Произведения:      Нажмите здесь   
  Злотников Юрий Савельевич 

 Биографические данные 
 
1930 родился в Москве
1950 окончил московскую среднюю художественную школу
с 1974 член Союза художников СССР
 

 В каких собраниях работы 
 
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва
Коллекция современного искусства Государственного музея-заповедника Царицыно, Москва
Государственный литературный музей, Москва
Государственный музей Л.Н.Толстого, Москва
Министерство культуры РФ, Москва
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск
Галерея De France, Париж, Франция
Галерея Жоржа Оливье, Париж, Франция
Галерея Бинет, Тель-Авив, Израиль
Галерея Энгель, Тель-Авив, Иерусалим, Израиль
Частные коллекции:
Г.Поспелов и М.Реформатская, В.Дьяков, Л.Талочкин, В.Дудаков, Р.Климов, Москва
Г.Басмаджян, И.Шмайн, Париж, Франция
 

 Участие в выставках, аукционах 
 
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

1977 Институт истории искусств при Министерстве культуры СССР, Козицкий пер., Москва
1978 Однодневная выставка и вечер. Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
1985 Московский Дом архитектора, Москва
1987 Творческий вечер в рамках выставки “Ретроспекция творчества московских художников 1975-1987". л/о “Эрмитаж”, Профсоюзная ул., д. 100, Москва
1990 “Пространство, цвет, импульс”. ЦСИ, Москва
1990 Дом художника, Иерусалим, Израиль
1992 Клуб муниципалитета, Маалот, Израиль

ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ

1956-78 квартирные выставки и показы
1986 XVII молодежная выставка. Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
1986 “Искусство и научно-технический прогресс”. ЦДХ, Москва
1987 “Художник и современность”. Первое творческое объединение московских художников. “Каширка”, Москва
“Ретроспекция творчества московских художников. 1957-1987”. л/о “Эрмитаж”, Профсоюзная ул., д. 100, Москва
1988 “Геометрия в искусстве”. “Каширка”, Москва
1988 Фестиваль искусств. Международная выставка. Багдад, Ирак
1988 “Графика московских художников: Городу и миру”. ЦДХ, Москва
1988-89 “Лабиринт”. Дворец молодежи, Москва; Варшава, Польша; Гамбург, Германия
1989 “Moscow Artists in London”. Riverside Artists’ Group, Лондон, Великобритания
1990 “Soviet Contemporary Art”. Feldman Fine Art Auctioneers, Нью-Йорк, США
1990-91 “Другое искусство. Москва 1956-1976”. Галерея “Московская коллекция”. ГТГ, Москва; ГРМ, Ленинград
1991 “Современные художники - Малевичу”. ГТГ, Москва
1991 “Andligheten i Rysk Konst”. Galleri Otso, Хельсинки, Финляндия
1994 “Московские художники. Новый взгляд”. Дом художника на Кузнецком мосту, Москва

КУРАТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ

1963 выставка произведений К.Петрова-Водкина (совместно с К.Симоновым и В.Костиным). Центральный Дом литератора, Москва
1986 “Искусство и научно-технический прогресс”. (раздел “Русская утопия”). ЦДХ, Москва
1994 “Московские художники. Новый взгляд”. Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
1995 “Портреты В.Фаворского. Проблемы. Процесс”. Галерея “На Солянке”, Москва
 

 Автор о себе 
 
нет сведений
 

 Критика 
 
Искусство Юрия Злотникова в каком-то смысле едино - все оно посвящено поискам структурного закона. С конца 1950-х годов и по настоящее время он одержим идеей выведения абстракции на семантический, знаковый уровень, придания ей статуса объективного языка сообщений, в связи с чем он создал ряд литературных текстов, сопутствующих "текстам" изобразительным (тексты эти, за исключением отдельных фрагментов, не опубликованы). Поскольку он не принадлежит к типу художников, скрупулезно составляющих свое "досье", датировки вещей внутри серий, равно как и некоторые другие сведения, даны приблизительно, по памяти.
"Сигнальная система" - фундамент всех его дальнейших опытов. Подобная попытка установить закономерности психофизиологической моторики, природы реакций субъекта на цвет и форму, определить своего рода постоянную валентность графических знаков и категорий беспрецедентна не только для советского искусства этого времени, но и для мирового. Отчасти "Сигналы" предвосхищают "систематическое искусство" и "минималь-арт" 60-х годов. Предвосхищается здесь - в более широком смысле - и научное сознание 60-х: расцвет точных наук, выход в прагматику (не случайно Злотников предпринимает множество утопических попыток внедрить открытые им фундаментальные законы цветового и формального воздействия в практическое строительство и дизайн - вплоть до разработки интерьеров космического корабля).
Самая аскетическая и лабораторная серия Злотникова как бы не имела прямого продолжения - в дальнейшем он отходит от минималистской геометрики, его работы приобретают более стихийно-чувственный и экспрессивный характер. Однако в этой стихийности уже присутствует синтетизм, знание "закона". От "Сигналов" идет опыт моделирования пространства картины как некоего жизненного пространства, чья топология психологически мотивирована. В крымских пейзажах, а затем в обширном цикле "Пространство, ритм, люди" Злотников рационально осмысливает свою романтическую потребность во внятной семантике - концепции пространства и конструкции получают метафорическую выраженность, важнейшие для автора категории "свободы", "гармонии" и прочие оказываются отрефлексированными на конкретно-жестовом уровне и делаются узнаваемыми и устойчивыми элементами метаязыка (переход от аналитики к метафорике приходится примерно на середину 1960-х годов - с тем, чтобы к середине 1980-х опять смениться интересом к чистой абстракции).
В 1960-70-е годы Злотников с одинаковой активностью работает как график и как живописец. Сам он делит свой творческий путь на три этапа - этап "психофизиологии" ("Сигналы"), этап "метафорики" (до 1988 года) и этап "мышления" (имеется в виду языковое конструирование процессов мышления, занимающее его в настоящее время и начинающееся с серии "Неоконструкция"). Сейчас Злотников продолжает работу над циклом "Конструкция и структура", стремясь, по его собственным словам, придти к новому уровню синтеза между логическим началом и началом чувственным; сформулированная им цель - выразить динамический баланс мира. Столь "общая" формулировка задачи связана с присущим художнику в целом недоверием к субъективности авторского высказывания: он рассматривает свое творчество в объективном "мироустроительном" значении.

Г.Ельшевская
 

 Библиография 
 
Нет данных
 

* - Информация предоставлена Центром Современного Искусства Сороса, Москва.

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO