CD-ИНДУСТРИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.

или
ПОИСК ВЫХОДА ИЗ БЕЗВЫХОДНОЙ СИТУАЦИИ

А.Б. Лагутин
Лаборатория музейного проектирования
Российского института культурологии МК РФ и РАН
Адрес:109072, Москва, Берсеневская наб., 20
Тел./факс: (095)959-10-25, (095)449-07-22
E-mail: lagutin@orc.ru

Весной текущего года на первой странице сервера “Музеи России” (http://www.museum.ru/) появилось одно любопытное новшество – окошко опроса общественного мнения по заданной модератором сервера (как правило, в его роли выступает руководитель проекта К.А. Наседкин) “Теме недели”. Вопросы, предлагающиеся там, были выбраны достаточно умело, и вызвали какую ни какую реакцию публики. Очень ценно то, что каждый вопрос являлся, по сути, темой отдельного исследования, а ответы на них “широкой сетевой общественности” великолепным подспорьем или, как минимум катализатором будущего исследования. Результаты этих виртуальных опросов, т.е. реакцию различных посетителей сервера на ту или иную “Тему недели” можно найти в соответствующем разделе “Музейного форума” (http://forum.museum.ru/) - системы взаимосвязанных телеконференций на веб-основе по музейной и околомузейной тематике.

Здесь хотелось бы вкратце отреагировать на одну из таких “Тем недели” - “Вредно ли CD пиратство музеям?” (см. приложение). Большинство респондентов, ответивших на этот вопрос, сходится во мнении, что: да, вредно, т.к. это посягательство на авторские права и тощий кошелек музеев, но “пиратские” диски дешевле, люди, безусловно, предпочитают покупать именно их и ничего тут поделать нельзя.

Но если следовать этой логике и не пытаться ни чего изменить, то можно дождаться только полного паралича CD-индустрии в области культуры. Собственно именно это и происходит сегодня у нас на глазах. И дело здесь не только в “пиратах”. Но давайте разбирать проблему последовательно.

Все прелести и преимущества мультимедийных технологий и их применения в сфере культуры общеизвестны и неоднократно отмечены1, замечательные перспективы тоже очерчены2. Тем не менее, область агонизирует. В чем же дело и каковы пути выхода из этого кризиса. Именно на эти вопросы мне бы хотелось попытаться ответить в данной работе.

Каждый раздел будет предварен в качестве эпиграфа одним из наиболее интересных ответов на вопрос “Вредно ли CD пиратство музеям?”

“С точки зрения закона CD пиратство вообще вред, а с точки зрения среднестатистического человека, ограниченного в средствах и не имеющего возможности покупать оригинальные "сидюки", пиратство единственный способ обновления своей коллекции CD и CD-ROM-ов”

Прежде всего, давайте разберемся, кому нужен CD по российской культуре. Ответ с пользовательской точки зрения очевиден – всем тем, для кого эта самая РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА не пустой звук. С точки зрения производителя все гораздо сложней. Напрашивающийся очевидный ответ: “учреждениям культуры”, наталкивается на упрямую и беспристрастную статистику. В приведенном А.В.

Лебедевым списке отечественных электронных изданий на CD по искусству и архитектуре лишь в 13 случаях из 59 издателями или соиздателями дисков являются профильные организации культуры3. Получается, что они выступают участниками CD-проекта лишь чуть больше чем в 23 % случаев. Причем, ситуации, когда организации культуры сами стали инициаторами создания и выпуска диска, можно вообще пересчитать по пальцам одной руки. Объяснений этой ситуации более чем достаточно, но главное, наверное, кроется в природе самих информационных технологий являющихся зоной личного менеджмента и личной ответственности. А эти категории крайне непопулярны в жестких пирамидально-иерархических структурах, каковыми, в большинстве случаев, продолжают оставаться наши учреждения культуры. Впрочем, эта тема выходит за рамки данного обзора, и я позволю себе ограничиться лишь констатацией этого факта.

“… А музеям надо искать помощи у Государства”

Таким образом, можно с сожалением отметить, что музею в большинстве случаев CD-издание не нужно. Государству оно тоже не нужно. Известны лишь единичные факты, когда те или иные диски изготавливаются по заказу или при участии властных структур. Положение с этим в России просто катастрофическое. В то время, как в других странах (например, во Франции4) государство является организатором и координатором всей системы пропаганды и использования национальной культуры, у нас оно не знает и не хочет знать о том, что таковая вообще существует. Предложенная в 1998 году Центром по проблемам информатизации сферы культуры Министерства культуры РФ (Центр ПИК) проработанная программа поддержки мультимедиа индустрии в области культуры5 так до сих пор и остается не востребованной. Проигрывает от этого, как водится только само государство. Но с этим ничего не поделаешь, остается лишь смириться и ждать, когда сменится поколение чиновников или … впрочем, давайте обо всем по порядку.

“На самом деле, бороться с этим просто бессмысленно! Там крутятся слишком большие деньги, наше мнения, наши голоса - это всё бесполезно! Они ничего не решат!”

Итак, музеям мультимедиа-проекты не особенно нужны, государству не нужны вообще. Кто же остается? Издатели и производители дисков. Им, судя по тому, что область еще до сих пор жива (хотя и не очень), подобные проекты все-таки нужны. И это, не смотря на то, что создание и тиражирование диска дело достаточно дорогое и не простое. По явно несколько завышенным оценкам стоимость подобного мероприятия в России – 40-50 тысяч долларов США. На Западе эта сумма возрастает в 8-10 раз. Такая разница достигается в первую очередь за счет крайней дешевизны квалифицированной рабочей силы в России6. Причем, когда дело касается культуры, дело это почти всегда убыточное7. Нетрудно понять, что для того чтобы вывести проект хотя бы на уровень самоокупаемости необходимо продать 4-5 тысяч дисков по цене 10 $ каждый. И это при условии, что вполне приличным уровнем продаж для мультимедиа изданий по культуре считается тысяча в год8.

“Пираты”, по понятным причинам влияют на эту безрадостную ситуацию самым непосредственным и пагубным образом. С одной стороны к ним уходит львиная доля доходов от продажи дисков, с другой, именно благодаря ним CD-издания по культуре доходят до большого количества пользователей персональных компьютеров (в том числе, чего греха таить, до меня). Причина в том что цены на пиратском рынке примернр в в 4 раза ниже официальных – 70-80 руб. против 250-500 руб.

Что же делают в этой ситуации коммерческие структуры? Будучи самыми молодыми, мобильными и не связанными пуповиной со старой командно-административной системой, они применяют новые (для России) технологии партнерства и взаимовыгодного сотрудничества. Примером здесь может служить сотрудничество компании “Кирилл и Мефодий” со многими компьютерными магазинами Москвы и в первую очередь с холдингом “Р-Стаил”. Компьютеры, проданные в этих организациях, изначально комплектуются набором разнообразных CD, выпущенных “КМ”. Их цена включается в цену ПК, а прибыль делится между продавцом и производителем дисков. Попадают ли нелегальные копии “КМ”-овских дисков на “пиратский” рынок? Да, безусловно, попадают! Но компания теряет на этом лишь небольшую часть прибыли и продолжает успешно существовать и развиваться. Этот пример, безусловно, не единственный, но о другом похожем начинании мы поговорим чуть позже.

“Сам факт пиратства, как присвоения плодов чужого труда вреден и несправедлив. Но мне кажется, что явление это временное, как, например, средневековые пираты. На мой взгляд, выход один: как только покупатель сможет в первую очередь обращать внимание на качество, а не на цену, данная проблема перестанет существовать.”

На сегодняшний день существует два концептуальных подхода к созданию диска по культуре. В соответствии с одним из них участие профильного специалиста (лучше специалистов) в проекте очень желательно, но, строго говоря, не обязательно. “Заказывать музыку”, т.е. определять концепцию подачи материала все равно должны не они, а сотрудники мультимедиа-издательства – специалисты в информационных технологиях9. В соответствии с другим подходом, во главе подобного проекта должен стоять именно профильный специалист, определяющий стилистику и стратегическую концепцию представления материала10.

Наверное, истина, как всегда, лежит посередине. Никому же не приходит в голову, что писатель должен стоять во главе проекта по изданию своей книги. Но для этого должна веками складываться культура книгоиздательства. Со временем, видимо сложится соответствующая культура мультимедиа-издательства, но сегодня, все-таки, с моей точки зрения, безусловно, необходимо, что бы информационным проектом в сфере культуры руководил профильный специалист историк, искусствовед и т.п.

Описанная же выше ситуация в мультимедиа индустрии, когда в выпуске мультимедиа продуктов заинтересованы в основном издатели и производители CD, оставляет возможность реализации проектов только в соответствии с первым подходом. Результатом этого, могут стать такие гротескные ситуации, когда по ссылке “ГМИИ им. Пушкина” Вы попадаете на экран с изображением Большого Кремлевского дворца и подписью “Русский музей”11. Бывают и менее одиозные и, тем не менее, тоже неприятные ситуации несоответствия дизайна диска его предметной тематике и т.п.12

“Сам факт Пиратства - временное явление переходного периода и не хорош для СД индустрии в целом. До тех пор пока лицензионные и качественные диски не станут столь же доступны (по цене и распространенности) как и пиратские, альтернативы у обывателя нет. Да и карательными мерами здесь можно добиться только отрицательных результатов”

Но если принять существующую ситуацию как данность и не пытаться ничего менять на своем низовом уровне, то можно ждать до Второго Пришествия! Результатом станет только полная технократизация CD-индустрии в области культуры.

Не лучше ли выйти за рамки своей предметной логики и перевести проблему в целевую, проектную, если хотите, область, равняясь на описанную выше методику работы коммерческих структур. Конечно это под силу лишь очень немногим “продвинутым” учреждениям культуры, руководство которых осознало, что настало время делиться своими привилегиями и лаврами. Но такие в России есть и их с каждым днем, хотим мы того или нет, будет становиться все больше и больше.

Например, можно завязать партнерские отношения с фирмой по продаже компьютеров и с туристическим агентством. Они бы включили диск и его цену (со своей “накруткой”) в пакет обязательных услуг, предоставляемых своим клиентам. Со своей стороны можно повесить в музее их рекламу, включить ее в музейные издания (в первую очередь в буклеты) и т.п. Это будет выгодно всем и музею и команде создателей CD и компьютерной фирме и турагентству.

Примеры такого подхода, уже есть. В этой связи можно вспомнить CD “П.И.Чайковский. Жизнь и творчество” осуществленного по заказу компании New Media Generation издательством CompactBook, при участии Дома-музея Чайковского в Клину13. К сожалению, пока, как мы видим, инициаторами этих начинаний по-прежнему выступают коммерческие структуры. Но лиха беда начала.

Скажете, это, мол, рецепт только для крупных городов! А что делать в небольшом региональном центре с всего 2-3 компьютерными магазинами, краеведческим музеем, художественной галереей и одним едва сводящим концы с концами турагенством? Но здесь уместно будет вспомнить, что именно региональная культура на сегодняшний день является той точкой, в которой сходятся интересы местного сообщества. Именно через культуру сегодня можно решить многие и многие проблемы, в том числе и экономического, и социального свойства14. Этот неоспоримый факт пока еще не является “общеизвестным”, но по мере развития гражданского гуманистического общества в нашей стране именно он неизбежно выйдет на первый план. В свете этого совместный партнерский мультимедийный проект может стать тем первым камушком, который вызовет лавинообразный процесс, который может привести к резкому притоку туристов в регион, созданию новых рабочих мест в сфере обслуживания и т.д. и т.п. 15

Причем в этом контексте надо осознавать, что культура, в отличие от нефтяной скважины, ресурс синэргетический, т.е. саморасширяющийся. Его невозможно исчерпать, чем больше его используешь, тем больше он становится16.

На эту тему уже много сказано и написано, но значение и возможности мультимедийных продуктов в этом контексте последнее время как бы отошли на второй план. Их затмили более дешевые и доступные интернет-проекты. Но по некоторым показателям последние еще очень нескоро догонят CD и списывать мультимедийные продукты в архив явно рано.

* * *

Таким образом, суммируя все вышеотмеченное можно очертить следующую ситуацию:

Выход из данной ситуации можно искать на двух направлениях:

Новые проектные технологии по уже отмеченным общественно-социальным причинам до сих пор используются в недостаточной мере и далеко не повсеместно. В этой ситуации стратегической задачей развития, не только новых информационных технологий в сфере культуры, но и всей этой сферы в целом является всемерная пропаганда социального проектирования. Наиболее эффективным ее методом, видимо, следует признать распространение информации о позитивных примерах применения проектного подхода к культуре. Необходимо всеми доступными средствами показывать, какие огромные моральные и материальные дивиденды может принести применение этих технологий не только отдельно взятому музею, но и городу, области или краю.

Подобные примеры есть и их уже не мало. На сегодняшний день задача тех, кто ратует за возрождение и развитие российской культуры, что бы этих примеров становилось все больше и больше. Именно культура может стать той сруктурообразующей силой, которая выведет страну из современного социального и экономического кризиса.


1  См. например: А.В.Лебедев. Технологии мультимедиа: Возможности и реалии // Музей и новые технологии. М.1999, с. 160; В.Ф.Папкова. Возможности мультимедиа в области образования и культуры. // Материалы конференции EVA’98-Москва. М. 1998, с. 6~4~3

 2 См. например: А.В.Лебедев. Ук.соч., с. 170-173; В.Ф.Папкова. Ук.соч. с. 6~4~3

 3 А.В.Лебедев. Ук.соч., с. 174-177

 4 В.Д.Парченко. Организационные и концептуальные вопросы создания и распространения музейных CD-ROM // Материалы конференции EVA’99-Москва. М. 1999, с. 5~3~1, 5~3~2

 5 Л.А.Куйбышев, Н.В.Браккер. Организационно-социальные проблемы развития и использования новейших информационных технологий в сфере культуры и образования и возможные пути их решения //. Материалы конференции EVA’98-Москва. М. 1998, с. 1~2~3 - 1~2~6.

 6 В.Д.Парченко. Ук.соч., с.5~3~2.

 7 В.Д.Парченко. Ук.соч., с.5~3~2; В.Ф.Папкова. Ук.соч. с. 6~4~2, 6~4~3.

 8 В.Д.Парченко. Ук.соч., с.5~3~8.

 9 В.Д.Парченко. Ук.соч., с.5~3~3.

 10 А.В.Лебедев. Ук.соч., с. 165.

11  В.Д.Парченко. Ук.соч., с.5~3~7.

 12 А.В.Лебедев. Ук.соч., с. 161-166.

 13 В.Ф.Папкова. Ук.соч. с. 6~4~1, 6~4~2.

 14 С.Э.Зуев. Особенности региональной ситуации и культурная политика // Культура: политика модернизации. Псков – Пушкинские горы. 1999, с. 12-19.

 15 С.Э.Зуев. Ук.соч.

16  А.В.Лебедев. Информационные технологии в контексте гуманитарного знания // Культура: политика модернизации. Псков – Пушкинские горы. 1999, с. 59.


ПРИЛОЖЕНИЕ:

Сообщения респондентов, отреагировавших на “тему недели” “Вредно ли `СД-пиратство` музеям?”

Из данной подборки изъято сообщение автора от 14 мая 2000 г., являющееся, по сути, заготовкой к этой работе и одно явно бессмысленное и не имеющее к теме сообщение. Кроме того, из текстов исключены некоторые технические элементы Сообщения написанные на транслитерации перекодированы на кириллицу. Грамматика сообщений оставлена без изменений. Полный вариант можно найти в Интернете по адресу http://www.museum.ru/forum/message.asp?FID=92&IID=1#1

  Вредно ли `СД-пиратство` музеям?

С одной стороны, пиратские диски дешевы, доступны, и одновременно они пропагандируют музеи и культуру в целом. С другой стороны, музеи не получают дохода, а посредственное качество дисков дискредитирует музеи и разочаровывает покупателей.

достоверно Кирилл Наседкин KirNas@museum.ru 06.05.00 17:32

Сам факт Пиратства - временное явление переходного периода и не хорош для СД индустрии в целом. До тех пор пока лицензионные и качественные диски не станут столь же доступны (по цене и распространенности) как и пиратские, альтернативы у обывателя нет. Да и карательными мерами здесь можно добиться только отрицательных результатов.

псевдоним Пират со стажем 13.05.00 14:54

На самом деле, бороться с этим просто бессмысленно! Там крутятся слишком большие деньги, наше мнения, наши голоса - это всё бесполезно! Они ничего не решат!

псевдоним Черепанов Евгений talkovrus@narod.ru 14.05.00 13:50

Неоднозначно! С точки зрения закона СД пиратство вообще вред, а с точки зрения среднестатистического человека, ограниченного в средствах и не имеющего возможности покупать оригинальные "сидюки", пиратство-единственный способ обновления своей коллекции CD и CD-ROM-ов

псевдоним Ромуля E-mail onp@belgtts.ru 15.05.00 0:23

Если вредно то только с точки зрения материальной, потому как дешевле купить у пиратов чем у официальных распостранителей. Зато народ получает знания (исторические, культурные и т.д.)

псевдоним Bad_boy b_boy@mail.ru 16.05.00 15:04

нет

псевдоним Даша Dashuly2000@mail.ru 17.05.00 10:58

Вы знаете, мне кажется это просто наглость продавать труд других людей, которые не спали ночами, тратили здоровье, а кто-то так просто взял и заработал на этом деньги. Мы должны чтить труд создателей, а не продавцов!

псевдоним Настя museum@kemsu.ru 18.05.00 11:57

Замечательно!!!

Псевдоним Бошьян E-mail 23.05.00 11:07

Не вредно. А музеям надо искать помощи у Государства.

псевдоним Вячеслав bgap@aport.ru 24.05.00 6:49:

Ясно, что вредно-музеям!
А с точки зрения покупателя: для многих это единственная возможность приобрести диск. Были-бы лицензионные подешевле....

псевдоним Борис irbis@irbisnet.ru 26.05.00 14:10

ЕСЛИ БЫ НЕ ПИРАТЫ ПРИ НЫНЕШНЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ ВООБЩЕ БЫ МНОГИЕ ДОСТУПА НЕ ИМЕЛИ К ИСКУССТВУ А НАСЧЕТ КАЧЕСТВО ТК ЭТО НАМ ВНУШАЕТ АКТИВНО ЧТО ОНИ ЯКОБЫ ХУЖЕ ФИРМЕННЫХ - БОЛЬШОГО УМА НЕ НАДО ЧТОБЫ ХОРОШУЮ КАДЭШКУ СДЕЛАТЬ

псевдоним Ваше имя E-mail 26.05.00 16:15

С одной стороны пиратские диски это плохо для музеев потому что там может быть даже вирус если не проверять так что лучше покупать оригинальное так считаем мы.

псевдоним ANTON ANTON@MAIL.EE 26.05.00 17:47

Сам факт пиратства, как присвоения плодов чужого труда вреден и несправедлив. Но мне кажется, что явление это временное, как например средневековые пираты. На мой взгляд выход один: как только покупатель сможет в первую очередь обращать внимание на качество, а не на цену, данная проблема перестанет существовать.

псевдоним Сергей satarion@mail.ru 26.05.00 20:38

Я ничего не имею против фирменных дисков, но! Вечное но в нашей жизни - Цена.

псевдоним Геннадий tgennady@mail.ru 27.05.00 22:03

Выпускать больше и дешевле таких компактов!

псевдоним Александр Артановский 28.05.00 20:57

Вредно!!

псевдоним Малютин Анатолий Владимирович nian.aha.ru 29.05.00 10:18

Пиратские диски дешевы, доступны и этим всё сказано

псевдоним Константин asu45@vgta.vrn.ru 30.05.00 11:51

Антон Борисович Лагутин – научный сотрудник Лаборатории музейного проектирования Российского института культурологии МК РФ и РАН. Специалист по истории, археологии и этнографии Крыма I-го - начала II-го тысячелетия н.э., Средневековой Москвы и Подмосковья VIII в. до н.э. - VIII в.н.э. Последнее время занимается информационным менеджментом в сфере культуры и мониторингом русскоязычных гуманитарных ресурсов Интернета. Руководитель интернет-проекта “История Москвы” (www.clio.orc.ru) финансируемого Институтом “Открытое Общество” (фонд Дж.Сороса).

Лаборатория музейного проектирования
Образована в 1987 г. как подразделение Российского института культурологии Минкультуры РФ. В рамках социального проекта “Музей XXI века” ведет разработку теоретических и методических основ нововведений в музейном деле

По заказам государственных органов управления, музеев, общественных организаций Лаборатория:

РАЗРАБАТЫВАЕТ: - теоретические модели перспективных типов музейных учреждений и новых видов музейной деятельности; - региональные программы развития музейного дела; - организационно-экономические программы развития музеев; - научные концепции музейных учреждений и музейных комплексов; - сценарные концепции и сценарии музейных экспозиций и выставок; - программы сотрудничества музеев со школами и другими партнерами по культурной деятельности.

ВЫПОЛНЯЕТ: поисковые теоретические и предпроектные исследования современных проблем и музейного дела, социально-культурных и организационно-экономических условий его развития.

ВЫПУСКАЕТ: - сборники научных трудов Российского института культурологии серии "На пути к Музею ХХI века"; - коллективные и авторские монографии, брошюры по проблемам теории и практики музейного дела; - учебные пособия по вопросам музейного проектирования.

ОСУЩЕСТВЛЯЕТ: научное и методическое руководство диссертационными исследованиями, дипломными работами и проектными разработками, выполняемыми в музеях и в других учреждениях.

КОНСУЛЬТИРУЕТ: по вопросам внедрения новых технологий музейной деятельности, экспозиционного проектирования, музейной педагогики и психологии, музейного менеджмента и маркетинга.

ОРГАНИЗУЕТ:выездные курсы лекций, проектные семинары по конкретным проблемам модернизации музейного дела.

Лабораторией подготовлено: - около 4 экспериментальных научно-проектных разработок; - 20 сборников научных трудов, коллективных монографий и брошюр; - более 250 статей в научной и массовой печати.
Зав. Лабораторией – кандидат географических наук Николай Алексеевич Никишин
E-mail: nan@online.ru