Произведения:      Нажмите здесь   
  Плавинский Дмитрий Петрович 

 Биографические данные 
 
1937 родился в Москве
1956 окончил Московское художественное училище Памяти 1905 года (театральное отделение)
с 1975 член и постоянный участник выставок Горкома графиков на Малой Грузинской
с 1978 член МОСХ
с 1991 живет и работает в Нью-Йорке и Москве
 

 В каких собраниях работы 
 
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва
Коллекция современного искусства Государственного музея-заповедника Царицыно, Москва
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Симферопольский художественный музей, Симферополь, Украина
Museum Ludwig, Кельн, Германия
Metropolitan Museum of Art, Нью-Йорк, США
Museum of Modern Art, Нью-Йорк, США
Norton and Nancy Dodge Collection, Zimmerli Art Museum, Rutgers University, Нью-Брунсвик, США
Duke University Museum of Art, Северная Каролина, США
Частные коллекции России, Германии, Франции, США и др.
 

 Участие в выставках, аукционах 
 
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

1958 МГУ им. Ломоносова, Москва
1960 Выставка в квартире И.Цирлина, Москва
1970 Дом науки Объединенного института ядерных исследований, Дубна
1985 ДК Института атомной энергии им. И.В.Курчатова, Москва
1990 Галерея "Сегодня", Москва
1993 Alex & Edmund Gallery, Нью-Йорк, США
"Выставка живописи и графики". Особняк приемов МИД РФ, Москва
1995 Галерея "Дом Нащокина", Москва

ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ

1957 III выставка молодых художников Москвы и Московской области. Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
1957 Выставка молодых советских художников. IV Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Академия художеств, Москва
1957 Выставка художников интернациональных студий. IV Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Центральный парк культуры и отдыха, Москва
1958 IV выставка молодых московских художников. Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
1959 V выставка молодых московских художников. Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
1960 Выставка в квартире И.Цирлина, Москва
1960 Выставка в квартире Г.Костаки, Москва
1960 Выставка выпускников Художественного училища Памяти 1905 года. ЦДРИ, Москва
1964 "Aspects of Contemporary Soviet Art". Grosvenor Gallery, Лондон, Великобритания
1965 "The Fielding Collection of Russian Art". Arleigh Gallery, Сан-Франциско, США
1966 Wystawa prac. XIX festival sztuk plastycznych. Сопот, Познань, Польша
1967 "Выставка двенадцати художников". Клуб "Дружба", Москва
1967 "Живопись и графика из коллекции А.Глезера". СХ Грузинской ССР, Тбилиси
1967 "A Survey of Russian Painting, Fifteenth Century to the Present (including the Huntington Garford Collection)". Gallery of Modern Art, Нью-Йорк, США "Quindici giovani pittori moscoviti". Galleria il Segno, Рим, Италия
1967 "Peinture nouvelle d`URSS". Maison de la Tour; Galerie ABC; Saint-Restitut (Drome), Франция
1968 "Осенняя выставка московских художников". Выставочный зал МОСХ на Беговой, Москва
1969 Институт мировой экономики и международных отношений, Москва
1969 "Neue Schule von Moskau". Galerie Interior, Франкфурт; Galerie Behr, Штутгарт, Германия; Galleria Pananti, Флоренция, Италия
1970 "Выставка "на открытом воздухе" во дворе особняка американского журналиста Э. Стивенса". Ул. Рылеева, д. 11, Москва
1970 "Panorama de la jeune peinture slave". L`atelier du soleil, Версуа, Женева, Швейцария
1970 "Nuove correnti a Mosca". Museo Belle Arti, Лугано, Швейцария
1970 "Russische Avantgarde in Moskau heute". Galerie Gmurzynska, Кельн, Германия
1970 "Alexei Smirnov und Russische Avantgarde von Moskau". Kunstgalerie Villa Egli- Keller, Цюрих, Швецария
1971 "10 Kunstnere fra Mosca". Komune Kulturfond i Samarbejde med Billedkunstnernes Forbund Nicolai, Копенгаген, Дания
1973 "Avant-garde russe de Moscou 73". Galerie Dina Verny, Париж, Франция
1974 "Progressive Stromungen in Moskau 1957-1970". Museum Bochum, Бохум, Германия
1974 "8 peintres de Moscou". Musee de Peinture et de la Sculpture, Гренобль, Франция
1975 "Выставка живописи на ВДНХ". ВДНХ, павильон "Пчеловодство", Москва
1975 "Russischer Februar 75 in Wien. Sammlung Alexander Gleser". Kunstlerhaus, Вена, Австрия
1975 "Nonkonformistische russische Maler. Sammlung Alexander Gleser". Kunstverein Braunschweig; Kunstverein Freiburg; Kunstamt Charlottenburg, Зап. Берлин, Германия
1976 "Семь художников". Горком графиков, Москва "Exposition au Musee Russe en Exil" (коллекция А.Глезера). Монжерон, Франция
1976 "Nonkonformistische russische Maler. Sammlung Alexander Gleser". Stadtgalerie 1976 "Die Fahre", Заульгау, Германия
1976 "Deuxieme Biennale Europeenne de la Gravure". Мелуза, Франция
1976 "Nonkonformistische russische Maler. Sammlung Alexander Gleser". Kunstverein, Констанц, Германия
1976 "New Art from the Soviet Union". Convention of the American Association for the Advancement of Slavic Studies, Сан-Луис, США
1976 "Image of Modern Russia (A.Glezer Collection)". Parkway Focus Gallery, Лондон, Великобритания
1976 "La peinture russe contemporaine". Palais des Congres, Париж, Франция
1977 "Unofficial Art from the Soviet Union". Institute of contemporary arts (with the collaboration of the Russian Museum in Exile, Mongeron). Лондон, Великобритания
1977 "Biennale Internationale des eaux-fortes". Мюлуз, Франция
1977 "Осенняя выставка живописи". М.Грузинская, 28, Москва
1977 "La nuova arte Sovietica". La Biennale di Venezia, Венеция, Италия
1977 "Russian and Soviet Painting. An Exhibition from the Museums of the USSR". The Fine Arts Museums of San Francisco, Сан-Франциско; The Metropolitan Museum of Art, Нью-Йорк, США
1977 "Arts et Matiere. Avec la partipation des artistes russe contemporains". Orangerie du Luxembourg, Париж, Франция
1977 "Les peintre non-officiels de l`Union Sovietique". Maison de la culture, Saint-Maur, Франция
1977 "New Art from the Soviet Union". Herbert F.Johnson Museum of art, Cornell University, Итака; The Arts Club of Washington and the Kiplingert Editors Building, Вашингтон, США
1978 "L`art russe non-officiel". Musee des Beaux-Arts; Musee du Vieux Chateau, Лаваль, Франция
1978 "Rassegna sul dissenso culturale nell`Est europio". Scuola Art e Mestiert, Aula Magna Scuola cantonale di Commercio, Aula Magna Municipio, Sala Patriziale, Bellinzona, Швейцария
1978 "Russische Maler der Gegenwart Peretz Auktion 76". Modern Galerie Auktionshaus Peretz. Saarlandmuseum, Саарбрюкен, Германия
1978 "La nuova arte sovietica". La Biennale di Turin. Palazzo Reale, Турин, Италия
1978 "Libera arte sovietica". Милан, Италия
1978 "Contemporary Unofficial Soviet Art". Municipal Museum, Токио, Япония
1978 "Aspetti e documentazione degli artisti non conformisti dell`Union Sovietica". Museo Civico di Lodi, Лоди, Италия
1979 "Цвет, пространство, форма". М.Грузинская, 28, Москва
1979 "20 Jahre unabhongige Kunst aus der Sowjetunion". Kunstsammlung. Museum Bochum, Бохум, Германия
1980 "19 московских художников". М.Грузинская, 28, Москва
1980 "Выставка новых поступлений 1970-1980". ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва
1980 "L`art russe a Paris a 75 ans". Galerie Chantepierre, Aubonne, Швецария
1980 "Primier Biennale des peintres russes". Centre des art et Loisirs de Vesinet, Vesinet, Франция
1980 "15 de Moscou". Galerie Moscou-Petersbourg, Париж, Франция
1980 "Biennale de l`Art Graphique-80". Galerie Moscou-Petersbourg, Париж, Франция
1980 "Nonconformist Russian Art". Ванкувер, Канада
"Выставка русского неофициального искусства". Salon Fieristico, Римини, Италия
1981 "25 Years of Soviet Unofficial Art: 1956-1981". Museum of Soviet Unofficial Art in Exile. C.A.S.E., Джерси-Сити, США
1981 "Осенняя выставка живописи и графики". М.Грузинская, 28, Москва
1981-82 "25 annees de l`art sovietique contemporain". Museum of Contemporary Russian Art, Монжерон, Франция
1982 "10 московских художников". М.Грузинская, 28, Москва
1982 "50 лет МОСХ". ЦДХ, Москва
1983 "Unofficial Art from the Soviet Union". Capitol Hill, Cannon Rotunda and Russel Rotunda, Вашингтон, США
1983 "Exhibition of the works of Moscow Artists". University of San Jose, Коста-Рика
1983 "Выставка объекта". Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
1984 "Unofficial Russian Art". Meerbuscher Kultursommer, Meerbusch, Германия
1984 "Exhibition of Drawings". Galerie Marie-Terese, Париж, Франция
1984 Выставка живописи. М.Грузинская, 28, Москва
1985 Выставка живописи. М.Грузинская, 28, Москва
1986 "НТР и изобразительное искусство". ЦДХ, Москва
1986-87 Выставка живописи. М.Грузинская, 28, Москва
1987 "Ретроспекция творчества московских художников. 1957-1987". л/о "Эрмитаж". Профсоюзная ул., д. 100, Москва
1987 "Акварель, рисунок, эстамп". М.Грузинская, 28, Москва
1988 "SOTHEBY`S. Russian Avant-Garde and Soviet Contemporary Art". Центр международной торговли, Москва
1988 "Ich lebe - Ich sehe". Kunstmuseum. Берн, Швейцария
1988 "Exhibition of Moscow Artists". Museum Bochum, Бохум, Германия
1988 "Exhibition of Soviet Artists". Копенгаген, Дания
1988 "Выставка художественных произведений ХVI-XX веков из собрания Г.Басмаджяна", ГТГ, Москва; Государственный Эрмитаж, Ленинград
1989 "Фестиваль авангардного искусства". Музей музыкальной культуры им. Глинки, Москва
1989 "Духовное искусство" (в сотрудничестве с Московской Патриархией). Выставочный зал на Солянке, Москва
1989 "Phillips Auction". Лондон, Великобритания "Графика московских художников". ЦДХ, Москва
1989 "Von der Revolution zur Perestroika. Sowjetische Kunst aus der Sammlung Ludwig". Kunstmuseum, Люцерн, Швейцария
1990 "В сторону объекта". "Каширка", Москва
1990 "АРТ МИФ 1". ЦДХ, Москва
1990 "Юбилейная выставка Горкома графиков". Манеж, Москва
1990 "Выставка новых поступлений 1980-1990". ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва
1990-91 "Другое искусство. Москва 1956-1976". Галерея "Московская коллекция". ГТГ, Москва; ГРМ, Ленинград
1991 "Современное советское искусство: От оттепели до перестройки". Коллекция современного искусства музея "Царицыно". Setagaya Art Museum, Токио, Япония
1991 "Modern Art from Russia - Contemporary Artists". Tang Collection, Гонконг
1991 "Russian Art Now: the Moscow Avant-Garde". Gregory Gallery, Вашингтон, США
1991 "Shemiakin, Tselkov, Plavinsky etc.". Alex & Edmund Gallery, Нью-Йорк, США
1991 "V izbah/В комнатах". Dom kultury, Братислава, Словакия
1991 "In de USSR en Erbuiten". Stedelijk Museum, Амстердам, Нидерланды
1992 "Московский романтизм". ЦДХ, Москва
1992 "New Directions". Selected from the George Riabov Collection of Russian Art, the Norton and Nancy Dodge Collection of Nonconformist Art from the Soviet Union, the Gordon Henderson Collection of Stained Glass Design. The State University of New Jersey, Rutgers, Jane Voorhees Zimmerli Art Museum, New Brunswick, США
1993 "The George Riabov Collection of Russian art". The State University of New Jersey, Rutgers, Jane Voorhees Zimmerli Art Museum, New Brunswick, США
1993 "Национальные традиции и постмодернизм". ГТГ, Москва 1994 Cetinjski Biennale II. Цетине, Черногория
1994 "Nie i Konformosci". Krolikarnia, Варшава, Польша 1995 "К 20-летию "Бульдозерной выставки", Гоголевский бульв., д. 10, Москва
1995 "Благотворительный аукцион в пользу ожогового центра детской больницы №9. Современная русская живопись и графика". Сотбис, "АРТ МИФ". Гостиница Метрополь, Москва 1995 Mimi Ferzt Gallery, Нью-Йорк, США
 

 Автор о себе 
 
Я родился в Москве в 1937 году в арбатских переулках. В этом же году была репрессирована моя мать, с которой я познакомился спустя одиннадцать лет. Рисовать начал с десятилетнего возраста, много копировал со случайно обнаруженной в библиотеке отца трехтомной истории искусств Гнедича.
С 1951 по 1956 год учился на театральном отделении художественного училища памяти 1905 года. Руководил отделением В.А.Шестаков, в прошлом - главный художник театра им. Мейерхольда. Другой учитель - Леонид Федоров - приобщил меня к тайнам техники живописи. Композиции, как воле преобразования белого листа, конечно, я обязан замечательному преподавателю Овсеяну, с которым мы работали в 1952 году. В разное время там же учились мои будущие товарищи: Краснопевцев, Свешников, Зверев.
В 1957 году русские художники впервые познакомились с современным искусством Европы и Америки на Московском Международном Фестивале Молодежи. Это явилось мощным толчком для возникновения нового искусства в России. Это время мучительных поисков своего пути. "Натюрморт с ножницами", "Девушка у окна" (Zimmerli Art Museum, New Brunswick, USA) - первые работы, построенные на сочетании разных фактур.
В 1958 году - первое путешествие в Среднюю Азию. Открытие для себя гениальной поэзии Хлебникова. Начало абстрактно-вещественного периода. Внимание к фактуре.
В 1960 году открывается моя первая персональная выставка на квартире у прогрессивного искусствоведа Ильи Цирлина. Георгий Костаки, всемирно известный коллекционер русского авангарда 20-х годов, приобретает с этой выставки мою работу "Кричащая рыба". Эта работа открывает обширную тему рыб, черепах, ящериц, жуков, бабочек. Через год Нина Стивенс начинает собирать мои работы. К 50-летию советской власти в 1967 году в Нью-Йорке в Музее современного искусства была открыта выставка русского искусства 15-20 веков. Стивенс выставляет свою коллекцию современного русского авангарда. В ней были представлены двадцать две мои работы. Три из них приобрел Музей современного искусства в Нью-Йорке.
В 1962 композиция "Голоса молчания" (Музей современного искусства, Нью-Йорк), впервые развивает тему Времени, где линии судьбы разновременных культур человечества, переплетаясь друг с другом, дают хиромантический оттиск Единого Времени.
В 1965 году была написана картина "Целокант" (Музей современного искусства, Нью-Йорк). В ней дан драматический образ древнейшей рыбы, в муках рождающей человека. Черная ночь сталинизма пыталась скрыть непроглядной мглой прошлое великой культуры русского народа. Все мы страстно принялись восстанавливать разрушившиеся было связи. С 1959 года я много путешествовал и работал на севере России: Новгород, Псков, Ферапонтов монастырь, Ярославль, Кострома дали мне большой материал по современному катастрофическому состоянию древнерусской культуры. Я увлеченно работал в местных музеях и монастырских библиотеках над славянской палеографией. На основе этого материала был написан ряд работ, основные из которых: "Евангелие от Иоанна", 1966 год и "Слово", 1967 год (Третьяковская галерея, Москва).
В композиции "Слово" первая фраза Евангелия от Иоанна: "В начале было Слово и Слово было от Бога", математически умножается на самое себя, развивается от центра картины в системе криптограммы к ее краям. Здесь дана панорама возникновения Слова на Земле, дарованного человеку Богом.
С 1969 года я подолгу живу в деревне. Передо мной проходит трагическая картина ее вымирания и невыносимой жизни русских крестьян. Этой теме я посвятил серию офортов, которую разрабатывал в течение 15 лет. Деревенскую тему я завершил картиной "Бегущая во тьме" ("Собака") - приобретена музеем Людвига, Германия. Сложная архитектоническая конструкция "Крест", 1976 год, суммирует мои идеи почти за двадцать лет.
В 1977 году я резко перехожу от фактурных и полуобъемных работ к лако-лессировочному пространству, поглощающему объект и его дематериализующему. Центром внимания становится не предмет, а пространство.
Мои многочисленные поездки по Средней Азии я суммировал в серии "Череп и Коран" и в сложном объекте "Азия. Город мертвых" (Музей современного искусства, Царицыно, Москва). В новой для меня лессировочно-пространственной системе были написаны картины: "Старое кресло" (1977), "Летящая рыба" (1978), "Скат" (1981), "Черепаха" (1982).
Я всегда искал общения не столько с художниками, сколько с людьми действительно обогащающими мой внутренний мир: поэтами, музыкантами, математиками, геологами и астрономами.
С 1988 года я включаю в композиции ритмические построения нотного письма Баха, Моцарта, Стравинского, а здесь в Америке - работаю с нотописью американского композитора Джорджа Крамба.
Волею судеб, оказавшись в Нью-Йорке, я открыл для себя, что Земля действительно круглая. И круг как геометрия картины утверждается в моей живописи. В круге, по существу, отсутствует низ и верх, понятия правого и левого смещены. Линейная перспектива эпохи Возрождения теряет свой смысл на сферической поверхности, где точка зрения смещена с Земли в космос. Эти идеи легли в основу инсталляции "Генезис". Это одновременно музыка сотворения мира и сотворение мира музыки.
Я, как художник сложившийся в 60-е годы, невольно принадлежу к последователям идей немецкого философа начала века Шпенглера. Его морфологический подход к культуре - семя, цветок, увядание - положен в основу развернутого слева направо, как запись мысли, композиции "От Моцарта к Сальери". В первой части, слева, дано древо - символ естественного развития культуры. В центральной части, через концентрические ступени античного театра к руинам греческого храма постепенно разворачивается моцартовский мир Божественной гармонии. Правая, заключительная часть под названием "Ночь Сальери" представляет собой тему крушения высоких идеалов в современном бездуховном электронном мире.
Панорама Нью-Йорка с залива в лучах заходящего солнца являет собой грандиозное незабываемое зрелище. Развиваясь по вертикали, город как бы вырастает из ничего и в никуда, параллелизм кварцевых граней небоскребов, преломляющих лучи заходящего солнца, создают иллюзию того, что этот город не построен руками человека, а есть кристаллическое природное образование на куске земной коры. Он как бы был создан одновременно с планетой и лишь всего два века назад, вдруг, явил себя со дна океана миру. Одновременно меня охватило тревожное предчувствие, что эту часть земного шара в некотором будущем ожидает та же судьба, какая выпала царству Монтесумы. Эти противоречивые впечатления и тревожные настроения несет в себе инсталляция из семи трехметровых вертикалей "Алтарь Нострадамуса". Она замыкает собой цикл работ с нотописью американского современного композитора Джорджа Крамба, над которым я работал в Америке в течение двух с лишним лет.
 

 Критика 
 
В разговоре Дмитрий Плавинский сам себя называет цыганом. Этим он хочет сказать, что в своем искусстве он путешествует духовно и интеллектуально в геологическом, географическом и религиозном Времени, и что его искусство больше отражает его собственные интересы, чем культуру его родной России или США, где он живет с 1991 года. Действительно, понятие движения - это ключ к его искусству и объединяющая тема работ на этой выставке. То, что они были завершены в последние полтора года в этой стране, менее важно, чем тот факт, что они передают идеи, которые Плавинский вынашивал годами.
Серия работ, связанных с музыкой, дает представление о спектре идей, внутри которых Плавинский движется. Они берут начало в услышанном еще в Москве концерте Джорджа Крамба - американского авангардного композитора. Плавинский нашел, что эта музыка неким образом напоминает город Нью-Йорк. Так, мысленно объединяя глаз композитора с оком Нострадамуса, французского астролога 16 века, художник позволил круглым формам "смотреть" через панели в нераскрытое будущее, и в то же время, композиции панелей чем-то напоминают абрис Нью-Йорка на заходе солнца. Для Плавинского, таким образом, будущее время интегрировано с прошедшим и настоящим в его ранних работах, написанных еще в России. В поздних работах, написанных в этой стране, прошедшее время интегрировано с настоящим.
"Манхэттен-рыба" вызывает сходные мысли об интерпретации, непрерывности и разрывах времени, хотя образы здесь парадоксально реалистичны. Плавинский воспринимает Манхэттен как в космическом, так и в комическом плане. Возможно, только человек с очень своеобразным чувством времени мог заметить очевидное - очертания острова Манхэттен совпадают с формой доисторической окаменевшей рыбы. Но ее чешуйки или то, что их напоминает, оказываются картой системы подземки. Соединяя геологическое и настоящее время, Плавинский, столь же умелый и в игре слов, видит Манхэттен как остров, севший на мель прошедшего времени, но тем не менее, город абсолютно современный.
Точно такое же причудливое совмещение эпох является во взгляде Плавинского на город инков Мачу Пикчу, видимый через сетку координат, используемую астронавтами. Это очень умно и глубоко, так как художник знает, что мы никак не можем понять другую цивилизацию, удаленную во времени, неизбежно глядя с современной точки зрения. Взгляд с уровня земли или с воздуха дает нам информацию, но не обязательно понимание. Смещение через удаление - буквально в данном случае - происходит, когда концепции нового времени, символизированные здесь системой координат, применяются к прошедшему.
Сравнение свитков Мертвого моря с небоскребами создает еще одно интересное столкновение времен, обращая внимание на личные и общественные ценности. Хотя свитки появляются в форме небоскребов, Плавинский хочет, чтобы мы воспринимали их не как здания, но как мираж, как святилище, которое магически возникает перед блуждающим странником. Но странник, конечно, приносит с собой свой современный багаж. Коллизия эпох, библейской и современной, подсказывает коллизию этических ценностей. В таких работах, как эта, и в картине Мачу Пикчу, Плавинский обнаруживает себя моралистом, в глубине души ищущим правду, но знающим, что она социально условна и ускользающа.
Его наиболее абстрактным заявлением является живописная серия "Панцирь черепахи", появившаяся после многократных посещений музея естественной истории. Она призвана символизировать течение времени вообще, а также период, когда самые ранние обитатели населяли континент, и в их религиозных ритуалах подобные панцири приобретали сакральное значение. Особенно завораживает в этих образах сочетание древней фактуры и современного стиля. Как и во всех картинах Плавинского, но особенно в этих черепашьих панцирях, изображение плоско, фронтально, централизовано и лишено какой-либо воздушной среды. Это означает, что они основываются на современной стилистике, но вызывают мысль о далеких и древних временах и предметах, память не физическую, но как бы увиденную во сне, духовную. В то же время, отточенно сильная техника Плавинского привлекает внимание к физическому присутствию живописной поверхности. Напряжение между предметом изображения и стилем здесь блестяще сбалансировано и гармонизировано, сочетая современную живописную поверхность и прошедшую историю, непосредственную предметность и интеллектуальное воображение, а также иронический комментарий и психологическую глубину. Немногие художники ныне исполняют свои картины столь совершенно и так просто, или приглашают нас в такое путешествие с пересадками во времени в такой организованной форме. Картины Плавинского, в этом смысле, и легко читаемы и запутаны, как и наше понимание настоящего и прошедшего.

М.Бейгелл. Из каталога персональной выставки Д.Плавинского, галерея "Алекс - Эдмунд", Нью-Йорк, 1993
 

 Библиография 
 
Нет данных
 

* - Информация предоставлена Центром Современного Искусства Сороса, Москва.

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO