Интеграция различных способов освоения мира в учебнике нового поколения и новые задачи образования в XXI веке.

К. Митько
Московский государственный университет печати

О.Н.Щёголев, А.Г.Фёдоров
Республиканский мультимедиа центр Минобразования России;
Федеральный экспертный совет по учебным электронным изданиям Минобразования России
Адрес:109028 Москва, Б.Трёхсвятительский пер., 3
тел.: (095) 916-88-67, 917-23-37
факс: +7 (095) 917-37-55
E-mail: A_Fedorov@rnmc.ru; http://www.rnmc.ru

Между компонентами сложной системы, которой является современное учебное электронное издание, возникают сложные отношения, которые в конечном итоге и определяют системные качества. Т.е. имеет место принципиально многомерная модель, и именно так следует понимать полнокровное мультимедиа издание. Если мы рассматриваем среду мультимедиа (обобщённая модель) и конкретное мультимедиа произведение как некую систему, то для постижения её потенциальных возможностей важно выделить свойства и отношения, обеспечивающие целостность и иерархичность её внутреннего строения.

Сегодня много говорится о зарождении нового всемирного сообщества. Чем больше человек образован, тем больше у него шансов максимально проявить свой творческий потенциал. Органичная связь между разными видами образования, так, что подчас стираются границы между образованием и собственно практическим опытом, поможет достичь поставленной цели.

Интеграция естественнонаучного и гуманитарного образования должна послужить повышению фундаментальности, целостности образования. Креативные информационные технологии должны помочь избежать прагматической ориентации образования в ущерб развитию личности.

Педагоги с тревогой говорят о снижении интеллектуального уровня школьников и студентов, но ведь и современный учитель– это массовая профессия, совсем не то, что вкладывается в понятие “гуру”. Не в наших силах воспитать гениев из всех детей, но гибкий сценарий мультимедиа учебника способен подстраиваться под конкретного ученика и развивать его потенциальные способности. Мы не можем требовать гениальности от всех учителей, но мы можем интегрировать в среде мультимедиа качества, которые должны быть присущи “универсальному учителю”.

Выделяют (Жак Делор) три компонента образования: этика и культура; наука и техника; экономические и социальные науки. Технология мультимедиа как образовательный инструмент должна стремиться максимально реализовывать заложенные в ней потенциальные возможности по донесению знаний, профессиональных навыков; помочь сформировать ценностные установки и воззрения, развить все способности, помочь в принятии разумных решений. Базовые навыки: умение читать, писать, считать, решать задачи и владеть устной речью тоже могут быть стимулированы новыми информационными технологиями (но не должны ни в коем случае замещаться!)

Особенно необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что информация – это ещё не знание, а информированность – это ещё не культура. Разницу между данными понятиями, к сожалению, всё реже чувствуют дети “информационной эпохи”. Знания даются с трудом. Для их приобретения необходимо приложить усилия, проявить внимание, волю и упорство. Культура не сиюминутна, её у человека нельзя отнять. На сегодняшний день для всех всё более очевидным становится, что нужно учить осознанию и пониманию материала, умению подвергать сомнению авторитетность и истинность. Но на практике более распространенной остается средневековая традиция заучивания, не вдаваясь в смысл. По мультимедиа учебнику невозможно за одну ночь подготовиться к экзамену, зато он даёт возможность, например, зрительно представить, понять и запомнить процессы, закономерности, которые бывает трудно объяснить словами.

Несмотря на то, что современные средства коммуникации уже способны принести реальный образовательный эффект, в нашей стране они только начинают осмысливаться как инструмент образования. Их рекомендуют использовать с осторожностью и при активном участии в первую очередь самих учителей. Для этого должны разрабатываться специальные методики. Не стоит вдаваться в другую крайность и абсолютизировать возможности новых информационных технологий.

Совсем недавно разнообразные знаково-символьные средства рассматривались отдельно от основной системы знаний (категориальный аппарат и множество знаний, овладение которыми необходимо для достижения основных целей учебной деятельности) – им предназначались только вспомогательные функции. Развитие современных мультимедиа технологий доказывает, что эта среда способна интегрировать в себе практически всё, что связано с процессом познания. А, напротив, бездумное копирование книги, перенос её на ПК в чистом виде с добавлением цветных иллюстраций вместо черно-белых – бессмысленное занятие (впрочем, вероятно полезное для целей, далёких от целей образования). Получившееся в итоге теряет положительные качества книги бумажной, не приобретая взамен ничего, кроме возможностей ПК быстро листать такую “книгу”. Именно “листать”, ибо читать текст с экрана неудобно по сравнению с книгой.

Отдельные способы освоения мира

Человек открывает для себя этот мир многообразными способами. Их классификация вызывает большое затруднение, поэтому мы не будем пытаться систематизировать эти модели или формы. Чтобы проиллюстрировать основные положения данного доклада, мы лишь обозначим некоторые из них.

По ощущению и восприятию мира:

Многообразие ощущений отображает качественное многообразие окружающего мира. Существуют ощущения на стыке перечисленных выше, именно от них в большинстве случаев зависит получение целостной картины. Важную роль во всех видах восприятия играют двигательные (кинестезические) ощущения. Движения способствуют уточнению ощущений, их синтезу в целостный образ предмета и пространственно-временной локализации. Благодаря речи происходит абстракция и обобщение свойств предметов и явлений путём их словесного обозначения.

Понятно, что в формировании образа реального предмета участвуют обычно несколько анализаторов. Мультимедиа стремиться максимально приблизиться к его воссозданию в виртуальном пространстве, а также смоделировать реально не существующее, но доступное к восприятию органами чувств. Мультимедиа позволяют сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию, что способствует мотивации учащихся, созданию актуальной настройки на учение. Таким образом, мы получаем более богатый инструментарий и более широкие средства воздействия.

По средствам постижения мира:

Познание всегда как-то организовано в зависимости от целей, которых можно достичь с помощью полученных знаний. В то же время к одной и той же цели можно прийти разными путями. Например, учебная задача может требовать для своего решения мыслительную, мнемическую, перцептивную или имажинативную активность; быть направленной на репродуктивную или творческую деятельность.

В последнее время обучению, происходящему в результате активного исследования или игры, отдают приоритет перед пассивным наблюдением, слушанием или чтением. В тоже время каждый способ полезен в совокупности со всеми другими и не может быть ими заменен, т. к. способствует развитию разных навыков и умений. Как нельзя отдавать приоритет логическому мышлению в ущерб эмоциональной сфере, так и не стоит забывать, что есть вещи, которые невозможно постичь играя или споря. Процесс такого эмпирического обучения модифицируется, если у учащихся выработано умение чётко осознавать свои цели.

По сферам общественного сознания, в рамках которых происходит постижение:

Постижение мира происходит в социуме, и общественное сознание организуется в определённые формы. Каждая из них имеет свой определённый набор инструментов познания, но в то же время, особенно в последнее время, границы между ними стираются. Связи между формами общественного сознания очень сложны и не всегда видны невооружённым глазом, однако познание в XXI веке должно строиться на уяснении реальности во всей своей сложности и целостности одновременно.

Как интеграция реализуется в мультимедиа произведении?

В учебном издании синтез медий приобретает особое значение: каждый элемент мультимедиа произведения является носителем определённого способа познания мира, а всё в совокупности – объединяется в некую учебную среду, предполагающую достаточно творческое освоение мира.

Создание мультимедиа произведения – принципиально коллективное творчество. То, что понятно на мыслительном уровне, может быть нереализуемо технологически. Программист в любом случае становится “руками” автора и художника. Для того, чтобы снять противоречие между исходной многообразностью виртуальной среды и специализированностью процесса её создания, необходим талант объяснения и понимания, нацеленность на интеграцию разных профессиональных составляющих, как технологических, так и человеческих.

Федеральный экспертный совет по учебным электронным изданиям (ФЭС УЭИ) тоже может служить примером интеграции знаний из отдельных предметных областей; методологии, педагогики, инженерной психологии и эргономики; искусствоведения и культурологии в сочетании со знаниями техники и информационных технологий. Всё это вместе даёт новое, интегрированное знание. Вот почему было бы ошибочным полагать, что проводить экспертизу учебных мультимедийных изданий может любой учитель – цельная, многомерная картина может быть получена только при взаимодействии всех специалистов.

Традиционное обучение строилось в основе своей на книге и наглядном пособии, обучение базировалось преимущественно на книге и устном слове. Сейчас ни для кого не секрет, что по силе воздействия текст проигрывает изображению. Вопрос состоит в том, в какой степени в каждой предметной области вербальную информацию можно обогатить видео, звуком, интерактивными моделями. Это позволит значительно пополнить содержание образования и создать некое обучающее пространство.

Данная работа построена на материалах изучения, экспертизы учебных электронных изданий (на компакт-дисках, дискетах) для различной аудитории, а также на опыте участия в разработке десятков мультимедиа компакт-дисков Республиканского мультимедиа центра. В рамках научно-методической помощи (которая в большинстве случаев носила характер консультаций, предметного анализа) за два года работы Федеральный экспертный совет по учебным электронным изданиям Минобразования России ознакомился с постановкой электронной издательской деятельности, перспективными разработками более 50 университетов, проведена научно-техническая экспертиза десятка завершённых разработок.

Учебное электронное издание: визуальный контекст.

Предметом работы была экспертиза уровня потребительских свойств, в том числе - визуального дизайна. Конечно, экспертиза включала также методические, психологические, эргономические, культуроведческие и другие аспекты.

Исторически первоначальный состав создателей учебных электронных изданий - как в России, так и за рубежом -- инженеры, Достаточно очевидно, что понимание ими своих задач ограничено культурным горизонтом профессии, т.е. в основном мы имеем дело с типичным случаем "среднего человека", "человека из толпы", и т.п. социологических представлений о создателях электронных изданий на первом этапе. Этап, который, видимо, начинает отходить в прошлое и останется памятным как скорее технологический опыт, чем опыт культуры и образования, в частности.

Дабы уяснить себе специфику обучающих (прямо или косвенно) электронных изданий, следует поставить их в ряд, например, с телевидением как уже достаточно развитым средством массовой информации. Телевидение (как и радиовещание на предыдущем этапе) строится на структуре ежедневной сетки передач, ориентированных на разного зрителя в разное время суток и в течение недели. Тем самым складываются совершенно определённые самостоятельные жанры, решающие свои особые задачи: информационные, развлекательные (доминанта телевидения, из которых сейчас выделяются игровые), и небольшая доля культурно-просветительских программ.

Интернет сейчас воспринимается прежде всего как средство общения и источник многообразной информации в море которого выбор полностью передан потребителю. Т.е. то, что телезритель должен (и может) получить в определённый момент, в Интернет подаётся "здесь и сейчас".

Названные обстоятельства позволяют более ярко увидеть отличие экрана телевидения от экрана монитора компьютера. На телеэкране практически ненужно (а эмоционально - неприемлемо) появление текстового сообщения. В Интернет текстовое сообщение нормативно неизбежно, хотя и может быть редуцировано практически до нуля.

Т.е. экран телевидения, даже если на нём только “говорящие головы”, это прозрачное стекло, за которым сконцентрирована объемная коробка сцены, внутри которой и развёртывается действие. И здесь ранее сложившиеся в кино основы монтажа всех уровней, как вида структурирования, упорядочения и построения новой визуальной реальности, воспринимаемой преимущественно эмоционально, работают во всём их масштабе.

В Интернет же практически всегда обозначена плоскость экрана - хотя бы благодаря тексту (но, конечно, не только ему).

Так вот - в мультимедиа продукте мы имеем возможность реализовать как телевизионную сценическую коробку, живущую за стеклом, так и плоскость самого экрана монитора, сделав при этом огромное дополнение: мы имеем возможность раздвигать экран в любом направлении по этой плоскости.

С понимания этой особенности работы на компьютере начинается понимание художественной (а не только технической) структуры электронного издания.

Как известный герой Мольера не подозревал, что он говорит прозой, так и современные создатели электронных изданий не осознают, что всю свою жизнь имели деле с кодексом - той формой книги, что существует в западней культуре полтора тысячелетия. Книга-кодекс за наше столетие детально изучена по всем её признакам и на основе такого изучения она сейчас и конструируется, включая не только художественные, но и эргономические (которые, как и издательские, - стандартизованы), и иные параметры.

Экран компьютера возвращает нас к более ранней форме книги в западном мире и к той форме книжной продукции, которая в некотором небольшом объёме сохраняется и сейчас на Дальнем Востоке - к свитку. При этом экран монитора позволяет и вертикальное и горизонтальное развёртывание, но при доминировании (в силу разных обстоятельств, включая эмоциональные приоритеты) вертикального развёртывания. Реализация экрана как свитка позволяет, помимо прочего, в частности, использовать правое и левое поле для самостоятельных замечаний по изучаемому тексту (предмету). Т.е. позволяет то, что в кодикологии именуется маргиналиями - форма деятельности с предметом изучения, пожалуй, наиболее активизирующая работу с изучаемым материалом (никакого вреда в том, что маргиналиями могут стать посторонние к сюжету изучения заметки и рисунки).

Человечество в течение множества столетий вырабатывало методику работы с книгой в виде кодекса. В книге, прежде всего рукописной, существовала традиция оставлять место на полях для записей, рисунков читателя. Маргиналии в традиционной книге, т. е. место для мысленной работы над произведением, можно сопоставить с креативным пространством в Интернет и мультимедиа продуктах. Мультимедиа имеет шанс возродить необоснованно забытую методику с помощью предоставления пользователю пространства для самостоятельной творческой работы, направленной на лучшее усвоение материала. Для этого здесь имеется богатый арсенал средств: закладки, всплывающие пометы, подключение внешних библиотек и баз данных, интерактивные ссылки на основные страницы, привязанные к тексту аудио-комментарии, привязанные к изображению всплывающие текстовые комментарии. Есть даже такой жанр, характерный как для традиционной, так и для электронной учебной книги - “рабочая тетрадь”, целевым назначением которого является выработка у учащегося мотивации запоминать.

Более того, приоритетным направлением в области учебных мультимедиа изданий является добавление системы программного слежения за пользователем (его реакция, предпочтения, особенности восприятия и маршрутизации). На этой основе возможно развёртывание содержания учебного издания при сотворчестве учителя и ученика (автора и пользователя) с помощью функциональных возможностей, предоставляемых компьютером, и конкретного инструментария данной программы.

Отдельные произведения индивидуального авторского сознания (текст, изображения, звуковой ряд, видео) объединяются в новую систему. Взаимодействуя друг с другом уже на стадии разработки сценария (просчёт всех функциональных возможностей, ожидаемых от продукта в соответствии с его целевым назначением), они теряют самостоятельность. Мультимедиа произведение в результате этого взаимодействия получает качества, которых нет у отдельно взятых произведений. Дело в том, что наука (лингвистика, искусствоведение и т. д.) накопила знание об этих отдельно взятых формах информации, а свойства мультимедийной среды только начинают изучаться. В конечном счёте, мультимедиа в образовании эффективны настолько, насколько при их использовании решается конкретная учебная задача – научить чему-то, выработать навык работы с чем-то.

Одной из компонент электронного издания, как и в случае Интернет-страниц, обязательно является наборный текст на экране монитора. Пока в электронных изданиях создание текстового материала имеет множество прямых и вредных для глаз пользователя ошибок. Но источник таких ошибок - элементарное незнание стандартов и нормативов полиграфии, т.е. в принципе они весьма легко устранимы, и, соответственно, должны возникнуть нормативы, устанавливающие состояние и качество текста на экране монитора.

При этом чрезвычайно существенно, что основой нормирования должны быть только удобство чтения и легкость восприятия шрифта, включая псевдорукописный шрифт. Более того, может быть активно использовано то обстоятельство, что текст (как часть экранной композиции) может быть для прочтения специально увеличен - с учётом потребностей как учащихся, так и лиц с ослаблении зрением. Разумеется, такая операция должна специально вводиться в программу технической реализации электронного издания. Само расположение текста, развитие его структуры на экране (в том числе - в серии экранных композиций) и т.п., конечно, находится в сфере творчества художника, создающего экранографию издания.

В настоящее время заметна тенденция не только минимизации объёма текста учебника, вообще характерная и для полиграфических изданий (в которой скорее следует видеть неумение полноценно обращаться с обучающим словом-текстом), но и ожидаемое вытеснение текста с экрана в пользу звучащего текста. В настоящее время озвучивание учебников представляет собой простое прочтение экранного текста и практически не используется как самостоятельная форма обучения, как фоновое сопровождение, как способ эмоциональной настройки учащегося. По счастью, реальный учитель в достаточно длительной перспективе не подлежит отмене: а он обращается к ученику именно со звучащим текстом. Таким образом, звуковой контекст учебника хотя бы из самых общих соображений также представляет собой сложную творческую проблему тем более, что, каэалось бы, способы аудиального воздействия на молодёжь достаточно масштабно изучены и опробованы.

Чтобы лучше понять значимость других, помимо текста, элементов визуальной композиции экрана и учебного электронного издания в целом, сегодня, когда уже созданы электронные издания учебников по разным школьным и вузовским дисциплинам, продуктивной представляется иная точка зрения на предмет нашего рассмотрения.

Сегодня имеет значение осознание того факта, что различные отрасли знания находятся в различных отношениях возможностей их визуального воплощения.

В каждой науке есть визуальные модели восприятия мира. Например, математический материал через формулы визуализируется, но с некоторого момента он уже не переводится обратно на слова. Изображение символа на другом алфавите является для профессионала чем-то, сопряженным с некоторым физическим событием, которому даётся жёсткое определение, никак не коррелирующее с символом, которым оно обозначено. Сейчас мы стоим перед тем, чтобы разделить учебный материал на требующий реальных наглядных примеров и тот, который ученику нужно увидеть целиком. А значит его надо визуализировать так, чтобы в постоянной памяти ученика осталась схема, которая поможет в дальнейшем с легкостью воспроизводить материал.

Не каждому дан талант облекать мысль в точную и ёмкую словесную оболочку. Во многих науках есть вещи, которые никогда до конца не вербализуются (в семиотике для этого существует понятие иконического знака, который, в отличие от текста, исходно нелинеен). Например, географическая карта; технический чертёж; математические, химические или физические формулы; нотная запись и др.

Следует согласиться с утверждением, что мы пока не используем заложенные в компьютере возможности – переводить информацию уже не сначала на текст, а потом на пространство, а сразу на пространство. В виртуальном мире, в принципе, реально построение обратной перспективы. Возможно, для того, чтобы создать действительно преобразованное пространство будет недостаточно только визуальных средств.

Книги по многим гуманитарным наукам чаще всего в принципе не содержат иллюстративного материала: это тексты о текстах и реализуемые текстами. В них примечания и указатели – прообраз мета текста в нельсоновском смысле. Они позволяют не только быстро найти интересующую информацию, но и через активный поиск лучше усвоить подобную “многотекстовость”. Таким образом, визуализация в мультимедийных продуктах по гуманитарным наукам реализуется пока только за счёт схем, таблиц фотографий в разделе “Персоналии” (здесь она несёт смысловую нагрузку). Исключением являются электронные издания для изучения иностранного языка.

Комплекс физико-математических наук базируется на выработке представления визуальной структуры материи: движущиеся и вращающиеся модели, интерактивные опыты, и т. п. Раньше всё это реализовалось в наглядном пособии, существовавшем отдельно от учебника.

География и астрономия дают основные, базовые константы восприятия мира. Здесь мультимедийная форма подачи учебного материала даёт возможность учащемуся понять, что мир смыкается во времени и пространстве, в нём всё взаимосвязано.

Астрономия, география, экология со всем комплексом биологических наук дают возможность прямого зрительного представления своих предметов изучения на экране. И соответствующие учебники, помимо основного текста, неизбежно насыщаются дополнительным материалом по самой простой причине - это можно показать, т.е. реально физически увидеть.

Существенно, что из наук исторического цикла, активно привлекаемых не только в учебные электронные издания, в эти издания активно вносятся документальные (и перерисованные) явления предметного мира, некогда окружавшие людей. То есть имеет место словно возвращение в тот период развития науки, когда преобладало прямое наблюдение мира. Разумеется, что это не так: при всей прямой фиксации, которой она обладает, фотография из космоса - детище последних всего-то менее, чем сорока лет. Фотография, выполненная со спутника, помогает понять, как мы визуализируем мир. Ведь такую фотографию надо, прежде всего, - дешифровать, начиная с определения места, которое зафиксировала фотография. Но сам процесс дешифровки оказывается процессом выделения некоторых черт снимка, которые нам сейчас, в данный момент, для данных целей, представляются существенными и важными.

Чтобы быть наиболее точным, посмотрим на процесс изучения Земли с точки зрения учебника географии. Несомненно, что для ближайших поколений жителей Европейской России зрительное представление о поверхности этой части мира будет оставаться константой - постоянной величиной, характеризующей конкретную часть нашей планеты. Но, хотя чем далее, тем более точные снимки этой поверхности будем получать, в школе, начиная преподавать географию Отечества, для учителя останется самым важным закрепить в памяти учащихся графику - контуры трёх рек - Западной Двины, Днепра и Волги, дающих исходную схему для представления об этой громадной территории в целом. Эти три реки, вытекающие из одного места ("ОковскиЙ лес" летописей) дают возможность визуального структурирования всего физико-географического (говоря старым научным слогом - физиографического) пространства между Балтийским - Белым и Черним - Каспийским морями. Т.е., чтобы получить запоминающееся, фиксируемое представление о видимом предмете, мы должны сделать акцент на каких-то чертах его, которые и будут фактически представительствовать за предмет в целом Перед нами обычная логическая операция, но сейчас важно понять значимость такого замещения как принципа и изучения, и обучения. Фотография "видит" всё в целом, глаз, в принципе – также, но мозг может закрепить и, соответственно, сохранить, только нечто структурированное, ставшее как будто "простым".

Таков вообще визуальный принцип человеческой деятельности: карта, все другие изображения местности, мира вне Земли ("небес"), организмов и экосистем т.д. Рабочий машиностроительный чертёж (деталировка) даёт взаимно-однозначное соответствие тому предмету, который будет изготовлен по этому чертежу. Но даже такой чертёж имеет дополнительные коды: обозначение материала, из которого изготавливается предмет, точность обработки, иногда - некоторые другие.

Таким образом, во всех случаях визуального представления какого-либо знания, какой-либо информации мы осуществляем кодирование как способ выделения черт, интересующих нас в данном предмете (области знания).

Следовательно, и современное "прямое наблюдение", столь удобное и выигрышное для электронных изданий, строится на тех же принципах, что и самое абстрактное - математическое и философское знание.

Но существует и тот случай, когда не только возможно, но и необходимо цельное зрительное восприятие, которое может быть "осложнено" и аналитическими усилиями, но они являются только подчинёнными и вспомогательными для оценки значимости такого восприятия. Речь идёт о всех формах пластических искусств, для экрана же наиболее важной является живопись. И здесь не имеет значения, что живопись может быть, а может и не быть предназначенной для медитации, может иметь, но может и не иметь вид некоей документальности и т.д. Вся профессиональная - искусствоведческая - аналитика здесь в конечном итоге устремлена на то, чтобы расширить рамки первого впечатления, ввергнуть зрителя в глубины мира личности художника.

Возвращаясь теперь к элементам экранной композиции, обладающей для компьютера вертикальной и горизонтальной неограниченностью, можно выделить общий вывод о неравнозначности разных предметных областей в создании визуальной системы электронного издания.

Не вдаваясь в детали визуальной реализации математического знания отмечу лишь, что уже с 1968 года, когда Лейпцигский Библиографический институт начал издание "Молодёжного словаря" (ориентированного как энциклопедический, мироведческий словарь), там были использованы стереометрические фигуры, объёмнее изображение которых можно было увидеть через специально прилагавшиеся простейшие стереоочки.

В совершенно особых отношениях к экрану монитора находятся учебные электронные издания для изучения языков - отрасль учебной литературы, может быть, более других набравшая опыт взаимодействия изображения и звучания. Какой принцип - показ графической фонограммы (ряда) звучания, сравниваемой с эталонные произношением, или караоке, как прямое участие в речевом процессе - станет в дальнейшем ведущим, пока не очень важно. Но существенно, что в данной группе учебных электронных изданий набирается опыт для дальнейшей работы с материалами собственно текстовыми: как литературными, так и документальными всякого рода. По-видимому, следует ожидать в ближайшее время реализации звучания не только многочисленных радиозаписей лучших художественных произведений, но взаимодействие звучания с процессом создания художественного текста, что более 30 лет тому назад было реализовано в научно-документальном кинофильме о рукописях Пушкина. Т.е. текстологический анализ - одна из сложнейших компонент работы над историческими текстами всякого рода - может быть вынесен в визуальный синхронный ряд, что и станет инструментом выявления наиболее достоверного текста.

Сегодня идёт интенсивный процесс выявления возможностей реализации на экране монитора всех разделов знаний, накопленных человечеством, поскольку такая форма передачи и хранения знания является сейчас наиболее компактной, удобной, а применительно к рассматриваемому предмету - учебникам - наиболее активизируемой для усвоения учащимся Всё равно лексику и грамматику надо будет учить, формулы запоминать, уравнения понимать и уметь решать и т.д., но путь к этим целям сегодня имеет возможность стать более увлекательным, более доступным и эначительно менее трудоёмким, давая более широкие возможности обратиться упражнениям, к применению полученных умений и навыков.

Ради решения таких задач и следует более полно и детально осознать возможности экранного воплощения учебного материала различных отраслей знания.

Когда мы держим в руках печатную книгу, перед нами – страница, с которой мы проводим некоторое время один на один. Ещё Фаворский отмечал, что левая страница неожиданна, она сама возникает перед нами, а правую мы переворачиваем. Когда мы запускаем мультимедийный продукт - то, что мы видим на экране, лишь частично сохраняет свойства книжной страницы. В отличие от печатного типографского листа, на котором благодаря шрифтам, кеглям и т. д. всё воспринимается как изображение и организуется, чтобы нам было удобно читать, - экран не имеет константных характеристик. Он уже не двумерен, в нём всё подвижно не только сверху вниз, но и слева направо, поэтому компьютерный шрифт обладает свойством разновременной динамичности, хотя в целом он должен соответствовать формату и композиции кадра. Экран живой, движущийся, изменяется во времени и пространстве, способен передать объём и перспективу, позволяет пользователю манипулировать своими объектами.

До сих пор мало кто понимает, как оптимально строить экранное пространство. Наиболее распространенный способ – разбивка экрана на отдельные тематические блоки, визуально представленные в виде окон. Иногда они динамичны, поля могут уходить вправо-влево поля (“А.С.Пушкин: в зеркале двух столетий”).

Из всех информационных каналов визуальный - самый мощный, поэтому его использование в области образования средствами мультимедиа более разработано. Однако это не отменяет важности и значения других медий. Например, эффективность усвоения материала значительно повышает создание для каждого мультимедийного учебника своей ритмовой доминанты с помощью оптимального подбора музыкального сопровождения. Продуманное взаимодействие клавиатуры и мыши в мультимедийных учебниках в сочетании с другими медиями добавляет ещё одно преимущество данной образовательной технологии. Оно основано на том, что мануальные упражнения существенно развивают память. Не случайно раньше в гимназиях контурные карты рисовали – чтобы “набить” руку и чтобы лучше запомнить. Если в дальнейшем добиваться возрастания нормированности пользования (свести к минимуму случайное нажатие клавиши), то моменты, связанные с мышью и клавиатурой будет легче формализовать. Здесь необходимо опираться на исследования в области инженерной психологии и эргономики.

В современной науке больше внимания уделяется отношениям человека и машины, но слабо освещаются особенности самого программного продукта. Последний сочетает черты книги как семиотической системы и машины, предоставляющей этой информации дополнительные возможности функционирования. Искусственный интеллект начинает говорить от лица автора, как бы замещая его. Особенность человеческого мозга в отличии от искусственного интеллекта – ассоциации. Если мы добавим построение основанной по большей части на ассоциациях визуально-мыслимой реальности к тому, что мы имеем в образовательном пространстве, эффективность обучения повысится в несколько раз.

Важно иметь в виду, что считывание реальной информации всегда масштабнее, чем то, что делает архитектор, планировщик, так как они преследуют свои цели и берут определённый срез реальности. Любой тип описания является версией, это кодирование и перекодирование, т. е. то, что хорошо делается машинным образом. Фотография приближается к воссозданию целостного образа реальности, а картина – представляет сознание художника. Однако, с помощью мультимедиа можно не только наглядно изобразить то, что есть, но и дать то, чего нет. Речь идёт о прогностических моделях, воссоздающих, достраивающих реальные объекты в учебных целях.

Сейчас уже принято говорить не о традиционном и электронном учебнике, а о “традиционном электронном учебнике с гипертекстовыми страницами, реализующего метафору книги” и “интерактивной образовательной среде, организованной на основе метафоры “нового” мира” (М. Н. Морозов, С. Н. Соколов, А. И. Марков, EVA, 1999).

Митько Ксения завершает работу над магистерской диссертацией в Московском государственном университете печати (кафедра издательского дела и редактирования). Тема работы связана с анализом учебных электронных изданий, сопоставлением электронных изданий с полиграфическими учебными изданиями.

Щёголев Олег Николаевич окончил исторический факультет МГУ. Кандидат исторических наук, искусствовед. Основные научные интересы связаны с составлением каталогов и описанием архивов музеев России. Являлся консультантом ряда мультимедиа проектов Республиканского мультимедиа центра и принимал непосредственное участие в разработке (“Флот во славу России”, “Москва-850”, “Москва златоглавая”, “От Кремля до Рейхстага”, “Россия на рубеже третьего тысячелетия” и др.) Эксперт Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям Минобразования России.

Фёдоров Александр Геннадьевич окончил физический факультет МГУ, аспирантуру физического факультета. Кандидат физ.-мат. наук. С 1996 года – директор по информационно-рекламной деятельности Республиканского мультимедиа центра Минобразования России, заведующий издательским отделом. Член Совете межвузовской научно-технической программы “Мультимедиа в образовании”, зам. руководителя секции мультимедиа Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям (A_Fedorov@rnmc.ru).

Республиканский мультимедиа центр Минобразования России (РМЦ) - головная (государственная) организация межвузовской научно-технической программы “Мультимедиа в образовании”. Основные направления деятельности: разработка и издание мультимедиа продуктов на CD-ROM; продвижение мультимедиа товаров и услуг; исследования рынка и экспертные работы для Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям; телекоммуникации; интерактивное ТВ. (www.rnmc.ru).