Произведения:      Нажмите здесь   
  Пономарев Александр Евгеньевич 

 Биографические данные 
 
1957 родился в Днепропетровске
1973 закончил художественную школу в Орле
1979 закончил Высшее инженерно-морское училище в Одессе
Обладатель звания офицера французского ордена "За заслуги в литературе и искусстве".
 

 В каких собраниях работы 
 
Коллекция Министерства культуры РФ
Государственный Русский музей
Государственная Третьяковская галерея
Национальный Музей современного искусства им. Жоржа Помпиду, Париж.
ФНАК (Национальный Фонд современного искусства), Париж.
ФРАК (Региональный фонд современного искусства), Бретань, Франция.
Художественный музей Пикардии, Амьен, Франция.
Центр современного искусства, Москва.
Орловский музей изобразительных искусств, Орел, Россия.
Центр художественной культуры, Киев.
Коллекция Великой Герцогини Люксембургской, Люксембург.
Национальный музей, Сингапур.
Foundation F.R. Weisman, Лос-Анжелес, США.
Judishes Museum Reihnsburg, Рейнсбург, Германия.
Zimmerli Art museum, Rutgers University, Нью-Брунсвик, США.
Universitat Jaum I, Кастельон-де-ла-Плана, Испания.
Художественный музей, Нижний Тагил, Россия.
Художественный музей, Екатеринбург, Россия.
Художественный музей, Красноярск, Россия.
Частные коллекции в России, Франции, Германии, Испании, Италии,Люксембурге, Сингапуре, США, Польше, Дании, Швейцарии, Португалии.
 

 Участие в выставках, аукционах 
 
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

1990 — Совместный проект с А. Константиновым. Галерея Эрмитаж, Москва
1991 — Центр современного искусства, Москва.
1991 — Совместный проект с Е. Горчаковой. Галерея «Восток и Запад», Копенгаген.
1992 — Галерея Espai 29, Кастельон-де-ла-Плана, Испания.
1993 — Галерея «6 февраля», Валенсия, Испания.
1996 — Галерея «Кино», Москва.
1996 — «Корабельное воскресенье». Государственная Третьяковская галерея, Москва.
1998 — «Дыхание океана». Всемирная выставка «ЭКСПО 1998», Лиссабон, Португалия
1998 — Центр современного искусства фонда Сороса, Москва.
2001 — Галерея «Палитра», Харьков, Украина.
2001 — «Майя. Потерянный остров». «Крокин- галерея», Москва.
2002 — «Дым без огня». Музей им. А. Сахарова, Москва.
2002 — «Память воды». Музей науки и техники, Париж.
2003 — «Утилизация стай», этап 1, проект «База».
2003 — Резиденция Министерства культуры Франции, Ателье Кальдера, Саше, Франция.
2003 — «Утилизация стай», этап 3, проект «Какая глубина? Какая глубина!». Выставочный зал, Тур, Франция.
2004 — Центр TNT, Бордо, Франция.
2005 — «Северный след Леонардо». Галерея Nina Lumer, Милан, Италия.
2005 — Галерея Rabouan-Moussion, Париж.
2005 — Монумент-Артефакт Жюлю Верну в бухте Соммы, проект. Выставочный зал Кортуа, Франция.
2006 — «В Саду у волчьих стай», проект музея Лувр. Сад Тюильри, FIAC 2006, Париж.
2006 — «Нарцисс наоборот». Центр современного искусства «Гранит», Бельфорт, Франция.
2007 — «Секретный фарватер», специальный проект,II биеннале современного искусства в Москве.
2007 — Clickihope (совм. с Юлией Мильнер, Арсением Мещеряковым, Андреем Бартеневым, группой АЕС+Ф), 52 биеннале современного искусства в Венеции, российский павильон, Италия 2008 — «Поверхностное натяжение». Галерея Cueto Project, Нью-Йорк
2008 — «Точка зрения». Галерея Nina Lumer, Милан, Италия.
2008 — «Выйти на поверхность». MNMN(Новый национальный музей Монако), Монте-Карло.
2009 — «Cубтициано». 53 Биеннале современного искусства в Венеции.
2009 — «Sub-Zero». Студия Вольфа фон Ленкевица ,Лондон.

ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ

1988-92 — XVIII-XX молодежные выставки. Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
1989 — "Трансавангард и неоклассицизм". Киноцентр, Москва
1989 — XIX молодежная выставка. ЦДХ, Москва
1990 — Всесоюзная выставка молодых художников. Манеж, Москва
1990 — "АРТ МИФ 1". ЦДХ, Москва
1991 — "Gruppe Я (Ja - Ich)" - "Gruppe R", Выставочный зал на Солянке, Москва; Judisches Museum Rheinsburg, Рейнсбург; Kunstmuseum, Шлезвиг; Stadtmuseum, Киль; Kunstmuseum, Хумсум, Германия
1991 — "New circle". Exhibition of artists from Ukraine, Russia and America. Martin Luther King Centre, Вашингтон; Art Centre, Денвер, США
1991 — "Современные художники - Малевичу". ГТГ, Москва
1991 — Всесоюзная выставка рисунка. ЦДХ, Москва
1991 — "Наш современник". ЦДХ, Москва
1991 — "АРТ МИФ 2". Манеж, Москва
1992 — "Los tres artistas rusos". Galeria "Octubre", Кастельон-де-ла-Плата, Испания
1992 — "Уроки Магницкого. Геометрическая абстракция: Московский опыт". ЦСИ, Москва
1993 — "Графика - Эрмитаж". ЦДХ, Москва
1993 — "Russian Graphic Art". Museum of Fine Arts, Анкара, Турция
1993 — "Постмодернизм и национальные традиции". ГТГ, Москва
1993 — "АРТ МИФ 3". Манеж, Москва
1993 — "Ideal City. Trends in Contemporary Russian Art". National Museum, Сингапур
1993 — "Russische Kunst der 60-90 Jahre". Оснабрюк, Германия
1994 — "Абстрактная графика", Музей изобразительного искусства, Орел
1994-95 — "Современное искусство из коллекции Инкомбанка", Ульяновский художественный музей; Самарский художественный музей; Магнитогорская картинная галерея; выставочный зал Союза художников Челябинска; Екатеринбургская картинная галерея; Омский музей изобразительных искусств; Нижегородский выставочный центр "Кариатида"; Художественный музей, Ростов-на-Дону
1995 — Фестиваль искусств "КУКАРТ". Государственный Центр современного искусства. Царское Село
1997 — "Кредо". Российский Фонд культуры, Москва
"Океан – достояние будущего". Автор проекта и главный художник Российского павильона на Всемирной выставке ЭКСПО-98
1999 — ACT99. Art-Communication Tour.Galerie der Universitat fur Gestallung, Линц, Австрия
2000 Авто-mobil, Политехнический музей, Москва
2001 — Out of Moscow. Center of Contemporary Art, Campair, Франция
2001 — Абстракция в России. ХХ век. Государственный Русский музей, С.-Петербург
2002 — La toison d`or. Apollonia, Страсбург, Франция
2003 — Московская абстракция. ГТГ, Москва
2004 — Passage d`Europe. Musee d`art moderne, Сан-Этьен, Франция
2005 — 1-я Московская биеннале современного искусства, специальный проект. Москва
2006 — ARS 06, Kiasma, Хельсинки
2007 — Zeitgeist. Cueto Project, Нью-Йорк, США
2007 — Верю! ЦСИ "Винзавод", Москва
2009 — «Обратные связи». 3-я Биеннале Современного искусства (Москва)
2009 — 53 Биеннале современного искусства в Венеции, Италия

АКЦИИ

1995 Акция «Корабельное воскресенье». Балтийское море.
1996 Объект-акция «Северный след Леонардо». Северный Ледовитый океан.
2000 Акция «Майя. Потерянный остров». Баренцево море.
2001 «Путешествие из Непала в Тибет», Гималаи.
2003 Акция-перформанс «Круиз». Фестиваль современного искусства Арт-Клязьма, Московская область, Россия.
2003 Объект-акция «Утилизация стай» Этап 3. «Какая глубина? Какая глубина!». Река Луара, Тур, Франция.
2003 Проект « Утилизация стай», этап 2, объект-акция «Мобильное в мобильном», Реализация акции в Средиземном море (Тессалоники, Касис, Марсель, Сагунто, Валенсия).
2003 «Плавающие художественные мастерские». Проект ассоциации «Аполлония», Страсбург, Франция.
2004 Акция «Tопология абсолютного нуля». Теплоход «Академик Сергей Вавилов», теплоход «Академик Йоффе», Антарктика.
2005 Акция «Безнадежная почта». Южный океан.
2006 Акция «Баффинова фигура». Теплоход «Академик Йоффе», Море Баффина, Арктика.
2006 Акция «Глубоководная графика». Теплоход «Академик Йоффе», Море Баффина, Арктика.

 

 Автор о себе 
 
Абстрактные топографии мира - вот общие темы моих работ. Я смотрю сверху вниз на землю и океан, я изобретаю материки, заливы, реки. Позитивная и негативная формы в моих композициях уравновешиваются, складываясь в структуру взаимодополнения. Неважно, что является знаком силы и знаком моря, границы важнее цветовых зон. Я художник границ. Я ищу на границе воды и суши. На границе черного и белого рождается цвет. Вся драматургия жизни проявляется на границах.
 

 Критика 
 
To take on the work of Alexander Ponomarev is to enter into essentially shifting terrain, where that which one had ventured to take for granted or assumed as obvious, subsequently begins to move, evade, disappear. For the art of Ponomarev is above all interstitial, in the sense that he explores solutions of continuity, spaces of friction and dynamic encounter between the various fields of “reality.” For him, the frontier – which he defines as the place where he situates himself, where and from where he operates – is not a line demarcating set territories that ought to be crossed, bypassed, moved, or destroyed, but rather a space-time in motion within and beginning from which this “reality” can be re-examined, “re-subjectified,” re-activated. Recycled.

Anne Landréat Paris, February 2004
from http://www.cuetoproject.com/Press.2/Biennale_venise.pdf

В некотором смысле, история современного искусства есть история его освобождения от традиционных рамок мольберта, пьедестала и студии. Перформанс, видео, компьютерное искусство - симптомы или следствия этого выхода, который сопровождает нашу возрастающую способность сокращать время и пространство с помощью механизмов мгновенности.
Московский художник Александр Пономарев пишет на палубах, мостиках и бортах тоскующих в корабельных верфях состарившихся караблей. Его морское искусство, искусство погибших кораблей, - тоже часть этого центробежного процесса. Даже в вихре современного русского искусства Пономарев стоит особняком: он оспаривает разумность слепой зависимости от электронных образов, от навязывания единообразия и подчинения общепринятому как эстетических категорий, от подмены искусства фигурой художника. Для Пономарева художник - по-прежнему капитан, обладающий особыми силами вдохновения, которые проявляют себя в сотворенных объектах, будь то картина или стихотворение.

Дж.Боулт. Из статьи "Wreckart - Искусство старых кораблей". Буклет выставки "Корабельное воскресенье". ГТГ, Москва, 1996

 

 Библиография 
 
Нет данных
 

* - Информация предоставлена Центром Современного Искусства Сороса, Москва.

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO