Произведения:      Нажмите здесь   
  Зубенко Юрий Степанович 

 Биографические данные 
 
Родился 26 апреля 1959 года в Кагуле, Молдавия.
С 1970 по 1977 учился в Республиканской средней специальной художественной школе им. И.Д. Виеру (г.Кишинев).
С 1977 по 1983 учился в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова (мастерская Тутеволь К.А.).
С 1985 по 1987 - стипендиат Союза художников СССР.
С 1988 - член Союза художников СССР.
С 1991 - член Московской Ассоциации художников монументально-декоративного искусства Московского Союза художников.
 

 В каких собраниях работы 
 
Работы находятся в МК СССР, АХ СССР, МК РФ, СХ СССР,
Государственном художественном музее Молдавии,
коллекции д-ра Хомзеля (Билефельд, Германия),
д-ра Вицера (Гютерслоо, Германия),
фирме "GSP Honsel", "Wehmeier GMBH & CO", "Wilhelm Honsel GMBH" (Билефельд, Германия),
а так же в собраниях коллекционеров США, Австрии, Бельгии, Ирландии, Финляндии, Польши, Югославии, Норвегии.
 

 Участие в выставках, аукционах 
 
Более 45 выставок (всесоюзных, республиканских, международных).
1984 "Молодые Советские художники". Берлин. Дрезден;
1993 "Авангард в искусстве и технике". Билефельд. Германия. Организована галерей "Шумахер", фирмами "Веймаер унд каструп ГМБХ", "ГПС Хонзель ГМБХ & КО", "Русалка". Москва, представительством фирмы "Фольксваген". Билефельд;
1994 "Продолжение". Галерея "Русская коллекция". Москва;
1995 Выставка-симпозиум "Доберицер Хайде. 2 года тишины". Берлин. Фалькензее. Германия.
 

 Автор о себе 
 
Безусловно, каждый элемент природы совершенен сам по себе и прекрасно существует в ней независимо от человека. Природа сама создает и регулирует свое Состояние, Качество и Количество. Чудо создается без участия человека, а часто и вопреки ему. Но. Как только Человек (в данном случае Человек-Художник) поднимает камень с Земли и отрывает его от Земли, лишив его таким образом естественного состояния, - возникает прецедент Акта Творчества (через философское осмысление сделанного). Это очень важный момент начала новой "жизни", "жизни", данной ему человеком и для человека. Далее Камень трактуется как "сгусток Времени", "сгусток Культур", "сгусток Эмоций" и т.д. В связи с "археогенным багажом" Человека-Художника - он получает дополнительную эмоциональную, пластическую нагрузку и трактовку. Если говорить о Камне, то нет на земле более древнего материала. Никакой другой Природный Элемент не содержит в себе такого емкого историко-энергетического потенциала. Поэтому Человек-Зритель, рассматривающий Камень, подсознательно ( в силу своей интеллектуальной и эмоциональной культуры) чувствует прикосновение к Сверхматерии, Архиматерии, на основе чего и возникает Переживание и Осмысление рассматриваемого им произведения искусства. Художник, работающий с таким Материалом, становится, возможно только на миг, - Праотцом, Прабратом, Праобразом древнего материала (осознавая себя таким же Элементом Природы) и на равных сосуществует с ним во время творческого процесса. Тут возникает та плавь между Человеком и Природой, то понимание и ощущение себя как части Природы, такой же, как и остальные ее элементы. Круг замкнулся. Далее, в силу своих профессиональных возможностей, Художник трактует историко-культурную среду предмета как сверхдревнюю Материю, как диалектическую часть этой среды. Каждая вещь трактуется как "моделирование" жизненной ситуации, рассказа о жизни, мыслей о жизни. Каждая вещь, это - как вопросы Природы и Художника, так и ответы на вопросы Природы и Художника. В то же время, сам по себе Материал является носителем уникальной пластическо-эмоциональной Информации. Рассматривая его, можно "читать" его жизненную Историю и Философию, структурную Организацию, долгое время находя отзвуки в своем личном понимании предмета, и лишь "выслушав" его таким образом, и незначительно изменив его "лицо" (если это необходимо), дать ему следующую жизнь, почти не тронув его, а лишь в соответствии со своей мыслью и чувством - пополнить его Новым, а может быть и Старым, содержанием.
 

 Критика 
 
Зубенко Юрий. Это молодой художник, не вписывающийся ни в официально поддерживаемую линию "молодежного искусства", ни в групповые структуры, сформированные в "неофициальном искусстве" предшествующего периода. Это новая зарождающаяся линия в современном искусстве. Обращаясь к западным аналогиям и к принятым терминам, этот художник наиболее сопоставим с линией "индивидуальной мифологии", с искусством "нового образа", с трансавангардом. Хотя, наблюдаемые приемы и язык письма молодого художника не дают повод для прямого отождествления с языком художников Запада, речь идет скорее о совпадении на уровне общей культурной проблематики: принцип свободной эклектики и новая игра со словарем живописи, взаимообратимость концепции и образа в процессе артистичного мифотворчества. Представленного художника можно отнести к неофигуративным течениям современного искусства. Не порывая окончательно с изображением, с языком живописи и картины, он вместе с тем позволяет себе независимое обращение с этими, заимствуемыми у прошлого материалами, подвергает прием письма и арсенал образов свободной реинтерпретации, смешивая, казалось бы, несовместимые данности до стадии нерасчленимого индивидуального "сплава". Преобладает новая картина. Здесь отсылы к уже виденному - к культурной памяти-присутствуют в виде беглых, ускользающих намеков, которые лишь усугбляют неодназначность, множественность прочтений при контакте с таким искусством.
Переосмысливая пространство живописи, Юрий Зубенко обращается к нетрадиционным материалам. В его работах основой служит дерево. Это живопись без красок, где скупыми средствами он говорит многое о многом. Большая строгость средств не снижает присутствия магии, ритуальности, загадочности, заложенной в образ среды и в секреты авторской технологии исполнения.
В своей тактике эклектических смешений и радикальных смещений этот художник предпочитает использовать взрывоопасные, трудноуживающиеся смеси, составы, ингридиенты, не опасаясь подорвать изнутри все устои пластических ценностей и застарелые негласные каноны "хорошей живописи", размыть иерархию и систему отсчета.
Проводимый им эксперимент дает возможность проследить зарождение мифа и его смерть, его проступающие и исчезающие следы. Исследуется латентная мифология, опосредованно дающая о себе знать и в искусстве и в повседневном опыте. Художника занимает обратимость мифа в его исторических перевоплощениях, Миф и Архетип высвечиваются в их качественной амбивалентности, неоднозначности, многоуровневости, имея в виду в равной мере сакральные и профанные, элитарные и китчевые эманации часто одной и той же архетипической структуры, учитывая, что исходная матрица не показуема, по сути ее нет вообще - есть лишь веер неисчерпаемых вариаций, смена "масок", ветвление структуры без центра и цели. Ведь именно на уровне мифопоэтики возможна совместимость казалось бы несовместимых начал и сил, возможно обнаружение непрерывности в извечной игре знака со смыслом, идеи с образом, мысли с чувством, игре, где расходящееся сходится, а вечная изменчивость несет в себе изменчивый подвижный образ Вечности.

Алма Трощенкова. Искусствовед "Восточная галерея". Москва, 15 сентября 1994 г.
 

 Библиография 
 
Более 25 публикаций в журналах и газетах России и Германии.
Журнал "Bielefeld Live", С.42-43, 1993;
Газета "Neue Westfalisce", 25.09.93;
Газета "Westfalen Blatt", С.7, 24.09.93;
Газета "Bielefelder Zeitung";
Газета "Bielefelder Spiegel", N 19, 1993;
Газета "Neue Nauner Rundschau", 16.09.95, 30.09.95;
Газета "Blickpunkt", 1.11.95;
Газета "Gulf Daily News", 10.06.94.
 

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO