Произведения:      Нажмите здесь   
  Тишков Леонид 

 Биографические данные 
 
1953 родился в г.Hижние Сеpги Свеpдловской области
1974 начал публиковать карикатуры
1979 окончил Московский медицинский институт им. И.Сеченова
с 1989 член Союза художников СССР
1990 организатор издательства "Даблус"
с 1993 президент фонда "Даблус"
 

 В каких собраниях работы 
 
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Екатеринбург
Галерея "Московская палитра", Москва
Банк "Инкомбанк", Москва
Duke University Museum of Art, Дархэм, США
Mary and Leigh Block Gallery; North-Western University Museum of Art, Иллинойс, США
Артотека "Документа", Кассель, Германия
Галерея "Лирик-кабинет", Мюнхен, Германия
Галерея Леви-Даган, Париж-Гамбург
 

 Участие в выставках, аукционах 
 
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

1992 "Hе только даблоиды". Галеpея "Альянс", Москва
"Мягкое и твеpдое" (живопись, графика, литографии, инсталляции, музыкальные сочинения). Галеpея "Велта", Москва
1993 "Creatures". Duke University Museum of Art, Дарем, США
1994 "Размножение". ЦДХ, Москва
"Creaturas". Museo de Arte Contemporaneo Sofia Imber, Каракас, Венесуэла
"Стомаки". L Галерея, Москва
"Dabloid: la route du coeur". Galerie Epreuve d`Artiste, Лилль, Франция
1995 "ТВарь". TV галерея. ЦСИ, Москва
"Dabloids and Elephants". Mary and Leigh Block Gallery; North-Western University Museum of Art, Иллинойс, США
"Существа". Музей изобразительных искусств, Екатеринбург 1996 "Существа". Новосибирская картинная галерея, Новосибирск; Центр Современного Искусства, Челябинск
"Анатомия России". Галерея "Spider & Mouse", Москва
1997"Протодаблоиды". TV Галерея, Москва

ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ

1985 XVI молодежная выставка. Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
1986 XVII молодежная выставка. Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
1989 "IBA-89". Лейпциг, Германия (Гран-при за иллюстрации к роману Е.Замятина "Мы" - с Николаем Козловым)
"Советский авангард 1920-1980-х". Галерея "Московская палитра". Дворец искусств, Минск
1989 "Furmanny Zaulek". Dawne Zaklady Norblina, Варшава, Польша
1990 "Six peintres sovietiques d`ajourd`hui". Foundation Mona Bismarck, Париж, Франция
"Artistes Russes Contemporains". City Gallery, Мельбурн, Австралия
"Concrete" (междунаpодная выставка визуальной поэзии). Городской музей, Гота, Германия
"Тransfutur". Междунаpодная выставка визуальной поэзии. Кассель, Германия
"Гpафомания". Рисунки и тексты в пpогpамме "Гpафические сезоны". Твеpская, 25, Москва
"Трое". Галерея "Московская палитра". ЦДХ, Москва
1990-91 "The Pyramid Show". Галерея "Московская палитpа". Сидней, Аделаида, Австралия
1991 "Художники Фуpманного". Маpтиньи, Швейцаpия
"Агасфеp". Дворец молодежи, Москва
"АРТ МИФ 2". Манеж, Москва
XI International Book Salon (издания "Даблуса"). Париж, Франция
"С Hовым, товаpищи, годом!". Выставочный зал Фонда культуpы, Москва
1992 "Книги русских художников". Галеpея "Лиpиккабинет", Мюнхен, Германия
"Натюрморт конца ХХ...". Галерея "Московская палитра". МАРХИ, Москва
"Поэты и художники" (автоpские книги). Музей А.Ахматовой, Санкт- Петеpбуpг
"Сообщение". Музей экслибpиса, Москва
"Междунаpодная выставка визуальной поэзии". Pankov Galerie, Беpлин, Германия
"Dablus" in Scotland. Art College, Эдинбург, Великобритания
1993 "АРТ МИФ 3". "Даблус" - ИТИ. Манеж, Москва
"Слово и обpаз". Музей А.С.Пушкина на Мойке, Санкт-Петеpбуpг
"Авангаpд и тpадиция". Hациональная Российская библиотека (бывш. Ленинская), Москва
"Livres d`artistes russes et sovietiques. 1910-1993". Espace Vesere, Узерж, Франция
"Натюрморт конца ХХ...". Галерея "Московская палитра". Берлин, Германия
"Новые территории искусства". Государственный Художественный музей, Красноярск
1994 "Рисунки для Альбертины". Галерея "Московская палитра", Москва
"Депозитарий-2". Выставочный зал на Солянке, Москва
"Сезоны". Академия художеств, Оденсе, Дания
"Книги художников". Художественый музей, Екатеринбург
"Бумажный театр-II". Музей А.Ахматовой, Санкт-Петеpбуpг
SAGA 94. Alain Buyse Editeur, Париж, Франция
"Russian Avant-Garde Books". Британская Библиотека, Лондон, Великобритания
"The Book Garden. Contemporary Russian Artists Books". The John Rylands University Library; Glynn Vivian Art Gallery, Манчестер, Великобритания
1995 SAGA 95 (FIAC). Alain Buyse Editeur, Париж, Франция
1996 "Как рисовать лошадь (часть вторая)". ЦДХ, Москва
"Nordgrafia 96". Gotland Konst Museum, Visby, Швеция
1997 "Portfolio from Portfolio Kunst". Albertina Museum, Вена, Австрия
"Dablus & DO press". UFSA University Library, Антверпен, Бельгия
"Russian Silscreens of Moscow Studio". Corcoran Art Gallery, Вашингтон; Мimi Ferst Gallery, Нью-Йорк, США

ИЗДАНИЯ "Даблуса"
Даблоиды. Москва. 1990
Газели. Москва. 1990
Пpостые действия Д. Москва. 1990
Жизнь человечка. Москва. 1991
Сон pыбака. Москва. 1991
Даблоиды (совместно с ИМА-Пpесс). Москва. 1991
Hовые песни. Москва. 1992
Стомаки (совместно с ИМА-Пpесс). Москва. 1993
Желудок в печали. Москва. 1994
Отцемать. Москва. 1994
Le foie en fleurs. Buyse Editeur. Lille. Франция. 1994
Чурки (совместно с ИМА-Пpесс). Москва. 1995

Пьеса "Даблоиды" поставлена:
1993 Hip Pocket Theatre, Дарем, США
1995 Mussetter-Struble Theater, Айванстон, США

 

 Автор о себе 
 
Я родился на Среднем Урале. И две горы, Кукан и Больничная - это две доли печени, в которых живет Великая душа Стомака, а желчный пузырь это озеро, в котором отражается мое небо.
Вот и появился один из моих героев - Стомак, автономно живущий и движущийся желудочно-кишечный тракт, извилистый, как жизненный путь русского человека, нежный, как слизистая тонкой кишки, прекрасный, как рождественская елка, могучий, как Уральский горный хребет. А на этом У р а л е, на этой мифической благоухающей елке, arbor mundi, висят сказочные украшения, отражая восторженные глаза детей. Прежде всего Даблоид. Он похож на самостоятельно передвигающуюся ногу с маленькой головой наверху. Он символизирует соитие высокого и низкого: голова в небесах, далеко, потому и маленькая, нога внизу - устойчивая и большая. Знак Дао: инь и ян - это два даблоида, соединенные между собой. Иероглиф Дао (путь) состоит из двух иероглифов: нога и голова. Значит Даблоид это наш путь, его красный цвет - это жизнь, его молчание - наша мудрость.
Откуда пришли эти Даблоиды? Они родились от округлого (rotundum) высшего бога - Даблуса, единого и великого. И произошло это на Урале, земле, порождающей мифы, где и мне повезло родиться. Документальных свидетельств присутствия Даблуса на Среднем Урале бесконечное множество. Этот район вообще самый насыщенный феноменами в России.
Обычно Даблус наблюдатели путают с НЛО. Овальная форма, молочный свет, исходящий от краснооранжевого тела, чувство страха у наблюдателей, способ "рождения" пришельцев; раскалывание пополам и исчезновение... Все это говорит за то, что пресловутые Неопознанные Объекты - вполне определенный и конкретный предмет: Великий и Могучий Даблус. Блестящий андрогин - Отцемать - так назвал я свою книгу, (выпущенную в издательстве Даблус в 1993 году), вода и огонь, мандала, явление эпифании.
Мною найдено изображение Даблуса на древнерусских иконах Рождества. Обычно Богородица возлежит или сидит на овальном красном объекте, иногда его называют мутака, подушка для сидения. Так как в византийской или православной иконе все имеет смысл, и иконопись является настоящим концептуальным искусством, этот предмет явно представляет собой Даблус - соединенные друг с другом женские груди красного, "жизненного" цвета, олицетворяющие "вечную женственность", плодородие, а в иконе - Рождение Христа. Сидящая Мария на Даблусе означает христианство, попирающее язычество, и в то же самое время рожденное из него.
Как всякий сильный психический бессознательный феномен, возникший из недр сознания народа, Даблус появился в России в период перехода от одной политической системы в другую, когда общество находится в состоянии растерянности, беспокойства и замешательства. И вот он появляется и рождает для упорядочения психического хаоса Даблоидов как инструменты - так называемые "янтры", по буддизму доктрины махаяны, которые нормализуют психический порядок, замещая собой политические и социальные мифы Даблоидом.
Нельзя не отметить, что это особенно важно для русской нации, чья склонность к хаосу и психопатическая расположенность известны во всем мире. Превращаясь из абстрактного образа в мягкую теплую "любимую" игрушку, Даблоид становится ручным, а страх и агрессия исчезают, как дым. Представьте только такую картину: что если множество партий, общественных организаций, мелкие социальные группы заменят свои знаки на флагах и в сознании на единый красный знак - даблоид на желтом фоне? Этот Даблоид, эта "идея всех вещей" сублимирует и массовые психозы, и смутные страхи подростка, маленького жителя Урала или Техаса.
Впервые я увидел Водолазов на берегу озера, когда мне было 6 лет, они вышли из воды, в руках они держали свои влажные сердца, а их шланги уходили в глубину подсознания Урала. Водолазы искали утопленников, моих соотечественников, утонувших пьяными или спящими во время купания на свадьбе или проводах в армию. Теперь водолазы стоят внутри "Библиотеки водолазов", освещая светом своей головы раскрытые книги.
Черный бархат их кожи, скафандра, напоминает плюшевых медведей, любимую игрушку русских детей, длинный шланг - это бесконечная пуповина, никогда не отрезанная, она сопровождает нас всю жизнь, связывая с землей и вечностью. И когда придет время вернуться обратно - ласковая и сильная рука натянет веревку. Посмотрите на этот коврик, уральское народное творчество: в каждой семье есть такие, их кладут у порога. Мне кажется - это плацента, детское место, "послед", откуда берет свои корни пуповина. Этот коврик вязала моя мать из старой одежды нашей семьи. Вот рубашка моего отца, здесь платье моей мамы, здесь детские мои одежды. Все разрезано на тонкие ленты и переплетено в единую структуру, многие уже умерли, кто носил эту одежду, но их тепло хранит этот коврик, который берет силу или кровь из земли Урала и по невидимой пуповине передает ее тебе всю жизнь. Еще один архетип, присутствующий в доме каждого уральца - "дорожка", также сотканная из старой одежды, она может быть очень длинной, как жизнь человека, и как жизнь человека то светлой, то темной, то радостной, то грустной.
Мои земляки, уральцы, построили свой мифологический Космос по образу и подобию вселенной.
 

 Критика 
 
Творчество московского художника Леонида Тишкова по своей природе не поддается категоризации. Представляя его публике, мы не можем отнести его к той или иной художественной школе или стилю. Лучше составить список его работ. Хотя Тишков получил медицинское образование, сейчас это преуспевающий живописец, книгоиздатель, иллюстратор, график, карикатурист, поэт, драматург, скульптор, композитор и организатор выставок.
Чтобы извлечь суть его творчества из этого ослепительного разнообразия, надо обратить внимание на повторяющиеся у него группы образов. Одна из главных его черт - это перенесение таких образов из одного жанра в другой. Живописные сюжеты разрабатываются затем в книгах и беседах, акварельные образы преобразуются в трехмерные скульптуры. В итоге его работа изобилует внутренними ссылками, поскольку все его идеи глубоко взаимосвязаны. Чтобы понять его живопись, надо прочитать его пьесу “Даблоиды” (1991г), а это поможет выяснить его более широкий контекст в русской культуре вообще. Только так сможет критик найти основной принцип, объединяющий все творчество Тишкова в последовательную художественную и философскую систему, и определить, как эта сложная и эксцентричная по виду система входит в русло русской культуры.
Центральным для творчества Тишкова является образ Даблуса - архетип и символ плодородия, связанный, стало быть, с мифом рождества. Овальная форма отражает андрогинную природу этого существа, объединяющего в себе женское и мужское начало - грудь и фаллос. Единый, несмотря на свою двойственность, Даблус может быть рассмотрен как современный вариант поиска утраченного идеала андрогинной цельности, в которой противоположности еще не разошлись.
Далее, Даблус имеет двойственное отношение и к сакральному, и к профанному. В первом смысле Даблус соотносится с ложем, на котором Богоматерь изображается на русских иконах Рождества, во втором - напоминает хлеб и колбасу, этих непременных составляющих современного питания русских людей, то есть матерьяльного, мирского человеческого существования. Детки Даблуса - красные, в форме ступни - зовутся Даблоиды. Имя произведено по морфологическому образцу Леон-Леонид, как зовут самого художника (см. “Не только Даблоиды: избранные беседы, иллюстрированные автором”).
Кроме Даблоидов, художественный мир Тишкова населен другими существами - это Слоны, Водолазы, Чурки, Стомаки. Даблоиды обычно, хотя не всегда, воплощают человеческие комплексы, заблуждения, иллюзии, невежество, глупость, страх. Чурки им сродни - они спесивы и агрессивны, обижают одиноких, застенчивых, незащищенных, голеньких Стомаков. Водолазы скрыты своими масками и целиком зависят от шлангов, которые могут быть перерезаны в любую минуту. Живя в слоновьем хоботе, эти персонажи крепко связаны тем пространством, которое они населяют и представляют - узким и тесным пространством нашего подсознания.
Книга, выпущенная издательством Даблус в 1991 году в количестве 500 экземпляров под названием “Даблоиды”, дает нам дальнейшую информацию об этих созданиях в форме ступни. Ее литографированные страницы рукописного формата почти пусты слева и перегружены справа. Слева дается какое-то изолированное изображение с подписью: на первой странице “прекрасный андрогин” Даблус, на следующих 13 - пародийные варианты советских типов Даблоидов. У Тишкова, в его писаниях и картинах, отдельные части человеческой анатомии - ступня, желудок, печень, сердце, грудь, фаллос - превращаются в символы.
Издание книг Тишков дополнил недавно интересом к скульптуре. Его последние выставки включают не только двумерные, но и трехмерные изображения Даблуса и Даблоидов. В центре представленных им работ он помещает ступнеобразные скульптуры Даблоидов, которые и символически и буквально соединены путаницей трубок с большим грудастым Даблусом. Фигурки Даблоидов всех сортов, цветов и размеров снабжены подписями: “Потрогай меня, я теплый”, “Меня любят дети и женщины”, “Я люблю вас”, и т.д. Акварелька, включенная в инсталляцию, поясняет, как сделать свой собственный Даблоид, скажем, из старого носка.
В конце показа проводится ритуальная церемония обрезания трубок, соединяющих Даблоиды с Даблусом, и они остаются висеть как знак этого прерванного изначального единства.
В дополнение к скульптуре Тишков сопровождал свои последние выставки музыкой собственного сочинения, исполняемой им на органе. К своей игре он добавляет при этом примитивные звуковые импровизации, состоящие из шепота, вздохов, и всевозможных других фонетических комбинаций, производящих почти гипнотический эффект. Это напоминает фантастическую филологию Крученых, его "заумь", предлагаемую в качестве спонтанного некодифицированного языка. Это можно также сравнить с экстазом религиозных сектантов, когда они начинают "говорить на языках". В конечном счете, Тишков так же соотносится с русской культурой, как его Даблоиды с Даблусом. Будь то его стихи, картины, рисунки, cкульптура, музыка, книжные иллюстрации или карикатура, все они порождены этой культурой. Однако, столь тесно связанные с русской традицией, они в то же время тонко пародируют ее. Будучи синтезом утверждения и скептического подрыва ее символов, они открыты двойственному толкованию. Его иллюстрации могут казаться и глупыми и мудрыми, его писания - и вульгарными и лиричными, его мироощущение - и ребяческим и серьезным, его картины - и безобразными и утонченными. Но если они и выглядят "некрасиво", то скорее потому, что Тишков безразличен к традиционным вопросам красоты и стиля. И в этом смысле он глубоко укоренен в русской традиции, которая в отличие от Запада всегда оставалась - по словам Джеймса Биллингтона - "более поглощена идеалом, воплощенным в картине, чем ее художественной стороной". Таким же образом, для Тишкова важнее не как выражено содержание, а что говорит его произведение.

Л.Грубишик. "Традиция и новаторство в творчестве Леонида Тишкова." (сокр.) Из книги "L.Tishkov. Creatures", 1993
 

 Библиография 
 
Нет данных
 

* - Информация предоставлена Центром Современного Искусства Сороса, Москва.

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2018 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO