-
- Настоящее имя Папикьян Роберт Татевосович.
Родился 9 апреля 1937 года.
В 1966 году окончил Московский университет, факультет журналистики.
С 1961 года - член Союза журналистов.
С 1969 года - член Московского комитета художников-графиков. С 1990 года - член Международной федерации художников, профессионально-творческого Союза художников России.
-
-
- Работы находятся в Государственной Третьяковской галерее,
Государственном музее искусств Востока,
Центре русской культуры,
Государственном музее керамики и усадьбе VIII века Кусково,
Музее современного искусства,
Государственном музее коневодства в Москве,
Киевском музее русского искусства,
Областном художественном музее в Иваново,
Пензенской областной картинной галерее им. А.А.Дейнеки,
Рязанском областном художественном музее,
Воронежском областном музее изобразительных искусств,
Тульском областном художественном музее,
Волоколамском историко-архитектурном музее,
Щебекинском историко-художественном музее,
Липецком областном краеведческом музее,
Городском краеведческом музее и Культурном центре "Лига" в Коломне,
Тверской картинной галерее,
Муниципальной картинной галерее г.Волжского,
Челябинском и Свердловском отделениях Российского фонда культуры,
Национальной картинной галерее Республики Коми в Сыктывкаре,
Международном музее Наива им. А.Жарковского в Ницце во Франции,
Русском центре культуры имени А.С.Пушкина в Париже,
в частных коллекциях России, США, Франции, Германии, Кипра, Канады, Израиля, Италии.
-
-
- 1991 Выставка "Малая Грузинская,28 ". Центральный выставочный зал "Манеж". Москва;
1992 Групповая выставка. Малая Грузинская, 28. Москва;
1992 Выставка "Мир религии". Малая Грузинская, 28. Москва;
1992 Международная выставка. Верона. Италия;
1992 Международная выставка в связи с проведением 13 Генеральной Ассамблеи и Всемирного Конгресса Международных Ассоциаций Искусств. Национальный музей. Сеул;
1992 Выставка-аукцион "Рассветы России". Москва;
1993 Персональная выставка. Центральный Дом художника. Москва;
1994 Персональная выставка. Галерея "Нагорная ". Москва;
1994 Персональная выставка "Рай, который мы потеряли". Центральный Дом художника. Москва;
1994 "20 лет бульдозерной выставке". Москва;
1994 Аукцион "ЮНЕСКО-Чернобыль". Париж;
1995 Выставка "20 лет спустя". Гоголевский бульвар, 10. Москва;
1995 Персональная выставка. Галерея "Чертаново". Москва;
1995 Персональная выставка. Центр русской культуры. Москва;
1995 V Московская художественная выставка "Золотая кисть". Москва;
1995 VIII художественная манифестация "Художники и Открытия". Ницца. Франция;
1995 Персональная выставка в Berre-Les-Alpes. Франция;
1995 Персональная выставка. Центральный Дом художника. Москва;
1996 Выставка "Ретро русского авангарда". Ницца. Франция;
1996 Выставка "20 лет Малой Грузинской, 28". Гоголевский бульвар, 10. Москва;
1996 Выставка. Международный музей наивного искусства. Ницца. Франция;
1996 Персональная выставка. Государственный музей керамики. Усадьба VIII века Кусково. Москва;
1996 Персональная выставка. Культурный центр "Лига". Коломна. Россия;
1996 Выставка, посвященная дням Индии в Москве. Дом дружбы с народами зарубежных стран. Москва;
1996 Персональная выставка "Романтические фантазии". Рязанский областной художественный музей. Россия;
1996 Персональная выставка "Диалог с природой". Тульский областной художественный музей. Россия;
1996 Персональная выставка. "Франция. Испания. Россия". Воронежский областной художественный музей. Россия;
1997 Международная выставка. "Золотая кисть". Центральный дом художника, Москва;
1997 Персональная выставка. Международная федерация художников. Москва;
1997 Выставка в доме дружбы с народами зарубежных стран в честь Дня независимости Франции, Москва;
1997 Персональная выставка. Центральный Дом художника, Москва.
1998 Выставка "Фантазия, форма, цвет", Центральный Дом художника, Москва.
1998 Москва, Московский Art-Салон, Манеж-98
1999 Выставка наивных художников "Сады Эдема", Малая Грузинская, 28, Москва.
1999 "Импрессионизм Восточной Европы". Франтфурт на Майне, Германия.
2000 Арт-дуэт. Центральный Дом художника, Москва.
2000 Арарат и Ной. Галерея на Песчаной. Москва.
2000 Сад радостей земных. Центральный Дом художника, Москва.
2000 Натюрморт. Международная федерация художников. Москва.
2001 Ню. Международная федерация художников. Москва.
2001 Природа и творчество. Штаб-квартира ЮНЕСКО. Париж.
2001 Ритмы пластики. Центральный Дом художника, Москва.
2001 Осенние встречи. Центральный Дом художника, Москва.
-
-
- Куда же плывет наш Ковчег?
Библейская легенда повествует о том, что царь Соломон обладал волшебным кольцом, которое позволяло ему понимать язык животных. Но в этой легенде меня больше всего поражает то, что даже такой мудрец, как Соломон, пользовался талисманом, чтобы общаться с нашими "братьями меньшими". А что же тогда требовать от обыкновенного человека, который испокон веков смотрит на окружающую природу как на свою "продовольственную кладовую"!
Если заглянуть в Священное писание, то мы увидим, что Бог создал животный мир на пятый день Творения. А человека только на шестой! Сотворив человека, Бог дал ему право властвовать над животным миром. Властвовать, но не и с т р е б л я т ь ! Но человек забыл эту заповедь. И вся история человечества, это в общем-то Большое Сафари, это бесконечная Охота на все живое, на все двигающееся, летающее, плавающее, ползающее...
Эта беспощадная, Большая Охота уже привела к гибели тысяч и тысяч прекрасных, неповторимых видов.
Мы не ведаем, что творим, но ежечасно, ежеминутно, ежесекундно звонит Траурный Колокол по уже исчезающим, уничтожаемым прекрасным божьим созданиям...
Дети - наше будущее. Какими мы их воспитаем, такими они и войдут в будущее. Малыш из книги "Карлсон, который живет на крыше" мечтает иметь собаку. И миллионы других детей мечтают. Но мы покупаем им игрушечные танки, автоматы, компьютерные игры и куклу Барби. Уже продан почти миллиард кукол Барби! Мы просто не ведаем, что творим! Вместо живого, преданного, из плоти и крови, щенка, котенка, канарейки, хомячка предлагаем в друзья нашему ребенку пластиковую, бездушную куклу! БЕЗДУШНУЮ! Можно ли воспитать, культировать доброту, духовность в окружении бездушных предметов?
В Священном Писании сын Давидов, Екклесиаст, предупреждал о том, чтобы люди бережно относились ко всему живому, ибо ..."участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: те умирают, так умирают и эти, и едино дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом..." Св. Писание, 3, 18.
У меня написана работа - "Ноев Ковчег". Когда я писал ее, то размышлял: как удалось Ною спастись и сохранить животных? Только ли по доброте Господней? И я понял, что это было испытание Божье и спаслись Они благодаря Терпению и Терпимости.
Наша Планета Земля - гигантский Ковчег, плывущий в космическом пространстве, а мы, его пассажиры, до сих пор не можем понять: куда же он плывет, наш Ковчег? Куда же он плывет, и что у нас на пути - спасение или гибель?
А пока мы ищем ответ на этот вопрос, я живописую прекрасный божий мир населенный прекрасными божьими созданиями.
-
-
- У Роберта Папикьяна уже было фундаментальное гуманитарное образование и богатый опыт практической работы в журналистике, когда проснулась в нем страсть к живописанию.
Процессом приобщения к живописи стало самообучение. Оно оказалось интенсивным и творчески эффективным. Папикьян быстро прошел через реалистический период. Затем наступил период стилизации приемов народного искусства, но такого рода примитивизм не удовлетворил его. И только на стезе наивного искусства с его первозданностью архаического мышления и непосредственного самовыражения он обрел свою творческую индивидуальность.
И вот что в этом творческом самоопределении удивительно: одно дело - наивное мировосприятие действительно наивного человека и другое дело - прийти к первородным ценностям искусства из мира профессионально усвоенных эстетических предпочтений. Надо отдать должное художественной интуиции Папикьяна: он успешно прошел этот непреодолимый для многих творческий путь. Лучшие его "наивы" рождаются без оглядок на реальный аналог, а их философский подтекст - из внутреннего сострадания к человеку (жива душа!), из наивно-житейского мироощущения, а не из каких-либо классических текстов. Папикьян увлеченно творит на полотнах наивный рай, который - опять же наивно - противопоставляется неудавшимся попыткам установления рая земного. Не случайно его обращение к сюжетам, изображающим гармоничное сосуществование животных, как не случайно и его обращение к мотиву Ноева ковчега - этой наивной модели гармонии бытия.
В прошлом осталось пристрастие Папикьяна к многоплановым повествовательным "рассказам". В работах последнего времени больше сдержанности, многозначительного малословия. Спонтанность представлений как спутник наивного мировидения объясняет сюрреалистичность его композиций: отдаваясь во власть своих фантазий, он как бы "опускает" реальную логику связей, изображает необычные пейзажи, воспроизводит противостоящие принятым нормам ситуации.
Художнику нравится сам процесс писания картины, без чего, разумеется, феномен наивности его искусства не состоялся бы. Самозабвенная увлеченность процессом сотворения своих миров сказывается наличием добрых флюидов в образном строе его произведений. Любовное отношение к своим героям, ощущение радости творчества - все это формирует поэтичный интонационный строй живописных полотен Роберта Папикьяна.
Станислав Иваницкий, заведующий отделом советской и современной живописи Государственной Третьяковской галереи.
-
-
- Каталог международной выставки в Вероне, Италия, 1992;
Каталог 13 Генеральной Ассамблеи и Конгресса международной федерации искусств, Сеул, 1992;
Каталог персональной выставки в Центральном Доме художника, Москва, 1993;
"Сплошной примитив", газета "Московские новости" N 44-31-10-93;
Газета "Аргументы и факты" N 17, приложение "Москва", стр. 4, 1993;
"Приглашение на выставку. Душа расправляет помятые крылья", стр. 7, газета "Вечерняя Москва", 18 октября 1994;
Газета "Аргументы и факты" N 43(732), 1994;
Каталог персональной выставки в Центральном Доме художника, Москва, 1994;
Каталог выставки "20 лет Бульдозерной выставке", Москва, 1994;
Каталог аукциона "ЮНЕСКО-Чернобыль", Париж, 1994;
Каталог авторских работ до 1994 года, Внешторгиздат, Москва, 1994;
"Рай, который мы потеряли", журнал "Российский банкир", N 2, стр. 53-55, 1995;
"EXPO: des Russes...a gual", стр. 6, газета "Nice-matin", 10 октября 1995;
Каталог выставки живописи на Гоголевском бульваре "Двадцать лет спустя", Москва, 1995;
"Наивы, Роберта Папикьяна", журнал "Деловые люди", N 56, стр. 77, 1995;
"Авангардисты приглашены в Негреско", журнал "Лазурный берег",N 2(4), стр. 36-41, 1996;
"Коломна говорит "о ревуар", "Подмосковные известия" N 132, 18 июля 1996;
"Наивный художник с Малой Грузинской", газета "МК", Тула, 13 ноября 1996;
"Потерянный рай Роберта Папикьяна", газета "Тула субботняя", 9 ноября 1996.
-
Запрос дополнительной информации о художнике
© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO