Произведения:      Нажмите здесь   
  Кантор Максим Карлович 

 Биографические данные 
 
1957 родился в Москве
1980 окончил Московский полиграфический институт
 

 В каких собраниях работы 
 
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Новосибирская картинная галерея, Новосибирск
Пермская Государственная художественная галерея, Пермь
Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Екатеринбург
Sprengel Museum, Ганновер, Германия
Национальная галерея, Берлин, Германия
Galerie Eva Poll, Берлин, Германия
Частные собрания : Германия, Люксембург,Милан, Италия
Stadtlisches Kunstinstitut und Stadtlische Galerie, Франкфурт-на-Майне, Германия
Museum Bochum, Бохум, Германия
Kunsthalle Emden/Stiftung Henri Nannen, Эмден, Германия
Museum Ludwig, Кельн, Германия
Neue Galerie - Sammlung Ludwig, Аахен, Германия
Ulster Museum, Белфаст, Великобритания
Patrick and Beatrice Haggerty Museum of Art, Милуоки, США
Shedhalle, Цюрих, Швейцария
 

 Участие в выставках, аукционах 
 
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

1988 Galerie Eva Poll, Берлин, Германия
Centraal Museum, Утрехт, Нидерланды
1989 Goethe-Institut, Дюссельдорф, Германия
Landesvertretung der Freien und Hansestadt Hamburg beim Bund, Бонн, Германия
1990 "Facing Apocalypse". Newport Art Museum and Art Association, Ньюпорт, Род-Айлэнд, США
"Russia: Within and Without". The Patrick and Beatriche Haggerty Museum of Art, Милуоки, Висконсин, США
Galerie Lupfert, Ганновер, Германия
1991 Stuart & Co. Gallery, Нью-Йорк, США
Galerie Asbaek, Копенгаген, Дания
Galerie Eva Poll, Берлин, Германия
"Art Cologne" (Galerie Eva Poll), Кельн, Германия
1992 "Maxim Kantor - Retrospektive". Museum Bochum, Бохум, Германия
Galerie Lupfert, Ганновер, Германия
1993 "Art Frankfurt" (Galerie Lupfert). Франкфурт-на-Майне, Германия
"Salle d’Exposition de l’Hotel de Ville". Кольмар, Франция
Galerie Lupfert, Ганновер, Германия
"FIAC" (Galerie Asbaek), Париж, Франция
Galerie Eva Poll, Берлин, Германия
1994 Stiftung Henri Nannen. Kunsthalle Emden, Эмден, Германия
Galerie Asbaek, Копенгаген, Дания
Galerie im Haus Dacheroden, Эрфурт, Германия
1995 "Retrospektive". Тутесалль, Люксембург; Berliner Kunsthalle, Берлин, Германия; Pori Taidemuseo, Хельсинки, Финляндия
1995 "Максим Кантор. Живопись и офорты", в программе 5-го Фестиваля имени Рихарда Вагнера. Байройт, Германия
1996 "Максим Кантор. Живопись 1982 – 1994". Росток, Эмден, Германия; Хернинг, Дания; Лозанна, Швейцария
"Максим Кантор", в программе Фестиваля имени Рихарда Вагнера. Байройт, Германия
"Art Cologne" (Galerie Eva Poll). Кельн, Германия
1997 Royal College of Art, Лондон, Великобритания
"Криминальная хроника". XLVII Biennale di Venezia, российский павильон. Венеция, Италия (каталог)
"Максим Кантор". Ленебург, Германия
"Максим Кантор. Живопись. Офорты". ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ
1987 "30 лет авангарда и андеграунда в России". Москва
1987-89 "Schrecken und Hoffnung - Kunstler sehen Krieg und Frieden". Hamburger Kunsthalle; Munchener Stadtmuseum; ГТГ, Москва; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
1988 "Glasnost - die neue Freiheit der sowjetischen Maler. Ausstellung zeitgenossischer russischer Kunst". Stiftung Henri Nannen; Kunsthalle Emden; Galerie Valentien, Штутгарт, Германия
"Artisti sovietici contemporanei". Studio Marconi, Милан, Италия
"Sowjetkunst Heute - Aus der Neuen Galerie Sammlung Ludwig". Museum Ludwig, Кельн, Германия
1989-90 "Von der Revolution zur Perestroika. Sowjetische Kunst aus der Sammlung Ludwig". Kunstmuseum, Люцерн, Швейцария; Palau de la Virreina, Барселона, Испания; Musee d’Art Moderne, Сент-Этьен, Франция
"Glasnost - Sowjetische Bilder aus der Sammlung Henri Nannen". BAWAG Fondation, Вена, Австрия
1990 "Classic and Modern Sculpture". Gallery Nielsen, Бостон, Массачусетс, США
"Die Meisterwerke der Sammlung Henri Nannen und Skulpturen der Klassischen Moderne". Kunsthalle Emden, Эмден, Германия
1991 "Graphik der klassischen Moderne und der Gegenwart". Wolfgang Wittrock Kunsthandel, Дюссельдорф, Германия
1995 "Благотворительный аукцион в пользу ожогового центра детской больницы №9.
Современная русская живопись и графика". Сотбис, "АРТ МИФ". Гостиница Метрополь, Москва

 

 Автор о себе 
 
... Занятие искусством - для меня потребность совершенно органическая. Если я не рисую, это означает что я ем, еду куда-то, занимаюсь любовью или дерусь.
... Я всегда исходил из простой вещи: все что проживаем - забвенно, но есть вещи, которые я хочу сделать незабвенными.
... Важнее критерия "законченности", желание встать поперек, остановить текущее время. И обозначить ценности, не имеющие временных границ. Я начал с портретов. Я писал их как лики. В этой дрянной, пустой, сменяющейся жизни я фиксировал лица, как нечто, долженствующее остаться.
... Мои ценности сформировались в очень замкнутом мире. Я вырос в семье, где чтились понятия фамилии и традиции. Так сложилось и понимание узкого "своего" мира, и другого - "внеположенного".
... Уже много лет назад я сформулировал свой основной принцип - это принцип отдельного стояния. Именно как "отдельные" я фиксировал образы людей и вещей. Прежде всего я хотел отдельности. Я не хотел сцен, я не хотел натюрмортов, я не хотел пейзажей, я хотел отдельного пребывания.
... "Отдельности" и "Положенности" могут быть общими. "Вовлеченности" и связи конечно же существуют. Но главное "отдельность" - бесконечно одинокое и бесконечно независимое нахождение себя в мире.
... это безусловно отдельная книга - из моих картин, рисунков, офортов, статей, рассказов, пьес. В этой книге герои носят свои пальто, у них есть свои стаканы, они именно так пьют вино, они именно так любят женщин, они так ложатся в постель, таким движением снимают штаны, таким движением расстегивают рубашку, так они едят пельмени, так они обнимают друга или отца... Это есть их образ жизни. И я не представляю себе большого художника у которого нету этого конгломерата, комплекса образов.
... Искусство, как и любые другие проявления связаны для меня с таким понятием как ответственность. И в домашних, и в бытовых, и в тех минимальных социальных проявлениях, которые мне присущи, и в занятиях творчеством я руководствуюсь всегда одним единственным чувством - чувством ответственности.
... В бытовой жизни - это ответственность за ближнего. За искусство, как таковое, ответственности нет. Есть моя ответственность перед миром, понятая весьма широко и весьма узко одновременно. Она проявляется во всем, от бытовых мелочей до занятий живописью и литературой. Так я понимаю свободу.

Фрагменты интервью с Г.Никичем
 

 Критика 
 
Дух отрицанья, насмешки и непокорности - вот что, как нам привычно думать, характеризует искусство XX века. Оно демистифицирует и разоблачает без устали. Жан-Франсуа Лиотар объявил, что эта демистификация не имеет берегов и никогда не кончается. Превосходная перспектива - западное искусство упивается этой свободой демонтажа ценностей и истин, как своего рода наркотиком. И Восточная Европа привыкает к нему после тяжелого сна под неподвижной, как надгробная плита, официально-коммунистической идеологией.
Уроженец Москвы Максим Кантор - скорее единомышленник Сартра и Пикассо, нежели Лиотара и постмодернистов. Он кажется жестоким по отношению к предметам, фигурам и пространству. Он их выкручивает, сдавливает, чуть ли не ломает. Трещат кожа и кости в его портретах. Вряд ли способен встать его "Встающий", словно полураздавленный какой-то чудовищной силой. Люди тянутся и жмутся друг к другу, ищут опоры друг в друге перед лицом провалов и пустот бытия, посреди шатающихся стен, замусоренных пустырей, коридоров трущобного вида ("На пустыре", "Коридор", "Отец и сын"). Они на что-то надеются, хотя нам пока не ясно, на что именно. Превосходный графический лист "Одинокая толпа" скорее подтверждает то, что эти несчастные не в состоянии избавиться от своего одиночества, от своей ущербности и замученности, сколько бы они ни цеплялись друг за друга.
Что-же, еще один циник из Восточной Европы, как будто их на Западе мало? Не издевается ли он над жертвами эпохи, и не пора ли нам протестовать, как протестовали верующие против кощунственной "Богоматери" Макса Эрнста, а гуманисты - против "Ночного портье" Лилианы Кавани?
У Максима Кантора речь всегда идет о жертвах и поражениях. Большой - более двух метров высоты - крашеный рельеф "Супружеская пара" - это словно две окровавленные деформированные оболочки людей, оставшиеся после обработки какой-то страшной машиной, позаимствованной у Франца Кафки. "Масштабы человека измеряются объемом его потерь" - пишет художник в своем эссе "Фрагменты существования". Такова вообще частая мысль его литературно-философских текстов. Он - человек слова в той же мере, что и человек глаза, то есть философ и художник одновременно.
Адрес его философии легко узнаваем. Значение человека (его "масштаб") определяется теми руинами и останками, которые отмечают собой бытие каждого из нас. Существование опустошает; но это опустошение и есть главное богатство. Карл Ясперс писал полвека назад, что итог всякой жизни - неизбежное поражение, das Scheitern. Как с этим быть? Современная массовая культура и элитарный постмодерн советуют: насмехаться и демистифицировать. Создавать "веселые апокалипсисы" (как написал один критик) и "развлекаться досмерти" (как сказано у другого). Но это не устраивает Максима Кантора ни в коей мере.
Он вовсе не всегда бывает трагически серьезен. Он - автор целой серии натюрмортов, в которых он, по его собственному утверждению, опровергает мысль о несомненности и стабильной материальности предмета - мысль, которая свойственна классическому натюрморту (например, голландскому). Что такое предмет, объект? Сгущение ли это материи - либо наоборот, дыра и прореха в существовании, сквозь которую проглядывает пустота, Ничто? Обе возможности насмешливо предложены нашему взору. Речь опять идет о потере, об утрате, о поражении - но это оказывается и занятным, и эстетически изысканным. Художник умеет играть понятиями и быть остроумным.
Что его никак не устраивает, так это балаган на краю пропасти, фарс ошибок и бед, то есть то самое, что больше всего интересует современное искусство. Монументальная "Картотека" Максима Кантора напоминает мне о тех "архивах ушедших жизней", которые делает французский художник Кристиан Болтански. Перед неотвратимо наступающей пустотой, во всеоружии своих потерь и поражений человек - почти уже превращенный в руину, в тень - излучает какое-то необъяснимое сознание своей духовности. В этом художник из России согласен с Рембрандтом, создателем удивительных портретов стариков и старух, и с Паскалем, который говорил о "мыслящем тростнике"...

А.Якимович. "Максим Кантор,
 

 Библиография 
 
Р.Менцель "Выставка "Восьми" с Кузнецкого моста", журнал "Bidlende Kunst", N1, 1987;
О.Полянская "Максим Кантор", журнал "Огонек", N11, 1989;
А.Якимович. Дебюты. Молодые художники восьмидесятых. Москва, 1990;
Каталог выставки "Максим Кантор. Лицом к Апокалипсису", Нью-Порт, США, 1990;
Каталог выставки "Максим Кантор", Ганновер, 1990;
Каталог выставки "Максим Кантор", Копенгаген, 1991;
Каталог выставки "Максим Кантор", Берлин, 1991;
Каталог выставки "Максим Кантор. Ретроспектива", Бохум, 1992;
В.Мейланд "Время свободного выбора", журнал "Литературная учеба", N5, 1987.
 

* - Информация предоставлена Центром Современного Искусства Сороса, Москва.

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO