АРХИВ АРТ-ПИТЕР 01.02 - 02.04
Ведущий раздела - Николай Кононихин

Новости из ПИТЕРА от Николая Кононихина 01.02- 01.04:

-КОНКУРС НА ЛУЧШИЙ ФОТОРОБОТ МАНЬЯКА-ПОХИТИТЕЛЯ
-И
ТАЛЬЯНСКИЙ ДИПЛОМАТ ИЩЕТ РУДИМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ НА РУССКИХ СВАЛКАХ
-В
ЫСТАВКА АЛЕКСАНДРА ДАШЕВСКОГО У "МИТЬКОВ"
-С
ОСТОИТСЯ АУКЦИОН ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
-В МЮНХЕНЕ ВЕРЯТ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ЗАВТРА
-"СКАЗКА" В РУССКОМ МУЗЕЕ
22.03
-С
ПАСИ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ОТ БЕССМЕРТНЫХ
-М
ОДЕРНИСТЫ ВЫЯСНЯЮТ СВОИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ПРОСТРАНСТВОМ
-ВЫСТАВКА ВЛАДИМИРА МАЛКОВА В СПАСЕ
-
"КАТАСТРОФЫ" ДМИТРИЯ ШОРИНА НА ПУШКИНСКОЙ-10
-ВЫСТАВКА АЛЕКСАНДРА КОЖИНА В МРАМОРНОМ ДВОРЦЕ
16.03
-КНИГА "CASE HISTORY" БОРИСА МИХАЙЛОВА УДОСТОЕНА ОЧЕРЕДНОЙ НАГРАДЫ
-СЕТЕВОЙ СТОЛБ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЫ
-АНТАРКТИДА В БЕЛОМ. КОМЕЛЬФО В КРАСНОМ
-ЭРМИТАЖ СТАНЕТ ЕЩЕ БОЛЬШЕ
-В
СЕ СЕТЕВЫЕ ХУДОЖНИКИ ПОПАДАЮТ В РАЙ
12.02
-СЛЕТ СЕТЕВОГО ИСКУССТВА В ПИТЕРЕ
-100-ЛЕТИЕ ЛАКАНА БУДЕТ ОТМЕЧЕНО ВЫСТАВКОЙ-ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ КАРТИНЫ
"У ИСТОКОВ МИРА"

-НА БИЕННАЛЕ В ЛАХТИ ПОБЕДИЛ ГИТЛЕР В ОБРАЗЕ СКИНХЕДА
1.02
-ARS LONGA, VITA BREVIS
-ВИТРАЖИ ИЗ ЭРМИТАЖА ВЕРНУТСЯ ВО ФРАНКФУРТ-НА-ОДЕР
-"СЛЕПЫЕ" ДМИТРИЯ ГУТОВА ДОБРАЛИСЬ ДО ПЕТЕРБУРГА
-АССОЦИАТИВНАЯ АБСТРАКЦИЯ ВИТАЛИЯ КУБАСОВА
28.02
-"ПРОРЫВ В СОВРЕМЕННОСТЬ" В ГАМБУРГЕ
27.02
-М
УЗЕЙ СВЯЗИ СОЗДАЕТ КОЛЛЕКЦИЮ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
-В ДОМЕ УЧЕНЫХ - "ВОСПОМИНАНИЕ О БАЛАХ"
22.02
-
"РЕФЛЕКСИЯ" ПЕТЕРБУРГА В ГАЛЕРЕЕ "БОРЕЙ"
20.02
-РАБОТЫ ФЛОРЕНСКИХ ВКЛЮЧЕНЫ В ЭКСПОЗИЦИЮ "КИАСМЫ"
-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДИНАСТИИ В ПЕТЕРБУРГСКОМ "МАНЕЖЕ"
-МИХАИЛ ШЕМЯКИН ОТКРОЕТ В ПЕТЕРБУРГЕ ИНСТИТУТ
-"Кнопка и модернизм" Андрея Чежина теперь в Москве
-"Образ рыбы" на Морском вокзале
-"Черный квадрат" будет выставлен на аукционе
-В
ыставка Линор посвящена "Планетам солнечной системы"
14.02
-Публичное сожжение "Души" Олега Арнаутова
-М
инута молчания в память о поэте
-Ф.С.Б. посетил "Новую Академию" Тимура Новикова
12.02
-Ш
таны и валенки художников-нонконформистов теперь в музее
-Петербурженка на "Берлинале-2001"
7.02
-С
трасти по-варшавски
-"Русский альбом" к 2003 году станет "Виртуальным музеем" на Варшавском вокзале
6.02
-Три "Точки перелома" в институте Про Арте
-"Петербургская светопись" в галерее "Д-137"
5.02
-Конференция "Авторские права" в Музее Набокова
-"Беломорканал" открылся в Союзе художников
2.02
-Заводской музей станет филиалом Эрмитажа

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... КАРТИНЕ? ЭТО НЕ ВОПРОС

17 марта в галерее "Д-137" состоялся круглый стол на тему "Жива ли картина?" Круглый стол прошел в рамках выставки Елены Фигуриной и собрал ведущих петербургских искусствоведов, кураторов, арт-критиков и издателей, с одной стороны, и известных петербургских художников-модернистов - с другой. Среди первых за круглым столом оказались  Александр Боровский, Александр Дрикер, Моисей Каган, Николай Кононихин, Олеся Туркина, Елена Федосова (ведущая), Иван Чечот, Ольга Шихерева и Вера Бибинова (которая присоединилась позднее). Из художников наибольшую заинтересованность судьбой картины проявили Валентин Герасименко, Владимир Загоров, Валерий Лукка, Тимур Новиков, Ольга Тобрелутс, Елена Фигурина, Андрей Хлобыстин и др. Заявленная тема и указанная расстановка сил сразу поставили арт-экспертов в положение врача, от которого смертельно больной пациент ждет (и боится услышать) неизбежный диагоноз-приговор. Однако, арт-доктора попытались перевести разговор о грустном в плоскоть теории и истории трансформации понятия "картина" (О.Туркина) и современного использования картины как способа проблематизации самой "картины" (А.Боровский). Ольга Шихерева заверила присутствующих, что Русский музей до сих пор закупает картины, а Иван Чечот так увлекся, что стал уверять, что, собственно, ничего и не произошло, картина жива и будет еще долго жить, художник-живописец будет творить, а новый русский покупать (также примерно у постели больного друзья говорят: "Мы еще станцуем!"). Нарисованная Чечотом идиллическая картина оказалась настолько нарочито-неправдоподобной, что Моисей Каган счел необходимым вернуть присутствующих к реальной жизни, заявив что не разделяет оптимизма оратора, поскольку современное телевидение, реклама и эстетика клипа с калейдоскопической сменой картинок привели к кардинальным изменениям зрительского восприятия статичной картины. Николай Кононихин обратил внимание собравшихся на то, что общество воспринимает ныне искусство исключительно в историческом аспекте (потребляет "историю", а не  "искусство"), а эстетические потребности общества сегодня удовлетворяет уже не искусство, а масс-медиа, реклама, политика и особенно пиар (художнику остается осваивать эти новые стратегии и среды, в том числе - Интернет). Медиа-художница Ольга Тобрелутс поделилась с живописцами своим опытом продажи не "твердых копий" картин (выполненных ею с использованием компьютерной графики), а прямо компьютерных файлов, из которых покупатель уже сам может распечатать (вывести на плотер) "картину" в нужный размер и на желаемый материальный носитель. Или, как это делает Бил Гейтс, так и хранить коллекцию в виде файлов. Таким образом, круглый стол показал, что художнику гораздо продуктивнее не замыкаться в рамках дилеммы "жива или не жива картина", а осваивать новые технологий, среды и стратегии взаимодействия со зрителем/покупателем. Организованный галреей "Д-137" круглый стол "Жива ли картина?" является первым в ряду планируемых галереей подобных мероприятий, посвященных проблемам теории и практики современного искусства. Такая активная и заинтересованная политика галереи может только приветствоваться и наверняка найдет поддержку среди арт-профессионалов и художников С.-Петербурга. (Иван Кабанов)

26.03.2001: КОНКУРС НА ЛУЧШИЙ ФОТОРОБОТ МАНЬЯКА-ПОХИТИТЕЛЯ

Арт-Питер объявляет о начале художественного конкурса на лучший фоторобот маньяка-похитителя картины Жана Леона Жерома "Бассейн в гареме" из Государственного Эрмитажа. Сегодня мы публикуем фоторобот, составленный сотрудниками правоохранительных органов по описанию свидетельницы, видевшей как 22 марта между 14:00 и 15:00 из здания музея вышел человек, "который вел себя очень нервно и прижимал к себе сверток, похожий на холст". Победителем конкурса станет художник, который предоставит на суд комиссии портрет, обладающий максимальным портретным сходством с реальным похитителем. Окончание проекта - в день поимки похитителя. Победитель конкурса будет премирован денежной премией, о ее размере будет объявлено дополнительно.Соискатели должны предоставить на суд комиссии предполагаемый портрет похитителя, а также мотивацию, почему похититель мог выглядеть именно так, а не иначе. Портрет может быть цветным или черно-белым, в фас или в профиль (как обычно делается фото для документов). Присланные портреты будут вывешиваться на Арт-Питере с указанием имени художника, выполнившего работу. О составе конкурсной комиссии будет объявлено дополнительно. Куратор проекта - Марта Юнг. Работы присылать по адресу prexsys@infopro.spb.su (Арт-Питер)

26.03.2001: ИТАЛЬЯНСКИЙ ДИПЛОМАТ ИЩЕТ РУДИМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ НА РУССКИХ СВАЛКАХ

22 марта в галерее художественного центра "Валенсия" состоялось открытие выставки Ренцо Олива "SCRAP ART: Между двумя тысячелетиями". Итальянский дипломат, заведующий культурным отделом Генерального консульства Италии в Петербурге, представил свои объекты, выполненные из мусора, из отслуживших вещей, найденных на свалке. В обломках труб, деталях техники и, просто, в хламе автор умудряется найти нечто важное, имеющее отношение к культуре прошлого, которая, по его мнению, была прекрасна. Ренцо Олива - не только автор художественных объектов, но и писатель: его роман "Страна Чудес" был опубликован в 2000 году в журнале "Звезда". (Н.Ш.)

23.03.2001: ВЫСТАВКА АЛЕКСАНДРА ДАШЕВСКОГО У "МИТЬКОВ"

17 марта в Творческом центре "Митьки-Вхутемас" на ул. Правды, д.16, кв.20  открылась выставка произведений Александра Дашевского. Экспозицию выставки составили графические листы, выполненные в технине сухой иглы и линогравюры. На них - городские пейзажи, петербургские дворы, старые лестницы и интерьеры. Наиболее интересными и неожиданными стали работы с изображением вагонов метро, вернее - их своеобразного внутреннего мирка с длинными лавками-сиденьями, хромированными трубками-поручнями, огромными стеклами-окнами и автоматическими дверями с надписью "Не прислоняться". Выставка продлится до 31 марта. (Николай Кононихин)

23.03.2001: СОСТОИТСЯ АУКЦИОН ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

24 марта в новых выставочных залах Елагиноостровского дворца начнет работу благотворительный аукцион, на котором будут выставлены на продажу произведения современного искусства. Уже сейчас известно, что на аукционе будут продаваться три литографии Михаила Шемякина из частной коллекции архитектора Вячеслава Бухаева и работы известных живописцев (Овчинникова, Геннадьева и других). Начальная стоимость работ будет определяться самими художниками. Организаторы этой акции - дирекция дворца-музея и клуб "Императорский Павловск" - предполагают вырученные средства передать на поддержку петербургских художников. Какая форма будет выбрана для этой передачи, пока не уточняется. (Н.Ш.)

23.03.2001: В МЮНХЕНЕ ВЕРЯТ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ЗАВТРА

22 марта. В Мюнхене в Haus der Kunst открылась выставка Нео Рауха (Neo Rauch) "Периферия" ("Randgebiet"). Выставка интересна прежде всего тем, что имеет своей целью реабилитацию изрядно затертой эстетики социалистического реализма. Намеренно яркие, если не сказать пестрые, картины Рауха в плане сюжета опираются на все тех же героев потускневшей социалистической эпохи - рабочих, строителей, инженеров - помещенных в промышленно-заводской антураж, и, кажется, излучающих веру в прогресс и прекрасное (социалистическое? коммунистическое?) будущее. Однако, при всем при этом, в картинах речь идет все же не столько о новой утопии, о пафосе или пропаганде коммунистических идей, сколько о том, что немцы называют Ost-Nostalgie. И, конечно, - об ироническом обыгрывании культа пролетариата, о чем свидетельствуют многочисленные сюрреалистические и комикс-элементы, дополняющие агитпроповскую эстетику картин. Работы Рауха, как пишет "Шпигель", пользуются популярностью в Америке и в Германии, что, вероятно, является следствием грамотно выбранной стратегии. Возвращение к подзабытой и ныне маргинальной теме, неожиданно оборачивается появлением своеобразного и крайне интересного художественного языка. (Марта Юнг)  

23.03.2001: "СКАЗКА" В РУССКОМ МУЗЕЕ

22 марта в корпусе Бенуа Государственного Русского музея открылась выставка "Сказка в России". Экспозицию выставки, посвященной теме русской сказки, составят не только произведения знаменитых художников конца ХIХ и ХХ века, таких как В.Васнецов, И.Репин, М.Врубель, Н.Рерих, И.Билибин, В.Лебедев, В.Конашевич, Е.Чарушин, Т.Маврина, но и предметы декоративно-прикладного и народного искусства. (Е.Н.)


22.03.2001: СПАСИ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ОТ БЕССМЕРТНЫХ

20 марта в "Манеже" открылась выставка "Про любовь" Санкт-Петербургской Академии Современного Искусства Бессмертных (СПАСИ), руководимая Феликсом Волосенковым - Бессменным из Бессмертных. Этой выставкой Бессмертные - как они сами себя окрестили (впроечем, как и потешной аббревиатурой "СПАСИ") - решили отметить пятилетний юбилей первой выставки, которая состоялась в "Манеже" в 1996 году. Академия спасения объединяет в своих рядах умеренных художников-модернистов (Г.Богомолов, Ф.Волосенков, В.Лукка, А.Заславский, А.Зинштейн, Б.Загоров, П.Татарников и др.), большая часть которых вышла из левого крыла Союза художников. Почетными членами СПАСИ являются легендарные художники-шестидесятники Герман Егошин, Завен Аршакуни, Левон Лазарев. СПАСИ ставит целью "развитие и поддержку новых направлений в современном  искусстве". Правда, эти новые направления СПАСИ развивает исключительно в традиционной технике живописи и скульптуры. Так, например, фотографией занимается одна лишь Наталья Цехомская - известная питерская фотохудожница, а до недавних пор - единственная среди Бессмертных женщина (накануне выставки в ранг Бессмертных была возведена еще и Елена Фигурина). Концепция выставки в "Манеже" также выдержана в "новых направлениях современного искусства", по-мужски прямолинейно и бесхитростно, цитирую: "концепция настоящей выставки складывалась из цифры 2 - самой естественной цифры про любовь. Отсюда и принцип построения экспозиции: каждому участнику-станковисту по одному щиту, на каждой стороне щита - по одной работе, скульпторы демонстрируют по две скульптуры". Такое вот современное искусство у Бессмертных. (Николай Кононихин)

22.03.2001: МОДЕРНИСТЫ ВЫЯСНЯЮТ СВОИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ПРОСТРАНСТВОМ

20 марта в С.-Петербургском творческом союзе художников (IFA) на Невском, 60 открылась выставка "До или после холста". Экспозицию составили произведения Марины Азизян, Анатолия Васильева, Елены Губановой, Ивана Говоркова, Вадима Григорьева, Владимира Загорова, Геннадия Зубкова, Татьяны и Владимира Игумновых, Григория Молчанова, Валентины Поваровой, Михаила Цэруш, Светланы Цвиркуновой и Валерия Яшигина, выполненные в технике рельефа, коллажа, объекта и даже инсталляции. "Замысел этой выставки, - говорит Сергей Даниэль, - ориентирован прежде всего на проблему материала... Мы знаем материалы, которые значительно старше холста, а также сравнительно недавно используемые художниками... Однако, "до" и "после" следует понимать не только в историческом смысле. У каждого материала свои взаимоотношения с пространством. Приняв холст, так сказать, за "плоскость отсчета", можно двигаться в разных направлениях." Радует тот факт, что наряду с привычными уже мастерами объекта (например, Е.Губановой и И.Говорковым) "свои взаимоотношения с пространством" выясняют и художники более старшего поколения, традиционно замкнутые в плоскости холста и живописи. Так, например, Валентина Поварова представила на выставке ряд "урбанистических композиций", хоть и названных ею коллажами, но имеющих тенденцию движения к объектам и инсталляциям. Выставка продлится до 3 апреля. (Николай Кононихин)

22.03.2001: ВЫСТАВКА ВЛАДИМИРА МАЛКОВА В СПАСЕ

20 марта в галерее "СПАС" на наб. реки Мойки, 93 открылась выставка "Жили у бабуси или День рождения пилы" Владимира Малкова - известного петербургского художника, журналиста, режиссера и преподавателя изобразительного искусства. В своем творчестве Малков-художник придерживается своеобразной философии космизма среды, в равной степени уделяя внимание и натюрморту, и пейзажу, и фольклорной тематике. Экспозицию составили живописные работы, выполненные художником за последние десять лет. Их отличает яркая, декоративная манера и изысканный колорит. Выставка продлится до 31 марта. (Н.К.)

20.03.2001: "КАТАСТРОФЫ" ДМИТРИЯ ШОРИНА НА ПУШКИНСКОЙ-10

17 марта в Музее нонконформистского искусства на Пушкинской-10 открылась выставка "Катастрофы" Дмитрия Шорина. Экспозицию составили огромные живописные холсты с поп-артовским прочтением известных катастроф: от гибели Помпеи (конечно, по Брюллову) и Нагасаки до землетрясения в Спитаке, гибели принцессы Дианы и подлодки Курск. "Проект "Катастрофы", - говорит Марина Колдобская, - попытка заговорить страх, обезболить ожидание неминуемого, как-то пристроить неизбывный ужас твари перед неисповедимым капризом Творца..." Однако на большее серьезности ни художника, ни арт-критика не хватает. "Тематическая картина, - продолжает Колдобская, - дрейфует в сторону анекдота, ссылки... Бомба "Little boy", упавшая на Хиросиму, превращается а писающего мальчика. "Последний день Помпеи" превращается в цвета последнего модного дефиле. Выставка с грозным названием оборачивается вечеринкой со световыми эффектами, попсовой музыкой и пивом, не исключены танцы в финале." Так, пройдя сквозь средства массовой информации и масс-медиа, трагедия (вернее - информационный взрыв, за ней последовавший) превращается в художественное событие, воспринимаемое обществом уже исключительно в эстетическом аспекте. Трагедия умирает. Жизнь продолжается. (Николай Кононихин)

19.03.2001: ВЫСТАВКА АЛЕКСАНДРА КОЖИНА В МРАМОРНОМ ДВОРЦЕ

16 марта в Мраморном дворце Государственного Русского музея открылась выставка "Цифры" Александра Кожина. Кожин родился в 1949 году, закончил Академию художеств, однако главным обстоятельством, повлиявшим на формирование Кожина как художника, стало его знакомство в 1969 году и дальнейшие занятия под руководством Владимира Стерлигова. В начале 1970-х годов Кожин участвовал в первых выставках ленинградских неофициальных художников в ДК им. Газа и ДК "Невский", а также во всех выставках "Группы Стерлигова". Ныне художник живет и работает в Архангельске. Экспозицию в Мраморном дворце составили произведения абстрактной живописи, графики и объекты, отражающие внимание автора к различным пространственным проблемам, к числовой гармонии, а также его эксперименты с белым цветом. Выставка продлится до 9 апреля. (Н.К.)


15.03.2001: КНИГА "CASE HISTORY" БОРИСА МИХАЙЛОВА УДОСТОЕНА ОЧЕРЕДНОЙ НАГРАДЫ

На этот раз Борис Михайлов, один из немногих русских фотографов признанных на Западе, удостоился престижной премии The Citibank Private Bank Photography Prize размером в 15 тыс. фунтов стерлингов. "Case History", изданная в издательстве Scalo в 1999 году, является одной из ключевых серий в творчестве Михайлова, наряду с хорошо известной в России серией "У земли" - панорамные фотографии, запечатлевшие бедные и провинциальные харьковские пейзажи с фигурами людей на переднем плане, то бредущих куда-то за горизонт, то застывших в странных позах, как будто излучающих тревогу. В "Case History" объектом Михайлова стали харьковские бомжи, которых он, за небольшую плату, просил позировать для съемок. Снимки в медвытрезвителе чередуются в альбоме с фотографиями убогой провинциальной повседневности, а бомжи, выступающие в роли жутковатых моделей, демонстрируют свои покрытые язвами тела и половые члены, с нечеловеческими наростами. Тем не менее, целью Михайлова оказывается вовсе не эта физиология харьковского "дна", принесшая ему на Западе славу репрезентанта российской действительности, но - катарсис, достигаемый им в каждом отдельном снимке, который является следствием не насилия над бомжами, но выявлением фотографии как насильственной практики. "Case History" можно увидеть в "Фотографической галерее" в Лондоне до 24 марта. (Марта Юнг) 

15.03.2001: СЕТЕВОЙ СТОЛБ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЫ

14 марта. Неожиданно для творческого коллектива "Арт Питера" прошедший в минувшее воскресенье круглый стол по "Сетевому искусству" привлек внимание многочисленных СМИ, которые подробно и обстоятельно описали все, что происходило на круглом столе, не упустив ни одной подробности. А именно, кто был похож на Марлона Брандо, а кто на Сильвестра Сталлоне, кто улыбался, а кто был серьезен, кто сидел осклабившись, а кто - насупившись. Степень документальной точности этих описаний превосходит все границы, чего не скажешь о точности передачи слов участников. Но коль уж такой ажиотаж со стороны СМИ имел место, мы решили сделать подборку статей на тему "Сетевой столб российской прессы". http://www.artpiter.spb.ru/projects/netart

15.03.2001: АНТАРКТИДА В БЕЛОМ. КОМЕЛЬФО В КРАСНОМ

13 марта в галерее "Борей" открылась выставка "КоМЕЛЬФО в Красном". Творческий дуэт Натальи Мельниковой и Владимира Фомичева, известный как КоМЕЛЬФО, представил на выставке 10 графических листов (акварели и монотипии), выполненных во всевозможных оттенках красного цвета. Таковы и названия работ: "ПреКрасные цветы", "Красные корни", "Красный уголок", "Красное небо", "Красные новые окна", "Красная комната" и даже "Красная симметрия". Большинство работ посвящены друзьям-художникам: Николаю Сажину, Латифу Казбекову, Юрию Штапакову, Наталии Корякиной, Виталию Баранову, Александру Загоскину, по которым (как и по красному цвету) КоМЕЛЬФО невероятно соскучились во время длительного путешествия в Антарктиду, где преобладающим цветом был белый, а зрителями - пингвины. (Николай Кононихин)

11.03.2001: ЭРМИТАЖ СТАНЕТ ЕЩЕ БОЛЬШЕ

5 марта в Москве было подписано трехстороннее соглашение о реализации программы "Большой Эрмитаж". Документ подписали Министр культуры Михаил Швыдкой, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и президент холдинговой компании "Интеррос" Владимир Потанин. Программа предусматривает создание на основе Государственного Эрмитажа культурного центра, который не только будет просветительским центром, но и местом для отдыха и развлечения. Планируется открыть Интернет-музей, внедрить в учебно-просветительскую часть новейшие технологии, соответствующие ХХI веку, а также открыть хранилища, чтобы фонды музея стали доступны. На все эти нововведения потребуется около $ 100 млн., которые, как заявил Михаил Швыдкой, будут собраны из различных источников.(Н.Ш.)

11.03.2001: ВСЕ СЕТЕВЫЕ ХУДОЖНИКИ ПОПАДАЮТ В РАЙ

10 марта в Музее нонконформистского искусства на Пушкинской-10 состоялась встреча "Хроника селекционирования сетевого искусства"с лауреатами и номинантами Национальной Интел Интернет премии в номинации "Сетевое искусство". Эта встреча стала возможной благодаря инициативе директора музея Марины Колдобской, кураторским заботам Николая Кононихина и технической поддержке Интститута Про Арте. Она стала уникальным в своем роде событием, поскольку собрала вместе всех сетевых художников России, чьи сайты вошли в пятерку лучших, и большинство экспертов-селекционеров, которые в начале года отбирали из 160 сайтов-претендентов этих самых "лучших". Открыл встречу Анатолий Прохоров - один из основателей Российской Академии Интернета и координатор Национальной Интел Интернет премии. Затем в центре внимания оказались сами художники: Наталия Стручкова - призер Национальной премии и автор сайта "Дарья Чужбина online" (dasha.paragraph.ru), Андрей Великанов - автор сайтов "Андрей Великанов" (velikanov.ru) и "Система" Намнияз Ашуратовой" (namniyas.org/default_ru.asp), Даня Васильев - автор сайта "Коала" (www.koala.ru), Ель Зеленая и Сидор Синебрюхов - авторы сайта "Ельское" (www.sidor.ru/elka), а также Алексей Варсопко (varsopko.narod.ru) и Сергей Тетерин (www.teterin.raid.ru). Художники, большая часть жизни которых проходит в сети интернет, а материалом для их произведений являются биты, байты и коды html, вживую показали и рассказали зрителям о своих работах, относящимся к новейшей области сетевого искусства. Внимание и интерес зрителей к сетевому искусству были в полной мере оценены художниками, которые помимо показа уже известных проектов провели целый ряд премьер. Андрей Великанов представил новый проект "Неоконченный гимн для механического Михалкова", посвященный автору трех гимнов Советского Союза и России, которого Великанов считает самым гениальным и великим медиа-художником России. Даня Васильев рассказал о проекте создания робота "Марат Гельман - II", над которым сейчас работает художник. Кроме того, недавние страсти вокруг присуждения Национальной премии привели к созданию Даней новой и очень эмоциональной страницы "Lucky - Fucky" на koala.ru. Сергей Тетерин представил зрителям сверхновый мистический опус "Все медиа-художники попадают в рай", посвященный всем сетевым художникам, так и не получившим Национальную Интернет премию. "Я считаю, - говорит Сергей, - что все настоящие медиа-художники после жизни должны попадать в Телекоммуникационный Рай: Это, безусловно, фантастическое место. Оно естественным образом связано с миром ангелов, с одной стороны, а с другой - имеет потусторонний шлюз для выхода в человеческий интернет..." (Иван Кабанов)


07.03.2001: СЛЕТ СЕТЕВОГО ИСКУССТВА В ПИТЕРЕ

10 и 11 марта в Питере соберутся ведущие сетевые художники и кураторы России. Поводом тому послужила прошедшая 1 марта в Москве церемония вручения Национальной Интел Интернет премии. В пятерку лучших сайтов в номинации "Сетевое искусство" вошли: сайт Андрея Великанова, "Дарья Чужбина online", "Коала" Дани Васильева, "Ельское" Ели Зеленой и Сидора Синебрюхова,  "Система" Намнияз Ашуратовой. Победителем стал сайт "Дарья Чужбина online". Все эти сайты будут показаны авторами 10 марта в 16.00 в Музее нонконформистского искусства на Пушкинской-10 в рамках проекта "Хроника селекционирования сетевого искусства" (куратор Н.Кононихин). В показе также примут участие сайты Алексея Варсопко и Сергея Тетерина. 11 марта в 18.00 в Институте Про Арте в Петропавловской крепости состоится круглый стол "Что есть сетевое искусство и где его Net" (модератор Н.Кононихин). Идея проведения круглого стола была инициирована Анатолием Прохоровым и с интересом воспринята членами селекционной комиссии Национальной премии, которые в начале года осуществляли отбор сайтов в номинации "Сетевое искусство" и поломали не мало копий в попытке дать определение сетевого искусства. В круглом столе примут участие: Даня Васильев, Андрей Великанов, Дмитрий Виноградов, Ольга Горюнова, Ель Зеленая и Сидор Синебрюхофф, Николай Кононихин, Роман Лейбов, Константин Митенев, Алла Митрофанова, Светлана Острова, Дмитрий Пензин, Юрий Пластинин, Анатолий Прохоров, Максим Райскин, Наталия Стручкова, Сергей Тетерин, Дмитрий Шубин и др. Петербург еще в прошлом году был окрещен Сергеем Тетериным российским
"Берлином медиа-арта". Теперь на несколько дней он станет местом концентрации российского нет-арта. (Иван Кабанов)

07.03.2001: 100-ЛЕТИЕ ЛАКАНА БУДЕТ ОТМЕЧЕНО ВЫСТАВКОЙ-ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ КАРТИНЫ
"У ИСТОКОВ МИРА"


3 апреля галерея "Д-137" и Музей сновидений Фрейда открывают выставочный проект, посвященный 100-летию французского философа Жака Лакана и скандально знаменитой картине Густава Курбе "У истоков мира". Юбилей Лакана будет широко праздноваться по всему миру, в том числе и в Санкт Петербурге, где откроется несколько выставок и пройдет ряд лекций. Лакан - самый известный после Фрейда психоаналитик, который оказал влияние на развитие многих наук о человеке. Лакан был экстравагантным человеком, пророком, на его лекции съезжался весь свет Парижа. Его посвященная паранойе диссертация была опубликована в сюрреалистическом журнале "Минотавр", и самые восторженные слова о ней произнес Сальватор Дали. Лакан любил и собирал искусство, в его коллекции оказалась и скандально знаменитая картина Густава Курбе "У истоков мира", написанная в 1866 году, которая долго хранилась в специальной потайной комнате в доме Лакана. Именно этой картине и будет посвящена выставка в галерее "Д-137" (Невский 90/92). Для участия в этом проекте кураторы выставки В.Мазин (Музей сновидений Фрейда), Д.Пиликин, О.Кудрявцева и Л.Казарнова предлагают художникам предоставить до 15 марта свои варианты интерпретации этой картины. (Николай Кононихин)

05.03.2001: НА БИЕННАЛЕ В ЛАХТИ ПОБЕДИЛ ГИТЛЕР В ОБРАЗЕ СКИНХЕДА

28 февраля. На Международном Биеннале плакатов в финском городе Лахти первая премия, размером в 7000 марок, была присуждена Уве Лоешу (Uwe Loesch) из Дюссельдорфа, который представил на конкурс плакат, изображающий Гитлера в образе скинхеда - без усов и шевелюры, т.е. вообще без какой бы то ни было растительности на черепе. Постер представляет собой рекламу Интернет сайта www.scheisse.de (в переводе на русский www.дерьмо.de )и направлен против пропаганды неонацизма в Интернет. Впервые этот плакат Лоеша был продемонстрирован минувшей осенью на уличной выставке в городке Мёнхенгладбах (Moenchengladbach). Всего на биеннале было представлено порядка 1500 постеров художников и дизайнеров из 45 стран. Вторую и третью премии  получили художники из Японии и Израиля. (Марта Юнг)


01.03.2001: ARS LONGA, VITA BREVIS

27 февраля в галерее "Борей" состоялось открытие выставки "Митьки в гостях у Борея". Третья совместная выставка 13 членов художественной группы посвящена 10-летнему юбилею галереи. Поэтому, кроме прямых признаний в любви к "Бореюшке", была уместна некоторая ностальгическая нота в экспозиции: Митькам - 17, Борею - 10, часть жизни, что называется, уже позади. Историзм подчеркивается и продуманной развеской картин, стилизованной под квартирные выставки 80-х: в четырех залах галереи поместилось около трехсот работ художников, среди которых живопись, конечно, занимает первое место, но есть и фото, графика, коллажи, объекты. Особенно досталось в этом смысле последнему залу, где картинами покрыты все стены от пола до потолка, а живописное единство разрушает только неоновый зайчик в центре. (Н.Ш.)

01.03.2001: ВИТРАЖИ ИЗ ЭРМИТАЖА ВЕРНУТСЯ ВО ФРАНКФУРТ-НА-ОДЕР, А НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ЦЕРКВИ ВЫДЕЛЯТ СРЕДСТВА

27 февраля. В феврале, как сообщает "Stern" (Германия), Министр культуры России Михаил Швыдкой и Министр культуры Германии Джулиан Нида-Рюмелин пришли к соглашению: Россией будут возвращены оконные витражи 14 века из церкви Мариенкирхе во Франкфурте-на-Одере, ответным шагом станет помощь немецких предпринимателей в восстановлении Древнерусской церкви в Новгородской области. Уникальные 20-метровые витражи, составленные из 111 хрустальных пластин каждый, были вывезены из Германии в конце Второй мировой войны советскими войсками. Три окна, хранящиеся в Эрмитаже, стояли первыми в списке культурных объектов, которые Германия надеялась вернуть. Экспертиза, проведенная немецкими специалистами в январе прошлого года, показала, что
витражи нуждаются в реставрации. И тогда же впервые был поднят вопрос о вывозе произведений искусства в Германию. Церковь Успения в деревне Волотово Новгородской области была построена в 1352 году. Во время немецкой оккупации церковь была разрушена, фрески 14 века были уничтожены. В октябре прошлого года ее осмотрел предыдущий Министр культуры Германии Науман в сопровождении Михаила Швыдкого и пообещал рассмотреть вопрос об оказании материальной помощи. (Н.Ш.)

01.03.2001: "СЛЕПЫЕ" ДМИТРИЯ ГУТОВА ДОБРАЛИСЬ ДО ПЕТЕРБУРГА

24 февраля в Музее нонконформистского искусства на Пушкинской-10 стартовал видеопроект "Слепые" Дмитрия Гутова. Экспозицию выставки, которая проходит при участии Галереи Марата Гельмана, составили широкоформатные черно-белые фотографии и документальные видеозаписи уличных музыкантов. Вроде, ничего особенного... Вот только что-то неуловимо детское и доверчивое в бесхитростно-искренних лицах и мимике этих мужиков... Слепые. "Несколько лет подряд, - рассказывает Гутов, - мне приходилось каждый день проходить через станцию метро Китай-Город, бывшую Площадь Ногина. В Москве это единственное место, где разрешили выступать слепым музыкантам. Они стоят у каждого выхода в город: баянисты, певцы, гитаристы. Их репертуар классичен: Полонез Огинского, "Машина времени", городской романс... Жизнь подземного перехода открывается им лишь через шарканье шагов и звон монеток..." Это уже не первый видеопроект, представленный Гутовым в Петербурге: прошлой осенью в рамках выставочного проекта "Память тела" художник демонстрировал в Петропавловской крепости очаровательных москвичек, снятых скрытой камерой на ступеньках экскалатора и лестницах метро. Оба проекта отличает обращение художника к повседневной действительности, маргинальный характер сюжетов и минимализм концепции и построения экспозиции (пять фотографий и пять телевизоров в трёх залах). И еще - любовь к андеграунду. (Николай Кононихин)

01.03.2001: АССОЦИАТИВНАЯ АБСТРАКЦИЯ ВИТАЛИЯ КУБАСОВА

24 февраля в Музее нонконформистского искусства на Пушкинской-10 открылась выставка Виталия Кубасова. Ретроспективную экспозицию составили живописные и графические работы художника, выполненные в период с 1960-х годов по настоящее время. Кубасов принадлежит к легендарной плеяде ленинградских художников-нонконформистов. Он родился в 1937 в Москве, окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, работал художником-постановщиком в театре Чемкента, книжным графиком в ленинградских издательствах, а в 1970-е годы участвовал в исторических выставках неофициального искусства в ДК им.Газа и ДК "Невский". Представленные на выставке работы показывают путь художника за сорок лет творческой деятельности: от абстрактного экспрессионизма до духовной живописи, выполненной в формально-пластической манере, которую сам художник определяет как "ассоциативная абстракция". "Моя концепция, - говорит Кубасов, - это ассоциативная абстракция. Смысл, который я в это вкладываю - синтез фигуративного (изобразительного) и абстрактного языков в изобразительном искусстве... Ассоциация, основывающаяся на древней, возможно, генетической амяти, присущей всем людям, всегда фигуративна, так как является воспоминанием конкретного фигуративного образа". Подтверждение своей концепции Кубасов находит в словах Камю: "Возможно, мы можем вспомнить о тех событиях, которые происходили, когда мы были еще рыбами и не покинули мировой океан..." На открытии выставки художника-философа приветствовали директор Музея нонконформистского искусства Марина Колдобская, председатель Культурного центра "Пушкинская-10" Сергей Ковальский, коллекционер и знаток искусства ленинградского андеграунда Николай Благодатов, художник Валентин Герасименко. Ветераны андеграунда вместе с Кубасовым попытались восстановить историческую правду "битвы на картинах" неформальных художников со студентами Академии художеств, произошедшей тридцать-сорок лет назад. Непосредственными участниками событий были высказаны как минимум три версии, которые, по-видимому, и войдут в анналы истории. Выставка продлится до 11 марта. (Николай Кононихин)


28.02.2001: "ПРОРЫВ В СОВРЕМЕННОСТЬ" В ГАМБУРГЕ

20 февраля. В Гамбургском Музее искусства и ремесел проходит выставка "Прорыв в современность". Выставка посвящена русскому авангарду начала века, но направлена не столько на репрезентацию художественных течений дореволюционного периода, сколько на - эстетические и социальные горизонты, открывшиеся перед художниками с появлением Советского государства. Как пишет "Шпигель", "русский авангард революционизировал эстетику, желая средствами искусства изменить общество, - и закончил диктатом социалистического реализма". На выставке представлены работы Владимира Татлина, Казимира Малевича, Натальи Гончаровой, Александра Родченко и других художников русского авангарда. (Марта Юнг)


26.02.2001: МУЗЕЙ СВЯЗИ СОЗДАЕТ КОЛЛЕКЦИЮ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

22 февраля Центральный музей связи им. А.С. Попова объявил о создании нового раздела Государственной коллекции знаков почтовой оплаты - Mail Art. Первые экспонаты коллекции были представлены на трехдневной выставке "XX век в частных коллекциях", прошедшей в стенах Особняка Безбоодко. Фактически, этот шаг означает, что Музей связи стал одним из немногих пока старейших российских государственных музеев, уделяющих особое внимание приобретению и хранению произведений современного искусства. Центральный музей связи им. А.С. Попова - единственный в России музей, в котором собраны предметы и материалы по истории почты. В фондах Государственной коллекции знаков почтовой оплаты хранится 8 млн. экземпляров. Создание Центра Mail Art здесь является естественным продолжением имеющейся коллекции. Начало новой коллекции положили экспонаты, переданные в Музей русским художником, проживающим в Париже Владимиром Котляровым (Толстым). (Андрей Кудряшов)

26.02.2001: В ДОМЕ УЧЕНЫХ - "ВОСПОМИНАНИЕ О БАЛАХ"

21 февраля в Доме ученых на Дворцовой набережной, бывшем Владимирском дворце, открылась выставка "Воспоминания о балах во Владимирском дворце". В ее подготовке приняли участие Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей истории города, Музей театрального и музыкального искусства, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, а также Государственный Исторический Архив. Экспозиция расположилась в Доме ученых не только потому, что именно этот дворец славился своими балами и приемами, но и из-за прекрасной сохранности исторических интерьеров, в которых материализовавшиеся воспоминания - бальные платья, парадные мундиры, затейливые аксессуары - выглядят уместно. Экспозицию дополняют фотографии и документы (списки приглашенных на бал, регламент), представленные Государственным Архивом. (Е.Н.)


22.02.2001: "РЕФЛЕКСИЯ" ПЕТЕРБУРГА В ГАЛЕРЕЕ "БОРЕЙ"

20 февраля в галерее "Борей" открылась выставка "Рефлексия. Единственный город" Елены Скиндер и Андрея Жукова. Экспозицию совместной выставки художников составили гобелены и живописный батик Елены Скиндер и фотографии Андрея Жукова. И те, и другие посвящены Петербургу, вернее - рефлексии на него. Оказывается, понятие "рефлексия" обладает целым калейдоскопом смыслов, имеющих, по мнению авторов, самое непосредственное отношение к городу-призраку и нашему восприятию этого города. Ведь "рефлексия" - это отражение, отблеск, отсвет. Но и - образ, размышление, обдумывание, раздумье. И даже - порицание, тень, пятно! Все эти смыслы причудливым образом переплелись в фотографической рефлексии Петербурга: отражении мостов и набережных в свинцовой воде рек и каналов, отражении гранитных набережных в лужах и снежной измороси, отблеске шпиля Адмиралтейства на первом весеннем солнце... "Рефлексия, - считают авторы, - является наиболее характерной отличительной чертой Петербурга, этого "самого умышленного города в мире", бесконечно отражающегося в воде рек, каналов, картинах, текстах,  фотографиях". (Николай Кононихин)


20.02.2001: РАБОТЫ ФЛОРЕНСКИХ ВКЛЮЧЕНЫ В ЭКСПОЗИЦИЮ "КИАСМЫ"

19 февраля. В Музее современного искусства "Киасма" в Хельсинки выставлены работы Ольги и Александра Флоренских. В прошлом году дуэт питерских художников - членов группы "Митьки" представил в галерее "ANHAVA", расположенной бок о бок с "Киасмой", проект "Движение в сторону ЙЫЕ (архив профессора И.П. Баринова)". Выставка в галерее "ANHAVA" прошла успешно и несколько произведений были приобретены "Киасмой". Они-то и были включены кураторами финского форпоста contemporary art в экспозицию глобального выставочного проекта "NORDIC POSTMODERNISM" (посвященного фестивалю HELSINKI-2000 - культурная столица Европы), который уже больше года в режиме нон-стоп идет по выставочным залам хельсинской "улитки" из бетона, стали и стекла. В зале Х, предназначенном для новых поступлений, разместились: "Аэросани профессора Баринова", "Пять рисунков из архива И.П. Баринова, изображающих некоторые моменты из жизни народа ЙЫЕ", "Радио, собственноручно изготовленное И.П.Б.", "Чучело зайца" и  "Фотография профессора Баринова и охотника Зайцева в летнем охотничьем снаряжении". Здесь же в зале установлен монитор, на котором демонстрируется видеофильм, сделанный Флоренскими на выставке в галерее "ANHAVA". Напомню, что помимо галереи в Хельсинки проект "Движение в сторону ЙЫЕ" ранее выставлялся в галерее "Борей" в С.-Петербурге, L-галерее в Москве, Биеннале в Раума (Финляндия), Биеннале в Щецине, в арт-центре ЭКСМА в Кальяри на Сардинии и теперь вот обрел пристанище в хельсинской "Киасме". (Николай Кононихин)

20.02.2001: ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДИНАСТИИ В ПЕТЕРБУРГСКОМ "МАНЕЖЕ"

19 февраля в Центральном выставочном зале "Манеж" открылась выставка "Художественные династии: Харламов - Вайнман - Натаревич". В экспозицию вошли около 500 произведений 20 художников - представителей пяти поколений семьи художников, в которой переплелись три династические ветви: Харламовых, Вайнманов, Натаревичей. Основателем художественной династии был Матвей Харламов (1870-1930) - известный скульптор и педагог. На выставке также представлены работы его дочери Марии Харламовой (р.1917) и ее мужа Моисея Вайнмана (1913-1973) - талантливых скульпторов из плеяды учеников А.Матвеева, а также их детей Дмитрия Вайнмана (р.1946) и Галины Вайнман-Стожаровой (р.1940). Семья Натаревич представлена произведениями Михаила Натаревича (1907-1979) - ученика А.Савинова и Б.Иогансона, оригинального и сильного живописца, а также его жены Ольги Натаревич (р.1909) и их детей: Аркадия Натаревича (р.1940), Натальи Натаревич (р.1938) и Елены Натаревич (р.1946). На выставке представлены произведения разнообразных видов и жанров художественного творчества - живопись, скульптура, графика, витражи, архитектурные проекты, эскизы гобеленов, инсталляции. Это - произведения из частных собраний, мастерских художников, а также из собраний Русского музея, Музея Российской Академии Художеств и Историко-мемориального музея "Смольный". Это уже третий выставочный проект цикла "Художественные династии", первый - "200 лет семьи Бенуа в России" - с большим успехом прошел в 1994 году, второй - "Сто лет в искусстве. Семья художников Савиновых" - прошел в 1998 году и стал последней выставкой недавно ушедших из жизни Глеба Савинова и Ольги Богаевской. Третья выставка династий Харламовых, Вайнманов, Натаревичей дает возможность проследить развитие семейной преемственности в искусстве на протяжении более 100 лет и придает выставке особый интерес. (Н.К.) 

20.02.2001: МИХАИЛ ШЕМЯКИН ОТКРОЕТ В ПЕТЕРБУРГЕ ИНСТИТУТ

16 февраля. По сообщению агентства ИТАР-ТАСС в ближайшее время Михаил Шемякин при поддержке Президента России Владимира Путина откроет в Петербурге филиал своего института. Сам институт психологии и философии творчества М.Шемякина находится в США. Художник уже в конце года планирует провести в питерском отделении института тематические выставки. (Е.Н.)

19.02.2001: "Кнопка и модернизм" Андрея Чежина теперь в Москве

15 февраля в Музее "Другое искусство" (РГГУ, Москва) стартовал фото & медиа проект "Кнопка и модернизм" Андрея Чежина (кураторы Юлия Лебедева-Грецкая и Николай Кононихин). Экспозицию составили 49 фотографий, посвященных выдающимся художникам-модернистам ХХ века. Творчество Малевича, Родченко, Дали, Дюшана, Поллока, Ольденбурга и др. Чежин раскрывает с помошью обычной канцелярской кнопки, которая вторгается в "произведения" мастеров. Ранее новый проект Чежина был показан в Петербурге, Братиславе, Брауншвейге и вот теперь впервые - в Москве. Более того, в полном составе (49 "кнопок") проект демонстрируется впервые. На открытии выставки выступили директор Музейного центра РГГУ Ирина Баканова, кураторы выставки, а также заместитель директора РОСИЗО Евгений Березнер - известный куратор крупнейших фотографических проектов в России и за рубежом. Хорошо знающий и курирующий творчество Чежина на международных выставках в Братиславе, Брауншвейге и др., Березнер сказал, что выставка "Кнопка и постмодернизм" Андрея Чежина в РГГУ, несомненно, войдет в анналы истории искусства. При этом, симпатичная оговорка "постмодернизм" в устах мэтра лишний раз подчеркнула концептуальный характер фотографического проекта Чежина. Выставка организована совместными усилиями Музейного центра РГГУ (Москва) и студией "Арт Медиа" (С.-Петербург). Специально к выставке был разработан CD-ROM "Кнопка и модернизм" (2001, "Арт Медиа"), который вместе с видео-интервью Чежина составил медиа-инсталляцию выставочного проекта. Выставка продлится до 10 марта. В сети интернет арт-сериал "Кнопка и модернизм" А.Чежина можно увидеть по адресу: www.artpiter.spb.ru/projects/chegin . (Н.К.)
19.02.2001: "Образ рыбы" на Морском вокзале

17 февраля в Галерее "Арт-Гавань" на Морском вокзале стартовал проект "Образ рыбы. Архетипы и Артефакты", подготовленный галереей совместно с Открытой Ассоциацией Своевременного Искусства. В выставке - акции, посвященной переходу эры Рыб в эру Водолея,  приняли участие около 50 художников разных поколений и художественных направлений, представивших живопись, графику, скульптуру. Так, например, в экспозицию вошли работы Энгельса Козлова и Виталия Тюленева,  Евгения Барского и Валентина Чикова, Тимура Новикова и Александра Медведева, Анатолия Заславского и Арона Зинштейн, Валерия Вальрана и Анатолия Васильева, а также работы молодых художников: А.Морозова, П.Ростовского, Н.Королевой-Звягиной и др. В проекте также приняли участие "Академия тишины", "Новые композиторы", джаз-банд "Make or Break", "Реггистан", Институт интегральной психологии "Либра", практикующие астрологи С. и В. Ветоши и др. Но определяющим для всех стал знак рыбы, который реял в пространстве панно Тимура Новикова, спускался на дно аквариума и фигурировал в импровизированном перфомансе "Рыбьи танцы" Академии Тишины. (Ольга Кононихина)

16.02.2001: "Черный квадрат" будет выставлен на аукционе

Художественная коллекция объявленного банкротом Инкомбанка, куда входит знаменитый "Черный квадрат" Малевича, будет продаваться целиком на открытых торгах в России через аукционный дом. Но по существующему законодательству "Черный квадрат", стоимость которого составляет около $20 млн., не может покинуть пределы России. Как считает заместитель директора ГМИИ им. А.С.Пушкина Михаил Каменский, правительство должно выкупить картину и передать ее в собственность музея. Но Министерство культуры уверено, что обанкротившийся банк должен сам передать произведение Малевича в счет уплаты бюджетного долга. Олег Стецюра, представитель аукционного дома, через который будут осуществляться торги, не принимает во внимание ни проблемы с законодательством, ни "нравственный" вопрос о национальном достоянии, и рассматривает будущую сделку как выгодное вложение капитала. (Н.Ш.)

16.02.2001: Выставка Линор посвящена "Планетам солнечной системы"

14 февраля в 103 галерее на Пушкинской-10 стартовал проект Линор "Планетам солнечной системы". Выставочную экспозицию радикальной петербургской поэтессы составили арт-симулякры, выполненные в виде объектов с включением поэтических текстов. На открытии выставки состоялась презентация трехтомника Линор "Марсины". Как следует из названия, сей монументальный труд посвящен марсианской тематике, не раз волновавшей умы писателей-фантастов прошлого века. В начале XXI века к романтической тематике покорителей красной планеты обращается и Линор: "Итак, все в путь, в пыль красных бурь, в опасный путь./ Столица Марса - квазигород Ноуменсуть - /Вас ждет, субъекты, прилетевшие с Земли./ Иные билдинги здесь и не те кремли." Выставка продлится до 24 февраля. (Николай Кононихин)


14.02.2001: Публичное сожжение "Души" Олега Арнаутова

13 февраля в Выставочном центре Союза художников на Большой Морской, 38 открылась персональная выставка Олега Арнаутова (Москва). Открытие выставки сопровождалось невиданной для залов Союза художников акцией протеста - огню  была предана "Душа" художника. Олег Арнаутов уничтожил свою лучшую работу!"Грядет, - говорит   Арнаутов, - время гиперматериализма. Его лозунг: вожделение и расчет. Завтра душа Вам не понадобится. Вы даже уже выучили: "Если такой умный, почему такой бедный?" За кого платят, за того и голосуем, дружим с нужными людьми, говорим не совсем правду. Нам бояться нечего, потому что всё великое: и боги, и цари оказывались дерьмом и ложью. Почему бы дерьмо и ложь не сделать культом? А среди дерьма и лжи нет места ДУШЕ." (Николай Кононихин)

14.02.2001: Минута молчания в память о поэте.

10 февраля - День памяти Александра Сергеевича Пушкина. По традиции центральным событием стало торжественное собрание во дворе дома на Мойке, 12. Час смерти поэта (14.45) был отмечен минутой молчания. В этот же день в музее прошла презентация сборника статей по истории и литературоведению "Пушкинский музей" и состоялось открытие выставки "Пушкин: жизнь, творчество, эпоха в произведениях медальерного искусства", организованная Всероссийским музеем А.С. Пушкина совместно с подмосковным Музеем-усадьбой "Астафьево" - "Русский Парнас". Экспозиция насчитывает около 300 предметов, в их числе - старейшая медаль, выпущенная Иваном Чукмасовым в связи с 25-ой годовщиной со дня смерти поэта. На день раньше, 9 февраля, была открыта выставка "Прогулки к Пушкину" художников-графиков из группы "Тихие", на которой можно увидеть иллюстрации к произведениям не только самого А.С.Пушкина, но и современных ему поэтов. (Н.Ш.)

13.02.2001: Ф.С.Б. посетил "Новую Академию" Тимура Новикова

10 февраля в Музее Новой Академии изящных искусств открылась выставка "PAX RUSSICA" Андрея Молодкина (Париж) и Алексея Беляева-Гинтовта (Москва), которые объединились во "Фронт спокойного благоденствия" (сокр. "Ф.С.Б."). На выставке представлены холсты Беляева-Гинтовта, выполненные в технике ручной печати по золоту. На них - памятники мировой архитектуры и России как срединной империи Евразии: Дворец Доджей во Флоренции, Храм Урожая в Пекине, Могила Тамерлана в Самарканде, Парфенон в Афинском акрополе, Колизей в Риме, Спасская башня в Москве, Святилище в Луксоре (Египет). Проект символизирует взаимопроникновение классической культуры. "Мы, - говорит Алексей Беляев-Гинтовт, имея в виду Россию, - обращены ко всем, все обращены к нам". На выставке также представлен огромный портрет бога солнца и покровителя искусств Аполлона, выполненный Андреем Молодкиным шариковой ручкой по холсту. Такая нарочитая "рукотворность" является сознательной стратегией художников - бойцов и основателей "Фронта спокойного благоденствия". Ф.С.Б. обличает кризис современной культуры и связанные с нею технологии и образование: "Обязательное среднее образование и общедоступность технических средств позволяют создавать и тиражировать какие угодно образцы любому желающему. КАЖДЫЙ МОЖЕТ ВСЕ. - в отчаяньи констатируют художники. - Развитая система репрезентации (интернет) уничтожила границу между искусством элитарным и массовым, высоким и низким... Отсутствие в  сознании автора канона... привело его к полной деградации... Вернуть утраченный смысл может только немедленное возвращение в лоно традиции." Поэтому истинным произведением искусства, по мнению Ф.С.Б., может быть лишь то, в котором соединяются: рукотворная академическая форма, традиционный вид (классическая архитектура, скульптура, живопись, графика) и достойное представление произведения искусства (музей, церковь, галерея закрытого типа), предполагающие прямой контакт со зрителем. Надо заметить, что глава неоакадемизма Тимур Новиков, в Академии которого проходит выставка, не разделяет столь радикальных взглядов молодых художников. Ведь в числе уважаемых профессоров Новой Академии - Ольга Тобрелутс, Юлия Страусова и другие художники, которые активно используют "нерукотворные" технологии компьютерной графики, фотографии и интернета. Так что Ф.С.Б. по желанию можно рассматривать либо как молодежное отделение Новой Академии (ведь юности всегда свойственен максимализм), либо как наиболее экстремистский отряд Академии (от которого вожди оной на всякий случай решили дистанцироваться), либо как очередную симуляцию, призванную не столько даже реанимировать интерес общественности к неоакадемизму, сколько - создать событие. Скорее всего - и первое, и второе, и третье. (Николай Кононихин)


12.02.2001: Штаны и валенки художников-нонконформистов теперь в музее

10 февраля в Петербургском архиве и библиотеке независимого искусства на Пушкинской-10 открылась выставка "Исторические костюмы петербургских художников конца ХХ века". Экспозицию составили мемориальные вещи деятелей петербургского андерграунда и нонконформизма: цилиндр Тимура Новикова, тельняшка и штаны Дмитрия Шагина, накладная борода Андрея Хлобыстина, ветхий свитер Евгения Тыкоцкого, усыпанная значками жилетка Баби Бадалова, кимоно Олега Котельникова, вытертая джинсовая куртка Евгения Орлова, вельветовый пиджак и побитые молью валенки Сергея Ковальского, куртка Олега Григорьева, пиджак и брюки Рихарда Васми, тапочки Владимира Овчинникова, белая шляпка Марины Колдобской, зеленое пальто Георгия Гурьянова... Все эти уникальные ныне вещи были предоставлены для выставки из коллекций Д.Шагина, В.Мазина-О.Туркиной, О.Котельникова, а также самими художниками. Выставка продлится до 28 февраля. (Николай Кононихин)

12.02.2001: Петербурженка на "Берлинале-2001"

7 февраля в Берлине открылся 51-й Берлинский международный кинофестиваль. Российские картины в конкурсе не участвуют, но отечественное кино все же будет представлено. Так в программе "Форум" состоится показ полнометражного игрового фильма   "Текст, или Апология комментария" - режиссерский дебют выпускницы Петербургского университета кино и телевидения Екатерины Харламовой. В фильме снялись известные петербургские актеры Леонид Мозговой и Елена Маркина. Режиссер Харламова - поклонница творчества Отара Иоселиани, соответственно "Текст, или Аппология комментария", основанный на воспоминаниях Фаины Раневской и рассказе Владимира Набокова, по-новому разрабатывает проблематику психологического кино. (Е. Н.)


07.02.2001: Страсти по-варшавски

6 февраля. Страсти вокруг Варшавского вокзала разгораются. 31января в особняке Абамелек-Лазарева вниманию общественности был представлен проект создания Центра современной культуры на освобождающемся месте Варшавского вокзала. Проект, пока только виртуальный, представлял российско-американский благотворительный фонд "Русский альбом". Цель проекта - открытие нового сайта современного петербургского искусства и создание Центра современной культуры на базе комплекса "Варшавский вокзал". Нетрудно догадаться, что проект пользуется горячей поддержкой комитета по культуре администрации Петербурга, Комитета по управлению госимуществом и Государственной инспекции по охране памятников. Как известно, приказом губернатора от 5 января Варшавский вокзал включен в список первоочередных объектов, подлежащих реконструкции. Договорились даже с Октябрьской железной дорогой - вокзал отдадут городу в обмен на строительство небольшого вагонного депо. Действительно, Варшавский как транспортный узел давно потерял свое значение. Его собирались снести еще в 1936-ом, но волею партийных лидеров он каким-то чудом уцелел. Именно ввиду неопределенности его статуса к нему, единственному из вокзалов Петербурга, не подведена ветка метро. Все отходящие с Варшавского поезда можно без особых потерь перевести на Балтийский: для этого потребуется только достроить шестую платформу, да перенести хозчасть - то самое вагонное и локомотивное депо, а также прачечный комплекс, обслуживающие Балтийский вокзал. Тем не менее, все не так безоблачно. Создание музея на базе вокзала вступает в противоречие с другими, не менее значимыми, планами Комитета по градостроительству и архитектуре Петербурга - объединить в единую транспортную магистраль Измайловский и Новоизмайловский проспекты. Понятно, что проект этого объединения, позволяющий существенно разгрузить транспортный поток на Московском проспекте и представляющий уникальную возможность протянуть прямую ветку от южных районов (Ленинский проспект) к центру, для города не менее важен, чем строительство музея. Особенно в свете грядущего 300-летия, позволяющего списать значительные издержки на строительство трассы. Как назло, Варшавский вокзал стоит как раз посередине, что означает - либо его нужно сносить, либо строить два дополнительных моста через Обводный в обход вокзала. Над вопросами "что делать" и "кто виноват" сейчас ломают головы специалисты из комитета по архитектуре. Впрочем, и создание музея тоже потребует немалых затрат. Уже ясно, что вряд ли в нем можно будет увидеть инсталляции Дэмиана Хирста или Ребекки Хорн, но и в закупку малобюджетных произведений петербургских художников тоже придется вложить некоторую сумму денег. Самым беспроигрышным вариантом в сложившейся ситуации может стать создание в Варшавском некоего подобия всеядного "Всего Петербурга" - тогда достаточно будет бросить клич, и все так называемые современные художники города радостно сползутся на Варшавский, прихватив с собой свои монументальные полотна, ежегодно выставляемые ими на отчетных выставках в Манеже. Причем совершенно
бесплатно. Характерно, в этом ключе, что первое публичное заявление о том, что здание вокзала будет переоборудовано в музей, было сделано губернатором Яковлевым именно в Манеже, на открытии восьмой отчетно-перевыборной выставки "Санкт-Петербург 2000". Если же не пройдет и этот вариант, то всегда остается возможность использовать помещения вокзала под коммерческие выставки. Хотя, конечно, когда речь идет о Смольном, ничему не следует особенно удивляться. Варшавскому вполне по силам повторить амбициозную историю взлетов и падений Ледового дворца, ведь у администрации, как всегда, имеется свое, альтернативное, видение ситуации. Так, 3 января газета "Санкт-Петербургские ведомости" сообщила, что на балансе Октябрьской железной дороги до сих пор числятся дореволюционные паровозы и вагоны, а на заводах города полно антикварных станков. Так почему бы не сделать на Варшавском музей старинной техники - очередную усыпальницу и гекатомбу юбилейных средств? (Марта Юнг) 

07.02.2001: "Русский альбом" к 2003 году станет "Виртуальным музеем" на Варшавском вокзале

31 января в особняке Абамелек-Лазарева прошла презентация российско-американского проекта "Русский альбом". Это уже далеко не первая презентация одноименного интернет-сайта www.russkialbum.com за полтора года существования проекта. В 2000 г. проект был уже показан в Петербурге, Москве и Нью-Йорке, где, собственно, и находится "матчасть" (т.е. сервер) проекта. За полтора года виртуальная галерея, которая с осени 2000 года стала именоваться "виртуальным музеем", собрала под своей виртуальной крышей 60 художников. Теперь "Русский альбом" планирует собрать к 300-летию С.-Петербурга 300 художников! Примечательна, однако, и вторая метаморфоза, произошедшая с "Русским альбомом". Задуманный изначально как женский проект (на сайт допускались лишь женщины-художницы), на рубеже тысячелетий "Русский альбом" допустил в свое лоно мужчин-художников. Стоит ли удивляться, что вскоре с альбомом произошла третья и наиболее удивительная метаморфоза: "Русский альбом", вернее уже "виртуальный музей" решил разместиться во вполне реальном Варшавском вокзале, который вскоре станет Центром Современной Культуры. И это, похоже, не шутка! По крайней мере пресс-релиз утверждает, что "все архитектурные предложения по представлению Интернет-музея разработаны специалистами "Спецпроектреставрации". Собственно, этой метаморфозе "Русского альбома" в "Виртуальный музей" в Варшавском вокзале и была посвящена презентация, которая состоялась 31  января в особняке Абамелек-Лазарева. На презентации был представлен первый этап виртуального проекта "Русский альбом", включающий в себя: виртуальный каталог искусства Санкт-Петербурга второй половины ХХ века; эскиз-проект Центра Современной Культуры на базе комплекса "Варшавский вокзал" и выставку-инсталляцию "Виртуальные игры. В поисках возможностей". Инсталляция была создана Людмилой Беловой, известной питерской медиа-художницей, победительницей недавнего международного медиа-конкурса в Германии. Инсталляция Людмилы была посвящена теме духов и медиумов, которые в прошлом веке витали вокруг спиритических столов, а ныне облюбовали компьютеры и интернет. Семь белоснежных гипсовых рук с компьютерными мышками разместились на зеркальном "спиритическим столе", освещенном таинственным голубым светом, а сами души уже отлетели в медийные сферы... "Дворец Абамелек-Лазарева, - говорит Людмила Белова, - называют ещё  Последним Дворцом. Его построили , а потом грянула революция. Я уверена, что здесь обязательно были сеансы спиритизма, так как в то время послушать о чем вещает МЕДИУМ было очень модно, наверное, также, как сейчас модно всё, что связано с МЕДИА". (Николай Кононихин)


06.02.2001: Три "Точки перелома" в институте Про Арте

3 февраля в институте Про Арте состоялась демонстрация трех документально-общеобразовательных фильмов под общим названием "Точки перелома", посвященных искусству России ХХ века. Структуру серии образуют точки перелома - 1914, 1929, 1968 года - моменты, по мнению авторов фильмов, художественного критика Екатерины Деготь и историка Льва Лурье, являющиеся знаковыми как для всей русской истории, так и для истории русского искусства. Под точками перелома понимается, таким образом, одновременное глобальное изменение эстетики и политики, "своего рода совокупная  катастрофа". Фильмы созданы благодаря инициативе института Про Арте при содействии Независимой продюссерской группы (IPG) и предназначены к показу по телевидению. Пока же их можно увидеть на видеопоказах в институте Pro-Arte в феврале месяце. (Максим Райскин)

06.02.2001: "Петербургская светопись" в галерее "Д-137"

3 февраля в галерее "Д-137" на Невском, 90/92 открылась фотовыставка "Петербургская светопись", посвященная достижениям современной бессеребряной фотографии. Экспозицию составили работы профессоров Новой Академии Изящных Искусств Тимура Новикова, Дениса Егельского, Александра Медведева, Егора Острова и Сергея Макарова. Методы серебряной фотографии использовались фотохудожниками в конце 19 - начале 20 веков, но были забыты в виду сложности и дороговизны изготовления каждого отдельного отпечатка, являющегося уникальным. В начале 90-х годов в Новой Академии Изящных Искусств была предпринята попытка возродить забытые технологии. В течение десятилетия были возрождены многие методы благородной фотопечати: комбинированная гуммипигментная печать, метод Саврасова, хиротипия, карбонпроцесс, масляная печать, метод Сери и др. Выставкой художников Новой Академии галерея "Д-137" продолжила стратегию работы на территории актуального искусства. Появившись на Невском проспекте всего полгода назад и дебютировав выставкой статусного петербургского модернизма, "Д-137" приняла участие затем в Осеннем Фотомарафоне ("Операция Ы") и московском  "Арт-Манеже". Особенно приятно, что галерея уделяет всё больше и больше внимания работе с фотографией. (Н.К.)


05.02.2001: Конференция "Авторские права" в Музее Набокова

С 5 по 9 февраля в Музее Набокова на Большой Морской, 47 пройдет конференция "Авторские права в менеджменте культуры, издательском деле и электронных изданиях". Конференция рассчитана на музейных и театральных работников, музыкантов и их менеджеров, издателей и сотрудников электронных издательств и всех тех, кто сталкивается с проблемами соблюдения Закона об авторском праве и смежных правах в своей профессиональной деятельности. Конференция проходит в рамках долгосрочной программы "Мониторинг авторских прав" при поддержке Комитета по культуре Администрации С.-Петербурга, Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Генерального консульства США в С.-Петербурге, СЕС Международное Партнерство, компании Gallup St.Petersburg и др. Во время конференции пройдут семинары и круглые столы по вопросам авторских прав, а также состоится презентация электронного информационного сайта программы "Мониторинг авторских прав". (Н.К.)

05.02.2001: "Беломорканал" открылся в Союзе художников

2 февраля в Союзе художников на Большой Морской, 38 открылась выставка "Беломоро-Балтийский канал в творчестве петербургских художников". Тема Русского севера и история Беломорканала давно волновала художников. С этой целью в 2000 году Экологический клуб "Свирь" совместно с Союзом художников и Союзом журналистов С.-Петербурга, по благословению архиепископа Мануила, организовал творческую поездку по Беломоро-Балтийскому каналу, где художники смогли впервые за много лет увидеть и запечатлеть жизнь канала, его житилей и прекрасную карельскую природу. Маршрут творческой группы прошел от Онежского озера до Белого моря. Вместе с художниками Олегом Гадаловым, Владимиром Емельяновым, Владимиром Кожевниковым, Александрой Овчинниковой, Олегом Пономаренко, Геннадием Правдиным работали фотомастера Александр Рощин
и Николай Сюльгин. Всё увиденное отразилось на холстах и фотографиях, представленных на выставке. (Н.К.)


02.02.2001: Заводской музей станет филиалом Эрмитажа

1 февраля. На Ломоносовском фарфоровом заводе, владельцами которого являются американские компании, сложилась необычная ситуация: в ближайшее время уникальная коллекция фарфора перейдет в оперативное управление Государственного Эрмитажа, а заводской музей станет филиалом одного из крупнейших музеев мира. Именно на такое решение вопроса о месторасположении коллекции надеются сотрудники предприятия, ведь собрание Ломоносовского фарфора - не только отражение истории завода, но залог будущей успешной работы, возможность для художников учиться на примерах мастеров прошлого. Как пояснил Кирилл Мошков, исполнительный директор ЗАО "Ломоносовский фарфоровый завод", - "Коллекция передается в оперативное управление Эрмитажа, но территориально остается на территории завода." Вопрос о том, будет ли государственная коллекция, стоимость которой исчисляется в несколько миллионов долларов, храниться на частном предприятии, - будет разрешен Министерством культуры, которое еще в 1999 году принимало участие в судьбе заводского музея. Тогда по распоряжению Министерства уникальная коллекция фарфора приватизированного Ломоносовского завода была передана государственному музейному фонду, но территориальное ее расположение не изменилось. Мнение Михаила Пиотровского по вопросу нахождения вверенных ему экспонатов неизвестно. Как сообщает программа "Информ-ТВ", он пока не может прокомментировать ситуацию. (Е.Н.)

 


возврат в рубрику архив

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO