Произведения:      Нажмите здесь   
  Куприянов Владимир 

 Биографические данные 
 
1954 родился в в Москве
1976 окончил Институт культуры (специальность театральный режиссер)
1984-94 доцент Московского полиграфического института
В настоящее время преподает курс «Арт-фотография» в Школе им. А. Родченко
 

 В каких собраниях работы 
 
Stedelijk Museum, Амстердам, Нидерланды
Московский Дом фотографии, Москва
ГЦСИ, Москва
Банк "Инкомбанк", Москва
Museum of modern ART, Любляна, Словения
Pacific Press Service, Сеул, Южная Корея
П.Халонен, Хельсинки, Финляндия
Landeskulturzentrum Salzau, Киль, Германия
Galerie Wewerka & Weiss, Берлин, Германия
M.Pausebach, Кельн, Германия
San Francisco Museum of Modern Art, Сан-Франциско, США
Joseph Baio, Нью-Йорк, США
Joshua Smith, Washington, DC, США
Zimmerli Art Museum at Rutgers University, New Brunswick,NJ, США

Работы находятся в коллекциях Великобритании, Германии, Испании, Италии, России, США, Финляндии, Франции, Японии.
 

 Участие в выставках, аукционах 
 

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

1983 Редакция "Строительной газеты". Москва
1990 "Mittelrussische Landschaft". InterArt Agentur fur Kunst, Берлин, Германия
1991 "Forum Stadtpark". Грац, Австрия
1992 "Родионовы". Галерея "Школа", Москва
1994 "О призрачном". Галерея "Школа", Москва
1995 "Эрмитаж". "Галерея 21", Санкт-Петербург
"Photoarbeiten 1981-1995". Haus am Waldsee, Берлин, Германия
"Miniaturen". Art 5 III. Galerie Inge Herbert, Берлин, Германия
1996 "Способы разрешения исчезающе малых величин" (совместно с Д.Приговым). XL Галерея, Москва
"ПредИстория". ГРМ, Санкт-Петербург
1997"Власть–территория–искусство". Галерея "Cегодня", Москва
1998 “Возвращение Времени”. Дом Архитектора, Нижний Новгород.
“Среднерусский пейзаж”. Музей освоения Севера, Губкинский, Западная Сибирь.
“Территория”. Palais Jalta, Франкфурн-на-Майне, Германия.
1999 “Россия – Сибирь – Губкинский”. Музей освоения Севера, Губкинский, Западная Сибирь.
“Les Infants”. Галерея “Новая Коллекция”, Москва.
”Провинция”. ГЦСИ, Санкт-Петербург.
“Арт - Манеж”. ЦВЗ “Манеж”, Москва.
2000 “Лица”.Музейный проект, “Proarte”, Музей истории СпбГУ, Санкт-Петербург.
“Main_Berg” “ARCO 2000”. Feria internacional de ARte COntemporaneo. Мадрид.
“Faces”. Queen Elizabeth II Conference Centre, Лондон.
“24.07.1954, 15.09.1959, 15.04.61, 6.09.1964” Галерея “Риджина”, Москва.
Exposition personnelle. Galerie Carre Noir, Париж.
2002 “Описи”. Москоский Дом Фотографии, Москва.
2003 Romantischer Zyklus. Empire Art. Майнц (каталог)
О восьмидесятых. 1981-1989. Московский дом фотографии. Москва (каталог)
2004 “Среднерусская античность. Страшный суд.” Фотопроект. Галерея WAM, Москва.
“Вера, Надежда, Любоввь”. Галерея VP. Москва.
2005 “Glaube, Liebe, Hoffnung”. Gallery & Edition J.J. Heckenhauer, Берлин.
“Среднерусская античность. Страшный суд.” Работы 1995-2005 г.г. Фотопроект. Центр современного искусства “Арс-Форум”, Ярославль.
“Среднерусская античность. Страшный суд.” Работы 1995-2005 г.г. Фотопроект. Русская галерея. Таллин.
2006 “Фасады Волги”. ГЦСИ, Нижегородский филиал, Арсенал Нижегородского Кремля.


ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ

1980 "Пять молодых фотографов". Молодежный клуб "Радуга", Москва
1987 "Куприянов и Щербаков". Дом скульптора, Москва
1988 "Zeitgenossische Sowjetische Photographie". Photographie-Museum, Лозанна, Швейцария
1990 "Da Mosca". Турин, Италия
"Op-positions: Commitment and Cultural Identity in Contemporary Photography" II International Biennale of Photography. Center for photography, Роттердам, Нидерланды
1990-91 "The Missing Picture: Кupreyanov, Мikhailov, Piganov, Serebryakova, Shulgin". MIT, Бостон, США
1992 "Internationale Foto-Triennale". Эсслинген, Германия
III International Istanbul Biennial. Стамбул, Турция
"a Mosca... a Mosca...". Villa Campoleto, Ercolano; Galleria Comunale d’Arte Moderna, Болонья, Италия
1995 "Beyond the borders". Kwangju Biennale 1995. Корея (каталог)
1996 "Face а l`Histoire. 1933 – 1996". Centre Georges Pompidou, Париж, Франция (каталог)
1997 "Москва 1980-1990". В рамках фото-фестиваля "История Москвы глазами русских и зарубежных фотографов", посвященного 850-тию основания Москвы. Манеж, Москва (каталог)
"Россия реальная и воображаемая". Российский Культурный Центр, Будапешт, Венгрия
1998 "Эксплуатация фотографии" (совместно с В.Ефимовым, В.Кошляковым, И.Пигановым, Г.Чахал). ЦВЗ "Манеж", Москва
II Московская Международная Фотобиеннале. ЦВЗ “Манеж”, Москва.
“Transformation“. Mostra internazionale d’arte contemporanea. Teatro Miela, Триест, Италия (каталог)
“Фауна”. Проект ГЦСИ, ВЗ “Новый Манеж”, Москва - Galeria Sztuki Wspolczesnej “Zacheta”, Варшава
“А.С.П. посвящается…“ Выставочный проект ГЦСИ. Центр современного искусства “Арс Форум“, Ярославль - Муниципальная художественная галерея, Кострома – Плесский государственный историко- архитектурный и ху-дожественный музей-заповедник - Нижегородский художественный музей - Нижнетагильский художественный музей, Нижний Тагил - Екатеринбургский областной музей изобразительных искусств, Екатеринбург - Государ-ственный художественный музей им.Нестерова, Уфа - Самарский художественный музей, Самара - Казанский музей изобразительных искусств, Казань.
1999 “Transformation“ Mostra internazionale d’arte contemporanea. В рамках Венецианского Биенале, Венеция, Италия.
2000 III Московская Международная Фотобиеннале, Москва.
Festival Garonne. Тулу, Франция.
“2000+ARTEST COLLECTION”. Museum of modern ART, Любляна, Словения.
2001 “Artistenmetaphysik – Friedrich Nietzsche in der Kunst der Nachmoderne”. Haus am waldsee, Берлин (каталог) “Manufactory”. Мода и стиль в фотографии. МГВЗ “Новый Манеж”, Москва.
“Communication between the arts”. The Ist Valencia Biennal, Валенсия, Италия (каталог)
“The Art of the Eastern Europe”. Orangerie Congress – Innsbruck, Инсбрук, Австрия.
2002 “Moskvos Laikas”. Siuolaikinio Meno Centras, Вильнюс, Литва.
IV Московская Международная Фотобиеннале, Москва. 2003 “Horizons of reality”. MuHKA, Antverp, (каталог) neue ansatze - zeitgenossische kunst aus moskau. Kunsthalle, Дюссельдорф (каталог)
Berlin Москва - Moscau Берлин 1950_2000. Martin-Gropius-Bau, Берлин (каталог)
ART конституция. Московский музей современного искусства. Москва (каталог)
2004 Москва Berlin - Берлин Moscau 1950_2000. Государственный Исторический музей, Москва (каталог) V Московская Международная Фотобиеннале, Москва (каталог)
2005 1 Московская биеннале современного искусства в рамках параллельной программы проект “не БОЙСЯ” – “Встретили меня стражи, обходящие город…” РЕФЛЕКСИЯ. Выставочный проект ГЦСИ, Москва (каталог) MOSCOW BREAKTHROUGH. Academia Rossica, Лондон 2006 belief – Singapore Biennale 2006, Сингапур (каталог)
2007 Time of the Storytellers – Narrative and Distant Gaze in Post-Soviet Art. Museum of Contemporary Art KIASMA. Helsinki, Finland (каталог)
“Progressive Nostalgia”. Centro per l’arte contemporanea Luigi Pecci, Prato, It-aly (каталог) “Returning of Memory”. Kumu Art Museum, Tallinn, Эстония (каталог)
“On Geekdom”. Benaki Museum, Athina, Greece (каталог)

 

 Автор о себе 
 
Есть ли у тебя артистическое кредо?
Через реальные и простые аналогии к неопределяемому единству.

Существует ли для тебя категория нового в искусстве?
Существует, но только большая ее часть находится не на территории самого искусства, а в тех новых ориентирах движения жизни, которые необходимо сначала выявить и определить, а затем и попытаться предположить их направление.

Чем определяется оригинальность художественного проекта?
Ясностью этих самых определений.

Каковы на твой взгляд критерии "истинности" в искусстве?
"Истинность" - это правильность предполагаемых направлений, проверенных историей.

Ориентируешься ли ты на какую-то публику и какова она?
Поначалу это были конкретные художники. В процессе работы было необходимо видеть перед собой "завышенную планку", основой которой был максимализм их профессиональной требовательности. Затем появилась потребность учитывать широкий круг зритиелей, не как необходимую массу, удовлетворяющую естественное тщеславие художника, а как разные уровни сознания.

Как ты себя чувствуешь в современной постсоветской действительности?
В постсоветское время я чувствую себя хорошо, поскольку сложность дел и их реализация зависят от меня самого. Очень трудно было перестроечное время, два-три года почти ничего не делал. Возможности, открывшиеся в то время, казались обманчивыми, не хватало экспозиционных площадей, а прежний опыт был основан на претензии личного сопротивления. Выходом из этого состояния была работа "Среднерусский пейзаж 3" 1990 г.

Существует ли у тебя определенная стратегия на художественном рынке?
Существует, поскольку теперь трудно представить себе профессионала без выбора определенной территории.

Достиг ли ты некоего стилистического "Куприяновского" мейнстрима?
Если я правильно понял последнее слово в этом вопросе - что-то связанное с географическим течением вод - то можно определенно сказать, что мейнстрим этот есть, и наличие его обязательно для "клюющего" в одну точку столько времени. С одной стороны это солидно, и за этим стоит основательность, к которой все время стремишься, но с другой стороны - меньше той таинственной неизвестности, скрывающейся практически за любым формальным ходом, и сопутствующей ей фантастической открытости, для сохранения которой приходится прилагать усилий намного больше, чем когда этот мейнстрим ну никак не обнаруживается. Какова его теперешняя состоятельность? Самому судить об этом... можно конечно, но зачем же подставлять себя для взглядов сверху вниз?

Фрагменты интервью с Д.Виленским
 

 Критика 
 

Владимир Куприянов родился в 1954 году в Москве. Он один из наиболее известных российских художников и активный участник московской художественной жизни.

В.Куприянов работает с разнообразными материалами, техниками, знаковыми системами. Ему интересны те формы художественной активности, которые максимально открыты прошлому, настоящему и будущему культуры, реальной повседневности нашего отношения к мирозданию, человеку, социуму. Неоднозначность, "многолинейность" его художественных конструкций, отсылающих нас к естественной и драматичной изменчивости жизни, ориентирована на коммуникацию и диалог с тем зрителем, который ищет ответа на вопрос о возможности существования в мерцающем и многоцветном пространстве сегодняшней жизни. Возникающий на этой почве контакт художника и зрителя не может не создавать особого напряжения, требующего внимательного и продолжительного "разглядывания".

Переходя от одной технологии к другой, используя в творческих целях ситуацию избытка означающих, при которой смыслы возникают на пересечении всех существующих текстов, В.Куприянов не привязан к тем "актуальным" практикам, которые Ж.-Ф.Лиотар назвал постмодернизмом, не достойным уважения. Осуществленные объекты, фотоинсталляции художника - свидетельство его отстраненности от какой-либо моноидеи, метаповествования, тех или иных доминаций в культуре.

Для В.Куприянова важным представляется изучение материала, с которым он работает, и бережное, деликатное обращение с ним. Работая с контекстами культуры и постоянно ощущая естественное сопротивление материала, художник преодолевает демиургический комплекс, специфичный для авангардистских художественных (и не только художественных) стратегий. Доказательством реального "ускользания" художника от просвещенческих суперкодов и авангардистского дискурса служит страх, испытываемый им в тот момент, когда необходимо поставить свою подпись, которая подтверждает авторство. Не претендуя на роль "гуру" или харизматического артлидера, он подчеркивает необходимое присутствие своего Учителя, который всегда помогает сохранять гибкость, готовность к переменам и попыткам "быть лучше".

Существуя таким образом в границах христианско-православного культурного поля, Куприянов включает в свое творчество ценности других культур не для того, чтобы утратить точки опоры и превратиться в номада-космополита, но в странствовании на границах с другими культурными образованиями обрести философско-эстетические основания для работ.

Л.Зыбайло


Поэтика Владимира Куприянова определяется тремя ведущими категориями — реальностью, искусством и искренностью. Ранние дебютантекие работы гарантировали им сопряжение естественное до элементарности. Реальность укоренялась в документальной природе фотографического изображения; искусство в задаче выявления пластического совершенства достоверного мотива и в процедуре выстраивания отдельных отпечатков в тематическую секвенцию; искренность в интенциональной природе съемки. Равноценность этих категорий в поэтике Куприянова предопределялась самим дебютантским характером данного этапа: шло изучение этих категорий как самоценных.

На последующем этапе поэтики Куприянова ведущие категории перестают быть просто лишь средством, они становятся также и целью. Иначе говоря, реальность, искусство и искренность (онтология, эстетика и персоналистическое начало) осознаются как проблема. Проблематичным для Куприянова становится и само сопряжение этих категорий в единый поэтический организм: проблематичность их сопряжения становится темой его работ.

В секвенции «Памяти Пушкина» (1985 г.) категория реальности приобретает двойную семиотичность. Куприянову уже не достаточно утверждать реальность самим фактом документальной природы фотографии. Реальность в данном случае утверждается и документальным фактом создания этих изображений: заказом на серию портретов для доски почета московской телефонной станции. Иначе говоря, созданные Куприяновым работы осознаются им как факт реальности и в дальнейшем используются им как «objet trouve». Категория искусства также приобретает двойную семиотичность и наглядно явлена в виде «objet trouve»: литературной цитатой из лирического наследия А. С. Пушкина. На этот раз поэтика Куприянова предполагает не резонанс основных категорий, а их контраст: категории реальности и искусства подвергаются семантической возгонке и конечной редукции. Редуцируется, разумеется, и категории искренности: ведь в работе осуществляется тотальный распад смысловых связей. Однако искренность продолжает оставаться составляющей поэтики Куприянова: ведь фотографические «objet trouve» — его собственные работы. Очевидно, что на данном этапе категория искусства играет в поэтическом организме главенствующую роль: имманентные искусству манипуляционные процедуры используются здесь в целях «соц-артистской» деконструкции, искусство претворяет реальность и ограждает персоналистическое начало.

Работа «Не отвержи мене от лица твоего...» (1990 г.) определяет последующий этап поэтики Куприянова. Разработанные ранее принципы дополняются несколькими новыми эффектами: категория реальности форсируется масштабами работы, приближающими достоверные мотивы к натуральным размерам, в то время как конструктивные сдвиги изображения и текстовая вставка, тематически резонирующая с изображением, знаменует новую ипостась категории искусства — ипостась риторики. Искренность форсируется готовностью выдержать прямой взгляд персонажей — готовностью беззаветно довериться реальности, провозгласить ее апологию. Очевидно, что на данном этапе категория реальности играет в поэтическом организме главенствующую роль: неожиданно вскрывшаяся в действительности мощная динамика (работа создана в 1990 году!) начинает подсказывать искусству конструктивную стратегию и начинает придавать новый смысл персоналистическому началу.

Цикл с использованием цветных монохромных фонов является ключевым для актуального этапа поэтики Куприянова.

Сопутствующие ему работы «Родионовы», форсирующая категорию реальности, или диптих «На отдыхе», выявляющий условную природу фотоизображения и форсирующий таким образом категорию искусства, являются производными от проблематики цикла. Цветные фоны обеспечивают фотообразам цикла неожиданный декоративный эффект.

При этом прозрачные зоны фотопленки выдают реальную материальность цветного фона — просвечивает банальная оберточная бумага. При этом же цветной монохромный фон выдает и реальную материальность изображения — пленку с фотоэмульсией.

Наконец, цветной декоративный фон позволяет претворить специфику фотоизображения, т. е. то, что перед нами любительская фотография из семейного альбома, и позволяет выявить его самоценную выразительность, т. е. измерение фотографического.

Очевидно, что на данном этапе категория искренности играет в поэтическом организме главенствующую роль: персоналистическое начало реализуется на этот раз в том, что категория реальности и искусства становягся предметом самостоятельного интенциопального рассмотрения.

В результате в новой поэтике Куприянова вновь гарантировано сопряжение основных категорий; как и сопряжение деконструктивистских и конструктивных процедур.

Творческая парабола привела Куприянова к осознанию симулятивной природы реальности и интенциональной природы изображения.

Иными словами, оказалась вскрытой глубинная структура любой фотографической поэтики.

Данное открыто, видимо, должно стать отправной точкой для новой творческой параболы Владимира Куприянова.


Виктор Мизиано
 

 Библиография 
 
Due Zeitgenossische Photigraphie in der Sowjet Union, Edition Stemmie, 1988
Советское фото, 1989, № 10
Contemporanea, 1989, September,pp. 64-71
Гуманитарный фонд, 1990
New York Times Weekend, 1990, April 13
New York Observer, 1990, April 16
Erosion. Soviet Conceptual Art and Photography of the 1980, Helsinki, 1990
Amos Anderson Art Museum Publications New Series, 1990, № 5.
Fhoto Manifesto. Contemporary photography in the USSR. New York, 1991 Durch, 1991 № 6/7 pp 91-102 Camera Austria. 1992, № 39, pp. 12-21. Flash Art № 166 October 1992 pp.70-72 Camera Austria. 1993, № 41, pp. 27-33 PHOTONEWS. Nr 10, 1995 pp. 12-13
Художественный Журнал, № 13, стр. 70-73
«100 X Photo», 100 Photographs from the Collection, Stedelijk Museum Amsterdam, 1996, pp. 186-187
IMAGO 1996, №2б, стр. 54-60.
Российский КТО есть КТО, №2, 1997, стр. 44-45
РОССИЯ, №11, 1997, стр. 90-91
комерсант - daili, 26марта 1998 года №52
РУССКИЙ ТЕЛЕГРАФ, 27 марта 1998 №53 (125)
ИТОГИ, 31 марта 1998
БИРЖА ПЛЮС КАРЬЕРА, № 14/15.04.98
Художественный Журнал, # 18, 1998
КАМЕРА АБСКУРА, #5, 19
Культура, # 35, 1999
Независимая Газета, 16.09.99
Вечерняя Москва, 23.09.99
The Moscow Times, October 1-7
Афиша, 4-17 october, 1999
Итоги, 21 september, 1999
Русский Журнал, 10.10.2000
Итоги, 11 october, 2000
Johnnie Walker, 13.10.2000
Независимая Газета, 13.10.2000
Ведомости, 25.10.2000
Афиша, 16-29 october, 2000
Известия, 20.11.2000
ARTchronika, # 1, 2001
Итоги. 6 марта 2002
Еженедельный Журнал. 3 марта 2002
АФИША. Время новостей. 1 марта 2002
Газета.ru. 27 Февраля 2002
Афиша. 4 - 17 марта 2002
ARTchronika, # 1, 2002
Коммуна. (Воронеж) 19 августа 2003
WAM, # 7, 2004
“Здесь и сейчас. Современное искусство в России”, каталог, ноябрь 2004 ГЦСИ, Москва
 

* - Информация предоставлена Центром Современного Искусства Сороса, Москва.

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO