Произведения:      Нажмите здесь   
  Кирцова Алена 

 Биографические данные 
 
1954 родилась в пос. Баренцбург (о.Шпицберген)
1973-75 училась живописи в частной школе Василия Ситникова
1986-87 один из учредителей и член л/о "Эрмитаж"
1993 один из учредителей фонда "Утопия"
 

 В каких собраниях работы 
 
Министерство Культуры Российской Федерации
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
Государственная Третьяковская Галерея, Москва
Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк
Музей Современного Искусства в Тренто и Роверето
 

 Участие в выставках, аукционах 
 


ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

1990 АЛЕНА КИРЦОВА. Московский Государственный Университет, Москва. 1991 АЛЕНА КИРЦОВА. Первая Галерея, Москва. СТЕНЫ И ЛЕСТНИЦЫ. Государственный Музей Архитектуры, Москва. 1994 АЛЕНА КИРЦОВА. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург (каталог). 1996 FRANKFURT AUFENTHALLE. Галерея Кармелитерклостер, Франкфурт на Майне (каталог). КРАСНОЕ ВИНО - ЗЕЛЕНАЯ ТРАВА. Галерея Роза Азора, Москва. 2002 РЕТРОСПЕКТИВА. Московский Центр Искусств.

ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ

1977 Квартирные выставки, Москва. 1977-80 Отчетные выставки Горкома Графиков. 1986 XVII МОЛОДЕЖНАЯ ВЫСТАВКА. Дом Художника на Кузнецком Мосту, Москва. ИСКУССТВО ПРОТИВ КОММЕРЦИИ (выставка акция). Битцевский парк, Москва. 1986-87 Выставки объединения Эрмитаж: РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ I, II, ЖИЛИЩЕ, РЕТРОСПЕКТИВА. Профсоюзная, 100, Москва. 1988 КИРЦОВА, МЕЕЛ, САЛЬНИКОВ. Выставочный Зал Кировского Района, Москва. XVIII МОСКОВСКАЯ МОЛОДЁЖНАЯ ВЫСТАВКА, ЦВЗ Манеж, Москва. ВСЕСОЮЗНАЯ МОЛОДЁЖНАЯ ВЫСТАВКА, ЦВЗ Манеж, Москва. МОЛОДЫЕ ХУДОЖНИКИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН, ЦВЗ Манеж, Москва. АРТ - РОК - ПАРАД АССА, ДК МЭЛЗ, Москва. ЛАБИРИНТ. Дворец Молодёжи, Москва. АЛЬТЕРНАТИВА? Музей М.И. Глинки, Москва. 1989 ЖУРАВЛЁВ, КИРЦОВА, СЕРЕБРЯКОВА. Галерея Гараж, Белград (каталог). НЕДОРОГОЕ ИСКУССТВО. Первая Галерея, Москва. 1990 АВАНГАРД 20/90. ЦВЗ Манеж, Москва. 1990/91/93 Международная ярмарка АРТ-МИФ, Москва (каталог). 1992 УРОКИ МАГНИЦКОГО. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ АБСТРАКЦИОНИЗМ: МОСКОВСКИЙ ОПЫТ. ЦСИ, Москва. НАТЮРМОРТ КОНЦА ХХ… Галерея Московская Палитра, Москва (каталог). 1993 ИСКУССТВО МОСКВЫ 1988-93. Культурно-исторический центр, Красноярск. 1994 Выставочный тур коллекции Инкомбанка - Ульяновск, Самара, Магнитогорск, Челябинск, Омск, Екатеринбург (каталог). 1995 LA TERRA RITROVATA. АЛФАВИТ РУССКОГО ПЕЙЗАЖА 1860-1995, Вилла Ормонд, Сан-Ремо (каталог). РУССКОЕ ИСКУССТВО, Вилла Цорн, Сесто Сан-Джованни. О ДОМЕ. Галерея Беляево, Профсоюзная, 100, Москва. МАСТЕРСКИЕ МОСКВЫ II. ВЗГЛЯД. Академия Искусств, Берлин (каталог). 1996 МОСКОВСКАЯ СТУДИЯ 1991-96. Музей Коркоран, Вашингтон (каталог). АРТОТЕКА. ГЦСИ, ЦДХ, Москва. 1997 ЦВЕТ ДЛЯ МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ. Стенная роспись для Ретроспективы Михаила Врубеля, Кунстхалле, Дюссельдорф. АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН. ЦДХ, Москва. 1997/98/00/03 Форум Художественных Инициатив. Малый Манеж, Москва (каталог). 1997-98 РУССКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ: СЕГОДНЯ. Галерея Университета Мэрилэнд; Галерея Университета Нью-Хэмпшира; Дикинсон Колледж, Пенсильвания; Мировой Банк, Вашингтон (каталог). 1998 РУССКИЙ МАНЧЕСТЕР. Иваново, Областной Художественный Музей (каталог). 2000 КУКЛА ОТ ЗВЕЗДЫ, Государственный Музей Архитектуры, Москва (каталог). ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД, Государственная Третьяковская Галерея, Москва (каталог). 2000/01 ГРАНИ. ГЦСИ, Новосибирская Картинная Галерея; Курганский Областной Художественный Музей; Кемеровский Областной Музей Изобразительного Искусства. 2001 МАНУФАКТУРА. Малый Манеж, Москва (каталог). АБСТРАКЦИЯ В РОССИИ. ХХ ВЕК. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург (каталог). ЕДА. Ресторан Дез Артист; Клуб МУХА, Москва. 2002 АБСТРАКТНОЕ//РЕАЛЬНОЕ//ВИДИМОЕ//НЕВИДИМОЕ. Выставочный зал МОСХа России (каталог). ИСКУССТВО ЖЕНСКОГО РОДА. Женщины-художницы в России XV-XX. Государственная Третьяковская Галерея, Москва (каталог). МЕЛИОРАЦИЯ. Клязьминское Водохранилище, Московская область 2003 АРТ-КЛЯЗЬМА. Клязьминское Водохранилище, Московская область 2004 ВООБРАЗИ ЛИМЕРИК. Городская Галерея Искусств, Лимерик
 

 Автор о себе 
 
Нет данных
 

 Критика 
 
"Искусство в жизнь" - высокопарное название-лозунг недавней выставки Русского авангарда в Америке - взывает к глубинным утопическим идеалам того времени. Русская революция предоставила группе художников-маргиналов, хотя и на короткое время, титулы, положение и возможности для реализации грандиозного художественно-социального эксперимента. Неоднозначные результаты революции и ее художественное наследие лишь подчеркивают, как хрупки взаимоотношения между искусством и жизнью. Творчество Алены Кирцовой - по большей части абстрактная живопись - мало чеь впрямую обязано модернистскому наследию Москвы. В силу весьма сложных последствий революции она - в отличие от своих сверсников в Европе или Америке - не прошла на пути к профессионализму через академическое образование, основанное на принципах модернизма. Она знала и любила все странности Михаила Врубеля, русского художника конца прошлого века. Более современного Павла Филонова она открыла и полюбила в плохих репродукциях изданного в Чехословакии в 1970 г небольшого альбома. В этом случае ее больше увлекли его жизнь и писания, так как она сама совершила переход от поэзии к живописи. Именно это литературное начало, а потом окончательный выбор живописи как единственно возможного способа существования (а не какой-то живописный прецедент) лучше всего объясняют ее понимание тонкого соотношения искусства и жизни:
"Предыдущие годы я много писала стихи, с мучительными сомнениями, почти никому их не показывая. Занятие это меня мало удовлетворяло. Много позже, спасибо Платону, я поняла почему. Я пела как птица, как медиум самой себя, фиксируя словами и образами то, что уже существовало во мне. Но, по мере взросления, становясь сложнее и тоньше, написанное слово - в каком бы тонком образе оно не играло - зафиксировано прочно. "Что написано пером..." То есть, развития, уже написанного мною, не происходило; ничего нового не узнаю, перечитывая - только вспоминаю. Познающая часть "меня" отсутствовала в этих отношениях. Иначе в живописи. Играя цветом, формами, очертаниями, фактурами, тоном, пространством и т.д., как ни придумывай все заранее, результат всегда другой - неизвестный. Идея растет и зреет, часто меняется до неузнаваемости в процессе размышления и работы. Мысль, выраженная красками (и сами краски - изменяются во времени), чудесным образом продолжает развиваться. Иногда недописанная картина, оставленная на месяц или два, сама собой дозревает." *
Начав с фигуративной живописи "луковиц и кувшинов, фона и теней - "сложно окрашенных персонажей в пространстве", в ее собственном описании - Кирцова, в конце концов, пришла к абстракции, заметив, что нет большой разницы между тяжело гружеными фактурой облаками в ее старых пейзажах и абстрактной живописью. Ее интерес - в изображении облаков или в абстрактной поверхности - направлен на тот же эффект призрачной светоносности в тонко-тертых красках. Она описывает мучение и неопределенность процесса наблюдения за развитием формы на холсте, "как в моей жизни", распадающейся затем на множество мелких кусочков (вероятно, тоже, как в жизни). Она описывает путь, которым следует свет, по шероховатым и гладким, или матовым и блестящим поверностям... "И, в какой-то момент, свет перестает казаться белой или черной дырой, как пропасть, а становится объемным свечением, уже оплотненным, увеличивая психологическую поверхность холста и жизни, утолщая мою "вторую кожу".
Одна из ранних работ Кирцовой - это маленький белый холст с написанными тенями чашек и горшков, такими тонкими, что стоящий на столе у стены, где я впервые на него натолкнулся, он мог быть принят за фрагмент реальности. Только в этот миг между узнаванием этих теней и затем отсутствующих предметов, их отбрасывающих - ни то, ни другое ничуть не матерьяльней эфемерного отражения света, которое вообще позволяет нам видеть - и заключена редкая возможность осознания себя в этом мире.
Этот бестелесный эффект свечения важен не только с точки зрения чистого визуального удовольствия, но также, в метафорическом смысле, в допущении мимолетного чувства жизни - это касается и масляной живописи Кирцовой, и ее призматических объектов из осколков старого стекла, и тщательно выполненных рисунков. Как моментальная вспышка фотографа, разрывающая время на "до" и "после", искусство Кирцовой вызывает у зрителя переживание мгновенной связи познания, мышления, которое неожиданно и молниеносно преображает наше восприятие простой краски в ИСКУССТВО, или череду органических ощущений в ЖИЗНЬ.

* - Цитаты взяты из неопубликованного интервью (10.12.1993 - 6.06.1994) М.Гован. "Искусство в жизнь (и обратно)". Искусство Алены Кирцовой. Буклет выставки "Алена Кирцова", Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 1994
 

 Библиография 
 
Нет данных
 

* - Информация предоставлена Центром Современного Искусства Сороса, Москва.

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO