ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В  МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE artontheground АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

СЕГОДНЯ В МОСКВЕ:
 

29 сентября - 30 октября в Цехе Красного Винзавода Музей современного искусства PERMM представляет групповую выставку пермских художников «Форма незримого». В экспозиции – графика, видео-арт, инсталляции. Проект станет уже второй в этом году крупной выставочной коллаборацией ВИНЗАВОДа с региональными музеями современного искусства. Открытие 28 сентября>
С 27 сентября по 17 октября в ЦТИ Фабрика (Москва, Переведенский переулок, 18) выставки "Геометрия истории" и "Пульт управления".
Выставка "Геометрия истории", организованная при поддержке Швейцарского Совета по Культуре "Про Гельвеция" и программы "Swiss made in Russia", объединила трех современных художников из Швейцарии, России и Италии. На Фабрике Петер Эршманн (Берн), Дмитрий Булныгин (Москва) и Сильвия Хелл (Милан) представят мультимедийные работы, раскрывающие темы коллективной и личной памяти.
В видео-коллажах медиа художника Петера Эршманна задокументирован его опыт соприкосновения с окружающей средой. Вырванные из контекста персонажи видео существуют вне заданной структуры, постоянно находясь в процессе создания своей индивидуальной геометрии, имеющей место лишь здесь и сейчас. Обреченные вечно скитаться в колесе из циклично повторяющихся событий, делая шаг вперед и снова назад, герои работ художника не оставляют попытку вырваться из замкнутого круга.
В работе "Вспомнить все", созданной при помощи технологии видео-мэппинга, художник Дмитрий Булныгин обращается к советским реалиям. Особый символический маркер - обои на стене, знакомые каждому рожденному в СССР, олицетворяют попытку избавиться от груза прошлого. Это диагноз обществу, застрявшему вне времени. Разрушая привычную форму в видеоработе, художник расчленяет навязчивые мотивы на составные части, но тщетно: форма успешно адаптируется к новой геометрической конфигурации и продолжает быть частью нашей жизни.
Молодая художница из Италии Сильвия Хелл апеллирует к точным историческим данным: взяв за основу размер территории европейских госудаств, она трансформирует привычное восприятие информации. Абстрактные факты обретают новый смысл и форму - они представлены на выставке видеоработами и серией стальных скульптур - до совершенства точных геометрических конструкций.
Начавшись с культурного обмена между швейцарской резиденцией «Residency.ch» (Берн), «Художник в резиденции» ЦТИ Фабрика (Москва) и ассоциации культурных обменов Artistaround.ch, проект «Геометрия истории» превратился в выставочную коллаборацию трех независимых художников и куратора Анны Фатьяновой. Напоминаем, что ЦТИ Фабрика продолжает развивать программу арт-резиденции. За восемь лет существования в выставочных залах Фабрики были показаны проекты художников из более чем двадцати разных стран, в том числе специальные проекты Московской Биеннале современного искусства и Московской Биеннале Молодого искусства.
Проект «Пульт управления» художницы Анны Руссовой был осуществлен в рамках обновленной программы ЦТИ Фабрика – «Фабричные мастерские. Сессия III». На этот раз к участию в конкурсе приглашались художники 1968 – 1980 гг. рождения, то есть те, кто формально уже вышел из возраста «молодого художника» и входит в категорию, называемую по-английски «mid-career artists». В рамках третьей сессии был организован экспертный совет, а также объявлена новая номинация - «Выставка на Фабрике». «Пульт управления» Анны Руссовой стал одним из проектов-победителей конкурса, которые реализуются в пространствах ЦТИ на протяжении 2016 года.
Анна Руссова – московская художница, дизайнер, в разное время представлявшая свои проекты и выставки на Московской биеннале современного искусства (2007 г., 2009 г., 2011 г., 2013 г., 2015 г.), в «Мастерских АРТ-МОСКВЫ» (2004 г., 2007 г.), в художественных галереях (Moscow Fine Art, RuArts Gallery, Галерея на Шаболовке и др.) и Московском музее современного искусства. В своем новом проекте «Пульт управления» Анна исследует тему власти и политических игр, представляя публике «игрушечный» макет одного из самых многозначных приборов современности – пульта управления (dashboard).
28 сентября - 16 октября в Музее Востока (Москва, Никитский бульвар, 12А) выставка «Новая жизнь. Живопись Индонезии». Открытие 27 сентября.
27 cентября 2016 - 8 января 2017 в ГМИИ имени Пушкина "Альбер Марке. Распахнутое окно. Произведения из музеев и частных собраний России и Франции". Открытие 26 сентября.
Выставка произведений Альбера Марке (1875–1947) была задумана и осуществлена кураторами Музея современного искусства города Парижа как монографическое исследование творчества известного французского живописца. Ее экспонаты – от ранних «алжирских» этюдов до поздних полотен Марке с видами парижских набережных и площадей – предоставлены музейными и частными собраниями Европы и Америки>
С 23 сентября в Зверевском центре (Москва, Новорязанская, 29) выставка Никиты Алексеева "Pop (Bubbles and lyrics)".
На пластинке Лу Рида и Джона Кейла "Songs for Drella", посвященной Энди Уорхолу, в песне "Hello It's Me", цитируется заголовок газетной статьи, появившейся после смерти этого художника: "Pop Goes Pop-Artist" (приблизительно это можно перевести "Лопнул поп-художник"). На самом деле, статья называлась еще лучше: "Pop Goes Pope of Pop", то есть "Пиздец папе попа".
Я уверен, что Уорхол -- один из интереснейших художников прошлого столетия, и его значение выходит далеко за пределы поп-арта, да и поп-культуры в целом. Он очень глубокий, даже мистический художник.
Впрочем, поп-культура была для меня всегда чужой вселенной, но вот поп-музыка, ее интегральная часть, в молодости была мне необходима. Я вырос в ней. Сейчас я ее слушаю очень редко, однако, ближе к старости, часто вспоминаю. Эти песни как пузыри всплывают в моем сознании. Конечно, для серии "Pop (Bubbles and Lyrics)" я мог бы сделать работы по поводу каких-то других песен, но так вышло, что сделал эти. Являются ли они иллюстрациями к знаменитым хитам? Ни в коем случае. Это именно воспоминания о давно минувших днях и ночах.
Но и это, по сути, не имеет значения. Это только вербальная радужная оболочка пузырей. Куда важнее сами пузыри и зрительное, даже оптическое переживание, возникающее от смотрения на них.
Просто разноцветные пузыри, плавающие в разноцветном пространстве. Они лопаются. Их нет.

Никита Алексеев.
22 сентября - 14 октября в Новом Манеже выставка «Русское Искусство: от Боровиковского до Кабакова. Из собрания Галереи «АБА». В экспозицию входит около 70 произведений русского искусства, приобретенных галереей за последнее время.
Основанная в конце 1980-х годов нью-йоркская галерея «АБА» является одной из лучших профессиональных институций по выявлению и сохранению российского художественного наследия за рубежом. Владельцы галереи – Анатолий и Майя Беккерман выступают одновременно и как коллекционеры и исследователи русского искусства, и как арт-дилеры. Благодаря деятельности галереи «АБА» в Россию возвращаются уникальные шедевры отечественного искусства, в первую очередь – произведения русского авангарда, вывезенные из страны во время первых волн эмиграции или “застрявшие” в США после советских выставок 1920-х годов. Многие из них долгое время считались утраченными либо оставались совершенно неизвестными на родине. Выставка в «Новом Манеже» дает уникальный шанс познакомиться с вещами самого высокого художественного уровня.
Открытие 21 сентября.
20 сентября 2016 по результатам голосования Экспертного совета сформирован список номинантов (лонг-лист) X Премии Кандинского в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства» В лонг-лист номинации «Научная работа. История и теория современного искусства» вошли 6 авторов научно-исследовательских работ (список составлен в алфавитном порядке):
Корина Апостол. Диссидентское образование: социально ангажированное искусство Восточной Европы (1980 – настоящее время)
Светлана Баскова. Девяностые от первого лица. Том первый
Людмила Бредихина. Олег Кулик
Георгий Кизевальтер. Переломные восьмидесятые в неофициальном искусстве СССР. Сборник материалов
Виктор Мизиано. Виноградов и Дубосарский
Алек Эпштейн. Художник Оскар Рабин: запечатленная судьба
20 сентября - 13 ноября в главном здании ГМИИ "Джованни Баттиста Пиранези. Выставка произведений из российских и зарубежных собраний". Открытие 19 сентября.
В экспозицию войдут более 100 офортов Пиранези, гравюры и рисунки предшественников и последователей мастера, слепки, медали, книги, макеты из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина, Фонда Чини (Венеция), Научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева, Научно-исследовательского музея Российской академии художеств и других российских и западноевропейских собраний.
17 сентября - 12 октября в Гридчинхолле (Московская обл., Красногорский р-н, с. Дмитровское, ул. Центральная, д. 23) выставка Ирины Дрозд "Я не хочу счтареть". Размышлять о неизбежном Дрозд предлагает, рассматривая полотна с изображениями подростков и стариков. Самая вероятная ассоциация при первом взгляде на юных героев картин: все их постигнет одна и та же участь, как бы молоды и прекрасны они сейчас ни были. Впрочем, у детских образов может быть и другая трактовка: подростки в работах Ирины еще не сделали выбора, для них открыты любые пути и возможности. И в этой точке, когда количество вариантов того, как сложится будущее, — бесконечно, и появляется бессмертие. Его эфемерность и запечатлевает Дрозд.>
16 - 25 сентября Музей современного искусства «Гараж» представляет джазовый фестиваль «Звук. Свет. Форма», приуроченного к 90-летию со дня рождения Джона Колтрейна.
Творчество Джона Колтрейна неотделимо от эстетических поисков второй половины ХХ века. Музыкант разделял идеи неопределенности и непредсказуемости творческих процессов, а также важности контекста, в котором происходит художественное событие. В течение десятилетия после своего открытия в 1968 году ресторан «Времена года» — так называлось здание, в котором находится Музей «Гараж», — был популярной концертной и танцевальной площадкой. Он привлекал аудиторию, интересовавшуюся новой музыкой, в частности джазом и битом. Эти два факта стали поводом для Музея «Гараж» исследовать отношение современного зрителя к джазовым импровизациям через погружение в историю вместе с очевидцами тех событий.
Программа фестиваля «Звук. Свет. Форма» включает в себя серию джазовых концертов музыкантов, связанных с классическим джазом и свободной импровизацией, — от оркестра «Круглый Бенд» Алексея Круглова, квартета Юрия Яремчука и квартета Олега Грымова до смелых экспериментов группы Godse и Константина Сухана. Также в рамках фестиваля пройдет цикл лекций о музыке Джона Колтрейна, истории джаза в Советском Союзе и семейные мастер-классы, посвященные миру звуковой и визуальной импровизации. В Атриуме Музея посетители смогут увидеть поп-ап-проект, объединяющий оригинальные обложки джазовых пластинок 1950–1970-х, световую инсталляцию художника Валерия Мартынчика, архивные фотографии с музыкальных выступлений в здании Музея и интерактивный объект коллектива Playtronica.
С 15 сентября 2016 по 29 января 2017 в ГТГ на Крымском, 10 (залы 21-22) выставка "Сцены частной жизни. Интерьер в графике XX века". В рамках проекта "Третьяковская галерея открывает свои запасники">
С 15 сентября Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) представляет выставку "Возможность быть другим" в рамках ежегодного международного фестиваля медиаарта "ВидеоFocus". Цель фестиваля - исследование взаимосвязи видео и медиарта, кинематографа и изобразительного искусства.
В проекте принимают участие художники из Германии, испании, США, Финляндии, Франции и России. Видеоинсталляции таких известнейших имен международной художественной сцены, как Джордж и Майк Кучары, Хайнц Эмигхольц, Лютер Прайс, Минг Вонг, Анри Сала, Фернандо Санчеса Кастийо, Эйя-Лииса Ахтила вступают во взаимодействие с проектами молодых российских художников: Владимира Логутова, Алексея Корси и Николая Онищенко.
16 сентября - 12 декабря в павильоне Карелия ВДНХ выставка «Как дружно все выходят на конечной... Городской транспорт в СССР». Открытие 15 сентября.
Фотографии и плакаты, кадры из любимых фильмов и коллекция масштабных моделей, светофоры и форма сотрудников метрополитена – все это поможет гостям ВДНХ познакомиться с ретроспективой развития автомобилей и трамваев, метро и автобусов.
C 14 сентября в Аптекарском приказе Музея архитектуры выставка "Чудов и Вознесенский. Монастыри Кремля в ХХI веке".
Чудов и Вознесенский монастыри Московского Кремля, основанные в XIV веке, были разрушены в 1929 году, и спасти их не смогло даже вмешательство и протесты общественности в лице выдающихся искусствоведов и архитекторов того времени. Накануне сноса архитекторы смогли сделать обмеры и зафиксировать в чертежах, зарисовках и фотографиях монастырские постройки и фрагменты их декора. Эти уникальные документы из фондов Музея, выставляющиеся впервые, станут центральной частью экспозиции. Посетители смогут также увидеть созданные на их основе 3d-модели монастырей.
На выставке также будут представлены планы Московского Кремля конца XVI-XX веков, панорамы Кремля, чертежи, гравюры, акварели XVIII-XX веков, исторические фотографии утраченных построек Чудова и Вознесенского монастырей.>
Этой осенью знаменитый актер, режиссер, фотограф Антонио Бандерас лично представляет в Москве свой фотопроект “Antonio Banderas. Women in Gold”. Выставка пройдет с 14 сентября по 3 ноября в Мультимедиа Арт Музее, Москва.
В фотопроекте “Women in Gold” актер встает по ту сторону фотокамеры, чтобы раскрыть самую большую тайну: магию женщины, которая делает ее уникальной, удивительной и неотразимой. Его первая выставка “Secrets on Black” была показана в 2010 году. “Women in Gold” уже успела побывать в Испании, Чили, Аргентине и Мексике — и вот теперь в Москве.
15 сентября - 30 октября в галерее ArtStory (Москва, Старопименовский, 140 выставка "Виктор Калинин. Унаследованный центр". Открытие 14 сентября.
На ретроспективной выставке экспонируется около 50 крупноформатных произведений из циклов и серий разных лет>
15 сентября - 16 октября в ММСИ на Тверском бульваре, 9 выставка Дмитрия Волкострелова "Повседневность. Простые действия". Открытие 14 сентября.
Проект подготовлен совместно с Международным фестивалем-школой современного искусства TERRITORIЯ>
14 сентября открытие выставочного сезона в ЦТИ Фабрика (Москва, Переведенский переулок, 18).
«Фабричные мастерские. Сессия III»: Павел Гришин, Алексей Румянцев, Александр Баталов.
Выставка Марины Фоменко // Музей Фабрики.
Фестиваль «МедиаУдар» // АСИ (Агентство Сингулярных Исследований).
Программа открытия нового Сезона на Фабрике (14 сентября, 19:00)
- Зал «Оливье» - презентация книги "МедиаУдар: активистское искусство сегодня. II" в рамках фестиваля «МедиаУдар. Москва – 5» (07.09 – 21.09, 07.09 – открытие Фестиваля).
- Зал «АртХаус» – открытие выставки Alexandr Batlow (Александра Баталова) «Сувенирная лавка «From Russia to Rossia», кураторская группа: Yulia Lebedeva, Elena Kuprina-Lyakhovich, Райдан Райнгард (14.09 – 26.09.2016)
- Мастерская Pavel Grishin – «Гибель во льдах», куратор выставки: Александр Панов (14.09 – 26.09.2016, Стр. 4, 2-й этаж, № 4-24)
- Мастерская Алексей Румянцев (Alexey Rumyantsev) – открытие выставки «Реконструкция 4.0», куратор выставки - Kovalev Andrey (14.09 – 05.10.2016, Стр. 4, 2-й этаж, № 4-24)
- Мастерская Marina Fomenko – открытие выставки «Вчера приснились мне зарницы» (14.09 – 21.10, Стр. 5, 2-й эт., № 5-21)
- АСИ (Агентство Сингулярных Исследований) – презентация проекта «АСИ на стройке» (14.09 – 21.11.2016, Стр. 4, 2-й эт.)
13 cентября - 20 октября в галерее XL (Винзавод) групповая выставка скульптуры Small Size. Участники: Алексей Булдаков, Сергей Волков, Анна Желудь, Константин Звездочетов, группа ЗИП, Ирина Корина, Михаил Косолапов, Кирилл Кто, Андрей Кузькин, Игорь Макаревич, Борис Орлов, Александр Повзнер, Сергей Шеховцов, 0331>
13 cентября - 20 октября в галерее Риджина (Винзавод) групповая выставка Tutti Frutti>
13 cентября - 20 октября в галерее Osnova (Винзавод) групповая выставка A Great Sum (In Parts), подготовленная художником и куратором Юлией Спиридоновой совместно с основател​ями платформы ​A New Nothing, Беном Альпером и Натом Уордом>
13 cентября - 20 октября в галерее pop/off/art (Винзавод) выставка Александра Плюснина "Катастрофа". Плюснин уже выступал на этой площадке в другом качестве – выставка «Гелиогабал» (29.07-1.09.2016) в рамках Московской международной биеннале молодого искусства была его кураторским проектом. Центральную часть экспозиции составят работы, полученные нанесением графита на дерево, и уникальные скульптуры из пластилина, ставшего фирменным материалом художника.
На деревянных досках, которые обычно используются для создания икон, с помощью графита художник запечатлевает изображения вулканов и ураганов с фотографий, сделанных из космоса. Эти абстрактные формы несут в себе разрушительную силу, которая ощущается на уровне подсознания. Ураганы и извержения вулканов, как любые стихийные бедствия наносят колоссальный ущерб экономике и обществу, создавая тем самым помехи жизни. В работах Плюснина такие помехи предстают в виде естественных трещин и шероховатостей естественной структуры дерева, отчетливо проступающих под слоем графита, символизируя социальный шум современного общества. Путем мастерского рисования и с помощью взаимодействия работ в разных техниках на выставке художник создаст сложный образ соотношения социального и природного, стихийного начал в сегодняшнем мире.>
13 cентября - 11 декабря в ГМИИ имени Пушкина выставка "Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галереи Уффици и других собраний Италии".
На выставке будут представлены живописные и графические произведения. Ранее некоторые работы художника экспонировались в ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках различных выставок, в частности, в 1989 году на выставке одной картины была показана «Донна Велата» из Галереи Палатина (Палаццо Питти, Флоренция), а в 2011 году – «Дама с единорогом» из Галереи Боргезе в Риме.
Особое внимание на выставке будет уделено портретной живописи Рафаэля. Художник создал новый тип ренессансного портрета, в котором изображенное лицо, наделенное всеми качествами живого конкретного человека, предстает и как обобщенный образ личности своего времени. Рафаэль сумел творчески переосмыслить достижения Леонардо да Винчи, особенно в своем портретном творчестве. В то же время знаменитому леонардовскому «сфумато» (тончайшие переходы светотени) он противопоставил красочную палитру, построенную на градации чистых светлых тонов>
С 12 по 24 сентября в Выставочном зале Товарищества живописцев МСХ (1-я Тверская-Ямская, 20) выставка живописи Ивана Егоровича Базанова.
C 10 cентября до 27 ноября в Музее русского импрессионизма выставка Валерия Кошлякова "Элизии", превратившая новое выставочное пространство в великолепные древние руины со скульптурой и живописью. выставка отсылает зрителя к величайшим классическим произведениям, таким как помпейские фрески и гравюры Джованни Пиранези. Куратором выставки стал итальянец Данило Эккер, который долгое время следил за творчеством русского художника. Выставка имеет трехчастную форму: на каждом этаже Музея русского импрессионизма Кошляков последовательно развивает художественную мысль, согласно которой любая культура разрушается со временем, но произведения искусства остаются в памяти человека, что дает возможность бесконечно их переосмысливать.
Экспозиция начинается с полуразрушенного здания, которое, тем не менее, не производит удручающего впечатления, благодаря ярким цветам. Инсталляция, исполненная в духе импрессионизма, носит название "Инсула". Минусовой этаж становится базой для всей выставки, прямым воспроизведением Помпеи, где художник воссоздает собственную улицу Гробниц в разрушенном городе.
Второй этаж называется "Ритуальным залом": все работы здесь показывают город, которого не было. На берегах Волги Кошляков возводит здание Наркомтяжпрома, так и не появившееся на Красной площади в годы СССР и собор святого Павла в Лондоне в окружении русских елей. Другая картина демонстрирует развалины города Горький (ныне Нижний Новгород).
На третьем этаже все работы посвящены настоящей Москве, но не в привычном понимании. Например, Кремль Кошляков изображает в синих тонах. Частью экспозиции становится и пейзаж за панорамным окном: при дневном свете зритель увидит строительные краны, жилые дома и другие элементы повседневности, которые по воле художника оказываются вписанными в его фантазийное пространство.

К окончанию выставки в музее покажут фильм о Кошлякове, его мастерской и создании новой экспозиции. Часть произведений будет показана в рамках Венецианской биеннале в 2017 году.
26 мая 2016 года в Москве на территории бывшей кондитерской фабрики, а ныне культурно-делового комплекса «Большевик», открылся Музей русского импрессионизма.  Более тысячи квадратных метров выставочных площадей, кинотеатр, современная образовательная мультимедийная зона, детский учебный класс, кафе, магазин с книжной и сувенирной продукцией — новый музей по замыслу создателей должен стать культурным пространством, объединяющим выставочную работу с научной, издательской и просветительской. Своей миссией музей, который благодаря работе последних двух лет уже заслужил уважение международного музейного сообщества и принят в состав ICOM (Международного совета музеев), считает исследование истоков развития импрессионизма в России, анализ творчества художников, сформировавших его неповторимо индивидуальный национальный характер, популяризацию импрессионизма как важного направления живописи XIX-XX веков в России и за рубежом, возвращение в антологию русской живописи имен, мало известных широкой публике. Постоянная экспозиция музея — это работы выдающихся русских живописцев из частного собрания основателя музея, мецената и коллекционера Бориса Минца. Импрессионизм русской школы, по его мнению, мало изучен и недооценен.
«Мне хочется сделать проект, который был бы значим для русской культуры и для тех людей, которые любят искусство. Наше серьезное преимущество — мы c самого начала делаем абсолютно современный музей», — считает Борис Минц.
Проектированием и превращением бывшего здания фабрики «Большевик» в полноценный музей и одновременно настоящий арт-объект занималось известное британское архитектурное бюро John McAslan + Partners. По их проекту здание музея представляет собой 4-этажный круглый павильон, отделанный снаружи серебристым, отражающим окружающий пейзаж, перфорированным металлом. Выставочные площади разместятся на трех этажах и займут более 1000 квадратных метров. Постоянной экспозиции отведен цоколь, еще два этажа предназначены для временных выставок. Обновлять их планируется 3-4 раза в год. Это будут работы из частных коллекций и фондов российских и зарубежных музеев.
Постоянная экспозиция музея посвящена развитию русского импрессионизма на протяжении столетия, начиная с 1870-х годов. В нее войдут более семидесяти полотен выдающихся русских живописцев: Константина Коровина, Игоря Грабаря, Константина Юона, Петра Кончаловского, Юрия Пименова и многих других. Директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова так говорит о построении его основной композиции: «Мы оттолкнулись от работ Василия Поленова: в нашей коллекции два его крымских этюда начала XX века и относительно ранняя картина 1879 года. Именно в 70-е годы в русском искусстве появляются первые импрессионистические пробы. Конечно, Поленова нельзя назвать импрессионистом в полном смысле этого слова, однако именно Поленов первым рассказал своим ученикам, Константину Коровину и Валентину Серову, о новых мировых тенденциях, дополняющих цветах и работе со светом».
<Константин Коровин. Гурзуф. 1921>
10 сентября, Третьяковская галерея на Крымском Валу открыла внутренний двор после реконструкции. Обновленное пространство станет уникальным местом для культурного досуга горожан.
8 - 18 cентября в галерее А3 (Москва, Староконюшенный, 39) выставка Алены Стар (Елена Старик) "Солнцестояние">
7 сентября - 30 ноября в Новом крыле Дома Гоголя (Никитский бульвар, 7) 2-й сезон проекта Элины Мухиной "Передвижной музей одной картины". Участники: Владимир Логутов, Кирилл Жилкин, Света Шуваева, Александра Паперно, Ян Тамкович, Виктор Алимпиев, Юрий Шабельников, Ирина Затуловская, Егор Плотников. Петр Кирюша, Вика Бегальская/Александр Вилкин, Александр Виноградов, Влад Кульков. Каждую среду в Новом крыле Дома Гоголя можно встретиться с очередным художником. Все вместе они образуют локальное, но емкое повествование о действующих лицах художественной среды Москвы.
7 cентября - 2 октября в Крокин галерее (Москва, Клементовский перелок, 9/ 1, по договоренности - 8.964.564.03.03) выставка Елены Самодуровой и Сергея Сонина "Ловчий фрагмент. Русское стерео">
8 - 24 cентября галерея Ковчег открывает свой 29 сезон выставкой Ивана Архипова и Рустама Шерифзянова "Путь". Открытие 7 сентября. Трубниковский перулок 22, стр.2>
8 сентября - 13 ноября в ММСИ на Гоголевком, 10 выставка "Стефан Балкенхофф. Скульптуры и рельефы". Открытие 7 сентября>
8  - 25 сентября в галерее Триумф (Москва, Ильинка, 3/8, стр.5) выставка «Сode 404» Recycle Group (Андрей Блохин и Георгий Кузнецов), посвященную жизни человека в эпоху развития Интернета и появления новых гаджетов. Открытие 7 сентебря.
Название
выставки отсылает к одной из самых частых ошибок, с которой сталкивается каждый пользователь сети. В работах Recycle Group элементы виртуальной реальности, ставшие частью
повседневной жизни, приобретают значение памятников нашей эпохи
. Иконки wi-fi и популярных приложений, правила пользования социальными сетями и другие знаки из мира Интернета и смартфонов, которые обладают почти сакральным значением для своих пользователей, художники увековечивают в виде скульптур и масштабных рельефов.
7 - 21 сентября в зале Оливье ЦТИ Фабрика (Москва, Переведеновский переулок, 18, станции метро Бауманская, Электрозаводская) Международный фестиваль активистского искусства «МедиаУдар. Москва – 5».

На «МедиаУдаре. Москва-5», позиционирующем себя в качестве открытой коммуникационной площадки, состоятся как события в рамках традиционных секций МедиаУдара «Тактические медиа», «Наркофобия» и «Деколониальность», так и недавно образовавшихся на его платформе объединений «Союз выздоравливающих» и «Фем-клуб»: дискуссия на тему «Союзничество», презентации 2-го сборника текстов МедиаУдара и таймлайна активистского искусства, перформативная конференция по психиатрии, показ проектов «Каталонский дневник», «Номадические города», премьера документального спектакля «Своя чужая», презентации журнала moloko plus, квир-феминистской аффинити арт-группы «Нежелательная организация», благотворительная ярмарка крафтивизма в поддержку центра "Сестры", форум в Международный день мира 21 сентября, панк-концерт в клубе «Шаги», постоянные и временные экспозиции и многое другое.
Открытие фестиваля — 7 сентября>
7 cентября - 7 ноября 2016 в Фонде In Artibus (Пречистенская набережная, 17) выставка Михаила Рогинского «Прощание с „Розовым забором“. Открытие 6 сентября.
Проект объединит более 40 произведений художника из частных собраний, позволяя по-новому посмотреть на творчество автора, отталкиваясь от его важного живописного мотива>
<Михаил Рогинский. Розовый забор, рельсы. 1963. Холст, масло. 60x70 см>
6 сентября - 6 ноября в галерее 11.12 (Винзавод) выставка Рината Волигамси ""Деревня. Казалось бы, что может быть более знакомым и незатейливым, чем изображение пасторалей. Однако художник смешал совершенно немыслимый коктейль из знакомых, милых сердцу образов, смелых абсурдистких прозрений и фирменной ретрофотореалистической манеры. Несмотря на фантастичность формы, смысловая нагрузка и посыл произведений лежат на поверхности и остаются доступными для понимания. Новые полотна Волигамси как всегда сдержанно монохромны, скрупулезно точны и наполнены смыслами>
6 - 30 сентября в Электротеатре Станиславский выставка Олимпии Орловой "Backstage. Взгляд из-за кулис".
«За кулисами постановок Электротеатра я путешествую в странном сне, где актеры и музыканты в сюрреалистических образах, созданных художниками и гримерами, в полутьме ожидают своего выхода на сцену. Мне открывается мир, полный аллюзий, где обыденность испаряется так же внезапно, как перед выступлением гаснет свет за сценой, готовой принять своих лицедеев», - Олимпия Орлова>
5 сентября - 16 октября в ММСИ на Гоголевском, 10 выставка "Уфа. Точка возврата". Открытие 5 сентября. В проекте принимают участие 25 художников из Башкортостана, проживающих сейчас на территории России, Канады и Франции, в творчестве которых город представляется одним из основных сюжетных мотивов>
ВДНХ начинает новый проект в области современной культуры «Взлёт». С 10 марта по 5 апреля ВДНХ провела открытый конкурс для отбора участников выставочного проекта в области современной культуры «Взлёт». Победители получат возможность проведения персональной выставки на территории крупнейшего культурно-выставочного центра страны, в уникальном пространстве самолёта ЯК-42.
14 апреля 2015 года ВДНХ подвела итог открытого конкурса в рамках выставочного проекта в области современной культуры «Взлёт». Опираясь на рекомендации Экспертного совета конкурса, кураторы направлений Искусство (Елена Селина), Архитектура (Сергей Чобан), Фотография (Светлана Тэйлор), выбрали трех победителей, которым предстоит провести персональные выставки в пространстве самолёта ЯК-42.
Направление «Искусство»
- Дмитрий Жиляев (Самара, 23 года), проект «Nubis»
Направление «Архитектура»
- Анна Козлова (Москва, 25 лет), проект «Дивергенция»
Направление «Фотография»
- Анна Михеева (Москва, 23 года), проект «Самолеты»
Кураторы направлений Дизайн ​(Игорь Гурович) ​и Видео-арт ​ (Ольга Шишко)​решили провести дополнительные конкурсы​.
Результат проекта  5 выставок, которые пройдут с мая 2016 по январь 2017 в пространстве самолёта ЯК-42.
21 мая – 26 июня 2016 - «Допустимый уровень шума при полете», работы победителя направления «Фотография» Анны Михеевой.
15 июля – 14 августа 2016 -«Nubis». На ней будут показаны работы победителя направления “Искусство” Дмитрия Гилена. Открытие 14 июля.
3 сентября
- 2 октября на ВДНХ «Переработка» Ольги Ковалевой и Алины Лобановой, куратор Игорь Гурович.
18 октября – 20 ноября 2016
1 декабря 2016 – 10 января 2017>
С 3 по 16 сентября в галерее Art-Consalting (Москва, Болотная набережная, 3/2, "Красный Октябрь") выставка Sky Ferrante "The Naked and The Nude".
Выставку представляется проект Curator 19.90. Скай Ферранте — бывший профессиональный танцор балета, после окончания карьеры начал работать как уличный художник в Нью-Йорке, прославившийся своим самобытным стилем: созданием скульптуры одной непрерывной нитью из стальной, алюминиевой или золотой проволоки>
Со 2-го по 30 сентября 2016 года в Библиотеке искусств им.А.П.Боголюбова (Москва, Сущевская, 14) выставка «Апофатика» Гора Чахала. Открытие 2 сентября.

Христос в искусстве Гора Чахала – вечно новое, а молодое вино требует новые мехи. Содержательный пласт работ художника - «вечный», он не модернизирует темы и смыслы, а лишь разрывает зацикленность художественной мысли на самой себе, отвергает многослойность рефлексии, ему дороже личный опыт, у него отсутствует страх перед языком.
Преодолев «круговую поруку» культурной рефлексии, Гор Чахал действует не через отрицание, а опираясь на открытость и непредвзятость духовного опыта, и современному зрителю необходимо доброжелательное доверие к художнику, его творческой интуиции веры, его видению и прочтению.
31 августа - 2 октября в ММСИ на Гоголевском, 10 выставка Натальи Монаховой "Какие бывают времена". Откытие 31 августа>
25 августа по 18 сентября 2016 в Музее Востока (Москва, Никитский бульвар, 12А) выставочный проект «Александр Лабас. Отзвуки Хиросимы». Выставка включает около 30 работ Александра Лабаса – яркого представителя русского авангарда первой половины ХХ века – из собрания семьи художника. Центральное место в экспозиции займёт редкая серия из 23 акварелей, написанных в период с 1957 г. до начала 1970-х гг., большинство из которых экспонируется впервые.
C 26 августа по 16 сентября в Музее ART4 (Москва, Хлыновский тупик, 4) 3 выставки:
1. Аукционная выставка «ТОЧКА НЕВОЗВРАТА». Русское неофициальное искусство на рубеже 90-х годов ХХ века.
2. «1991». Выставка галереи Веры Погодиной VP Studio.
3. Выставка Светланы Баделиной.
Открытие 25 августа>
26 августа - 20 сентября в Музее ART4 (Москва, Хлыновский тупик, 4) выставка "1991". Куратор Вера Погодина. Открытие 25 августа.
Творчество художников, работавших в начале 90-х годов, отличается необычайной радикальностью и многообразием форм, не случайно 1990-е называют последней героической эпохой русского искусства. Молодые художники, сегодня считающиеся классиками и представленные в музеях современного искусства всего мира, не только наслаждались внезапно полученной свободой самовыражения, но и стремились переосмыслить исторические события, стремительно развивавшиеся вокруг. Не случайно, в экспозицию вошли такие произведения, как «Свобода» Игоря Макаревича, «Трибуна лениниста» Юрия Аввакумова, «Риму-Рим» Андрея Филиппова, «Горбачев» Александра Косолапова, «На круги своя» Георгия Литичесвского, «Орден “За труды и Отечество”» Бориса Орлова. Формируя выставку из наиболее знаковых работ, принадлежащих этой эпохе, кураторы в первую очередь хотели показать всю мощь и драматизм периода, который уже стал безусловной вехой в истории искусства современной России.
В экспозиции выставки будут представлены самые яркие и талантливые деятели московской арт-сцены 1990-х: Никола Овчинников, Игорь Макаревич, Андрей Филиппов, Никита Алексеев, Сергей Волков, Айдан Салахова, Владимир Дубосарский, Павел Аксенов, Павел Пепперштейн, Александр Сигутин, Дмитрий Гутов, Константин Звездочетов, Борис Матросов, Вадим Захаров, Юрий Альберт, Алена Кирцова, Олег Кулик, Александр Якут, Евгений Митта, Гия Абрамишвилли, Андрей Ройтер, Семен Файбисович, Николай Панитков, Андрей Монастырский, Николай Филатов, Ирина Нахова, Иван Чуйков, Сергей Ануфриев, Гор Чахал, Леонид Тишков и другие.
Центр городской культуры Правда запускает проект по обновлению пространства бывшего комбината печати.
В рамках этой программы 4 августа на территории Центра Правда (ул. Бумажный проезд, 24) состоялся запуск совместного проекта Центра Правда и и международного фестиваля Faces&Laces и презентация масштабной работы (более 140 кв.м.) известного стрит-арт художника Nemco Uno. В течение будущего месяца на Правду приедут также Grafic Surgery и MOSES&TAPS, которые создадут на территории Центра свои работы. Всего для паблик-арт художников на Правде отдано 7 крупных фасадов общей площадью более 4300 кв. м.
ВДНХ начинает новый проект в области современной культуры «Взлёт». С 10 марта по 5 апреля ВДНХ провела открытый конкурс для отбора участников выставочного проекта в области современной культуры «Взлёт». Победители получат возможность проведения персональной выставки на территории крупнейшего культурно-выставочного центра страны, в уникальном пространстве самолёта ЯК-42.
14 апреля 2015 года ВДНХ подвела итог открытого конкурса в рамках выставочного проекта в области современной культуры «Взлёт». Опираясь на рекомендации Экспертного совета конкурса, кураторы направлений Искусство (Елена Селина), Архитектура (Сергей Чобан), Фотография (Светлана Тэйлор), выбрали трех победителей, которым предстоит провести персональные выставки в пространстве самолёта ЯК-42.
Направление «Искусство»
- Дмитрий Жиляев (Самара, 23 года), проект «Nubis»
Направление «Архитектура»
- Анна Козлова (Москва, 25 лет), проект «Дивергенция»
Направление «Фотография»
- Анна Михеева (Москва, 23 года), проект «Самолеты»
Кураторы направлений Дизайн ​(Игорь Гурович) ​и Видео-арт ​ (Ольга Шишко)​решили провести дополнительные конкурсы​.
Результатом проекта станут 5 выставок, которые пройдут с мая 2016 по январь 2017 в пространстве самолёта ЯК-42.
21 мая – 26 июня 2016 - «Допустимый уровень шума при полете», работы победителя направления «Фотография» Анны Михеевой.
15 июля – 14 августа 2016 -«Nubis». На ней будут показаны работы победителя направления “Искусство” Дмитрия Гилена. Открытие 14 июля.
1 сентября – 2 октября 2016
18 октября – 20 ноября 2016
1 декабря 2016 – 10 января 2017
>
29 июля - 20 ноября в ГТГ на Крамском, 10, в залах 60-62 Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения
8 июля - 18 сентября в выставочном зале Парадного корпуса РОСФОТО (СПб, Большая Морская, 35) выставка «Стоп-кадр: советские фильмы в рекламных фотографиях». Открытие 7 июля. Рекламные снимки делали профессиональные «фотографы фильма», которые сопровождали производство каждой кинокартины. Они выполняли работы разного рода (съемка во время выбора натуры, фотопробы и так далее), но главной задачей было создать комплект фоторекламы. Он включал в себя «кадры из фильма» (постановочные снимки, сделанные в момент репетиции сцены или, чаще, сразу после снятого дубля), а также рабочие моменты съемок и портреты основных авторов картины (режиссера, автора сценария, исполнителей главных ролей). Эти фотографии тиражировались и вывешивались в кинотеатрах, а также передавались в прессу. Каждый снимок отражал индивидуальность автора, которому в абсолютном большинстве случаев было суждено остаться безымянным: понятия авторского права в данном случае фактически не существовало.
Экспозиция состоит из двух частей. Первая – фотографии, в основном, к классическим фильмам 30-х годов из коллекции «Ленинградского общества учебной и научной кинематографии» (1936–1939). Среди них: историко-революционные повествования – например, «Ленин в Октябре» М. Ромма, музыкальная эксцентрическая комедия «Веселые ребята» Г. Александрова, первый советский полнометражный цветной фильм «Груня Корнакова» Н. Экка, первый в мире полнометражный мультфильм с куклами и актерами «Новый Гулливер» А. Птушко и другие.
Вторая часть экспозиции – рекламные фотографии к фильмам советских кинофабрик («Мосфильм», «Ленфильм», студии в Киеве, Минске, Таллине, Риге, Тбилиси, Ереване, Кишиневе), сделанные в период с 1940 по 1971 год. В этой части представлены фотографии и к очень известным картинам («Кубанские казаки» И. Пырьева, «Дама с собачкой» И. Хейфица, «Короткие встречи» К. Муратовой), и к забытым («Однажды ночью» Б. Барнета, «Трижды воскресший» Л. Гайдая, «Голубая стрела» Л. Эстрина).
26 мая - 30 сентября в ГМИИ имени Пушкина, в рамках летней программы Музейного городка ГМИИ им. А.С. Пушкина и My.com, выставка "Дом впечатлений. Классика и современность медиаискусства". В усадьбе князей Голицыных.
Участники выставки: Шанталь Акерман (Бельгия / Франция),  Татьяна Ахметгалиева (Россия), Штейна и Вуди Васюлка (США), Билл Виола (США), Криста Зоммерер и Лоран Миньоно (Австрия), Юрий Календарёв (Италия / Россия),  Дина Караман (Россия), Елена Коптяева (Россия), Иван Лунгин (Россия), Мирель Мираж (Нидерланды), Брюс Науман (США),  Ирина Нахова (Россия), Марникс де Нийс (Нидерланды), Адриан Пачи (Албания / Италия),  Ксения Перетрухина (Россия),  Мариано Сардон (Аргентина), Мона Хатум (Великобритания),  Марианна Хеске (Норвегия), Нан Хувер (Нидерланды).>
5 мая, в День Водолаза, на Пушкинской набережной Парка Горького произошло знаменательное событие: над водами Москвы-реки зажёгся «Водолаз-маяк». Этот необычный проект был задуман скульптором Верой Мухиной еще в 1937 году, но не был осуществлен. Современный художник Леонид Тишков реализовал этот авангардный замысел как public-art объект, посвященный героическим покорителям подводных стихий – всем водолазам России. После открытия в 20:25 маяк зажжется вместе с городским освещением.
После ошеломительного успеха монумента «Рабочий и колхозница» Вера Мухина, работая над героическим образом «эпроновца» (ЭПРОН – Экспедиция Подводных Работ Особого Назначения), решила создать необычную статую водолаза огромного размера. Сохранилось ее письмо начальнику ЭПРОН Фотию Крылову. «Около Балаклавы, – написала она, – есть место, где требуется маяк. Я хочу сделать этот маяк в виде водолаза, вышиной в сорок метров. Неяркий блеск стали будет ассоциироваться с блеском мокрой от воды одежды. Серебряный гигант станет посылать спасательные лучи в море». В шлем водолаза Мухина рассчитывала поместить аппаратуру маяка, радиопеленгатор, радиостанцию. Статуя приносила бы практическую пользу и одновременно явилась бы образом «завоевателя стихий», воплощением ее давней мечты. Однако, эта авангардная идея советского скульптора Мухиной не была осуществлена.
Художник Леонид Тишков решил воплотить в жизнь яркую и неординарную идею Веры Мухиной. Пока в виде уменьшенной модели, выполненной в бронзе в стилистике 30-х годов, но со всеми атрибутами настоящего маяка: в шлеме располагается лампа, мигающая в «ритме сердца». Форма и необычный цвет постамента взяты у жемчужины маячной архитектуры, Кыз-Аульского  маяка, стоящего на Керченском полуострове в Крыму. Это не только первый Водолаз-маяк в России, но и первый в Москве памятник водолазам. Маяк, установленный на Пушкинской набережной – только начало воплощения мечты Веры Мухиной. Трёхметровая бронзовая статуя будет посылать световые сигналы проходящим судам, напоминая нам о великом прошлом и неосуществленных утопиях.
Первая версия «Водолаза-маяка» экспонировалась в Крыму, на берегу Балаклавской бухты в 2010 году. В создании скульптуры принимали участие Яна Чиж, Александр Кудрин. Проект был поддержан Государственным Центром Современного Искусства и «Галереей Крокин».
27 апреля - 11 сентября 2016 в ГТГ на Крымском, 10 выставка "Европейские путешествия Третьякова П.М.". Открытие 26 апреля. 130 фотографий видов городов, интерьеров музеев и художественных произведений, которые П.М. Третьяков видел в своих поездках. Около 30 мемориальных предметов и фотографий родственников и знакомых Третьякова. Путеводители и открытки>
22 апреля - 30 cентября Галерея Гари Татинцяна (Москва, Серебяническая набережная, 19) и журнал Interview Россия представляют выставку Питера Соула "You better call Saul!" Открытие 21 апреля.

В 1950-е годы Соул вводит в свои экспрессионистские картины культовых персонажей комиксов и мультфильмов – Супермена и Дональда Дака, в середине 1960-х посвящает серию антимилитаристских произведений войне во Вьетнаме, а в 1970-х создает собственные вариации «Ночного дозора» Рембрандта и «Герники» Пикассо, неизменно возвращаясь к сюжетам, почерпнутым из масс-медиа и истории искусства. Раздражающие, полные диких образов и ядовитой морали, работы Соула – как отражения новой реальности, срывающие маски лицемерия, обличающие человеческие пороки, способные изменить наш взгляд на историю и общепринятое видение социальных устоев. Находясь у истоков течения поп-арта, Соул воплотил свои идеи в беспрецедентном стиле живописи, вдохновившим поколение американских художников на новое мышление и новое творчество, ставшее основой современной американской культуры>
С 24 февраля 2016 до 1 февраля 2017 в Международном Мемориале (Каретный ряд, 5/10) выставка «Жить или писать. Варлам Шаламов».
Авторы выставки, немецкие кураторы Кристина Линкс и Вильфрид Ф. Шeллер, работали над ней несколько лет в тесном сотрудничестве с российскими музеями и архивами. Были собраны уникальные материалы – официальные и личные документы, письма, фотографии из коллекций Российского государственного архива литературы и искусства, Государственного литературного музея, Международного Мемориала, Мемориального музея Варлама Шаламова в Вологде и других собраний. Рукописи Шаламова, фотографии и другие источники, повествующие о событиях его жизни, предстают в окружении материалов, воссоздающих пространство лагерного опыта писателя, основные черты которого метафорически обыгрывает продуманное архитектурное решение выставки.
Renzo Piano Building Workshop перестроит два гектара в центре города и превратит электростанцию ГЭС-2 на берегу Москвы-реки в новое культурное пространство. Фонд V-A-C (Виктория) представил концепцию своего нового культурного пространства на территории электростанции ГЭС-2 на Болотной набережной, ориентированного на развитие современной культуры. Электростанция ГЭС-2, построенная в 1904–1907 годах и снабжавшая город электроэнергией, обретёт новый смысл и облик.  Открытие нового культурного пространства ГЭС-2 запланировано на конец 2018 — начало 2019 года.
4 ноября на Ходынском поле по адресу Хорошевское шоссе, вл. 38А состоялась торжественная церемония закладки камня нового здания музейно-выставочного комплекса Государственного центра современного искусства (ГЦСИ)
Издательство Ad Marginem начало новую серию "Имена", представляющую русских/ российских художников 20-21 века. Открыли серию  Малевич, Дейнека, Монро, Пригов и Архипов. Книжица карманного формата 15х11см. , на русском и английском, с цветными иллюстрациями. Рассказывают о художниках:  Мизиано - об Архипове; Дёготь - о Пригове;  Гройс - о Дейнеке;  Андреева о Монро. Нельзя не заметить, что в "стартовом составе" только Владимир Архипов жив, здоров и чрезвычайно активен>
23 декабря Попечительский совет ГЦСИ выбрал архитектурную концепцию - победителя открытого международного конкурса. Ранее, 12 декабря, на пресс-конференции состоялось объявление финалистов: по результатам заседания международного жюри из 10 команд – участников второго этапа конкурса – были выбраны три команды, набравшие одинаковое количество голосов и, таким образом, прошедшие в финал: испанское бюро Nieto Sobejano Arquitectos, российская студия «Мел» и ирландская практика Heneghan Peng Architects.
C 18 декабря 2013 по 18 мая 2014 в ГТГ на Лаврушинском, 10, в залах графики 49-54 "Искусство пастели. Из фондов графики XVIII – начала ХХ века". Традиционная сменная экспозиция из фондов графики на этот раз реконструирует вызвавшую большой интерес у публики выставку 2004 года, посвященную искусству  пастели, самой хрупкой и изысканной из графических техник. Соединяя возможности  живописи и рисунка, пастель отличается мягкой бархатистой поверхностью, цветовым  богатством. В собрании Галереи хранится около 800 пастелей, часть из которых были приобретены еще П.М. Третьяковым. В экспозицию войдет около 150 листов,  исполненных А. Венециановым, М. Врубелем, О. Кипренским, И. Левитаном,  В. Серовым и другими художниками. Выставка продемонстрирует богатейшие возможности техники пастели и пути ее развития в русском искусстве от момента ее  появления в XVIII веке до эпохи расцвета в начале ХХ столетия.

Московский концептуализм", М., 2005, 416 с., илл. (ISSN 1726-3050)
Книга Московский концептуализм (WAM 15/16, составители Екатерина Дёготь и Вадим Захаров) - уникальное издание, впервые в России и в мире представляющее фундаментальный корпус искусства московского концептуализма как золотой фонд современной художественной практики. В ней представлено более 150 произведений двадцати московских художников и групп, среди которых Илья Кабаков, Андрей Монастырский, Комар и Меламид, Инспекция Медицинская герменевтика и многие другие. Значительная часть произведений - инсталляции, объекты, документация перформансов - публикуется впервые. 

e-mail: Пластинин Юрий

TopList

© 1991-2014 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO