Произведения:      Нажмите здесь   
  Чернышева Ольга 

 Биографические данные 
 
1962 родилась в Москве
1986 окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (отделение художников кино)
с 1989 член гоpкома гpафиков
 

 В каких собраниях работы 
 
Коллекция современного искусства Государственного музея-заповедника Царицыно, Москва
Министерства культуры РФ, Москва
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Duke University Museum of Art, Дархэм, США
Library of MOMA, Нью-Йорк, США
Частные коллекции в Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Испании, Нидерландах, Франции, Швеции
 

 Участие в выставках, аукционах 
 
Избранные персональные выставки:
2006 Панорама. Stella Art Gallery, Москва
Участки. Biennale of Sydney, Сидней, Австралия
2005 Зона Счастья. Stella Art Gallery, Москва
Участки. Московский мультимедийный центр актуальных искусств, Москва
Emerging Figures. White Space Gallery, Лондон
2004 Zone of happiness. Heckenhauer Gallery, Берлин
Зона Счастья. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
2003 Ольга Чернышева. Московский дом фотографии, Москва
2002 "Под Парижем". Крокин галерея. Москва. Россия
2001 "Образ жизни". Галерея `Новая Коллекция`. Москва. Россия
"Second life". Венецианская биеннале. Русский павильон (персональный стенд). Италия
"Портфолио". Месяц фотографии. Галерея "Glass Art". Братислава. Словакия
"Le voyage souterrain". Hotel D`Albert. Mairie de Paris. Париж. Франция
2000 "Light is coming". Галерея XL. Москва. Россия
"Die, Der, Das Fremde". Галерея Christine Koenig. Вена. Австрия
1999 "Рисунки". ГЦСИ. Фонд Сороса. Москва. Россия
"Родственные связи". Галерея Fine Art. Москва. Россия
1998 "Ольга Чернышева и Андрей Хлобыстин". Gallery Christine Koenig & Franziska Lettner. Вена. Австрия
1997 "Single works". Gallery Singel 74. Амстердам. Нидерланды
1996 "Ad Oculus". (Вместе с Антоном Ольшвангом). Институт театра. Амстердам. Нидерланды
"Since 1992 I don`t have enough space". Рум. Мальме. Швеция
"Больше шоколада". (Вместе со Стефеном Шанабруком). L-Gallery. Москва. Россия
1995 "Про Порции". Русский Музей. С-Петербург. Россия
Abdruecke. (Вместе с Антоном Ольшвангом). Art 5-III Gallery Inge Herbert. Берлин. Германия
"Zeichnungen Der Moscauer Szene". Hohental & Littler Gallery. Мюнхен. Германия
1994 "Anton Olshvang. Olga Chernysheva". Krings-Ernst Gallery, Кельн,Германия
1993 "Антон Ольшванг. Ольга Чернышева". Музей кино, Москва
"Olga Chernysheva". Krings-Ernst Gallery, Кельн, Германия
1992 "Ольга Чернышева". Галерея 1.0, Москва

Избранные групповые выставки:
2004 Международная ярмарка "Арт-Москва". (в рамках "Черно-Белого проекта" Крокин галереи). ЦДХ. Москва
2003 SFIAE. Сан-Франциско. Стенд Крокин галереи. США
"Un Quintet Pour Demain". Галерея Клода Бернара. Париж. Франция
2002 "San Francisco International Art Exposition". Стенд Крокин галереи. Сан Франциско. США
"5x5=25". Galerie Gmurzynska. Кельн. Германия
"Contributions from Venice Biennial 2001". Charlottenborg. Exhibition Hall. Копенгаген. Дания
"De Moscou". Le quartier сentre в`art сontemporain de Quimper "Yeans". Гетеборг. Швеция
"Арт-Москва". Стенд Крокин галереи. ЦДХ. Москва. Россия
"Art Chicago". Стенд Крокин галереи. Чикаго. США
"FIAC". Стенд Крокин галереи. Париж. Франция
2001 "ARCO". Стенд Крокин галереи. Мадрид. Испания
"Арт-Москва". Стенд Крокин галереи. ЦДХ. Москва. Россия
"Art-Chicago". Стенд Крокин галереи. Чикаго. США
"Milano. Europe 2000". Милан. Италия
"L`anonyme". Rencontres internationales de la photographie. Арль. Франция
2000 "Динамичные пары". Манеж. Москва. Россия
"Inversed Perspectives". Edsvikkonstochkultur. Соллентуна. Швеция
"В ожидании чуда". В рамках Московской фотобиеннале. ЦДХ. Москва. Россия
"Remy Zaugg: portrait d`un ami, Jean-Paul Jungo". Musee cantoral des beaux-arts . Лозанна. Швейцария
"Художник в городском музее". Проект в Ботаническом саду. Санкт-Петербург. Россия
"Intelligenz der hand". Зальцбург (Куратор Peter Weiermair). Австрия
"Авто-Мобиль". Политехнический музей. Москва. Россия
"Сериалы". Манеж. Москва. Россия
Выставка в Центре современного искусства. Милан. Италия
"San Francisco International Art Exposition`00". Стенд Крокин галереи. Сан-Франциско. США
"Art-Paris". Стенд Крокин галереи. Париж. Франция
"Личный взгляд". Третьяковская галерея. Москва. Россия
"Память тела". Петропавловская крепость. Санкт-Петербург. Россия
1999 "Armoury show". Галерея Christine Koenig & Franziska Lettner. Нью-Йорк
"Der kleine Hans". Галерея Christine Koenig & Franziska Lettner. Вена. Австрия
"Aкт 99". Австрия-Москва. Galerie der universitat fur gestaltung. Galerie Maerz. Линц. Австрия; Манеж. Москва. Россия
"Вдохновение легкости". Московский Центр искусств "На Неглинной"
1998 "After the orgy". Smart project space. Амстердам. Нидерланды
II Московская международная фотобиеннале. Манеж. Москва. Россия
"Democracy show". Gate foundation. Амстердам. Нидерланды
"Lengte. Breedte en diepte". De Gele Rijder. Aрнем. Нидерланды
"Фотография". Галерея Singel 74. Амстердам. Нидерланды
"Aufbruch - die neue russische fotografie". Kulturabteilung Bayer. Леверкузен. Германия
"Medialization. Edsvikkonstochkultur". Соллентуна. Швеция; Eesti Kunstimuuseum. Таллинн. Эстония
"Фауна". Малый Манеж. Москва. Россия
1995 "Kunst im verborgenen. Nonkonformisten Russland 1957-1995". Коллекция современного искусства Музея-заповедника "Царицыно". Wilhelm-Hack Museum, Людвигсхафен-на-Рейне; Documenta-Halle, Кассель; Staatliches Lindenau Museum, Альтенбург, Германия Kraftmesse. Kunstlerwerkstadt Lothringerstrasse, Мюнхен, Германия
"I don`t actually have to go". Lumen Travo Gallery, Амстердам, Нидерланды
"in Moskau... in Moskau...". Badischer Kunstverein. Карлсруэ, Германия "Interregnum". Kunsthalle Nurnberg, Нюрнберг, Германия
1993 "Prospekt`93". Франкфурт-на-Майне, Германия "Kontext Kunst 90". Kunstlerhaus, Грац, Австрия "Watt. Witte de With". Роттердам, Нидерланды "Exchange/Обмен". Москва
1992 "a Mosca... a Mosca...". Villa Campoleto, Ercolano; Galleria Comunale d`Arte Moderna, Болонья, Италия
"Festival of Moscow Contemporary Art". Хельсинки, Финляндия
"New Works". Storm Gallery, Амстердам, Нидерланды "Пейзаж". Галеpея "Велта", Москва
1991 "Weight and Madness". Galeria Fernando Duran, Мадрид, Испания
"Приватные занятия". Центр современного искусства. Галерея 1.0, Москва
"In de USSR en Erbuiten". Stedelijk Museum, Амстердам, Нидерланды
"In Vacio /In Emptiness". Auditorio de Galicja, Сантьяго-де-Компостела, Испания
"Hinderloppet". Томилилла, Швеция
"Эстетические опыты". Музей-усадьба Кусково, Москва "Новеченто". L Галерея. ЦДХ, Москва
"V izbah/В комнатах". Dom kultury, Братислава, Словакия
 

 Автор о себе 
 
 

 Критика 
 
Чернышеву иногда обвиняют в том, что ее "торты" (объекты, имитирующие шедевры кулинарного искусства) повторяют то, что уже было сделано Ольденбургом или Косолаповым. Это обвинение абсурдно: в ХХ веке как никогда формальное сходство не означает ровным счетом ничего. Художница могла бы работать с этим сходством, но ее явно не интересуют исторические ссылки и работа с чужим искусством. Незнание пока что ей помогает, а не вредит. Она не анализирует некие данности (скажем, чужие идеи), а разрабатывает собственные проекты. Сейчас, оставив кондитерскую тему (которая сделала ее известной), Чернышева вполне доказала, что является художником жеста, а не материала. Поскольку ей важен именно жест, она не испытывает недостатка в материале. Его может доставить любая бытовая инспирация - но, как правило, не искусство.
Трудно вычислить правила, по которым она строит свои работы. Их общность состоит в жесте оживления - но не умерщвления, проглядываемого в любой редукции. Ее линия поведения в искусстве - анимация (может быть, когда-нибудь ей придет в голову заняться и этим). Книги обретают пиджаки с рукавичками, фотографируются животные в позах людей, делается выставка в память о грибах, которые стало опасно есть (не осуществлено в силу неактуальности, так как все равно едят), или же выставка "вокруг" анонимных исполнителей художнических работ (пока не осуществлено тоже). Последний пример демонстрирует смысл ее действий - индивидуализацию стандартного. Ее торты при всей их симулятивности тоже были персонализированы вложенным ручным трудом, рукоделием (дистанцированным, "cool"). Увеличенные иллюстрации из кулинарной книги (большого и самого известного ее проекта) онтологизированы осторожно проинтонированными в них ассоциациями с "днями творения", с космогоническим творчеством без образцов и референций. Максимально возможная аутентичность и своеобразная "правда" свойственны работам Чернышевой, даже откровенно имитативным: о своем объекте-торте она с гордостью хозяйки говорила "это - слоеный". Он и правда прослоен, а с другой стороны, полностью соответствует не только структуре кондитерского изделия, но и родовым признакам живописи, ибо выполнен в технике "холст, масло". Аутентичность творческого жеста является, однако, не только ее орудием, но скорее ее темой, предметом индивидуального мифа, лишенного инфантильного эгоцентризма личной мифологии. Это касается упомянутого проекта "вокруг кулинарной книги", в котором ремесло кондитера выступает метафорой искусства. Это ремесло есть созидание по преимуществу, созидание из бесформенной материи хаотичного теста; с другой стороны, творчество это не свободно, так как личная инвенция в нем ограничена "каноном", рецептом, который нельзя обойти без риска испортить конечный результат. Кондитерское искусство у Чернышевой - искусство "до свободы творчества"; ее собственные произведения - искусство "после" такой свободы, оперирующее цепью репродукций и отражений. В центре этого проекта - чисто утопическая идея абсолютного творчества, недостижимая и в прошлом, и в настоящем и существующая лишь в фантазмах кондитера, пораженного манией величия. И хотя Чернышева отнюдь не является таким кондитером, все же она не упивается невозможностью творчества, мазохистским осознанием ничтожности своего искусства и созерцанием потерь эстетической власти. Ее поиск "другой" креативности можно было бы связать с феминистским дискурсом. Здесь замечу одно: несмотря на то, что ход ее мышления ни в одном проекте не эксплицирован и она всегда оперирует некоей завершенной целостностью проекта, скрывающего в себе свои ключи (а не раскрытой фрагментарностью отдельного произведения), несмотря на принципиальное не-употребление ею вербального кода, искусство ее ни в коем случае не воспроизводит мифическую модель "женской", до-текстуальной рукодельной креативности. Ее работы - не только "после творчества", но и "после текста". Е.Деготь. "Ольга Чернышева".- Сегодня, 1993, 11 сентября

Ольга Чернышева не ограничивается только живописными практиками, она успешно работает с фотографией, видео, делает инсталляции. Это наиболее "западный" художник на московской художественной сцене. Западный и по кругу проблем, ее волнующих, и методом интерпретации явлений. Ее творчество легко укладывается в феминистский дискурс. Слегка отстраненно, с почти буддийским спокойствием она исследует окружающую действительность в самом обыденном течении жизни с той лишь поправкой, что ее "незамутненный" взгляд вычленяет из повседневного быта именно те реалии, которые ближе всего женскому восприятию. Отношения матери и дочери, проблемы памяти, метафорические ассоциации – фокус ее внимания. Превращение обыденного в метафорическое с легкой иронией и безусловным любованием фиксируют ее фото и видеокамера, кисть и карандаш. Первоисточником одной из самых эффектных живописных серий середины 90-х послужила "Кулинарная книга" – пособие для домохозяек сталинского времени. Однако, абсурд материала, который выявил метод "фотоувеличения", выглядит на чернышевских полотнах метафорой создания новой жизни. Руки, замешивающие тесто, ассоциируются с семью днями творения, давшими жизнь на Земле. Она далека от анализа социума – скорее фиксирует, далека от углубления в бездны самокопания – лишь слегка обозначает, не давит, не дает жестких оценок. Ольга Чернышева, при всем разнообразии ее интересов, всегда блистательно позитивна. Философская отстраненность, склонность скорее к наблюдению, чем анализу, мягкая тональность ее трактовок и позволяют соотносить ее творчество скорее с западным, точнее, европейским контекстом актуального искусства, нежели с жесткими, порой драматическими и аналитическими по своей сути московскими художественными практиками. Не случайно Чернышева довольно долгое время жила в Голландии, где ее творчество было востребовано и принималось с большим успехом.
Елена Селина

"Ольга Чернышева – художник долгого взгляда, скользящего сквозь наше аморфное пространство и вдруг замирающего на отдельных объектах, в нем возникающих. Под этим взглядом объекты начинают говорить. Речь их безмолвна, но многозначительна. Она всасывает взгляд и рвет его непрерывность на куски, оборачивающиеся произведениями искусства, pieces of art. Так произведения, будучи только фрагментами общей жизни, аккумулируют в себе ауру тотального пространства. Именно это делает их, несмотря на предельную обыденность, нездешними. Лучшие фотографические серии и видеофильмы Ольги Чернышевой именно об этом, об особенной странности повседневного, о порциях света, отдаваемых изображениям людьми и вещами.."
Владимир Левашов 2006
 

 Библиография 
 
 

* - Информация предоставлена Центром Современного Искусства Сороса, Москва.

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO