АРХИВ со 23.07 по 21.09.2001:


^ Michael Landy деконструировал собственную жизнь. Провел инвентаризацию "хозяйства" от автомобиля, кровати, CD плейера, своих художественных произведений до личных бумаг, зубной пасты... короче говоря, всего 7006 наименований. Каждую единицу поместил в чистый пластиковый пакет, пронумеровал и на желтых подносах уложил на ленточный конвейер затейливо извивающийся по залу бывшего универмага C&A (мировая сеть) на Оксфорд стритт. Голубая униформа персонала, желтые подносы, все это выглядит вроде бы   празднично. Однако конвейер в конечном счете ведет в машину, перемалывающую в порошок все, что на нем находится. Аминь>
Landy-London-deconstruction


^ 25 июля - 19 августа Международная выставка "Диалоги-2001" в выставочном зале "Манеж" в Санкт-Петербурге.
На ней представлены живопись, скульптура, графика, фотография, перформанс, видео-арт, медиа-арт, хэппенинг, инсталляция, компьютерное искусство из 21 страны мира. Фестиваль экспериментального искусства и перформанса проводится каждые два года, начиная с 1996. Выставка расположилась на 1 и 2 этажах.

Событием “Диалогов” стало выступление известной московской арт-группы “Слепые” с перформансом “Борьба Козла с Бобром”, который является частью мифотворческого проекта, рассчитанного на длительное развитие... [подробнее->]

Центральный выставочный зал "Манеж" г. Санкт-Петербурга Адрес: город Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 1 Проезд: Cт. м. "Невский проспект", тролл. 5, 22 до Конногвардейского бульвара. Телефоны: (812) 314-8859, 314-8253, 312-2243. http://www.manege.spb.ru


^ 18 июля в War Memorial Opera House (Сан-Франциско) прошла  5-я Церемония Webby Awards. В ARTе победил YOUNG-HAE CHANG HEAVY INDUSTRIES - "Мне нечего сказать, и я говорю это" - во французских, английских, корейских версиях - "совершенный сайт художника" - "ждите ответа. еще ждите. и еще" - особенно живенькие ответы в версии "дождь на море". В АКТИВИЗМЕ - VolunteerMatch www.volunteermatch.org (он же победил в номинации СЕРВИСЫ!); выбор юзеров - act for change www.actforchange.com. В НОВОСТЯХ - [Inside] www.inside.com. Мой любимый поисковый ресурс  www.google.com - победитель важнейшей номинации ПРАКТИКА!
Вел церемонию лауреат Tony-award
Alan Cumming. Прямой репортаж www.abcnews.com (realvideo). Номинанты и победители Webby Awards. В номинации Art: Potatoland (mark napier); 1:1 (Lisa Sebrant/C5); Apartment ( VRML, смотреть с помощью cortona plugin www.parallelgraphics.com, авторы Marek Walczak и Martin Wattenberg); Glasbead (john klima); YOUNG-HAE CHANG HEAVY INDUSTRIES. В номинации Активизм в номинантах "Независимый медиа центр", "Protest.net". Учредитель премии International Academy of Digital Arts and Sciences http://www.iadas.net.
webby_logo


^ C 6 по 30 июля Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме в рамках проекта "Современное искусство в традиционном музее" провел выставку "Дембельский альбом - русский Art Brut" (Между субкультурой и книгой художника).
Выставка "Дембельский альбом - русский Art Brut" (Между субкультурой и книгой художника) исследует взаимодействие армейской стилистики, кича и современного изобразительного искусства. Дембельская "культура" - одна из самых устойчивых форм отношений в армии - породила как определенные ритуалы, так и самостоятельный художественный жанр. На выставке представлены дембельские альбомы, выполненные солдатами срочной службы всех родов войск с 1965 по 2000 годы, образцы дембельской формы и наглядной армейской агитации. В проекте также участвуют современные художники Москвы и Петербурга, специально создавшие произведения, посвященные армейской теме. Эти работы призваны выявить свойства такого художественного явления как дембельский альбом и дать возможность многостороннего осмысления этого артефакта. К выставке подготовлен сборник статей и материалов, посвященных феномену дембельского альбома. Кураторы выставки: Петр Белый, Михаил Карасик, Мария Коростелева.
Адрес: город Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 34, Литейный пр., 53


^ 29 июня - 8 июля в Санкт Петербурге Государственный музей истории Санкт-Петербурга и Институт ПРО АРТЕ,
при участии заведения "DECADENCE" провели фестиваль искусства новых медиа «микрофест 01 про»
Видео, презентации сетевых проектов, инсталляции.

Проект замечателен представлением новой плеяды художников.
Рустем Галямов  Александр Гурко Эльдар Кархалёв Анна Колосова Александр Морозов  Юрий Попов Иван Химин
- выпестованы институтом ПроАрте, уже почти два года назад целеустремленно взявшегося за подготовку молодых художников тяготеющих к искусству новых медиа.
Алексей Шульгин стал профессором института и основным идеологом этой программы. Результаты налицо. Поэтому, не смотря на то, что Фестиваль уже завершился, я оставляю информацию о нем в новостях. Уж очень хороший пример для других регионов, включая и Москву :)

Текст: «Микрофест 01 про»

Медиасоциолог: Юлия Байер (не профессор почему-то:(

Профессор: Алексей Шульгин   :)))

Координатор программы: Светлана Острова

Микрофест, заявленный организаторами как “фестиваль искусства новых медиа”, составили выпускные работы десяти студентов Института Про Арте, завершивших курс обучения по программе “Новые технологии в современном искусстве” (координатор Светлана Острова). Куратором микрофеста выступил Алексей Шульгин - медиа-профессор и наставник молодых медиа-художников в течение нескольких лет их обучения в институте. Он же провел и презентацию работ своих подопечных, связанных с освоением новых видео и компьютерных технологий и языков программирования, таких как HTML, VRML, WAP, Flash и др. На вопрос, почему эти программные разработки он называет искусством, Шульгин ответил, что всё зависит от позиционирования работ (т.е. кто как их назовет) и их институциональной принадлежности (в Про Арте - искусство, в дизайн-студии - реклама, в софтверной фирме - games и мультимедиа). Любопытно, что сам Шульгин выступает под девизом “NO AN ARTIST” (который отпечатан на его футболке). При этом он весьма критически относится ко всем этим новым технологиям (особенно к Flash - эта технология теперь у него ассоциируется с конкурсом Марата Гельмана, коммерцией и западным капиталом), которые порабощают художника и превращают его в образцового потребителя и, в конечном счете, ремесленника и дизайнера. Поэтому, считает Шульгин, медиа-художнику для создания оригинальных произведений необходимо искать и находить возможности нештатного использования этих инструментальных средств. Примерами такого нефункционального использования стали работы “Screen Saver” Эльдара Кархалева и Ивана Химина, “Form art flash” Юрия Попова, “Imageless.net” Ивана Химина, “VRML. Лестницы” Алексея Колонтаевского и др. Однако, помимо визуального медиа-арта, ориентированного на старую модернистскую традицию, студенты представили и другие работы, выходящие за рамки лишь технологического понимания медиа. Наиболее интересными работами здесь стали: социальный проект “Реклама как самоидентификация” Александра Морозова (обмен собственного “я” на футболку - симуляция акции помощи больным амнезией), инсталляция “Perpetuum_Popov” Юрия Попов (главный капитал художника - внимание зрителя, которое надо удержать любой ценой) и “Присвоение и манипуляция” Анны Колосовой (при участии А.Шульгина, А.Малышева и А.Морозова). На выставке также были показаны “WAP-икона” Эльдара Кархалева и “Интерактивная медиа-социология” Юлии Байер и Эльдара Кархалева, демонстрировавшиеся ранее. Завершил день открытия микрофеста киберпанк-рок концерт “The Best Of” Алексея Шульгина и 386 DX, который состоялся поздно ночью в заведении “Decadence”. (Николай Кононихин)


^ с 17 июля по 12 августа в Центральном Доме художника выставка (зал 17)) "Метафизический импрессионизм", на которой представлена живопись Александра Давида (Молдова). Александр Давид представляет в ЦДХ совершенно новую серию работ, оригинально и концептуально оформленных. Своеобразными рамами для них автор сделал изображения космических галактик. Ослепительно яркие картины, столь характерные для этого художника, превращаются, таким образом, в своеобразные окна на звездном небе. Объединяя в своих произведениях земные мотивы и фрагменты бесконечной картины мироздания, Александр Давид подчеркивает, что и великие звездные скопления, и среднерусские пейзажи в равной степени прекрасны. Эти работы заставляют зрителя еще раз вспомнить о той удивительной связи, которая существует между необъятной Вселенной и скромной природой, окружающей нас. Особый лиризм скромных городских пейзажей, гармония спокойной жизни удивительным образом воплощаются на картинах Александра Давида.


^ C 6 марта до 23 июля в Tate Britian необычная для этого музея выставка, "Art Now: Art and Money Online"
Выставка сделана на деньги Reuters, информационного агентства активно занимающегося онлайновой продажей информации. В пресс-релизе выставки говорится о трех инсталляциях, связанных с Сетью, сделанных с использованием Сети и исследующих социокультурные аспекты ее все нарастающей коммерциализации. Отмечаются трудности представления нет арта (в тексте Internet art) в галерейном пространстве, так как работы эти требуют индивидуального интерактивного участия. Однако художники идут на невероятные ухищрения ради расширения аудитории, чтоб показать привлекатетельность сетевого искусства.

Уже используются два способа представления сетевого искусства в музее. Первый заключается в создании условий "один на один" с компьютером в музее. Второй - демонстрация проекта на большой экран. При этом интерактивная составляющая доступна все равно одному зрителю-участнику. Остальные остаются пассивными зрителями, дожидающимися своей очереди. Они видят в некотором смысле демо версию проекта.

Напомним, что Артинфо уже организовывало демонстрацию специальных демо версий сетевых проектов на больших экранах на последнем Арт-Манеже, в декабре 2000. Это была программа лучших российских сетевых и видео работ.
Один экран 4х6 метров  был растянут при входе и "окунал" входящих в "картинки", которые призваны были всего лишь заинтересовать посетителей. Рядом была вывешена программа и указатель к стенду, где на втором экране 2х3 метра помимо демо версий шел онлайновый интерактив тех же проектов.


^ Завершился II Медиа Форум.
В номинации "КиберКино" победил "Интернет-балет, часть первая"  Игоря Стромайера (Словения), танцующего стоп-кадры; эМСи Брейн дирижирует MIDI оркестром. В поддержку Большого театра :)))
Второе место - "Разбойник с большой дороги"  Эмбиент-ТВ-нет (Ману Лукш и Илзе Блэк). Великобритания. И третье место - "Напечатай меня" Бьорн Ванген, Норвегия. Приятно сознавать, что с 1-м и 3-м местами я не ошибся, а вот с Эмбиент TV - совсем наоборот. Я отмечал "Последнее танго в Интернете".  На отдельной странице - номинанты конкурса "КиберКино" (со сверхкороткими комментариями, сделанными сразу после объявления номинантов. Ю П).
В номинации "Мультивидео" первое место осталось вакантным. Вторых - два: Роман Корниенко (Новокузнецк) "Полина" + Андрей и Юлия Великановы "Виртуальное тело Бога" Третье - Ольга Столповская и Виктор Олимпиев ""Абоненты".
В номинации "ТВ-арт" победили Энди Кокс и Габриел Казмен "Вместе мы можем победить капитализм".
Жюри и видео арта (председатель - Сюзанн Яшко / Susanne Jaschko, Германия - куратор фестиваля медиа искусства "Transmediale", Берлин, www.transmediale.de ), и интернет-работ (председетель - Эрик Клюйтенберг, De Balie – Центр культуры и политики, Амстердам)  поработали объективно.  "Интернет-балет, часть первая"  Игоря Стромайера победил единогласно, что не удивительно. Тот случай, когда сошлись и качества проекта, и уже наработанная репутация Стромайера.
"Вместе мы можем победить капитализм" Энди Кокса и Габриел Казмена - пример того как блестяще может быть сделана агитка, если за дело берутся художники, владеющие не только "левизной" и современными технологиями, но еще ироничные и "легкие". Без занудства и эпатажа. Без визуальных излишеств и интеллектуального надрыва. Эту работу очень желательно погонять по нашим ТВ каналам. Для молодежи, причем не только творческой, хотя последняя у нас особо странным образом "охренела" от буржуазных ценностей, удивительно помноженных на веру в авторитарный потенциал нынешней российской власти.
П
олный список участников и программа, номинанты>


^ C 12 июля по 9 августа С.АРТ галерея  (Москва, Земляной вал, дом 14 (вход с Малого Казенного переулка)) приглашает на выставку Сергея ГРИГОРАШа
МАРИНИСТ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ.
живопись
куратор выставки: Петр ВОЙС

Хотели бы вы этого или нет, но Феодосия и сейчас остается русским городом. Как Севастополь для моряков, так Феодосия для художников. Споров по поводу этого известного памятника русской культуры в настоящее время не наблюдается, но вероятно они еще впереди. Можно ли приватизировать страницы истории, переписав их под новых владельцев? Похоже, что нет, но чем больше этого делать нельзя, тем больше хочется. Как сегодня называть Константина Айвазовского? Русским художником или украинским? Или армянским? Ведь государства не может существовать без прошлого. В смысле национальной культуры. Без упоминания национальности художника - да, а без его творчества - нет, поскольку художник это категория историческая, определенной стране принадлежащая. Так, что вынуждены сейчас киевские кровники невыполнимую задачу решать, как на себя известные факты переоформить.

Сергей ГРИГОРАШ родился в русском городе Феодосии на берегах славного моря. Сейчас море остается в той же славе и привлекательности. Город тоже, только художник теперь со всеми его творческими потрохами и русским прошлым принадлежит другой стране, которую некоторые от избытка великой любви называют Ридной Украйной. Что же до России, как бы родной тоже, то любому художнику, чтобы поучаствовать в ее культурной жизни - выставку, например, провести, приходится в нынешнем многополярном славянском мире преодолевать немало трудностей.
Во-первых. Оформить разрешение на вывоз картин на чужую территорию, что не очень приветствуется чиновным людом из Министерства культуры Украины.
Во-вторых. Финансово поддержать другой чиновный народ в лице украинских таможенных органов, которые, без такой поддержки со стороны художников никак правильно службу свою нести не хотят. А правильно - это как? Правильно, когда перед искусством границы открываются. Потому, что по-другому нельзя. Похоже, это даже простой таможенник понимает. Потому и берет. Чтобы границы не закрывать. С пользой для искусства, которое у нас, несмотря ни на что, одно - общее во всем и никак не делящееся.
Есть ли в этом толк для художника? Однозначно можно сказать, что нет. Но известно, что как только кто-то себя искусству посвятил, так сразу жертвовать обязан. Слава только к таким приходит. Так все думают. И правильно. Потому, что примеров тому много.
Но есть и другая сторона жизни художников. Он, мастер, хотя о славе и думает, но продавать все-таки хочет. За деньги. Сейчас и немедленно. То, что производит. Художественную продукцию, то есть. Не все в этом одинаково преуспевают. Вот, Айвазовский это делать умел. Он и сейчас славу имеет самого продаваемого в мире из русских художников. А почему? Да все потому, что умел писать море, как никто другой. Этому он в русской Феодосии научился, поскольку полюбил ее так, что она ему родной стала.
В искусстве добиться успеха без любви нельзя. Есть целый пласт художников, которые любят. И чем сильнее, тем с большим результатом. Илья Глазунов, почему так преуспевает? Все потому, что Россию до полного изнеможения боготворит. Никто в этом сравниться с ним не может. Поэтому и принадлежит он к кругу Художников Особого Назначения. Сергей ГРИГОРАШ, живя в Феодосии любит поскромнее. Только то, что рядом находится. Без размаха. Без патетики. Но искренне. Поэтому тоже успеха добивается, считаясь сегодня одним из самых продаваемых современных художников. Повторяющим в точности путь своего великого предшественника. Возможно ли такое? По-крупному, в жизни случается все. С определенной долей закономерности. При этом можно быть всегда безоговорочно уверенным только в том, что главные мысли о старом (вечном, то есть) всегда повторяются.

Время работы галереи - ежедневно с 12 до 20 часов.
Справки по тел. (095) 916 03 66 (095) 917 54 54.


^ ПОЛЕТЫ БЕЗ ПРАВИЛ
Марина Герцовская

Современное искусство вновь обретает человеческое измерение, возвращаясь к традиционной антропоморфности как ключевой проблеме нового тысячелетия. Не комический парад идеологий, не вербально-визуальные концептуальные взаимопревращения, не виртуальные (анти)утопии беспокоят сегодня contemporary art, но человек - я, ты, он, она - в своей простоте и безыскусственности. Залогом чему, например, только что открывшаяся очередная (49-я на этот раз) престижнейшая Венецианская биеннале со своим гуманистическим “Платом человечества” - главной, неподъемной по объему выставкой в старом Арсенале - и его хитом - скорчившимся девятиметровым голым мальчиком англичанина Рона Мюэка. Просто пластиковым мальчиком, сидящим на корточках.

Просто люди разных национальностей плывут в пространстве и в инсталляции Марины Герцовской под названием “Небесная графика”. Инсталляция невольно и неожиданно попала в самый центр актуальной арт-проблематики лишь постольку, поскольку не стремилась быть актуальной. Герцовская говорит о вещах банальнейших, иллюстрируя всеобщие страхи и желания: наши клаустрофобию (гнетущим “закрытым пространством” может быть что угодно - комната, квартира, семья, государство, собственное “Я”) и волю к воле. Свободные ото всего - в буквальном, одежно-вещевом смысле тоже - люди парят в воздухе, свободно раскинувшись и создавая самые странные конфигурации. Рисуя затейливые графические орнаменты собственными телами. Тут уже приходит на ум не Мюэк, а американский фотограф Спенсер Туник, выкладывающий на улицах и площадях ландшафты из тысяч обнаженных человеческих тел.

Но значимым, контрастирующим с голой толпой фоном у Туника является именно город (нью-йоркский Таймс-Сквер или предполагаемая пока петербургская Дворцовая площадь). У Герцовской же фон сознательно опущен - так, что даже некорректно вспоминать сам собой напрашивающийся детский “черный” стишок: “голые люди по небу летят...”. Неба-то практически нет. Есть молочная белизна Ничто, проступающая из неуловимых пространств сна или галлюциноза. Исталляция Герцовской - это именно сон-мечта, dream, как сказали бы полисемантичные англичане. Явленный нам идеальный homo aerius (человек летающий) не водится в природе не только потому, что люди не летают. Он - создание вообще из другого, ирреального измерения, в котором не действуют здешние правила и ранжиры.

Хрупкость сновиденческого универсума, неподвластного неспящей логике, подчеркивают полупрозрачные невесомые сетки, на которых живут компьютерные коллажи Герцовской. Такими сетками строители заворачивают, спасают от посторонних глаз пришедшие в негодность, выпавшие из функциональной реальности дома, требующие капремонта или взрыва. За этими сетками открывается другой мир, выкидывающий изредка на поверхность своих фантазматических обитателей. Впрочем, эти персонажи, невидимые, но явственно ощущаемые, есть в каждом. Однако только художник имеет право поймать эльфов наших страхов и желаний и вывесить их на всеобщее обозрение в галерейном зале. Но не становятся ли они в этом случае безжизненными муляжами, как эффектный девятиметровый мальчик в венецианском Арсенале?

Федор Ромер



^
До конца июля в Московском центре искусств на Неглинке выставка Павла Филонова.
FilonovExhib1Первоклассные работы из коллекции Русского музея. Маргинал, ставший классиком после смерти - классический же сюжет для модернизма.


^ C 16 по 25 июля 10-я Биеннале молодых художников Европы и средиземноморья в Сараево, Босния и Герцеговина. Участвуют около 1000 художников. Часть участников представляют свои инсталляции прямо на берегу реки Miljacka. Интердисциплинарность, взаимопрникновение различных направлений и жанров современного искусства - главные тенденции биеннале.
Visual arts: Fine arts (painting, sculpture, engracving), Art photography , Installations and performances , Video art , Cartoons (BD)
Music: Rock , Pop , Jazz , Folk/Ethno, Contemporary music , Electronic music (Digital, DJs)
Performing arts: Theater , Dance , Metropolitan performances
Film: Film , Video
Literature: Prose, Poetry
Design: Architecture , Design (visual, industrial, Web), Material culture


^ C 10 по 24 июля в залах Академии художеств выставка выпускников художественного института им. В.И. Сурикова.
Surikov-students-exhibit

А в Музее наивного искусства (Леонтьевкий переулок) до 26 августа выставка "Домодельные картинки" не учившегося ни в каких училищах-институтах бывшего коммерсанта из Димитровграда (не помню фамилии).
Желательно посетить и то и другое в один день. 15-м троллейбусом 10 минут езды.


^ C 4 по 22 июля  в Центральном Доме художника (зал N8) выставка "Взгляд с Востока" Екатерины Тышлер (графика, Москва). Вернувшись из Союза Мьянмы (Бирмы), художник Екатерина Тышлер представляет новую серию графических листов на разнообразные темы: религия Востока и Запада, жизнь буддистских монахов, взаимопроникновение культур. В ее графике тесно переплетаются самые разные религиозно-философские и литературные сюжеты. Автор не избегает реализма, но своим смелым отношением к отображению физического и исторического пространств, оригинальными композиционными решениями создает собственную, яркую и напряженную, граничащую с фантасмагорией реальность. Новым для зрителя, уже знакомого с творчеством Екатерины Тышлер, станет цикл акварелей в экзотическом колорите тропиков юго-восточной Азии, который явился результатом путешествий по заповедным уголкам и историческим местам этой прекрасной и загадочной страны.


^ С 20 июня в 19.00 МУЗЕ'Zverevsky центр современного искусства - "территория: система"

Гражданское общество обязано сомневаться, его должно чуть-чуть пошатывать и иногда штормить. Ему полезно иногда посмотреть на себя глазами странных людей с длинными волосами и улыбнуться.

В 1973 году хиппи из Москвы, Ленинграда, Горького, Минска и других крупных городов тогдашнего Союза попытались провести «Манифестацию цветов-прикидов» на Васильевском спуске в Москве и были жестоко избиты и разогнаны милицией. Именно этому событию Андрей Макаревич посвятил свой гимн пессимизма «Кого ты хотел удивить?». Просто Путь у нас такой был – СИСТЕМА, – и каждый, кто ступал на него, становился путником. По этому пути можно было уйти куда угодно: в никуда, в профессию, в творчество, из дома, к Богу, в Копенгаген или Непал (когда открылись шлюзы), в нирвану или в золотой укол. Это был Путь протеста, это был Уход. Здесь, за порогом тоталитарного барака со спертым воздухом начиналась свобода, которая издали более всего была  похожа на поляну цветов, и те, кому вовремя посчастливилось выйти на порог, удивленно замечали, что мир не так одномерен и черств, что дозированное комсомольское счастье поровну на всех – не удел   для романтиков и философов, мечтателей и поэтов, и простое, как  желание дышать, право на выбор, право на ветер в башке, право на ошибку, может быть смертельную, но сделанную в результате осознанного нравственного императива – свободного выбора – неотъемлемый дар и никому его не отнять. Рыцари без страха и упрека,  почитатели самого негосударственного (еще со времен Рима) музыкального инструмента – тростниковой флейты,  наследники скоморошьей – всегда оппозиционной всему – артели, портные бредовых прикидов – настоящие хиппи оказали серьезное влияние на ход отечественной истории и вектор развития свободного общества определился при их несомненном участии. А это очень важно для того, чтобы общество всегда немного сомневалось.

Настоящая экспозиция – призыв ко всем помочь нам собрать материалы, поддающиеся культурно-исторической интерпретации, чтобы показать, какое место самобытная культура русского хипп-движения занимает в иерархии общечеловеческих ценностей. Хиппи храбры и пугливы одновременно, они открыты и замкнуты, они поделятся последним и «зажмут» ненужное. Данная публикация произведений искусства демонстрирует, что можно  и должно преодолеть эзотеричность СИСТЕМЫ как учения и объявить объектами музейного значения и изучения все предметы, так или иначе связанные с движением русских хиппи – дневники, письма, рисунки, фотографии, архивы, одежду, сумки, произведения прикладного искусства: феньки, тату и т. д. и т. п., чтобы в июне 2002 года провести полномасштабный фестиваль хипповской культуры. А почему бы и не на Васильевском спуске?


^ C 22 мая до 15 июля Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Отдел личных коллекций приглашают Вас на  выставку "Метаморфозы бумаги". Выставка будет работать до 15 июня 2001 года. Выставка продолжает цикл экспозиций ГМИИ, посвященных искусству графики ХХ века ("Книга художника", 1999, "Испанские впечатления. В.Орлов", 2000, "Хармс-кабинет. С.Якунин", 2000). На выставке представлены бумажные силуэты, объемная графика, бумага ручного литья, папье-маше, маски, скульптуры и объекты из бумаги. Экспонаты сгруппированы в 4 зоны - "Бумажная масса", "На границе плоскости и объема", "Невесомая скульптура" и "Магия
театра". Хронологически выставка охватывает все столетие - от силуэтов Е.Кругликовой 1910-х годов до цветных рельефов из бумаги О.Кудряшова 2000 года. Всего на выставке экспонируется около 120 произведений 24 художников из собрания графического кабинета ГМИИ, из мастерских художников и из частных коллекции - Валентины Апухтиной, Ивана и Нины Ефимовых, Марины Кастальской, Олега Кудряшова, Петра Митурича, Валерия Орлова, Елены Прейс, Бориса Турецкого, Сергея Якунина и др. Аккредитация журналистов на открытие выставки - в отделе связей с общественностью ГМИИ. Тел./факс 202-8481, 203-4389. Теле- и фотокорреспондентов просим указать количество мест аппаратуры.

Музей личных коллекций Адрес: город Москва, ул. Волхонка, 14


^ C 20 июня до 13 июля в Московском музее современного искусства (ММСИ) проходит выставка на которой представлены  Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Боливия, Гватемала, Колумбия, Куба, Мексика, Перу, Чили, Уругвай - практически все страны Латинской Америки. Это проект, в котором участвуют посольства этих стран в РФ, Государственный музей изобразительных искусств /ГМИИ/ им.А.С.Пушкина и частные собиратели, приурочен к Х Всемирному конгрессу латиноамериканистов. Форум начнется в Москве в конце июня. В экспозицию вошло свыше 150
произведений графики, живописи, скульптуры, а также народного творчества, созданных с начала ХХ века до наших дней. Столь масштабная художественная акция, связанная с древней и современной культурой Латинской Америки,
проводится в Москве впервые. (РИА "Новости" www.rian.ru )
Московский музей современного искусства Адрес: город Москва, г. Москва, ул.Петровка, д. 25


^ С 20 июня С.АРТ (Москва, Земляной вал, дом 14 (вход с Малого Казенного переулка))  галерея приглашает:
Сергей БЕЛЯК
ЭРОТИЧЕСКИЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ РУССКОГО АДВОКАТА.
Синтезирование импульсов (фото, тексты, музыка, пение)
В рамках проекта состоится представление общественности и критикам CD-альбома АDВОКАТ БЕЛЯК "Эротические Галлюцинации Русского Адвоката"  Презентация проводится при участии и поддержке: звукозаписывающей фирмы "МОРОЗ РЕКОРДС" журнала "КОНТРКУЛЬТУР'А"   журнала "ПЛЕЙБОЙ" журнала "МЕДВЕДЬ"   журнала "АФИША"  журнала "ДОСУГ в МОСКВЕ"  газеты "МОСКОВСКИЙ ДЕМОКРАТ"   радио "МАЯК"  радио "ЭХО МОСКВЫ"   модельного агентства "АФРОДИТА"   агентства "ТАТУ СИНДИКАТ"  куратор проекта: Петр ВОЙС

Belyak-SArt Вернисаж собрал по июньским меркам просто невероятное количество публики. Главная причина конечно в соединении тусовок. Клиентской - героя вернисажа адвоката Беляка (например, знаменитые хоккеисты Виктор Михайлов и Владимир Петров) и музыкальной, так как на вернисаже презентовался альбом "Эротические Галлюцинации Русского Адвоката", в записи которого принимало участие много музыкантов. Среди представляющих искусство был замечен Гинтовт, вероятно в связи с близостью к Лимонову и "гвоздю программы" г-ну Жириновскому, прибывшему с небольшим опозданием на здоровенном Мерсе с не менее здоровенными охранниками. Для дорогих гостей были припасены девушки из некого модельного агенства, часть из которых представляли боди арт. Оценивать последний не вполне корректно, ровно как и работы Сергея Беляка, то бишь его эротические фантазии. Фантазии - они и есть фантазии. К искусству отношения не имеющие. Но слов таких как искусство и художественность никто не вспоминал. Напротив, виновник вернисажа и CD многократно заверил собравшихся, что был и остается адвокатом. А это все так, на скорую руку, чтоб собрать друзей, пзнакомиться с новыми людьми, признаться в пристрастии к русскому футуризму и русским рок музыкантам... Исходя из таких критериев все здорово. Много фото и видео съемок, интервью. Александр Лаэртский, к слову, вообще только тем и занимался, что говорил в чьи-то диктофоны.
Пиар, он и есть пиар.

Пресс-релиз.
Что заставило адвоката, входящего сегодня в десятку самых известных и преуспевающих адвокатов России, документально запротоколированными клиентами которого значатся известнейшие в стране и мире общественные деятели, политики, спортсмены, представители культуры и бизнесмены, заняться искусством?
Сам герой презентации от прямого ответа на вопрос уходит, заявляя, что понять это можно, прочитав стихи, послушав музыку и посмотрев фотографии, автором которых он является. Действительно, художник - это профессия не предполагающая умения объяснять предмет и мотивацию собственного творчества. Этот пробел заполняют дотошные арт-критики и скрупулезные культурологи.
Если исходить из того, что самая серьезная профессия в мире, исключая военных, - адвокат, то самой легкомысленной следует признать профессию художника. Несерьезное дело серьезных людей - это жанр новый в современном искусстве. Вроде бы на первый взгляд, говорящий лишь об исключении из правил. Если бы не состоявшиеся факты, которые ставят перед необходимостью делать закономерные выводы. В первую очередь, в силу их заявленной публичности, поскольку несут в себе характер той степени убедительности, которая присуща законченному творческому продукту. В виде артефактов, которые проще и нагляднее всего выявляют единичность, как типический элемент процессов, происходящих в обществе. В настоящее время достаточно большой круг "непрофессиональных" людей стал влиять на состояние погоды в искусстве. Изнутри. Нужно признать, вполне профессионально. Почему?
Скорее всего, по трем причинам:
Во-первых потому, что освоение техники выражения чувств и идей стало намного проще, нежели столетие назад. В современном мире каждый может стать Уорхолом и Шостаковичем. За счет компьютерных технологий. Умение же играть на инструментах и правильно накладывать краску на холст сегодня считается анахронизмом, совершенно необязательным. И вредным. Для искусства.
Во-вторых. Монополия исключительного права на творчество вымуштрованных школой профессионалов, стала подвергаться сомнению, когда внимания и успеха в обществе стали добиваться люди, в силу различных причин такой муштры не прошедшие, но обладающие от рождения даром творчества. Зачастую, незаурядным.
В третьих. Качество искусства арт-монополистов, не стало устраивать общество. Его "продвинутую" часть, в первую очередь. Которая всегда была способна отличить истинное от неистинного, кондовость от непосредственности, искусство от ремесла. Конфликт между "ремесленниками" и "духовниками" состоялся. И похоже, противостояние в ближайшее время будет только усугубляться.
В случае с Сергеем БЕЛЯКОМ ситуация и вовсе приобретает скандальный характер. Несмотря на то, что его работа получила признание Петербургской и Московской рок-тусовок, представители которых участвовали в работе над диском, а также мэтров культурного фронта двух столиц (Эдуард Лимонов, Сергей Жариков, Андрей Барановский, Петр Струков, Сева Гаккель, Сергей Гурьев, Александр С. Волков, Вадим Тихонов, Сергей Троицкий и многие другие), адвокат БЕЛЯК не собирается менять свою профессию, заявляя, что по-прежнему будет продолжать писать тексты, сочинять музыку и делать фото. Не для себя. Для публики, которую безжалостно и напористо фаршируют дешевой попсой и дорогим китчем. Здесь в единственном моменте можно уловить прозрачность связи между заявляемой творческой концепцией и приемами из адвокатской практики. Не принимать на веру. Убеждать в неприемлемости и добиваться нужного результата. Наиболее действенным способам.
Но чтобы не говорили друзья и друзья друзей, какие бы славные дифирамбы не исполняли, главным протокольным признанием для любого художника является факт использования его творческого продукта выпускающими фирмами. То, что "МОРОЗ РЕКОРДС" впервые за свою историю предложил выгодный контракт автору, не входящему в музыкальный бомонд, и даже не находящемуся рядом, а С.АРТ галерея легко изменила своему правилу, организовав первую выставку фотохудожника-непрофессионала, свидетельствует о том, что Сергей БЕЛЯК сегодня готов конкурировать на рынке масс-культуры со многими его известными старожилами. То, что они не смогут составить ему конкуренции в области юриспруденции, очевидно. Но адвокат Беляк осваивает их территорию легко. Как бы походя. Не присваивая себе при этом "звездных" полномочий представителя профессиональных творческих союзов. И такая пощечина общественному вкусу, законодательно прививаемому народу огромной армией арт-тусовщиков, выглядит крайне унизительным оскорблением, которое без ответа никак остаться не может.
Проект представляется в рамках выставочной программы галереи С.АРТ "АКТУАЛЬНАЯ РОССИЯ" с 20 июня по 7 июля 2001 года
Время работы галереи - ежедневно с 12 до 20 часов.


^ 16 мая – 10 июля

Инженерный корпус Третьяковской галереи. Лаврушинский пер., 12

Эрнст Фукс

ЭрнстФукс ЭрнстФукс-2

Живопись, графика, скульптура и мебель одного из самых знаменитых современных австрийских художников. Около 180 произведений из  Музея Бельведер (Австрия), музея города Вены, Фонда Эрнста Фукса и частных собраний.
открытие – 15 мая в 16.00. Пресс-конференция – 15 мая в 14.00
Несмотря на широкую известность Фукса на Западе, его творчество недостаточно знакомо нашим зрителям. Экспозиция в Третьяковской галерее – вторая персональная выставка художника в России (первая состоялась в 1993 году в Русском музее).
Эрнст Фукс родился в 1930 году. С 1945 учился живописи в Венской академии изобразительных искусств. В 1948 вместе с А.Брауэром, В.Хуттером, Р.Хаузнером и А.Лемденом основал “Венскую школу фантастического реализма”. Творчество представителей “школы”, впитавшее национальные традиции готики, модерна, экспрессионизма, оперирующее образами мифа и подсознания, первоначально не находило признания у австрийской публики, увлеченной в тот момент абстрактным искусством.
В 1950 Эрнст Фукс переезжает в Париж, где к нему приходит мировая известность. Во французской столице художник проводит двенадцать лет, общаясь с мастерами, творчество которых было близко ему по духу – А.Бретоном, Ж.Кокто, Ж.-П.Сартром, С.Дали.
С триумфом вернувшись в родную Вену, Фукс не только создает картины, но также работает над оформлением спектаклей и фильмов, начинает заниматься скульптурой и архитектурными проектами, пишет стихи и философские эссе. В 1972 году он покупает “Виллу Вагнер”, построенную знаменитым венским архитектором XIX века Отто Вагнером, реконструирует и полностью переоформляет ее. В 1988, в год столетия виллы, в ней открывается частный музей Эрнста Фукса. В настоящее время художник много работает как архитектор, проектируя и внешний облик, и интерьер своих сооружений во всех деталях.
Вокруг творчества Фукса, особенно по поводу его религиозных композиций, некогда поднимались нешуточные страсти. Цель экспозиции в Третьяковской галерее – не подчеркивать скандальность и эпатажность образов венского художника, а представить его искусство как одно из ярких явлений в общей постмодернистской традиции культуры XX века.
Выставку составляют более 150 работ, выполненных в период от 1945 до 1996 года, демонстрирующих все этапы и все разнообразие творчества Эрнста Фукса. Помимо известных произведений живописи и графики, зрители увидят также созданные Фуксом скульптуру, предметы мебели, театральные и архитектурные проекты. Произведения предоставлены Фондом Эрнста Фукса, Музеем города Вены, графическим собранием "Альбертина" и частными коллекционерами.


С 1 января San Francisco Museum of Modern Art (SFMOMA) совместно с Intel Corporation представляют выставку Art in Technological Times, представляющую собой серию веб проектов, открытых онлайн с 1.01 ( www.sfmoma.org  и  www.artmuseum.net ), а также видео работы и мультимедиа проекты, которые  выставлены в галерее SFMOMA с 3 марта по 8 июля.
tatsuomiyajimathumb 010101
В организации приняли участие 4 отдела СФМОМА: живописи и скульптуры, Архитектуры и дизайна, Медиа арта и Образования.
Среди 35 участников Asymptote Architecture, Rebeca Bollinger, Janet Cardiff, Alison Craighead, Jon Thomson, Droog Design, Olafur Eliasson, Brian Eno, Aureia Harvey and Michaеl Samyn, Jochem Hendricks, Tatsuo Miyajima, Mark Napier, Adam Ross, Karin Sander, Sarah Sze.


Сейчас выставки сетевых проектов проходят  как минимум в двух крупных музеях: Whitney ("Data Dinamics" и "BitStreams", с 20-го марта до 10 июня) и SanFrancisco MOMA ("0101010: Art in Technological Times", со 2-го марта). Причем вопрос приемлемости-неприемлемости экспонирования сетевых проетов уже не обсуждается. Кураторы и художники ломают голову лишь над тем, как интересней и адекватней представить проекты в музейном пространстве.
OzierMuhammad-Whitney

Директор Whitney Maxwell Anderson считает, что для публики еще не "въехавшей" в потенциальные возможности сетевого искусства музейное общественное пространство - лучшее место для понимания коллективного творчества.

Директор SFMOMA David Ross признает, что не все проекты выдерживают перенос из интимности "один на один" в музейное пространство.

Как следствие в Whitney проекты представлены специальными инсталляциями, а в SFMOMA делается веб-проект, который можно посмотреть и внутри музея.

Mark Napier, художник участвующий с онлайновыми проектами в обеих экспозициях, считает что каждый проект - отдельный случай, требующий индивидуальных решений для музейного показа.
(Mark Napier - www.potatoland.org/landfild www.potatoland.org/shredder

Maciej Wisnievski (NY), автор инсталляции "Netomat", представляющей его альтернативный веб браузер, говорит о двух разных реализациях своего проекта: в онлайновой - тексты и изображения плавают по экрану, в музейной - по стене. "Для меня важна непредсказуемая динамическая природа содержания, а вовсе не технологическая среда, в которой оно отображается".
(Как тут не вспомнить концепцию информационной сети Андрея Великанова, в которой также технологиям отводится вспомогательная роль).

Впечатляет замысел Adrianne Wortzel (NY), который представляет в Whitney проект "Comouflage Town". Робот Kiru перемещается по первому этажу Whitney. Онлайновые участники проекта, где бы они не находились, контролируют поведение робота и пересылают тексты, которые робот озвучит по мере поступления. Посетители музея все это видят и слышат, а онлайновые участники видят музейное пространство глазами робота, оборудованными веб камерами, и слышат через микрофоны - уши робота. "Для меня правильное представление онлайновое, но без пространства музея в этом проекте оно не возможно".
Такие дела. Вот вам и неразрывная связь онлайна и музейно-галерейного оффлайна.

Не будем впадать в эйфорию. Некоторые художники отказались представлять свои сетевые проекты в музейных экспозициях.
Однако Martin Wattenberg (NY, участник экспозиции Data Dinamic) высказал интересную мысль: "В затемненном, мощном пространстве музея посетители могут увидеть компьютеры не производственными инструментами, но магическими субстанциями".

Ю. П.

Желающие могут почитать статью  "Digital Art: Do You View It at Home or in Public?" в NY Times в полном объеме, без моего пересказа и невольной интерпретации.
Напоминаю, что для чтения NY Times онлайн надо один раз зарегистрироваться на их сайте. Заполнить множество форм. Зато в награду за это - логин и пароль. И уж потом вы сможете легко "цеплять" все, что заинтересует в моих анонсах и рефератах.

18 марта была еще одна статья "Bit by Bit, the Digital Age Comes Into Artistic Focus". Об этих же выставках, но в разделе "Технологии".


^Завершившийся аукцион современного искусства Кристи дал рекордный результат - $22.5 миллиона за работы: Ray Sherman Hanson Cattelan Hesse Nauman Gursky Basquiat Peyton Currin и других. Из 51 лота только 8 не были проданы. Результаты остальных превысили 17-ти миллионный эстимейт более, чем на 5 миллионов.
Самый впечатляющий торг состоялся по "Henry Moore Bound to Fail (Back View)" Nauman. Эстимейт 2-3 миллиона дилер Lucy Mitchell-Innes и телефонный покупатель подняли до $9.9 миллиона.
Другой, почти ожидаемый рекорд дал Cattelan Его придавленный метеоритом Папа Римский, имевший эстимейт $400000-$600000, ушел за $886000. Пример эффективности маркетинга и пиара, предшествовавших аукциону: выставки "Апокалипсис" в Лондонской Королевской Академии искусств и выставки в Рокфеллер центре непосредственно перед аукционом. Инсталляция "Ninth Hour", ставшая в прошлом сентябре главным хитом скандальной выставки "Aпокалипсис" в Лондонской Королевской академии искусств, в декабре лежала на полу Варшавской Zacheta Gallery, на родине Папы. Скандал дошел до Парламента, часть депутатов которого рекомендовали галеристке Анде Роттенберг устраивать арт эксперименты с фигурами раввинов. Простые граждане католики поступали проще, посылая в галерею письма "Убирайся в Израиль!". В июне инсталляция будет представлена на Венецианской биеннале. Сицилийские католики уже планируют мощные акции протеста, а может и кое-что покруче. По сведениям Нью-Йорк Таймс фотография инсталляции была опубликована в ста крупнейших журналах и газетах. Это ли не свидетельство супер пиара.
Далее. Если на прошлогоднем аукционе "Woman in Tub" (1988) Jeff Koons была продана за $1.7 миллиона, то сейчас анонимный покупатель купил аналогичную работу за $2.8 миллиона. Триптих Basquiat ушел за $974000.  "Без названия" 1987 года минималиста Donald Judd's продана за $633000, вдвое выше эстимейта. Также вдвое перекрыла эстимейт "Untitled Film Still No. 48" (1979) Sherman - $336000.
Относительно "пролетели" в основном молодые британцы. Одна работа, "When Logic Dies"  Дамиена Херста была даже снята с торгов. Другая продана за $314000 при эстимейте $250000>


^ 18 мая – 8 июля Третьяковская галерея

Крымский вал, 10.
Прессконференция 17 мая в 14:00

В круге Малевича. Соратники – ученики – последователи в России. 1920 – 1950.

Malevich1
Выставка произведений учеников и соратников К.Малевича по Витебскому Художественно-практическому институту и Государственному институту художественной культуры в Петрограде-Ленинграде (ГИНХУК). На ней будут представлены работы Л.Лисицкого, В.Ермолаевой, Н.Суетина, И.Чашника, Л.Хидекеля, Л.Юдина, А.Лепорской, К.Рождественского, К.Рождественского, В.Стерлигова, В.Стржеминского, И.Кудряшова, Д.Якерсона, А.Цейтлина, Д.Санникова, В.Кулова,  Ю.Васнецова и др.
Malevich2
Казимир Малевич – великий реформатор искусства ХХ века, выдающийся художник и педагог. В историю мирового искусства он вошел как создатель супрематизма – оригинальной, цельной, тяготеющей к универсальности живописной системы, ставшей одной из «великих утопий» классического авангарда. Выставка, организованная Государственным Русским музеем в Санкт-Петербурге и показываемая, с небольшими изменениями в составе, в Третьяковской галерее, представляет несомненный интерес как для специалистов, так и для самой широкой публики. На выставке представлены работы учеников и соратников Малевича по витебскому Народному училищу, петроградскому ГИНХУКу, а также тех, кто брал у него уроки и воспринял его систему.
Они назвали себя Утвердителями Нового Искусства - УНОВИС. Эль Лисицкий, Нина Коган, Давид Якерсон, Владислав Стржеминский, Катаржина Кобро, Иван Кудряшов, Николай Суетин, Вера Ермолаева, Лазарь Хидекель, Илья Чашник, Лев Юдин, Ефим Рояк вслед за своим вождем переустраивали мир средствами искусства.  «Фабрики, трамваи, трибуны - все звенело под нашей росписью», - вспоминал о витебском УНОВИСе Лисицкий. В Петрограде, в Государственном институте художественной культуры (ГИНХУК), к числу его соратников Малевича присоединились  художники Анна Лепорская, Константин Рождественский, Владимир Стерлигов. Были и те, кто не примыкал к «партии» супрематистов, но брал у Малевича уроки, посещал его занятия в кружке по изучению новой западной живописи и воспринял художественную систему Малевича. Юрий Васнецов, Валентин Курдов, Эдуард Криммер, Павел Кондратьев и Павел Басманов,  искавшие свой собственный путь в живописи, словно являют своими работами отдаленное эхо идей вождя нового искусства.
На выставке представлено около 500 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства  из коллекции Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, а также из государственных и частных собраний Москвы и Петербурга.


^ До 1 июля в Пушкинском музее (ГМИИ) выставка Энди Уорхола из музея Уорхола в Питсбурге. 50 живописных работ,  40 - графических, инсталляции, скульптура. Для любителей поп арта. Ну а уж про влюбленных в попсу людей - просто услада, поскольку практически все, что делалось Уорхолом, исходило из его искренней любви и тяге к попсе и знаменитостям. Кроме того, он наговорил много всякой услады для сильно богатых и знаменитых. Например, "деньги не должны иметь все, кто угодно; они не для всех - иначе как отличить, кто важная персона, а кто нет?" Сам он, казалось, может сделать денег столько, сколько захочет. Однако посмотревшие хотя бы часть фильмов Уорхола, демонструющихся в Музее кино (до 3 июня, Программа), поймут, что не так все просто. Уорхол был вполне отвязным, а местами и изощренно отвязным художником, а его искренняя тяга в мир звезд, денег и буржуазного шика сочеталась с достаточно очевидной демистификацией того же самого. Например (далеко не единственный), пара фильмов: более, чем восьми часовой статичный "Empire", подталкивающий к медитированию от созерцания символа буржуазных ценностей, и перформанс "смерть Лупе Велес", правильное название - просто "Lupe", имя звезды Голливуда, которая, желая последний раз особенно сильно поразить мир красивой смертью в цветах, наглотавшись таблеток, в итоге захлебнулась блевотиной у унитаза.
Ю П


^С 29 апреля по 1 июля Witte de With Center for Contemportary Art совместно с AIR (Architecture International Rotterdam) проводит выставку "Breeze of AIR / Hortus Conclusus" в городской среде Роттердама. Организаторы апеллируют к идеям Эразма Роттердамского, считавшего, что общественные территории города, такие как парки и скверы должны располагать к созерцательности.

Центр Witte de With пригласил восемь голландских и зарубежных художников: Zeger Reyers (NL) представляют "грибные скульптуры", Elmgreen и Dragset (Дания, Норвегия) - дизайн павилионов для розового сада, Dennis Adams (USA) репродуцирует зону уличной проституции, Teresita Fernбndez (USA) - зеленые оазисы, Fiona Raby и Anthony Dunne (UK) создали комнату, в которой излучения становятся видимыми. Большинство работ выставлены на улицах.


^ Всемирная театральная олимпиада в Москве. С 21 апреля по 29 июня. 1-я (в Греции) и 2-я (в Японии) театральные олимпиады даже близко не приближались к Московской по размаху и уровню программ, которых устраивается 8, и почти каждая из которых могла бы составить полноценный фестиваль.

Площадный, уличный театр в своих лучших проявлениях практически неотделим от акционизма. Или наоборот. Программа этого направления, "Корабль дураков" сделана Вячеславом Полуниным.
21 апреля, в 18:00 на Театральной площади открытие Олимпиады и первый номер Полунинской программы. Барабаны. Итальянцев Dadadang ("футуристическая машина движений и ритмов"), бельгийцев "Джамб-бойз", "Ударников" Марка Пекарского, французов "Транс-экспресс", вероятных хедлайнеров открытия, которые будут барабанить, летая над площадью.
Полунину удалось собрать практически все лучшее, способное привносить театральность в уличную жизнь. 6 лучших клоунов: Жерома Дешампа ("Братья зенит" - "Новая опера" 27-29 июня), Болеслава Поливку ("Для леди на балконе" - театр "Эрмитаж" 18-20 июня), Дэвида Шайнера (театр "Эрмитаж" 26-28 июня), "короля дураков" Джанго Эдвардса ("Новая опера" 22-24 июня), экстремала и акциониста Лео Басси (театр и сад "Эрмитаж" 22-28 июня) и, разумеется, шестой - он сам, Вячеслав Полунин, который покажет 18-20 июня в "Новой опере" свое шоу. 15 трупп их Австралии, Англии, Бельгии, Германии, Голландии, Италии, Польши, России, Эстонии будут ежедневно с 17 по 29 июня играть на площади Революции, в саду Эрмитаж и на набережной Москвы-реки (Программа). В саду Эрмитаж художники, музыканты, архитекторы и артисты обещают устроить альтернативный карнавал, на который предполагают пускать публику только в костюмах.
Безусловное украшение Олимпиады, а может быть и ее главная составляющая. Доступная всем желающим превратить 8 июньских дней в праздник. Или хотя бы один из них.

Радикальную программу собрал Анатолий Васильев ("Школа драматического искусства"), который ратует за возвращение театра к корням, а также известен своим неприятием светского коммерческого театра. Представления - спектакли (?) этой программы пройдут в помещении нового здания театра на Сретенке. Откроет ее 2 мая Васильевско-Мартыновский "Плач Иеремии". Кроме того 15 мая - 28 июня Васильевский театр покажет проект "Узкий взгляд скифа" ("Это узкий взгляд на театр, в центре которого находится литургический, ритуальный, фольклорный аспекты и их отражение в современном культурном сознании" - из пресс-релиза).
В "Узком взгляде" монастырские хоры с Горы Афон и Рижской старообрядческой общины, "Очищение Вселенной" тибетского монастыря Гьюдмед, мистериальные танцы дервишей, шаманы Тувы, Бурятии и Хакасии и московский "городской шаман" Герман Виноградов с "Бикапонией небесного леса", древнерусское "Пещное действо" и японский традиционный театр Но, аутентичный Коми-Пермяцкий обряд, сказители из Ханты-Мансийска и средневековый венгерский вертеп, ильменский обряд благодарения и удмуртские свадебные напевы, мистические церемонии традиции бон и эвенкийские камлания.
"Мистерия лам" в исполнении Тибетского монастыря Копан - 27-28 мая; Аутентичный обряд и пение из Белгородской, Смоленской, Брянской и Курской областей, Коми-Пермяцкого АО и Удмуртии - 31 мая - 3 июня; Программа горлового пения тувинцев Николая Ооржака,   Иириля и Лазо Монгуша - 5-8 июня.
Такой программы в Москве не бывало никогда.

Есть также Международная экспериментальная программа, гвоздь которой по мнению знатоков "Хашираки" ("Разговаривать и думать на ходу" - яп.) Хайнера Геббельса (Театр "Види Лозанн", Швейцария). 15-17 мая в помещении театра Моссовета.

Есть и очевидный хит зарубежной программы (не экспериментальной). "Игра снов" Боба Уилсона ("Штадстеатр", Стокгольм, хотя сам Уилсон американец). 28-29 апреля на сцене МХАТА им. Горького на Тверском бульваре - самый красивый, опять же по мнению знатоков, спектакль Олимпиады. Уилсон - фигура давно и широко известная в европейских театральных кругах. Многие считают его непровзойденным мастером игры светом и пластикой человеческих тел.
Хотя не исключено, что для московской публики более "ударным" будет впечатление от "Отелло" Някрошюса - 28-29 апреля в помещении театра Моссовета. "Отелло" делался по заказу Венецианской биеннале. На прошлогоднем театральном фестивале его "Макбет" был бесспорно главным событием, и мы о нем писали прошлой весной.
Поразительно совпадение по времени показа этих двух спектаклей. К чему бы это?
*Увы, уже на вчерашний день, 18 апреля билетов на эти спектакли не было нигде.

Зарубежная и Российская программы, Зарубежная экспериментальная и Программа Центра Драматургии и режиссуры обширны. Желающие могут познакомиться с ними на www.chekhovfest.ru

Ю П


^ C 23 по 27 июня прошел II Медиа Форум ХХIII Московского Международного Кинофестиваля.
Организаторы: <Интерфест>,  Центр медиа культуры и искусства  <МедиаАртЛаб>
http://www.mediaforum.danet.ru/ - сайт Форума.

Программа Форума

Программа конференции

Участники

В номинации "КиберКино" победил "Интернет-балет, часть первая"  Игоря Стромайера (Словения), танцующего стоп-кадры; эМСи Брейн дирижирует MIDI оркестром. В поддержку Большого театра :)))
Второе место - "Разбойник с большой дороги"  Эмбиент-ТВ-нет (Ману Лукш и Илзе Блэк). Великобритания. И третье место - "Напечатай меня" Бьорн Ванген, Норвегия. Приятно сознавать, что с 1-м и 3-м местами я не ошибся, а вот с Эмиент TV - совсем наоборот. Я отмечал "Последнее танго в Интернете".  На отдельной странице - номинанты конкурса "КиберКино" (со сверхкороткими комментариями, сделанными сразу после объявления номинантов. Ю П).
В номинации "Мультивидео" первое место осталось вакантным. Вторых - два: Роман Корниенко (Новокузнецк) "Полина" + Андрей и Юлия Великановы "Виртуальное тело Бога" + Ольга Столповская и Виктор Олимпиев ""Абоненты".
В номинации "ТВ-арт" победили Энди Кокс и Габриел Казмен "Вместе мы можем победить капитализм".
Полный список участников и Программа

Немного об итогах. 27.06, вечер

Последний день в первую очередь интересен объявлением победителей. И надо признать, жюри и видео арта (председатель - Сюзанн Яшко / Susanne Jaschko, Германия - куратор фестиваля медиа искусства "Transmediale", Берлин, www.transmediale.de ) и интернет-работ (председетель - Эрик Клюйтенберг, De Balie – Центр культуры и политики, Амстердам)  поработали объективно. Не порадовало, что среди победителей "КиберКино" не оказалось ни одного российского проекта, но, с другой стороны, это еще одно свидетельство объективности жюри. "Интернет-балет, часть первая"  Игоря Стромайера победил единогласно, что не удивительно. Тот случай, когда сошлись и качества проекта, и уже наработанная репутация Стромайера.
"Вместе мы можем победить капитализм" Энди Кокса и Габриел Казмена - пример того как блетяще может быть сделана агитка, если за дело берутся художники, владеющие не только "левизной" и современными технологиями, но еще ироничные и "легкие". Без занудства и эпатажа. Без визуальных излишеств и интеллектуального надрыва. Эту работу очень желательно погонять по нашим ТВ каналам. Для молодежи, причем не только творческой, хотя последняя у нас особо странным образом "охренела" от буржуазных ценностей, удивительным образом помноженных на веру в авторитарный потенциал нынешней российской власти.

Самые первые впечатления. 26.06, вторник

Только подвижничеством можно назвать усилия Шишко-Исаева-Горючевой, собравших сначала на симпозиуме ПРО&КОНТРА продвинутую интернетовскую публику, причастную к искусству, причем включая самых "раскрученных" в узких интернет кругах персонажей типа Jody, а затем на двух медиа форумах при Московском кинофестивале - не менее продвинутую публику из основных архивов и фестивалей медиа арта. Можете оценить список участников нынешнего Форума, который конечно же существенно интереснее предыдущего, 1-го, на прошлогоднем кинофестивале. Общение участников, дискуссии о, мягко говоря, не простом положении сегодняшнего видео арта, о перспективах и тенденциях современного искусства в Интернет, о нет арте - все это обещало быть "гвоздем программы". Других "гвоздей" не предполагалось, так как в отличие от симпозиума   ПРО&КОНТРЫ, проходившей в РГГУ и  на котором, как следствие, всегда было много студентов, нынешний Медиа форум проходит в Союзе кинематографистов. Проходит келейно, закрыто, в маленьком зале, предназначенном для 20-30 участников. И хорошо, для дискуссий более и не надо.
Увы, не тут то было. Из-за проходящих одновременно неких круглых столов основного Фестиваля время оказалось настолько ограниченным, что ни о каких дискуссиях не может быть и речи. На вопросы-то его не остается... за исключением первого, второго выступающих. Поэтому скучища как на типовых "отчетных" научных конференциях. Зайди случайный человек и неизбежен приговор - этим странным "медиартом" занимаются отмороженно скучные люди. Что ж остается? Уповать на свои знания английского и использовать перерывы для того, чтоб задать свои вопросы. Но это конечно же не заменяет проверенного публичного способа обсуждения. А откладывать разговор на ночной клуб, на 10 часов вечера? Так туда не все ходят (я например).
Остается еще надежда на завтрашний круглый стол. В случае, если удастся уйти от его темы, авторского права.

Ю П


Прошлым летом Роберт Гобер нашел на пляже выброшенный прибоем американский флаг. Тщательно вышитые кем-то когда-то звезды вытерлись, и весь флаг походил на безнадежно застираные джинсы. Эта находка воодушевила художник и все лето он провел на побережье Лонг Айленда, фотографируя выброшенные прибоем предметы. "Эти вещи вырваны из своих контекстов. Они совершают путешествия, о которых никто не знает" - говорит Гобер, который  практически никогда не дает интервью, но сейчас для него это неибежная плата за то, что он выбран представлять США на открывающейся на днях 49-й Венецианской биеннале.
46-ти летний Роберт Гобер фотографирует плавающий в воде мусор, делает шокирующие скульптуры-инсталляции, такие как например, торсы гермафродитов, брошеные в корзину вместе с пустыми банками. Еще он делал офорты на основе вырезок из Нью-Йорк Таймс с не менее шокирующей историей, когда человек отпилил себе руку циркулярной пилой, засняв акцию на видео и послав его в полицию, выражая тем самым солидарность с братом, убитым в клинике при аборте.
Потом он нашел флаг. Но американский флаг - как Мадонна: слишком "перегружен", слишком "священен" и, вмесе с тем, слишком, банален - вполне "комплексное блюдо". "Это не часть моего проекта, это просто случайность, что я его нашел".  Как бы то ни было, флаг стал частью, подтекстом Гоберовской инсталляции.  "Приносите" свои собственные истории к тем вещам, которые увидите. Мне остается лишь удивляться этим историям. Однако, "закладывая масло в маслобойку" первым, я надеюсь привести вас к альтернативным прочтениям".
Статья о Роберте Гобере в NYTimes в предверии Биеннале>


возврат в рубрику архив

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO