АРХИВ с 17.04.00 по 22.05:

Вена, Австрия: 18.03. - 14.05.2000 - выставка "Клее, Танги, Миро - три подхода к пейзажу" в Museum Moderner Kunst Stiftung Ludwig Wien, Palais Liechtenstein . На выставке классиков 20 века представлены работы небольшого формата - живопись и графика. Реальный мир, воплощенный в микрокосме картин, часто в большей степени изображает внутренний мир, видения и воображаемые образы художника, нежели окружающее его царство Природы. Открытие 20 века в пейзажном жанре заключается как раз в перемещении его из landscape в mindscape, продиктованное увлечением теорией подсознательного Фрейда, проникновением искусства в сферу иррационального, стремлением к созданию новых миров в искусстве вместо калькирования окружающей действительности. Подробнее о выставке.


29 апреля NOT STILL ART - видео фестиваль в MICRO MUSEUM, Бруклин. В программе два фильма Андрея и Юлии Великановых: Some Like It Without Sugar  и Language Sign Duality is Asymmetrical. 


4 мая в Германии открылся Фестиваль коротких фильмов   Internationale Kurzfilmtage Oberhausen gGmbH Программа фестиваля, который продлится до 9 мая, включает 141 работу: фильмов и видео, отобранных на предварительном этапе из более, чем 3500 работ. Предусмотрено 16 призов. Призовой фонд - 75,000 DEM.
68 фильмов из 33 стран участвуют в международном конкурсе. Вторая программа фестиваля - конкурс немецких работ (68). Третья - детские фильмы (36 фильмов из 16 стран). 16 музыкальных клипов участвуют в конкурсе MUVI-AWARD, который проводится только второй год.
США и Великобритания традиционно представлены в международном конкурсе. Россия и Австралия на этот раз представлены сильнее, чем прежде. Среди участников представители и таких стран как Перу и Зимбабве. Есть уже относительно известные участники: Eija-Liisa Ahtila (Finland), братья Алейниковы (Россия), Emily Breer (USA), Isaac Julien (UK), William Kentridge (South Africa), Mike Mills (USA) or Rosa von Praunheim (Germany).


26.04-10.05.2000 в ЦДХ Выставка   кабардино-балкарского художника Мухадина Кишева «На родину из Андалузии», приуроченная к 60-летию со дня рождения. Демонстрируются работы последних 6- лет, созданные художником в Великобритании и Испании.  Живопись, графика . Зал № 13.


Междисциплинарная   Subtle Technologies Conference в Торонто. Очередная актульная для современного искусства встреча художников и ученых. Опять речь идет о размываении границ между наукой и искусством.
Конференция "Subtle Technologies Conference" пройдет в Торонто 13-14 мая и будет уже третьей по счету. Программа on-line. Кто не участвует, может довольствоваться информацией на сайте конференции, обещающей ученым и художникам возможность понять друг друга в областях знания, мягко говоря, сложных для понимания, трудно поддающихся объяснениям, с не устоявшимися определениями. Интригует цель конференции - стирание границ между наукой и искусством.
Приблизительно тему конференции можно определить как "трудно уловимые явления" или "тонкие явления" и основанные на них технологии, интересные как науке, так и искусству.
В анонсе конференции перечислены следующие области: квантовая физика и квантовые и другие нестандартные компьютерные технологии, голографическое моделирование, нейронные сети, нейробиология,  биомагнетизм и биоэнергетика, генетика, альтернативные энергетические системы, теория хаоса, космология и парапсихология...
Короче, целью объявлено взаимоопыление идей. Этакое постмодернистское "Общество Знание" в международном масштабе.
Для выяснения деталей можно обратиться прямо к координатору  Jim Ruxton - cinetron@passport.ca


В Политехническом музее до 14 мая "Школа рационализма в искусстве". Борис Стучебрюков. Кинетическая скульптура. Объекты. Ретроспективная выставка.
Наибольшую известность в 90-е годы принесли Стучебрюкову его объекты из тысяч и десятков тысяч бритвенных лезвий, а также его "металлические импровизации".


c 26 апреля по 14 мая в галерее На Солянке выставка Юрия Злотникова, шестидесятника - абстракциониста.


11 мая   - 10 лет со дня смерти Венедикта Ерофеева. К этому дню было приурочено открытие скульптурной композиции "Москва-Петушки" - бронзовых памятников Венички и его возлюбленной, выполненных Юрием Кузнецовым. Скульптуры   установлены в сквере на площади Борьбы (где Веничка "выпил стакан кориандровой" по пути с Каляевской на Курский вокзал), дабы "обратить внимание общественности на один из важнейших аспектов отечественной культуры".


С 21 апреля в галерее Гельмана Валерий КОШЛЯКОВ.
Инсталляция: объекты, предметная графика - это из официального приглашения на вернисаж.
Объектами оказываются туалет типа сортир, кровать с горкой подушек... все это изба. Однако не вполне ясно, зачем все это актуализируется в нынешнем контексте. Если Кабаковский сортир, сыгравший ключевую роль в прорыве на западный арт рынок, вместе с фрагментами краеведческих музеев и библиотек были вполне впору, в самую что ни есть активную постмодернистскую пору, да еще усугубленную постсоветскими катаклизмами, то теперь-то это что? Демонстрация возможности сделать все тоже, только более талантливо? Так почти никто и не сомневается, что сделанное Кабаковым могло бы быть куда как изобретательнее, интереснее и тоньше. Однако ведь вовремя и к месту не сделал никто. Только он.
Хотя говорят, у Кошлякова все иначе... Кто понимает, мол, тот оценит.

Могу привести один пример. Один мой голландский приятель напросился в деревню. Снимал там избы снаружи, изнутри. Сортир, само собой, сарайчики. Фотографии сделал просто замечательные.
Поместил их в интеллектуальном журнале со статьей "Izba". Голландцам было очень интересна и статья и фотографии, а мне  - их реакция.


25 марта - 10 мая в галерее Новый Эрмитаж (Спиридоновка, 4, строение 1, "Баррикадная") выставка "Левой, левой!" -  из 20 частных собраний собрано 160 работ двух поколений художников, составляющих гордость отечественного искусства ХХ века, поколения   русского авангарда 10-х - 20-х годов и поколения 60-х годов. Малевич, Филонов, Попова. Кабаков, Немухин, Краснопевцев. Для авангарда начала века название подходит вполне, а вот для 60-х годов звучит странновато. Однако выставка совершенно не заурядная, как бы она не называлась.
64282левой.jpg (5913 bytes)


15 марта объявлены номинанты   конкурса Webbyawards 4-й раз организованного SFMOMA и The International Academy of Digital Arts and Sciences:

EasyLife.Org
http://easylife.org - это Алексей Шульгин. Поздравляем!
Трудно предсказать выбор жюри, уж очень разные номинированы проекты. Как сравнивать проект Шульгина с броузером, например?

netomat
http://www.netomat.net - Maciej Wisniewski сделал альтернативный броузер. Впечатляет.

PHON:E:ME
http://phoneme.walkerart.org - проект Walker Art Center's/Gallery 9 (основной атор Mark Amerika) при участии Australia Council for the Art's New Media Fund и Perth Institute of Contemporary Art, Австралия;
требует shockwave 7, RealPlayer G2, Quicktime 4 (mp3); 
слишком тяжел, для того чтобы произвести достойное впечатление за короткое время.

SFMOMA Presents Bill Viola
http://www.sfmoma.org/EXHIB/viola/fr_splash.html - виртуальное представление выставки Билла Виола в SFMOMA в конце 99 года. Для полноты представления необходим Quicktime 4. Cайт оптимизирован на скорость 56 KБит/сек. Можно отказаться от использования quicktime, но тогда - это заурядная работа с "чистеньким" дизайном.

Web Stalker
http://www.backspace.org/iod/iod4Winupdates.html - по этому адресу обнаружен zip-файл 1.8М, скачан и развернут. В работе пока не проверен.

Жюри:
* Gary Hill, Cиэтлский художник (видео арт)
* Machiko Kusahara,  куратор в области медиа арта и профессор университета Кобе, Япония
* John Maeda, Sony Career Development Professor of Media Arts (?)
* Femke Wolting, куратор и одна из организаторов International Film Festival в Роттердаме
* Aaron Betsky, SFMOMA куратор в области архитектуры и дизайна
* Keiko Hayashi, SFMOMA руководитель направления "графический дизайн"
* John Weber, SFMOMA куратор образовательных программ
* Benjamin Weil, SFMOMA куратор в области медиа арта
Призовой фонд - $50000. Приз получат от 1 до 3 победителей, по усмотрению жюри и в зависимости от уровня заявленных работ.

Победители будут объявлены - 11 мая. 25 мая победители получат свои призы.


Очередная победа Намнияз Ашуратовой!
На этот раз на Американском фестивале SXSW в номинации BEST USER INTERACTION победила работа Намнияз Ашуратовой "Enemy Processing System"  (другие финалисты этой подкатегории: Motorola - The Experience, drkoop.com и eQuest).
В категории Фильмы в числе финалистов работа Андрея Великанова "Virtual Body of God" (видео).
Все. Больше никого из России.


До 7.05.2000 в Розмари Корт Гэллери (Сарасота, Флорида, США) выставка "Интуитивное искусство: художник как шаман", куратором которой является Джордж Бокс. Здесь будут представлены художники, которые в отличие от тех, что пытаются воспроизвести подобие зримого мира, обращаются к невидимому мистическому миру. Они подобны шаманам ранних культур, способных приводить ум в состояние высшего сознания. Клемент Гринберг сказал на семинаре в 1971 году "Вся реальность, все возможности виртуально являются искусством. Мы живем в океане искусства или возможности искусства. Именно там сосредоточена бесконечность". Концепция выставки включает в себя каждый и любой аспект тех произведений искусства, создание которых может считаться шаманским. В основном на выставке будут представлены художники группы, членом которой является и куратор Джордж Бокс, - группа "Лэйеристов в мультимедиа" ("layer" - слой). Опубликованная ими в 1998 году книга "Мост через время и пространство" затрагивает такие темы, как алхимия, спиритизм, метафоры Земли, космические силы, шаманская медицина, ритуал и творческий процесс. Художники, желающие принять участие в этой выставке могут обращаться к куратору:George Box at (941) 365 - 0014 georgebox@worldnet.att.net, крайний срок - 21 марта 2000.


С 14 апреля по 5 мая в галерее "Файн Арт" (Москва, Большая Садовая, 3, корпус 10) выставка Андрея Гросицкого "Металлолом". Живопись.
Ржавчина, разедающая штуцеры. Старый диван и старый тюбик из-под краски. Изуродованное, издолбанное корыто...
А. Гросицкий - великий мистификатор. Мастер иллюзии. Ничего из выше перечисленного на выставке нет. Есть великолепные холсты, несущие в себе эстетизированные изображения неких вещей, отброшенных человеком, даже не столько самих вещей, сколько фактуры их поверхностей, форм. Предметы лишь напоминают нам какие-то знакомые обиходные вещи. В действительности это абстракции, метафизические образы.  Эти вещи, утратив свою первоначальную предназначенность, переосмысленные и написанные художником, приобрели другую ценность. Они зафиксировали бегущее Время, нашу Память этого времени, окружающие пространства, которые и стали основным собержанием картин-объектов.
Ирина Филатова.


Знаменитые на весь мир русские валенки стали экспонатами выставки, открывшейся в отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. На обозрение публики представлены уникальные модели, над которыми немало потрудились 50 лучших отечественных дизайнеров моды. В их числе оказались Валентин Юдашкин, Андрей Шаров, Андрей Бартенев (на снимке) 64605валенки.jpg (4144 bytes)и другие первоклассные модельеры. С октября этого года организаторы проекта "Валенки" планируют показать конкурсные работы в нескольких европейских столицах. Фото Романа Денисова (ИТАР-ТАСС)


с 20.04.2000 Наталья Синева в М'Арсе.


с 20.04.2000 Олег и Тамара Таранцевы в А3.


15.04 - 5.06 в ГМИИ им. Пушкина "Прогулки по Риму". Для любителей пейзажной, видовой гравюры XVIII  века, к тому же итальянской.


22.04. - 4.05.2000 в галерее Spider &Mouse  Владимир Быстров приглашает на чашку чая в свой Чайный домик, что по сути является инсталляцией мультимедийных и видео работ. Владимир Быстров - член арт-группы "Аварийный выход", расположенной в Царском Селе (СПб). Выставка открыта по вторникам, четвергам, субботам с 17:00 до 21:00 по адресу Ленинградский пр., 58, тел. 287 13 60; 213 83 43.


  C 20.04.2000 - в галерее XL  выставка-инсталляция объектов известного художника Игоря Макаревича "Рисунки старых мастеров".  Постмодернистские размышления о рисунке и вообще об искусстве ХХ века. Почему "УНОК"? Потому что внутри шрифта - "рис". И это далеко не единственный, а может быть самый нехитрый ребус, из тех, в которые оформились размышления Макаревича.


Выставка, посвященная 10-летию Галереи М.Гельмана - "Динамические пары"
в Центральном выставочном зале "МАНЕЖ" Манежная площадь, 1
с  26 апреля


Один человек объявляется двумя художниками! Андрей Великанов, вступив с Намнияз Ашуратовой в диалог, предусмотренный правилами игры, точнее выставки "Динамические пары" (26 апреля в Манеже, по случаю 10-ти летия галереи Гельмана), раскрывает тайну рождения Намнияз как художника.
"...я тебя придумал" - говорит Андрей, но не слишком как-то убедительно. С одной стороны, в этом тексте-диалоге участники настолько не позиционированы, что это вроде бы в пользу правоты заявления Андрея. С другой - читайте тексты, смотрите работы и того и другого, и вы скорее всего придете к мысли, что все это вполне в духе Намнияз, а не Андрея. Как если бы Намнияз убедила Андрея сыграть еще и в эту игру, причем по ее правилам. Чтоб ошарашить всех, кто знает Намнияз и общается с ней. Блеснуть широтой познаний и глубиной взгляда. Матернуться сочно и очень к месту. А потом, чтоб никто уж не смог разобраться кто есть кто. Высказываем такое предположение, так как нам известна по крайней мере  еще одна  ее подобная попытка "спаривания". Неудавшаяся в силу крайней сложности характера Намнияз и не меньшей - объекта "спаривания". "Объекты" же она выбирает очень разборчиво: и чтоб сетевой, и чтоб умный, и чтоб художник (уже дико сложно), и чтоб слог был хорош... и много чего еще.
Так что Андрея мы поздравляем. Знаем, что лучший выбор было сделать трудно.
Что касается Намнияз... еще раз посмотрите ее работы... Сами конечно решайте, но сдается, мало кто попадется на эту удочку. Разве что за медведей  голосующие...
Ю.П.
Не удивлюсь, если скоро Шульгин объявит, что придумал... Найдет с кем договориться. Или его уговорят.
Процесс пошел, вернее - не прекращался.


В Питере 20-23.04 - новости от Николая Кононихина:

23.04.2000: BODY - ART В ВИТРИНЕ “САЙГОНА”

Третий день фестиваля “ГРЕХОПАДЕНИЕ” начался с body - art в витрине магазина “САЙГОН” на Невском проспекте. Там Яша КАЖДАН с художником Алексеем ЛОБАНОВЫМ принялись расписывать друг друга священными текстами на русском языке и языке оригинала, демонстрируя, таким образом, взаимопроникновение и актуальность вечных ценностей для разных культур. Завершился фестиваль в “FISH FABRIQUE” на Пушкинской 10 показом короткометражных фильмов студентов ВГИК (“Ангел”, “Пугало”, “Как я провела лето” и др. - режиссер Ксения Перетрухина).

22.04.2000: “ГРЕХОПАДЕНИЕ” ОКАЗАЛОСЬ СТИЛЬНЫМ И ЦЕЛОМУДРЕННЫМ

“ГРЕХОПАДЕНИЕ” ЯШИ КАЖДАНА (Москва) продолжилось показом мод в кинотеатре “СПАРТАК”. Свои новые коллекции показали модельеры МАША СМИРНОВА (Москва), которая использовала прозрачный полиэтилен в сочетании с искусственным мехом, и ЯША КАЖДАН, отдавший предпочтение полупрозрачной и мятой кальке - другими одеждами участники показа себя не обременяли. В показе приняли участие художники и модели группы “В ТЕНИ” (Москва). Зрителей и артистов осыпали цветами и рисом. Несмотря на прозрачные одежды “грехопадение” оказалось вполне стильным и целомудренным. (фото М.Хейфеца)

22.04.2000: ПРОСТИТЕ, ЖЕНЩИНЫ, БОРИСА РУБИНШТЕЙНА!

В Музее Анны Ахматовой открылась выставка шелкографий “ЖЕНЩИНЫ, ЖЕНЩИНЫ...” БОРИСА РУБИНШТЕЙНА. “Опытный и признанный скульптор” - как сказано в буклете (проф. Григорий Островский) - Б.Рубинштейн (р.1925) окончил в 1950 г. физмат госуниверситета, в 1974 г. уехал в Израиль и в 1982 г. занялся керамической скульптурой, которая, по-видимому, и принесла ему признание “опытного скульптора”. Но скульптуры на выставке не было. Была шелкография: “овладение сложной, трудоемкой технологией шелкографии, - поясняет Г.Островский, - само по себе представляет увлекательную творческую задачу”. И Рубинштейн этой технологией, по-видимому, овладел (не указано, правда, к какому году). Что же касается женщин... Простите, женщины, Бориса Рубинштейна!

21.04.2000: “ГРЕХОПАДЕНИЕ” В ЦВЕТОЧНОЙ ОРАНЖЕРЕЕ

Выставочный зал “ЦВЕТЫ” на Потемкинской, 2 волей ЯШИ КАЖДАНА (Москва) превратился в Райский сад. Там сегодня стартовал фестиваль “ГРЕХОПАДЕНИЕ”, посвященный вечным темам священных текстов и их интерпретации в современном мире новых информационных технологий. Московские и питерские художники показали в пространстве цветочной оранжереи - райского сада - инсталляции, объекты и видеоарт на тему вкушения запретного плода и грехопадения. Кульминацией стал перформанс Арлекино “Адам и Ева” в исполнении Я.Каждана, а также хэппенинг с проносом змея-искусителя и публичным вкушением “запретных” яблок.

20.04.2000: ПОДНИМЕМ БОКАЛЫ ЗА ИСКУС В ИСКУССТВЕ

Тема смерти и потустороннего все чаще стала проявляться в художественной жизни Питера. Виной тому, наверное, смена тысячелетий и мистическое осознание глобальных перемен. Вот и на выставке МУРАДА ГАУХМАНА-S “ИМПЕРАТОР ХАОСА”, открывшейся в АРТ КОЛЛЕГИИ, автор представил серию апокалиптических работ, выполненных на грани сюрреализма и абстрактного экспрессионизма. Выступивший на открытии выставки философ Александр Секацкий (автор статьи к буклету), находившийся в изрядном подпитии, произнес долгую и витиеватую речь о значении корня “искус” в искусстве (мало запечатлеть, надо “распечатлеть” нечисть), в конце которой призвал присутствующих: “Поднять бокалы”.


25.01. - 22.04. 2000 "ИнфоАркадия: Манифест информационного дизайна"  Под таким названием проходит выставка и конференция в Stroom hcbk  в Гааге (Нидерланды).
Хороший дизайн зачастую говорит об особенностях ситуации гораздо больше, чем только может текст. Благодаря дизайнерам преподносимая информация гораздо легче усваивается мозгом, интерфейс помогает впитывать факты. В прошлом списки и таблицы использовались для прояснения информации. Сегодня информационный дизайн - особая специальность, включающая в себя компоненты маркетинговых стратегий, паблик рилейшенз и технических знаний. И если раньше энциклопедия представляла собой "вселенную в алфавитном порядке", т.е. от А до Я (или до Z), то теперь дизайнеры ищут свой собственный путь используя современные поисковые и навигационные системы.
Манифест ИнфоАркадии состоит из выставки, где демонстрируется трехмерная страница, CD-ROM или веб-страница. Посетитель может потеряться  в лесу информации. Его встречают 5 разных форм презентаций, составляющих фундамент выставки. Дизайнер непосредственно влияет на то, как мы понимаем и воспринимаем информацию, какое мнение о ней формируем. ИнфоАркадия - проект Маартена де Реус и Рональда ван Тиенховена. Они приглашают художников и экспертов в области дизайна, медиа и психологии принять участие в выставке.


c 21 января по 23 апреля музей современного искусства Милуоки проводит выставку "Интервенция: современное искусство в нетрадиционных пространствах", которая "рассеяна" по достаточно неожиданным местам. Представлены   работы 10  художников, далеко не самых безвестных.
Среди них - Илья Кабаков.

Американские участники: Robert Gober, Cheonae Kim, Sharon Lockhart, Inigo Manglano-Ovalle.

Среди иностранцев значатся: Cornelia Parker из Великобритании, Douglas Gordon - из Шотландии, Ilya Kabakov - из (так  значится на сайте) - Russia/U.S. и Rineke Dijkstra из Нидерландов.

Кабаковская "Лодка моей жизни"
interKabakov.jpg (10228 bytes)
Кстати, вынесена на home page сайта музея, на период этой выставки вероятно.


25.02. - 22.04.2000 в художественном музее в Гранд Рапид (США) (Grand Rapids Art Museum)  выставка "Современное искусство Кубы: ирония и выживание на острове утопии". На выставке представлены работы 18-ти кубинских художников, родившихся в послереволюционной Кубе (т.е. после 1 января 1959 г.) Самому старшему из них - 39, самому младшему - 24. Их произведения гораздо сложнее и шире, чем просто отражение кубинской реальности, они разрушают традиционное представление о Кубе. Кубинская культура представляет собой целый комплекс, в котором смешаны разные этнические корти, влияния колонизаторов - испанцев, французов, англичан и американцев. Одна из самых главных тем на Кубе - политика и именно ее пытается избежать настоящая выставка. Выставленные художники слишком молоды, чтобы разделять революционный оптимизм своих старших соотечественников. Тем не менее, события революционного прошлого Кубы до сих пор преследуют их и даже стали коммерциализироваться (например, изображения революционного героя Че Гевары встречаются даже на пепельницах). Три идеи доминируют на выствке: своеобразие условий существования на острове, искусство выживания в месте, где дифицит виртуально преодолен, и риторика истории. Многие работы затрагивают сразу несколько из этих тенденций. Своеобразие кубинского искусства заключается еще и в слиянии черт афро-кубинской религии с влиянием американской массовой культуры. В течение 30 лет с начала эмбарго США Куба поддерживала запретные контакты с США. Отношения любви-ненависти между двумя странами достигли своего пика в эру Холодной войны. Многие из представленных на этой выставке работ отражают специфику этих взаимоотношений.    
Выставка "Метафора/Комментарии: Кубинские художники в Художественном колледже при Университете Сан Франциско -  Metaphor/Commentaries: Artists From Cuba at San Francisco State University College of Creative Arts.


В Нью-Йоркском Guggenheim Museum с 11 февраля по 26 апреля большая выставка "The Worlds of Nam June Paik"
Не без оснований считается, что никто из современных художников не может сравниться с корейцем Nam June Paik по воздействию на формирование современных изобразительных средств телевидения и видео. Выставка в музее Гугенхайма - демонстрация вклада Пайка в искусство второй половины 20 века. 
Пайк изучал музыку сначала в Корее, затем в Токио, темой его диплома был модернист Арнольд Шенберг. В 1956 Пайк, призванный интересом к авангардной музыке и перформансу,  отправился в Европу и обосновался в Германии, где в 1958 г. встретился с композитором Джоном Кейджем, чьи идеи сочинения музыки и перформанса оказали огромное влияние на Пайка, как и Джоржд Мачунас - основатель радикального художественного движения Флюксус, к которому присоединился вскоре Нам Джун Пайк. Ранние художественные опыты Пайка в телевидении и масс-медиа были впервые представлены на его персональной выставке в 1963 году в галерее Парнас. Пайк прославился интерактивными видеоработами, в которых изменил взаимоотношения между зрителями и медиумом. С этих первых шагов начиналось распространение идей и изобретений, которые в течение последующих 30 лет сыграли огромную роль в развитиии электронного искусства. в 1964 Пайк переехал в Нью-Йорк и продолжал заниматься телевидением и видео до конца 60-х, представляя новое поколение художников, поместивших в художественный контекст телевидение и движущиеся образы. В своих видеолентах и телевизионных проекциях Пайк сотрудничал с Лори Андерсон, Джозефом Бойсом, Дэвидом Боуи, Кэйджем, Мерс Каннингэм, создавая серии революционных для видео и художественной практики инсталляций.
В центре экспозиции "Миры Нам Джун Пайка" Modulation in Sync (2000) - две лазерные интсалляции Нормана Балларда, трансформирующие архитектурную ротонду музея (творения Фрэнка Лойда Райта) в динамическое аудиовизуальное пространство. Стремительно изменяющиеся геометрические формы Sweet and Sublime, спроецированной в центр ротонды, перекликаются с новаторской архитектурой Райта. Другие работы расположены на полу и стенах музея, символизируя историческую миссию Пайка, сделавшего видео художественной техникой. Видео- и телеработы самого Пайка, представленные на выставке: TV Clock (1963), Participation TV (1963),  Magnet TV (1965), TV Chair (1968), TV Garden (1974), Video Fish (1975), Video Buddha (1976), Real Fish/Live Fish (1982). 
Дополнительно - передвижная выставка Пайка "Электронный суперхайвей"


С 27.02 по 30.04 в Музее Энди Уорхола в Питсбурге выставка рисунков Уорхола, включая ранее никогда не выставлявшиеся из числа работ 80-х годов. До сих пор бытует мнение, что как только Урхол начал карьеру коммерческого художника, стал чрезмерно публичен, он практически прекратил заниматься рисованием. Коллекция музея опровергает это. Когда уж все это огромное количество рисунков было сделано, не столь важно. Важно, что и в этом Уорхол всех провел, не афишируя, продолжал заниматься тем, чем по-видимому не мог не заниматься - рисованием.


Нью-Йорк, США: 20.04. - 24.04.2000 "Year 2000 International West African Dance & Drum Festival" - Международный фестиваль западно-африканской барабанной музыки (драм) и танца пройдет в самом сердце НьюЙорка в Школе Африканского танца Maimouna Keita School of African Dance . В течении 5 дней состоятся воркшопы по танцу и барабанной музыке, лекции, показы и перформансы. В этом году фестиваль проводится в восьмой раз и открыт для участников любого уровня. Подробности на сайте http://www.angelfire.com/ny/africandance. Maimouna Keita School of African Dance, 586 Halsey Street, Brooklyn, NY 11233.


31 марта - 25 апреля, (ФАН www.fan.ru ) - в Тульском музее изобразительных искусств в пятницу открылась выставка работ Андрея Будаева “Постсоцарт. 10 лет пародий”. Московский художник привез в Тулу около 60 своих работ, выполненных на холсте с помощью компьютера. Главные герои его творчества – российские политики. А.Будаев сказал корреспонденту ФАН, что каждое утро он начинает с чтения газет и просмотра программы новостей. После всего прочитанного и увиденного к художнику приходит вдохновение. Организовали выставку
продюсерский центр “Статус” и московская компания “АртКит”.


c 24 декабря до конца апреля в Третьяковке на Крымском Валу  экспозиция графики ХХ века.
10 зал - авангард (Лисицкий, Попова, Степанова, Клюн, Альтман).
18 - Варвара Бубнова.
19 - Александр Дейнека.
20 зал - книжная графика (Митрохин, Митурич, Конашевич, Тырса, Чарушин и др.)


Дмитрий Врубель судится с Еленой Курляндской, а точнее с журналом "Культ личностей", опубликовавшем  статью Курляндской. В статье "в крайне неприличной форме", как сообщили во Внешюрколлегии, представляющей интересы истца,   говорится о том, что художник, якобы, имеет излишнее пристрастие к алкоголю, о снижении его популярности и творческого потенциала, о запустении в его галерее и квартире. “Ушла слава Дмитрия Врубеля”, “позарастали стежки-дорожки в его мастерскую”,  пишет Елена Курляндская. “Должен кто-то олицетворять в народном сознании образ настоящего художника-пьяницы. И вот в этом наш Врубель просто незаменим”, - такими словами заканчивается статья.
В соответствии со статьями 151, 152 ГК РФ и ст. 44 Закона РФ “О средствах массовой информации” истец просит суд обязать журнал опровергнуть не соответствующие действительности сведения и взыскать денежную компенсацию за причиненный моральный вред в размере 275 тысяч рублей. Состоявшийся 17 марта суд отложил рассмотрение дела до 6 апреля для того, чтобы заслушать объяснения автора статьи Елены Курляндцевой, которая в сегодняшнем заседании не участвовала.
Широкую известность в Европе 27-летнему тогда Д.Врубелю принесла выполненная на Берлинской стене картина "Господи, дай мне уцелеть в объятиях этой смертной любви”, на которой изображены слившиеся в поцелуе Брежнев и Хонеккер.
(по материалам www.fan.ru)


До 29 апреля выставка "Живопись эпохи романтизма из собрания Государственного Русского музея" открылась в галерее "Дом Нащокина" . Она посвящена 200-летию со дня рождения Павла Воиновича Нащокина - известного мецената, друга А.С.Пушкина. В экспозиции представлено 52 живописных полотна известных русских художников - И.Айвазовского, К.Брюллова, О.Кипренского, В.Тропинина и др.
  64580романтизм.jpg (2831 bytes)
На снимке: И.Айвазовский, "Вид Константинополя при лунном освещении".
Фото Виктора Великжанина (ИТАР-ТАСС)


6-31 апреля МУЗЕ'Zverevskiy центр современного искусства - "Салют, аттракцион!".
А.Пономарев, И.Данильцев, С.Шутов, В.Флоренский, Е.Бурова, Ф.Богдалов, А.Чернышев, В.Захаров, Д.Филиппов, Е.Ковылина и другие.

Текст пресс-релиза нам уже нравится.
"Не верьте современному искусству, которое делает серьезное лицо. Многозначительность давно канула в лету. Глубокомысленных манифестов больше не пишут: любимыми темами стала интерактивность и игра. Игра, репрезентированная как работа и объявленная художественной акцией, доставляет художнику двойное удовольствие.
Салюти несерьезности!
Моделирование игровых коммуникативных ситуаций активно практикуется в современном art-сообществе.
Философия ХХ века вообще долго и плодотворно паразитировала на теле Игры, обрастив факт его существования серьезными теоретическими обоснованиями и придав игровым стратегиям в искусстве легитимный статус.
Выставка "Салют, аттракцион!" посвящена исключительно интерактивным объектам: все они призывают к активному соучастию зрителя. Мв имеем дело с постижением искусства через контакт. Объект становится живым только тогда, когда над ним производится ряд манипуляций. "Прошу нажать, если не открывают, прошу подергать, если не открывают!"
Художники расставляют ловушки нашему любопытству. Зритель должен попадаться на приманку.
Хорошо, когда всем весело."
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Новорязанская, 29, строение 4. Заходите поиграть. Точнее легитимно попаразитировать вместе с художниками на теле Игры.


До 26 апреля в L-галерее (ул. Октябрьская 26, "Менделеевская") "Gartel in Russia" - ретроспективная выставка пионера жанра компьютерной графики.


60029 Матрешечный набор Арбатских торговцев пополнился Путиным. И весьма крупным.
Фото Людмилы Пахомовой (ИТАР-ТАСС)


14-23 апреля. Завершился очередной Арт-Салон в Московском    Манеже.
До открытия.
После первых двух дней работы - Фоторепортаж 15.04 (фото Н.Ламановой и А.Холопова)
Второй фоторепортаж Н. Ламановой и А. Холопова - 20.04

В пресс-релизе написано про "интерактивное пространство, включающее в себя интернет-зону с проекционными экранами, где представлены заочные участники Арт-Салона..." и ничего не сказано о том, что все художники, чьи работы участвуют в Салоне, представлены в слайд-шоу, непрерывно демонстрируемом на этих экранах. И о том, что работы художников взяты из банка данных Артинфо и проекта ArtHotLine, а поскольку каталога Салон не имеет, то на экранах - другие работы, не те, что участвуют в Салоне. И это очень удобно для посетителей, позволяет им полнее познакомиться с творчеством участников. Свидетельство тому - постоянно заполненные скамейки перед экраном.
До открытия Салона мы высказывали предположение, что экраны и то, что на  них будут самым интересным элементом экспозиции. Похоже, так оно и есть.
Жаль, что организаторы в пресс-релизе даже не упоминают фирму "Полянка", предоставившую экраны и мощные проекторы. Про наше Артинфо я уж молчу. Привык. Так же как привык к откровенно рекламным публикациям, типа "Налетай, торопись, покупай живопись", появившейся в столь пристойной www.gazeta.ru Ради чего их пишут, понять сложно, так как "от самопальных уличных вернисажей арт-салон отличается мало" - это ведь похвала, а не издевка, сколь бы обратно не казалось автору. Так как, если цель Салона продавать, да при этом работы лучшего качества, чем на улицах, это же и есть шаг к нормальному рынку. Чем больше покупательских денег с улиц перейдет на такие мероприятия, тем шаг этот будет больше. Разве кто-либо замечал, чтоб заклинания об исключительной правильности актуального искусства побудили покупателя на резкое изменение своих пристрастий? Не за 10-20 лет (в лучшем случае), а быстрей. Если кто такие факты знает, поделились бы.
А вот по поводу слабой раскрученности Салона автор статьи безусловно прав. Может именно в этом он и хотел помочь организаторам? Поэтому я и назвал его публикацию откровенно рекламной. Для Салона. А вот хорошие галереи он приложил, написав, что "в отличие от хороших художников, которые вынуждены участвовать в сомнительных акциях ради возможности что-нибудь продать, хорошие галереи арт-салона чураются – реноме важнее". Получается, интересы хороших художников сами по себе - пусть продают как могут, а для хороших галерей реноме важнее. Чего ж после этого жаловаться, что художники норовят продавать без участия галерей?

Еще в интерактивной зоне ежедневно проходят презентации, сопровождаемые показом работ на огромных экранах.
И с компьютера, и с видеомагнитофона. Публике очень нравится.

Участники Салона (фото ИТАР-ТАСС):

salon65592.jpg (6630 bytes) 
Художник Михаил Ромадин

salon65593.jpg (4864 bytes)

Арт дилер Наум Олев (Галерея Zero)

Ю.П.

P.S. к Салону. Выпущенный в отсутствие каталога буклет на планировке зала (последняя страница обложки) не содержит ни намека ни на какие интерактивные зоны, экраны и прочие чепуховые элементы, по всей видимости не имеющие к Салону прямого отношения. Нет внутри буклета и упоминаний о фирме Полянка или об издательстве Артинфо.
Однако повторимся, посетители все расценили иначе. Им очевидно понравилось. Да и художникам-участникам тоже.
Технология такого мультимедийного дополнительного представления участников подобных мероприятий по достоинству оценена теми, для кого делалась. А это главное.


14.04. - 28.04.2000 в галерее-музее "Никор" (ВВЦ, павильон Москва, конференц зал) открыта выставка Александра Волохи (живопись и графика).


12 по 30 апреля в залах Российской академии художеств (ул. Пречистенка, 21)   персональная выставка действительного члена Российской академии художеств, лауреата Государственной премии СССР, народного художника России, профессора Александра Бурганова, которая выходит за рамки демонстрации творчества одного художника и включает экспозицию творческих работ трех поколений семьи художников Бургановых. Отсюда название выставки, "Дом Бурганова", показывающей преемственность традиций.
Основатель художественной династии Николай Викторович Бурганов (1908-1977), математик по образованию, сумел создать в семье атмосферу творчества и передал своему сыну Александру любовь к искусству.
Академик Александр Николаевич Бурганов принадлежит к числу художников, обладающих ярким индивидуальным творческим стилем. Получив классическое художественное образование, свободно владея арсеналом академических художественных средств, он непредсказуем и неповторим в реализации своих художественных замыслов. Изображение летящих по ветру складок в скульптуре — его визитная карточка.
Третье поколение представлено Игорем Александровичем Бургановым, Марией Александровной Бургановой и ее мужем Анатолием Петровичем Смоленковым.
В активе семьи Бургановых произведения монументального и архитектурно-декоративного искусства, оформление общественных зданий, станций метро, образовательных учреждений. Среди последних работ можно назвать фонтан "Принцесса Турандот", памятник А.С.Пушкину и Наталье Гончаровой на Арбате, памятник А.С.Пушкину для города Вашингтона, работу над храмом Христа Спасителя в Москве.
Одной из важных художественных задач семьи стало создание уникального Музея классического и современного искусства "Бурганов-Центр", тел. 291-0423  www.mtu-net.ru/burganov/


Пилотный Выпуск. Часть II. Телевидение. Проект Наташи Магидовой "Спящие".
18 апреля - 29 апреля
Наташа Магидова - выпускница курса "Новые художественные стратегии".
Центр Современного Искусства (бывшая мастерская Кабакова).
Куратор проекта Максим Илюхин.
Адрес: метро "Чистые Пруды", Сретенский б-р, 20/1 (знак "банан", код 250) Телефон: 925-1383


Любителям старой акварели.
В Школе акварели Сергея Андрияки (Гороховский пер.17/1) до 20 апреля выставлены собранные из ГММИ, Музея Тропинина, Музея истории Москвы, Литературного музея и Музея-усадьбы Архангельское акварели Ф.Бруни, В.Гау, В.Сурикова, М.Клодта, С.Коровина, Л.Бакста, Н.Бенуа и других мастеров XVIII-XIX веков.


Айдан-галерея переехала с Новопесчаной на 1-ю Тверскую-Ямскую, 22, 3 этаж (в том же здании недавно открывшаяся вновь галерея Риджина).
27.03. - 22.04.2000
на новом месте  выставка художников галереи:
Тимур Новиков, Сергей Шутов, Станислав Шурипа, Татьяна Панова,  Ольга Тобрелуц, Михаил Розанов,   Максим Ксута, Викентий Нилин, Дмитрий Козырь, Дмитрий Шхов, Ольга Торбелутс, Егор Остров, Дана Вайз. 


С 25 марта до 20 апреля в "TV Галерее" в рамках проекта Cross currents "Пересечения" выставка, на которой  представлены видеоинсталляция Мери Лусиер "Экземпляр/Гнездование" и медийная инсталляция Вадима Фишкина "Снежное шоу".


C 5 - 23 апреля в Москве в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу традиционная выставка произведений соискателей Государственных премий РФ в области литературы и искусства "ГОСПРЕМИЯ-99"  . Ожидается присуждение 22 премий, к конкурсу допущено 66 произведений соискателей.
Э.Браговский, В.Ельчанинов, Н.Колупаев, О.Кудряшов, И.Обросов, Л.Солодков, Г.Паштов, И.Рукавишников, И.Старженецкая, А.Суховецкий, Ю.Устинов.


7.04. - 21.04.2000 в Нехорошей Квартире (квартире М.А. Булгакова) открыта выставка живописи Патрика К.Х. и Марии Три. В сети их творчество можно посмотреть на сайте Галереи Живого искусства - www.penza.com.ru/`gallery. Садовая, 10, кв.50, 13:00 - 18:00.


18.04 - 23.04.2000  в ЦДХ  «Время, город, люди, рыбы» Александр Павлов
Живопись, графика.  Открытие: 19.04 в 17-00 Зал № 8 Пресс-релиз выставки.


11.04. - 23.04.2000 в ЦДХ  выставка "Металл, шелк и глина" (эмаль, батик, керамика) из Москвы, Ростова Великого, Минаральных Вод.  Зал № 12. Пресс-релиз.


Дублин, Ирландия:  с 30.03.2000 выставка "Пикассо - работая на бумаге" в Ирландском музее модернистского искусства (Irish Museum of Modern Art). На выставке представлены работы Пикассо, материалом или сюжетом которых служит газета. Ранние кубистские коллажи выставлены рядом с рисунками на газетной полосе (выполненными в период оккупации в 40-е), представлены также архивные материалы. Использование художником этого подручного ресурса, игры с газетной поверхностью позволяют проследить ход мысли Пикассо. Художник регулярно обращался к рисованию на газетах, поэтому на выставке представлены работы периода 1873 - 1963 гг., покрывающего почти всю творческую жизнь Пикассо. Эти работы еще не выставлялись в Ирландии, а некоторые рисунки и архивные материалы вообще представлены впервые. Куратор выставки - Анна Балдассари из Музея Пикассо в Париже, предоставившего большую часть экспонатов. Другие работы происходят из семьи Пикассо и выборочных музейных коллекций Европы. Выставка сопровождается каталогом в 190 стр, с 200 цветными изображениями и вступительной статьей Анны Балдассари.


С 17 марта до 15 апреля в галерее Гельмана Александр Бродский - "Кома" - инсталляция: фото, видео, глина, техническое масло. Кома (от греч. koma - глубокий сон) - тяжелое, угрожающее жизни состояние с отсутствием сознания и реакции на любые внешние раздражители.
Угасание города… глубокая кома цивилизации… уже не жизнь, еще не смерть.
Визуально это выражается в постепенном затапливании через специально подведенные трубочки сооруженного на столе глиняного города.
На мой взгляд эта инсталляция проигрывает работе 95-года Canalis Utopicus, экспонировавшейся в галерее "Риджина". На нашем сервере и совместном с ЦСИ Сороса CD-ROM есть видео версия, замечательно озвученная самим Александром Бродским. Не в буквальном конечно смысле. Не пел он итальянских песен и не имитировал шум воды смикшированный с ними. Да и видео снимал не он. Однако поучаствовав в монтаже со "своей" фонограммой, сделал авторскую работу, которая в чем-то даже выигрывает у  экспозиции. Хотя это уже другой вид искусства и сравнение не вполне корректно. Ю.П.


с 1 марта до 15 апреля в Московском центре искусств (Неглинная, 14) выставка работ Давида Штеренберга. Из собрания Русского музея и частных собраний. Третьяковка же  "своего" Штеренберга не дала.
Представление о классическом Штеренберге: стол, увиденный из-под потолка, минимум предметов на нем.  Разумеется с некоторой натяжкой можно сказать, что натюрморт Штеренберга весьма чуток к социальному контексту, так же как сам Штеренберг - к изменчивости авангардных стилей в изобразительном искусстве. И это не содержит даже намека на мимикрию. Просто для Штеренберга это  органично, также как не органично - быть соцреалистом, которым он и не был и, может быть, как раз из-за чуткости к социальному, замешанной на восприимчивости к стилевым влияниям.

10-17 апреля в помещении РОСИЗО (Петровка 28/2, ) галерея Obscuri Viri представляет выставку  Виктора Пивоварова и Павла Пепперштейна. "Вещи в ландшафте". В графике Пивоварова - пейзаж сновидения, в графике Пепперштейна - хаоса.


С 8 апреля в галерее "Артмост" на главной палубе пешеходного моста "Багратион" выставка известного художника-экспрессиониста Николая Добрина.
"Николай Добрин в основу своего творчества положил тему города. Что бы ни изображал художник — апогей городской суеты в час пик или уныло обезлюдевшие каменные пустоши ночных городских пространств, или столь механистично движущихся людей, обитателей этой среды — все это избавлено от суеты и тоскливости, очищаясь через заряженную энергией стихий живопись..." - из пресс-релиза.


8 апреля  в галлерее Спайдер-Маус презентация альманаха "Дирижабль"   и проекта "Пойма времени" (Нижний Новгород)

6 апреля в галлерее Спайдер-Маус презентация мультимедийной книги Сергея Соловьева  "Книга"
изданной приложением к журналу "Комментарии" в центре книги проект метаигрового лабиринта "Фигура времени"


с 28 марта по 12 апреля в галерее Fine Art (Большая Садовая, 3, корпус 10) выставка живописи Игоря Снегура.
Игорь Снегур знаменитый художник. В зарубежных коллекциях находится около 1000(!) его работ. Снегкр - участник первых выставок абстракционистов в Москве 1958-60 годов, участник первой выставки авангардистов на ВДНХ в павилионе "Пчеловодство" в 1975 году, организатор известной группы "20 московских художников" на Малой Грузинской, 28 (1978-1988 годы). Издатель журнала Арт Панорама (1993). Живет и работает в Москве.


^ В выставке "Азбука Сафо" Марина Обухова создала мифологическое пространство, в котором не существует ни понятия, ни измерения Времени. И это не потому, что ее горои - античные богини, полубогини и вступившие в связь с богами земные женщины гармонично сочетаются с современнейшей атрибутикой - сверхскоростными истрибителями, ракетами и т. д.
Рисунки Обуховой - рисунки тушью по шелку - сюжетны и напрямую связаны с античным мифом. Однако эта видимая связь поверхностна. Выбор героинь и сюжетов помогают зрителю - путешественнику не только как бы побывать на горе Олимп, но в некотором роде углубиться в лабиринт тайников женственности.
Среди мира женщин, созданного Обуховой, присутствуют только два бога мужчины. Это брат - близнец Артемиды светоносный Аполлон, среди прочего выразитель сыновней любви к матери, и Гермес - бог пограничности, посредник между богами и людьми, несущий в себе тем самым толику женственности.
Лирика древнегреческой поэтессы Сафо (7-6 в. до н. э.) проникнута любовью к женщине - подруге, любованием ее духовной и физической красотой, страстной тоской расставания с любимой. Сафо готовила к свадьбе девушек из знатных семей в своей школе на острове Лесбос. Как и в поэзии Сафо, некоторый дух тайны запретной любви витает и на выставке Обуховой.
Из пресс-релиза Ирины Филатовой.
Добавим.
Марина Обухова. Талантливая художница.
Неоклассицизм. Модно и даже актуально.
Однополая любовь. Какие уж тут нынче запреты? Скорее политкорректность. Это в 60-е еще был "дух тайны".


^ Хорста Янссена по праву считают одним из лучших рисовальщиков ХХ века. Он родился в Ольденбурге, но вся его жизнь была самым тесным образом связана с Гамбургом. На выставке представлены  гравюры и рисунки Янссена,   плакаты к его выставкам  из собрания Тете Бетгера. В своем творчестве Хорст Янссен обращается к темам обыденной жизни и к миру фантазии (серии
"Обувь", "Медицина"), подсознательного (серии "Страшный сон", "Паранойя"),  часто изображает самого себя в разных образах ("Янссен - бобр",  "Романтический автопортрет", "Янссен и смерть", "Обезьяна и Янссен" и др.), представлено также несколько иллюстраций и экслибрисов, среди которых есть и русские издания. Все представленные на выставке работы отличаются  великолепным исполнением, совершенством техники, необыкновенной   выразительностью.  Гениальная графика Янссена восходит к традициям лучших  образцов в этом виде искусства - к работам Рембрандта,   Гойи и Фюссли.
Специальный экспонат - офорт с березами - называется "Подарок москвичам".


^ 26 января - 10 марта в галерее С.АРТ выставка "Азбука века" (ARTISTAMP). Художники: Иван Колесников и Сергей Денисов.
Художественный взгляд на итоги минувшего столетия проявил еще одну точку зрения:московские художники Иван Колесников и Сергей Денисов создали "Азбуку века" - (ARTISTAMP - проект), представляющий собой серию почтовых марок, посвященных великим людям ХХ столетия. В "Азбуке века" представлены герои, антигерои и просто выдающиеся личности: Эйнштейн, Гагарин, Пикассо, Ленин, Гитлер, Чаплин, Че Гевара и другие - по числу букв в русском алфавите. Все марки "Азбуки века" содержат необходимые для почтовых марок указания: название почты, номинальную стоимость, год создания и пр. ARTISTAMP - искусство создавать миниатюры в жанре почтовых марок, в соответствии с традиционными и обязательными для марок канонами. ARTISTAMP как самостоятельный жанр в искусстве появился примерно 25 лет назад и вырос из популярного во всем мире MAIL-ART (обмен художественными посланиями). Сам по себе MAIL-ART гораздо шире профессиональной художественной среды - красивыми конвертами, открытками, самостоятельно разрисованными письмами обмениваются самые разные люди во всем мире. Широкое развитие MAIL-ART получил с появлением множительной техники, позволяющей быстро копировать почтовое отправление и направлять его большому количеству адресатов. ARTISTAMP как направление в искусстве впервые заявил о себе 25 лет назад, когда состоялась первая международная выставка марок, выполненных профессиональными художниками. Местом ее проведения был город Ванкувер (Канада). Сегодня во всем мире существуют галереи почтовых марок, а ряды "артистампистов" насчитывают несколько сотен человек.
Художник Александр Холопов (работает в жанре ARTISTAMP более 10 лет, участник и лауреат международных выставок), о проекте "Азбука века": "Колесников с Денисовым воплотили очень ясную и простую идею, буквально носящуюся в воздухе, в законченный проект, уровень которого, на мой взгляд, выше, чем у многих, кто профессионально занимается только марками. Это действительно серьезная работа, которую, я думаю, заметят и оценят в международной ARTISTAMP-среде."
Иван Колесников (Москва):
В 1974 г. закончил Ростовское Художественное училище им. М.Б. Грекова. В 1982 г. закончил МВХПУ (б. Строгановское). Автор персональных выставок, участник международных и всероссийских выставок. Работы находятся в частных и государственных коллекциях: Собрание Кристиана Кизи (США), Собрание Марка Ричардса (Канада), "Колодзей Арт-Фаундейшн" (Россия - США), "Сахарт -Фаундейшн" (Марокко), Вологодская картинная галерея, Государственная Третьяковская Галерея, Коллекция С.АРТ галереи и др.
Сергей Денисов (Москва):
Закончил ММВХПУ (б. Строгановское) в 1982 г. Член IFA (отделение "Реклама") с 1990 г., член МХС (отд. "Промграфика") с 1998г. Участник московских, всесоюзных, всероссийских и международных выставок. Работы находятся в частных коллекциях в России и за рубежом. Автор и дизайнер торговых знаков "ДиалогБанк", "ТверьУниверсалБанк", "ДонСтрой", "Фармарус", "СоюзИнвест", галерея "Сэм Брук", главный художник рекламных компаний "Очки Polaroid", Фотокамеры "Yashica", акции "Герои" и др.

Выставка работает с 26 января по 10 марта ежедневно с 12.00 до 20.00 Справки по тел. (095) 916 03 66


^ Четвертая персональная выставка известной российской художницы-примитивистки Дины Ельцевой, на которой экспонируется 50 работ, названа «Дворец» по одной из новых картин. На этот раз любимых героев художницы – деревенских жителей, сермяжных мужичков и домовитых женщин, - принуждают строить снежный замок до небес, этакую новую Вавилонскую башню. А командуют очередной «стройкой века» витязи в золотых доспехах, прибывшие то ли с запада, то ли с востока…

Художник Елена Зарубова в своей повествовательной манере узнаваемо автобиографична. Это её сны-видения и свет чувств открываются нам. Словно осыпалась пыльца с крыльев задумчивых птиц и улеглась так, что проступили образы.
Елена зажигает в окне-картине струящийся свет. Раздвигает шторы-стены, а за ними – «Полет над радугой», «Вдвоем», «Летящие птицы», «Мозаика фонтана». Мир подсвечен изнутри золотистым чувством ожидания чуда.

Сергей Смирнов родился в 1953 году в Петропавловск-Камчатском. В 1984 году окончил Московское Художественное училище «Памяти 1905 года». После окончания училища много выставлялся в стране и за рубежом, в 1997 году прошла персональная выставка в Манеже.
В отличие от многих художников, Сергей Смирнов не боится писать красивые картины. Более того, он откровенно и с какой-то ностальгической страстью демонстрирует свою любовь к красоте, недаром его кумиром является один из столпов модерна начала века австриец Густав Климт. Модерн с его любовью к изысканной, пряной, несколько вычурной и рафинированной красоте...


^  Пресс-релиз на выставку «Время, город, люди, рыбы» Александра Павлова. 
Живопись не безгранична в своих возможностях. Многие художники, владея филигранной техникой, увлекают зрителя эмоционально, одаривая его изысканностью линий и впечатляющим цветом. Другие же стараются разбудить наше воображение и дать шанс ещё и ещё раз подумать о смысле жизни. Именно эти авторы раздвигают рамки своих картин за пределы пространства и времени.
Александр Павлов – вдумчивый, доброжелательный человек и талантливый художник. Философский склад ума в сочетании с тонким вкусом позволяют ему видеть в обыденном необыкновенное, в серой действительности находить прекрасные, удивительные вещи. Он делится со зрителем теплотой, дарит свет нашим домам и улицам, предлагая взглянуть по-новому на всё, что нас окружает. Не случайно тема архитектуры в творчестве Александра получила особое развитие.
На картинах А.Павлова, вызывающих ассоциации с какой-то сложной игрой, города переживают по несколько времен сразу; где-то в слоях изображения просматриваются очертания разрушенных соборов и отзвуки древних катаклизмов.
Орнамент-рама из рыб с хитрыми физиономиями странным образом не нарушает сложное архитектурное построение, а словно служит связующим звеном между перекинутыми мостками, сшивающими времена между собой.
Картины с часами, которые  показывают не остановившееся время, а некий срез реальной (или нереальной?) жизни занимают в творчестве Александра Павлова особое место. Попытка ли это запечатлеть ускользающее, неуловимое мгновение или, быть может, эстетское любование каждым неповторимым моментом?
Для творчества Александра Павлова характерны эксперименты, постоянный поиск новых живописных приемов и комбинации разнообразных техник и материалов.


^ 10.02 - 10.03 в галерее М'Арс   выставка графики Андрея Дюкова "Солнечный день". Создавая в рождественские каникулы цикл графических работ, представленных на выставке. Андрей Дюков следовал давней европейской традиции: с наступлением сумеречных и ненастных зимних дней - отправляться в путешествие вслед за солнцем и черпать вдохновение в причудливой экзотике восточных мотивов. Анри Матисс создавал свои полотна марокканского цикла, когда в Париже была зима. С наступлением осени Поль Гоген уезжал в Арль или на Маркизские острова искать истину искусства и жизни в живой архаике. Изучение творческих миров великих живописцев не менее увлекательно, чем открытие для себя новых стран и континентов. Андрей Дюков, живя в фантастическом городе, влюбленном в искусство великих французов (как нарек Москву в начале века А. Бенуа), городе первых коллекционеров и собирателей русских икон, в Москве выставок "Бубнового валета" и русского футуризма, совершает длительные паломничества к живописным откровениям Запада и Востока. Но странствия его не умозрительны и не схоластичны. Внимательно всматриваясь на пленере в перипетии "естественной истории" земли и неба, наблюдая красочные смены природных состояний, вспоминая их преображение в стихиях холстов парижской школы, художник грезит о золотом веке живописи открытым, эмоционально насыщенном цветом и прехлестом декоративных гипербол, с иконографией мощного переживания правды художественной реальности, непосредственно и сильно звучащей во плоти киновари, охры, сурика, лазури. Для Дюкова именно цвет - ковчег библейских заветов о Мире. Визионерские видения колористических мистерий настолько интенсивны, что фиксируются на плоскости бумажного листа стремительной стенограммой. Потоки цвета, лучизм, пронизывающий мироздание графически вплавляются в идиллические образы крымских ландшафтов священной иберийской земли мифов и легенд древней Эллады, в звонкие колера морозного и солнечного московского дня, в череду листов, переполненных игровой стихией диалога и перекличек узнаваемых изобразительных мотивов и собственного остроумного, яркого и свободного комментария к ним. Повышенной, метафорически усиленной цветностью преодолевается временная дискретность и живописно-графический цикл превращается в единую панораму сказочной Аркадии, страны радостей и блаженства, вмещающий Москву и Париж, Крым и бесконечные фантазии на темы заснеженных российских просторов. Это Аркадия души художника, в торжестве цвета приемлющего вечность и радости бытия. (Е. Рымшина).


 ^ На выставке представлено около сотни полотен и рисунков  Поля Клее, Ива Танги и Хуана Миро - трех выдающихся художников 20 века из коллекции швейцарской галереи К.AG, основанной  Казумаса Кацута. Многие из работ ранее не выставлялись. Историческая пейзажная традиция была существенно переработана классиками современности.  Различные подходы художников к пейзажу демонстрируют понимание природы не как места разворачивания действия, а как метафорическое изображение видений внутреннего мира художника. Можно сказать, что в 20 веке landscape становится mindscape.
Поль Клее (1879 - 1940) - колосс живописи двадцатого века. Член экспрессионистской группы "Синий всадник", он также был преподавателем в Баухаузе.   В 20-е годы он заинтересовался теориями подсознательного Фрейда и Юнга и использовал их в своей художественной практике. Клее пытается визуализировать внутренние состояния, проявляющиеся в живописных формах. Художник увидел в искусстве средство создания нового мира - альтернативного миру Природы.
Ив Танги (1900 - 1955) - единственный из представленных на выставке художников, чье творчество можно уверенно отнести к художественному движению - сюрреализму. Его картины демонстрируют пустынные глубокие пейзажи и людей с искаженными, невероятными фигурами, напоминающих мир сновидений. Картина становится странным призрачным миром со своеобразными отношениями между объектами и фигурами. 
Хуан Миро (1893 - 1983) основываясь на традициях народного искусства Каталании, разрабатывает многоцветный живописный стиль с множеством реалистических деталей.  В середине 20-х он примкнул к сюрреалистам и создал свободный, спонтанный и абстрактный живописный язык. Он изображал поэтические воображаемые миры в ярких цветах, символических формах. Высококачественная графика и керамика его работы подтверждает многосторонность и законченность его произведений.
Несмотря на то, что все три живописца принадлежат разным направлениям   в искусстве их объединяет одна общая черта - их особенное поэтическое очарование. Художественное кредо Клее, Танги и Миро было - "выражать целый мир в маленьком кусочке холста" (К. Кацута). Кроме нескольких исключений на выставке представлены работы маленького формата. Реальный мир сталкивается с несущим человеческое тепло живописным микрокосмом.


^ Пресс-релиз к выставке "Металл, шелк и глина" (эмаль, батик, керамика) из Москвы, Ростова Великого, Минаральных Вод в ЦДХ 11.04. - 23.04.2000. Зал № 12. 
Выставка «Металл, шёлк и глина» знакомит зрителей с произведениями художников, работающими с древними материалами, которые имеют свои традиции развития на протяжении многих тысячелетий.
Возникшие как эстетическое и ритуальное осмысление одежды, посуды и оберегов,  керамика, батик и эмаль в течение веков служили украшениями королям, патриархам и простому люду.
В ХХ веке эти техники получили новый импульс развития, объединив предыдущий опыт и достижения современного научно-технического прогресса.
Работы пяти художников представляют собой современное видение мира, выраженное посредством древних техник, объединенных жаром огня и молодости.
У каждого из авторов, работающих с разными материалами, свой почерк, свой эмоциональный строй. Застывшее пламя эмали, теплый покой керамики, чуть холодноватая полупрозрачность батика – по существу рифмуются с изначальными знаками природы – огнём, землей и водой.
Эмаль на выставке представляют изысканные работы известного мастера Михаила Селищева и молодого автора из известной семьи эмальеров – Анастасии Вдовкиной. Их виртуозное владение сложной техникой горячих эмалей не может не вызвать восхищения. Свобода в комбинировании дерева и металла может быть соотнесена с римскими мозаиками и фресковыми росписями, навевая воспоминания о радостных снах.
Керамические работы Светланы Могутиной, предпочитающей работать в технике подглазурной росписи по фаянсу, обладают таким же широким цветовым диапазоном, как и акварельная живопись, но выполненная на объеме. Теплота этого материала дает возможность автору передать все эмоции и переживания. Белизна поверхности позволяет изобразить на ней пейзажи различных мест, когда-то огромной страны от Средней Азии до северных поселений.
Ирину Исаеву-Челюскину привлекают различные формы работы с глиной. Приверженность к дровяному обжигу, технике «раку» определяет ее участие в международных симпозиумах и творческих группах по возрождению этих древнейших способов обработки глины. Тонкое чувство природы, стремление стать частью её строят диалог автора с материалом. Истинное мастерство, считает художник, начинается там, где уходит в тень Эго автора, его секреты, профессиональные навыки. Истинное искусство – отважиться искать образ в равном действии с огнем, глиной, минералами, служить инструментом, воплощая в одной из форм свободную грацию независимой материи
Анна Сахно работает в комбинированной технике росписи ткани, используя приёмы, как «холодного», так и «горячего» батика. Цветовой слой её работ то прозрачен, то плотен и насыщен, что в какой-то мере отвечает свойствам шёлка – плотного, как бумага, и, в то же время, текучего, как вода. Образный строй её панно полуреален, полуфантастичен: пейзажные сюжеты, фрагменты архитектуры, анималистические мотивы – в стремлении к структурной чистоте и ясности общей композиции компонуются по принципу свободного равновесия масс, создавая атмосферу созерцательности и внутреннего покоя.


^ Выставка «Новый Ренессанс» объединяет работы художников: Станислава Ильина, Елены Епифановой, Дмитрия Третьякова, Дмитрия Кравцова, Елены Кузнецовой, Роберта Незамова, Егора Кара-Мурзы, Виктории Никоновой (живопись), Валерия Фарзанэ, Алексея Рослякова, Долгата Долгатова, Олега Киевского, Дмитрия Лобанова (скульптура). Участники выставки художники молодые, закончившие приблизительно в одно и то же время Художественный институт им.В.И.Сурикова. По-видимому, эти два обстоятельства сыграли роль в единстве творческого мироощущения этих очень разных по пластическим и образным решениям художников.


^ Безусловно коммерческое мероприятие, каковое и является  необходимым. А то всяк сам по себе. Реальных продавцов товара, который хотя бы гипотетически интересует московских буржуа и недобитую пока интеллигенцию, на порог продвинутых  мероприятий не пускают хранители чистоты contemporary. Товар же последних хоть и крут, а местами соответствует европейскому уровню, да вот покупатель его подкачал - уж черезчур виртуален.
Вот и получается, что покупатели как-то сами по себе, а дилеры-торговцы - сами. Не совсем конечно. Есть галереи, есть Крымский вал. Но должны же пару-тройку раз в году быть совершенно коммерческие Салоны предлагающие реально пользующийся спросом товар. И сравнивать их надо исключительно по объему продаж. Тогда по этим Салонам можно судить о реальной динамике вкуса, цен и прочих атрибутов рыночных отношений.
Кстати на декабрьском Ар-Манеже "Обрами и повесь" реально выступала, предлагая качественные репродукции. Цены-то были из реального диапазона, вот и покупали.
По поводу цен есть одна диковатая с первого взгляда задачка в два действия. Если в Европе работы нераскрученного художника стоят в среднем 1000 долларов за кв. метр, а зарплата покупателей таких работ в 5 раз выше, чем у аналогичных российских покупателей, сколько должен стоить кв. метр работ наших нераскрученных художников, чтоб их работы охотно покупались? То есть, чтоб был арт рынок, которого многие жаждут.
Теперь главное. Весьма не скромно смею надеятся, что гвоздь  предстоящего Салона - в центре зала. Не хуже, чем в Whitney - два здоровущих 3-х метровых экрана от фирмы "Полянка" будут непрерывно демонстрировать работы участников Салона, извлеченные из банка данных Артинфо. Этим мы не ограничимся и будем перемежать их on-line   проектами, чтоб  дать возможность любопытствующим посетителям побывать на передовой, оценить-поругать перспективу. Сопоставить. Попросить, что-либо показать специально. Представте, на мой взгляд это и есть демократизм. А стоны про китч - пустое.
Ю.П.


^ Пресс релиз.Новые проекты Флоренских "Таксидермия" и "Смиренная архитектура" продолжают проект "Русский дизайн", разрабатываемый авторами на протяжении нескольких последних лет. "Русский дизайн", "Русский альбом", "Русский патент", "Передвижной бестиарий", "Местное время". Все эти проекты затрагивают тему "редкостей, диковин и кунстштюков", в том числе - различных "автоматов" для развлечения публики.
Проект Ольги Флоренской "Таксидермия" изучает тему "искусственных животных", предлагая свой вариант экологически чистой, бескровной таксидермии - "альтернативные" чучела животных, сделанные из подручных материалов. Среди экспонатов - "Чучело кашалота с водяным фонтаном", "Чучело крокодила средних размеров", "Действующее чучело собаки Павлова с лампочкой, электрическим звонком и фистулой" и т. д. Большой интерес представляют собранные автором материалы и исследования по теории и практике таксидермии.
Проект Александра Флоренского "Смиренная архитектура" рассматривает такие типы архитектурных сооружений, как всевозможные будки, беседки, сараи, башенки и т. п. Основные экспонаты выставки - действующие модели, например: "Башня для производства фейерверков", "Мачта для поддержания флага в развернутом состоянии" и другие. Ценнейшей частью проекта является коллекция изображений объектов подобного рода, собранная и систематизированная Александром Флоренским.


^ Художник-акварелист Лев Бартенев, родился в 1963 году в Москве, обучался в детской художественной школе и на художественно-графическом факультете педагогического института. С 1990 по 1997 выставлялся только за рубежом, в России выставочная деятельность началась с 1997, где провел ряд персональных выставок в московских галереях, принял участие в российско-японском конкурсе "Персонаж" в 1998 г. и занял первое место.
Широкой публике известен как автор ряда смешных персонажей, завоевавших симпатию взрослых и детей. Ценители акварели знают и любят его за тонкие пейзажные работы, безупречную кисть и свежесть цвета. Великолепно владея техникой акварели, художник мастерски передает едва уловимые оттенки и полутона. Зритель идет не просто на акварель - он идет на Бартенева, и появление "своего" зрителя - не высшая ли награда художнику?
С 1999 года успешно сотрудничает с кампаниями "Арт-дизайн" (Россия) и ZPR (США), занимающимися выпуском почтовых открыток.

  • 1989-1991 гг. ряд выставок в Чехословакии;
  • 1990-1995 гг. ряд выставок в Таллинне;
  • 1991-1998 гг. ряд выставок в Швеции;
  • 1992г. выставка в Париже, участие в художественных аукционах;
  • 1994г. выставка в Копенгагене (Дания);
  • 1996г. выставки в Дюссельдорфе и Крефельде (Германия);
  • 1997г. выставка в Лимасоле (Кипр);
  • 1999г. выставка в Брюсселе (Бельгия).
  • 1989г. посольство Чехословакии в Москве;
  • 1997г. выставочный зал "Тушино" в Москве;
  • 1997г. выставочный зал гильдии художественного проектирования;
  • 1997г. выставочный зал галереи "Нагорная";
  • 1998г. выставочный зал гильдии художественного проектирования;
  • 1998г. участие в международном конкурсе "Персонаж" (первое место);
  • 1998г. выставочный зал Центрального художественного музея в г. Вятка;
  • 1999г. выставочный зал "Тушино" в Москве;
  • 1999г. выставочный зал Дома ученых в г. Дубна;
  • 1999г. выставочный зал Министерства Иностранных дел России (Глав УПДК);
  • 1999г. выставочный зал посольского комплекса "Росинка".  


возврат в рубрику архив

© 1994-2017 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO