Произведения:      Нажмите здесь   
  Нестерова Наталья Игоревна 

 Биографические данные 
 
1944 родилась в Москве
1968 окончила МГХИ им. Сурикова (факультет живописи)
c 1969 член Союза художников
с 1992 профессор кафедры сценографии Российской Академии театрального искусства
 

 В каких собраниях работы 
 
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Государственный музей искусств народов Востока, Москва
Министерство культуры РФ, Москва
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Музей русского искусства, Ереван
Галерея "МАРС", Москва
Художественные музеи в Архангельске, Алма-Ате, Бишкеке, Брянске, Вологоде, Екатеринбурге, Запорожье, Ижевске, Иваново, Иркутске, Кургане, Курске, Красноярске, Кемерово, Киеве, Магадане, Новом Иерусалиме, Новосибирске, Новокузнецке, Нижнем Тагиле, Омске, Оренбурге, Перми, Петрозаводске, Ростове, Ростове-на-Дону, Саратове, Сыктывкаре, Тбилиси, Томске, Хабаровске, Якутске
Museum of Contemporary Art, Сеул, Корея
The Montreal Museum of Fine Arts, Монреаль, Канада
Museum Ludwig, Кельн, Германия
Neue Galerie - Sammlung Ludwig, Аахен, Германия
Cловацкая Национальная галерея, Братислава, Словакия
Частные собрания России, Бельгии, Великобритании, Венгрии, Германии, Финляндии, Франции, США, Японии
 

 Участие в выставках, аукционах 
 
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

1974 Однодневная выставка. Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
1988 "Новые работы из Москвы". HAL Bromm Gallery, Нью-Йорк, США
1989 "Наталья Нестерова и Лазарь Гадаев". ЦДХ, Москва
1990-91 "Natalya Nesterova. Recent works from Moscow". HAL Bromm Gallery, Нью-Йорк, США
1991 "Наталья Нестерова: новое искусство". Maya Polsky Gallery, Чикаго, США
"Новое искусство. Наталья Нестерова" (из частных собраний). Charles Cowles Gallery, Нью-Йорк, США
1992 "Natalia Nesterova". The Montreal Museum of Fine Arts, Канада
совместно с Т.Назаренко. Галерея Фернандо Дюран, Мадрид, Испания
1993 Maya Polsky Gallery, Чикаго, США
Галерея "Арт Модерн" (совместно со скульптором Л.Гадаевым), Москва
"Наталья Нестерова: 10 картин". Галерея "Московская палитра". Берлин, Германия
1994 HAL Bromm Gallery, Нью-Йорк, США
1995 Maya Polsky Gallery, Чикаго, США
1996 Hal Bromm Gallery. Нью-Йорк, США
1997 "Наталья Нестерова". ЦДХ, Москва
"Natalia Nesterova. Painting". Галерея русского искусства, Таллинн, Эстония

ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ

1966-80 участвовала во всесоюзных, республиканских, московских молодежных выставках
1977 "Выставка четырех художников" (совместно с Л.Гадаевым, И.Мещеряковой и И.Старженецкой), Москва
1981 "Выставка 23-х". ЦДХ, Москва
"ART-81" (выставка картин из собрания ГТГ). Рим, Италия; Базель, Швейцария
1982 "Аспекты советского современного искусства из собрания Людвига". Ludwig Gallery, Кельн; Аахен, Германия
Выставка современных художников из собраний Леви и Наннена, Гамбург, Германия; Брюссель, Бельгия; Париж, Франция
"9 Biennale der Ostsee Lander". Росток, Германия
"Выставка произведений русских и советских художников из коллекции В.С.Семенова". Гамбург, Аахен, Дюссельдорф, Дортмунд, Франкфурт, Висбаден, Германия; Брюссель, Бельгия; Париж, Франция
1983 Ludwig Gallery, Кельн, Германия
1985 "Malerei, Graphik und Plastik Kunstlerinen der UdSSR". Kunsthalle, Реклингхаузен, Германия
"Выставка произведений московских художников". Рига "Искусство из Москвы". Берлин, Германия
1987 "FIAC 87". Art Contemporain Sovietique. Selection d`Oeuvres Provenant de la Collection KNIGA. Galerie de France, Париж, Франция
Выставка произведений московских художников. Таллинн 1988 "SOTHEBY`S. Russian Avant-Garde and Soviet Contemporary Art". Центр международной торговли, Москва
"Chicago International Art Exposition". Чикаго, США 1989 Галерея "Арт Модерн", Москва
Всесоюзная выставка живописи. ЦДХ, Москва
"Moscow Artists in London". Лондон, Англия
1989-90 "Von der Revolution zur Perestroika. Sowjetische Kunst aus der Sammlung Ludwig". Kunstmuseum, Люцерн, Швейцария; Palau de la Virreina, Барселона, Испания; Musee d`Art Moderne, Сент-Этьен, Франция
1990 "Сокровища и традиции", Национальная галерея, Вашингтон
Chicago International Art Exposition. Maya Polsky Gallery. Чикаго, США
"Figuration Critique". Париж, Лениград, Москва
1991 "8 советских художников". Charles Cowles Gallery, Нью-Йорк, США
"Русская и советская живопись в Португалии: от Николая II до Горбачева". Кастело де Леириа, Леириа, Португалия
1992 "20th Century Russian Art". Nassau County Art Museum, Нью-Йорк, США
"The Tale of Bread and Tears". Любляна, Словения
1993 "Натюрморт конца ХХ...". Галерея "Московская палитра". МАРХИ, Москва; Берлин, Германия
"АРТ МИФ 3". "Московская палитра". Манеж, Москва
Выставка из коллекции Леви. Музей современного искусства, Лозанна, Швейцария
"8 Kunstler aus Moskau". Walter Bischoff Galerie, Штутгарт, Германия "Universalism and Particularism: The Russian World in Transition". Галерея Сандра Герстман, Нью-Йорк, США
"Классик IV" (4 Международная биеннале). Кортрийк, Бельгия
"Постмодернизм". ГТГ, Москва
1993-94 "Монотипия". Gallery М.Dunev, Сан-Франциско, США
1994 "Four Russian Messages: Carnival or Drama". Балтимор, США
Выставка произведений С.Калистратовой, Н.Нестеровой, М.Элькониной. Галерея "А 3". Всемирный Банк, Москва
Выставка работ московских художников. Новый Иерусалим
"Русская коллекция". Галерея "М`АРС", Москва
1995 "Рождественские фантазии". ЦДХ, Москва
"La terra ritrovata". Villa Ormond, Сан-Ремо, Италия
"Европа-АРТ". Женева, Швейцария
Выставка работ, представленных на соискание Государственной премии. ЦДХ, Москва
"Chicago Art Fair". Maya Polsky Gallery. Чикаго, США
"Благотворительный аукцион в пользу ожогового центра детской больницы №9. Современная русская живопись и графика". Сотбис, "АРТ МИФ". Гостиница Метрополь, Москва
"New Russian Art: Paintings from the Christian Keesee Collection". City Art Center, Оклахома-Сити, США
1996 "Живопись России конца XX века. Реалии и перспективы". ЦДХ, Москва
"Современное русское искусство". Коллекция Лис Янструп и Йенса Грегерсена. ГТГ, Москва
"Галереи в галерее". ГТГ, Москва
"Пост Арт Модерн". ЦДХ, Москва
"Посвящение Пурыгину". ЦДХ, Москва
Международная художественная ярмарка АРТ-МОСКВА. ЦДХ, Москва
I Конгресс Творческого фонда России, ГТГ, Москва
"Русская коллекция. Конец 20-го века". Галерея М`АРС, Москва
Международная художественная ярмарка "Арт-Манеж". Манеж, Москва
1997 "Мир чувственных вещей в картинках. Конец ХХ века", галерея М`АРС. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва
"Меценаты Голландии и России". Музей личных коллекций, Москва
"Москва – Россия". ЦДХ, Москва
"Горячее и холодное. Красная Москва. Манеж, Москва
Международная художественная ярмарка "Арт-Манеж". Манеж, Москва

 

 Автор о себе 
 
Свою жизнь я не представляю без моей работы. Она поглощает мое воображение, чувства, мысли. Я думаю о ней всегда, где бы я ни находилась, что бы ни делала, что бы со мной ни происходило в разные моменты моего существования.
Я родилась в семье архитекторов. Мой дед, Николай Иванович Нестеров, был прекрасный художник. На стенах нашего дома висели его работы, в которые я уходила странствовать. Он рисовал мне, маленькой, картинки, учил меня играть и чувствовать. Я помню, как отправлялась путешествовать в карете, сделанной из кресла, с валенком вместо головы лошади.
Потом я начала рисовать сама, и с тех пор, как помню себя, это занятие меня не разочаровало, не утомило, и интересно, как в детстве.
Мне все время кажется, что я еще ничего не достигла; я учусь и стремлюсь к тому, что убегает и скрывается от меня. Поэтому жизнь моя подобна преследованию ускользающей нити. Может быть, в какой-то момент мне и понравится то, что я делаю, покажется, что я чего-то достигла, тогда, я думаю, моя работа закончится. А пока я или бегу, или плетусь, или несусь вслед за своими мыслями, пытаясь выразить или воплотить их на холсте. А как мне это удается - судить вам.
 

 Критика 
 
В шутку в глаза ее обзывают "классиком", хотя можно назвать так и всерьез.
Критики давно установили ее на пьедестал успеха, подчеркивая, тем не менее, что она в "процессе", оценили ее технику, определили мировоззрение и т.п.
"Красит" Нестерова много. Амбивалентность качества и количества дает ускорение, но небольшое, потому что велика скорость.
Степень мастерства Нестеровой исключает ошибки. Если где-то она косноязычна, значит "так надо".
Живопись Нестеровой полифонична, как роман, написанный по законам жанра: фактура жирная, щедрая, используемая как виртузное владение словом; белый цвет насыщен смыслом, крепко закручен, как длинная фраза под напряжением запятых и отточий. Композиции центростремительны, поэтому ее работы легко делятся на диптихи, триптихи. Куски предметов или тел на краях холста крепко держат свои невидимые остатки, образуя хороводы на плоскости и в пространстве. Форму и содержание в творчестве Нестеровой можно трактовать, как понятия старорежимные, следуя леонтьевской формуле, что форма есть деспотизм внутренней идеи, не дающей материи разбегаться.
Жесткие мифологические конструкции Нестеровой интересно и увлекательно анализировать, но это занятие для будущего, если сохранится интерес. Сегодня же новые символы изредка появляются как проба иной гармонии и точно занимают свои места, будто в периодической системе, согласно атомному весу.
Карты - важнейший из этих символов, их тема многозначительна и смысл колоды варьируется, как система ценностей с мистическим значением магическими свойствами. Персонажи не играют в карты и не гадают на них, скорее они сами играемы и гадаемы. В триптихе "Тарот" свои картежные счеты у Нестеровой с античной мифологией. Парки под золотыми носатыми масками не прядут нить жизни, но раскидывают ее на картах и обсуждают комбинацию без азарта и особенных эмоций. Какие тут эмоции? - рутинное божественное занятие. Когда карты сами являются персонажами картин в виде "Рыбы", "Птицы", "Собаки", понятно, что этот ряд карточной фауны можно продлевать до бесконечности, соединять друг с другом, накладывать друг на друга, получая беспредметные созвездия или вычленяя знакомые образы, словно из череды облаков - делящихся и неразделимых.
Интерпретация торжества Фортуны, привносящей рог изобилия с божественными плодами и цветами, представляет нам чернявых официантов с подносами снеди. И если их лица не носят маску профессии, то натюрморты при них ностальгически сочные, по-вывесочному притягательные. При этом каждая официантская ситуация напряжена и предконфликтна. В "Пирамиде" роскошная гора фруктов предлагается со злым, полным ненависти лицом, с текстом за стиснутыми зубами: "Нате! Подавитесь!" В "Порту" под грозовым небом происходит встреча корабля "хлебом-солью" в виде орущих или завывающих рыбьих трупов с лопнувщими глазами. "Падающее блюдо" - испуг, страх, пир во время чумы на фоне оплывших зданий с выбитыми, мертвыми глазницами окон. Двое за ресторанным столиком в ожидании выпивки ведут разговор, скрытые натюрмортами-масками ("Дыня"). Но руки в произведениях Нестеровой часто говорят больше, чем лица.
Здесь это смирение и нетерпение, пантомима сурдодиалога, понимаемая теми, кто хочет "услышать".
Руки, созидающие "Карточный дом", задают ритм построения конструкции, основанной на равновесии и логике, поэтому более монументальной, чем здания, скрытые за лепными картонными фасадами. Но плавно подлетающая карта - НЛО - это последняя деталь, разрушающая сооружение, говорит об эфемерности логики и расчета в атмосфере магии и тайны.
Картины Нестеровой музейны, галерейны, дворцовы, гостинны. В обыкновенном жилище сосуществовать с ними невозможно. При них нельзя читать, спать, сосредоточиться на чем-нибудь. В ее мастерской голова ворочается, глаз тянется к мольберту с незаконченной работой.
Гротеск у Нестеровой - результат концентрации средств живописи и душевной тревоги. В картине "Крик" физиологичность акта поддается разнообразному толкованию. Это может быть и понимание метампсихоза, и изображение катарсиса или избавление от греха, заблуждений, гордыни. В любом случае в картину заложен мощный метафорический заряд.
Искусство - садик неогороженный. Разбираются в нем все, занимается - кто захочет. Сегодняшняя ситуация в искусстве напоминает несанкционированный митинг. С одной стороны марширует толпа под хоругвью, с другой - напирают со стягом концептуализма, тусуются группки с академическими флажками, суетятся и прочие.
Слава Богу, есть и личности. Нестерова одна из немногих. Она не заняла свою нишу, она создала ее. И занимает это единственное место спокойно и просто. М.Янкилевич. Из каталога "Наталья Нестерова. 10 картин". Галерея "Московская палитра". Берлин, Германия, 1993
 

 Библиография 
 
А. Дегтярь, из серии "Новые имена", альбом "Наталья Нестерова", изд. "Советский художник", 1981, Москва;
С. Политыко "Наталья Нестерова", Ленинград, изд. "Аврора", 1989, на 4 языках;
А. Дегтярь "Наталья Нестерова", Москва, изд. "Советский художник", 1989;
Каталог "Natalya Nesterova", The Montreal of fine arts, 1992, Канада.
 

* - Информация предоставлена Центром Современного Искусства Сороса, Москва.

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO