптон, Великобритания
Mosca - Terza Roma. Sala 1, Рим

1987
Творческая атмосфера и художественный процесс. Первая выставка Клуба Авангардистов. Выставочный зал Пролетарского района на Восточной ул., Москва
Соревнование по преферансу. Группы «Мухомор» и «Чемпионы мира». Мастерские художников, Москва
Ich lebe - Ich sehe. Kunstmuseum, Берн, Швейцария
IMATRA-88. Teatteri Imatra, Иматpа, Финляндия
ИсKUNSTво I. Kunstlerwerkstatt im Bahnhof Westend, Западный Берлин
ART Messe. Базель, Швейцария

1982 - 1984
Russian Samizdat Art. Franklin Furnace Gallery, Нью-Йорк; Visual Studies Workshop, Рочестер; Chappaqua Gallery, Вестчестер; Washington Project for the Arts, Вашингтон; Ronald Feldman Gallery, Нью-Йорк; Anderson Gallery, Commonwelth University, Ричмонд; Hewlett Gallery, Carnegy-Mellon University, Питтсбург; LACE Gallery, Лос-Анджелес, США

1978 - 1984
выставки и акции в составе группы «Мухомор» и в галерее «АПТАРТ». Москва, Московская область

 

 Автор о себе 
 
Прошу принять во внимание, что я гораздо лучше, чем мои произведения, и несу за них лишь частичную ответственность. Поэтому, умоляю! Поймите и простите меня! В дальнейшем обещаю честным и добросовестным трудом (в деле укрепления отечественной культуры) полностью искупить свою вину.

Искренне Ваш, К.Звездочетов. 27 марта 1996
 

 Критика 
 
В полусерьезной табели о рангах московского неофициального искусства у Константина Звездочетова - чин генерала. Несмотря на столь высокий пост в военном лагере московского концептуализма, сама мысль о дисциплине ему чужда. У него вообще масса положительных качеств. Например, он проявляет всем понятное и симпатичное нежелание работать.
Он не заводит досье с вырезками из газет и фотографиями (хотя это нужно, профессионально и прочее). Я помню, как Эрик Франк из Женевы уговаривал Костю показать хоть что-нибудь. С трудом, за шкафом обнаружился холст, свернутый, точно носовой платок, в двенадцатую четверть. Гордый автор расправил его на колене и показал гостю. Стоит ли говорить, что он немедленно был приглашен делать выставку в galerie Eric Franck?
Он охотно участвует во всех возможных выставках, удачных или неудачных. Он с удовольствием работает в компании. Он несомненно причастен к созданию нескольких художественных групп - "Чемпионов мира", например. (Как это часто бывает, "чемпионы" упорно не признают его за отца, но сделанного не воротишь.)
На любой выставке Звездочетов ограждает собственное пространство, если не физическое, то ментальное, пытаясь сохранить постоянно присутствовавшее в современном советском искусстве ощущение заговора. Даже сейчас, когда деятельность эта перестала быть подпольной и наказуемой, круг участников ограничен, а послания адресованы далеко не всем. Напомню о роскошном и непереводимом лозунге, украсившем инсталляцию в музее Прато, - "Знающих русский языки просьба не переводить", так и оставшемся, я надеюсь, тайной для зрителей.
Сама его фамилия, абсолютно непроизносимая для западного человека (Zvezdochotov), настолько искусственна, что ее не раз принимали за плохого вкуса псевдоним.
Он любим всеми, но не все знают, за что. Его выставки способны поставить в тупик самых храбрых и невозмутимых критиков. Публика решительно не понимает, что происходит, издеваются ли над ней или это она издевается над его дикими, украшенными с абсурдной тщательностью объектами. Литературный сюжет, письменный или устный, сопровождающий работы, не проясняет ситуацию, а только ее запутывает. Разговор с автором оказывается тем более тщетным. Костя рассказывает о своих работах охотно, с серьезностью, присущей только ученым или клоунам, но к концу лекции собеседник, как правило, жалуется, что художник от него "ускользает".
Когда же его окончательно достают, требуя объяснить наконец, кто он такой, и определить ясно свое кредо, интервьюер получает примерно следующее: "Пришло время раскрыть карты... Я был направлен к художникам в качестве секретного агента с задачей влиять на этих людей и их воззрения... Все мои предшествовавшие работы были созданы с целью конспирации: они всего лишь имитация искусства... Равным образом и мое предшествовавшее артистическое кредо было сформулировано, чтобы замести следы, и было, таким образом, ложным... Мои работы - это примеры морали и эстетики контрабанды..." И так далее.
Истинная история притом гораздо интереснее. Будь он чуть менее хитер, я бы подозревал его в поистине дьявольской тщательности, с которой он выстроил свою биографию - точно такую, какая нужна русскому художнику за границей.
За приятельскую статью о своих работах в парижском художественном журнале "А-Я" он расплатился восемнадцатью месяцами, проведенными много восточнее Сибири. В 1984-м году, в день 26-летия он был арестован, спешно призван в армию и отправлен на Камчатку. Там раз в неделю майор из армейского КГБ внушал ему, что его так называемым искусством манипулировали в своих грязных целях западные спецслужбы. (Замечая некоторое недоверие, которое Константин испытывает по отношению к Западу, я склонен приписывать это конечному успеху нашей армейской контрразведки, еще в начале восьмидесятых предвидевшей русскую волну на художественных рынках.)
Героем его ранних серий был Мальчиш-Кибальчиш, который катался по пустыне на диковинном трехколесном аппарате, схватывался в джунглях с анакондой и учил рисованию внимательную японку. Затем появилась история Пердо, "странного племени, которое хранит в своей памяти древнее событие: чудовищный вампир похитил Сладчайший священный арбуз, инкарнацию женственности. Герой победил вампира и вернул арбуз людям, но пал затем от руки неблагодарных". Эта бесконечная инсталляция никогда не была выставлена целиком, но части ее разбросаны ныне в разных странах и коллекциях как свидетельство существования великой страны Пердо.
Живя в пространстве ложного эпоса, он изобретал истории не менее ложные, но не менее грандиозные. Они имели, как и полагалось в те годы, множество непрямых советских ассоциаций, не говоря уже о том, что главный вампир носил сакральное отчество Ильич.
Выставка в Женеве, которую Костя делал вместе с Ларисой Звездочетовой, включила несколько мизансцен из воображаемого балета "Старое эхо". Написанное Костей либретто повествовало об очередной неудаче Сатаны, пытавшегося в обличье демона Кришны, похитить священную книгу. Раскрашенные и задрапированные манекены разыгрывали странные сцены рядом с разными забавными предметами, вроде трона с клеткой для попугая. Рядом с коленопреклоненным женственным Сатаной в образе Кришны с темно-лиловым телом цвета грозовой тучи. Так всегда изображали демона, разрушителя и защитника одновременно, в имени которого Krishna или Kristna видят будущее имя Христа. Впрочем, переход от Сатаны к Христу был не единственным возможным толкованием выставки.
На DOKUMENTA в Касселе (где только трем художникам предложили представлять Россию - Илье Кабакову, Косте Звездочетову и Маше Серебряковой) он показал огромную классическую мозаику с Никулиным, Вициным и Моргуновым на золотом фоне. Не могу представить, что думали по этому поводу несчастные немцы и почему мозаика имела такой успех.
Он не заботится о том, чтобы быть понятным. Он предлагает все принимать на веру. Потому что работы - не самое важное. Индивидуальный миф художника - вот главное понятие современного искусства. Чтобы делать искусство, надо сначала сделать себя. Константин Звездочетов начал художественную карьеру с самого величественного ее произведения: своего собственного образа. Этот образ неукротимо забавен и стоит денег, которые тратят на его работы - возможно, втайне подозревая в нем участника глобального заговора художников Востока против доверчивого Запада.

А.Тарханов. "Константин Звездочетов как агент влияния." - Столица, 1993, №1
 

 Библиография 
 
Нет данных
 

* - Информация предоставлена Центром Современного Искусства Сороса, Москва.

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO