Произведения:      Нажмите здесь   
  Ненастина Елена 

 Биографические данные 
 
Родилась в г. Каменск-Уральский в 1958 году. В 1977 году закончила Московское училище декоративно-прикладного искусства (бывшее им. М.И.Калинина) по специальности художник по кружеву. Работала художником на фабрике "Елецкие кружева". Не прекратила заниматься кружевом до сих пор. В 1986 году закончила Московский полиграфический институт. Работает в области оформления книги. Сделала иллюстрации к книгам Набокова, Бунина, Волкова и др. Основное увлечение - живопись, графика.
 

 В каких собраниях работы 
 
Кружевные работы находятся в музеях Липецка, Ельца, Санкт-Петербурга.
Живописные и графические работы находятся в Липецком музее декоративно-прикладного искусства, Кванжу Сити Арт Музеум в Сеуле, Липецкой областной картинной галерее, Елецкой картинной галерее, в частных собраниях в России, Франции, Германии, Австрии, Швейцарии, Испании, Японии, Южной Кореи, Бельгии.
 

 Участие в выставках, аукционах 
 
1988 Выставка графики. Прага;
1991 28-й международный Арт салон d`Antoni. Франция;
1997 Московский международный Арт Салон. Центральный выставочный зал "Манеж". Москва;
1997 Выставка. Кехем. Кельн. Германия;
1997 Групповая выставка. Москва;
1998 Московский международный художественный салон "ЦДХ 98";
Центральный Дом художника. Москва;
1998 Выставка. Кехем. Кельн. Германия;
1998 Групповая выставка. Москва;
1998 Выставка. Кванжу. Сеул;
1998 Московская международная художественная ярмарка "АРТМАНЕЖ 98". Центральный выставочный зал "Манеж". Москва;
1999 Групповая выставка. Москва;
1999 Московский международный Арт Салон. Центральный выставочный зал "Манеж". Москва;
1999 Выставка. Женева. Швейцария;
1999 Выставка. Нюрнберг. Германия;
1999 Выставка. Галерея "Грааль". Москва;
2000 Московский международный Арт Салон. Центральный выставочный зал "Манеж". Москва;
2000 Московский международный Арт Салон. Центральный выставочный зал "Манеж". Москва;
2000 Групповая выставка. Москва;
2000 Выставка. Галерея "Лез Ореад". Москва;
2000 Московская международная художественная ярмарка "АРТМАНЕЖ 2000". Центральный выставочный зал "Манеж". Москва;
2001 Московский международный Арт Салон. Центральный выставочный зал "Манеж". Москва;
2001 Групповая выставка. Москва;

Персональные выставки:
1992 Елец. Россия;
1993 Москва;
1994 Липецк. Россия;
1998 Серпухов. Россия;
2000 Центральный Дом художника. Москва;
2000 Галерея "У Яра". Москва;
2001 Штаб-квартира ООН. Женева. Швейцария;
2001 Информационный центр ООН. Москва;
2001 Студия авторского телевидения. Москва.
 

 Автор о себе 
 
Нет данных
 

 Критика 
 
Легкое дыхание Лены Ненастиной.
Помните, у Макса Фриша в «Назову себя Гантенбайн» схему взаимоотношений главного героя с окружающим миром? Темные очки помогают уверить всех, что слеп, и все подсмотренное, домысленное складывается в некую модель, начинающуюся со слов: я себе представляю. Речь, конечно, не о Фрише, просто иногда хочется думать сложно и сложно выражаться - в этом тоже есть своя гармония. Потому что иногда «жить сложнее» означает интереснее. Потому что художник Лена Ненастина, как истинный художник, человек не простой.
При словосочетании «Лена Ненастина» я себе представляю: старинный дубовый буфет, вернее, его краешек, витую загогулину на фоне домотканой кружевной занавески. Кусочек ушедшего времени и ушедших ароматов. А в открытое окно первого этажа оттуда, с улицы, доносится гомон суетливого города и летит тополиный пух... Два кадра - современный, уличный и интерьерный обломок прежней жизни - монтируются в единое целое. Оказывается, Лена об этом часто думала. О плотности пространства, скажем так. У нее на этот счет есть своя теория. А я поняла, почему тогда, в Манеже, надолго застряла возле стены именно с ее работами.
Дворики Парижа, крыши Женевы, улочки Мадрида, золотая листва Серпухова, тенисты аллеи Ельца завораживали тайной, чьим-то безмолвным присутствием - может, даже твоим?.. Словно я, и никто другой, где-то там, в парижском дворике: за углом дома, в тени старого платана, на скамейке, которой на картине нет, но ты себе ее легко представляешь: скамейка, и ты на ней сидишь. - А, может, стоишь возле стены с облупившейся штукатуркой, и рядом еще кто-то теплый, близкий, нужный.
Подошел мужчина: «Нравится?» - «Очень. И техника необычная. Вроде бы и пастель...» - «Масляная пастель, - уточнил он. - У нее, между прочим, трое детей -и все художники. И муж художник», - проронил он, протягивая тарелку с канапе. «А вы, конечно, и есть муж?» Мужчина смутился.
У Лены все началось с Ельца. Она ходила по этому уютному купеческому городишку, ей показывали - « во - о - н, домик барыни, а там - каретник был...», и ей казалось, что люди, уже умершие, и дома разрушенные никуда не делись, остались в этом пространстве. Входила в знаменитый, Буниным воспетый храм Михаила Архангела, а выйдя, натыкалась взглядом на живые тополиные арки... И колонны храма, образующие арки, замещались на эти зеленые, тополиные. А однажды стояла в маленькой церквушке с выбитыми окнами -двери нараспашку, дождь льет, женщина самозабвенно поет молитвы, и почудилось ей, что росписи сошли со стен и «вышли» на улицу в обливающийся слезами городской пейзаж. А заходившие в церковь спрятаться от дождя люди как бы отпечатывались на стенах, образуя новые сюжеты. Она все время думала, как передать движение времени. Конечно же, она не была первой, кто об этом думал. Думал, к примеру, Фаворский, чьи живописные традиции все еще чтят в ее институте - полиграфическом. А Фаворского «завел» на эту тему гениальный Флоренский. Думал об этом Булгаков. ...Азазелло с подарком от Воланда - бутылкой красного фалернского вина. Выпив его, Мастер с Маргаритой умирают в своем подвале. В это же время в особняке, где мужняя Маргарита живет с Наташей, она умирает от сердечного приступа. А в лечебнице Бездомный впадает в беспокойство, так как в соседней палате умирает пациент. И этот пациент - Мастер.
Соединяются несколько реалий. Есть от чего впасть в беспокойство. Кто сказал, что жизнь проста и понятна? Она многомерна, и пытливому уму всегда хочется дойти если не до сути, то хотя бы сделать попытку осмысления своего опыта. Только такое искусство зажигает в человеке искру. Только такие художники интересны. Как, к примеру, интересны самой Лене Марк Шагал и Винсент Ван Гог.
«Стол, простой натюрморт -вазочка, фрукты, пейзаж вполне обыденный. И вдруг над всем этим парит парочка. Я когда эту работу Шагала «живьем» увидела, у меня закружилась голова, - рассказывает Лена. - Тот же эффект случился и с картиной Ван Гога в Париже. Натюрморт - стол и стена одного цвета, кувшинчик с цветами. Стол от фона отделен просто линией, а получается: пространство лежит на этом столе, настолько человек вжился туда, вошел в эту работу - волшебство!».
В Ельце Лена набрала учеников и практически основала художественную школу. Ей было интересно работать с детьми. Объясняя им, проговаривая свои мысли вслух, она многое понимала сама. Пригласила как-то родителей ребятишек. Поставила простенький натюрморт. Попросила: представьте, что это не просто два отдельных предмета, а единое целое. Папа-химик, доктор наук, не мог понять, как это одно целое, когда предметов два. «Вы два вещества смешиваете в пробирке - ведь получается новое, третье?»
К сложности этой, которая в работах, написанных, как сказал бы Бунин, пусть и по другому поводу, с легким дыханием, и присутствует там подспудно, на уровне подсознания, Лена пришла не сразу.
Дочь художников, она сначала окончила Московское художественное училище имени Калинина как художник по кружеву. То, что она делает в этой области, -особая статья. Недавно в Музее Тропинина выставлялись ее объемные (читайте «пространственные») кружева.
Лену в детстве никто специально не учил. Мама, получившая классическое образование в Харькове, а работавшая театральным художником в Златоусте, всюду таскала дочку с собой: на этюды, на работу, к друзьям-художникам в мастерские. Лена впитывала дух людей беспокойных, ищущих пути самовыражения. Теперь то же происходит с ее детьми и их друзьями - они варятся в этом сбитне. Старшая дочь окончила третий курс полиграфа, младшая только-только туда поступает, сын тоже будет художником - в этом можно не сомневаться.
Ненастина хорошо известна в Москве и в России, достаточно «покупабельна» за бугром, то есть и там она востребована. Первая же поездка в Швейцарию к друзьям-физикам принесла успех. Выставилась в одной галерее, в другой, в ООН. Пригласили в Германию, многое купили. Финансовая свобода рождает свободу выбора: можно поехать туда, куда мечталось. Венецию и Флоренцию писала взахлеб, толком даже и не смотрела.
«Теперь ее купить уже не так легко. Стала дорогой», - шепотом жаловалась держательница салона. Хотя это и не совсем так - Лену не покупают «новые русские», для «денежных мешков» она слишком интеллигентна и слишком не прямолинейна. Ее покупают люди хорошо образованные, умеющие тонко чувствовать и ценить это в других. Одна пожилая особа приобрела недавно уже восьмую Ленину работу. Но я этого еще не знала. Просто раздался звонок, и я услышала восторженное признание: «Леночка, у меня вытягивается шея. Я вот сижу напротив вашей картины - там, где белая арка, помните? И мне все хочется заглянуть за угол этого дома - что же там?..»
Я себе представляю: женщина в кресле-качалке. На стене - картина. Там - дом, и арка, и запахи, и будоражащие воображение шорохи. Замирание сердца и обострение чувств. И главное -легкое дыхание.

Гузель АГИШЕВА.
Р.S. Сейчас в ЦДХ проходит выставка Елены Ненастиной.
 

 Библиография 
 
Журнал "Работница", №9, 1999;
Газета "Культура", №32, 24-30 августа, 2000;
Газета "Московская правда", 22.09.2000;
Журнал "Ять", октябрь 2000;
Г.Агишева "Легкое дыхание Лены Ненастиной", газета "Трибуна", №125, 17.07.2001, Москва.
 

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO