Произведения:      Нажмите здесь   
  Литичевский Георгий Семенович 

 Биографические данные 
 
1956 родился в Днепропетровске
1979 окончил МГУ (исторический факультет)
с 1990 член Горкома графиков
1990 работал совместно с Ф. Богдаловым в группе ""БОЛИ"" (Богдалов - Литичевский)
С 1988 по 1989 участвовал в художественных мастерских в Фурманном переулке.
С 1990 по 1994 участвовал в художественных мастерских на Чистых прудах.
c 1993 член редакционного совета журнала "Художественная жизнь"
c 1993 член МСХ
С 1986 по 1988 и 2003-по сей день организовал совместно с Г. Острецовым группу ``George & George`` (Георгий Острецов и Георгий Литичевский)
2003 Организовал преформ-группу «Балетная труппа под руководством Георгия Литичевского».
С 1998 по 2001 жил в Нюрнберге.
С 2001 года живет и работает в Берлине и в Москве.
 

 В каких собраниях работы 
 
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Музей Андрея Сахарова, Москва
Музей современного искусства KIASMA, Хельсинки, Финляндия
Художественный Музей Оклахома Сити, США
Частные коллекции России, Бельгии, Швейцарии, Италии, Франции, Германии, Великобритании, США
 

 Участие в выставках, аукционах 
 
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

1988 Показ авторских моделей в редакции "Журнала Мод", Москва
1990 "Без ведома художника". ДК Института ядерной физики, Дубна
1993 "Оpанжеpея и окpестности". Галеpея "Велта", Москва
"Horror vacui" (проект). В рамках российско-голландского проекта
"Exchange I/Обмен". Москва
1994 "Музы, грации и другие". Галерея "Obscuri viri", Москва
"Многоликий Буратино". Мастерские общества "CIRC", Амстердам, Нидерланды
"Holzkobolde" (совместно с С.Горшковым). Galerie IFA, Бонн, Германия
1995 "Grosse Comics". Галерея "Art 5III", Берлин, Германия
"Neumestnost". XL Галерея, Москва
1996 "Прилежание" (совместно с К.Звездочетовым). Галерея "Spider & Mouse", Москва
1997 "48 способов левитации Запасного дворца". Выставка-акция в рамках Фестиваля искусств "КУКАРТ". Запасной дворец, Царское село
1998 В-ка "Герой нашего времени",галерея "Spider&Mouse", Москва
2001 «Georgy Litichevsky – Neue Russische Kunst” галерея «Pinsel-Fabric», Нюрнберг, Германия
2003 В-ка «Pinocchios Wahlverwanschaften», галерея «KGB-gallerie», Нюрнберг, Германия
В-ка-настенная роспись «Yogga-party или муравьи-психопаты». ГТГ на Крымском валу, зал № 63, Москва
2004 «Деревянная логика» галерея «Книги WAM», Москва
2005 «В процессе», совместно с Г.Острецовым, ГЦСИ, Москва
«One Lady’s Story», совместно с И.Вальдрон, Галерея Iragui, Париж
2006 «Физики и лирики, или Секс в большом городе», совместно с Г.Острецовым, галерея Марата Гельмана, Москва
2008 «Агенты зрения Георгия Литичевского», Galerie Iragui, Moscou

ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ

1980 "Художник и музыка". М. Грузинская, 28, Москва
1982 Однодневная выставка в Союзе художников, Москва
1983-87 Ежегодные фестивали искусств (cовместные выступления с А.Троицким и С.Курехиным, показ слайд-комиксов). Рига
1986 Однодневные "Фестивали единения искусств". Кинотеатр "Ханой"; ДК "Дукат"; кафе "Валдай", Москва
XVII молодежная выставка. Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
1987 "Народные традиции в самодеятельном и профессиональном искусстве". "Каширка", Москва
Оформление рок-концерта. Дом медика, Москва
Вечер л/о "Эрмитаж" в рамках выставки "Молодость страны". Манеж, Москва
Оформление рок-концерта ("Среднерусская возвышенность" и др.) и показа мод. Дом моды на Кузнецком мосту, Москва
"Визуальная художественная культура". л/о "Эрмитаж", Профсоюзная ул., д. 100, Москва
"Ретроспекция творчества московских художников. 1957-1987". л/о "Эрмитаж", Профсоюзная ул., д. 100, Москва
Выставка фольклорного искусства. ДК Московского энергетического института, Москва
1988 "Лабиринт". Дворец молодежи, Москва
"Баня" (выставка-акция). Клуб Авангардистов. Мужское отделение Сандуновских бань, Москва
Арт-рок-парад АССА. ДК МЭЛЗ, Москва
"Hermitage in Holland". Technische Universiteit, Эйндховен, Нидерланды
"Ich lebe - ich sehe". Kunstmuseum, Берн, Швейцария
XVIII молодежная выставка. Манеж, Москва
"Праздничная культура". "Каширка", Москва
1989 "Дорогое искусство". Дворец молодежи, Москва
"...до 33-х". Дворец молодежи, Москва
"Dialogue". "Avant-Garde" Russe et Art Contemporain Sovietique". Centre Boris Vian, Ville des Ulis, Франция
"Kinderstern". Галерея Домбергер, Штутгарт, ФРГ
"Mosca - Terza Roma". Sala 1, Рим, Италия
"Transformation: The Legacy of Authority". Миддлбург, Лондон и др. города Великобритании
1989-94 "Картины для неба" (выставка воздушных змеев). Осака, Париж, Москва, Берлин, Рим, Лондон, Монреаль, Сидней, Кассель
1990 "Женщина как объект и субъект искусства". "Каширка", Москва
"Aufbruch". Галеpея Домбеpгеp, Штутгаpт, ФРГ
"Тpадиции pусской живописи". Музей истоpии и pеконстpукции Москвы
"Чистопpудный бульваp". Галеpея XX, Мадpид, Испания
1991 "Moscou-Leningrad-Tbilisi". Nouveau theatre d’Angers, Анжер, Франция
"Пеpесекая гpаницы". Сан-Фpанциско, США
"Эстетические опыты". Музей Кусково, Москва
"Hовеченто". L Галерея. Центральный дом художника, Москва
"Milano-poesia" (фестиваль 7 столиц мира). Милан, Италия
"Стpастная". Айдан Галеpея, Москва
"С Hовым, товаpищи, годом!". Выставочный зал Фонда культуpы, Москва
1992 "Баталия и идиллия". Галеpея "Велта", Москва
"Still leven". Галеpея "Велта", Москва
"Многообpазные культуpы". Музей фольклоpа, Рим, Италия
III Междунаpодная биеннале совpеменного искусства. Стамбул, Турция
"Опасные связи". Центp совpеменного искусства, Москва
"Пейзаж". Галеpея "А 3", Москва
"a Mosca... a Mosca...". Villa Campoleto, Ercolano; Galleria Comunale d’Arte Moderna, Болонья, Италия
1993 "Сад". Галерея "А 3", Москва
"Exchange/Обмен", Москва
"АНИГРАФ 93" ("Виртуальный сад"). ВДНХ, Москва
"Монументы: трансформация для будущего". ICA,Нью-Йорк, США, ИСИ, Москва. Центральный дом художника, Москва;
"Идентичность". Музей современного искусства, Хельсинки
1994 "Идентичность". ЦСИ, Москва
"Видеосценарий". Петровский бульвар, Москва
"Европа-94". МОС, Мюнхен, Германия
"Черная лестница" (выставка-акция). Лестница жилого дома на ул.Крыленко. Москва
"Победа и поражение". Галерея "Obscuri viri", Москва
"Exchange II/Datsja" (Обмен II/Дача). Almere, Флевопольдер, Нидерланды
1995 "Мороженое - Искусство" (выставка-акция). Хладокомбинат "Айс-Фили", Москва
"Сухая вода". Бахчисарайский дворец-музей, Бахчисарай, Крым
"Москва-Ереван. Вопрос ковчега". Музей современного искусства, Ереван, Армения
"Рисунки московской сцены". Galerie Hohenthаl und Littler, Мюнхен, Германия
"Вавилонское столпотворение". Фестиваль искусств "КУКАРТ". Запасной дворец, Царское Село
"Апокалипсис". Российский Государственный гуманитарный университет, Москва
"Художники против секса". Ночной клуб "Манхэттен-Экспресс", Москва
"Kunst im verborgenen. Nonkonformisten Russland 1957-1995". Коллекция современного искусства Музея-заповедника "Царицыно". Wilhelm-Hack Museum, Людвигсхафен-на-Рейне; Documenta-Halle, Кассель; Staatliches Lindenau Museum, Альтенбург, Германия
"New Russian Art: Paintings from the Christian Keesee Collection". City Art Center, Оклахома-Сити, США "О доме". Профсоюзная ул., д. 100, Москва
"Copyright-96". Айдан Галерея, Москва
1996 "Кто я?". Выставка московских художников в рамках Тбилисской биеннале современного искусства
"В гостях у сказки" (куратор О.Саркисян). ЦСИ, Москва (каталог)
1997 Третья биеннале современного искусства. Цетине, Монтенегро
"Экология пустоты". ИСИ, Москва
"Мое кино", Айдан Галерея. "Кодак-Киноцентр", Москва
Московский Форум Художественных Инициатив. Малый Манеж, Москва (каталог)
"Проекты для Гостиного Двора". ЦДХ, Москва
1998 "Навстречу другой Европе". Посольствор Греции, Москва
1999 Гетеропортрет, Зверевский цтр
«Родина или смерть» Зверев-цтр
Русско-австрийская в-ка, Линц, Москва
2000 Plakataktion, Грац
«Красная площадь Белая башня» Салоники
2001 Русские художники Энди Урхолу, L-галерея
2002 «Акрополь» МУАР
2003 Фестиваль «АРТКлязьма». Пансионат «Клязьминское водохранилище», Московская область
«Апокалипсис», в-ка комиксов. Галерея «WAM», Москва
В-ка «Смотровая площадка». ЦДХ, Москва
В-ка «Цифровая Россия»., ЦДХ, Москва
2004 Фестиваль «АРТКлязьма». Пансионат «Клязьминское водохранилище», Московская область
Открытие Арт-Стрелки (инсталляция «Пляж приди и ляж»)
«Милосердие» Гал.Франция, Арт-Стрелка
«Семь грехов» Moderna Galerija, Любляна
2005 «Сообщники» спецпроект Первой Московской биеннале, ГТГ

АКЦИИ

1988 "Знаменосец" (в рамках показа коллекции моделей Г. Острецова). "Каширка", Москва
"Айвазовский, научи меня рисовать" (в рамках свадьбы-маскарада Аньес Пузаду и Георгия Острецова). "Каширка", Москва
1990 "Открытие Литичевского" (группа "БОЛИ"). Галерея "ЧП", Москва
"Пельменная" (группа "БОЛИ"). Кафе-пельменная, ул. Чернышевского, Москва
1990-91 "Куботерапия" (группа "БОЛИ"). Москва, Сан-Франциско, Милан, Италия
1991 "Коллекционер" (группа "БОЛИ"). Галерея ЧП, Москва
1992 "Рыба московского авангарда". Чистопрудный бульв., Москва
1995 "Любовь дикобразов" (совместно с Е. Нартовой, в рамках выставки "Художники против секса"). Ночной клуб "Манхэттен-Экспресс", Москва
1996 "Кто я", выставка в рамках Международной биеннале современного искусства. Тбилиси, Грузия
2000 «950 ведер» в рамках фестиваля «Культурная миля – Синяя ночь», Нюрнберг
2003 Перформанс «Балетная труппа под руководством Георгия Литичевского» (1 часть – «Огонь», 2 часть «Война и мир») на Фестивале «АРТКлязьма». Пансионат «Клязьминское водохранилище», Московская область
Перформанс на в-ке «Yogga-party или муравьи-психопаты». ГТГ на Крымском валу, зал № 63, Москва
Перформанс «Ночь длинных китей» на фестивале «АРТКлязьма». Пансионат «Клязьминское водохранилище», Московская область
Перформанс на в-ке «Цифровая ???», ЦДХ, Москва
2004 Перформанс «Шуршание планет », Зверевский центр современного искусства, Москва в рамках в-ки «Телефон» Институт Про-Арте, Санкт-Петербург
2005 Перформанс «Мадам Коробочка», КЦ Дом, совместно с Максимом Рогановым («Наливка Запеканка») и группой IHNABTB

 

 Автор о себе 
 
 

 Критика 
 
Кратковременный ренессанс перестроечной эпохи породил новый тип творческой личности. Эти новые художники, противопоставившие ценность дилетантизма и жизненного артистизма рутине средневеково-цеховой профессионализации существовавшей художественной системы, вербовались не только из "дворников и сторожей", но и из тонкого слоя кабинетных ученых, чьи ряды должен был пополнить Георгий Литичевский, переквалифицировавшись из античника в авангардиста. Невинное хобби - рисование комиксов - послужило основанием для выработки собственной эстетики. Позже Литичевский сменил тактику, но при этом мимикрировав под репрезентативный живописный канон портретирования великих исторических личностей, задействовав любимых героев школярского фольклора - Пржевальского с лошадью, Крылова с Моськой, Мичурина (яблоки) и др. Параллельно Литичевский совместно с Фаридом Богдаловым разрабатывал программу "импоссибилизм" (невозможное искусство), основанную на тезисе об импотенции современного искусства. БОЛИ предлагала художникам обратиться к новому контингенту зрителей (акция "Зоопарк", проект "Покаянное искусство"). Они исследовали элемент случайности, игры, судьбы, символом которых стал игральный кубик. В силу своей архитипической формы куб легко трансформировался для воплощения иных смыслов (выставка "Эстетические опыты"). Объект, собранный из неоновых трубок, блестяще решал поставленную куратором задачу диалога с природной средой парка XVIII века и соответствующим ей культурным фоном, представляя собой симбиоз современной модификации старинных пиротехнических забав и геометрии архитектурных грез французского классицизма. Работам Георгия Литичевского, будь то аранжированные новейшими технологическими ухищрениями инсталляции, стилизованные под "наивное" искусство картины или же эссе, посвященные столичной художественной ситуации, присущи некоторые качества, выдающие "историческое" прошлое автора, в частности особый интерес к глобальным культурным кодам и "вечным" сюжетам. Но любимым жанром Литичевского по-прежнему остаются комиксы. М.Орлова. "Георгий Литичевский". - Сегодня, 1993, 11 сентября

"Литичевский – типичный представитель художественного и социального движения «Нью-Вейв», которое в 1980-х годах поставило цель активизировать «неформальные» языки общения зарождающегося гражданского общества. В случае с изобразительным искусством это значило очистить своё мышление и воображение не только от клише государственного стиля и форм коммерческого искусства, но и вообще вырваться из-под опеки художественных традиций (в том числе и авангардных) высокого музейного стиля. Важно было также отринуть от себя страсть к самовыражению в пользу внеличностной позиции собирателя и кодификатора общего языка тех субъектов (Литичевский их называет «люмпенизированными интеллигентами»), вокруг которых и началось формирование нового общества.
Как это не раз бывало в практике мирового авангарда ХХ столетия, альтернативой отвергнутым языкам власти оказались дилетантские опусы тинэйджеров, автоматические рисунки на полях записных книжек, граффити на заборах и доморощенные иллюстрации к самиздатской и альтернативной журналистике. Эти незамысловатые языковые формы «улицы» (или «низовой» культуры) Литичевский перемещает на холсты и панно, восхищаясь не столько их изяществом, сколько их живостью, сиюминутной адекватностью и характерностью. Его искусство – о современном обществе и для него. В нём нет ни тени высокомерного презрения «артиста» к массовым вкусам, ни менторского тона, ни заискивания перед толпой. Оно проникнуто радостью человека, научившегося говорить на понятном языке со своими современниками, говорить об общих увлечениях, страхах и мечтах.
Будучи авангардистом, Литичевский не является бунтарём, революционером или ниспровергателем. Напротив, он отрабатывает позицию сотрудничества, даже можно сказать, конформизма, но не по отношению к имеющим власть, силу и деньги, а по отношению к «простому» человеку, Он старается придать этому человеку уверенность в праве и возможности публичного высказывания, подтолкнуть его к активному общению, пусть и в корявых, «непрофессиональных» формах домашнего языка".
Андрей Ерофеев 2003
 

 Библиография 
 
 

* - Информация предоставлена Центром Современного Искусства Сороса, Москва.

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO