АРХИВ с 8.11 по 15.12:

<АРТ-ПИТЕР 18.10-17.11 Ведущий раздела - Николай Кононихин>


^ В Русском музее (Корпус Бенуа) с 22 июня до ноября: ДАВАЙТЕ ДВИНЕМ МИР! - Футуризм в России. 1910-е - 1920-е г.г.

В отличие от западного футуризма, футуризм русский мало известен. Однако, это одно из художественных течений, вызвавшее наиболее широкий общественный резонанс, поскольку футуристическое движение в России реализовалось не только в произведениях живописи, графики, в поэзии и театре, но и в общественной жизни.

"Будетляне" - люди будущего ("будущники") - так называли себя русские футуристы. Несмотря на кажущуюся близость русских и европейских футуристов, традиции и менталитет придавали каждому из национальных движений свои особенности. Одной из примет русского футуризма стало восприятие всевозможных стилей и направлений в искусстве. "Всечество" - так определил художник Илья Зданевич один из важнейших футуристических художественных принципов.

Проблемы единого стиля не существовало. Многие футуристы были одновременно поэтами и художниками (Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Алексей Крученых, Елена Гуро), художниками и музыкантами (Николай Кульбин, Владимир Баранов-Россинэ, Михаил Матюшин). Почти все они были склонны к теоретизированию, к рекламным и театрально-пропагандистским жестам. Это никак не противоречило их пониманию футуризма как искусства, формирующего будущего человека, независимо от того, в каких стилях, жанрах и видах работает его создатель. "Футуризм - не школа, это новое мироощущение", - писал позднее Давид Бурлюк.

Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Казимир Малевич и Павел Филонов, Ольга Розанова, Николай Кульбин и Александра Экстер - все они, на определенном этапе своего творчества, отдали дань футуризму. В центре этого звездного конгломерата всегда находился "отец русского футуризма" Давид Бурлюк, который сформулировал жизненное и творческое кредо футуризма как "свободное представление о натуре - природа, взятая в моменты своего зиждительного движения".

В экспозицию выставки Русского музея вошло около 200 произведений - живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, книжные иллюстрации, архивные материалы, скульптура из собрания ГРМ и частных коллекций США. Достойное место займет искусственный стеклянный глаз Давида Бурлюка - своеобразный символ футуристического видения мира.


^ C 20 по 24 ноября на базе Санкт-Петербургского государственного университета состоится Всероссийская
объединенная конференция "Технологии информационного общества - Интернет и современное общество"
(IST/IMS-2000).
Библиотеки, культура и искусство в Интернете>>

Конференции "Технологии информационного общества" и "Интернет и современное общество" проводятся с 1998 года. На этих конференциях обсуждались проблемы формирования информационного общества и результаты комплексных междисциплинарных исследований социального значения интернет-технологий. В прошлом году было принято решение о проведении в 2000 г. Всероссийской объединенной конференции "Технологии информационного общества - Интернет и современное общество" (IST/IMS-2000), при этом предполагается сохранить распределенный характер конференции IST с возможностью участия удаленных аудиторий. Объединенная конференция будет включать в себя распределенную видеоконференцию "Технологии информационного общества - Россия" и секции научно-методической конференции "Интернет и современное общество".

Распределенная видеоконференция "Технологии информационного общества - Россия" будет проводится по результатам Международной конференции "Технологии информационного общества 2000" (IST 2000 http://istevent.cec.eu.int/   третьей из серии ежегодных конференций по Европейской программе IST (6-8 ноября 2000 г., Ницца, Франция).  Тематика распределенной видеоконференции тесно связана с вопросами, которые будут обсуждаться на европейской конференции. Планируется представление результатов работы  этого европейского
форума. Сегодня стало очевидным преобладание информационной составляющей деятельности людей над всеми другими ее формами  компонентами. Поэтому слово "информация" приобрело поистине магическое значение. Современные информационные и коммуникационные технологии являются подлинной движущей силой мирового
экономического и технологического развития и преумножают сегодняшние знания и духовные ценности, расширяя сферы использования достижений науки и техники XX века. Доступ к информации и знаниям, различным технологиям и сервисам, а также их эффективное использование - весьма важные инструменты обеспечения устойчивого экономического и социального развития на индивидуальном, национальном и международном уровнях. Однако
неравномерность развития и внедрения современных информационных технологий в жизнь различных слоев общества порождает новые социальные проблемы, которые необходимо своевременно анализировать
и находить пути их решения. Именно поэтому главной темой распределенной видеоконференции "Технологии информационного общества - Россия" в 2000 году будет "Информационное общество для всех". Это включает всестороннее обсуждение ряда актуальных проблем:
- Информационное общество для граждан
- Проблемы и перспективы развития Интернета
- Интернет, общество, личность
- Электронная демократия
- Электронное правительство
- Электронная экономика
- Образование и наука в информационном обществе
- Дистанционное образование
- Телемедицина
- Интернет и досуг

Все материалы конференции  размещены на ее сайтах http://ims2000.nw.ru http://www.iis.ru/ist2000/


До 26 ноября в гигантском турбинном зале Лондонского Tate Modern выставлен вполне соответствующий по размерам "паучок" американской француженки Louise Bourgeois.
Спонсором экспозиций в этом зале на ближайшие 5 лет выступает компания Unilever.


^ С 14 октября по 20 ноября в Новосибирской картинной  галерее  фотовыставка "East of Magnum". Выставка организована Новосибирским отделением Института "Открытое Общество" (Фонд Сороса) и
крупнейшим французским фото-агентством "Магнум Фотос".  В экспозиции будут представлены 129 работ ведущих фотохудожников этого  агентства.
В ходе выставки  проводится мастер-класс под руководством Брюса  Жилдена (Агентство "Магнум Фотос").  Для участия в мастер-классе приглашены 15 сибирских фотографов из  Новосибирской, Омской, Томской, Кемеровской области, Алтайского края и  республики Алтай, чьи работы пройдут конкурсный отбор.  Мастер-класс  проходил в Новосибирске с 14 по 18 октября.

C 8 сентября в Красноярском Музейном центре на Стрелке работает передвижная выставка East of Magnum, подготовленная фотоагентством "Магнум" и Институтом "Открытое Общество". Задуманная как своеобразный творческий отчет о 45-ти годах фоторепортажа из-за Берлинской стены, выставка и сопровождающие ее акции способствуют расширению и углублению видения мира, открывают неожиданные стороны собственной истории, знакомят с творчеством знаменитых фотографов Запада. Посредством выставки осуществляется попытка перехватить взгляд "с той стороны", взгляд из глубины советской жизни, возникший - что принципиально - при встрече со взглядом "другого" - человека с Запада. Можно ли стать другим по отношению к себе? Концептуальный базис проекта определяется "встречей" передвижной выставки с пространством Красноярского Музейного центра на Стрелке, видящего свою миссию во внесении мирового измерения в локальный культурный контекст. Контактная информация: Красноярский культурно-исторический центр и музейный комплекс "Музейный Центр на Стрелке", г. Красноярск, пл. Мира, 1, (3912) 237-302, olya@muzey.krasnoyarsk.su


^ В конкурсе COMTECart 2000 участвуют самые разнообразные проекты: интернет, CD-ROM, компьютерная графика и анимация, инсталляция и перформанс.Вначале они были представлены на ярмарке COMTEC  19 - 21  октября . Теперь - в галерее "Kunst Haus Dresden" (9-26 ноября).


24-25 ноября в Музее нового искусства, Пярну, Эстония проходил 3-й Международный фестиваль медиа арта.
Media Art Festival "intimate technologies" / "dig_in_time"
Среди участников Намнияз Ашуратова и Андрей Великанов, Сергей Тетерин и Олег Мавроматти, а также:
Al Paldrok Alan Sondheim Aleksandra Globokar & Jaka Zeleznikar Andrey Velikanov Apsolutno Are Tralla Chris Hales Claudette LEMAY Emmanuel Avenel &  Marie France Giraudon Ene-Liis Semper Fred Fenollabbate Igor Stromajer Imre Heero Institut der Ahnungslosen Isabelle HAYEUR Jason Lamb jason sweeney Jasper Zoova Jim Andrews Joanna EMPAIN julean a. simon Julia Velikanov Julie-Christine FORTIER Katiushka Bray Katrin Kivimaa Kristin Kalamees Laur Tiidemann Lucas Bambozzi Marikki Hakola Mark Soosaar   Sigus melinda rackham mez [mary-anne] breeze Microcinema, Inc. Myriam Bessette Namniyas Ashuratova Oksana Chepelyk Oleg Mavromatti Orit Kruglanski Peeter Linnap Perte de Signal intsanen Raivo Kelomees Robin DUPUIS Ruth Schnederle Sebastien PESOT Selina Trepp sergei teterin Staffan Backlund Stahl Stenslie Zoran Naskovski Zornitsa Sophia Taavi Varm Tiia Johannson Tomi Knuutila Tuuli Lepik Uku Tulev Valdek Alber

1998 http://www.artun.ee/festival
1999 http://www.artun.ee/mediafest99
2000  http://www.online.ee/~offline/digintime

http://www.chaplin.ee/ - The Museum of New Art in Chaplin Art Center
http://www.uninet.ee/~nongrata/ - Academy Non Grata
http://way.to/mediaswamp - Mediaswamp


^ До 24 ноября в Зверевском центре современного искусства (Новорязанская ул., д.29, стр. 2, м. "Бауманская") проходит транзит-акция Антона Литвина "Все, что вы увидели, но не смогли остановиться". По длине всего помещения проложены железнодорожные рельсы, по которым перемещается вагонетка. Выставка располагается по обеим сторонам от рельсов и состоит из детских рисунков, фотографий, живописи, рекламных плакатов, видео. На диковинной тележке посетители проносятся вдоль всей экспозиции.


В Ярославской галерее современного искусства "Алле-Я" с 15 сентября проект "Контур входа": Группа "Новые визионеры" (Владимир Ключников и > Евгений Валенцов) представляют живопись, видео-арт, компьютерную анимацию. Этот проект представлен в рамках проекта "Ярославль - Санкт-Петербург" в Санкт-Петербурге в ноябре 2000 года в галерее "Борей".


До 26 ноября в Третьяковской Галерее   персональная выставка крупнейшего графика Москвы Владимира Башлыкова. Художник работает в различных техниках: автолитографии, офорта, пастели, а также живописи маслом. Он безусловно принадлежит к художникам-новаторам и является выразителем острого, современного отношения к миру. Развивая модернистские направления: абстракционизм и экспрессионизм, художник открывает в них новые, неиспользованные возможности. В последние годы художник много работает в живописи. Его большие по размерам картины выдержаны в одной тональности и решены в абстрактной манере. Ретроспективная выставка в Третьяковской галерее проводится как ответ на большой дар, принесенный художником галерее в 1998, 1999 и 2000 годы. В результате этого дарения небольшая коллекция Башлыкова в графическом собрании Государственной Третьяковской галереи значительно пополнилась рисунками и пастелями, многие из которых представлены на выставке. На выставке в полном объеме показаны уникальные листы печатной графики из собрания Государственного Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Это - литографии, офорты, созданные художником в разные годы. Значительную часть экспозиции составляют работы, которые являются собственностью автора. На выставке также демонстрируются 2 большие живописные композиции из собрания Государственного центра современного искусства. В общей сложности представлено около 100 живописных и графических произведений.

Сенсацией открывшейся в Третьяковке на Крымском выставки великого русского живописца Карла Брюллова (1799-1851, т. е. к 200-летию со дня рождения) стала его известная работа "Итальянское утро", написанная в 1824 году и считавшаяся до сих пор утерянной. Ее   совершенно случайно обнаружила сотрудница Третьяковской галереи Людмила Маркина в одном из музеев в Киле (Германия). Германская сторона пошла навстречу просьбам организаторов нынешней выставки, прислав ее в Москву для экспонирования.  Брюллов писал ее будучи молодым, во время расцвета своего творчества. Ее сразу приобрел Николай II для императрицы и она долгое время висела в ее спальне. Позднее картина была передана в Германию, находилась в частной коллекции и дальше ее следы затерялись. Сейчас работу можно увидеть рядом с другим произведением Брюллова "Итальянский полдень", которые составляют вместе единое целое.  Всего на выставке представлено около 300 живописных и графических произведений художника. Кроме Третьяковки и Русского музея - основных хранилищ работ мастера, в экспозиции участвуют 5 российских музеев и частных коллекционеров.
До 26 ноября.
(ИТАР-ТАСС, Инна Жукова)


C 20 октября Центр Современного Искусства и Архитектуры "Фаргфабрикен", Институт Современного Искусства и Центр Современного Искусства Санкт-Петербургского Государственного Университета в выставочном зале Института Современного Искусства (Сретенский бульвар, дом 6, подъезд 1А, вход со двора) проводят выставку Яна Хофстрёма (Стокгольм) "ВНУТРЕННЯЯ СТАНЦИЯ"

Хофстрем, приглашенный в Москву Иосифом Бакштейном, до этого побывал в Петербурге, в институте ПроАрте разумеется. В Москву его привлекла идея выставки в бывшей мастерской Ильи Кабакова (по указанному выше адресу). Сама по себе выставка особо не примечательна, но зато как хорош совместный с архитектором Johan Celsing проект   96-го года "Забытый город". Artscape - романтическая рефлексия на 400 кв. метрах  - руины здания и одновременно недостроеное здание - прошлое и будущее в настоящем - в норвежском Гилденскале, прибрежного  округа Nordland,   испещренного фиордами и знаменитого тем, что с 1988 года здесь стартовал международный арт проект Artscape Nordland. C 1992 по 1997 годы округ площадью почти 40000 кв. километров стал музеем современного искусства  под открытым небом. Каждый проект создавался непосредственно в конкретном ландшафте одного из 45 муниципалитетов округа.  


Музей Архитектуры им. А.В. Щусева продолжает выставочный проект современной архитектурной фотографии "24".
C 24 октября до 26 ноября новая выставка - "Б.иллюзия".
Борис Томбак - лицо отечественной архитектуры, его фотографии произведений известных мастеров советской архитектуры послевоенного периода украшали едва ли не все официальные выставки Союза Архитекторов и печатались едва ли не во всех отчетных сборниках и профессиональных журналах. Широкая публика знакома с ними по книгам "Музыка в камне" (1980), "Диалоги путеводителей" (1981), "Город и человек" (1983), "Архитектурные шедевры" (1986) или "Архитектурные прогулки по Москве" (1998). Знатоки наиболее ценят сталинскую архитектуру в интерпретации Томбака: высотные здания, метро и ВДНХ - ей посвящена книга А. Тарханова и Д. Кавтарадзе 'Архитектура Москвы 1930-1950' лондонского издательства Академия. Избранные фотографии из серии ВДНХ, на съемки которой Борис Томбак потратил 13 лет, составили выставку Б. иллюзия.
Контактная информация: отдел общественных связей Музея Архитектуры, тел. 291-3001, факс 291-2109.


С 28 октября в галерее Спайдермаус первый проект сезона - видео инсталляция Ваграма Галстяна "Границы глины".
Опыт Ваграма Галстяна связан с  исследованием взаимоотношений традиционного  материала и виртуального пространства  новых медиа. Граница глины совпадает  для него с границей телевизионного экрана и сам жанр видео-перформанса   трактуется как противостояние действия и видения, развитие действия  уничтожает видимость, материал на несколько секунд одерживает победу над виртуальностью чтобы опять отступить...


До 24 ноября в Moving Image Gallery & New Radio and Performing Arts (Нью-Йорк) проходит выставка "Bypaths" - сетевые работы, представленные как инсталляции.
Участники Diane Bertolo, Angie Eng и Annette Weintraub. Куратор Helen Thorington.


С 14 октября до 18 ноября выставка BitByBit (Manitou Springs, Colorado).  Принятые к участию работы будут демонстрироваться на больших экранах и в Сети. Организаторы приглашают "компьютерных художников" Кого конкретней?
?fine artists - digital artists - future artists - photographers - editorial illustrators - technical illustrators - 3d artists - print designers - web designers - graphic artists - students - teachers - ceo's - filmmakers - painters - poets - animators - fractal artists - programmers - sculptors - software magicians - rocket scientists - visionaries - inventors - directors - experimentalists?
Призы - по $1000.
Спонсоры - Wacom, 3D.com & Strata Software, Peachpit Press, Electric Rain, Corel, Castlewood, www.firesale.com, www.scip.net and Artis Software.
В жюри Graham Nash и Mac Holbert.


^ Парижская ярмарка FIAC завершена. В этом году опробован новый принцип формирования экспозиции  "one man show" - галереям-экспонентам было предложено выставить на стенде работы одного художника. Пострадали галереи, работающие на вторичном рынке, то есть не напрямую с художниками. Выйграли - работающие с ныне живущими. То есть в выйгрыше контемпорери. Посетители довольны. Специалисты отмечают, что коммерческая ярмарка стала напоминать биеннале.
FIAC работает с 74 года. С 78 года каждый год ярмарка фокусировала внимание на какой-либо одной стране.
Рекордным для FIACа был 89 год, когда объем продаж составил 400 млн. франков, а посетило ярмарку 140 тысяч человек.


^"Протестовать и уцелеть" - выставка  в Лондонской галерее Whitechapel. И не только, и не столько в галерее. Над узкой аллеей, вдоль которой  расположены галерея и книжный магазин анархистов Freedom Bookshop,  Thomas Hirschhorn соорудил временный мост от галереи к магазину, по которому  выставка въехала в тему "искусство и политика".
В современном искусстве сформировалось клише, определяющее три возможных взаимодействия искусства и политики. 1) непересекаемость - абсолютное несмешение. 2) альянс, всегда способствующий тирании;  не важно, о какой политике идет речь. 3) единственно допустимая политизация искусства - постоянное выявление противоречий с политикой, то есть критическая политизация.
Так что же сталось с "мостом", столь крепким   в 70-е и столь хрупким сейчас? Одна из причин в упадке веры в универсальную альтернативу либеральной демократии и капитализму. Прогрессивное искусство активизма 70-х, таких художников как Hans Haacke базировалось на утопичной устремленности в будущее, равно как и на отвращении к настоящему. Скорость, с которой с 80-х годов активизм был адаптирован мэйнстримом, просто обескураживает. Без надежд на крупномасштабные изменения критическое искусство впало в цинизм, грубое "лягание", мрачный юмор или ностальгические причуды. В "Протестовать и уцелеть" все это в разной степени присутствует.
Тенденция "перескочить" политические, критические дискурсы определяется вовлечением в искусство большого бизнеса. Как раз с 80-х годов большинство крупнейших корпораций двинулось в мир искусства, спонсируя выставки, премии, конкурсы. В большом количестве начали создаваться корпоративные коллекции, а наиболее известные бизнесмены стали попечителями основных арт институций. Одновременно в большинстве стран ослабевала государственная поддержка искусства. Скоро должна быть издана интереснейшая книга Chin-tao Wu "Приватизация культуры" (текст которой обнаружить в сети никак не удается, но упоминаний уже достаточно), детально анализирующая эти процессы и, что главное, их возможные последствия. Галереи и музеи становятся все более рыночно ориентированными, этакими бизнес-предприятиями. Как следствие неуклонно меняется и характер искусства.
Некоторые критики отмечают, что "Протестовать и уцелеть" слишком сдержанная, засурдиненая выставка. Не мудрено. Организовать такую выставку без спонсоров невозможно. Любой крупной выставке требуются спонсоры.
А спонсоров надо заинтересовать. Или уж обеспечить скандал таких масштабов, чтобы исходная проблематика просто утонула в нем. Но, во-первых, она может утонуть не только для спонсора, а, во-вторых, не всякого спонсора устроит скандал любой ценой.
Давно замечена простая вещь. Происходящее в искусстве весьма зависит от состояния экономики. Замечен,  и не раз "возврат к живописи", равно как и расцвет других декоративных медий в периоды экономического бума. В периоды спадов заметно активизируются виды искусства, находящиеся практически вне отношений купли-продажи: перформанс, инсталляции, акции и т .п., большинство художников чаще обращаются к социальным вопросам, к совести наконец.
Не все конечно так  просто. Это всего лишь тенденция и не единственная. Однако происходящее в искусстве на протяжении нынешнего очень затяжного периода экономического роста этой тенденции соответствует.

Выставки подобные "Протестовать и уцелеть" далеки от призывов к оружию. При всей своей сдержанной эксцентричности и даже расчетливости, это стоящие высказывания. Кураторы Matthew Higgs и Paul Noble сделали проект, всего лишь напоминающий,   что история еще существует, антогонизмы по-прежнему разъединяют общество, огромное количество людей живут без самого необходимого, и еще большее - не понимая и не желая понять ни себя, ни, тем более, других людей. Все это не ограничилось манифестами, а выражено в экспрессивных фотоработах Jo Spence и Terry Dennett, Sebastiao Salgado (Бразилия) и   Matthew Higgs с Paul Noble, выступивших также в качестве художников. И это настоящее Искусство.
Яри Тиффоен (специально для НовостейИскусства@ARTINFO) 4/10/00 21:00


^ Арт рынок на пороге перемен. Аукционным домам мало старых мастеров, импрессионистов и абстрактых экспрессионистов. Логика развития бизнеса в последние два года привела их к агрессивной экспансии в  контемпорери арт. Причем они норовят откусить от горячего пирога контемпорери кусок побольше. Наибольшую активность демонстрирует Phillips. Особенно в последний год, когда его департамент современного искусства возглавил энергичный и яркий менеджер McGinnis, ушедший в прошлом году из Christie's.
Что же происходит? И к чему это может привести? Похоже дело идет к установлению контроля над рынком современного искусства. И  здесь усилиями нового менеджера Phillips хочет быть первым. Сейчас McGinnis  интенсивно готовится к ценовым рекордам, которых планирует достичь на важнейших торгах, начинающихся 13 ноября. Ставка делается на совсем свежие работы Matthew Barney, Jeff Koons и Cindy Sherman.
Владельцы галерей современного искусства поясняют, что экстравагантные цены (миллион и выше), достигнутые на недавних аукционах,  и еще большие планирующиеся, подстегивают спекулянтов к перепродаже на аукционах купленых в галереях работ. Это может сломать хрупкие карьеры, кропотливо взращиваемые галереями. Таково мнение большинства галеристов. "Я думаю, что это предосудительно" - говорит Barbara Gladstone, весьма известный в Chelsea дилер. "Когда я вижу работы 1999 года на аукционе в этом году, моя кровь кипит. Это отражение элементарной жадности. Ни к чему хорошему это не приведет, поэтому я считаю, что здесь необходимо некое регулирование". Gladstone считает, что работы созданные последние 10 лет не могут включаться в аукционные торги.
В этой игре теряют и галереи и художники, считает большинство дилеров Сохо-Челси. "Когда коллекционер продает на аукционе работу, только что купленую в галерее, ни галерея, ни художник не получают ни цента. Если вещь очень хороша, и мы поднимем ее цену до уровня складывающихся аукционных, пострадают реальные коллекционеры. Если не поднимем, художник почувствует себя преданным. И не мудрено. Его галерея ценит его работы втрое, впятеро (!) ниже, чем покупатели на аукционах. И у него с такой галереей длительный договор!  Это ситуация без победителей".
Ключевые коллекционеры современного искусства тоже удручены новой ситуацией. "Это дурновкусие, в жажде наживы выставлять только что купленные работы на аукцион, подрывая специфический рынок, на котором сам же играешь как коллекционер". "Если я делаю деньги, то делаю это на фондовой бирже".
Аукционные дома уже вынуждены объясняться. "Мы не подталкиваем людей продавать работы, купленые на прошлой неделе" - говорит Philippe Segalot, глава департамента современного искусства Кристи, - "Но я не могу игнорировать их желание, так как они просто уйдут к конкурентам".
Теперь некоторые примеры весенних торгов. Out of Sight, Out of Mind - головы в формальдегиде Damien Hirst, 1991 проданы на аукционе  Phillips за $552,500. Ну и Woman in Tub - фарфоровая скульптура Jeff Koons, 1988 продана на аукционе Christie's за  $1.71 миллиона.  На Sotheby's тиражные фотографии Andreas Gursky 1998 года были проданы за $181,750. Два года назад продавец купил их в галереях за $30,000.
И планы на ближайшее будущее. Самый боевой McGinnis теперь планирует продать In Love/Out of Love, Damien Hirst, 1998 за $600,000.

Ни за что бы не взялся копаться в многостраничной статье октябрьского NYMagazin, если бы не одно НО.
Сдается мне, что агрессивная экспансия аукционных домов и экспансия "новых" онлайновых продавцов, торгующих в том числе и современным искусством - процессы, отражающие одну тенденцию. Может быть аукционные дома кинулись "откусывать" от пирога поболе, именно остро ощущая неизбежность наступления "новых" онлайновых продавцов современного искусства. А поскольку все крупнейшие аукционные дома, помимо экспансии на рынке контемпорери, развертывают свою онлайновую торговлю, то может статься, именно они и окажутся самыми мощными "новыми старыми" онлайновыми торговцами современным искусством. Хотя пока онлайновые "агрессоры" другие: NextMonet (получаю много рассылок, в том числе ежедневную Arts Headlines from NYTimes.com, так в ней через день крутится баннер NextMonet), www.eyestorm.com (продает   принты и фотографии, отпечатанные тиражами в пределах 500 экземпляров. Цены в среднем $500-1000. Среди авторов Helmut Newton, Marc Quinn, Boyd Webb, Damien Hirst, Sam Taylor-Wood, Matthew Barney, Hamish Fulton, Andy Goldsworthy, Jeff Koons, Bettina Rheims, Hiroshi Sugimoto, James Turrell. Венчурный капитал уже вложил в сайт 11 млн. долларов (сумма соизмеримая с инвестициями в самые крутые ресурсы рунета). На подходе транш в 15 млн. (West Coast investment house). И ряд других (посмотреть можно в разделе В Сети наших новостей и в нашей еженедельной рассылке НовостиИскусства@ARTINFO).
plastinin@artinfo.ru


С 25 октября по 15 ноября  Первый фестиваль фотографии в Нижнем Новгороде “Pro зрение”.
Его организуют Государственный центр современного искусства МК РФ (Нижегородский филиал), Всероссийское акционерное общество “Нижегородская Ярмарка” и департамент международных связей Администрации Нижнего Новгорода, при поддержке “Института “Открытое общество”. Генеральный спонсор - Автобанк, Нижегородский филиал.
Среди фестивальных проектов 20 выставок из Франции, Германии, США, гг. Москвы, Санкт -Петербурга, Нижнего Новгорода, они будут демонстрироваться в павильоне фотографии на Нижегородской ярмарке (ул. Совнаркомовская,13, павильон №2)
Концепция:
Фотограф представляет зрителю новый взгляд на мир. Фотография открывает то, что зритель мог бы увидеть, но никогда не увидит без посредничества художника. Как говорил Родченко: "Мы не видим то, что смотрим". Таким образом, фотография - образ того, что, попадая в поле зрения, проскальзывает мимо сознания. Фотография фокусирует зрение и формирует память.

концепция: Любовь Сапрыкина

экспозиция: Владимир Куприянов

участники:
Московский Дом фотографии
Фонд Малевича
Немецкий культурный центр им. Гёте
СЕС International Partners (США)
Центр современного искусства “Кариатида”
AFFA (Французская ассоциация содействия культурным связям)

Выставки:

Энтони Сво. "Без стены. Страны Восточной Европы в переходный период 1989-1999" (выставка проходит в рамках мирового турне при поддержке журнала "Тайм", "Лейка кеммераз", "Нэтуоркфотограферз", Грация Нери "Фридом Форум" и Музея "Московский Дом фотографии").
"Москва во времени 1920 – 2000" (куратор В. Пацюков г. Москва).
"Сдвиг. От Ленинграда к Петербургу" (куратор Д. Пиликин г. Санкт - Петербург).
"Все, что мы хотели: молодая петербургская фотография" (куратор А. Матвеева г. Санкт - Петербург).
"Меланхолия" (авт. экспозиция И. Уткин г. Москва).
"Хиты нижегородской фотографии" (куратор Ю. Шпагин г. Нижний Новгород).
"Фотография и архитектура" (Немецкий культурный центр им. Гёте (Германия)).
"Человек и окружающий мир" (CEC International partners (USA)).
"Хроника десяти лет Нижегородской Ярмарки" (куратор Е. Семенов г. Нижний Новгород).
"Берлин: урбанистические мутации" (AFFA, Франция).
"От подбородка до лобка" (авт. проект Ю. Шпагина г. Нижний Новгород).
"Эпоха через объектив" (почтовые открытки начала ХХ века, куратор В. Перепелова г. Нижний Новгород).
"На крыло!" (авт. ксп. А. Беляева г. Нижний Новгород).
"Возвращение Рабле" (авт. эксп. С. Яворского, куратор И.Маршева г. Нижний Новгород).
"На переломе" (авт. эксп. В. Алексеева г. Нижний Новгород).
"Urusoff’s синдром" (авт. эксп. Л. Урусова г. Нижний Новгород).
"Между правилами и свободой" (авт. эксп. И.Бубиса г. Нижний Новгород).
"Red route" (авт.эксп. Е. Стрелкова г. Нижний Новгород).
"Shadows of Vienna part II" (авт. эксп. Д. Соколова г. Нижний Новгород).
"9 страниц из репортажей" (авт. эксп. Р. Яровицын г. Нижний Новгород).

Фотография - главное из искусств ХХ века. Она открыла принципиально новые отношения со смыслом и временем, наделив ценностью не искусство как таковое, а уникальный момент, в который неискусство становится искусством.

По словам американской писательницы, критика и искусствоведа Сьюзен Зонтаг, "грандиознейшее достижение фотографии заключается в создании у нас впечатления, что мы можем удерживать в голове весь мир как антологию фотоснимков".

Фестиваль "Pro зрение" проводится для того, чтобы эти "антологии" становились наиболее точными и полными. На Нижегородской Ярмарке одновременно представлены снимки из Америки и Европы, двух российских столиц и Нижнего Новгорода. Это - не актуальное искусство, но часть мирового художественного процесса, адресованного массовому зрителю.

Фестиваль фотографии "Pro зрение" имеет в составе выставки с высоким международным рейтингом, что очень точно подчеркивает статус самой Ярмарки. B канун своего юбилея Нижегородская Ярмарка дарит городу счастливую возможность "Pro зрения".

Дополнительная информация: тел./факс (8312) 390 773, e-mail: ncca@sandy.ru


^ Новости от МИХАИЛА ФЕЛЬДМАНА. Израиль

ВЫСТАВКА ЛЕИ МАРКОВИЧ Тель-Авив .Галерея Амалии Арбель.
===================================================
21октября-9 ноября 2000.
На выставке под названием "Люди и мысли"представлены картины и скульптуры , в которых нетрадиционным образом сочетаются отдельные фигуры и фигуративные "множества", фантасмагорические образы и многое другое. Лея Маркович родилась в Израиле , а выросла в Бразилии, где и выставила свои первыеработы. Потом последовали выставки в Тель-Авиве, Лондоне и др.городах.

ВЫСТАВКА  ДАВИДА ЛАН-БАРА
==========================
Тель-Авив.Дом художника.
На первой  ретроспективной  выставке "Осужденный на свободу" художника Лан-Бара (ум.в Париже в 1987) представлено около 100 работ-картины маслом ,акварели,рисунки,созданные в с 40-х по 80-е годы.Главное место в полотнах художника занимают ассоциативность ,подтверждающая его приверженность новым течениям в живописи-экспрессионизму,абстракционизму,ташизму.Творчество Лан-Бара-заметное явление в израильском и западноевропейском искусстве 20-го века.

ВЫСТАВКА САШИ ОКУНЯ
====================
Рамат-Ган. Музей израильского искусства
Cаша Окунь - выпускник Высшего художественного училища им.Мухиной в Ленинграде, по приезде в Израиль в 1979 г .- преподаватель Академии искусств <Бецалель>, колледжа <Эмуна> в Израиле, колледжа <Белармин> в Кентукки (США). Работы Окуня приобретены многими музеями , в т.ч. Русским музеем в Санкт-Петербурге, частными коллекционерами всех континентов. Живопись Окуня <текуча и материальна, прозрачна и плотна, пропитана классической традицией и насквозь современна

ВЫСТАВКА “ПЯТЫЙ УГОЛ”
=====================
Муниципальная галерея Нетании.

Почему “Пятый угол”? 17 живописцев и скульптуров решили опровергнуть мнение,что в художественном пространстве Израиля заняты все четыре угла и доказать это своими работами,представленными на выставке.Преобладают абстрактные работы. “Драматические штрихи,эмоциональная энергетика картин Михаила Моргенштерна ,прозрачная геометричность работ Диты, урбанистические мотивы Моти бен Шушана соседствуют с мощной живописной стихией Эдуарда Гроссмана,исходящего из традиционного для древнееврейской культуры синтеза текста и изображения”(еженедельник “Нон-Стоп”-приложение к газете “Вести”).Среди фигуративной живописи обращают внимание полотна Иосифа Копеляна, предпринявшего “дерзкий и рискованный опыт соединения высокой классики(Вермеера Дельфтского)с культовыми символами современной рекламы”(там же)

C 6 сентября ВЫСТАВКА “Библейские пейзажи и священные сюжеты в творчестве европейских художников”  в Музее Израиля
=========================================================
Грандиозная экспозиция, завершающая серию вернисажей последних 2-х лет,посвященных новому тысячелетию в христианском исчислении, христианским мотивам в искусстве и археологическим находкам раннего христианства на территории Эрец-Исраэль.Представлены шедевры живописи за 400-летний период ,с начала 16-го века и до конца 19-го –картины маслом на сюжеты из Ветхого и Нового заветов.Творения великих живописцев Рембрандта, Тициана,Эль-Греко,Кореджо,Рубенса,Брейгеля,Тернера,Тьеполо, Пуссена и других мастеров кисти представителей разных школ разных стран.В них нашли отражение многие темы :райский сад,эротика на лоне природы, библейские рощи,первобытные и морские пейзажи, дикие леса, небесный Иерусалим и т.д.Все 33 музея из 12 европейских стран,в т.ч. из России(3 картины из Эрмитажа)прислали своих представителей для обеспечения сохранности присланных картин.Работа выставки продлится до 2 января 2001 г.


До 15 ноября в  подмосковном Новом Иерусалиме (Истра)  выставка "Путешествие в Московию. Старинные географические карты России XVI-XVIII вв." Новый Иерусалим сам по себе - огромный макет Святой Земли. Патриарх Никон, его основавший, был, если и не первым картографом, то во всяком случае, большим оригиналом по части географических изысков: построил ансамбль в виде объемной карты Голгофы, с обозначением мест в виде надписей на плитах храма. Совсем не случайно выставка древних карт проходит в этом музее. Экспозиция - явление высокохудожественное. В конце концов, каждая карта на 70 процентов - картина, фантазия на географическую тему, а на 30 процентов - икона, вера в то, что так оно и есть.


C 20 октября по 19 ноября С.АРТ галерея (Москва, Земляной вал, дом 14, вход с Малого Казенного переулка) приглашает на выставку Руслана ВАШКЕВИЧа (Белоруссия)
Проект SECOND SECOND HAND эротическая версия

Законченное понятие SECOND HAND в денежно-вещевом смысле вне конкуренции, в эстетическом вне критики. Единичные объекты этой субкультуры, лишенные тиража, всегда уникальны, даже если повторяемы. Б/у - знак собственной истории, факт свободы от субъекта, материализация "ничейной" свободы и самооценка, одновременно. Иными словами - вещь мира.
Повторение в новом названии предыдущего SECOND HAND (ЦДХ, С.АРТ галерея,1997) указывает на новые варианты разработки принципиальной для художника темы, фиксируя внимание на генеалогии данного явления. Слово second, удваиваясь в названии проекта SECOND SECOND HAND, уже графическим написанием задает контекст, необходимый для правильного прочтения общей концепции выставки.
Кроме того, художником:
вторично, хотя и по-иному, обыгрывается постмодернистская идея "нового использования старых вещей";
продолжает развиваться тема парности, двойственности, симметрии в пространстве и во времени, общей символики числа "2", давно присутствующей в художественной системе Вашкевича;
используется повтор, как опечатка, как речевой дефект, сбой программы - аллюзия на необходимую случайность;
уточняется собственная концепция творчества, согласно которой рукой воистину творящей является сам Творец. HAND художника лишь исполняет волю ПЕРВОЙ РУКИ, и потому всегда is SECOND. В данном проекте Руслан Вашкевич оперирует уже существующими понятиями и образцами искусства, осмысленно лимитируя свои полномочия, фиксируя равновесие присутствия/неприсутствия в художественной ситуации (картина, объект, пространство). Этим принципом логически оправдано определение художником собственной руки как SECOND SECOND.
Свою модель отношений с миром искусства Руслан Вашкевич представляет наглядно смысловой архитектоникой экспозиции, объемная идея которой - искусство как объект искусства дополняется тезисом - искусство как способ интерпретации искусства.
Татьяна БЕМБЕЛЬ (искусствовед, г.Минск)


С 16 сентября по 15 ноября в Московской галерее "Файн Арт" выставка Гора Чахала "Радость" - Мультимедия. Компьютерный принт на холсте.
Танцуют все!
Огненные, полыхающие красно-желтым фигуры танцующих людей, взявшихся за руки, несутся на нас из безгранично черного пространства. Контрастирующая с огненностью фигур чернота холста уничтожает его плоскость, и мы уже в виртуальном хороводе Гора Чахала. Виртуальные танцы с художником вызывают вполне невиртуальное чувство - радость. Почему технологически совершенное исусство Чахала, визуальность которого создается машиной, и потому оно как бы совершенно обесчеловечено, вызывает вполне человечские переживания? В истоке виртуальных миров художника - вылепленные им глинянные человечки, их художник фотографирует и с помощью компьютерных обработок превращает в конечные произведения. Сочетание классической техники лепки с новейшими технологиями по мнению художника несет в себе связь времен и их непрерывность от древнейших до современности, а также апеллирует к вечным ценностям искусства.
Сама же идея выставки проста и непосредственно обращена к человеку - к проблемам одиночества и коммуникации. По мнению художника глобальная компьютерная сеть не может ни вытеснить, ни подменить реальность непосредственных человеческих отношений. Простые и великие чувства - радость, любовь - только они способны соединять. В состоянии радости люди различных культур и социумов понимают друг друга без слов - сразу и до конца.
И.Филатова


78853 Москва. Рисунки известного русского художника-авангардиста Павла Филонова /1881-1941/ возвращены на Родину. Церемония представления рисунков журналистам и пресс-конференция состоялись 29.09 в Министерстве культуры РФ. В период с 1978 по 1981 годы подлинники  были похищены из Государственного Русского музея и тайком вывезены за границу. Позднее, а именно в 1983 году, их приобрел Национальный музей современного искусства Центра Жоржа Помпиду. На снимке: один из рисунков П.Филонова - "Пропагандист" . Фото ИТАР-ТАСС

^ 3 ноября в Москве в Третьяковской галерее завершила работу   Международная конференция EVA-2000 "Электронная конвергенция: новые технологии в музеях, галереях, библиотеках и архивах". 130 докладов, около 550 участников. В четверг работала секция Современное искусство Программа конференции

На двух предыдущих "EV'ах" в первую очередь решалась задача познакомить музейных работников, преобладающих на конференции, с репрезентационными и креативными достижениями современного искусства в Сети.
На сей раз программа секции  формировалась уже по иному принципу: отобразить и обсудить основные на сегодняшний день способы использования Сети современным искусством.
1-й доклад - Анна Франц, Avant-Rus, Нью-Йорк О.И. Томсон, Санкт-Петербургский общественный благотворительный фонд “Русский альбом”, Русский альбом” как попытка презентации искусства Санкт-Петербурга второй половины ХХ века - по американски точная, сделанная на американскую же аудиторию репрезентация петербургского искусства 80-х - 90-х годов. На сегодня такой подход уже можно назвать традиционной институциональной сетевой репрезентацией.
2-й  - Владимир Опара, Творческое объединение художников Экспериментальных Технологий Искусства, Компания "Демос-Интернет", Интернет - основа для создания и деятельности Творческих объединений художников - опять-таки об одном из уже  ставших привычными творческих объединений художников, возникших в Сети и существующих как виртуально, так и пришедших со временем к оффлайновым репрезентациям.
3-й  - Н.Кононихин, студия Арт-медиа, Санкт-Петербург, Актуальное искусство в сети: мониторинг, репрезентация, симуляция - о возрастании роли документирования искусства, о тотальном документировании актуального искусства и, более того, о симуляции - использовании сети как среды, формы и средства реализации своих художественных проектов.
4-й - С.Тетерин, медиа художник, Пермь, Русский электронный шаманизм и media art - взгляд художника на возможности новых технологических сред и его идея электронного шаманизма, ключевым элементом которой является  "тун", "техно шаман, вариация колдуна в новейшей квазиэлектронной деревне. Тун использует то, чему остальные подчиняются. Большинство людей даже не замечают напряжения информационных потоков, пронизывающих их жизни - тун пытается ими управлять или как-то лавировать между ними. И чем насыщеннее эти потоки, тем больше его преимущество".
5-й - Э. Кархалев, И. Химин, Институт ПРО АРТЕ, Санкт-Петербург, WAP: Арт-протокол для сотовых телефонов -
с одной стороны был посвящен рассмотрению  wap-протокола сотовой связи как художественной среды, а с другой у начинавших упражняться в вебе в 93-95 годах вызвал ностальгию по тогдашнему романтическому пуризму, определявшемуся как тогда в WWW, так и сейчас в WAPе, крайне ограниченными, в основном текстовыми возможностями.
Молодые представители ПроАрте довершили, начатое докладами Кононихина и Тетерина - аудитория "завелась" в широком спектре: от возбужденно заинтересованного обсуждения в стане  "братьев по оружию", до смеха и раздраженных вопросов со стороны части присутствовавших музейных работников.
Однако на итоговом пленарном обсуждении результатов работы секций, с подачи именно музейных работников секция "Современное искусство и Интернет" была признана успешной и одной из самых интересных.
Участники секции разумеется разделяют это мнение.
Издержкой выбранной концепции стало вынесением интересного доклада Николая Селиванова Искусство сегодня
в стендовые доклады. Хотя справедливости ради не менее весомой причиной было и опоздание с подачей заявки.
Ю.П.

^ Московский Центр Искусств (Неглинная, 14)
3-20 ноября совместный проект галереи Ковчег, Московского Центра Искусств и галереи Элизиум.
"Музей неактуального искусства" - живопись и графика 45 немодных художников 1900-1940-х годов. Просто хороших художников


^ До 20 ноября в клубе Проект О.Г.И. (Потаповский пер. 8/12) "Возвращение из Венеции" В Венеции на Архитектурной биеннале Филиппов построил инсталляцию "Лестница в небо", на которой разместил дорические колонны. Кроме того  для инсталляции из Пудожа (Карелия) был привезен камень. Из таких камней построено большинство исторических зданий в Петербурге. В оформлении российского павильона также принимал участие Уткин, фотографии которого прекрасно дополнили Филипповскую лестницу. Павильон получился лаконичным, эстетским и совершенно закономерно был отмечен призом как лучший на Биеннале.
В ОГИ - другой Филиппов - акварели - виды Венеции.
Инсталляция же по не проверенным пока сведениям может совершенно неожиданно воплотиться в фонтан-ресторан-театр на Трубной площади. Представляете себе нынешнюю Трубную, на пересечении бульваров, с распластнанным на отшибе жутким зданием политпросвета постройки 70-х годов?


^ www.fig-1.com - 50 проектов за 50 недель.


^ Джильберт и Джордж заявили, что искусство - это власть. Но от художника до публики по сей день существовал узкий круг гарелистов, дилеров и, как сейчас принято говорить, институций, которые, собственно,  только и могли претендовать на эту гипотетическую власть. Ну а что же меняется с пришествием глобальной Сети? Некоторые уже уверовали в наступающую в связи с этим независимость художников. Дамиен Хирст считает, что в Сети значение имеют лишь те, кто творит, и те, кому это нужно. Галереи и прочие, если не признают этого, должны уйти.  Другие - упомянутые институции, галереи в том числе - стремятся использовать новые технологические возможности для еще большего укрепления своих позиций по принципу - у кого больше денег, у того и власть, будь то индустриальное общество, будь то трижды пост и информационное впридачу.
Как бы то ни было, Сеть становится неотъемлемой частью современной культуры. И с этим все, как минимум, вынуждены считаться. Большинство художников быстрее многих  почувствовали новые репрезентативные возможности Сети.   Существенно меньшая часть художников, сформировавшихся в досетевой период, и существенно большая - скажем так, "новых" художников заинтересовались собственно творческими возможностями: гипертекстовостью Сети, принципиально новым уровнем коммуникативности. Наконец, некоторые осознали, что информация становится главным материалом для художника и взялись за освоение нового инструментария, с помощью которого можно использовать этот материал, а самые продвинутые - за создание такового, правда пока как правило с помощью программистов.
Например, номинант Turner Prize  Tomoko Takahashi's создал "незаконнорожденную" версию текстового процессора WordPerhect (это не опечатка , смотрите сами на  www.frieze.com и www.e-2.org, для просмотра требуется Macromedia Flash 4).
WebbyAwards'2000 в номинации Arts получил Web Stalker http://www.backspace.org/iod/iod4Winupdates.html, фактически расширение Windows (приготовтесь качать zip более, чем на 2М) и только приз юзеров -  http://www.sfmoma.org/EXHIB/viola/fr_splash.html, обычное, хоть и грамотно сделанное сетевое представление выставки  Bill Viola в SFMOMA.
"Русский журнал" в мае этого года опубликовал текст Андрея Великанова   "Виртуальное тело Юкста", где внятно и увлекательно (местами даже  развлекательно) сформулирован своего рода Манифест сетевого искусства , дающий достаточно убедительный ответ на вопрос, что является основным материалом современного искусства? Коротко  он таков - информация.
Намнияз Ашуратова отреагировала на этот текст новым проектом, объявив на днях  о начале бета-тестирования     Interactive Lexicon of Juxta. В настоящее время проект существует только на английском языке и представляет собой толковый словарь, который изначально является пустым. Словарные статьи и их толкования может внести любой анонимный пользователь, таким образом, словарь постепенно заполняется. Некоторые пользователи могут стать посвященными медиумами, в этом случае они получают дополнительные права.
Cтоль разные проекты  WordPerhect, Web Stalker и Interactive Lexicon of Juxta объединяет материал, с которым работают их авторы - информация и инструмент - программирование. Takahashi прибегал к помощи программиста, Ашуратова, насколько нам известно, освоила программирование, проектирование и создание баз данных сама. Различает проекты уровень интерактивности и вовлечения в соавторство.
Анализируя происходящее, можно предположить, что по мере освоения художниками более сложного инструментария, с одной стороны, и вовлечения продвинутых программистов в поле современного искусства, с другой, уровень такого рода проектов и, что особенно важно,  возможности их саморазвития, без участия авторов, точнее  "предавторов", сообщивших им первоначальный импульс, будут нарастать адекватно безпрецедентному динамизму компьютерных технологий. А поскольку сейчас именно эти технологии  определяют градиент развития общества, то ближайшие перспективы искусства, по всей видимости, здесь. И такое искусство может быть действительно власть?
Ю.П.


^ GenVish Premetive Art gallery
Евгений Вишневский - русский художник, живущий  в Америке. Последние четыре года работает над проектом - "Параллельно рисованная Библия. Визуальное отображение некоторых архетипов человека в концепции Библии и мифологии."


^ Американский сайт Traditional Fine Arts Online. Очень много всякой информации: о художниках, работах, выставках.


^ 13-14 ноября в Государственном институте искусствознания  состоится семинар “Особенности реализации авторского и смежных прав в условиях доминирования технических средств тиражирования произведений искусства”.
ПРОГРАММА
13 ноября 10.00.
**Вступительное слово.
*Дуков Е.В. – зав. Отделом Государственного института искусствознания, доктор философских наук, профессор.
Роль государства в сфере интеллектуальной собственности и новые аспекты в законодательстве об авторском и смежных правах.
*Близнец И.А. – зам. Генерального директора Роспатента, кандидат юридических наук, профессор, академик Академии информатизации, Действительный государственный советник.
Современные проблемы развития изобразительного искусства и вопросы охраны интеллектуальной собственности художников.
*Порто И.Б. – кандидат искусствоведения, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
Защита авторских прав художников в России.
*Максимова Л.Г. – начальник отдела Договорно-правового управления Российского авторского общества.
**Кофе-брейк
*Мордвинов В.А. – вице-президент Ассоциации патентоведов (Санкт-Петербург).
Патентоведческие аспекты авторского и смежных прав в современном российском законодательстве.
*Ивлев А. – зам. редактора журнала “Арбитражные споры” (Санкт-Петербург).
Практика арбитражных судов в делах по охране авторского и смежных прав.
**Перерыв на обед.
15:00
*Кудрявцева-Сулоима Т.П. – кандидат архитектуры.
Авторское право и охрана памятников архитектуры в современных технических условиях строительства.
*Ларишев Г.И. – Народный художник РФ, лауреат Государственной премии им. Репина, секретарь Правления Союза художников России.
Проблемы охраны авторских прав художников традиционного народного искусства.
**Кофе-брейк
*Логинова Т.В. – главный художник народного художественного промысла “Объединение Гжель”.
Вопросы охраны интеллектуальной собственности художников фарфора и керамики.
*Андрейкина М.С. – доцент Российской Академии театрального искусства.
Авторское и смежные права в сценическом искусстве: проблемы театральных художников.
**Дискуссия.
14 ноября, 10.00.
*Миндлина Е.Е. – юрисконсульт Государственного Центра современного искусства.
Опыт и проблемы отношений художника и институций на примере Государственного Центра современного искусства.
*Сальникова Е.В. – старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, кандидат искусствоведения.
Реклама как потребитель искусства: есть ли шанс у автора?
*Дуков Е.В. – зав. Отделом массовых жанров Государственного института искусствознания, доктор философских наук.
Цивилизованный художественный рынок и проблемы его законодательного обеспечения.
**Кофе-брейк
*Заключительное слово господина В Дюшемана.
**Круглый стол “Авторское и смежные права в эпоху технического тиражирования искусства: пути совершенствования”. Ведущий: Дуков Е.В. – зав. Отделом Государственного института искусствознания.
**Перерыв на обед.
15.00.
*Шейко А.В. – зам. директора ТКК “Аргус”, кандидат философских наук.
Проблемы охраны авторского и смежных прав в сфере Интернета.
*Зетицкий С.Ф. – Генеральный директор РОМС.
О деятельности Российского общества мультимедиа и цифровых сетей в Интернете в сфере защиты авторского и смежных прав.
*Попов А.Г. – зам. регионального координатора IFPI.
Организация деятельности Регионального Представительства IFPI по защите прав производителей фонограмм.
*Тихонов А. – главный эксперт Информационного агентства InterMedia.
Количественные и качественные характеристики российского рынка фонограмм.
*Туркин А.В. – начальник Договорно-правового управления Российского авторского общества.
Коллективное управление авторскими правами при использовании произведений на радио и телевидении.
*Зверева М.И. – зам. председателя правового отдела Союза кинематографистов Российской Федерации.
Старые фильмы и чистые кассеты.
**Дискуссия.


^ С 15 сентября  Evolution Festival (Австралия). Имеется в виду  эволюция использования mixed media в современном искусстве.
Фестиваль продлится до 11 ноября.
Приз победителю - $10000.


^ С 4 октября по 12 ноября Музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина (Отдел личных коллекций) проводит выставку Аттилио Стеффанони. Рисунки, акварели.
В 1994 году в ГМИИ уже состоялась выставка 60 офортов бергамского мастера, подаренных им музею. С 1995 по 1998 годы Стеффанони создал более 100 картин и 1000 рисунков и акварелей, представляющих своеобразный портрет города. На выставке в ГМИИ   экспонируются 60 работ из этой серии.


^ ГМИИ имени А.С.Пушкина
До 12 ноября
"Век Рембрандта". Голландская живопись "золотого" семнадцатого века.  Более 200 картин, большая часть которых - из запасников музея.


^ С 5 сентября в Музее пейзажа Плесского государственного историко - архитектурного и художественного музея - заповедника (Ивановская область) открылась выставка современной пейзажной живописи художников Северо - Западных регионов России "Зеленый шум". Выставка представляет в одном экспозиционном пространстве произведения (более 100 работ 49 авторов) художников Северо - Западных регионов России, разные по стилистике, творческим поискам. Объединяет их жанр изобразительного искусства - пейзаж. На выставке будут представлены как эпические панорамные пейзажи, так и небольшие лирические композиции пейзажистов нескольких поколений.
Выставка предоставит богатейшие возможности знакомства широких кругов общественности с современной пейзажной живописью, с именами и творчеством провинциальных художников Архангельской, Вологодской, Калининградской, Кировской, Мурманской, Новгородской областей, Республики Карелии, Псковской области, Республики Коми, Тверской области.


^ В октябре Межрегиональная общественная организация Центр Духовной Культуры и Издательский дом Агни г.Самары представляют мастерство лучших художников от эпохи Возрождения до первой половины 20 века в передвижных выставках компьютерных копий картин. Выставки, разработанные для учащейся молодежи с учетом курса по мировой художественной культуре, пройдут в 41 городах России и зарубежья. На выставках представлены: фрески Эпохи Возрождения, живопись итальянского и североевропейского Возрождения, живопись эпохи маньеризма, фламандские и голландские мастера, английская живопись, французский импрессионизм, русские мастера пейзажа и др. Подробнее с афишей можно познакомиться по адресу: http://www.centre.smr.ru/win/orgs/regions/vystavk_main.htm.


^ С 3 по 12 ноября в Центральном Доме Художника проходит IХ Российский Антикварный Салон - крупнейшее событие российского художественного рынка. Эта уникальная ярмарка, которая проводится два раза в год с 1996 года, вновь приглашает специалистов, ценителей, коллекционеров и всех интересующихся старым искусством насладиться произведениями различных стилей, эпох и направлений, мастеров России и Западной Европы. Осенний Салон будет богат редкими иконами, прекрасными образцами живописи русского авангарда (Кандинский, Ле Дантю, Пиросмани, Гончарова), русской дворцовой мебелью нач. XIX века, высококлассными предметами декоративно-прикладного искусства мастеров России и Западной Европы, неизменно хорошей подборкой русской академической живописи (Воробьев, Киселев, Айвазовский, Шишкин).
В рамках антикварного салона будет представлен ряд некоммерческих экспозиций. В Экспозиции "Отблеск Серебряного века" журнала '' Наше наследие '' представлены работы Раисы Ивановны Котович-Борисяк - художницы, чье имя еще предстоит открыть любителям изобразительного искусства. Музей-усадьба Останкино представляет итальянские гравюры XVII - XIX вв. Большая часть экспозиции посвящена работам Дж.-Б. Пиранези. (Музей-усадьба "Останкино"Тел.\факс: (095) 286-0288) Cовместный проект "Музей неактуального искусства" (живопись и графика 1900-х - 1940-х годов) представляют Московский Центр искусств, Галерея "Ковчег", Галерея "Элизиум" при поддержке компании "Экспо-Парк. Выставочные проекты". Открытие экспозиции состоится 2 ноября 2000 года в 18 часов в помещении Московского Центра Искусств (ул. Неглинная, 14). Проект Арт-агенства Колония - "Мотив из прошлого. Московская школа живописи 1930-1950-ые." Выставка открыта до 20 ноября. "Купеческий дух конца XIX - начала XX" - проект Клуба коллекционеров "Раритет. Адрес Клуба: Москва. Дом культуры им.Зуева, ул. Лесная, 18.
Центральный дом художника (ЦДХ), Крымский вал, 10. Проёзд: м.Октябрьская, Парк Культуры
URL: www.cha.ru

Санкт-Петербург. В музее Нонконформистского искусства (ул. Пушкинская, д.10 (вход с Лиговского пр., 53), 1 парадная, 4 этаж, 403. Режим работы музея: с 15 до 19 часов. Выходные - понедельник, вторник. www.nonmuseum.ru ) до 5 ноября проходит выставка Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого. Борис Смирнов-Русецкий (1905-93) - продолжатель традиций русского космизма, член группы "Амаравелла" (1923-30), ученик Н. Рериха. Его творчество - попытка синтеза веры и науки, земного и надмирного, православного и всечеловеческого, индивидуального и общинного. Традиция русского космизма тянется от начала века. Группу "Амаравелла" создали в 23-м году молодые поклонники В. Соловьева и П. Флоренского, ученики Н.Рериха, единомышленники В.Вернадского и К.Циолковского. Художники пытались соединить мистику и науку и найти живописный эквивалент для этих исканий. Наследие модерна, пейзажная живопись прошлого века, русская иконопись и традиции восточного, особенно индийского, религиозного искусства легли в основу художественного языка "Амаравеллы".   В 30-х группа была разгромлена, художники разделили судьбу всех инакомыслящих. Борис Смирнов-Русецкий, пройдя лагеря и подполье, возобновил выставочную деятельность в 60-е годы. В 70-е, отмеченные все возрастающим интересом интеллигенции к духовному, к корням, к наследию Серебряного века, художник обрел некоторую известность в художественных кругах и горячих поклонников - в кругах посвященных в учение Рериха. Традиция русского космизма оказалась в стороне от главного течения contemporary art.   Эстетика "Амаравеллы" сегодня растворилась в научно-фантастических фильмах, мультфильмах, иллюстрациях к волшебным сказкам и других популярных жанрах. Что закономерно: раствориться в общем и жить вечно - это именно то, чего они хотели.


^ C сентября 2000 г. в Мраморном дворце проходит выставка "Россия глазами иностранных граверов второй половины XVIII - начала XIX века". Выставка подготовлена в рамках постоянной экспозиции "Иностранные художники в России" и представляет печатную графику работавших в России художников из Англии, Германии, Швеции и других стран. В экспозиции виды Санкт-Петербурга и Москвы, портреты, а также сцены из русской жизни, увиденные глазами людей иной культурной традиции. Иные из этих мастеров, как Г.-Ф.Шмидт и А.Радиг провели в России несколько лет и создали ряд интересных произведений, другие, как англичанин Дж.Уокер и немец И.-С.Клаубер прожили здесь значительную часть жизни и оставили после себя не только многочисленные произведения, но и замечательных учеников.


^ С 15 сентября в Михайловском (Инженерном) замке (Русском музее)  ПРОПАГАНДА И МЕЧТЫ - Фотография 1930-х годов в СССР и США. Выставка перебралась сюда из московского ГМИИ им. Пушкина.

1930-е годы для ССР и США - время формирования образов двух сверхдержав. И именно в это время на первый план в культуре обоих стран выходят визуальные искусства, в первую очередь фотография. Наивысшие достижения фотоискусства этой эпохи воплотились в работах А.Родченко и Д.Ланг, Б.Игнатовича и Б.Шана, А.Шайхета и У.Эванса, И.Шагина и А.Ротштейна, Г.Петрусова и Ж.Делано, В.Буллы и Р.Ли. Экспозиция включает около 200 произведений 39 советских и 22 американских авторов. Произведения - из коллекции Библиотеки Конгресса США, Музея современного искусства (Нью-Йорк), Национального архива США, а также других музейных, корпоративных и частных собраний США и России.


C 14 октября  Арт-полигон на Пушкинской (СПб) приглашает  на  выставку: Николай Кононихин "Artpiter.spb.ru:Тотальная документация искусства". Документация становится не только обязательным условием
существования искусства, считают организаторы выставки, но заменяет искусство, становится самим искусством. Наиболее реактивной и тотальной средой распространения информации стал интернет.
Программа выставки: 14 октября, 17.00 - открытие выставки, показ "Арт-Питера", 18.00 - "Дрэли куда попало";
15 октября, 18.00 - "Расстрел Балтики" - Кэнди Малахаев, Гера Шипов, Господин Четыре; 19 октября, 18.00 - Публичный диспут "А живо ли искусство?"(модераторы Кононихин, В.Савчук); 20 октября, 18.00 - Съезд "Я - политическая партия" Кэнди Малахаева, 18.00 - Алексей Варсопко "Раздача авторской малоформатной печатной продукции"; 21 октября, 18.00 - "Дрэли куда попало"; 22 октября, 18.00 - Видео документация Игоря Баскина.  Арт-полигон на Пушкинской, 10 (вход с Лиговского пр., 53), тел.(812)112-6454


ГАЛЕРЕЯ <МАНЕЖ>
(Манежная пл.,1 В здании ЦВЗ, вход со стороны Кутафьей башни Кремля. 202 82 52)

18 октября - 6 ноября "Красное, сухое..."
Выставка московских художников по поводу и на тему веселого пития красного, сухого вина. На выставке будет представление книги эссе Игоря Померанцева, писателя и журналиста радио "Свобода" - "Красное, сухое...", которая и послужила катализатором организации выставки.


С 6 сентября в Москве, в галерее "Дом Нащокина" "От Петра Великого до Павла I (Русский придворный портрет XVIII века)".
Основу экспозиции "От Петра Великого до Павла I" составляет фамильная коллекция одного из самых древних и знатных родов России - Шереметевых - часть собрания портретного искусства Государственного музея керамики и
"Усадьба Кусково XVIII в.". Цель выставки - показать историю России от Петра Великого до Екатерины II и императора Павла I в лицах, оживить легендарные исторические образы, передать дух эпохи. Выставку портретов дополнят предметы мебели и декоративно-прикладного искусства русской работы XVIII века. На выставке будут экспонироваться изделия Императорского фарфорового завода II пол. XVIII в. Выставка будет проходить с 6 сентября до начала ноября.


В Арт-медиа центре ТВ-галерея.

C 4 октября до конца октября
В рамках Американо-Российского проекта  "Cross Currents" / "Пересечения"
www.art.nnov.ru/crosscurrents/
Совместный художественный проект  Билла Бирна, Нью-Йорк, и Юрия Лейдермана, Москва
Подробнее

21 сентября
Состоялась открытая лекция Льва Мановича, медиатеоретика, профессора Калифорнийского Университета, Сан-Диего, США.
Тема лекции: Информационная эстетика. На авторском сайте http://www.manovich.net в реальном времени пишется последняя книга. Манович пополняет ее материалами в ходе своих странствий по университетам и по Сети. Лекцию он читает базируясь на этом же сайте, используя его как иллюстративный материал (сайт правда для этого вовсе не приспособлен).
Лев Манович проследил параллели в процессах имевших место в искусстве нарождавшегося индустриального общества и сейчас, в нарождающемся информационном обществе. Предметом позитивистского анализа и прогноза стали инструментарий визуального искусства  и его символы-знаки, соответствующие новому состоянию общества. Анализируя искусство индустриального общества Манович чаще всего обращается к монтажу.  Говоря же о современных процессах, он называет трех кандидатов: базы данных, игры и симуляцию (не в смысле философского метода, а моделирования реальности компьютерными методами).
Позитивистский подход был подвергнут критике присутствовавшим Андреем Великановым, тяготеющим скорее к эсхатологическому анализу. Татьяна Горючева и Ольга Горюнова также приняли участие в дискуссии, в отличие от Великанова, не задевая принципиальных основ выстраиваемой Мановичем теории. Присутствующие, думаю, не пожалели о том, что предпочли лекцию вернисажу в Риджине и другим традиционным выставкам. Такого рода дискуссии крайне редки, даже в Москве.  Симптоматично, что лекция, столь необходимая студентам МГУ и РГГУ, будущим искусствоведам и кураторам, состоялась вовсе не в этих университетах, как это было, например, в Хельсинки, а в ТВ-галерее, площадке-ветеране медиа искусства. В Питере - в ПроАрте (бывший ЦСИ Сороса), а не где нибудь еще. 


возврат в рубрику архив

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO