Произведения:      Нажмите здесь   
  Пиганов Илья Вячеславович 

 Биографические данные 
 
1964 родился в Москве
 

 В каких собраниях работы 
 
Министерство культуры РФ, Москва
Коллекция современного искусства Государственного музея-заповедника Царицыно, Москва
Музей истории и реконструкции Москвы, Москва
Банк "Инкомбанк", Москва
Волгоградское отделение Сбербанка, Москва
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
 

 Участие в выставках, аукционах 
 
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

1986 Сад "Эрмитаж", Москва
1989 Городской выставочный зал, Николаев "Finphoto Gallery", Хельсинки, Финляндия
1992 Галерея "СТудия 20", Центр современного искусства, Москва
1993 "Pont Neuf", Париж, Франция
Галерея "СТудия 20", Центр современного искусства, Москва
1994 "Музыка для декабря". Канал Грибоедова, Санкт-Петербург
1995 Галерея "Дар", Москва
"Том 1". ЦДХ, Москва

ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ

1987 "Репрезентация". л/о "Эрмитаж". Профсоюзная ул., д. 100, Москва
"Фотоэкспозиция". л/о "Эрмитаж". Профсоюзная ул., д. 100, Москва
Осенний фотосалон. Малая Грузинская, 28, Москва
Фотовыставка. Малая Грузинская, 28, Москва
1988 Весенний фотосалон. Малая Грузинская, 28, Москва
1e Festival International de la Photographie de Mode. Франция
1988-89 "Smile, please!" ("Улыбку, пожалуйста!"). Galerie Comptoir de la Photographie, Париж, Франция; Porfolio Gallery, Лондон, Великобритания; Киноцентр, Москва
1989 "Фотомост". Клуб Авангардистов, Москва
"Альтернатива?". Музей музыкальной культуры им.Глинки, Москва
"Moscow - Vienne - New York". Messepalast, Вена, Австрия
"150 лет фотографии". Манеж, Москва
1990 "Логика парадокса". Дворец молодежи, Москва
"Каталог". Дворец молодежи, Москва
"АРТ МИФ 1". ЦДХ, Москва
1990-91 "The Missing Picture: Кupreyanov, Мikhailov, Piganov, Serebryakova, Shulgin". MIT, Бостон, США
1991 "АРТ МИФ 2". Манеж, Москва
1992 "Барокко конца века: круг Рубенса-круг Гриневея". ВХПУ им. В.Мухиной, Санкт-Петербург
1993 "ART Hamburg". Гамбург, Германия
"Новые территории искусства". Государственный Художественный музей, Красноярск
Галерея "Дар", Москва
"АРТ МИФ 3". Манеж, Москва
1994 "Пограничные зоны искусства". Художественный музей, Сочи
"Осень фотографии" ("Поверхность смысла. Наложение покровов"). ЦДХ, Москва
"Искусство современной фотографии. Россия, Украина, Белоруссия". ЦДХ, Москва
1994-95 "Neue Fotokunst aus Russland". Badischer Kunstverein, Карлсруэ; Galerie im Karmelitenkloster, Франкфурт-на-Майне; Kunsthalle Faust, Ганновер; Museum Volk und Wirtschaft, Дюссельдорф; Neuer Berliner Kunsverein, Берлин; Hertener Fototage, Хертен, Германия
"Современное искусство из коллекции Инкомбанка". Художественный музей, Ульяновск; Художественный музей, Самара; Картинная галерея, Магнитогорск; Выставочный зал СХ, Челябинск; Картинная галерея, Екатеринбург; Музей изобразительных искусств, Омск; Выставочный центр "Кариатида", Нижний Новгород; Художественный музей, Ростов-на-Дону
1995 "Zeitgenossische Fotokunst aus Russland". Neue Galerie von Bildende Kunst, Берлин, Германия
"Яблочный день". Галерея "Дар", Москва
"Мультипликация". "Каширка", Москва

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1989 "Красная серия" (режиссер И.Дыховичный), Франция
1994 "Женская роль" (режиссер И.Дыховичный), студия "Цех", Москва
1994 "Музыка для декабря" (режиссер И.Дыховичный), студия "Цех", Москва
 

 Автор о себе 
 
Нет сведений
 

 Критика 
 
Пиганов - шармер, гуляка праздный, шоумен, маэстро. Знакомая множеству художников, любителей, деловых, бездельников, привычная среда его обитания включает дом на Беговой, модную галерею "Школа", кино, кухню, праздник, который у Пиганова всегда с собой. Здесь жена Ира, самая прекрасная и элегантная, сын Ваня, полностью унаследовавший отцовский дар валять дурака, ассистент Александр Александров, скрытый в фотолаборатории молчаливый человек в белом халате, друг Иван Дыховичный, племянница из Рязани по имени Света Фишман. Над ними несутся вечные пигановские вопли, песни и пляски, скворчение его кулинарных священнодействий, грохот музыки. "Мимо тещиного дома я без шуток не хожу", - это о Пиганове, любой сосед скажет. То ночами порнографические слайды на стену соседнего дома проецирует, то всем миром тянут его из Москва-реки.
Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется, как сосед, теща и всякий иной любитель искусства обнаружит в Пиганове иное. Мистицизм человека Пиганова в глаза, мягко говоря, не бросается. Но в основе его искусства лежит мистическое мироощущение, проходящее через все формально разнообразные этапы творчества: от ранних лаконичных монохромных серий натюрмортов до огромных декоративных коллажей последних лет он сохраняет медитативное, созерцательное начало, выделяющее его среди современников.
В натюрмортах в центре фотографического листа Пиганов помещает бытовые вещи - пару сношенных ботинок, пирамидку детских кубиков, три кегли. Эти вещи лишены контекста и покоятся в размытой, нейтральной среде: освещены дежурной лампой ночного музея, укрыты во мраке фотолаборатории, в идеальном, вневременном пространстве. Тайна проступает в морщинах поживших ботинок, в геометрической внятности кубиков, становящихся кубами. Через их поверхности сочится внутренний свет скрытой жизни. Эти вещи - фокус рассматривания, сосредоточения, погружения. Пристального взгляда Пиганов добивается и от зрителя, иногда почти анекдотическим способом, как в серии "Кресты", о которой говорит:
- Мне всегда хотелось заставить людей рассматривать работы - а то обычно глянут на картинки, все поймут и станут беседовать, попивая из пластиковых стаканчиков. Я выклеил кресты из порнографических карточек - и на вернисаже не было ни одного человека, который бы не рассмотрел работу за работой.
В последних по времени монохромных сериях объектом съемки становится просто чистый фон, напоминающий о стене японского сада, которую созерцал один из патриархов дзена. Здесь исчезает уже и предмет-прицел, остается лишь чистое свечение ниоткуда, нарушаемое иногда темными, бессвязными формами (в роли последних снимались колпачки от авторучек. Если не знать - не догадаешься).
От интимных натюрмортов Пиганов перешел к архитектурным формам на темном фоне, выклеенным из десятков повторяющихся изображений. Каждое из них в отдельности похоже, а иногда буквально повторяет натюрморты. Здесь фотографии самого Пиганова, репродукции Рафаэля и Брейгеля, фрагменты декора сталинской архитектуры, рыбы, венчики, ракушки. Но это не просто эклектический винегрет в духе трансавангарда. Каждое изображение носит почти утрированно-знаковый характер. Пиктографическая азбука обладает внутренней жесткостью, делающей орнамент визуальным заклинанием. Повторяемость элементов - один из простейших приемов, используемых для достижения мистического транса, так действуют молитва, мандала, шаманский бубен. Декоративность коллажей Пиганова сродни декоративности иконостаса, его орнаменты - своего рода "оклад" вокруг центрального изображения.
Впрочем, не стоит думать, что Пиганов - адепт какой-то выстроенной мировоззренческой системы. Его работа - результат интуиции, сдобренной профессиональным умением. Она считывается на чувственном, непосредственном уровне. Между зданием формального целого и слагающими его кирпичами орнамента в коллажах нет рациональной, "литературной" связанности. Их можно рассматривать издали, как архитектурно-орнаментальную конструкцию, или вблизи, как бесконечное разворачивание перегруженных ассоциациями элементов. Немотивированный скачок от крупного плана к общему как раз и подобен выходу, прорыву к истинной реальности мистического учения. Это та точка пафоса, говоря словами Эйзенштейна, где снимаются противоречия, согласуются противоположности - внелогически, иррационально.
Преодоление парадокса, совмещение плоскостного и пространственного, вещного и иллюзорного присутствует и в ранних работах Пиганова. В одной из лучших черно-белых серий под изображением напечатаны полотняные бирки с цифрами из прачечной, в другой - зеркально перевернутая подпись. Тем самым акцентируется иллюзорный характер фотографии, недосягаемость изображенного. Примерно в то же время Пиганов делает серию зажатых между стеклами виниловых пластинок, где вместо "яблока" наклеена черно-белая фотография женского лобка. Он вообще часто использует как эротические мотивы, так и основной конструктивный принцип эротики - прикрытость. Отсюда вирирование фотографий, патина, наведенная на коллажи, "реставрационные" заплаты из прозрачной бумаги. Пиганов - один из немногих, кто работает почти исключительно на заказ и работает много. Его покупают банки, музеи, государство и даже частные лица. Даже - потому что с современным московским искусством ужиться трудно. С работами Пиганова - живут. В успехе Пиганова немалая роль принадлежит, возможно, его операторскому и фотографическому прошлому: он ощущает себя не в последнюю очередь профессионалом, то есть человеком, работающим не только для себя или для вечности, но и для другого человека. Пиганов часто обращается к почти вовсе исчезнувшему жанру портрета: другой как друг занимает свое место в картине - и в картине мистически переживаемого мира.

И.Ценципер. "Илья Пиганов - мистицизм хулигана." - Матадор, 1995, №1
 

 Библиография 
 
Нет данных
 

* - Информация предоставлена Центром Современного Искусства Сороса, Москва.

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2018 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO