Произведения:      Нажмите здесь   
  Чуйкова Мария Михайловна 

 Биографические данные 
 
1960 родилась в Москве
1979-85 училась в МАРХИ (факультет градостроительства)
с 1987 ринимает участие в деятельности Инспекции "Медицинская герменевтика"
с 1989 лен Международной Федерации художников
с 1993 дна из основателей культурологической художественной лаборатории (совместно с О.Зиангировой и Н.Каменецкой) в Российском Государственном гуманитарном университете
 

 В каких собраниях работы 
 
Загородный музей МАНИ(Московский архив нового искусства), Московская область
Музей современного искусства, Одесса
Galerie Krings-Ernst, Кельн, Германия
Galerie Grita Insam, Вена, Австрия
C.Jolles, Цюрих, Швейцария
 

 Участие в выставках, аукционах 
 
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ (совместно с О.Зиангировой и С.Ануфриевым)

1993 "Аква Вита". Музей современного искусства, Одесса
1994 "Mentale Landschaften Russlands". Galerie Parzival, Берлин, Германия
"Auf der Such nach neuen "Nervi rerum". Sprinkenhof, Гамбург, Германия
1995 "Пассажирский узел" (в рамках проекта "Аква Вита"). Музей современного искусства, Одесса
1996 "10 лет Клубу Авангардистов". Пересветов пер., Москва (каталог)

ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ

1987 Первая выставка Клуба Авангардистов (КЛАВА). Пересветов пер., Москва
1989 "Дорогое искусство". Дворец молодежи, Москва
1990 "Туда - Сюда". Пересветов пер., Москва
"За культурный отдых". "Каширка", Москва
"Шизокитай". КЛАВА. Выставочный павильон на Фрунзенской набережной, Москва
1991 "MANI Museum - 40 Moskauer Kunstler im Frankfurter Karmelitenkloster". MАНИ. Франкфурт-на-Майне, ФРГ
"Посещение". Пересветов пер., Москва
1992 "Нулевой Аркан". ЦДХ, Москва
"Сердца четырех". ИСИ. Дом офицеров, Москва
"Малевич-центр в Палеонтологическом музее". Палеонтологический музей, Москва
1993 "Творчество счастливых снов". Российская Академия художеств, Москва
"АРТ МИФ 3". Манеж, Москва
"After Perestroika: Kitchenmaids or Stateswomen". ICA, Монреаль, Канада
1994 "Architektur der Ideen". Kunsthaus, Гамбург, Германия
1995 "Апокалипсис". Российский Государственный гуманитарный университет, Москва
"Работница-2". L Галерея, Москва
Совместно с группой "Инспекция Медицинская Герменевтика" 1989 "Три ребенка" (Каталог "Мертвые дети на дороге не валяются"). Галерея Младых, Прага, Чехословакия 1990 "Orthodoxe Ablutschungen-Umschlаge und Abschlusse. Zwei Installationen der Gruppe MH". Kunsthalle, Дюссельдорф, Германия
1991 "Military Life of Small Paintings". Krings-Ernst Gallery, Кельн, Германия
1992 "Blickwinkel: Das Sakrale in der UdSSR". Grita Insam Gallery, Вена, Австрия "Switzerland+ Medicine". Shedhalle, Цюрих, Швейцария
"19-91". Walcheturm Gallery, Цюрих, Швейцария 1993 "Switzerland + Medicine". Swiss Institute, Нью-Йорк, США
"Golden Icons and the Black Line". Kunstverein Hamburg, Гамбург, Германия
1994 "Мы ваш дедушка!". Raum der Inspection Medizinische Hermeneutik festival "Europa 94", Мюнхен, Германия
"Illumination in the Tower". Galerie Inge Baecker, Кельн, Германия
"PARAMEN". Galerie Grita Insam, Вена, Австрия
"Процессии". Human Space Art Center, Милан, Италия
1996 "В гостях у сказки" (куратор О.Саркисян). ЦСИ, Москва (каталог)
"Белое окно" (совместно с группой Медицинская герменевтика). Felolafig, Германия
"10 лет Клубу Авангардистов". Пересветов пер., Москва (каталог)
1997 "Экология пустоты". ИСИ, Москва
"Второй пункт". Культурный Центр "Феникс", Москва
"Koln Messe". Gallery Hohnthal und Bergen, Кельн, Германия
"Реконструкция последнего проекта художника А.Благова" (автор М.Перчихина, куратор Н.Палажченко). Галерея "Spider & Mouse", Москва

КУРАТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ

1993 Международная конференция "Постмодернизм и национальные культуры". ГТГ, Москва
Семинар "Прощание времен". РГГУ, Москва
Круглый стол "Женщины и бизнес в культуре". РГГУ, Москва
1995 Международная конференция "Гендер. Смена культурных парадигм". РГГУ, Москва
"Апокалипсис" (выставка-конференция). РГГУ, Москва
"Пассажирский узел" Кристофа Рауха (Гамбург). ЦСИ, Москва
1996 "Границы интерпретации". РГГУ, Москва Конференция "Границы интерпретации в гуманитарном и естественнонаучном знании" (организатор). РГГУ, Москва
1997 "Второй пункт". Составитель каталога (совместно с В.Погодиной). Культурный Центр "Феникс", Москва 1998 "Евроремонт". Выставочный зал в Культурно-историческом центре "Славянский", Москва

ВИДЕОПЕРФОРМАНСЫ (совместно с О.Зиангировой)

1990 "Возвращение первоначального порядка". Донской монастырь, Москва
1993 "Фундамент". Одесса
1995 "Уровни". "Цепь". Одесса

 

 Автор о себе 
 
Интересы нашей группы сосредоточены на зонах пересечения искусства и науки, гуманитарного, естественного и точного знания. Функционируя на стыке научно-исследовательской деятельности и художественной практики, свою творческую деятельность мы склонны рассматривать как экспериментально-лабораторную, помогающую нам сформулировать наши дискурсивные построения.
Процессы, происходящие в современном искусстве, во многом являются манифестацией пост-модернистского дискурса, объявившего само искусство частью рынка. Они поэтому имеют тенденцию ко все большей зрелищности, близкой к карнавальной, оттесняя на второй план остальные функции. Эта легковесная и поверхностная направленность искусства последних лет и заставила нас обратить свой взгляд в иную, противоположную своей серьезностью, конкретностью и фундаментальностью, область - область естественных и гуманитарных наук.
Наиболее актуальным из происходящих в ней процессов нам показался процесс их сближения, слияния разных направлений, образования на основе этого новых отраслей, обладающих более широким интегральным лучом зрения, к примеру таких, как синергетика и прикладная лингвистика. Однако, совершенно очевидно, что должны произойти колоссальные изменения в мировоззрении ученых, чтобы этот процесс объединения наук, в том числе естественных и гуманитарных, стал доминирующим.
Каждая из них является замкнутым миром со своей специальной терминологией, никак не рефлексирующим относительно себя с обще-культурных позиций.
Осуществив серию художественных и выставочных экспериментов, мы нашли весьма плодотворным метод погружения отдельных научных версий в пространство современного искусства и использования его языка для выявления новых и порой совершенно неожиданных концептуальных решений.
Такой метод совмещения двух способов описания существующего мира - рационально-логического и художественно-образного - с нашей точки зрения является вполне закономерным и весьма перспективным. С одной стороны, он может катализировать интеграционные процессы в науке, а с другой, выявить креативные тенденции в современном искусстве.
В процессе художественной деятельности нам уже приходилось обращаться к разным научным отраслям, как к естественным, так и гуманитарным - математике, теоретической физике, информатике, структурной лингвистике, палеонтологии, археологии и геологии. Среди осуществленных работ - объект "Письмо счастья", в котором был использован принцип геометрической прогрессии, позволивший ввести в текст новые параметры.
В инсталляции "Магнитный монополь" (галерея "Беляево") основой является гипотеза теоретической физики о магнитных полюсах.
В последнее время мы работаем над международным проектом "Геологическая мифология", который будет включать в себя серию выставок в разных странах. В этих инсталляциях на смысловом и визуальном уровнях будут проведены параллели между "ментальным" и геологическим ландшафтами данной страны, т.е. специфические особенности менталитета людей, населяющих конкретную местность, будут сопоставляться нами и парадоксальным образом накладываться на ее физические, геологические условия с помощью языка современного искусства.
Мы с удовлетворением обнаружили, что наша деятельность вызывает интерес с обеих сторон - как ученые, так и художники и искусствоведы весьма заинтригованы возможностью проникновения в прежде им недоступные зоны функционирования друг друга.
Как подтверждение этого Российский гуманитарный университет предложил нам организовать под своей крышей экспериментальную культурологическую лабораторию. В планы лаборатории в настоящий момент входит организация международных семинаров и конференций, выставочная деятельность. Мы надеемся, что на стыке, сочетании разных областей - искусства, науки - обнаружатся неожиданные ракурсы известных тем, новые решения вопросов, освещения проблем.
 

 Критика 
 
Мне интересно, что вы делаете, потому что мы, в некотором смысле, по разные стороны по отношению к искусству, но явно присутствует какая-то граница, где мы взаимодействуем, общаемся, так как ваши проекты предполагают некую прозрачную пленку на этой границе. Эти проекты не только пространство, но и плоскость, но эта плоскость - часть другого пространства, и они между собой как-то соединяются, а вы принадлежите и тому и другому. Вы внешне нейтральны, а на самом деле заинтересованы в другом: сохраняя все нейтральные признаки концептуализма, подразумеваете и присутствие каких-то других пространств. При следовании концептуальной традиции у вас происходит "втягивание" других - и научных и художественных концепций. Концептуализм ограничивается лингвистическими рамками, той идеей, что все - в языке. Идеей саморазвития языка, того, что все - через язык. Но помимо языка есть еще энергия, а помимо знаков языка есть еще промежутки, и они-то очень важны. Мне кажется, что вы работаете с этой промежуточной зоной, с этой энергией. Но вы работаете с ней так же как и с языковыми объектами, и колеблетесь, смещаясь в ту или иную сторону, хотя все-таки отдаете предпочтение языковым формам работы с энергитическими.
Я, находясь по другую сторону двери, не все понимаю, может быть, но всегда пробую находиться в диалоге. Мне кажется, что вы находитесь на поверхности собственного опыта, откуда можно нащупать не только пространство вовнутрь, но и пространство в неизвестное, в то, что еще только развивается.
Кроме того, ваши проекты важны тем, что они открыты для других, и в них можно пытаться что-то вписывать свое. И это даже предполагается - там оставлены пустые строчки, графы, которые, может быть, заполнят другие, и таким образом, произойдет наращивание новых возможностей.

В. Аристов
 

 Библиография 
 
Нет данных
 

* - Информация предоставлена Центром Современного Искусства Сороса, Москва.

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO