АРХИВ со 21.09 по 5.11.2001:


^ В Третьяковской галерее.

18 сентября – 14 октября
Лаврушинский переулок, 12    Выставочный проект "Золотая карта России".   С.Д.Эрьзя. 1876–1959.
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств города Саранска представляет выставку работ известного отечественного скульптора Степана Эрьзи.

14 сентября – 14 октября Лаврушинский переулок, 12

Дар ГТГ. Выставка коллекции В.Дуловой.

Выставка "Дар Веры Георгиевны Дуловой" связана с важным событием в истории собрания Государственной Третьяковской галереи. В минувшем, 2000 году, музей получил в дар 58 живописных и графических работ, завещанных галерее Народной артисткой СССР, профессором Московской консерватории, всемирно известной арфисткой Верой Георгиевной Дуловой. В.Г.Дулова (1909-2000), дочь знаменитого скрипача Г.Н.Дулова, представительница древнего рода Рюриковичей, всю жизнь была увлеченным любителем и собирателем изобразительного искусства. Начало коллекции было положено в середине 1930-х годов, когда в доме Веры Георгиевны и ее мужа, солиста оперы Большого театра Александра Иосифовича Батурина, частыми гостями были художники П.П.Кончаловский, И.Э.Грабарь, В.Н.Яковлев, А.В.Лентулов, П.В.Вильямс. Со временем из подаренных или приобретенных работ сложилось собрание русского искусства, временные границы которого охватывают целое столетие - от сороковых годов XIX до сороковых годов XX века. Нынешняя выставка - дань уважения и благодарности к памяти В.Г.Дуловой, так благородно и достойно распорядившейся коллекцией, долгие годы с любовью собиравшейся в доме.

Искусство ХХ века

C 15 февраля до 11 ноября "СОБРАНИЕ ОСТРОУХОВА В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ"
Лаврушинский переулок, 10
Новая сменная экспозиция графики, приурочена к 70-летию передачи коллекции И.С.Остроухова в галерею.

Илье Сергеевичу Остроухову удалось собрать замечательную коллекцию графических работ своих современников, в том числе И.Е.Репина, В.А.Серова, М.А.Врубеля, а также мастеров XVIII – первой половины XIX века –А.П.Лосенко, О.А.Кипренского, К.П.Брюллова. Собрание позволяет проследить историю русского рисунка во всем разнообразии техник и жанров. Всего на выставке будет представлено около 350 работ.


^ С 26 сентября по 15 октября в одной из лучших московских галерей Файн Арт "Росчерки огня", проект шведского поэта Тумаса Транстремера и московского художника Игоря Вулоха. Вулох в 94-м году сделал серию графических работ к стихотворениям Транстремера. Теперь один из интереснейших поэтов современности впервые приезжает в Москву, и галерея совместно с посольством Швеции предлагает выставку, на которой будут представлены специально оформленные стихотворения Транстремера и 22 рисунка Вулоха.
Минималист Вулох постоянно "на грани": на грани пейзажа и натюрморта, прототы и сложности, а для многих - на грани жульничества. Что поделаешь, последнее - участь всех минималистов.


24 сентября – 11 октября
В Музее Архитектуры (ул. Воздвиженка, 5/25. м. "Арбатская", "Боровицкая", "Александровский сад" www.muar.ru)

ДАР НЕБЕС
Новая стратегия показа современного искусства / Будущий музей Петера Нойвера в Вене – Contemporary Art Tower
ДВОРОВЫЙ ФЛИГЕЛЬ
Проект САТ превращает нацистскую боевую башню в международный центр современного искусства. Художники Дженни Хольцер и Джеймс Туррелл сделали в этот проект творческие дополнения. Проект САТ был выставлен в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе в 2000 году (Мах Protetch Gallery и Gateway Warehouse in Culver City). Во время второй мировой войны в Вене были сооружены шесть циклопических башен-бункеров для зенитного огня. Это монолиты без окон, которые невозможно разрушить – их стены из армированного бетона имеют толщину от 2-х до 7-и м, а высота сооружений достигает 43 м. В настоящее время МАК держит и показывает на одном из этажей башни в Аренберг-парке свою коллекцию актуального искусства. Основная идея проекта САТ заключается в том, чтобы посредством современного дизайна и оборудования преобразовать всю эту башню в место, где происходит постоянный живой диалог между искусством и публикой. Ноевер, Мюллер и Эмбахер – поставили своей целью использовать упрямую чужеродность этого здания путем помещения его в контекст современного искусства. В бывшем бункере возникнут даже рестораны и кафе, не говоря уже о студиях, жилье для художников, мастерских, аудиториях и выставочных залах. Рядом c бетонной громадой начнет сверкать огнями ажурная стальная вышка для инженерных и информационных коммуникаций, а на крыше здания распахнет свой полупрозрачный купол круглый бар “Небесного обзора”, придуманный Джеймсом Туреллом. Дженни Хольцер предложила использовать лазерные проекции текстов, которые должны будут вспыхивать на цементных боках огромного утеса, развлекая и информируя – едкие афоризмы, поэтические строки и биржевые курсы будут сменять друг друга. После показа в Москве огромная модель будущей Башни Современного Искусства САТ переедет в Берлин, где в 2002 г. будет выставлена в Vitra Design Museum, и лишь затем будет установлена в Вене – собственно в Contemporary Art Depot, ныне разместившемся на одном из этажей бункера – для того чтобы вдохновлять МАК и австрийские власти на переоборудование здания.
С лета 2000 г. между МАКом и МУАРом установилась кооперация. Братское сотрудничество между такими уважаемыми институтами как МУАР и всемирно известный венский МАК является новой плодотворной формулой. Возможно, это сотрудничество будет играть важную роль в культурном будущем обеих стран, России и Австрии. Первыми шагами являются совместные выставки в Москве, Вене и других городах.

24 сентября – 11 октября
Вторая выставка проекта "Год Марии Рогозиной" - "Святыни, мерзости и редкости бывшего Донского монастыря"
Мария Георгиевна Рогозина - старейший хранитель музейной фототеки.
Донской монастырь - бывший филиал и фондохранилище Музея архитектуры, ныне же опять обитель.

^ 19 сентября – 14 октября
В Музее Архитектуры (ул. Воздвиженка, 5/25. м. "Арбатская", "Боровицкая", "Александровский сад" www.muar.ru)
МУАР ПРОЕКТ. СТРОЕНИЕ № 5
Выставка одного здания. Мастерская В. Плоткина – ТПО "Резерв". Жилой дом
АПТЕКАРСКИЙ ПРИКАЗ


^ С 20 сентября до 14 октября в Айдан-галерее выставка "VENUS" Егора Острова.
Егор Остров учился в Новой Академии Тимура Новикова, а до этого окончил отделение режиссуры в Свободном университете.
В 94-98 гг. активно выставлялся в европейских галереях.
Новые работы Острова  - серия крупно растрированных изображений, создающих телевизионный эффект. Идеальные формы женского тела искажены мультимедийными помехами с добавлением различных цветов.
"Классическая красота, звучащая сквозь помехи масс-медиа - это символ нашей эпохи" - считает художник.
Критика отмечает "изысканную рациональность" его композиций.


^ Со 2 по 10 октября в Музее Академии художеств (на Пречистенке) выставка монстра карикатуры Бориса Ефимова.
Жизнь страны и ее отношения с внешним миром в карикатурах. Очень впечатляет как концептуальная выставка. Остается посмотреть, как же она сделана.


^ Галерея "Ковчег" c 11 сентября по 7 октября балует весьма неожиданной гастрономической выставкой, в состав которой включены не хрестоматийные произведения из музеев, а работы от коллекционеров, наследников или самих авторов. Эти экспонаты тоже могут ярко охарактеризовать гастрономические пристрастия наших соотечественников и
особенности художественного языка в ХХ веке. Экспозиция структурирована таким образом, что в наименованиях разделов используются знакомые с детства словосочетания - "Мясо/Рыба", "Овощи/Фрукты", "Вина/Воды" и пр. Помимо живописи и графики 1920-х - 90-х годов, особую часть выставки составили работы художников, формировавших эстетическую сторону продовольственной политики. Эскизы оберток и этикеток характеризуют свое время не хуже, чем пресловутые "Кубанские казаки". Идейная нагрузка в таких образцах промграфики имеет прямое отношение к "памяти нёба" миллионов граждан, рожденных в СССР. Открывая нынешней экспозицией свой очередной выставочный сезон, "Ковчег" планирует продолжить серию тематических выставок, посвященных "обинякам ХХ века".
Деловой центр на ул. Усачева, 62, стр. 1 (м. "Спортивная"; вход со стороны ул. 10-летия Октября).


^ 12 сентября – 7 октября В Музее Архитектуры (ул. Воздвиженка, 5/25. м. "Арбатская", "Боровицкая", "Александровский сад" www.muar.ru)
ПОДЗЕМНЫЕ ДВОРЦЫ ДЛЯ ПРОЛЕТАРИАТА
Съемки 30-х годов из фотоколлекции Музее. Вторая выставка абонемента ГОД МАРИИ РОГОЗИНОЙ
АНФИЛАДА ГЛАВНОГО ЗДАНИЯ


^ 27-30 сентября в ДОМе прошел Международный Мультимедиа Фестиваль. Весьма редкое для Москвы событие. А потому обреченное не остаться без внимания тех, кто понимает неизбежность освоения этой области современным искусством.
Самое интересное представили чех Милан Цайс - мультимедийную компьютерную мумию самого себя или, если угодно, мультимедийный объект - автопортрет (или - компьютерный киоск - путеводитель по самому себе, а можно - рекламный киоск самого себя); Леонид Тишков с сакральными текстами, ангелами и Никодимом под впечатляющую музыку; голосящий Пригов с Тарасовым на барабанах в проекте "Потаенная слеза". Видео программа надежд не оправдала, включая поразившее архаичностью избранное Европейского фестиваля медиа арта. И многообещающие имена ничего глубокого и интересно реализованного не показали.
Честно говоря, пятничные, субботние и воскресные показы (в четверг, каюсь, не был; возможно там были прорывы) оставили еще и ощущение самодеятельности, в не самом лучшем из ее проявлений, а именно низкокачественной реализации. Понятное дело, дом самодеятельного творчества - так официально называется Дом (+ культурный центр). Однако, всегда казалось - не без двойного кодирования.
Не выстраиваю никаких принудительных параллелей, но именно по этому поводу невольно сам по себе "всплывает" проект 386DX Алексея Шульгина (благо в О.Г.И. его можно было видеть-слышать в один из фестивальных дней), в котором даже еще более низкое техническое качество представляемых стареньким компом "мировых и отечественных хитов рока" является если и не сутью проекта, то одной из его базовых составляющих. Убери ее, заставь наимощнейший современный компьютер звучать чистенько и гладко - и проекта нет.
Совсем не то в большинстве фестивальных проектов. Кстати как раз-таки качество звука в Доме отменное, и воспользовались этим в своих проектах Пригов и Тишков. Но ведь фестиваль-то заявлен как мультимедийный. А мультимедийность получалась такого специфического рода, как если бы не было почти десяти лет активного освоения современным искусством "многосредности", спаяной компьютерными технологиями.  И дело даже не в том, что в программных проектах компьютер практически начисто отсутствовал. Сейчас как раз хорошо не выпячивать его, не выставлять главным персонажем. Но когда создается впечатление нарочитого или, быть может, обусловленного какими-то иными причинами   игнорирования упомянутых технологий, сразу возникает вопрос - зачем же называть фестиваль мультимедийным? Если хотелось оппонировать всеобщей компьютеризации искусства или даже шире - технологизации, что само по себе давно актуально, то такую концепцию приходится домысливать; из увиденного она вовсе не очевидна. А домыслив, признать, что компьютерная подмена автора Цайса его кибер мумией, с которой начат этот текст, явно победила оппонентов.  Это не только мое личное мнение. Схожее я слышал от встреченных в Доме арт критиков.
Ю П


19 сентября в TV галерее прошел круглый стол "Видеоарт: за и против" (в рамках выставки британского видеоарта "Черный ящик" / Black Box Recorder),  Б. Якиманка 6, тел: 238 0269. Британский Cовет, Лаборатория обмена данными и Арт Медиа Центр "TV галерея".

История видеоарта, бурная и драматическая, насчитывает уже более тридцати лет. Как и в других видах творчества, основанных на медиа-технологиях, история начиналась с революционного энтузиазма (каждый теперь мог производить медиа-content!) и с формальных эстетических экспериментов, разрабатывавших язык нового искусства.  Когда язык был разработан, а получить доступ к массовой аудитории так и не удалось (ведь ТВ-каналы, кинозалы и дистрибьюторские сети существуют по законам коммерции), видеоарт стал мутировать, и пути видеохудожников разошлись.  Ортодоксы продолжают делать ленты и показывать их на многочисленных, но малопосещаемых фестивалях. Оппортунисты придумали видеоскульптуру, а затем - видеоинсталляцию, и заняли достойное (и неплохо оплачиваемое) место в  мире "современного искуства". Активисты с переменным успехом штурмуют существующие и создают свои телестанции и передачи. Коммерсанты работают на индустрию рекламы и видео-клипов.  Новый толчок развитию видео дали цифровые технологии. VJ-и стали неотъемлемой частью молодежной клубной культуры. Кроме того, на видео снимают игровые полнометражные фильмы; видео используют в мультимедиа-продуктах (презентациях, играх); цифровое видео вот-вот захватит Интернет. В России видео стали заниматься с начала перестройки и с появлением бытовых видеокамер. В России почти нет институций, материально поддерживающих видео-арт, нет изданий по видео-арту и образовательных программ. В России до недавнего времени не было фестивалей видео-арта. Не издана история видео-арта на русском языке. Нет практически ничего из того, что описывает и поддерживает контекст видео-арта.
Но видео-арт есть.

Около 20 человек, так или иначе причастных к видео арту собрались обсудить, насколько насущно и интересно в современной России такое явление, как видео-арт, проследить векторы его развития, обозначить отношение к международному контексту, обсудить роль видео-арта и смежных ему практик в системе современного искусства и за его пределами. Модератором выступил  Алексей Шульгин. Известный художник, номинант webby awards как сетевой художник (net artist), который однако не может быть уличен в явных пристрастиях к видео арту. Что и не плохо, так как позволило Алексею несколько отстраниться от предмета обсуждения, более того, активно склонять участников дискуссии к более общей для современного искусства проблеме - путям и способам его выведения  из состояния гетто. Хотя надо признать, далеко не все согласились  с необходимостью таких усилий. Борис Юхананов, например, декларировавший "позицию непоказа" - художнику, занимающемуся видео артом пристало лишь наблюдать как осыпаются пленки его видео архива. Вообще Борис говорил дольше и экзотичнее других, в том числе формулируя рецепты осознания видео артом своей сущности как сигнала - одновременно и информации и интермедиальной среды. Катя Деготь, как это не парадоксально, не добавила остроты в обсуждаемую проблематику - явно видео арт не ее конек. Начавший программу выступлений Андрей Великанов соредоточился на видео арте Нью-Йоркской трагедии, во множестве созданном - правильнее наверно случившимся - на Манхеттене 11 сентября.
Собственно менее всех высказывались те, кто давно и изрядно занимается видео артом: Нина Зарецкая, отделавшаяся скорее короткой репликой, чем обещанным историческим экскурсом, заранее правда извинившись  - только что вернувшись из Нью-Йорка не может углубляться в историю, ушедшую в последние дни далеко на задний план. Ольга Шишко,  непосредственно причастная к программе "От киноавангарда к видеоарту" канала Культура, куратор недавнего Медиа Форума, в рамках которого было показано множество интересных программ видео арта и  прошел очередной конкурс, вообще воздержалась от выступления, отметив правда в перекрестных с Алексеем Исаевым репликах, что все не совсем так, как здесь об этом говорится. Но не более того.
Исаев же вероятно справедливо отметил рыхлость обсуждения, когда чередующиеся высказывания художников и арт критиков, не противореча и не дополняя друг друга не создают какой-либо картины.
Впрочем, возможно эта создавшаяся-таки картина ускользнула от его внимания так же как и от моего, например.
Что ж, модератор и сотрудники TV-галереи записывали все выступления и обсуждения, так что будучи опубликованными (хоть я и не понял, на каком сайте) выявят ее, эту картину.
Еще отмечу от себя, что почти никто не употреблял матюгов типа интенция-дефиниция-... Растет-таки интеллектуальный уровень дискуссий.
Ю П


^ C 26 августа до 30 сентября в голландском Гренингене проходит международный Noorderlicht Photofestival, в котором в том числе принимают участие российские фотографы.
AES-IslamicProject
Одни из хедлайнеров - группа АЕС (AES Group - Татьяна Арзамасова, Лев Евзович и Евгений Святский) с Исламским проектом, в котором при помощи цифрового манипулирования изображениями демонстрируются виды Нью-Йорка, Парижа, Амстердама, находящихся в 2006 году под Исламским господством.
АЕС-ИсламскийПроект-1 АЕС-ИсламскийПроект-2 АЕС-ИсламскийПроект-3 АЕС-ИсламскийПроект-4
Фестивали в Гренингене проводятся уже 11-й год.


<Есть две версии автопортрета Рембрандта. Один, из собрания Гаагского музея считался одной из вершин его таланта. Другой, из коллекции музея в Нюрнберге - искусной копией. Сейчас они висят рядом в Нюрнбергском музее. Пикантность состоит в том, что совсем недавно мнение искусствоведов изменилось под напором фактов, добытых Клаусом Гриммом - копия и оригинал поменялись местами. Каково?
Репутации якобы оригиналов во многих случаях держатся исключительно на репутации и возрасте источника. В этом случае гаагская версия еще в начале 18 века была в уважаемой коллекции Govert van Slingelandt (1694-1767). А нюрнбергская не известно откуда взялась. Вот и все доводы. И сколько еще таких подлинников по белу свету. И ничего страшного. Специалисты и любители млеют, глядя на них. А раз млеют, значит им хорошо. Чего ж еще надо?>




^ C 19 по 30 сентября в ЦВЗ "Манеж" (Москва, Манежная площадь) выставка дзен-буддийского монаха Су Ана.
СуАн-1
Су Ан - монах-отшельник.  Он живет не в самом монастыре - монастыре Тхондоса, считающимся одним из трех самых древних и почитаемых в Корее - а поблизости от него, в обители Чуксоам, где   медитирует,  где месяцами вырезает по камню сутры и по сотни раз, стремясь к совершенству,  набрасывает кистью простые, незамысловатые сценки-лубки  -  журавлей, взмывающих к солнцу,  смешливых патриархов дзена,  скалящих зубы  каменных идолов-чансынов,   ребятишек на буйволе, синие кроны сосен, синие луны и горы всех цветов радуги.
СуАн-2
Су Ан - художник-непоседа, вполне мирской человек.   Он разъезжает со своими выставками от Тайланда до Германии и Марокко. Его можно увидеть в Париже, в Люксембургском музее беседующим с профессором Сорбонны или с членом Сената, среди современных художников на вернисажах в галереях Берлина, Касабланки и Монте-Карло.  Он ходит на концерты классической музыки (обожает Шопена) и гоняет на горных  лыжах, он лихо отплясывает в компании африканцев и щелкает фотоаппаратом все, что попадается на глаза.

Су Ан - один из старейшин буддийского монастыря,   достигший должности настоятеля обители Чуксоам,  титула служителя Храма Милосердия в Тхондоса.  Он несколько раз выгравировал на многочисленных камнях-печатках высшую сутру буддизма - Сутру мудрости и духовного совершенства (Праджна-парамита-сутра).

Су Ан - монах-озорник  и  почти современный художник-акционист,  артист-провокатор.   Своими выходками он может кого-то довести до слез,  возмутить, а кого-то рассмешить до животиков,  абсолютно глухого к искусству он может научить рисовать,  умеющего рисовать может убедить в том, что тот ничего не умеет.   Словно малых детей, он учит заезжих европейцев правильно растирать  тушь и писать кистью.  Парадоксальным образом Су Ан изображает Распятие с девочкой-Христом и рисует Будду-ребенка.  Он поднимается с орущим от страха малышом на воздушном шаре и кричит ему в ухо: Коли забрался так высоко - смотри!¦ Таким образом Су Ан задает своим зрителям и соучастникам его акций  дзенский коан -   абсурдную задачу -, шоковое разрешение которого может привести их к внезапному просветлению-сатори, к постижению Истины.  Или хотя бы приблизить к ее пониманию.

С посетителями своих выставок Су Ан  делится простой мудростью: Я хочу, чтобы все люди могли найти в моих работах радость общения и Истину, которые вошли в меня так же естественно, как река впадает в океан.

Выставка организована Министерством культуры России, Культурно-Информационной службой Посольства Республики Корея в Москве и Государственным музейно-выставочным центром РОСИЗО

От автора
Рисунок - мой учитель, мой сосед и друг.
Я стараюсь начать день в хорошем настроении для того, чтобы оно передалось моим картинам.   Счастливый духом, я стремлюсь создать картину, приносящую счастье.
Рисуя, я использую основные цвета - красный, желтый, синий, зеленый, черный...
Картины имеют необыкновенную особенность излучать счастье.
Хочется поцеловать изображенного на картине маленького мальчика. Рисуя журавля, хочется развести руками в плавном танце.  Нарисованный цветок Удамбалла манит своим ароматом, который хочется вдохнуть.  Мои картины - это счастье.
Рисуя, я все больше и больше освобождаюсь, опустошаюсь.
Я стараюсь быть прилежным и трудолюбивым учеником.
Я с благодарностью преподношу свои картины, плоды моего труда, всем тем, кто помог мне в организации этой выставки в Москве.

Писано в Енчуксане, Тхондосе, Чуксоаме.
Монах Су Ан


^ ПОСОЛЬСТВО США и МУЗЕЙ АРХИТЕКТУРЫ ИМ. А.В. ЩУСЕВА
5 - 30 сентября проводят выставку РУССКИЙ СЕВЕР.  СВИДЕТЕЛЬСТВО ВИЛЬЯМА БРУМФИЛДА

“Неутомимый путешественник, профессор, фотограф, писатель, бессребреник, чудак и просто чудесный человек, наш друг Вильям Брумфилд, бесстрашно посвятил тридцать лет своей жизни России, которую он полюбил так, что нам стоит позавидовать и поблагодарить. Ради этой любви он сто пятьдесят раз перелетел через Атлантический океан и сделал миллионы шагов по российской земле, добираясь до ее самых труднодоступных уголков. По мере своего накопления фотографическая коллекция Вильяма Брумфилда приобрела эпический масштаб, а с годами ее ценность будет только непрерывно расти. Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева и Вильям Брумфилд вместе решили, что наиболее правильным местом для общедоступного хранения личного фонда Брумфилда будет именно наш Музей.
Образы архитектуры Русского Севера – это только часть личных впечатлений Вильяма Брумфилда, навсегда запечатленных им на бесстрастной фотобумаге. Но, может быть, самая пронзительная и трагическая их часть”.

Профессор славистики Университета Тулейн (Tulane University) в Новом Орлеане, автор нескольких книг о российской архитектуре, (в том числе – “A History of Russian Architecture”,1993), Вильям Брумфилд провел в России в общей сложности шесть лет из тридцати, прошедших со дня его первого визита летом 1970 г. Плодом его необычайной деятельности стало свыше 90 тыс. фотографий архитектурных памятников и пейзажей от Карелии и Мурманской области до Владивостока. Большая часть этого архива хранится в Национальной Галерее Искусств (National Gallery of Art) в Вашингтоне. На выставке в Музее Архитектуры представлено шесть разделов: Кимжа, Вологда с окрестностями, Кижи, Новгород Великий, Каргополье и Соловки. Выполненные с академической строгостью и беспристрастностью, черно-белые фотографии, по словам самого автора, являются не только фиксацией, но также поэзией, искусством и протестом против непростительного небрежения шедеврами архитектуры, приходящими в упадок от года к году.


^ До 30 сентября в Музее Архитектуры (ул. Воздвиженка, 5/25. м. "Арбатская", "Боровицкая", "Александровский сад" www.muar.ru) выставка старинных стереопар в таксифотах "Летняя прогулка русской семьи по Европе до первой мировой войны".
В один из последних мирных годов перед 1914 г., летом, простая русская семья решила проехаться по Европе. Первым делом купили карту Европы и самую шикарную технику своего времени - стереофотоаппарат, и на своей подмосковной дачке опробовали ее. Потом запаслись негативными стеклами двойного размера и: в путь по процветающим соседним странам, по накатанным русскими туристами маршрутам. Проехались на славу - сначала на воды в Австрию и Швейцарию, потом посмотреть на Германию, Францию и Англию. В начале и конце путешествия были еще Польша и Финляндия, но тогда они заграницей не считались - все Российская империя. В результате, ФОТОКОЛЛЕКЦИЯ Музея Архитектуры имеет чудесный набор из 600 любительских снимков, запечатлевших потерянный мир начала XX века. На выставке можно будет увидеть 48 снимков, расположенных в виде дневника путешествия: сначала Александровский (Белорусский) вокзал, потом Варшава с ее несохранившимся русским собором, потом Альпы в двух странах, дома, гостиницы, рестораны, причалы, вокзалы, трогательные автомобили, жанровые сценки, а в конце путешествия - порт в Санкт-Петербурге.


^ Фестиваль "International Open Image   Competition 2001" September Song, Soho MultiMedia Festival
Cпонсоры -  The Colville Place Gallery, Internet Cameras Direct, MGI Software Corporation, DC Pro Europe, SIS - Stock Illustration Source, Hannah Gal, Corel.
Призы победителям - цифровые камеры Olympus C-1.
Участвовать могут только изображения, присланные онлайн.
Для участия приглашаются фотографы, художники, дизайнеры.
В сентябре в Лондоне в галерее Colville Place Gallery проходит уже ставшая традиционной выставка победителей. Эта галерея с 97 года новую волну фотографии в современном искусстве, связанную с цифровым манипулированием изображениями.


19 июня –30 сентября Третьяковская галерея, Крымский вал, 10

В.Е.Попков

Выставка посвящена творчеству известного художника поколения "шестидесятников". Картины Попкова, с их острым лиризмом и гражданственным пафосом, ярко воплотили атмосферу времени.

^ Предваряя 70-летний юбилей Виктора Ефимовича Попкова (1932 – 1974 гг.), Третьяковская галерея  открыла его выставку, представляющую все этапы недолгого, но яркого творчества художника. В филиале на Крымском.
В.Попков учился на графическом факультете художественного института им. Сурикова (1952–1958). В начале 1960-х, практически сразу после студенческой скамьи, молодой художник попал в разряд мастеров, чье творчество получило официальное признание. Его картина "Строители Братской ГЭС" (1960–1961), выполненная в русле эстетики "сурового стиля", была приобретена Третьяковской галереей; он постоянно участвовал в выставках – как в стране, так и за рубежом, получал награды, выдвигался на премии, сам был членом Комитета по Государственным и Ленинским премиям. Однако подобный успех не помешал Попкову сохранить качества, всегда выделяющие его творчество из ряда масштабных художников, на которых была не скупа та эпоха: предельную искренность и взволнованность чувства, сочетание острого лиризма и драматичности, единство в переживании актуально-временных и бытийных проблем.
Эти свойства делают искусство Виктора Попкова одним из самых ярких художественных воплощений своего времени. Вместе с тем, заложенная в его работах внутренняя энергия не может не задеть и сегодняшнего зрителя.
Напряженное и интенсивное творчество Попкова было прервано его неожиданной смертью.
За 5 картин, составивших цикл "Размышления о жизни" ("Строители Братска", "Полдень", "Бригада отдыхает", "Семья Болотовых", "Шинель отца") в 1975 году художник был удостоен Государственной премии (посмертно).
На выставке представлено около 80 живописных и 100 графических работ из фондов ГТГ и собрания семьи художника.


^ 27-30 сентября в ДОМе прошел Международный Мультимедиа Фестиваль. Весьма редкое для Москвы событие. А потому обреченное не остаться без внимания.
Самое интересное представили чех
Милан Цайс - мультимедийную компьютерную мумию самого себя или, если угодно, мультимедийный объект - автопортрет (или - компьютерный киоск - путеводитель по самому себе, а можно - рекламный киоск самого себя); Леонид Тишков с сакральными текстами, ангелами и Никодимом под впечатляющую музыку; голосящий Пригов с Тарасовым на барабанах в проекте "Потаенная слеза". Видео программа надежд не оправдала, включая избранное Европейского фестиваля медиа арта. И многообещающие имена ничего глубокого и интересно реализованного не показали.
Честно говоря, пятничные, субботние и воскресные показы (в четверг, каюсь, не был; возможно там были прорывы) оставили еще и ощущение самодеятельности, в не самом лучшем из ее проявлений, а именно низкокачественной реализации. Понятное дело, дом самодеятельного творчества - так официально называется Дом (+ культурный центр). Однако, казалось - не без двойного кодирования.
Не выстраиваю никаких принудительных параллелей, но именно по этому поводу невольно сам по себе "всплывает" проект 386DX Алексея Шульгина (благо в О.Г.И. его можно было видеть-слышать в один из фестивальных дней), в котором даже еще более низкое техническое качество представляемых стареньким компом "мировых и отечественных хитов рока" является если и не сутью проекта, то одной из его базовых составляющих. Убери ее, организуй наимощнейший современный компьютер звучать чистенько и гладко - и проекта нет.
Совсем не то в большинстве фестивальных проектов. Кстати как раз-таки качество звука в Доме отменное, и воспользовались этим в своих проектах Пригов и Тишков. Но ведь фестиваль-то заявлен как мультимедийный. А мультимедийность получалась такого специфического рода, как если бы не было почти десяти лет активного освоения современным искусством "многосредности", спаяной компьютерными технологиями.  И дело даже не в том, что в программных проектах компьютер практически начисто отсутствовал. Сейчас как раз хорошо не выпячивать его, не выставлять главным персонажем. Но когда создается впечатление нарочитого или, быть может, обусловленного какими-то иными причинами   игнорирования упомянутых технологий, сразу возникает вопрос - зачем же называть фестиваль мультимедийным? Если хотелось оппонировать всеобщей компьютеризации искусства или даже шире - технологизации, что само по себе давно актуально, то такую концепцию приходится домысливать; из увиденного она вовсе не очевидна. А домыслив, признать, что компьютерная подмена автора Цайса его кибер мумией, с которой начат этот текст, явно победила оппонентов.  Это не только мое личное мнение. Схожее я слышал от встреченных в Доме арт критиков.
Ю П

27 сентября
Четыре лучших программы .
Луция Свободова, Милан Цайс (Чехия)
перфомансы, инсталляция.

Программа лаборатории "Формообразование"
Фильм режиссера Фридриха Вильгельма Мурнау "Восход солнца" 1927г
Музыка Ираиды Юсуповой в пространстве, сконструированном Анной Колечук. Звуковизуальное пространство, созданное синтетическими средствами.
 
28 сентября
Валерий и Наталья Черкашины
Видеоинсталляции "Атландида Германии"

"Подземная мистерия" Татьяны Диденко, Сергея Корсаева и Валерия и Натальи
Черкашиных

Тотальный театр Вячеслава Колейчука
"Брик" - музыка С. Загния, С. Летова,
хореография Н. Виксель, перфоманс Анны Колейчук.

Одежда от Людмилы Максимовской "Карты Таро". Видеопрограмма центра Жоржа Помпиду.

29 сентября
Леонид Тишков, Михаил Ходоровский
"Хрустальный желудок ангела"
Видеоинсталляция, презентация альбома «ХЖА»

Антон Литвин "Каллигула два". Видеоинсталляция.

Мамонтов Богдан "Муза и художник". Видеоинсталляция

Программа лаборатории "Формообразование" "Четыре фантазии" 2001г
Станислав Крейчи: Зима, Весна, Лето, Осень. Костюмы Е. Басова, конструкция
пространства Анны Колейчук.

Анна и Михаил Разуваевы "Лекция для семи зрителей" (Пенза)

30 сентября "Кто ты? Откуда? И зачем?"
Рубен Гаспарян - видео, Анатолий Переслегин - звуковая скульптура. «Регентративная деприватизация» - одежда от Андрея Бурматикова.
«ПГ» Дарья Фомина и Илья Фальковский.
“Fashion Look” «Вавилон» из проекта «Пространственный коллаж». В. Николаев (музыка); «Малевич-дискотека» с участием «ТОО…», Яны и Ланы Аксеновых.
Новая программа  Дмитрия Александровича Пригова и Натальи Малли «Потаенная слеза». Вокал, видео, перфоманс. «Библейский проект. Пятикнижие. Глава шестая» проект «Бумажного театра». Яков Каждан, Ксения Петрухина и Алексей Лобанов, с участием Cash.
«Behind the wall» Олег Кулик. Видеоинсталляция, перфоманс.

Начало  в 19.30
Вход - 70 рублей.
(унутре все недорого: стакан ядреной кровавой мэри, например - 50 р.; я ее люблю, поэтому и запомнил).

^ C 28 сентября в 19.00 в Московском доме самодеятельного творчества по адресу:  Б.Овчинниковский пер., дом 24, стр. 4 Чешский центр Москва и Московский дом самодеятельного творчества проводят Международный мультимедиа фестиваль.
В рамках фестиваля свое творчество представляют молодые чешские художники Луцие Свободова и Милан Цайс.
На втором этаже клуба Дом, в двух небольших выставочных залах.
ЛуциеСвободова вполне на сегодняшний день традиционно - принтами, а вот Милан Цайс объектом - мультимедийной компьютерной мумией самого себя или, если угодно, мультимедийным объектом - автопортретом. Или - компьютерным киоском - путеводителем по самому себе, а можно - рекламным киоском самого себя. Возможны и иные варианты. Стоит посмотреть. Вставляет по полной программе.

Информацию о представленных на фестивале художниках Вы можете найти на сайте Чешского центра
http://www.czcenter.ru



^ C 23 августа по 26 сентября в С.АРТ галерее (Земляной вал, дом 14 (вход с Малого Казенного переулка))
Геннадий СИМОНЕНКО (г.Красноярск) ГЛУБИНКА. Часть вторая (У истоков русского жанра. Кинешма. Торжок).
Это так принято думать, что Россия - страна, в которой водятся медведи и осетры, где икру едят ложками, а водку пьют ведрами. Где много матрешек. Живых и в длинных юбках. И мужиков, которые бород не бреют и под юбками прячутся. Так было. Давно. Когда еще самолеты не летали и поезда не дымили. На самом деле, каждый русский имеет натуру тонкую, в чем-то даже артистичную. Их, таких артистичных натур, в России так много, что вся страна словно один большой театр, в котором все свои роли играют. Взаправду и искренне. А утонченность потому присутствует, что они - русские чувствовать умеют. И сопереживать. Возможно, что русский человек в этом театре что-то и не так делает, не по правилам цивилизованного мира, но зато с душой и размахом. На полную катушку, то есть.
Строго по науке, история России началась не так давно. Каких-то тысячу лет назад. Намного позднее, чем в остальном мире. Когда ветер древних цивилизаций просвистел, Россию минуя. Когда Европа уже в новом мире жила на греко-римских руинах построенном. Правда, есть еще одна страна, которая началась еще позже - Соединенные штаты Америки. Но в отличие от России на североамериканский континент культура экспортировалась, как законченный продукт. В упакованном виде. Из других стран. Без привязки к местным особенностям. Русские же свою историю самостоятельно делали. По-своему. Что-то подглядывали, что-то перенимали, но традиции сохраняли. Бород долго не брили, дворцов не строили и картин не писали. Пока не увидели, что по-другому жить можно, нежели до того. Пока учителей себе из Европы не выписали. Видимо, с этого времени и началась настоящая история России - страны ученых, писателей, архитекторов, художников. Намного позднее, чем по летоисчислению.

Удивительные города - Кинешма и Торжок. Образ полного отсутствия при явном присутствии создают. Присутствие при этом такое наблюдается, что дух захватывает. Но исключительно в прошедшем времени. В виде сохранившихся построек и предметов старины. За которыми жизнь полнокровная и интересная угадывается не более, как сто лет назад здесь бурлившая. Что-то такое должно было случиться, если продолжения все последнее время в них не наблюдалось. Если вся жизнь только в прошлом осталась.

Есть художники, которые любят косые деревенские баньки писать. Природу дремучую, колокола набатные, облака тревожные. Истинно русские начала утверждать. Есть другие, кто о глобальном распространяться любит. О всеобщем, значит. Это, когда свои, сугубо личные, переживания миру преподносятся как элементы глобального искусства, которое, как известно, национальной принадлежности не имеет. Которое должно, как бы, одинаковые сопереживания вызывать. У папуаса с берегов жаркой Гвинеи-Бисау, и у чукчи с холодных берегов Берингового пролива.
Геннадий СИМОНЕНКО не принадлежит ни к тем ни к другим. В своих композициях и инсталляциях он утверждает, что история в России в прошлом делалась в маленьких русских городах Кинешме и Торжке. И не только. Поскольку, далее везде.
Первая часть выставки Геннадия СИМОНЕНКО под названием "ГЛУБИНКА" экспонировалась в С.АРТ галере год назад - в августе прошлого года.
Выставка проводится в рамках информационно-выставочной программы С.АРТ галереи "АКТУАЛЬНАЯ РОССИЯ".

Справки по тел. (095) 916 03 66 (095) 917 54 54.


^ С 10 марта по 17 июля в Walker Art Center (Minneapolis) проходила выставка чрезвычайно популярного художника. Правда чрезмерностью популярности она во многом обязана мужу, Джону Леннону, что впрочем не умаляет ее достижений и до и после встречи с Ленноном.

17 же июля выставка перебралась в Contemporary Arts Museum Houston, где продлится до 16 сентября.

Выставка эта называется Yes, а автор  - Yoko Ono. А Леннон после встречи с ней, кстати, стал Леннон-Оно.
Начало ее карьеры художника в 1960 году связано с
Fluxus Group, а точнее, с ее основателем George Maciunas, "Mr Fluxus". Она сразу вошла в число радикалов, активно заявивших о себе в концептуальном искусстве, андеграундном кино и во входивших тогда в моду перформансах.
Встретились Леннон и Оно на ее Лондонской выставке Ceiling Painting, которая уже тогда имела второе название YES Painting, хотя никакой painting там и не было вовсе. Нельзя было не увидеть, что эта парочка оказалась взаимно катализирующей. Леннон поучаствовал в ее творчестве. С полицией, изъятием работ и т. п. Йоко интеллектуально воздействовала на его музыку. Культовый тогда New Musical Express заходился в экстазе, пиаря проделки парочки и поругивая при этом более буржуазного МакКартни. Хотя по прошествии времени и, в особенности, после исследования Голдмана "Джон Леннон" можно предположить, что далеко не все так однозначно как это преподносит пиар, в котором собственно и заключен главный талант Йоко Оно. Возможно главный ее пиаровский ход заключался в  использовании имени Леннона для восхождения к славе. Но и такая трактовка слишком все упрощает.
Теперь многие называют Йоко Оно иконой ностальгии. Как бы то ни было, выставки, включающие в себя более 150 работ, созданных за 40 лет, как у нас принято говорить, творческой деятельности :), пользуются большой по меркам современного искусства популярностью. Не смотря на то, что это уже вторая-третья за год выставки.
Хиты выставки "Дерево желаний" (1996/2000), на которое посетители могут добавить свое желание, и Play It By Trust (1997), где они могут поиграть на полностью белой шахматной доске.


^ 6-18 сентября  в Центральном выставочном зале «Манеж» в залах на  3 этаже выставка Дмитрия Аркадьевича Налбандяна /1906-1993/.
Выставка проходит под патронажем правительства Москвы, Комитета по культуре, при участии Посольства Республики Армения в Российской Федерации и приурочена к 95-летию со дня рождения художника.

Налбандян – один из самых ярких представителей официального искусства советской эпохи, искусства социалистического реализма. Он – автор больших исторических картин, портретов крупных политических и общественных деятелей разных стран мира. Как  известно, он – единственный художник, кто писал «портрет вождя всех народов» с натуры. Но не только вождей и военачальников писал Налбандян.

На этот раз он предстает на выставке как большой лирик. Многочисленные пейзажи, отличающиеся ярким многоцветьем палитры, сочные, красочные натюрморты встретят посетителей выставки. В экспозиции представлена большая портретная   галерея  образов, созданных Налбандяном на разных этапах творческого пути: это известные общественные деятели, представители творческой интеллигенции, люди науки и искусства. Эти произведения предоставила сестра художника – Маргарита Аркадьевна Налбандян.

 202-89-76 – ЦВЗ «Манеж»


с 12 по 16 сентября  группа <ЛЕТО> проводит фестиваль уличных перформансов <Коллекция Лето>

Ежедневно, вечером, каждый желающий может стать зрителем или участником уличных акций, которые пройдут в замечательных местах нашей столицы:

12/09/01 - Кремль, Соборная площадь. - 15:00. Кутафья башня, у касс, (вход - 50 рублей, фотоаппарат + 50 рублей)

13/09/01 - ГМИИ им. Пушкина - 17:00. у входа в садик перед музеем

14/09/01 - Арбатский универмаг - 19:00. у входа

15/09/01 - Новодевичье кладбище - 17:00. у гранитной трибуны прямо от входа (вход - 20 рублей)

16/09/01 - Воробьевы горы - 17:00. смотровая площадка

Информационная база фестиваля в клубе <Проект О|Г|И> Ежедневная фото- видео трансляция фестиваля. Анонсы предстоящих событий, встречи с художниками - участниками акций.

ГРУППА <ЛЕТО> Художники: М.Илюхин, Н.Стручкова, Ю.Рачей, И.Романова, Я.Каждан,  Т.Козырев, М.Кравцова, Ю.Аксенова, К.Ларин, И.Саминская, М.Черткова,  Г.Первов, В.Угрюмов, А.Литвин, К.Перетрухина, А.Лобанов, А.Подосинов, Н.Вавилов, М.Косолапов, Л.Морозова

Следите за изменениями в программе на сайте - http://www.leto-group.narod.ru


^ С 3 по 14 сентября в Доме Дружбы (Воздвиженка, 16) выставка   фотографии Ольги Слободкиной и презентация книги стихов "Есть путь Земли и Путь Крыльев".
"Льется лентой неровной жизни вода" - строкой из своего стихотворения назвала Ольга Слободкина свою выставку.
Изданная факсимильно книга Слободкиной уже находится в Нью-Йоркском МОМА, В Музее Виктории и Альберта в Лондоне, в ГБИИЛ им. Рудомино, в коллекциях Жака Ширака, индийского принца Арвинда Сингха Мьюэра. не говоря уж про американского Генерального Консула Томаса Хатсона.
Открывает выставку Александр Сенкевич.


^ С 11 по 13 сентября  в Петрозаводске на базе Института прикладных математических исследований (ИПМИ) Карельского научного центра (КарНЦ) Российской Академии наук (РАН) состоится Всероссийская конференция "Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, электронные коллекции" является третьей конференцией по данному направлению. Основная цель этой серии конференций заключается в том, чтобы способствовать формированию сообщества специалистов России, ведущих исследования и разработки в области электронных библиотек. Для такого сообщества конференция предоставляет возможность обсуждения идей и полученных результатов, установления контактов для более тесного сотрудничества. Конференция также способствует изучению зарубежного опыта, развитию международного сотрудничества в области электронных библиотек. В конференции 2001 года ожидается участие специалистов из Европы и США для обмена информацией и контактов для сотрудничества.

Рабочие языки конференции - русский и английский, представление расширенных тезисов и докладов возможно на любом из них.
Объем расширенных тезисов - от 2 до 5 страниц.
Расширенные тезисы докладов принимаются до 31 марта 2001 года.
Авторы докладов будут извещены о статусе (принят/ не принят) до 31 мая 2001 года.

Вдовицын Владимир Трофимович,  vdov@krc.karelia.ru
Тарасов Владимир Владимирович, tarasov@krc.karelia.ru.

Адрес:  185610, Россия,  Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Пушкинская, 11,   ИПМИ КарНЦ РАН,  тел. (814-2) 77-11-08,  факс (814-2) 77-63-13


^ C 21 августа до 2 сентября "Саха-Арт 2001" в ЦДХ
"Саха-Арт 2001" - живопись, графика, скульптура из Якутска. Арт-галерея "Ургэл" г.Якутска ("Ургэл" - от якутского "Созвездие Плеяды") начала работать в те памятные дни 1993 года, когда открылась российская часть международной выставки "Искусство Арктики". С тех пор Арт-галерея "Ургэл" стабильно работает как одна из ведущих галерей Республики Саха. Сейчас Арт-галерея "Ургэл" объединила поколение художников 80-90-х годов, единомышленников, активно работающих творчески. Это члены Союза художников России, живописцы - Артур Васильев, Марианна Лукина, Юрий Спиридонов, Александр Ходулов, графики - Михаил Старостин, Туйаара Шапошникова, Иосиф Шадрин и скульпторы - Семен Прокопьев и Эдуард Пахомов. Своеобразие творчества данной группы якутских художников нельзя определить односложно, свести к набору каких-либо качеств. В рамках этой общности сосуществуют различные формы, стили и тенденции. В основу "якутской школы" легла русская реалистическая традиция. В ее художественную ткань самым причудливым образом вплелась стилистика якутского народного искусства, символы и знаки шаманской культуры. Творчество якутских художников не изолировано от процессов мирового искусства. Они много путешествуют, видят искусство других стран и умеют принять чужое, не утратив своей неповторимости.


^ Онлайновый журнал Intelligent Agent - интерактивная среда и технологии в искусстве  публикует Сайты месяца. Любопытно посмотреть, хоть сайт и прокисающий - в 2000 году явно ежемесячность не выдержана (это еще мягко говоря).

****Самый свежий:
Lapses & Erasures
http://www.thing.net/~sawad/erase/
Инспирирован "Erased De Kooning" Роберта Раушенберга. Сделан Sawad Brooks, который перенес концепцию Раушенберга из аналоговой в цифровую область. Компоненты проекта: затвор, фокус, аннотатор, регистр. Аннотатор, например, позволяет зрителю аннотировать множество изображений, набирая текст прямо поверх изображений. Можно выбирать цвет, фонт и даже использовать некоторые циклические эффекты. Разные пользователи могут добавить свой текст к тем же изображениям, а фактически уже к изображениям с текстами.

****Предыдущий:
Digital Landfill http://www.potatoland.org/landfill/ Закапывание цифрового мусора.
В конце концов может наступить информационное перенасыщение. Но из за практически бесконечной емкости памяти, никто нет надобности "закапывать" информационный мусор. Правильно? Нет, не правильно - зайдите на  сайт Марка Нейпира, организовавшего аккуратное закапывание. Вы так же можете посмотреть, что и как закопали другие.
Ну прямо-таки trashart-фестиваль в рамках прошлого Российского фестиваля
www.da-da-net.ru

***Еще раньше:
OMNIZONE-Mapping Perspectives of Digital Culture
http://plexus.org/omnizone
Конструирование карты цифровой культуры - многослойная информационная система, постоянно пребывающая в нестабильном состоянии реконструирования на знаменитом PLEXUS'е. Репрезентация множества сетевых работ, обеспечивающих картографирование под совершенно разными углами зрения. Среди работ "Visual Thesaurus", "Trash Collector" (вот, опять трэш).

За 97 год среди сайтов месяца есть My Boyfriend Came Back From The War http://www.design.ru/olialia/war/
Оли Лялиной.


^ С 10 по по 1 сентября в галерее ФотоСоюза (Покровка, 5 у Чистых прудов) "Старые мастера. Фотографическое наследие".
Марков-Гринберг, Борис Игнатович, Аркадий Шайхет (знаменитый "Экспресс" идет по $600 за отпечаток), Эммануил Евзерихин, Евгений Халдей, Георгий Липскеров и другие.
Отпечатки нумерованные. Обычный тираж 20-25 штук. Причем все отпечатки с авторских негативов. Средняя цена $200-250.

Для сравнения в галерее Глаз, переехавшей из Центра искусств на Неглинной в Дом фотографии на Остоженку.
Авторские подписанные отпечатки Лилиан Бассан - $1950-3500. Европейские цены.
Марков-Гринберг  зато по $195 за отпечаток. Но какой? Без указания тиража, который, похоже, и установить сложно. С какого негатива?

Вобщем широк выбор и ценовой диапазон для предпочитающих украсить интерьер фотоклассикой.


^ 8-26 августа в ГВЗ Новый Манеж проходит Форум Художественных Инициатив 2001. Тема - "Искусство как туризм".

Московский Международный Форум Художественных Инициатив будет проходить в Московском государственном выставочном зале “Новый Манеж” с 8 по 19 августа 2001 г. Монтаж экспозиции – с 3 по 7 августа. Демонтаж – 20 августа. Пресс-конференция – 8 августа в 15:00. Открытие – 8 августа в 17:00.

Организаторы
Комитет по культуре Правительства Москвы
Московский международный музейно-выставочный центр “Олимп”

Куратор - Георгий Никич

В нынешнем году Московский международный форум художественных инициатив проводится в шестой раз. Тема главной выставки Форума – ИСКУССТВО как ТУРИЗМ, она была сформулирована именно для отпускного августовского межсезонья.

В ответ на информационное письмо организаторы получили более 60 заявок на участие. Из них было отобрано 32 проекта (или объекта), представленных кураторами и художниками из России – Владивостока, Екатеринбурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Сургута, Улан-Уде, а также из Азербайджана, Армении, Великобритании, Грузии, Македонии, Молдовы, Польши, Украины, Японии.

Выставка ИСКУССТВО как ТУРИЗМ – событие по-преимуществу информационное и развлекательное. При этом за видимостью “легких жанров” ценители современного искусства найдут актуальных художников и радикальные решения, а любители традиций – живопись (проект “Граница” художника Мамуки Пруидзе и куратора Алана Каньо, “Вооологдааа” Ирины Затуловской), графику и даже вышивку.
Впрочем, вышивка – это странные каркасно-матерчатые гранаты, автоматы, пистолеты и валюта, созданные из различных тканей, тесьмы, бисера и меха московским художником Дмитрием Цветковым.

Парадоксы превращения реальности в различного рода путешествия объясняют экспонирование и большого количества транспортных средств. ART-JOCKEY – розовый светомузыкальный автомобиль Проекта ФЕНСО, три автомобиля для просмотра видео (“Три кольца”, Татьяна Добер, Александр Алексеев), трогательные самодельные санки (“Путешествие мечты” из коллекции Владимира Архипова), даже стол передвигается по залу на колесиках (“Просто транзит”, Андрей Ефимов).

Эта сюжетная линия выставки продолжается террористическим управлением движением на дорогах Европы (“Гос-стоп”, Елена Ковылина, Анна Абазиева).

Четверо московских авторов (Валерий Айзенберг, Антон Литвин, Богдан Мамонов, Лиза Морозова) предлагают “В-Месте с Художником” путешествие в Рим, Женеву, Барселону, Нью-Йорк или русскую деревню. Вполне реальное туристическое агентство поможет заинтересованным зрителям не “понарошку” купить подобные туры на выставке.

На Форуме находят отражение прошедшие или грядущие “искусствотуристические” события – III Владивостокская Биеннале визуальных искусств (июль, 2002 г.), только что завершившиеся Фестиваль Озерных людей на озере Байкал и ландшафтный симпозиум в Переславле-Залесском, а также проект “Город тепла”, который был представлен на Форуме городов 60 параллели в Сургуте. Герман Виноградов презентирует движение “Пни России”.

На выставке представлены не только общественные события, но и общественные места (проект “Курилка” Георгия Острецова, проект “ЛЮДАВТУАЛЕТЕ” Людмилы Константиновой).

Водокачки и другие устремленные вверх сооружения выглядят важными и необходимыми к описанию ориентирами (международный проект “Башни. Контурная карта восточного полушария”).

Перечисление и учет культурных ценностей, их переоценка, инвентаризация или девальвация обсуждаются в проектах “Topic. You can see…” Юлии Жуниной, “Победа под солнцем” Елены Бизуновой, “Инвентаризация истории” Нины Котел и Владимира Сальникова, “Подробности пейзажа – 2” художника Ксении Никольской и куратора Ирины Лаврухиной, “Путешествие мистера МакКормика в страну своего детства” Дарьи Новгородовой, “GRAND TOUR” куратора Евгении Гершкович, “Путешествие Никодима” Леонида Тишкова, “Побег” художника Алексея Таранина и куратора Оксаны Саркисян, “На побывку” Георгия Первова, “Тени” Владимира Наседкина.

Художественные формы корректировки представлений о мире предлагают Игорь Иогансон (“Представительство всеобщей миссии по борьбе с мировым злом”) и Алексей Тегин, фотографическое “Путешествие” которого совмещает лето и зиму, день с ночью, секунду с вечностью…

Неожиданным аспектом выставки оказалось обилие решений, связанных с длинной и длительностью – бесконечные столы, свитки, рулоны, “линейные” видеосюжеты.

В программе Форума – презентации проектов, обсуждение концепции следующего – седьмого – Московского международного форума художественных инициатив (июль 2002 г.)

Информационные спонсоры: журнал “Афиша”, журнал “Эксперт”, радиостанция “Эхо Москвы”.

Проводя Форум в августе, который традиционно считается “временем отпусков” организаторы актуализируют это специфическое “время года” темой “ ИСКУССТВО как ТУРИЗМ”. К участию приглашаются художники и кураторы, чьи интересы могут оказаться задетыми широким спектром трактовок темы:

логотип Форума объединяет в одно два понятия, располагающиеся в различных смысловых рядах. При этом “ИСКУССТВОТУРИЗМ” может быть прочитан, как слово, располагающееся в одном ряду с “футуризм”, “акционизм”…

разъединяющее “ИСКУССТВОТУРИЗМ” слово “как” (оно-же “и”) открывает возможность простых и сложных сравнений (например “искусство и современное искусство – современное искусство, как туризм”, “искусство как коммуникация – туризм как коммуникация”, “искусство как путешествие – путешествие как туризм”, “искусство как агрессия – агрессия как туризм”…)

Выставочная структура Форума состоит из ряда проектов-выставок, приглашенных для участия, в соответствии с ежегодно обновляемой тематической концепцией/темой (1996 год – “Эстетические отношения искусства к действительности” – 4 проекта, 1997 – “Самочувствие художника в городе” – 12 проектов, 1998 – “Контрольная станция чувств” – 21 проект, 1999 “Культ культуры/коммуникация” – 12 проектов, 2000 “Instrumenta. Искусство пользы” – 23 проекта).

В Форумах 1996 – 2000 гг. приняли участие проекты из: России (Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Нижний Новгород, Красноярск, Петрозаводск, Саратов, Тольятти, Ярославль и др.), Италии, Молдовы, Латвии, Литвы, Словении, Франции, Эстонии, а также интернациональные экспозиции (с участием художников из Германии, Голландии, Финляндии, России, Тайваня, США, Ирландии).

nikich@aha.ru
Куратор Форума Юрий Никич


^ 25 мая 2000 года в Государственной Третьяковcкой галерее, в здании на Крымском валу открылась вторая часть экспозиции "Искусство ХХ века", посвященная периоду середины 1950-х конца 1980-х годов. В 43 залах    демонстрируется около 700 произведений живописи, 600 - графики, более 300 - скульптуры. Один из самых грандиозных показов искусства ХХ века станет постоянной экспозицией.
Помимо грандиозности есть еще одна особенность. Похоже, не смотря на, казалось бы, непримиримые противоречия между, скажем так, официальным искусством и искусством, опять же назовем условно, не официальным, бытовавшими в 60-е - 80-е годы, теперь работы их представителей в буквальном смысле соседствуют в новой экспозиции.
Но самое поразительное, пусть далеко не все с этим утверждением согласятся, - отсутствие принципиальной разницы, тем паче несовместимости представленных работ. Если не копаться в мировозренческой, метафизической подоплеке, а сосредоточиться на визуальном.  Визуальная же сторона в выйгрыше - больше разнообразия. Да и копнув поглубже, понимаешь, что в конечном счете практически все попавшие в экспозицию художники  представляют одну Российскую школу. Разумеется теперь наконец с учетом  ее революционного взлета, случившегося в начале века и, как следствие, с учетом его влияния на последующие поколения художников. На кого-то большего, на кого-то меньшего, на фактически живших 19-м веком - никакого. А о влиянии западных веяний, о которых столь много талдычили в те идеологизированные годы, так это просто чепуха. Это западное искусство вплоть до 60-х годов находилось под сильнейшим влиянием Российских достижений   начала века.  Другое дело, в 60-е-70-е годы революционные перемены начались в западном искусстве. Но они-то как раз вплоть до 90-х годов почти не коснулись наших художников. Так что это   не про открывшуюся экспозицию.
Почему бы не сходить на Крымский с настроением подумать о себе. Все мы, хоть и немного в разной степени, сами похожи на эту выставку. Ну почти все, вплоть до конца  70-х годов рождения.
Ю.П.
См. также
Параллель 0.


возврат в рубрику архив

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO