ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В  МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE artontheground АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

СЕГОДНЯ В МОСКВЕ:
 

21 февраля - 13 апреля объединение «Выставочные залы Москвы» представляет две новые выставки.
-1. Авторская выставка художника и куратора Петра Белого «Ненужный алфавит» в галерее-мастерской ГРАУНД Песчаная (Новопесчанная, д. 23, к. 7), где главным героем является время. Книги, которые нельзя прочесть; ржавые гвозди – арабская вязь; мутные очертания резиновых кудрей скорописи - текста за гранью различимого, не дают о нем забыть. Сакральное знание недоступно, возможны лишь попытки осмысления,
2. Выставка-инсталляция «Монологи» в галерее-мастерской ГРАУНД Ходынка (ул. Ирины Левченко, д. 2), где впервые в Москве  представлены работы пермских художников-аутсайдеров (движение Outsider-art) Алексея Фомина, Валерия Щекалова, Анатолия Краева, Саши Лиханова. Инициатором выставки стала известный пермский культуртрегер Надежда Агишева. Выставка стала результатом совместной работы композитора Владимира Раннева, художников Кати Бочавар, Ксении Понкратовой и куратора Ивана Козлова>
21 февраля - 20 августа в 24 зале ГТГ на Крымском, 10  выставка Вот моя деревня. Мужики и бабы>
22 февраля – 9 апреля 2017 галерея JART представляет выставку Даши Намдакова "Погружение". Скульптура, ювелирные украшения, графика. Открытие 21 февраля
Феномен Даши как художника в том, что он сохраняет национальные традиции, но представляет их в совершенно новом, авангардистском стиле.
Главный материал для скульптора Намдакова – бронза. В проекте «Даши Намдаков. Погружение» представлены наиболее знаковые для художника работы разных лет. Впервые будут экспонироваться скульптуры «Медведица» (2014) и «Соколиная охота» (2014). На выставке также будет представлена ювелирная пластика, включая и новые произведения>
22 февраля -  21 мая в Центре авангарда Еврейского музея и центра толерантности выставка ММАМ "Филипп Хальсман. Прыжок". Открытие 21 февраля>
20 февраля - 4 марта в Выставочном зале на 1-й Тверской-Ямской, 20 МСХ представляет выставку живописи Мары Даугавиете и Георгия Уварова>
19 февраля - 15 марта в Галерее на Чистых прудах (Москва, Чистопрудный бульвар, дом 5, вход со стороны Гусятникова переулка) выставка Валерия Пьянова "За гранью видимого"
17 февраля - 9 сентября в МАММ (Москва, Остоженка) выставка Игоря Мухина "Альтернативная культура 80-х". Куратор Анна Зайцква. Открытие 16 февраля>
17 февраля - 9 мая в ММАМ (Москва, Остоженка) выставка Мишеля Сима "Гении в мастерских. Закулисье парижской арт-сцены". Открытие 16 февраля>
16 февраля — 30 марта 2017 в Выставочном зале ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря (Москва, Радио, 17, корпус 6) выставка "Сохраняя культурное наследие. Николай Фешин: Живопись и графика русского периода после реставрации в Центре имени Грабаря". Выставка в Центре имени Грабаря представляет живопись и графику Николая Фешина, одного из самых виртуозных (и одного из наиболее востребованных на арт-рынке) русских мастеров XX столетия. В экспозицию вошли портреты, жанровые эскизы и наброски к большим живописным полотнам, этюды натурщиков, созданные с середины 1900-х до начала 1920-х годов — наиболее плодотворный период в жизни Фешина до его эмиграции в Америку.>
С 15 февраля - 12 марта в Крокин галерее (Москва, Климентовский переулок, 9/1, посещение по договоренности - телефон 964 5640303) выставка Николая Наседкина "Родня" (монументальная графика)>
С 15 февраля по 15 марта 2017 года в Зиларт Холле выставка «Диалог через века», организованная в рамках международной научно-практической конференции «ЗИЛАРТ. ИСКУССТВО И МАШИНА», посвященной вопросам использования передовых технологических достижений в современном искусстве, архитектуре и реставрации. Куратор выставки: Алессандро Романини. Пресс-показ и открытие выставки: 15 февраля с 10:00 до 11:30.
С 16 февраля - 15 марта 2017 (открытие 15 февраля) в культурном центре АРТ'ЭРИЯ (Нововаганьковский пер. 9, Крипта храма св.Николая на Трех Горах) проект «Умное безумие».
Автор - Анна Кузнецова, при участии скульптора Анатолия Комелина.
Проект «Умное безумие» был начат в 2014 году во Франции и рассматривает феномен «блаженного безумия» в разных эпохах и социальных слоях. После паломничества летом 2016 г. автора проекта в село Колюпаново Тульской области было сформировано его продолжение «Incognito». Император Александр Первый, согласно легенде симулировал свою внезапную кончину и удалился в Сибирь под именем Федора Кузьмича; его современница и представительница одного из древнейших родов княжна Евдокии Вяземской, приняла иночество и подвиг юродства под именем Ефросиния. Таким образом, это история отказа от почестей мира во имя стяжания смирения среди высшей российской аристократии:
Форма и содержание представленных работ соединяются в идее, сформулированной в начале 20-го века в работе «История искусства как история духа» Максом Дворжаком: «развитие новых образов и декораций идет не от курьезной бедности к богатству, а в обратном порядке» . Концепция «от богатства к бедности», перекинутую на идею отторжения мирских благ русской элитой, ставшей в своем смирении «ниже травы», выражает подбор аскетически -сдержанных средств: ржавое железо, переплавленное олово, заурядные стройматериалы (Анатолий Комелин) или обрывки тканей, оберточная
бумага, природные грязи, сок трав и собранных грибов (Анна Кузнецова). Употребляя «убогие» предметы и средства, художники в этом отказе от внешней эффектности, тем самым ,воздают должное не только заданной теме «блаженной простоты», но и средневековой традиции работы по наитию с «подножным» материалом; таким образом, на найденных в осенний период спуска прудов местных глинах и камнях в селе Ферапонтово работал иконописец Дионисий.
14 февраля - 11 июня в ГТГ на Крымском, 10 (залы 60-62) выставка Оттепель.
Видеоролик к выставке
14 — 25 февраля в галерее ЭКСПО-88 (Москва, Забелина, 1) выставка Игоря Камянова и Надежды Крестининой "Мосты">
13 февраля - 8 марта в галерее Фаин арт (Москва, Большая Садовая, 3, корпус 10) выставка Михаила Ермолова "Парк им. Памяти культуры и отдыха". Открытие 13 февраля.
Михаил Ермолов о парке своей памяти: «Мой Парк – особенный мир, где было всё: качели-карусели, фонтаны, каток, горячие бублики, беседки, чертово колесо, лимонад, клоуны, голуби, скамейки, пиво-шпикачки, лошадки, сахарная вата, самолетики, клумбы, вазоны, игрушки, сосиски в тесте, музыка, комната смеха, леденцы, тир, урны, кино, воздушные шары, скульптуры, зелёный театр и т.д., и т.д., и т.д.»
С 9 февраля по 2 апреля в Московском музее современного искусства (ММОМА) на Гоголевском бульваре, 10 выставка российского скульптора Алексея Морозова «Pontifex Maximus»/LE STANZE. Проект, сочетающий в себе скульптуру, архитектуру и инженерное дело. Очень тонкая и интеллектуальная экспозиция с множеством скрытых смыслов и аллюзий. Экспозиция в ММОМА будет выстроена как тотальная site-specific инсталляция, объединяющая пространство и экспонаты – скульптуру, графику и видео. Pontifex Maximus в переводе с латыни означает «мостостроитель», верховный жрец, великий понтифик. В Древнем Риме мост считался достижением инженерной мысли и был почти священным понятием. Философы утверждали, что конструкция моста организует пространство, обозначает его границы, создает временное единство — бытие. Своей инсталляцией Алексей Морозов наводит мосты между прошлым и будущим, стремится наладить диалог между теми, кто мы есть, теми, кем были, и теми, кем хотели бы стать.

 
С 10 по 28 февраля 2017 года в Музее современной истории России выставка «Революция. Первый Залп. Иван Владимиров - свидетель непростого времени» - первая выставка, посвящённая 100-летию революции. Открытие 9 февраля. Более пятидесяти полотен Владимирова из собрания Музея и частной коллекции, охватывающие период его творчества первой половиной XX века. Иван Владимиров стал свидетелем многих исторических событий XX века: от русско-японской до Великой Отечественной войны. Индивидуальность художника выражается в тонком, свойственном автору, аристократичном чувстве юмора и таланте без малейшей доли гротеска выразить сарказм относительно изменений в послереволюционной России. Усмешка художника настолько тонка и язвительна, что Владимирова можно легко сравнить с героем романа Булгакова «Собачье сердце», профессором Преображенским. Неудивительно, что во времена советской России художник оставался известен публике благодаря документальным работам, описывающим события 1917-18 гг., другие работы художника тонко высмеивают быт и настроения
послереволюционной эпохи, они долгое время оставались неизвестны и принадлежат
частным собраниям.
10 февраля – 5 марта 2017 в галерее Триумф (Москва, Ильинка, 3/8, строение 5) четвертая выставка проекта EXTENSION, который показывает актуальную художественную сцену разных стран мира. Выставка Extension.fi представляет современных художников из Финляндии.
EXTENSION.FI
: Axel Antas / Аксел Антас  Petri Ala-Maunus / Петри Ала-Маунус  Mika Karhu / Мика Карху  Samu Raatikainen / Саму Раатикайнен  Anna Tuori / Анна Туори  Kari Caven / Кари Кавен  Jarmo Mäkilä / Ярмо Мякиля  Kaarina Kaikkonen / Каарина Кайкконен  Leena Nio / Леена Нио  Pekka Jylhä / Пекка Юлхя  Tuomas Laitinen / Туомас Лайтинен  Miikka Vaskola / Мийкка Васкола  Jouna Karsi / Йоуна Карси
IC-98
/ Куратор: Yana Tibben / Яна Тиббен>
8 февраля - 2 марта в галерее Фрагмент (Большой Козихинский переулок, 30) выставка Алексея Мартинса «Ментальные дрова». Выставка «Ментальные дрова» исследует особое восприятие себя и окружающего мира, присущее жителям Сибири. Тепло является для них сакральным и мифологизированным ресурсом. По этой причине художник в качестве ключевого элемента использует древесину, холодные бронза или мрамор заменяются архаичным и более «живым» материалом. «Дрова» – источник специального художественного тепла. Ведь в Сибири все должно согревать, даже искусство.  Экспозиция выставки состоит из зооморфных скульптур, созданных из старых досок, объектов-дров и графики. Художник пытается представить каким могло бы быть сибирское искусство, если бы оно развивалось обособленно. По аналогии с итальянским “Арте повера” Мартинс предлагает термин "Сибирское вынужденное" – главным свойством искусства должно быть превращение в момент крайней нужды в какой-то полезный предмет или материал для выживания. Отчасти отсюда и возникло понимание, что древесина - наиболее подходящий для сибирской скульптуры материал. Кроме того, отношение в Сибири к древесине крайне бережное – старое дерево, например, при разборке дома, используется как топливо и никогда не выбрасывается. По сути скульптуры и объекты, созданные Алексеем – это сложенные в виде определенных форм, но ещё не подожженные костры.
8 - 26 февраля галерея «ЗДЕСЬ на Таганке» Объединения «Выставочные залы Москвы» (ул. Таганская, д.31/22) и Благотворительный фонд Его Королевского Высочества Принца Майкла Кентского представляют выставку «Утраченная Москва в 3D моделях: Китай-город».
Китай-город существенно изменился за последнее столетие: были снесены Китайгородская стена, храмы, торговые ряды и целый район Зарядье. На основе чертежей и обмеров, фотографий и схем, найденных в музеях, архивах и библиотеках Москвы, командой проекта «Утраченная Москва» были спроектированы цифровые модели утраченных зданий. Посетители выставки смогут увидеть их макеты, созданные при помощи технологии 3D печати и получить представление об инфраструктуре района на период конца XIX-начала XX веков.
Экспозицию дополнят работы известных московских фотографов Анны Лампасовой, Марины Зерновой и Даниэлы Юрченко. Они снимают в стиле street art и попытаются преподнести любимый город в образе, скрытом от повседневного обывателя.
Кроме макетов посетители увидят цифровую реконструкцию Страстного монастыря, подготовленную сотрудниками Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, а также модель Зарядья, созданную картографом Александром Ивановым.
7 февраля - 9 апреля в ГТГ в Лаврушинсом, 10 (зал 38) Шедевры византийского искусства XII–XV веков из Греции
С 7  февраля в Музее Востока (Никитский бульвар, 12А) совместная с галереей Триумф выставка южнокорейской художницы Мин Джанг Ён (род. 1979). Это вторая персональная выставка Джанг Ён в Москве после ее дебюта в галерее в 2014 году. Мин работает в технике живописи и графики. Последние несколько лет ее внимание обращено также к инсталляции и объектам. Часто они являются дополнением к живописи, раскрывая ее идею в объеме и фактуре. Специально к выставке в Государственном Музее Востока художница создает инсталляцию, а также несколько новых рисунков и живописных работ. Всего будет показано около тридцати произведений за период 2009 – 2017.
7 февраля - 19 марта в Московском музее современного искусства на Гоголевском, 10 выставка Эдуарда Штеренберга "Если в колодцу живет вода...". К 80-летию художника>
8 - 17 февраля в галерее Кино (Москва, Малая Молчановка 8, стр. 2) выставка Алексея Казаченко "Музыкальная мозаика". Открытие 7 февраля>
6 - 18 февраля в Выставочном зале на 1-й Тверской-Ямской, 20 выставка живописи Дмитрия Валерьевича и Эльмиры Тофиковны Петровых.
Художники продолжают в своем творчестве лучшие традиции русской художественной реалистической школы и бережно сохраняют почти утраченное понятие "жанровой картины">
3 - 18 февраля в Зверевском центре () выставка Валерия Айзенберга "Золотой Петушок и другие сказки Были". Греческие мифы, библейские истории, сказки Пушкина и собственные фантазии художника составляют корпус произведений, который будет представлен в Зверевском центре. Тридцать работ, датируемых 1986 – 2002 гг., выполненных гуашью, акрилом и акварелью как в доакционистский период, так уже и во время существования «Программы «Escape». Часть этих графических листов московская публика уже могла видеть на выставке «Жуткие создания» (Scary Creatures) в галерее Paper Works несколько лет назад. Тогда зрителям наиболее запомнился гигантский Золотой Петушок, безжалостно заклевавший царя, и контрастирующая с ним симпатичная белая дворняжка – «Собака Баскервилей». На этом ироническом контрасте, когда мифологические, литературные и сказочные персонажи цветными пятнами разрастались в подсознании автора до настоящих хтонических чудовищ или, наоборот, обращались в милых существ, и был выстроен в начале 90-х стиль художника, названный им «инфантильным экспрессионизмом».
1 февраля – 19 марта 2017 в галерее ARTSTORY (Старопименовский переулок, 14) выставочный проект «Дмитрий Иконников.Полёт в восходящем потоке». Живопись и графика.
Вернисаж: 31 января. Сложносочинённые философско-поэтические, метафорические образы живописи и прозы автор объединяет новым названием, новой идеей. Полёт в восходящем потоке – отнюдь не только отношение к последним работам, это «общий принцип проживания жизни».
В январе 2005 года, в дни открытий первой Московской биеннале современного искусства, в пространстве фабрики технических бумаг "Октябрь" заработал новый арт-кластер – Центр творческих индустрий «Фабрика» (до 2011 года – ПRОЕКТ_FАБRИКА). 31 января команда Фабрики  отметила День рождения и открытие выставочного сезона-2017.
Празднование Дня рождения началось с открытия новых выставок: в фабричном зале "АртХаус" художница Наталья Зинцова представяет новый проект "Смотри, товарищ, вот красная звезда" - размышление автора на тему советской символики. В большом выставочном зале "Оливье"  групповая выставка–подведение итогов работы номинантов программы "Фабричные мастерские. Сессия III"
>
31 января - 9 апреля 2017 в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков ГМИИ им. Пушкина выставка современного японского фотохудожника Ясумасы Моримуры "Автопортрет". На ней представлено около 90 работ из собраний музеев Японии и самого художника. Открытие 30 января>
C  26 января   по 26 февраля 2017 в ММАМ (Остоженка, 16) выставка  «Филипп Шантель. Парижские бунтари»>
27 января – 26 февраля в НИИ (Наука и Искусство) × Alpbau (Наставнический переулок 13-15, стр. 3) "Прометей. Демоверсия: Эксперимент обещает стать искусством". Архивные материалы, видео, инсталляция, фотография, инсталляции, рассказывающие о деятельности студенческого конструкторского бюро «Прометей», образовавшегося при радиофакультете Казанского авиационного института в начале 1960-х годов. Выросшее в полноценный научно-исследовательский институт экспериментальной эстетики, бюро во главе с профессором физики и эстетики Булатом Галеевым занималось светомузыкальными проектами в области искусства, архитектуры, дизайна и других прикладных сфер. Участники «Прометея» в числе первых в Советском Союзе начали экспериментировать с видео, что позволяет их называть пионерами видеоарта в России. Время работы выставки 16:00 – 22:00, Вторник-воскресенье. Открытие 26 января>
С 24 января по 25 февраля в галерее XL (Винзавод) выставка Юлии Застава "Если тигр жидкий">
С 24 января в галерее pop/off/art (Винзавод) выставка Константина Батынкова"Ведуты">
24 января - 25 февраля в галерее Риджина (Винзавод) выставка Татьяны Ахметгалиевой "Люби эти пламенные мгновения">
С 24 января по 26 февраля в галерее Osnova (Винзавод) выставка Дани Захаровой "– 77,8°C", на которой представлены работы, сделанные за последний год: живопись, графика, скульптура.
24 января - 12 марта в главном здании ГМИИ имени Пушкина выставка «Капричос». Гойя и Дали. Открытие 23 января.
В основе кураторского замысла лежит стремление показать серии сатирических эстампов «Капричос», созданные обоими мастерами, сопоставив замысел каждого из авторов и содержание выполненной им серии. Цикл «Капричос», созданный Гойей, относится к последнему десятилетию XVIII века, сложному для Испании революционному времени, а офорты, выполненные Дали, принадлежат эстетике ХХ века.
24 января - 5 марта 2017 в Московском музее современного искусства на Ермолаевском, 17 проект-ретроспектива Валерия Айзенберга "Migratio". Открытие 23 января.
Задача выставки — показать контекст и развитие современного российского искусства за последние полвека через призму творчества одного из самых ярких российских художников, громко заявившего о себе в 1980-е годы и остающегося актуальным сегодня. Куратор Леонид Бажанов. Название выставки «MIGRATIO» имеет несколько уровней прочтения, отражая смысловые пласты, заложенные в проект художником и куратором. «Миграция» — созвучное названию ретроспективы и близкое самому автору понятие. Стремительное движение свойственно не только географии жизни художника (Украина, Россия, Германия, Америка, Израиль), но и его перемещениям в поле искусства. Междисциплинарность и мультикультурализм — характерные черты творчества Валерия Айзенберга, исходящего из понимания искусства как пространства свободы и экспериментов. Это находит отражение в уникальном эклектизме его работ, включающих в себя многочисленные тенденции, концепции и виды современного искусства.
Выставка представит более 100 произведений, созданных художником в течение последних 40 лет, но выстроит их не в свойственном ретроспекции хронологическом порядке линии жизни, а сгруппирует особым инсталляционным образом. Объединенные в самостоятельные группы живопись, объекты, текстовые, видео- и фотоработы, перформативные и коллективные практики из разных периодов творчества автора связываются в выставке одним сюжетом и как бы замыкаются сами на себе. Это рождает мгновенный эмоциональный сигнал («MIG») — мимолетную вспышку эмпатии, происходящую между зрителем и произведением искусства.
Синопсисы, подготовленные художником и куратором ко всем группам объектов в пространстве выставки, служат ключом к пониманию инсталляций и раскрывают еще одну характерную черту творчества Валерия Айзенберга — дистанцированный рационализм («RATIO»). Такая особенность подхода автора помогает практически с математической точностью вписать весь кажущийся хаос броуновского движения в поле искусства в стройную последовательность интеллектуального выбора.
С 19 января по 19 февраля в Московском музее современного искусства на Гоголевском 10 ММОМА и Школа современного искусства "Свободные мастерские" представляют выставку Антона Чумака "Соль". Экспозиция будет разделена на три зоны, соответствующие трем этапам воссоздания цивилизации. История циклична: человечество уже не раз переживало культурный упадок из-за глобальных политических изменений, и цивилизация претерпевала кризис перед новой реинкарнацией, итог которой всегда неизвестен>
С 17 января по 26 февраля на Тверском бульваре, 9 Московский музей современного искусства представляет выставочный проект художника Владимира Опара «Я существую в постоянно изменяющемся ландшафте». Впервые художник показывает свои проекты, ранее представленные в Германии, Голландии, Латвии, России, как единое целое.
14 ноября 2016 Организационный комитет X юбилейной Премии Кандинского объявил лауреатов премии Кандинского.
«Проект года»
Андрей Кузькин. Право на жизнь
«Молодой художник. Проект года»
Таус Махачева. Без названия 2
«Научная работа. История и теория современного искусства»
Виктор Мизиано (Россия). Виноградов и Дубосарский
>
16 декабря 2016 - 5 марта 2017 «Новое крыло» Дома Гоголя (Мос ква, Никитский бульвар, 7) представляет выставку «Собака кость зарыла», посвященную переживаниям детства. Открытие 15 декабря.
Художники: Александр Бирюлин, Филипп Виноградов, Иван Горшков, Дмитрий Кавко,  Виктория Кошелева, МишМаш, Валентина Останькович, Ирина Петракова,  Протей Темен, Наталья Успенская, Ирина Филатова. Кураторы выставки: Виктория Попова, Юля Юсма>
8 декабря 2016 - 12 марта 2017 в Отделе личных коллекций ГМИИ "Грузинский авангард: 1900–1930-е. Пиросмани, Гудиашвили, Какабадзе и другие художники". Из музеев и частных собраний.
В начале ХХ века авангардная мысль оказала сильнейшее воздействие на разные виды искусства в Грузии: живопись, литературу, музыку и театр. Тифлис стал центром творческого эксперимента, «маленьким Парижем». Культурная жизнь города была насыщена событиями: артистические кафе наперебой устраивали поэтические турниры, режиссер МХТ и создатель Свободного театра в Москве К. Марджанишвили в Грузии успешно сотрудничал с молодыми художниками – П. Оцхели и И. Гамрекели. Здесь выступали В. Маяковский и О. Мандельштам, в Тифлис переехали поэты В. Каменский и А. Кручёных, в консерватории преподавал Г. Нейгауз. Философ Г. Гурджиев открыл здесь первый «Институт гармонического развития человека» и «Школу коллективной гимнастики», где все желающие могли поступить в классы и изучать «сакральные танцы» и «сакральную гимнастику».
В 1910-е годы Д. Какабадзе, братья Зданевич, А. Бажбеук-Меликян и др. отправились из Грузии на учебу в Санкт-Петербург и Москву. Они активно включились в столичную художественную жизнь, сблизились с представителями русского авангарда, участвовали в выставках и диспутах, выступали с художественными манифестами. В 1912 году петербуржец Михаил Ле-Дантю и тифлисец, поэт-футурист Илья Зданевич «открыли» творчество Пиросмани сначала русской, а затем и европейской публике. Они были первыми, кто сопоставил работы Пиросмани с произведениями А. Руссо, вокруг которого в начале 1900‑х объединились П. Пикассо, А. Матисс, А. Дерен и многие другие. Для грузинских художников «нового» поколения картины Пиросмани стали если не источником вдохновения, то примером свободного от «академической косности» чистого искусства.
В начале 1920-х многие грузинские художники отправились в Париж, где познакомились с А. Дереном, А. Модильяни, А. Марке, Ф. Леже, Л. Фужитой, а также с русскими авангардистами М. Ларионовым и Н. Гончаровой. Л. Гудиашвили учился в Академии Рансона; К. Зданевич – в Академии Гранд Шомьер. В Париже прошел ряд выставок с участием грузинских художников.
Интеллектуальная жизнь процветала в Тифлисе и после советизации Грузии в 1921 году. Авангардный эксперимент продолжался на протяжении 1920-х годов. В марте 1924 года была создана группа «H2SO4», члены которой издавали журнал под тем же названием; в 1926 году вернулся из Парижа Гудиашвили, в следующем году – Какабадзе, а поэты Симон Чиковани, Тициан Табидзе и Паоло Яшвили продолжали писать и публиковать свои стихи вплоть до конца 1930-х годов. Затем, в обстановке жестких политических репрессий откровенные художественные эксперименты прекратились; в личной и творческой судьбе многих героев грузинского авангарда начала XX века в полной мере отозвались драматизм истории страны.
6 декабря 2016 - 9 апреля 2017 в Фонде In Artibus (Пречистенская набережная, 17) выставка "Под одним небом". Западноевропейское и русское искусство из собрания Инны Баженовой. Открытие 5 декабря.
<Анри Руссо. Зима. 1907. Холст, масло, 40,3x52,1>
25 ноября 2016 - 19 февраля 2017 в ГТГ (Лаврушинский, 12) выставка Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо. Открытие 24 ноября>
29 ноября 2016 - 14 мая 2017 в ГТГ (Лаврушинский, 10, залы 49-54) выставка "Графика стен. Эскизы монументальных росписей XIX – начала XX веков". В рамках проекта "Третьяковская галерея открывает свои запасники">
C  24 ноября  2016 по 26 февраля 2017 в ММАМ (Остоженка, 16) выставка  «Сергей Эйзенштейн. Монтаж аттракционов»>
18 ноября 2016 - 11 марта 2017 в галерее Гари Татинцяна (Серебряническая набережная, 19) впервые в Москве, персональная выставка всемирно известного дизайнера и архитектора Рона Арада. Открытие 17 ноября>
15 ноября 2016 - 26 февраля 2017 в ГТГ (Крымский вал, 10, залы  80-82) Созвездие Апшерона. Азербайджанские художники 1960–1980-х годов. Спецпроект>
10 ноября - 2016 - 28 февраля 2017 в Фонде Екатерина (Кузнецкий мост, 21/ 5, 8 подъезд) выставка "Москвичи и Москва Льва Мелихова". Открытие 9 ноября.
Для выставки Льва Мелихова в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» было отобрано около ста работ – это портреты героев московской художественной сцены, людей искусства, литературы, театра и образы Москвы – города, с которым связана судьба и искусство запечатленных фотографом людей.
2 ноября 2016 Организационный комитет X юбилейной Премии Кандинского объявил список финалистов - шорт-лист премии Кандинского.
«Проект года»
1. Евгений Гранильщиков. Без названия (после поражений)
2. Андрей Кузькин. Право на жизнь
3. Синий суп. Cascade
«Молодой художник. Проект года»
1. Аня Желудь. Хуже, чем ничего
2. Полина Канис. Смена
3. Таус Махачева. Без названия 2
«Научная работа. История и теория современного искусства»
1. Георгий Кизевальтер (Россия). Переломные восьмидесятые в неофициальном искусстве СССР. Сборник материалов
2. Виктор Мизиано (Россия). Виноградов и Дубосарский
3. Алек Эпштейн (Израиль). Художник Оскар Рабин: запечатленная судьба
>
Вторая сессия проекта «Удел человеческий» - Человек и  «Другие». Любовь, дружба, подозрение, отвращение -  2 ноября 2016 - 8 января 2017 выставка «Не кажется ли тебе, что пришло время любви?». Место проведения: Московский музей современного искусства (ММОМА). Художественный руководитель проекта: Виктор Мизиано. Сокуратор сессии: Елена Яичникова.
Сессия включит в себя исследовательский, экспозиционный и дискуссионный форматы. Отправной точкой для нее станет выставка «Не кажется ли тебе, что пришло время любви?», название которой, следуя общему для всего проекта принципу референтности, отсылает к произведению американской художницы Шарон Хайес «Everything Else Has Failed! Don’t You Think It’s Time For Love?». В экспозицию войдут видео-работы, инсталляции, фотографии и книги от 23 художников со всего мира, в том числе работы Йоко Оно, Бориса Михайлова, Йонаса Мекаса, Софи Каль и Энди Уорхола. Часть произведений будут сделаны авторами специально к проекту. Выставка в пространстве ММОМА в Ермолаевском переулке будет разделена на четыре смысловые части и покажет сложную внутреннюю диалектику, пожалуй, важнейшего из человеческих аффектов — любви.
Первая часть выставки — «Любовь холоднее смерти» — обобщает комплексную, неоднозначную природу любовного переживания, опровергая понимание любви как некоего экстатического и самодостаточного опыта. Любовь не создает из любящих некой целостности, а, напротив, возможна как раз в силу их внутренней раздвоенности: в каждом из них всегда уже есть другой. При этом, отдаваясь любовному чувству, человек не столько обретает другого, сколько возвращает себя себе. «Любящие, — писал Рильке, — трепетно оберегают одиночество друг друга». То, что мы обретаем в любви никогда не дается нам полностью, напротив, оно постоянно и подчас мучительно от нас ускользает. Избыток здесь оборачивает нехваткой. Это и только это предполагает возможность «вечной любви», «любви до гроба».
Как заметил Франсуа де Ларошфуко, любви бы не было, если бы о ней не писали книги. Во второй части выставки, названной «Фрагменты речи влюбленного», будет раскрыта составляющая культурной традиции любовного переживания: любовь — это всегда репрезентация; это всегда игра и сцена, любовь — это всегда приобщение к некой традиции любовного переживания и хотя бы от части любовь к самой любви.
Третья часть выставки «Церемониал любви» проследит, как любовь тяготеет к ритуалу, который можно считать антропологической основой любых социальных связей. Жан Жене обращал внимание на то, что любовь задается встречей. И встретившись раз, любящие испытывают потребность встречаться вновь и вновь, чаще и чаще.
Название четвертой части выставки «Личное есть политическое» отсылает к известному слогану американских политических активистов 1970-х («Personal is political»). Признаваясь в любви, мы более чем когда-либо стараемся избегать банальности. Как утверждает философия языка, меняя язык, мы меняем реальность; меняя наше повседневное поведение, мы меняем устройство социального мира. Так любовь становится метафорой и реальной силой общественного обновления. Будучи всегда событием, выпадающим из рутины, любовь, как утверждает Ален Бадью, — это всегда момент истины; она всегда утверждает возможность «нового способа быть».
5 мая, в День Водолаза, на Пушкинской набережной Парка Горького произошло знаменательное событие: над водами Москвы-реки зажёгся «Водолаз-маяк». Этот необычный проект был задуман скульптором Верой Мухиной еще в 1937 году, но не был осуществлен. Современный художник Леонид Тишков реализовал этот авангардный замысел как public-art объект, посвященный героическим покорителям подводных стихий – всем водолазам России. После открытия в 20:25 маяк зажжется вместе с городским освещением.
После ошеломительного успеха монумента «Рабочий и колхозница» Вера Мухина, работая над героическим образом «эпроновца» (ЭПРОН – Экспедиция Подводных Работ Особого Назначения), решила создать необычную статую водолаза огромного размера. Сохранилось ее письмо начальнику ЭПРОН Фотию Крылову. «Около Балаклавы, – написала она, – есть место, где требуется маяк. Я хочу сделать этот маяк в виде водолаза, вышиной в сорок метров. Неяркий блеск стали будет ассоциироваться с блеском мокрой от воды одежды. Серебряный гигант станет посылать спасательные лучи в море». В шлем водолаза Мухина рассчитывала поместить аппаратуру маяка, радиопеленгатор, радиостанцию. Статуя приносила бы практическую пользу и одновременно явилась бы образом «завоевателя стихий», воплощением ее давней мечты. Однако, эта авангардная идея советского скульптора Мухиной не была осуществлена.
Художник Леонид Тишков решил воплотить в жизнь яркую и неординарную идею Веры Мухиной. Пока в виде уменьшенной модели, выполненной в бронзе в стилистике 30-х годов, но со всеми атрибутами настоящего маяка: в шлеме располагается лампа, мигающая в «ритме сердца». Форма и необычный цвет постамента взяты у жемчужины маячной архитектуры, Кыз-Аульского  маяка, стоящего на Керченском полуострове в Крыму. Это не только первый Водолаз-маяк в России, но и первый в Москве памятник водолазам. Маяк, установленный на Пушкинской набережной – только начало воплощения мечты Веры Мухиной. Трёхметровая бронзовая статуя будет посылать световые сигналы проходящим судам, напоминая нам о великом прошлом и неосуществленных утопиях.
Первая версия «Водолаза-маяка» экспонировалась в Крыму, на берегу Балаклавской бухты в 2010 году. В создании скульптуры принимали участие Яна Чиж, Александр Кудрин. Проект был поддержан Государственным Центром Современного Искусства и «Галереей Крокин».
Renzo Piano Building Workshop перестроит два гектара в центре города и превратит электростанцию ГЭС-2 на берегу Москвы-реки в новое культурное пространство. Фонд V-A-C (Виктория) представил концепцию своего нового культурного пространства на территории электростанции ГЭС-2 на Болотной набережной, ориентированного на развитие современной культуры. Электростанция ГЭС-2, построенная в 1904–1907 годах и снабжавшая город электроэнергией, обретёт новый смысл и облик.  Открытие нового культурного пространства ГЭС-2 запланировано на конец 2018 — начало 2019 года.
4 ноября на Ходынском поле по адресу Хорошевское шоссе, вл. 38А состоялась торжественная церемония закладки камня нового здания музейно-выставочного комплекса Государственного центра современного искусства (ГЦСИ)
Издательство Ad Marginem начало новую серию "Имена", представляющую русских/ российских художников 20-21 века. Открыли серию  Малевич, Дейнека, Монро, Пригов и Архипов. Книжица карманного формата 15х11см. , на русском и английском, с цветными иллюстрациями. Рассказывают о художниках:  Мизиано - об Архипове; Дёготь - о Пригове;  Гройс - о Дейнеке;  Андреева о Монро. Нельзя не заметить, что в "стартовом составе" только Владимир Архипов жив, здоров и чрезвычайно активен>
23 декабря Попечительский совет ГЦСИ выбрал архитектурную концепцию - победителя открытого международного конкурса. Ранее, 12 декабря, на пресс-конференции состоялось объявление финалистов: по результатам заседания международного жюри из 10 команд – участников второго этапа конкурса – были выбраны три команды, набравшие одинаковое количество голосов и, таким образом, прошедшие в финал: испанское бюро Nieto Sobejano Arquitectos, российская студия «Мел» и ирландская практика Heneghan Peng Architects.
C 18 декабря 2013 по 18 мая 2014 в ГТГ на Лаврушинском, 10, в залах графики 49-54 "Искусство пастели. Из фондов графики XVIII – начала ХХ века". Традиционная сменная экспозиция из фондов графики на этот раз реконструирует вызвавшую большой интерес у публики выставку 2004 года, посвященную искусству  пастели, самой хрупкой и изысканной из графических техник. Соединяя возможности  живописи и рисунка, пастель отличается мягкой бархатистой поверхностью, цветовым  богатством. В собрании Галереи хранится около 800 пастелей, часть из которых были приобретены еще П.М. Третьяковым. В экспозицию войдет около 150 листов,  исполненных А. Венециановым, М. Врубелем, О. Кипренским, И. Левитаном,  В. Серовым и другими художниками. Выставка продемонстрирует богатейшие возможности техники пастели и пути ее развития в русском искусстве от момента ее  появления в XVIII веке до эпохи расцвета в начале ХХ столетия.

Московский концептуализм", М., 2005, 416 с., илл. (ISSN 1726-3050)
Книга Московский концептуализм (WAM 15/16, составители Екатерина Дёготь и Вадим Захаров) - уникальное издание, впервые в России и в мире представляющее фундаментальный корпус искусства московского концептуализма как золотой фонд современной художественной практики. В ней представлено более 150 произведений двадцати московских художников и групп, среди которых Илья Кабаков, Андрей Монастырский, Комар и Меламид, Инспекция Медицинская герменевтика и многие другие. Значительная часть произведений - инсталляции, объекты, документация перформансов - публикуется впервые. 

e-mail: Пластинин Юрий

TopList

© 1991-2014 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO