ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В  МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE artontheground АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

СЕГОДНЯ В МОСКВЕ:
 

10 января - 10 февраля в Крокин галерее (Климентовский пер. 9/1, 8.964.564.03.03) выставка Антона Чумака "Битва за урожай".В проекте «Битва за урожай» воссоздана мифология кочевников причерноморских степей, наложенная на уходящую натуру недавнего прошлого того же региона. Таким образом, через географию и мифологию ментально объединяется недавнее и историческое прошлое>
9–20 января 2019 в Выставочном зале МСХ на 1-й Тверской-Ямской, 20 выставка Любови Белых «Под светом солнца»>
26 декабря 2018 - 27 января 2019 во внутренней анфиладе Музея архитектуры (Москва, Воздвиженка, 5/25) выставка «Лекало архитектора».
Выставка представляет 40 лекал, разработанных ведущими российскими архитекторами и архитектурными бюро – героями монографических публикаций издательства TATLIN. Каждое лекало состоит из набора специально организованных геометрических двухмерных элементов, наиболее часто используемых авторами в работе. Все лекала изготовлены с помощью лазерной резки из пластика.
Проект «Лекало архитектора» нацелен на осмысление форм современной архитектуры и популяризацию творчества известных российских художников. К закрытию выставки издательство TATLIN готовит выпуск тиражных настольных лекал для персонального использования, а также печатный каталог.
25 декабря 2018 - 3 февраля 2019 Московский музей современного искусства и Галерея 11.12 представляют выставку Славы Птрк «Не нужен там. Не нужен тут». Проект проходит в рамках Программы поддержки молодого искусства ММОМА. Выставка является попыткой создать универсальный портрет поколения 90-х через историю одного человека. Художник рисует картину мира своего детства, используя личный и субъективный опыт, который, однако, во многом совпадает с детскими воспоминаниями большинства людей, родившихся в то время.
С 22 декабря до 19 января 2019 на Винзаводе в галерее XL "Привет из Москвы" Константина Звездочетова.
21 декабря 2018 – 20 января 2019 в Центре творческих индустрий ФАБРИКА (Москва, Переведеновский пер., 18) выставка Людмилы Горловой.
«Встречи на нейтральной полосе или Аварийное включение». Часть 2. В рамках программы «Фабричные мастерские. Сесси Выставка ориентирована на внутренние вопросы и проблемы современного искусства, рассматривая процесс рисования обнаженной модели в качестве возможности погружения с кистью в руке в область собственных фобий и мотиваций.
В течение срока проведения выставки, в часы занятий процессом живописи, выставочный зал будет закрыт, но в остальное время зрители смогут свободно посетить пространство творческой студии и увидеть результаты работы.
21 декабря 2018 - 24 февраля 2019 в Новой Третьяковке выставка Ивана Николаева. Имя Ивана Валентиновича Николаева (род. 1940), художника-монументалиста, живописца и графика, стоит особняком в советском искусстве второй половины ХХ века — как официальном, так и неофициальном. Представитель знаменитой династии Бенуа–Лансере–Серебряковых, Иван Николаев искал свой путь в искусстве, собственный, ни на чей из близких не похожий, художественный язык. Наибольшую известность ему принесла работа над художественным оформлением станций Московского метрополитена. Однако особый интерес для Третьяковской галереи представляет его станковое творчество, а также пространственные объекты. Значителен, но малоизвестен факт, что 40 лет назад, в 1978 году, используя приемы мультипликации, комикса и сценографии, Иван Николаев создал одну из первых в отечественном искусстве инсталляций — «Гибель Попкова».
В Музее Москвы с 21 декабря 2018 года по 24 февраля 2019 года выставка «Родное Ретро. 1962 – 2002. Московская сага фотографа Михаила Дашевского». В его непостановочных фотографиях, жизненных зарисовках – биография Москвы и всей страны за 40 лет, с начала 1960-х до начала 2000-х. Выставка открывается в рамках цикла «Новые поступления в коллекцию Музея Москвы».
21 декабря по 10 марта 2019 в Новом крыле Дома Гоголя (Никитский бульвар) выставка "Отцы и дети", куратор - Ольга Божко. Уже состоявшиеся, известные художники создают портреты своих детей, а дети - своих родителей-художников. Открытие 20 декабря.
Куратор Ольга Божко собрала более сотни авторов, в числе которых Сергей (Пахом) Пахомов, Ирина Корина, Хаим Сокол и многие другие. С каждой работой перед зрителем оказывается кусочек из жизни семьи, личная история, преобразованная творческим действием, - эмоционально насыщенная, подвижная, сложная. Где-то в портрете ребенка улавливаются черты родителя. В детской работе проскальзывает влияние художника-взрослого.
С 20 декабря в ЦТИ Фабрика (Переведеновский пер., 18) новые выставки.
В зале "Оливье" выставка "Фаворский пёс" Паруйра Давтяна - исследование избирательности человеческого зрения. Название проекта отсылает зрителя к анекдоту, широко известному в художественной среде в советские времена: согласно ему, художник Фаворский перед каждой выставкой исправно рисовал в углу своих работ желтую собачку. Приковывая своей абсурдностью внимание членов жюри, яркий пес притуплял их бдительность, делал "невидимыми" многие другие детали.
В зале "Артхаус" проект "Фаворский пес" отчасти посвящен этому парадоксу зрения – его избирательности. Художник задается вопросом, почему так сложно заметить, казалось бы, очевидные вещи?
Выставка "Бумажные понятия" Дарьи Кротовой - визуализация слов и выражений, произвольно выбранных автором - художником и переводчиком Дарьей Кротовой. Выставка воспевает бумагу и ее свойства, а тем самым и "гения места". Для художника, много работающего с бумагой, как со скульптурным материалом, важно сделать выставку в пространстве, имеющем исторически прямое отношение к производству бумаги. А также проэкспериментировать: во что может воплотиться бумага, кроме ее привычных назначений, предусмотренных производством.
С 20 декабря 2018 по 10 февраля 2019 во флигеле «Руина» (ул. Воздвиженка, д.5/25) Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева представляет выставку футуристических проектов советской группы НЭР – «НЭР: По следам города будущего. 1959-1977». Открытие 19 декабря. Выставка посвящена коллективному проекту экспериментальной архитектурной группы НЭР, которая более пятнадцати лет разрабатывала градостроительную модель города будущего – «Новый элемент расселения».
Экспозиция познакомит с этапами становления НЭРовской теории города – от коллективного студенческого диплома 1960 года до проектов, опубликованных за рубежом и представленных на XIV Миланской триеннале в 1968 году и на Экспо в Осаке в 1970 году. В залах «Руины» будут показаны материалы из личных архивов НЭРовцев, воссозданные макеты, эскизы и публикации, а также видео- и аудио-свидетельства самих участников проекта НЭР.
С 20 по 22 декабря состоится международный научный симпозиум, организуемый Высшей школой урбанистики им. А.А. Высоковского Факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ совместно с кураторами выставки Марией Пантелеевой и Александрой Гутновой.
С 5 января по 9 февраля запланирован цикл лекций «Архитектурные утопии. ХХ век» о концептуальном проектировании городов в России и за рубежом.
С 26 января по 5 февраля на базе выставки будет работать проектный семинар под названием «Новая история будет». В рамках семинара молодые специалисты представят свое видение города будущего.
С 19 декабря 2018 по 27 января 2019 в музее Вадима Сидура (Москва, Новогиреевская, 37А) выставка Кирилла Савченкова Ch(K)ris(tin). Close Air Support, затрагивающая взаимоотношения между ментальными расстройствами, аугментацией и цифровыми медиа в условиях глобальной турбулентности и смены значений устоявшихся понятий. Выставка строится на работе с экспозицией музея и коллекцией работ Вадима Сидура, с помощью мультиканальной аудиовизуальной инсталляции и скульптурной композиции.
18 декабря 2018– 19 марта 2019 Галерея «Триумф» и галерея «Царская башня» представляют выставку «Станция Россия». Проект был представлен в Павильоне Россия в рамках 16-й Международной архитектурной биеннале в Венеции в 2018 году и связан с заявленной кураторами биеннале темой «Свободное пространство» (FreeSpace), которая имеет для России особое значение. Вопросы пространства, его постижения и освоения являются коренными вопросами русского бытия. Россия обитаема там, где проходит железная дорога. Железная дорога служила и еще долго будет служить инструментом покорения бескрайнего русского пространства.
Куратор - Семен Михайловский. Ассистент куратора - Екатерина Толстая. Участники: Студия 44 (Н. Явейн), Метрогипротранс (Н. Шумаков), Литейная Часть-91 (Р. Даянов), Горожане / Citizenstudio (М. Бейлин, Д. Никишин), Studio 911 (В. Крылов, А. Чурзин, И. Ассоров), Анатолий Акуе, Даниил Зинченко.
Место: Царская башня, Казанский вокзал (Комсомольская пл. 2)
15 декабря в музее «Новый Иерусалим» открылась  выставка "Стиль Фаберже. Превосходство вне времени", в основе которой – редкие произведения ювелирного дома Фаберже из российских и зарубежных музеев. Экспозиция представит предметы из коллекции музея Фаберже в Баден-Бадене (Германия), работы из Государственного Эрмитажа, Государственного музея-заповедника «Петергоф», Государственного исторического музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, и Русского национального музея (Россия).
Выставка станет первым столь масштабным проектом, который представит не просто отдельные предметы, но расскажет историю развития Дома Фаберже.
С 13 декабря Еврейский музей и центр толерантности (Москва, улица Образцова, 11с1а, вход с Новосущевского переулка)) представляет две выставки, посвященные
80-летию со дня гибели русского поэта Осипа Мандельштама, его жизни и творчеству. 
Выставка «Сохрани мою речь навсегда» воплотится в виде масштабной инсталляции по мотивам одноимённого фильма режиссёра Ромы Либерова.
Выставка «Тоска по мировой культуре» призвана раскрыть новые грани образа Осипа Мандельштама сквозь призму «остатка книг», дошедших до наших дней стараниями Надежды Мандельштам. Проект подготовлен совместно с РГАЛИ.
13 декабря 2018 - 3 февраля 2019 в ММОМА на Гоголевском бульваре, 10 междисциплинарный проект Василия Власова и Михаила Погарского «По следам Гумилева», в котором соединились визуальное искусство, литература, геопоэтика, история и этнография. Открытие 12 декабря.
Выставка выстроена на основе одноименной «арт-экспедиции» в Эфиопию, осуществленной в апреле 2017 года художниками Василием Власовым и Михаилом Погарским. Авторы проекта претендуют на изобретение нового жанра искусства «арт-экспедиция», в котором странники собирают не только артефакты, но в первую очередь художественные впечатления. Проект рассматривает новые методы работы с пространством, памятью, художественными жанрами и наследием поэта, переводчика и исследователя Африки Николая Гумилева. Повторив маршрут неоднократных странствий Гумилева по африканскому континенту, художники заново открывают «колдовскую страну», развивают и преобразуют идеи поэта, предлагая зрителям присоединиться к путешествию.
С 12 декабря в галерее «Электромузей в Ростокино» (Москва, ул. Ростокинская, 1) Объединения «Выставочные залы Москвы» выставка Дмитрия Каварги «Оболочки смысловых конструкций». Куратор - ПАлексей Шульгин. Это выставка с философским подтекстом, попытка овеществления, наделения телесностью метафизических философских понятий и концептов, таких как делёзовская ризома, аристотелевская субстанция, декартовское cogito, лейбницианская монада, кантовское априори, шеллингианская потенция, бергсоновская длительность и т.д. На выставке будут представлены объекты, скульптуры, инсталляции разных лет, новые работы, а также видеодокументации проектов художника.
С 11 декабря на Винзаводе:
До 20 января 2019 в галерее pop/off/art "Growing. Painting" Виталия Пушницкого.
До 28 января 2019 в галерее Osnova групповая выставка "Хрупкие вещи"
11 декабря 2018 - 10 февраля 2019 Московский музей современного искусства (Ермолаевский переулок, 17) при поддержке Французского института при Посольстве Франции в России представляет выставку «Запрещено запрещать», первую часть двухчастного проекта, посвященного парижским событиям 1968 г. и их влиянию на современную культуру и общество. Открытие 11 декабря.
11 декабря  2018 -  12 февраля 2019 в ММАМ (Остоженка, 16) выставка Игоря Макаревича "...И слышно: они поют". Открытие 10 декабря>
8 декабря - 27 января в Москве проходит Фестиваль архитектурного модерна. Образовательный проект «Москва глазами инженера» проведет цикл экскурсий и лекций об эпохе ар-нуво
Расписание Фестиваля модерна можно найти на сайте: https://engineer-history.ru/tours/modern >
С 4 декабря на Винзаводе:
До 20 января в цехе Белого - "Все палитры попадают в рай" Владимира Дубосарского и Владимира Потапова. Она продемонстрирует две различные модели работы с современной живописью: каждый из художников в своей манере обращается к темам опыта, памяти, времени, задействуя обширный арсенал художественных языков и техник. Владимир Дубосарский включил в экспозицию три серии работ, каждая из которых создана специально для выставки на Винзаводе. В их числе крупномасштабный триптих «Девушка, освещенная солнцем» и две серии, балансирующие между фигуративом и абстракцией – «Стволы» и «Фактуры». Центральное место в его работах занимает образ.
Серия Владимира Потапова включает около трех десятков работ. В ней автор экспериментирует с техникой создания многослойного изображения: образы из старых снимков проступают как фантомы сквозь множество слоев акриловой эмали. Живописные наложения становятся материализованной метафорой памяти. Для Владимира Потапова на передний план выходит картина как таковая, в её пространственной многомерности. В экспозицию вошла самая популярная серия художника последних лет – «Внутри». «Память – это проекция времени в её нелинейном выражении» ­– говорит художник.
До 15 декабря в галерее XL "Рисунки на полях" Александра Повзнера.
До 20 января в галерее 21 - "Опытное поле" Марии Сафроновой.
До 15 января в галерее 11.12 - "Uncertaim Praxis" Протея Темена.
5 декабря 2018 - 24 февраля 2019 в ММАМ (Остоженка, 16) Евгений Антуфьев — Дмитрий Краснопевцев "Диалог. Когда искусство становится частью ландшафта. Часть III". Открытие 4 декабря>
1 декабря в Образовательном центре ММОМА на Ермолаевском 17 стартовала заключительная часть программы «Формы художественной жизни» — выставка «Как нам всем оказаться в будущем?». Проект создан по инициативе пространства Spektrum (Берлин) совместно с ММОМА и Гёте-Институтом в Москве и посвящен синтезу технологий, научного знания и художественных практик. В рамках программы художникам, активистам, исследователям, студентам и просто энтузиастам будет предложено подумать о новых подходах к применению научных знаний и к исследованию современного состояния человека и общества.
В течение трех месяцев (до конца февраля) проект Spektrum будет разворачиваться вокруг трёх основных тем: «Звуковые вибрации», «Создавая эмпатию» и «Интеллект всего». Эти направления исследования будут представлены не только на выставке, но и в рамках трёх семинаров, функционирующих по принципу горизонтального сотрудничества и использующих методы оперативной передачи информации и простого моделирования. Также запланировано проведение трёх открытых встреч, на которых самоорганизующиеся пространства, коллективы и отдельные художники представят свои проекты и смогут обменяться опытом.
С 29 ноября 2018 - 17 февраля 2019 в Государственном центре современного искусства в составе РОСИЗО (Москва, Зоологическая ул., д.13, стр.2) выставка «Предчувствие космоса».
Куратор — Виталий Пацюков. Сокураторы — Светлана Макеева, Екатерина Дракунова.
Выставка «Предчувствие космоса» посвящена взаимоотношениям человека с космической беспредельностью. В произведениях экспозиции оживут идеи Николая Федорова об органике бессмертия человека, воплотятся принципы космических технологий Константина Циолковского, образы межпланетных станций-архитектонов Казимира Малевича и поэтические размышления Ильи Кабакова о полётах человека в обыденной жизни.
Работы 14 художников, среди которых Илья Кабаков, Леонид Тишков, Эрик Булатов, Шифра Каждан, Нина Котёл, выстроятся в форме диалога, где пересекутся научные открытия и мир романтических идеалов, память детства и рождение рефлексивных форм.
29 ноября 2018 – 3 февраля 2019 галерея ARTSTORY (Москва, Старопименовский пер., 14) представляет выставочный проект "Гамарджоба! Кети Мелкадзе". Открытие 28 ноября.
Скульптурные объекты, инсталляции и рельефы из проволочной сетки, рисунки мелом и живопись, – не самый обычный «набор» для выставочного проекта. Но для творчества грузинской художницы Кети Мелкадзе это естественно, как и само название проекта. Некоторые работы крупного размера Кети Мелкадзе готовит специально к выставке, работая в арт-резиденции галереи в Москве. Большинство её произведений выполнено из обычной проволочной сетки. Основные инструменты художника – не кисть или мастихин, а руки, ножницы и кусачки>
28 ноября 2018 – 17 февраля 2019 в МВК Российской академии художеств, в галерее искусств Зураба Церетели выставка "Иконы Каргополья. Возрождение".  Из собрания Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск). Открытие 27 ноября.
В экспозиции представлены 150 памятников иконописи и деревянной пластики Каргополья ХV – ХIХ веков. Выставка показывает, как ведущие российские реставраторы совместно с сотрудниками архангельского музея год от года собирали, сохраняли, реставрировали и изучали каргопольские иконы. Большая часть произведений будут показаны впервые.
27 ноября 2018 - 3 марта 2019 в ММОМА на Петровке, 25 ретроспектива Жака Линшица (1891 - 1973). Творческое наследие Жака Липшица хранится в разных странах, составляя коллекции лучших музеев мира и частных собраний. Его персональные выставки проводились с 1920 года, а ретроспективные — начиная с 1935 г.. Советский искусствовед Абрам Эфрос назвал работы Липшица «самым высоким, доминирующим пунктом русского внедрения» в западное искусство. Выставка в ММОМА не только познакомит публику с одним из важнейших скульпторов ХХ века, но и по праву станет историческим событием для мирового арт-сообщества: художник еврейского происхождения, творчество которого развивалось во Франции и США, родился в Российской Империи, и сегодня его работы в масштабном формате будут выставлены впервые в России.
23 ноября 2018 - 19 мая 2019 в Третьяковской галерее (Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54) выставка "Арлекины Серебряного века. К.А. Сомов, Н.Н. Сапунов, С.Ю. Судейкин">
22 ноября 2018 - 27 января 2019 в Новой Третьяковке (Крымский Вал, 10, залы 80–82) выставка "Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918‒2018".  Открытие 21 ноября.
Экспозиция представляет собой своеобразную мозаику из работ, созданных эстонскими художниками на протяжении 100 лет. В центре внимания выставки — ряд произведений, попавших в собрание Государственной Третьяковской галереи в 1945–1989 годах. Коллекция национального искусства в фонде Государственной Третьяковской галереи является самым крупным в России собранием произведений живописи, графики и скульптуры, созданным эстонскими художниками в советский период. Выставку можно рассматривать как своеобразный срез истории эстонского искусства: наряду с искусством советского периода в экспозиции будут представлены ключевые мастера эстонского модернизма довоенного периода и творчество эстонских художников XXI века>
22 ноября 2018 – 31 января 2019 галерея Мамонтовых (Москва, Лаврушинский пер., 11, к.1) представляет выставку художника Владимира Серебровского (1937 - 2016). Открытие 21 ноября. Значительную часть экспозиции выставки составляют пейзажи из серии «Сто видов Памира», написанные художником как «ответ» серии японского художника Кацусики Хокусая «Тридцать шесть видов Фудзи».
С 21 ноября до 18 января 2019 на Винзаводе в галерее Файн Арт "Digital disruption" Анастасии Копытцевой.
21 ноября 2018 - 27 января 2018 на Гоголевском бульваре, 10 Московский музей современного искусства представляет масштабную ретроспективу художника Михаила Шемякина, приуроченную к 75-летию мастера — "Михаил Шемякин. Метафизическая мастерская". Открытие 20 ноября. Проект, в экспозицию которого войдут более 250 произведений в разных техниках — живопись, скульптура, графика, — охватит ключевые периоды творчества Шемякина и познакомит со всеми направлениями его деятельности. Куратором и архитектором экспозиции выступил художник Алексей Трегубов.
В состав проекта включены произведения из Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства, Государственного академического Мариинского театра, Фонда художника Михаила Шемякина, фонда киностудии "Союзмультфильм", частных собраний и личного собрания художника во Франции. Зритель сможет увидеть работы из легендарных серий "Тротуары Парижа", "Коконы", "Театр", "Гражданская война", "Мета-бюсты" и многих других.
14 ноября 2018 – 10 марта 2019 в Центре фотографии имени братьев Люмьер (Москва, Болотная наб. 3, стр. 1) выставка Вадима Гущина "Из частной библиотеки". Особое место в цветных сериях, вошедших в экспозицию, занимает книга, как предмет, обладающий простой формой и хранящий в себе текст и изображение. В своих лаконичных и выразительных натюрмортах Гущин следует строгой геометрии супрематической живописи. Отсекая функцию предмета, Гущин обнажает его форму, складывая бытовые объекты в беспредметные минималистичные композиции.
Фотографический язык Вадима Гущина близок к минимализму и традициям русского авангарда, супрематизма. В своей эстетике Гущин «идет по пути Казимира Малевича. По пути чистых форм» – пишет в предисловии к недавно вышедшему в Голландии альбому Гущина «Everyday Objects / Cultural Treasures» искусствовед М. Сидлин. Однако, в отличие от живописи, фотография имеет дело с конкретными образами. Как раз эта тонкая грань, баланс между абстрактным, двухмерным, символичным, с одной стороны, и конкретным, индивидуальным, стремящемуся к идеалу, но несущему на себе признаки времени и человеческой деятельности, с другой, и составляет интригу и особую притягательность работ Вадима Гущина.
13 ноября 2018 – 27 января 2019 в галерее на Солянке выставка «БЕРГМАН. МЕТАМОРФОЗЫ». Куратор: Карина Караева. Проект объединяет произведения современных художников, вдохновленные киноязыком, эстетикой и личностью Игмара Бергмана. В серии видеоработ, инсталляции, фотографий живописных работ и объектов их авторы осмысляют и раскрывают тонкие аспекты метода мастера. Аллегория, деконструкция нарратива, отстранение, предельная образная символичность, присущая киноязыку Бергмана, предстает во всевозможных вариациях в работах Кристины Лукас (Испания), Наташи Данберг (Швеция), Коринны Шнитт (Германия), Алены Терешко, Виктора Алимпиева, группы «Нежные бабы» и других российских и зарубежных художников.
9 ноября – 9 февраля в галерее Гари Татинцяна (Москва, Серебряническая набережная, 19) выставка Вима Дельвуа. Открытие 8 ноября. Вим Дельвуа (1965, Бельгия) – художник, известный беспрецедентными экспериментами в области нео-концептуального искусства.

В 90-е годы Дельвуа обратился к радикальной критике общества потребления, исследуя границы искусства как товара в своем проекте «Клоака» (Cloaca). «Клоака» — машина, полностью имитирующая пищеварительную систему человека. Проект основан на научных и технических изысканиях и представляет собой цепь соединенных друг с другом емкостей, наполненных кислотами, пищеварительным соком, бактериями и энзимами, вза имодействующих при постоянной температуре 37,2°C.
3 ноября 2018 – 27 января 2019 в галерее Наши художники (Москва, Сеченовский переулок, 2) выставка Савелия Сорина (1878–1953). В России единственная персональная выставка Сорина состоялась 45 лет назад в Третьяковской галерее и Русском музее, поводом для нее послужила передача в дар советским музеям вдовой художника Анной Сориной тридцати произведений, отобранных Савелием Абрамовичем. Настоящий проект продолжает системную деятельность галереи «Наши художники» по возвращению полузабытых имен художников русского зарубежья и призван привлечь внимание к этой значительной фигуре нашей, а не только международной культуры.
Родом из Полоцка, находившегося тогда в черте оседлости, из бедной семьи Савелий Сорин смог поступить в Одесскую рисовальную школу, а впоследствии блестяще закончить Академию художеств в мастерской Ильи Репина. В 1910-е он экспонировал работы на выставках «Мира искусства», часто бывал в артистических кабаре «Бродячая собака» и «Привал комедиантов», посетители которых нередко становились его моделями – Анна Ахматова, Николай Евреинов, Тамара Карсавина, Михаил Кузмин, Артур Лурье и другие. Революционные события привели художника в Крым (1917–1919), где были написаны замечательные портреты княгини Ольги Орловой и Веры Тищенко (оба – ГРМ). После короткого пребывания в Тифлисе в 1920 он переместился в Париж, часто выезжал в США и
окончательно поселился там в начале Второй мировой войны. В эмиграции Сорин постепенно приобрел широкую известность и достиг материального благополучия, что было так несвойственно русским художникам в изгнании. Игорь Грабарь писал в 1920-е: «Все выставки гоняются за его последними вещами, самые видные женщины Англии и Америки непременно хотят иметь соринский портрет. После персональной выставки в Лондоне (1923) художник получил заказы от британской королевской семьи. Высшие круги американского бизнеса обращались к нему, желая увековечить себя и членов своих семей – Каны, Дюпоны, Асторы, Вулворты, Меллоны были среди его клиентов. Также и русские аристократы (Оболенские, Трубецкие), и русская интеллигенция в изгнании составляли круг его моделей. Среди них – Вера Немчинова, Наталия Кованько, Лев Шестов, Джордж Баланчин и многие другие. Его рукой запечатлены мировые кинозвезды Лиллиан Гиш и Вивьен Ли. В 1920–1940-е Сорин провел ряд персональных выставок в США. Его работы вошли в собрания крупных западных музеев – Метрополитен-музея и Фрик Коллекшн, Нью-Йорк, Музея изобразительных искусств Сан-Франциско, Национальной галереи искусства, Вашингтон, Люксембургского музея, Париж и других. Они до сих пор украшают резиденцию членов британской королевской семьи Кларенс-хаус, Лондон.
1 ноября 2018 - 1 ноября 2019 в гостях у Государственной Третьяковской галереи Нижегородский государственный художественный музей. Выставка пяти значительных полотен русских художников второй половины XIX века из коллекции Нижегородского государственного художественного музея.
Картины будут включены в пространство постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке. В экспозиции можно будет увидеть исполненную А.П. Боголюбовым монументальную панораму Нижнего Новгорода во время проведения торговой ярмарки, полотно «Берега Далмации» кисти И.К. Айвазовского и картину И.Н. Крамского «Женщина под зонтиком».
31 октября 2018 – 20 января 2019 в музее Востока (Москва, Никитский бульвар, дом 12-а) Выставка "Восток. Другая красота". Вернисаж 30 октября.
В 2018 году исполняется 100 лет со дня основания Государственного музея Востока. Музей Востока – единственный в России культурный центр, специализирующийся на хранении, изучении и популяризации искусства стран и народов Востока. Музей открыл свои двери для посетителей 30 октября 1918 года. Этот день принято считать официальным «Днем рождения» Музея, который за свою вековую историю сменил несколько названий (музей «Ars Asiatica», Музей восточных культур, Государственный музей искусства народов Востока) и совершил несколько переездов, пока в 1984 году не развернул свои экспозиции в здании, известном под названием «Дом Луниных» - городской усадьбе первой четверти XIX века на Никитском бульваре. Собрание Музея Востока насчитывает около 150 000 произведений живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства.
К 100-летию Музея Востока приурочено проведение масштабной выставки «Восток. Другая красота». Выставка рассчитана на весь выставочный комплекс – шесть залов. В экспозиции будут задействованы все основные регионы, представленные в коллекции музея, сгруппированные в шесть разделов: Центральная Азия, страны ислама, Кавказ, Китай, Корея, Япония, Юго-Восточная Азия. На выставке будет экспонировано более четырехсот музейных предметов: живопись и графика, костюм и ювелирные украшения, предметы декоративно-прикладного искусства.
24 октября 2018 - 3 февраля 2019 в МАММ (Москва, Остоженка, 16) выставка Виктора Пивоварова «Московский альбом». Открытие 23 октября.
Выставка объединяет живописный цикл «Небесный город» (2017), знаменитый альбом «Действующие лица» (1996), а также графические альбомы «Если» (1995) и «Флоренция» (2005-2010), которые будут впервые показаны публике.
Концептуализм возник в СССР в начале 70-х годов. Как и многие другие направления неофициального искусства, он развивался в изоляции от общемировых тенденций и традиций. Особенностью московского концептуализма является традиционная литературоцентричность русского искусства. Концептуалисты работают с языком и смыслами. Умение наглядно показывать абстракции, соединяя или противопоставляя слова и изображения – является отличительной чертой концептуального искусства.
К московскому романтическому концептуализму можно отнести творчество и Виктора Пивоварова, и Ильи Кабакова, и Эрика Булатова, и Риммы и Валерия Герловиных, и Андрея Монастырского и группы «Коллективные действия» и др.
Само название выставки «Московский альбом» объясняет основные принципы концептуалистского подхода. Форма альбома – подразумевает обязательную «аттрибуцию» рисунков, а традиционная московская уютная камерность и какая-то особенная, пронизанная юмором родственная атмосфера угадываются во всех без исключения сериях, вошедших в экспозицию, будь то «Действующие лица» или «Флоренция». Это позволяет художнику с одной стороны, разглядеть и подчеркнуть общие черты, присущие самым разнообразным мирам и явлениям, а с другой – показать Москву со стороны, с новой, свежей, неожиданной точки зрения.
6 октября 2018 - 17 февраля 2019 в Инженерном корпусе Третьяковской галереи (Лаврушинский переулок, 12, 2 и 3 этажи) выставка "Архип Куинджи". Открытие 5 октября.
Архип Иванович Куинджи (1842–1910) — один из самых ярких русских художников XIX столетия. Он совершил прорыв в художественных исканиях своего поколения живописцев, создал особый тип романтического пейзажа, основанного на реалистическом восприятии мира, но преображенного творческой индивидуальностью художника.
Искусство Куинджи тесно связано с традициями передвижников. В своем творчестве он сплавил опыт предшествующего развития пейзажной живописи и со свойственной ему самобытностью трансформировал русский и европейский романтизм, достижения французских барбизонцев, открытия импрессионистов и совершенно новую для той эпохи декоративную театрализацию в станковых полотнах.
Нынешний проект представит экспозицию из более чем 180 избранных произведений. В состав выставки включены, помимо полотен и работ из коллекции Третьяковской галереи и Русского музея, произведения из 19 крупнейших региональных собраний, а также музеев стран ближнего зарубежья — Азербайджана, Беларуси, и из одной частной коллекции.
С 4 октября по 20 января в Еврейском музее и центре толерантности (Москва, ул. Образцова, 11с1а, вход с Новосущевского переулка) выставка «Исаак Левитан и авторский кинематограф». Открытие 3 сентябоя.
Выставка представит свыше 30 пейзажей Исаака Левитана. Для того, чтобы расширить горизонт зрительского восприятия и продемонстрировать преемственность образов живописи Левитана в кинематографе, выставочное пространство интегрирует полотна художника в контекст узнаваемых кадров отечественного кино: Сергея Эйзенштейна, Андрея Тарковского, Александра Сокурова, Андрея Кончаловского, Романа Балаяна, Сергея Соловьева, Андрея Звягинцева, Александра Довженко и других режиссеров.
С 4 октября 2018 года по 27 января 2019 года Музей русского импрессионизма представит выставку «Давид Бурлюк. Слово мне!». Открытие 3 октября.
В состав экспозиции войдут более 50 работ художника из 14 государственных музеев и частных коллекций. Среди них находятся произведения, которые еще ни разу не экспонировались на монографических выставках мастера.
Давид Давидович Бурлюк – живописец, график, поэт, художественный критик, «отец русского футуризма» – не нуждается в представлении узкому кругу знатоков и поклонников русского авангарда, но остается почти неизвестен широкой публике. Владимир Маяковский называл Бурлюка своим учителем: «Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Давид сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги. Выдавал мне ежедневно 50 копеек, чтоб писать не голодая».
Давида Бурлюка называли всеядным, и ему действительно все было интересно илюбопытно. Он не боялся повторять подсмотренное у других: у Ван Гога, Гогена, Матисса, Пикассо, своих коллег-художников в России. Для Бурлюка решающим в дальнейшем развитии оказался именно опыт Матисса. Поэтому на выставке особое внимание привлекают две выбивающиеся из общего ряда картины «Волы» (1908) и «Куст роз» (середина 1910-х). Сравнительно тонкие, написанные по незакрашенному холсту — в них угадывается влияние французского фовиста.
Шаг за шагом посетитель пройдет с Бурлюком путь от импрессионизма к фовизму и войдет в эпоху авангарда, увидит футуризм таким, как его понимал Бурлюк в живописи.
Музей русского импрессионизма был открыт для посетителей в мае 2016 года. Он расположился в историческом комплексе промышленных зданий конца XIX века. Уникальный проект реставрации и создания современного музейного пространства был реализован британским архитектурным бюро John McAslan + Partners.>
19 сентября 2018 - 20 января 2019  в Третьяковской галерее ретроспективная выставка Михаила Фёдоровича Ларионова (1881–1964), одного из основоположников русского художественного авангарда и его признанного лидера.  Наделенный мощным живописным даром и талантом экспериментатора, с самого начала своей деятельности он оказал огромное воздействие на становление и развитие нового искусства ХХ века.  Произведения Ларионова в стиле примитивизма стали воплощением национального варианта авангарда.  Ларионов стоял у истоков рождения абстрактного искусства. Его «авторский» вариант беспредметной живописи получил название «лучизм». В состав экспозиции войдут около 500 экспонатов, которые представят все основные направления его творчества, а также широкий круг интересов Ларионова–коллекционера. Открытие 18 сентября>
12 сентября 2018 - 27 января 2019 в Музее современного искусства «Гараж» выставка «Ткань процветания» — международный проект, посвященный одежде в искусстве вне контекста модной индустрии.
На выставке будут представлены работы более 40 художников с пяти континентов — от представителей исторического авангарда, советского и бразильского андерграунда до классиков современного искусства и авторов нового поколения.
География выставки основана на «шелковых путях» XXI века — глобальных маршрутах и производственных циклах сырья, ткани и готовой одежды. Проложенный из Стокгольма в Дакку и из Иваново в Биеллу исследовательский маршрут выставки отражает неактуальность стереотипных представлений о Востоке и Западе, глобальном Севере и Юге и утверждает принципиальное равенство художественных техник, методов и традиций.
C 19 апреля  2018 по 20 января 2019 к трехлетию со дня открытия Музей AZ (2-я Тверская-Ямская, 20-22) представляет новый выставочный проект — «ЗВЕРЕВ-GALA»! Пресс-показ и открытие 17 апреля.
В переводе с французского «gala» — торжество, празднество. Именно таким гала-представлением станет выставка, на которой будут показаны лучшие работы Анатолия Зверева из собрания музея.
В экспозицию, которая развернется на трех этажах, войдут свыше 250 работ разных жанров — портреты, пейзажи, абстракции, циклы супрематики и иллюстраций. Главный акцент выставки «ЗВЕРЕВ-GALA» — на разнообразии зверевского наследия.

Впервые в выставочном пространстве будут представлены уникальные материалы — цикл иллюстраций к повести Гоголя «Записки сумасшедшего», который художник создал в 1955 году. Специально к этому разделу экспозиции известный российский режиссер-мультипликатор Михаил Алдашин создал анимационный фильм.
5 мая 2016, в День Водолаза, на Пушкинской набережной Парка Горького произошло знаменательное событие: над водами Москвы-реки зажёгся «Водолаз-маяк». Этот необычный проект был задуман скульптором Верой Мухиной еще в 1937 году, но не был осуществлен. Современный художник Леонид Тишков реализовал этот авангардный замысел как public-art объект, посвященный героическим покорителям подводных стихий – всем водолазам России. После открытия в 20:25 маяк зажжется вместе с городским освещением.
После ошеломительного успеха монумента «Рабочий и колхозница» Вера Мухина, работая над героическим образом «эпроновца» (ЭПРОН – Экспедиция Подводных Работ Особого Назначения), решила создать необычную статую водолаза огромного размера. Сохранилось ее письмо начальнику ЭПРОН Фотию Крылову. «Около Балаклавы, – написала она, – есть место, где требуется маяк. Я хочу сделать этот маяк в виде водолаза, вышиной в сорок метров. Неяркий блеск стали будет ассоциироваться с блеском мокрой от воды одежды. Серебряный гигант станет посылать спасательные лучи в море». В шлем водолаза Мухина рассчитывала поместить аппаратуру маяка, радиопеленгатор, радиостанцию. Статуя приносила бы практическую пользу и одновременно явилась бы образом «завоевателя стихий», воплощением ее давней мечты. Однако, эта авангардная идея советского скульптора Мухиной не была осуществлена.
Художник Леонид Тишков решил воплотить в жизнь яркую и неординарную идею Веры Мухиной. Пока в виде уменьшенной модели, выполненной в бронзе в стилистике 30-х годов, но со всеми атрибутами настоящего маяка: в шлеме располагается лампа, мигающая в «ритме сердца». Форма и необычный цвет постамента взяты у жемчужины маячной архитектуры, Кыз-Аульского  маяка, стоящего на Керченском полуострове в Крыму. Это не только первый Водолаз-маяк в России, но и первый в Москве памятник водолазам. Маяк, установленный на Пушкинской набережной – только начало воплощения мечты Веры Мухиной. Трёхметровая бронзовая статуя будет посылать световые сигналы проходящим судам, напоминая нам о великом прошлом и неосуществленных утопиях.
Первая версия «Водолаза-маяка» экспонировалась в Крыму, на берегу Балаклавской бухты в 2010 году. В создании скульптуры принимали участие Яна Чиж, Александр Кудрин. Проект был поддержан Государственным Центром Современного Искусства и «Галереей Крокин».
Renzo Piano Building Workshop перестроит два гектара в центре города и превратит электростанцию ГЭС-2 на берегу Москвы-реки в новое культурное пространство. Фонд V-A-C (Виктория) представил концепцию своего нового культурного пространства на территории электростанции ГЭС-2 на Болотной набережной, ориентированного на развитие современной культуры. Электростанция ГЭС-2, построенная в 1904–1907 годах и снабжавшая город электроэнергией, обретёт новый смысл и облик.  Открытие нового культурного пространства ГЭС-2 запланировано на конец 2018 — начало 2019 года.

e-mail: Пластинин Юрий

TopList

© 1994-2018 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO