ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В  МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE artontheground АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

СЕГОДНЯ В МОСКВЕ:
 

C 15 января по 15 февраля в Галерее на Чистых прудах (Москва, Чистопрудный бульвар, 5, вход с Гусятникова переулка) выставка Евгения Бачурина "Минувшее проходит предо мною".
«Поэты первыми прекратили описывать реальность, вслед за ними художники перестали ей подражать» (Пьер Реверди). Настоящему поэту необходимо вовлечь читателя в путешествие по стране своего воображения. Это путешествие в край бесконечного. Это мираж. Но такой мираж чарует. Он содержит в себе динамику образов, а это уже неоспоримая психологическая реальность. У поэта есть потребность вербально выразить свое неуловимое воображение, а художнику необходимо претворить воображаемое в визуальное. Творчество Бачурина – это взаимодействие поэзии и живописи>
С  12 января 2017 в Крокин галерее (Москва, Климентовский переулок, 9/ 1 по договоренности 964.564.03.03) выставка Платона Инфанте "Хронотопы">
10 - 22 января в выставочном зале Тушино (ул. Яна Райниса, 19, корп. 1) выставка "Русская провинция", на которой представлены произведения художников, которые участвовали в поездках, организованных МСХ.
C 29 декабря в Антиколесе на Фабрике (Переведенский переулок, 18) выставка. Участники: Новый фильм арт-группы Желатин (Gelitin), Давид Тер-Оганьян, ЕлиКука, Грин, Антон Николаев, Алиса Йоффе. Переведеновский пер. 18, проходная №2, строение 1, этаж 2, студия 1-22. (после 20:00 вход через проходную №1, строение 4)
28 декабря 2016 - 3 февраля 2017 в галерее Файн Арт (Москва, Большая Садовая, 3, стр. 10) выставка Тимофея Смирнова "Атрибуты искусства". Окончание проекта «Мера ценности», начатого Тимофеем Смирновым в 2011 г. Тогда автор, желая помочь человечеству найти привычную меру всего действительно великого, что оно создало в нематериальной сфере - культуре, искусстве, предложил утопические "деньги", такие же абстрактные, как и те, которые, как нам обещают, обеспечены золотым запасом. Затем последовали «Протест художника Тимофея Смирнова» (2013) и «Московская особая» (2015)>
С 27 декабря в Государственном институте искусствознания (Козицкий, 5) выставка «Семейный альбом». В этот день Андрею Владимировичу Толстому исполнилось бы шестьдесят лет. В экспозицию вошли графические произведения из его домашнего собрания, по большей части подаренные на дни рождения. Здесь произведения художников разных эпох и разных творческих кредо, что лишний раз свидетельствует о разносторонности интересов Андрея, о его включенности в современный художественный процесс. Но более всего – о его человечности и обаянии, об умении искренне любить и быть любимым подчас непохожими, но всегда творческими людьми.
25 декабря 2016 - 22 января 2017 в Центре Марс (Москва, Пушкарев переулок, 5) фестиваль театра и перформанса Глобус 2.0.
обрал около двадцати спектаклей таких театральных коллективов как Театр Post, Театр 101, Организмы, Этюд-театр, Театр Особняк, проект фестиваля Точка доступа, проект перформанс-платформы Уральской Индустриальной Биеннале и других. На целый месяц МАРС превратится в площадку для экспериментальных спектаклей, не вписывающихся в парадигму театра, каким мы привыкли его видеть. Фестиваль не ограничивается московской площадкой — Центр МАРС в Санкт-Петербурге примет у себя «Неявные воздействия» Театра doc.
24 декабря 2016 - 15 января 2017 в галерее Триумф (Москва, Ильинка, 3/ 8, стр. 5) выставка Дмитрия Гутова "Приступ двигательной активности с помутнением сознания и нарушением памяти". Открытие 23 декабря.  "...черты возвращения в советское прошлое, окрашивающее наши дни, наполняет художника новой энергией. Он как бы заново, на новом витке, переживает ту атмосферу, которая будоражила людей с конца 1980-х по 1991 год. Только с той поправкой, что результат заранее известен">
23 декабря 2016 - 8 января 2017 в Галерее А3 (Староконюшенный, 39) выставка "Альтернатива">
25 декабря - 26 февраля 2017 в Галерее на Шаболовке () выставка "Конструктивизм детям". Выставка "Конструктивизм — детям" представляет детские книги 1920-х — начала 1930-х годов, рассказывающие об устройстве мира, научных изобретениях и вещах, окружавших ребенка в тот исторический период. Эти издания — особый срез советской культуры, они находятся на пересечении графического дизайна, педагогики, литературы, социально-политической истории. Открытие 22 декабря>
21 декабря 2016 - 15 января 2017 галереи ARS LONGA и EXPO-88 и Андрей Беркенблит представляют выставку Виктора Дынникова и Адольфа Гаранина «Обогнавшие время». ЦДХ, зал 5>
21 декабря 2016 - 9 января 2017 в галерее Шалтай-Болтай (ГУМ, 3 этаж, 3 линия) выставка Ирины Хакамады Selebrity Art.
«Суть равновесия – не цепляться.
Суть расслабления – не удерживать.
Суть естественности – не совершать усилий
».
Даосская мудрость.
Вода, тушь, росчерк, пятно – всё к месту, всё для чего-то, ибо сегодня – эпоха непредсказуемости и бесконечных переплетений. В условиях хаоса ориентироваться на жесткие рамки было бы печальной ошибкой. Всё пластичнее и сложнее: любой случайный разговор или попутно просвистевшая фраза могут оказаться решающими в твоей судьбе. Им под силу развернуть течение жизни в противоположном направлении…Каллиграфия помогает войти в особое медитативное состояние и более того – глубже и четче прочувствовать кармическую концепцию человека Дао, которую в повседневности величают судьбой или фатумом. Во время нашей беседы Далай-Лама так выразил суть кармы: это действие, непрерывная поступь. Тропинка судьбы прокладывается только твоими  шагами. Каждый шаг – ответственность за будущую почву. И каждый шаг – всегда изменение, рост, ведь, как говорил Далай - Лама, как бы удобно Вы ни устроились на стуле, через 10 минут Ваше тело онемеет и Вы сами измените положение… Если Вы не хотите утонуть в жизни, Вы должны все время течь, все время меняться, как течет и меняется самое постоянное в этом мире – время. Сегодня эта «прописная» (но каждый ли прописал её иероглиф?) истина настигает нас на каждом шагу. Прописать её тонко и глубоко позволяет каллиграфия – искусство, воплощающее простоту и сложность восточной философии. Для меня каллиграфия – это наиболее созвучная нашей эпохе возможность самовыражения. Ирина Хакамада>
20 декабря 2016 - 12 февраля 2017 в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX - XX веков выставка "Багатели" Василия Кандинского.
Живопись на стекле, акварели и рисунки. 1915–1920 К 150-летию со дня рождения художника.
20 декабря - 21 января в галерее "Пересветов переулок"  выставка Кирилла Лебедева (Кирилл Кто). Графические работы, созданные художником в период с 2013 по 2016 год.

Елена Селина, куратор программы "Только бумага": "Нет ничего удивительного в том, что творчество Кирилла Лебедева (Кирилл Кто), одинаково органично существует и на улицах города, и в выставочных залах, потому что в нем интереснейшим образом переплелись две традиции: уличного искусства и графики школы московского концептуализма. Быстрота реакции, «исповедальность» текстов, идущие от уличной культуры, в сочетании с отчетливыми отсылками к ранней графике Ильи Кабакова и Виктора Пивоварова — дают неожиданный результат: практически непересекающиеся традиции в творчестве молодого автора порождают новую форму высказывания, одинаково близкую разным аудиториям".
17 декабря 2016 по 26 февраля 2017 в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина (залы 24, 25) выставка «Римское время». Открытие 16 декабря.
Выставка работ Максима Атаянца. Убежденный последователь классических традиций в современной архитектуре объединил свои графические работы общей темой — «Римское время», сюжетом которых стали элементы сооружений Европы и Средиземноморья, а также зарисовки римского наследия в средней Азии. На выставке представлены 40 работ, посвященных искусству эпохи эллинизма и широкой географии его распространения: от Италии и Греции до разрушенных античных городов на  территории современных Турции, Туниса и Алжира. Однако основной фокус внимания обращен, прежде всего, к Риму, его величественным древним монументам, в которых автор находит много созвучного своим представлениям о прекрасном.
C 15 декабря в галерее Ковчег выставка "Александр Н.Шевченко. Новый год и другие праздники">
C 15 декабря в ММАМ (Остоженка, 16) выставка ЕлиКука «Шершавый маршрут»>
14 ноября 2016 Организационный комитет X юбилейной Премии Кандинского объявил лауреатов премии Кандинского.
«Проект года»
Андрей Кузькин. Право на жизнь
«Молодой художник. Проект года»
Таус Махачева. Без названия 2
«Научная работа. История и теория современного искусства»
Виктор Мизиано (Россия). Виноградов и Дубосарский
>
16 декабря 2016 - 5 марта 2017 «Новое крыло» Дома Гоголя (Мос ква, Никитский бульвар, 7) представляет выставку «Собака кость зарыла», посвященную переживаниям детства. Открытие 15 декабря.
Художники: Александр Бирюлин, Филипп Виноградов, Иван Горшков, Дмитрий Кавко,  Виктория Кошелева, МишМаш, Валентина Останькович, Ирина Петракова,  Протей Темен, Наталья Успенская, Ирина Филатова. Кураторы выставки: Виктория Попова, Юля Юсма>
С 14 декабря 2016 - 10 января 2017 в ЦТИ Фабрика (Москва, Переведенский переулок, 18) проект Людмилы Горловой "Владимирка-2 или Шкаф отца" и выставку "Юные пионеры" Юлии Ждановой, реализованные в рамках программы «Фабричные мастерские. Сессия III». Открытие 14 декабря.
В серии скульптур «Юные пионеры» Юлия Жданова, вспоминая себя в подростковом возрасте, пытается столкнуть эту две реальности: советскую мифологию, диктующую свою жесткую иконографию, и личные переживания, связанные с кризисом подросткового возраста.
Размышляя о проекте Людмилы Горловой, критик Дмитрий Барабанов отмечает: «Обращение к выразительным средствам живописи – новая страница в творчестве Горловой, до этого создававшей эффектные видеоработы и неординарные циклы фотокомиксов. Тем не менее, так же как и в ранних произведениях художницы, в новом проекте затронута тема сложных отношений и разнообразных взаимовлияний. Поиски и обретение героями индивидуации здесь происходят в антураже структурирующих социальных, семейных, поколенческих шаблонов и клише».
14 декабря 2016 - 15 января 2017 Московский музей современного искусства и региональный общественный фонд содействия развитию культуры «Мир Кавказа» представляют выставку «Параллель двух легенд. Нико Пиросмани и Сосланбек Едзиев». В формате диалога предстают произведения двух художников, живших в одно время, но никогда не знавших о существовании друг друга. Открытие 13 декабря>
13 декабря 2016 - 29 января 2017 на Гоголевском, 10 Московский музей современного искусства совместно с музеем Бенаки (Афины, Греция) представляют персональную выставку Христоса Бокороса (1956 г.р.) «Чистые основы», в которую вошли работы из одноименной серии автора. Выставка проходит в рамках перекрестного года России и Греции. Открытие 12 декабря>
С  9 декабря 2016 по 5 февраля 2017 Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку "Ирина Нахова. Взгляд".  Главное здание ГМИИ. Волхонка, 12. Открытие: 8 декабря 2016 в 18:00. В новом проекте Ирины Наховой «Взгляд», встроенном в постоянную экспозицию ГМИИ им. А.С. Пушкина, соединяются две реальности: живопись старых мастеров, как часть классического музейного пространства, и техника – инструмент создания нового художественного языка. Выставка является своеобразным социологическим исследованием, в котором автор поднимает проблему актуализации живописи. В проекте Ирины Наховой в ГМИИ им. А.С. Пушкина представлено семь видеоработ, каждая из которых создана по мотивам картин из коллекции Музея: «Дама за туалетом» Джулио Пиппи, «Грехопадение» Лукаса Кранаха Старшего, «Портрет Адриана Стевенса» Антониса ван Дейка, «Портрет старой женщины» Рембрандта, «Суета сует» Юриана ван Стрека, «Геркулес и Омфала» Франсуа Буше, «Натюрморт с атрибутами искусств» Жан-Батиста Симеона Шардена.
8 декабря 2016 - 12 марта 2017 в Отделе личных коллекций ГМИИ "Грузинский авангард: 1900–1930-е. Пиросмани, Гудиашвили, Какабадзе и другие художники". Из музеев и частных собраний.
В начале ХХ века авангардная мысль оказала сильнейшее воздействие на разные виды искусства в Грузии: живопись, литературу, музыку и театр. Тифлис стал центром творческого эксперимента, «маленьким Парижем». Культурная жизнь города была насыщена событиями: артистические кафе наперебой устраивали поэтические турниры, режиссер МХТ и создатель Свободного театра в Москве К. Марджанишвили в Грузии успешно сотрудничал с молодыми художниками – П. Оцхели и И. Гамрекели. Здесь выступали В. Маяковский и О. Мандельштам, в Тифлис переехали поэты В. Каменский и А. Кручёных, в консерватории преподавал Г. Нейгауз. Философ Г. Гурджиев открыл здесь первый «Институт гармонического развития человека» и «Школу коллективной гимнастики», где все желающие могли поступить в классы и изучать «сакральные танцы» и «сакральную гимнастику».
В 1910-е годы Д. Какабадзе, братья Зданевич, А. Бажбеук-Меликян и др. отправились из Грузии на учебу в Санкт-Петербург и Москву. Они активно включились в столичную художественную жизнь, сблизились с представителями русского авангарда, участвовали в выставках и диспутах, выступали с художественными манифестами. В 1912 году петербуржец Михаил Ле-Дантю и тифлисец, поэт-футурист Илья Зданевич «открыли» творчество Пиросмани сначала русской, а затем и европейской публике. Они были первыми, кто сопоставил работы Пиросмани с произведениями А. Руссо, вокруг которого в начале 1900‑х объединились П. Пикассо, А. Матисс, А. Дерен и многие другие. Для грузинских художников «нового» поколения картины Пиросмани стали если не источником вдохновения, то примером свободного от «академической косности» чистого искусства.
В начале 1920-х многие грузинские художники отправились в Париж, где познакомились с А. Дереном, А. Модильяни, А. Марке, Ф. Леже, Л. Фужитой, а также с русскими авангардистами М. Ларионовым и Н. Гончаровой. Л. Гудиашвили учился в Академии Рансона; К. Зданевич – в Академии Гранд Шомьер. В Париже прошел ряд выставок с участием грузинских художников.
Интеллектуальная жизнь процветала в Тифлисе и после советизации Грузии в 1921 году. Авангардный эксперимент продолжался на протяжении 1920-х годов. В марте 1924 года была создана группа «H2SO4», члены которой издавали журнал под тем же названием; в 1926 году вернулся из Парижа Гудиашвили, в следующем году – Какабадзе, а поэты Симон Чиковани, Тициан Табидзе и Паоло Яшвили продолжали писать и публиковать свои стихи вплоть до конца 1930-х годов. Затем, в обстановке жестких политических репрессий откровенные художественные эксперименты прекратились; в личной и творческой судьбе многих героев грузинского авангарда начала XX века в полной мере отозвались драматизм истории страны.
С  8 декабря 2016 по 8 января 2017 в Крокин галерее (Москва, Климентовский переулок, 9/ 1 по договоренности 964.564.03.03) выставка Ольги Гороховой "Город женщин". Её редкая ныне по своему аутентичному звучанию живопись становится тем необходимым универсальным языком в понимании сложного очень личного, очень женского взгляда и отношения с окружающим миром. Этим миром для художницы становится специфический мир кино, отсюда, собственно, и аппеляция в названии выставки к знаменитому фильму Феллини «Город женщин». Принципиальным отличием от маэстро-режиссёра станет взгляд именно женщины, взгляд изнутри, при этом столь же откровенный и калейдоскопичный, сотканный из выразительных стоп-кадров женских образов хрестоматии мирового кинематографа>
8 декабря - 15 января 2017 в галерее Роза Азора (Москва, Никитский бульвар, 14) Новогодняя выставка: Дина Хайченко,
Михаил Алдашин, Мария Арендт, Евгений Асс, Андрей Бартенев, Андрей Бильжо, Сергей Горшков, Екатерина Ежкова, Любовь Жуховичер, Марина Колдобская, Алексей Ланцев, Андрей Макаревич, Лиза Ольшанская, Екатерина Рожкова, Дюдя Сарабьянов, Татьяна Сергеева, Александр Шевченко>
Открытие 7 декабря>
7 декабря 2016 - 8 января 2017 в Московском музее современного искусcтва на Тверском, 9 выставка Марии Сафроновой «Общее частное», в которую вошли картины и инсталляции из трех серий художницы, выполненных за последние пять лет. Открытие 6 декабря.
Выставка проходит в рамках программы поддержки молодого искусства ММОМА, а также в рамках проекта «Молодые львы» галереи «Триумф».
С  6 декабря в галерее XL (Винзавод) выставка группировки ЗИП "Черный рынок">
С 6 декабря в галерее pop/off/art (Винзавод) групповая выставка «The Space Between Us». Художники: Акош Биркаш, Диа Зекани, Жофия Керестеш, Жужа Мойзер, Чаба Немеш, Аттила Сюч.
Кураторы: Оля Попова, Сергей Попов. В своей выставочной программе pop/off/art продолжает знакомить московскую публику с передовым современным искусством из Восточной Европы. Проект «The Space Between Us» («Пространство между нами» - рус.) обозначает срез современного искусства из Венгрии, страны, художественная сцена которой сегодня представляется одной из наиболее примечательных в регионе>
С 6 декабря в галерее Риджина (Винзавод) выставка Марии Серебряковой "К Востоку от Эдема. Сиквел" , которая является продолжением проекта, состоявшегося в галерее 2 года назад. К экспозиции-сиквелу Мария Серебрякова подготовила новые живописные и графические пейзажи. Меланхоличные монохромные ландшафты кисти Серебряковой располагают зрителя к умиротворенным размышлениям, созерцанию, подведению итогов уходящего года.
В своих произведениях художник фиксирует впечатления от уединенного путешествия в Эдем, который для Серебряковой является воплощением глубокого подсознания человека. Её пейзажи рождаются на стыке личного опыта и поэтической фантазии: это пространственные медитации, исследования природных ландшафтов, освоенных человеком лишь в его воображении.
6 декабря 2016 - 9 апреля 2017 в Фонде In Artibus (Пречистенская набережная, 17) выставка "Под одним небом". Западноевропейское и русское искусство из собрания Инны Баженовой. Открытие 5 декабря.
<Анри Руссо. Зима. 1907. Холст, масло, 40,3x52,1>
Три выставки на ВДНХ со 2 декабря.
До 5 марта в Павильоне №59 “Зерно” выставка “Непарадный портрет. Искусство ХХ века”. Более 100 работ: от живописи и графики до скульптуры из собраний российских музеев, а также из частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга.
До 12 марта в Павильоне №15 “Радиоэлектроника” выставка “Энциклопедия фотографии. Сто лет русской фотографии (1891 – 1991)”. 250 работ выдающихся российских фотографов от дореволюционных фотографий знаменитого летописца Сергея Прокудина-Горского до репортажных кадров Игоря Мухина эпохи Перестройки. Выставочный проект «Энциклопедия фотографии» охватывает период с 1891 по 1991 год.
До 10 января 2017 на площади Промышленности, в самолете ЯК-42 Взлёт №5 “Квартет на конец времени”. Художник Елена Скрипкина и куратор Ольга Шишко представят визуально-звуковую импровизацию на тему одноименного произведения Оливье Мессиана (1908 – 1992) – французского композитора, музыковеда и орнитолога. «Квартет на конец Времени» для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано (1940–1941) был написан Мессианом в концентрационном лагере и впервые исполнен в «образцовом» гетто – Терезине, 15 января 1941 года перед военнопленными>
Пресс-показ состоится 1 декабря
>
C 1 по 30 декабря в Агентстве Art Ru (Москва, Озерковская наб. 26) выставка "Martyr". Марина Кастальская, Виктор Умнов, Владимир Яковлев, Михаил Кулаков, Хаим Сокол, Ольга Кройтор, Павел Брат, Валерий Чтак, Дмитрий Каварга. Кураторы: Юлия Анненкова, Ева Вишневская. Ева Вишневская: Резюме проекта могла бы стать ремарка Франца Кафки: «творчество для художника — страдание, посредством которого он освобождает себя для нового страдания»>
C 1 по 31 декабря в Центре МАРС  (Москва, Пушкарев переулок, 5) пройдет выставка «Реверсия», в которой участвуют знаменитые российские художники и скульпторы: Константин Худяков (Москва), Дмитрий Жуков (Санкт-Петербург), Илья Гапонов (Санкт-Петербург), Дмитрий Цветков (Москва). «Реверсия» — это взгляд в будущее через призму прошлого и настоящего глазами современных художников, использующих технологии и особенный изобразительный язык в диалоге со зрителем. В своих работах они размышляют над нашим генетическим кодом и нашими ценностями, над идеалами и иллюзиями. Каждая работа выполнена в уникальной технике: бисер, ткань, стекло, зеркало, нефть, колючая проволока —арсенал изобразительных средств художников проекта.
Организаторы, авторы идеи и кураторы выставки — Елена Комаренко, галерист, коллекционер, меценат и Максим Егоров, бизнесмен, меценат, коллекционер
29 ноября 2016 - 14 мая 2017 в ГТГ (Лаврушинский, 10, залы 49-54) выставка "Графика стен. Эскизы монументальных росписей XIX – начала XX веков". В рамках проекта "Третьяковская галерея открывает свои запасники">
С 29 ноября в ММСИ на Петровке, 25 представлена инсталляция "Сретенская тюрьма" проекта "Выход в город".
Итальянский психолог и антрополог XIX века Cesare Lombroso заговорил когда-то о "тюремном палимпсесте": он изучал наслоения надписей на стенах тюремных камер, чтобы больше узнать о психологии заключенных.  Заюзанный и отштукатуренный палимпсест московского центра уже почти ничего не говорит ни о городе, ни о горожанах прошлого или настоящего. Меж тем на протяжении первых пяти десятилетий советской власти Москва была увита такой сетью тюрем, концлагерей и шарашек, что впору было бы говорить о московском городском тюремном палимпсесте. Проект Москва. Топография террора пытается изучать наслоения московской памяти о советских репрессиях, возвращать эту стертую память в городскую идентичность>
29 ноября 2016 - 8 января 2017 в цехе Красного Винзавода выставка "OPVS MODERNVM". Открытие 28 ноября. Кураторы: Михаил Розанов, Кирилл Преображенский.
Групповая выставка Opvs modernvm – результат взаимодействия академической традиции с новыми форматами, художественный эксперимент, инициированный Московским академическим художественным училищем памяти 1905 года и Центром современного искусства Винзавод.
Возрождая традицию стипендиальных поездок в Италию, появившуюся еще в 19 веке в Императорской Академии художеств, МАХУ предоставило возможность лучшим студентам и художникам проекта СТАРТ отправиться в Тоскану на летнюю практику. Здесь родились Леонардо да Винчи, Микеланджело и Данте Алигьери. На протяжении многих веков этот регион был центром притяжения для художников со всего мира. Именно сюда, вооружившись камерами, молодые художники отправились в поисках идеала красоты, найденного в античности и заново обретенного в эпоху Возрождения. В результате десятидневной практики студенты получили опыт работы с современными художниками и новыми медиа, создали объекты современного искусства, которые не противоречат, а вступают в диалог с академической традицией.
В роли мастеров выступили художник, куратор проекта СТАРТ, преподаватель Школы имени Родченко и Британской Высшей школы дизайна Кирилл Преображенский; художник, фотограф, преподаватель Британской высшей школы дизайна Михаил Розанов, а также продюсер и режиссер, основатель театра «Практика», «Политеатра» и фестиваля «Золотая маска» Эдуард Бояков.
Экспозиция представляет коллективный дневник, роль слов в котором отводится визуальным образам. Каждый день итальянского путешествия задокументирован в фотографиях и видео. Отобранный по итогам поездки материал разместился в экспозиции, выстроенной в традиции классической римской базилики. В апсиде – фильм, созданный участниками методом commedia dell'arte all'improviso. Персонажи комедии масок в исполнении молодых художников импровизируют в заданных локациях и обстоятельствах, которые меняются по замыслу авторов. Благодаря новой оптике, античные образы находят своё место в контексте истории современного искусства.
25 ноября 2016 - 19 февраля 2017 в ГТГ (Лаврушинский, 12) выставка Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо. Открытие 24 ноября>
25 ноября 2016 - 23 января 2017 в галерея Jart (Москва, Новый Арбат, 36 стр.3, ТЦ «Сфера» 1 этаж) выставка "Штрихи к портрету". Открытие 24 ноября.
Основной блок экспозиции включает живопись и графику художников – представителей «русского авангарда». Их имена широко известны, они являются гордостью отечественного искусства. Натан Альтман, Юрий Анненков, Александр Бенуа, Наталья Гончарова, Борис Григорьев, Александр Дейнека, Александр Древин, Михаил Кикоин, Михаил Ларионов, Владимир Лебедев, Кузьма Петров-Водкин, Зинаида Серебрякова, Сергей Судейкин, Надежда Удальцова, Роберт Фальк, Марк Шагал, Александра Экстер.
Один из главных экспонатов «Автопортрет с курицей и петухом» (60х72,7) Бориса Григорьева. Картина была написана в начале 1920-х годов, в то время, когда Григорьев работал над масштабным произведением «Лики России» (ныне – в собрании Константиновского дворца под Санкт-Петербургом).
24 ноября 2016 - 29 января 2017 в Музее архитектуры выставка «Французский подарок русскому императору. Архитектурные альбомы Шантийи и Гатчины».
Во время своего путешествия по Европе под именем графа Северного, будущий император Павел I побывал в замке Шантийи – имении принца Конде. Искренний интерес наследника российского престола к архитектуре и восхищение комплексом воодушевили хозяина и стали причиной художественного «реверанса» гостю. В 1784 г. Павел Петрович получил в подарок от принца Конде украшенный российским гербом альбом, содержащий гравюры дворца, парка, садов и павильонов Шантийи.
После восшествия на престол, Павел I решил перенести в свое Гатчинское имение элементы ансамбля Шантийи, ориентируясь на воспоминания и изображения из альбома. Реализованные под его влиянием элементы городского пространства города Гатчины, дворцового парка, обводнение его пространства удивительно похожи на то, что присутствует в Шантийи.
По образцу альбома Шантийи были выполнены три альбома Гатчины, отражающие разные стадии создания этой резиденции – от проектов до фиксационных чертежей. Два из них по сей день хранятся в Государственном Музее-заповеднике «Гатчина», третий – оказался в Москве и вошел в коллекцию Музея архитектуры имени А.В. Щусева.
До революции альбом графа Северного был жемчужиной коллекции Гатчины. В 1920-е гг. он был продан и по чудесному стечению обстоятельств оказался на своей исторической родине. С тех пор альбом принадлежит Музею Конде, расположенному в Шантийи, и не покидает его территорию.
Благодаря выставочному проекту, созданному совместно с АУИПИК в партнерстве Domaine de Chantilly (officiel) и Гатчинский Дворец , публика не только впервые увидит альбом Шантийи, но и познакомится c Гатчинскими альбомами, представляющими огромную историческую и художественную ценность. Альбом из Шантийи и из коллекции Музея архитектуры представлены в оригинале, а два других, из коллекции музея-заповедника «Гатчина» – интерактивно. Экспозицию дополняют редкие гравюры, предметы мебели XVIII в. и графические объекты из фондов Музея архитектуры.
18 ноября 2016 - 1 февраля 2017 в галерее Гари Татинцяна (Серебряническая набережная, 19) впервые в Москве, персональная выставка всемирно известного дизайнера и архитектора Рона Арада. Открытие 17 ноября>
15 ноября 2016 - 26 февраля 2017 в ГТГ (Крымский вал, 10, залы  80-82) Созвездие Апшерона. Азербайджанские художники 1960–1980-х годов. Спецпроект>
9 ноября 2016 - 5 февраля 2017 в ГТГ (Крымский вал, 10, зал  38)"...и след мой сохрани". Скульптор Аделаида Пологова.
В проекте представлено около 50 работ из четырёх циклов, посвящённых известным произведениям классической литературы, за которыми стоят авторские художественные впечатления и ассоциации. Художник обращается к роману Эрнеста Хемингуэя «Фиеста (И восходит солнце)», трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта», тетралогии Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера» и русской народной сказке «Финист-Ясный сокол». Нина Гурьева предлагает «прочесть» эти книги сквозь призму восприятия художника театра и кино, рассмотреть за костюмами и декорациями кулис эмоции авторов и их героев>
10 ноября 2016 – 26 января 2017 в галерее ARTSTORY (Москва, Старопименовский пер., 14) выставка "Мясницкая, 21. Перекрёстки судеб. Раиса Идельсон, Роберт Фальк, Александр Лабас, Александр Родченко".  Открытие 9 гноября. Выставка знакомит с уникальными историями художников, чьи жизненные и творческие судьбы причудливым образом переплетались, сходились и расходились в первой половине ХХ века. Истории их жизни, любви и творчества тесно связаны со знаменитым «домом ВХУТЕМАСА», местом сосредоточения творческих мастерских ведущих художников русского авангарда 1920-1930-х годов. До революции дом входил в комплекс зданий Училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), преобразованного в 1920-м в легендарный ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН, крупнейшую художественно-педагогическую школу 1920-х годов. Здесь, на улице Мясницкой, 21, в квартире № 36, в разные годы жили художница и поэт Раиса Идельсон со своим первым мужем, знаменитым «бубнововалетовцем» Робертом Фальком, а позже со вторым супругом – ярким представителем русского авангарда Александром Лабасом. В том же доме жил ещё один герой выставочного проекта – основоположник конструктивизма Александр Родченко>
10 ноября - 2016 - 28 февраля 2017 в Фонде Екатерина (Кузнецкий мост, 21/ 5, 8 подъезд) выставка "Москвичи и Москва Льва Мелихова". Открытие 9 ноября.
Для выставки Льва Мелихова в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» было отобрано около ста работ – это портреты героев московской художественной сцены, людей искусства, литературы, театра и образы Москвы – города, с которым связана судьба и искусство запечатленных фотографом людей.
9 ноября 2016 – 5 февраля 2016 в Еврейском музее и центре толерантности выставка Герхарда Рихтера «Абстракция и образ». Превью 8 ноября.
На первой масштабной персональной выставке художника в России представлены знаковые произведения, иллюстрирующие важные этапы творчества мастера и разнообразие техник: Gray (1973), Aladin (1999), Haggadah (2006), Strip (2013/2016) и коллекция «Абстрактной живописи» (2016). Центром экспозиции является инсталляция «Биркенау» (2014) - серия из четырех широкоформатных абстрактных полотен, написанных под впечатлением от фотографий, снятых узником концентрационного лагеря в августе 1944 года. По мнению художника, любая попытка реалистично показать крупнейшую трагедию в истории человечества будет выглядеть жалко; картины из серии «Биркенау» далеки от фотооригинала, тем не менее, сильное эмоциональное воздействие от снимков в них передано языком беспредметной живописи. В инсталляцию также входят четыре полноразмерные фотографии-оригиналы и 93 детали этих снимков.
«Ты хочешь понять то, что видишь, и пытаешься зафиксировать это в картине. Потом тебя озаряет, что ты не можешь осознать реальность. Все, что ты видишь, это лишь то, что ты видишь, это и есть реальность». (Г.Рихтер)
Куратор выставки: Пол Мурхаус - искусствовед и старший куратор, 20 th century at the National Portrait Gallery (Лондон).
2 ноября 2016 Организационный комитет X юбилейной Премии Кандинского объявил список финалистов - шорт-лист премии Кандинского.
«Проект года»
1. Евгений Гранильщиков. Без названия (после поражений)
2. Андрей Кузькин. Право на жизнь
3. Синий суп. Cascade
«Молодой художник. Проект года»
1. Аня Желудь. Хуже, чем ничего
2. Полина Канис. Смена
3. Таус Махачева. Без названия 2
«Научная работа. История и теория современного искусства»
1. Георгий Кизевальтер (Россия). Переломные восьмидесятые в неофициальном искусстве СССР. Сборник материалов
2. Виктор Мизиано (Россия). Виноградов и Дубосарский
3. Алек Эпштейн (Израиль). Художник Оскар Рабин: запечатленная судьба
>
Вторая сессия проекта «Удел человеческий» - Человек и  «Другие». Любовь, дружба, подозрение, отвращение -  2 ноября 2016 - 8 января 2017 выставка «Не кажется ли тебе, что пришло время любви?». Место проведения: Московский музей современного искусства (ММОМА). Художественный руководитель проекта: Виктор Мизиано. Сокуратор сессии: Елена Яичникова.
Сессия включит в себя исследовательский, экспозиционный и дискуссионный форматы. Отправной точкой для нее станет выставка «Не кажется ли тебе, что пришло время любви?», название которой, следуя общему для всего проекта принципу референтности, отсылает к произведению американской художницы Шарон Хайес «Everything Else Has Failed! Don’t You Think It’s Time For Love?». В экспозицию войдут видео-работы, инсталляции, фотографии и книги от 23 художников со всего мира, в том числе работы Йоко Оно, Бориса Михайлова, Йонаса Мекаса, Софи Каль и Энди Уорхола. Часть произведений будут сделаны авторами специально к проекту. Выставка в пространстве ММОМА в Ермолаевском переулке будет разделена на четыре смысловые части и покажет сложную внутреннюю диалектику, пожалуй, важнейшего из человеческих аффектов — любви.
Первая часть выставки — «Любовь холоднее смерти» — обобщает комплексную, неоднозначную природу любовного переживания, опровергая понимание любви как некоего экстатического и самодостаточного опыта. Любовь не создает из любящих некой целостности, а, напротив, возможна как раз в силу их внутренней раздвоенности: в каждом из них всегда уже есть другой. При этом, отдаваясь любовному чувству, человек не столько обретает другого, сколько возвращает себя себе. «Любящие, — писал Рильке, — трепетно оберегают одиночество друг друга». То, что мы обретаем в любви никогда не дается нам полностью, напротив, оно постоянно и подчас мучительно от нас ускользает. Избыток здесь оборачивает нехваткой. Это и только это предполагает возможность «вечной любви», «любви до гроба».
Как заметил Франсуа де Ларошфуко, любви бы не было, если бы о ней не писали книги. Во второй части выставки, названной «Фрагменты речи влюбленного», будет раскрыта составляющая культурной традиции любовного переживания: любовь — это всегда репрезентация; это всегда игра и сцена, любовь — это всегда приобщение к некой традиции любовного переживания и хотя бы от части любовь к самой любви.
Третья часть выставки «Церемониал любви» проследит, как любовь тяготеет к ритуалу, который можно считать антропологической основой любых социальных связей. Жан Жене обращал внимание на то, что любовь задается встречей. И встретившись раз, любящие испытывают потребность встречаться вновь и вновь, чаще и чаще.
Название четвертой части выставки «Личное есть политическое» отсылает к известному слогану американских политических активистов 1970-х («Personal is political»). Признаваясь в любви, мы более чем когда-либо стараемся избегать банальности. Как утверждает философия языка, меняя язык, мы меняем реальность; меняя наше повседневное поведение, мы меняем устройство социального мира. Так любовь становится метафорой и реальной силой общественного обновления. Будучи всегда событием, выпадающим из рутины, любовь, как утверждает Ален Бадью, — это всегда момент истины; она всегда утверждает возможность «нового способа быть».
2 ноября 2016 - 29 января 2017 в ГТГ (Лаврушинский, 10, зал 44) Лев Самойлович Бакст и семья Третьяковых. В рамках проекта "Третьяковская галерея открывает свои запасники". Открытие 1 ноября>
2 ноября 2016 - 15 января 2017 в ГТГ (Лаврушинский, 10, зал  11) Михаил Скотти. Триптих. 1613 год. Открытие 1 ноября>
19 октября 2016 — 15 января 2017 Московский музей современного искусства (Петровка, 25) совместно с Фондом наследия Михаила Шварцмана представляют выставку «Вертограды Михаила Шварцмана», приуроченную к 90-летию со дня рождения художника. Многочисленные работы из разных коллекций (государственных и частных) объединены одной кураторской идеей Сергея Хачатурова: показать искусство мастера в различных диалогах с историей художественного творчества как прошлого, так и настоящего.
19 октября, 2016 – 15 января, 2017 Московский музей современного искусства (Петровка, 25) совместно с Фондом русского абстрактного искусства представляет выставку «Студия «Новая реальность» (1958–1991). Трансформация сознания«—масштабную ретроспективу одноименного творческого объединения, которая призвана рассказать историю зарождения и развития андеграундного в СССР абстрактного искусства, а также познакомить зрителей с уникальной педагогической системой и теориями, на которых основывалась работа Студии.енах ЦДХ и московский зритель сможет увидеть полотна этого талантливого живописца, в творчестве которого продолжились традиции и русской реалистической школы, и художников «Мира Искусств».
11 октября 2016 - 10 января 2017 в главном здании ГМИИ имени Пушкина выставка "Искусство жить. Интерьер бюргерского дома в Голландии эпохи расцвета">
13 октября - 29 декабря в ГТГ на Крымском, 10, в залаз 49 - 54 выставка Леонида Сокова "Встреча Ленина с Джакометти">
27 cентября 2016 - 8 января 2017 в ГМИИ имени Пушкина "Альбер Марке. Распахнутое окно. Произведения из музеев и частных собраний России и Франции". Открытие 26 сентября.
Выставка произведений Альбера Марке (1875–1947) была задумана и осуществлена кураторами Музея современного искусства города Парижа как монографическое исследование творчества известного французского живописца. Ее экспонаты – от ранних «алжирских» этюдов до поздних полотен Марке с видами парижских набережных и площадей – предоставлены музейными и частными собраниями Европы и Америки>
С 15 сентября 2016 по 29 января 2017 в ГТГ на Крымском, 10 (залы 21-22) выставка "Сцены частной жизни. Интерьер в графике XX века". В рамках проекта "Третьяковская галерея открывает свои запасники">
ВДНХ начинает новый проект в области современной культуры «Взлёт». С 10 марта по 5 апреля ВДНХ провела открытый конкурс для отбора участников выставочного проекта в области современной культуры «Взлёт». Победители получат возможность проведения персональной выставки на территории крупнейшего культурно-выставочного центра страны, в уникальном пространстве самолёта ЯК-42.
14 апреля 2015 года ВДНХ подвела итог открытого конкурса в рамках выставочного проекта в области современной культуры «Взлёт». Опираясь на рекомендации Экспертного совета конкурса, кураторы направлений Искусство (Елена Селина), Архитектура (Сергей Чобан), Фотография (Светлана Тэйлор), выбрали трех победителей, которым предстоит провести персональные выставки в пространстве самолёта ЯК-42.
Направление «Искусство»
- Дмитрий Жиляев (Самара, 23 года), проект «Nubis»
Направление «Архитектура»
- Анна Козлова (Москва, 25 лет), проект «Дивергенция»
Направление «Фотография»
- Анна Михеева (Москва, 23 года), проект «Самолеты»
Кураторы направлений Дизайн ​(Игорь Гурович) ​и Видео-арт ​ (Ольга Шишко)​решили провести дополнительные конкурсы​.
Результат проекта  5 выставок, которые пройдут с мая 2016 по январь 2017 в пространстве самолёта ЯК-42.
21 мая – 26 июня 2016 - «Допустимый уровень шума при полете», работы победителя направления «Фотография» Анны Михеевой.
15 июля – 14 августа 2016 -«Nubis». На ней будут показаны работы победителя направления “Искусство” Дмитрия Гилена. Открытие 14 июля.
3 сентября
- 2 октября на ВДНХ «Переработка» Ольги Ковалевой и Алины Лобановой, куратор Игорь Гурович.
18 октября – 20 ноября 2016
1 декабря 2016 – 10 января 2017>
5 мая, в День Водолаза, на Пушкинской набережной Парка Горького произошло знаменательное событие: над водами Москвы-реки зажёгся «Водолаз-маяк». Этот необычный проект был задуман скульптором Верой Мухиной еще в 1937 году, но не был осуществлен. Современный художник Леонид Тишков реализовал этот авангардный замысел как public-art объект, посвященный героическим покорителям подводных стихий – всем водолазам России. После открытия в 20:25 маяк зажжется вместе с городским освещением.
После ошеломительного успеха монумента «Рабочий и колхозница» Вера Мухина, работая над героическим образом «эпроновца» (ЭПРОН – Экспедиция Подводных Работ Особого Назначения), решила создать необычную статую водолаза огромного размера. Сохранилось ее письмо начальнику ЭПРОН Фотию Крылову. «Около Балаклавы, – написала она, – есть место, где требуется маяк. Я хочу сделать этот маяк в виде водолаза, вышиной в сорок метров. Неяркий блеск стали будет ассоциироваться с блеском мокрой от воды одежды. Серебряный гигант станет посылать спасательные лучи в море». В шлем водолаза Мухина рассчитывала поместить аппаратуру маяка, радиопеленгатор, радиостанцию. Статуя приносила бы практическую пользу и одновременно явилась бы образом «завоевателя стихий», воплощением ее давней мечты. Однако, эта авангардная идея советского скульптора Мухиной не была осуществлена.
Художник Леонид Тишков решил воплотить в жизнь яркую и неординарную идею Веры Мухиной. Пока в виде уменьшенной модели, выполненной в бронзе в стилистике 30-х годов, но со всеми атрибутами настоящего маяка: в шлеме располагается лампа, мигающая в «ритме сердца». Форма и необычный цвет постамента взяты у жемчужины маячной архитектуры, Кыз-Аульского  маяка, стоящего на Керченском полуострове в Крыму. Это не только первый Водолаз-маяк в России, но и первый в Москве памятник водолазам. Маяк, установленный на Пушкинской набережной – только начало воплощения мечты Веры Мухиной. Трёхметровая бронзовая статуя будет посылать световые сигналы проходящим судам, напоминая нам о великом прошлом и неосуществленных утопиях.
Первая версия «Водолаза-маяка» экспонировалась в Крыму, на берегу Балаклавской бухты в 2010 году. В создании скульптуры принимали участие Яна Чиж, Александр Кудрин. Проект был поддержан Государственным Центром Современного Искусства и «Галереей Крокин».
С 24 февраля 2016 до 1 февраля 2017 в Международном Мемориале (Каретный ряд, 5/10) выставка «Жить или писать. Варлам Шаламов».
Авторы выставки, немецкие кураторы Кристина Линкс и Вильфрид Ф. Шeллер, работали над ней несколько лет в тесном сотрудничестве с российскими музеями и архивами. Были собраны уникальные материалы – официальные и личные документы, письма, фотографии из коллекций Российского государственного архива литературы и искусства, Государственного литературного музея, Международного Мемориала, Мемориального музея Варлама Шаламова в Вологде и других собраний. Рукописи Шаламова, фотографии и другие источники, повествующие о событиях его жизни, предстают в окружении материалов, воссоздающих пространство лагерного опыта писателя, основные черты которого метафорически обыгрывает продуманное архитектурное решение выставки.
Renzo Piano Building Workshop перестроит два гектара в центре города и превратит электростанцию ГЭС-2 на берегу Москвы-реки в новое культурное пространство. Фонд V-A-C (Виктория) представил концепцию своего нового культурного пространства на территории электростанции ГЭС-2 на Болотной набережной, ориентированного на развитие современной культуры. Электростанция ГЭС-2, построенная в 1904–1907 годах и снабжавшая город электроэнергией, обретёт новый смысл и облик.  Открытие нового культурного пространства ГЭС-2 запланировано на конец 2018 — начало 2019 года.
4 ноября на Ходынском поле по адресу Хорошевское шоссе, вл. 38А состоялась торжественная церемония закладки камня нового здания музейно-выставочного комплекса Государственного центра современного искусства (ГЦСИ)
Издательство Ad Marginem начало новую серию "Имена", представляющую русских/ российских художников 20-21 века. Открыли серию  Малевич, Дейнека, Монро, Пригов и Архипов. Книжица карманного формата 15х11см. , на русском и английском, с цветными иллюстрациями. Рассказывают о художниках:  Мизиано - об Архипове; Дёготь - о Пригове;  Гройс - о Дейнеке;  Андреева о Монро. Нельзя не заметить, что в "стартовом составе" только Владимир Архипов жив, здоров и чрезвычайно активен>
23 декабря Попечительский совет ГЦСИ выбрал архитектурную концепцию - победителя открытого международного конкурса. Ранее, 12 декабря, на пресс-конференции состоялось объявление финалистов: по результатам заседания международного жюри из 10 команд – участников второго этапа конкурса – были выбраны три команды, набравшие одинаковое количество голосов и, таким образом, прошедшие в финал: испанское бюро Nieto Sobejano Arquitectos, российская студия «Мел» и ирландская практика Heneghan Peng Architects.
C 18 декабря 2013 по 18 мая 2014 в ГТГ на Лаврушинском, 10, в залах графики 49-54 "Искусство пастели. Из фондов графики XVIII – начала ХХ века". Традиционная сменная экспозиция из фондов графики на этот раз реконструирует вызвавшую большой интерес у публики выставку 2004 года, посвященную искусству  пастели, самой хрупкой и изысканной из графических техник. Соединяя возможности  живописи и рисунка, пастель отличается мягкой бархатистой поверхностью, цветовым  богатством. В собрании Галереи хранится около 800 пастелей, часть из которых были приобретены еще П.М. Третьяковым. В экспозицию войдет около 150 листов,  исполненных А. Венециановым, М. Врубелем, О. Кипренским, И. Левитаном,  В. Серовым и другими художниками. Выставка продемонстрирует богатейшие возможности техники пастели и пути ее развития в русском искусстве от момента ее  появления в XVIII веке до эпохи расцвета в начале ХХ столетия.

Московский концептуализм", М., 2005, 416 с., илл. (ISSN 1726-3050)
Книга Московский концептуализм (WAM 15/16, составители Екатерина Дёготь и Вадим Захаров) - уникальное издание, впервые в России и в мире представляющее фундаментальный корпус искусства московского концептуализма как золотой фонд современной художественной практики. В ней представлено более 150 произведений двадцати московских художников и групп, среди которых Илья Кабаков, Андрей Монастырский, Комар и Меламид, Инспекция Медицинская герменевтика и многие другие. Значительная часть произведений - инсталляции, объекты, документация перформансов - публикуется впервые. 

e-mail: Пластинин Юрий

TopList

© 1991-2014 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO