ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В  МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE artontheground АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

СЕГОДНЯ В МОСКВЕ:

 

С 17 июля на Винзаводе.
XL галерея - Роман Сакин. Точка вращения - я / Roman Sakin. Pivot "Me".
pop/off/art до 26 августа - Альберт Солдатов "Сияние".
Галерея 11.12 - Кристина Стрункова "Признаки жизни">
10 июля - 12 августа проект межрегионального взаимодействия в области современного искусства NEMOSKVA.
Государственный центр современного искусства в составе РОСИЗО при поддержке Министерства культуры Российской Федерации разработал долгосрочный проект межрегионального взаимодействия в области современного искусства NEMOSKVA.
Партнеры проекта:
Стратегический партнер: Благотворительный фонд Владимира Потанина
Официальный спонсор: ПАО «Сибур холдинг»
Соорганизатор: Центр изящных искусств BOZAR (Брюссель, Бельгия)
При поддержке Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов.
Комиссар проекта: Алиса Прудникова
NEMOSKVA инициирован в 2017 году как стратегический проект развития современной культуры в российских регионах на период с 2018 по 2022 год. Его цель: развитие горизонтальных связей, продвижение региональных художников и кураторов, исследование современной ситуации на местах через профессиональный диалог, создание новых возможностей для международного сотрудничества.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» ставит перед собой задачу объединить накопленный региональными филиалами ГЦСИ опыт культурного развития в городах России и представить на российской и зарубежной культурной сцене актуальный образ современного искусства регионов России.
В августе-сентябре 2018 года по 12 городам Транссибирской магистрали пройдет Международный передвижной симпозиум NEMOSKVA. В числе его участников: Габи Нгкобо, куратор 10-й Берлинской биеннале современного искусства (Берлин, Германия); Космин Костинас, исполнительный директор центра Para Site (Гонконг, Китай); Сара Уилсон, профессор Института искусств Курто (Лондон, Великобритания); Инке Арнс, директор Hartware MedienKunstVerein (Дортмунд, Германия) и многие другие. Всего около 60 российских и зарубежных деятелей современного искусства посетят Нижний Новгород, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск, Томск, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Хабаровск, Владивосток. В каждом городе пройдут дискуссии, интервью, портфолио-ревю, передвижная выставка. В партнерстве с представительством Европейского Союза в рамках программы «Общественная дипломатия. ЕС и Россия» подготовлена программа открытых лекций европейских кураторов о современном искусстве.
В ходе Симпозиума эксперты отберут идеи для выставочных проектов 2019-2022 годов. Выставки NEMOSKVA будут организованы в Центре изящных искусств BOZAR (Брюссель), в Москве, в регионах России, в странах СНГ и БРИКС.
Этапы реализации проекта NEMOSKVA:
2018 – Международный передвижной симпозиум NEMOSKVA по 12 городам России.
2019 – Превью проекта NEMOSKVA на 58-й Венецианской биеннале;
– Выставка NEMOSKVA в Центре изящных искусств BOZAR в Брюсселе.
2020 – Проект NEMOSKVA в Москве.
2021 – Передвижная выставка NEMOSKVA по регионам России.
2022 – Развитие проекта NEMOSKVA в странах СНГ и БРИКС.
С 6 июля по 19 августа в Государственной галерее на Солянке (ул. Cолянка, 1/2, стр. 2, вход с ул. Забелина)  четвертая ежегодная выставка достижений мировой анимации «Потолок». В этому году, продолжая свой рассказ об анимации, которая разрушает шаблоны и стереотипы не только самого жанра, но и мышления в целом, проект скооперировался с главным анимационным телеканалом страны 2х2>
С 5 по 29 июля галерея «Триумф» (Москва, Ильинка 3/ 8) представляет групповую выставку современных нидерландских художников EXTENSION.NL Model for consensus>
5 июля — 2 августа в малом зале ГЦСИ в составе «РОСИЗО» (Зоологическая, 13) выставка "Мастерская Вячеслава Колейчука". Открытие 4 июля. Куратор выставки: Наталья Гончарова. Автор экспозиции: Анна Колейчук.
Выставка посвящена памяти выдающегося российского художника Вячеслава Колейчука (1941−2018) — одного из ведущих представителей кинетического направления в искусстве, участника объединения «Движение», художника театра и кино. Колейчук принадлежал к поколению шестидесятников, в своем подходе к искусству ему удалось соединить традиции авангарда с образным рядом актуальной культуры.>
В разгар Чемпионата мира по футболу в залах Музея Москвы (Зубовский бульвар, 2) открывается выставка об истории столицы самой титулованной футбольной страны. Проект о городе Бразилиа, который уже увидели более 300 тысяч человек в 7 странах мира, будет представлен в Москве с 4 по 31 июля.
Выставка «Бразилиа: от утопии к столице» – это более 300 экспонатов: фотографии, аудиовизуальные материалы, карты, предметы, макеты и скульптуры из публичных и частных коллекций, собранные куратором Даниэли Атаиде.
Особое внимание уделено ключевым фигурам строительства города: президенту Бразилии Жуселино Кубичеку, урбанисту и автору «пилотного плана» города Лусио Коста, ландшафтному архитектору Роберто Бурле Марксу, Оскару Нимейеру, чьи постройки стали визитной карточкой Бразилиа, художнику, мастеру керамики Атосу Булкао.
Центральный объект экспозиции – макет размером 6 на 4,8 метра «пилотного плана» города архитектора Лусио Коста. Он сделан из панелей с фотографиями высокого разрешения, все основные сооружения показаны в объёмных фигурах лазерной резки.
На выставке представлены редкие фото, запечатлевшие рождение и сегодняшний день Бразилиа. Например, кадры Петера Шайера передают образ жизни в Бразилиа в 1960-е годы, на снимках Марселя Готеро – «кандангус», строители столицы, а современный проект «На крыльях Бразилиа» Жоао Фако покажет город с высоты>
4 июля - 2 сентября в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре, 10 выставка всемирно известного фотографа Стива Маккарти "Нерасказанная история".
Проект, в экспозицию которого вошло более 80 работ, призван раскрыть творческий метод автора и впервые познакомить зрителя с процессом его работы репортажным фотографом, включая фрагменты из записных книжек, маршруты его перемещений, уникальные серии снимков>
1 июля - 15 сентября в московском арт-центре «Ветошный» (Ветошный переулок, 13) выставка для детей «Лабиринт Минотавра».
Посетителей выставки ждут персонажи из мифов – Минотавр, Медуза Горгона, Пандора, царь Мидас и многие другие, а также легендарные предметы – мудрое говорящее дерево, хранящее золотое руно, и яблоко раздора, из-за которого началась Троянская война. Если в какой-то момент экспозиции маленьким посетителям захочется покинуть лабиринт, это можно будет сделать с помощью нити Ариадны>
30 июня - 5 августа 2018 года в Казаковском зале Большого дворца музея-заповедника «Царицыно» Фонд социально-культурных инициатив и Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» при участии Министерства культуры РФ и Департамента культуры города Москвы представляют проект «Семья — душа России»>
22 июня - 19 августа Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева впервые в Москве представляет выставку выдающегося петербургского архитектора «Архитектор Сильвио Данини – последний придворный архитектор». Выставка приурочена к 150-летию со дня рождения императора Николая II, столетию гибели царской семьи и 150-летию со дня рождения архитектора С. Данини. На выставке представлены фотографии из фонда Музея архитектуры, чертежи из фондов Музея-заповедника «Царское село», а так же материалы, сохранившиеся в блокадном Ленинграде и предоставленные семьей архитектора.
22 июня - 2 сентября  в Мультимедиа Арт Музее, Москва выставка Андрея Бильжо Положение«ВНЕ ИГРЫ»>
С 22 июня по 26 августа в Инженерном корпусе Третьяковской галереи выставка "Скульптор Павел Петрович Трубецкой" Открытие 21 июня>
20 июня - 22 июля в Крокин галерее (Климентовский переулок 9/1) выставка Константина Батынкова "Аут!">
С 20 по 27 июня в Центре Гиляровского, филиале Музея Москвы, пройдёт выставка работ студентов Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко и Британской высшей школы дизайна «Неволя». Спецпроект в рамках 6. Московской международной биеннале молодого искусства объединит художников в возрасте до 35 лет.
Под общей темой «Неволя» куратор, преподаватель Школы Родченко Людмила Зинченко соединила работы 20 молодых художников. Для этого понятия со множеством смыслов каждый участник находит своё толкование. Неволя – это антоним воли, столь же многозначного слова, это детерминизм, сила и власть довлеющих обстоятельств, зависимость от кого-то и подчинённое положение, отсутствие у человека личной воли, нахождение в тюрьме, в вынужденной или добровольной изоляции, в неестественных условиях…
В качестве основного творческого метода выбран язык фотографии. Посредством инсталляций, реди-мейдов, анимации, объектов художники исследуют феномен неволи как неизбежного земного удела человека.
20 июня - 23 сентября в Еврейском музее и центре толерантности выставка «Коридоры. Семь миров Высоцкого». «В Риме жили евреи Высоцкие //Неизвестные в высших кругах», – писал поэт. Владимир Высоцкий — многогранная, трагическая и во многом противоречивая фигура: кумир интеллигенции и общенародный любимец; популярный поэт и музыкант, чьи стихи не печатались, а записи не издавались; звезда советского кино с ореолом диссидента.
Создатели выставки «Коридоры» предлагают посетителям принципиально новый взгляд на жизнь и творчество Владимира Высоцкого: зритель получает возможность погрузиться в мир оживших образов из произведений поэта в сопровождении его песен. Экспозиция представляет собой последовательность коридоров в буквальном смысле. Каждый из залов выставочного пространства —
это застывший кинокадр, посвященный конкретной области творческого наследия Высоцкого. Войдя в один из коридоров, посетитель попадёт в столичную коммуналку, в другом окажется в опасной московской подворотне, в третьем заглянет в прифронтовой окоп, в четвертом его встретит советская пивная.
Творческую команду возглавляет автор идеи «Коридоров» — креативный директор компании Lorem Ipsum Ян Визинберг. Художником-постановщиком экспозиции выступает Андрей Понкратов («Нелюбовь», «Левиафан», «Елена» А. Звягинцева, «Лето» К. Серебренникова). Художник по свету —кинооператор Владислав Опельянц («Заложники», «Ученик», «12», «Лето»).
20 июня - 19 августа в Еврейском музее и центре толерантности выставка «Места: одно за другим», четвертая сессия проекта Виктора Мизиано «Удел человеческий»  — «В поисках места. Дом. Бездомность. Путешествие. Беженство». Масштабный междисциплинарный проект, стартовавший в 2015 году, проводится Государственным центром современного искусства в составе РОСИЗО
совместно с Еврейским музеем и центром толерантности и Московским музеем современного искусства.
На выставке «Места: одно за другим» будут показаны работы современных российских и зарубежных художников, в числе которых Педро Карбида Райш, Мариетица Потрч, Леонид Тишков, Лука Витоне, Деймантас Наркявичус, Ергин Чавушоглу, Хаим Сокол, Елена и Виктор Воробьевы, Вадим Фишкин и Аслан Гайсумов. Представленные на выставке работы вступят в диалог с пространством и содержанием музея, реагируя на события из истории еврейского народа и на сам музей как место. Произведения разместятся не только в выставочной зоне, но и на постоянной экспозиции Еврейского музея и центра толерантности.
Название выставки отсылает к работе американского историка искусства Мивон Квон «Места: одно за другим». Именно в этой книге впервые вдумчиво и обстоятельно было описано, как современное
искусство осмысляет феномен места. И если в прошлом искусство стремилось воссоздать образы различных локаций, то сейчас оно задалось вопросом: «Что есть место?». К анализу этого понятия обратились философы, социологи, антропологи и урбанисты. Место, в отличие от пространства, задается не географическими координатами, а тем, что оно значит для человека. Немецкий философ
Мартин Хайдеггер говорил, что для того, чтобы создать место, необходимо «строить, жить, мыслить». Оно создается человеком не столько путем его буквального конструирования, сколько через опыт его осмысления и существования в нем. Именно поэтому пространство, чтобы стать местом, должно стать неотделимым от человека, а человек, в свою очередь, должен найти себя в неком месте.
В рамках выставки «Места: одно за другим» пройдет публичная программа, где будут вынесены на обсуждение темы дома, путешествия, миграции, обретения культурной идентичности и поиска места в
современном мире.
Открытия 19 июня>
15 июня – 29 июля 2018 в новом крыле Дома Гоголя (Никитский бульвар) выставка работ студентов Института проблем современного искусства «Легенды и мифы повседневной жизни». открытие: 14 июня в 19:00. Куратор: Стас Шурипа. Художники: Гоша Голицын, Анжелика Гомиашвили, Настя Дмитриевская, Денис Есаков, Галина Леонова, Александра Першеева, Валентин Пиролло, Егор Рогалев,
Алена Селецкая, Александр Сырбу, Евгений Упоров, Катя Хасина, Марта Цайх и другие>
С 9 июня по 10 августа в Новой Третьяковке (Крымский Вал, 10, зал 38) выставка Валерия Кошлякова (1962) «…Романский пленник…», спецпроекта, организованного в рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники», которая дает возможность показать редко выставляемые произведения и существенно дополнить постоянные экспозиции музея разных периодов. На этот раз свой проект представляет отдел новейших течений, в фондах которого хранится более 10 000 музейных предметов. Это произведения, по большей части выполненные в нетрадиционных техниках и материалах, сложные в хранении и экспонировании. Поэтому каждый показ экспонатов из этой части фондов Галереи — значительное событие и большая работа для кураторов и хранителей. Открытие 8 июня.
Для спецпроекта «…Романский пленник…» решено достать из запасников и представить публике часть произведений этого важнейшего современного мастера. Спецпроект, размещенный в узловом зале музея, продолжает ряд постоянной экспозиции искусства конца ХХ века и предваряет выставку «Искусство 2000-х».
Несмотря на небольшой состав (восемь крупноформатных произведений), «…Романский пленник…» — это мощный по живописной энергетике и выразительности художественного высказывания показ. Большие композиции состоят из множества фрагментов (в экспозиции 72 музейных предмета), которые внимательно и бережно собраны на плоскости и создают очень убедительный образ римских площадей, античных руин, набережных и каналов Венеции. Произведения в основном посвящены наследию «классической» Италии, которое до середины 2000-х, пока художник не побывал там, оставалось для Кошлякова только грезой. «Италия, как и остальная классика, являлась важным источником для моей темы. Главным являлось то, что она была полностью книжной, а не этюдной с натуры, что и повлияло на мой изобразительный язык. В Италию впервые я попал только через 12 лет [после создания первых работ на эту тему], и конечно, реальное не имело ничего общего с теми черно-белыми картинками в книгах, которые я любил из-за того, что они порождали особенный мир во мне и давали свободу домыслам и фантазиям».
Темы реальности и наваждения, грезы о Красоте — важнейшие в творчестве Кошлякова. Работа художника с «бросовым» материалом, вторсырьем, обращает зрителя к одному из главных со времен Средневековья мотивов в европейской живописи — “vanitas”, суеты сует, бренности бытия.
В экспозиции представлены работы «Венеция. Большая лагуна» (1991), «Битва львов с леопардом» (1991), «Рим. Капитолий» (1992), «Ночной фонтан в Риме» (1992), «Капитель» (1992), «Голова лошади» (1992), «Колоннада» (1991–1993), «Рейхстаг» (1994). Они были созданы в легендарных художественных мастерских в «доме на Трёхпрудном», чердак которого стал для художника и важным экспозиционным пространством. Именно из мастерской в Трёхпрудном переулке работы на картоне были переданы автором Андрею Ерофееву — куратору первой государственной коллекции современного искусства, которая в начале 2000-х стала частью собрания Третьяковской галереи. Вторая группа живописных композиций подарена автором музею в 2012 году.
Имя спецпроекту дало название первой серьезной статьи о творчестве Валерия Кошлякова, написанной Сергеем Епихиным и Александрой Обуховой для каталога, изданного в 1992 году Галереей Марата Гельмана. Зрителям спецпроекта предлагается возможность увидеть произведения художника в сопровождении точного и глубокого комментария из этой статьи.
8 июня - 31 июля 2018 года в Москве 6-я Московская международная биеннале молодого искусства. Свои работы представляют более 50 молодых художников со всего мира — победители открытого конкурса.
Основной проект «Абракадабра» (в квартале «Рассвет» на Красной Пресне, куратор - Лукреция Висконти) продолжают стратегические выставки This site is under Revolution («Ведутся революционные работы») куратора Барбары Куэто в Московском музее современного искусства (ММОМА на Гоголевском) и «Спасибо, пожалуйста, извини» куратора Жени Чайки в Государственном центре современного искусства в составе «РОСИЗО».
Выставка «Спасибо, пожалуйста, извини» — проект-финалист, выбранный для реализации и показа в ходе открытого конкурса кураторских заявок Московской международной биеннале молодого искусства.

Тема биеннале этого года – «Абракадабра» – волшебное слово, обладающее свойством запускать важные действия и процессы. «Спасибо, пожалуйста, извини» – волшебные слова, которые действуют не только в сказках, но и в реальной жизни между обычными людьми. Куратор стратегического проекта Женя Чайка предложила собственное прочтение темы, развернув её в область личного: дома, общения внутри семьи и пары или нескончаемого диалога, который человек ведет сам с собой.
Выставка объединяет работы молодых художников из Екатеринбурга, Москвы, Калуги, Новосибирска, Иркутска, США, Финляндии и Бельгии.
8 июня - 22 июля в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре, 10 стратегический проект 6-й Международной биеннале молодого искусства «Ведутся революционные работы». Куратор Барбара Куэто. Художникам своего проекта Куэто предложила подумать о том, что может быть формой протеста в эпоху цифровых олигархий, как можно противостоять предвзятым институтам и несправедливым механизмам контроля и что может считаться насилием в цифровом пространстве? Проект в рамках биеннале символично пройдет в особняке ММОМА на Гоголевском бульваре, где когда-то собирался круг декабристов, и будет продолжаться в цифровом пространстве — на платформе CosmosCarl.co.uk.>
7 июня - 9 сентября в Московском музее современного искусства на Ермолаевском, 17 и в Музее AZ (2-я Тверская-Ямская, 20-22, стр. 2) выставка 6-й Международной биеннале молодого искусства "Идеальный возраст". Кураторы: Андрей Егоров, Анна Арутюнян.
Выставка «Идеальный возраст» посвящена кризисному переживанию возраста в современном мире и осмыслению этого феномена в российском искусстве XX-XXI веков. Она состоит из двух самодостаточных и при этом взаимодополняющих частей, которые представлены на разных площадках — в Образовательном центре MMOMA и в Музее AZ.
Оба этих столичных музея, расположенных в пешей доступности друг от друга, объединяет не только интерес к отечественному искусству второй половины XX века, отразившийся на характере их обширных собраний, но и открытость современной визуальной культуре. Музей AZ, центральной задачей которого является сохранение, изучение и актуализация наследия Анатолия Зверева и других художников-шестидесятников, в этом году отмечает свое трехлетие. Всегда уделявший особое внимание инновационным методам показа, он впервые принимает участие в Московской международной биеннале молодого искусства.
В Образовательном центре MMOMA основу экспозиции, которая обыгрывает классический топос «трех возрастов», составят работы из коллекции музея, а также проекты некоторых приглашенных художников молодого поколения. Будут затронуты как более общие социально-психологические сюжеты (культ молодости, индустрия красоты, фрустрация взросления и старения, эйджизм), так и возрастные аспекты художественного творчества (ранний и поздний стиль, формат «молодого искусства», mid-career artist). Экспозиция продолжит выставочную программу MMOMA «Коллекция. Точка обзора».
В свою очередь, для Музея AZ будут созданы три site-specific инсталляции, которые разместятся в неожиданных, секретных, зонах: во внутреннем дворике и на заднем фасаде музейного здания, в виртуальном пространстве «дополненной реальности». Так или иначе соотносящиеся с поэтикой Зверева, вместе они сформируют утопический образ прекрасного таинственного сада, или парадиза — места, где время и возраст, казалось бы, теряют свою власть.
Участники экспозиции в Образовательном центре MMOMA: Екатерина Анохина, Ильмира Болотян, Катя Исаева, Полина Канис, Егор Рогалев, а также Алексей Григорьев, Тимур Новиков, Аркадий Пластов, Мария Сафронова, Наталия Турнова, Леонид Цхэ и другие.
Участники экспозиции в Музее AZ: Иван Горшков, Егор Кошелев, Максим Свищёв>>
8 июня – 31 июля 2018 группа московских старшеклассников и студентов «Видимый комитет» при участии фонда V-A-C представляют «Московский дрейф», в рамках программы Специальных проектов 6 Московской международной биеннале молодого искусства.
Проект «Московский дрейф» посвящен изучению психогеографического ландшафта города и представляет собой сайт с картой Москвы, где отмечены объекты исследования и представлена их документация. Также в рамках «Московского дрейфа» на фасаде ГЭС-2, будущем пространстве фонда V-A-C, установлен баннер площадью 40 кв. м. С момента проекта «Геометрия настоящего» (20 – 27.02.2017, ГЭС-2) это будет первое возвращение в художественный контекст здания, которое продолжают реконструировать по проекту бюро архитектора Ренцо Пиано.>
8 июня – 8 сентября в галерее Гари Татинцяна (Москва, Серебряническая набережная, 19) выставка Вика Мюниса. Вик Мюниc (1961) – всемирно известный художник и фотограф, работающий в Рио-де-Жанейро и Нью-Йорке.
Мюнис начал художественную карьеру как скульптор, но позднее сосредоточил свое внимание на графике и фотографии. Вдохновляясь творчеством постмодернистов Синди Шерман и Джеффа Кунса, Мюнис в своих работах использует популярные образы и представляет их в новом виде, демонстрируя тем самым одну из основных идей современного искусства – главенство концепта над уникальностью визуального контекста>
8 июня - 2 сентября  в Мультимедиа Арт Музее, Москва выставка Mad House. Выставка объединяет классиков интернационального дизайна и русское современное искусство и продолжающую циклы музея «Дизайн в МАММ» и «Частные коллекции в МАММ». Кураторы: Анна Зайцева, Алина Пинская Кураторы благодарят за неоценимую помощь Кирилла Асса. Экспонаты для выставки любезно предоставлены Stella Art Foundation, галереей «Палисандр», Artwin Gallery, Marina Gisich Gallery, Regina Gallery, Пьером Броше и другими частными коллекционерами.
5 июня - 5 августа 2018 в Главном здании ГМИИ имени Пушкина выставка "Фабрицио Плесси. Душа камня". Это выставка-интервенцию одного из самых ярких представителей медиаискусства.
Специально для Пушкинского музея созданы 16 видеоскульптур, которые будут представлены в диалоге с произведениями из цветаевской коллекции слепков, а также цифровая реконструкция фрески из Зала гигантов в Палаццо Те в Мантуе. Музей, следуя за художником, предлагает новый взгляд на собственную коллекцию. Кураторы: Джузеппе Барбьери, Сильвия Бурини, Ольга Шишко.  Открытие 4 июня>
1 - 30 июня во флигеле Руина Государственного музея архитектуры (Воздвиженка 5/25) выставка Сурена Арутюняна «Чудеса света. Открытие 31 мая.
серия диптихов и триптихов (живопись / фотография), запечатлевших людей, пейзажи и архитектуру от Каппадокии и Сирии до Зимбабве и острова Пасхи. Страсть к путешествиям, вдохновленная когда-то книгой из детства – «Les Merveilles du Monde», – оказалась важной составляющей искусства Сурена Арутюняна. Итогом странствий становились серии слайдов и живописных работ, которые затем складывались в пары – и вот перед нами квинтэссенция творческого пути. Фотосъемка и живопись идут параллельно, реальность рифмуется со своим отражением в зеркале абстракции. Увиденное через объектив камеры разбивается на линии, пятна и объёмы и собирается вновь в виде живописной формулы. Люди, их дома, еда, музыка, земля – круг интересов художника столь же прост на первый взгляд, сколь и необъятен. Пробираясь сквозь напластования культурных слоев, отсекая лишнее, художник представляет нам свою версию мироздания. И чем технологичнее становится
современный мир, тем ценнее этот опыт для зрителя, получающего редкую возможность приобщиться к сохранению ускользающей красоты>
1 июня - 31 июля в Orekhov Gallery (Колокольников переулок, 2) высмтавка Егора Острова "Канон". Открытие 31 мая.
В ХХ веке художники впервые решились намеренно уничтожить старые каноны. Рушились законы, идеалы, критерии, храмы – весь мир. До основания. Каноны были изгнаны из мира искусства и объявлены вне закона. Они вынужденно ушли в андеграунд, где терпеливо дожидаются нового витка возрождения.
Выставка «Канон» в Orekhov Gallery – это взгляд неоакадемиста Егора Острова на тенденции массового отрицания художественных законов, доказательство актуальности канонической системы художественных ценностей в любой точке спирали развития мировой истории искусства, своеобразный техно-ренессанс.
На выставке в Orekhov Gallery представлены десять новых живописных работ (холст, акрил, темпера) и
фарфор, изготовленный по эскизам Острова на Императорском фарфоровом заводе>
30 мая - 9 сентября в Государственном центральном музее современной истории России (Москва, Тверская, 21) выставка «Три цвета правды»: к столетию Гражданской войны в России. Открытие 29 мая>
29 мая - 26 августа Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет выставочный проект «Архитектура стадионов», приуроченный к XXI Чемпионату мира по футболу. Пресс-показ и открытие 28 мая. В Музее хранится уникальная коллекция материалов, раскрывающих почти вековую историю строительства и проектирования стадионов в СССР. Цель выставки – познакомить широкую публику с малоизученными и не экспонировавшимися ранее материалами по истории строительства спортивных сооружений в нашей стране. Проектированием стадионов занимались такие выдающиеся советские архитекторы как Николай Колли, Николай Ладовский, Дмитрий Иофан, Александр Власов и многие другие. На выставке будет показана эволюция и многообразие различных типов сооружений – от подковообразных стадионов с двумя игровыми полями, легкоатлетических арен с мототреком до многофункциональных комплексов эпохи модернизма. Современный раздел выставки посвящен аренам, где будут проводиться матчи Чемпионата этого года>
25 мая  - 4 ноября в Третьяковской галерее (Лаврушинский, 10, залы 49-54) выставка Пора перемен. Рисунок середины XIX века. Открытие 24 апреля.
Третьяковская галерея, Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54.
Выставка посвящена самому интересному периоду в искусстве XIX века — крутому перелому в эстетических устремлениях и вкусах, произошедшему в 1860-е годы, — от «Бунта 14-ти» и создания «Артели художников» до формирования «Товарищества передвижных художественных выставок». Лица эпохи «святых 60-х», любимые сюжеты произведений, наиболее распространенные жанры, особенности понимания рисунка, сферы применения графики — основные темы выставки, позволяющие создать своеобразный портрет этой яркой и краткой поры «первой оттепели», поры надежд и ожиданий, почти неизвестной широкому зрителю и заслоненной в глазах исследователей бурными событиями последующей эпохи передвижников.
На выставке будут представлены работы В.Г. Перова, И.Н. Крамского, Н.В. Неврева, П.М. Шмелькова, И.М. Прянишникова, Н.А. Ярошенко, В.М. Максимова, Г.Г. Мясоедова. Всего в состав экспозиции войдут около 200 произведений.
17 мая в Мультимедиа Арт Музее, Москва открылись 4 выставки:
• до 2 сентября Старинная японская фотография и гравюра (в рамках перекрестного года России и Японии);
•  до 22 июля Ивата Накаяма. Модернизм в японской фотографии (в рамках перекрестного года России и Японии);
• до 2 сентября Миммо Йодичи. Трансформации взгляда;>
17 мая - 19 августа в Новой Третьяковке (Крымский вал, 10, залы 80 - 82) выставка «Вадим Космачёв. Дыхание скульптуры» о скульптуре будущего.  Пресс-показ и открытие 16 мая.
Вадим Космачёв - российский скульптор, график и живописец, представитель российской художественной школы, последователь идей русского авангарда. Его творчество принадлежит культуре трех стран — России, а также Германии и Австрии, где находится его мастерская. Художник создал более 40 масштабных скульптур для общественных пространств в России, Германии, Австрии и США.
Один из главных мотивов - скульптуры будущего. Он уходит от жестких форм к живым, дышащим, которые могут меняться от климата, источников энергии, действий зрителя. Это техноорганические произведения с акцентом на природе и взаимодействии с ней, движущимися и отражающими элементами.
Это первый в России масштабный показ произведений художника, которому фундаментальный опыт российской скульптурной школы помог войти в художественную жизнь Европы. Его работы еще в советское время были альтернативой традиционным монументам, связанным с идеологией (например, двадцатиметровая «Конструкта» перед комплексом зданий Государственной библиотеки Туркменистана в Ашхабаде). Для него и Третьяковской галереи эта выставка - символ возвращения его имени художника в Россию и возможность поднять тему скульптуры будущего
Выставка будет состоять из двух частей: ретроспективной и перспективной о возможностях развития скульптуры в современном мире. В экспозицию войдут объекты из фарфора, живопись, графика, интерьерные скульптуры, скульптуры-прототипы для общественных пространств, модели скульптур, фото и видеоматериалы.
«Творчество Вадима Космачёва – это открытие в истории российской и современной мировой скульптуры. Его работы еще в советское время были альтернативой традиционным монументам, связанным с идеологией. Современное же творчество междисциплинарно и сочетает в себе разные практики – индустриальную эстетику XX века и биоинженерию, которая стимулирует идеи техноорганики в скульптуре дышащих форм» — отметил Кирилл Светляков, куратор выставки, старший научный сотрудник Третьяковской галереи.
16 мая - 20 июля в галерее RuArts (Москва, 1-й Зачатьевский, 10) выставка Славы Филиппова "Fine Cut". Открытие 15 мая. Слава Филиппов один из самых востребованных фотографов в России, автор десятков обложек и сотен съемок для Vogue, GQ, Сноб, Elle, Tatler, Marie Claire и других изданий>
6 мая «Гараж» открыл новый проект Garage Square Commissions на площади Искусств — реконструкции «Атома» — монументальной цветодинамической скульптуры Вячеслава Колейчука. После запуска «Атома» в летнем кинотеатре пройдет показ фильма Жака Тати «Время развлечений».
13-метровая установка «Атом» изначально была создана по заказу Института атомной энергии Академии наук СССР им. И. В. Курчатова в 1967 году к 50-летию Октябрьской революции.
Одним из основных элементов конструкции является большая динамическая сфера — новаторская разработка ее создателя. Составленная из сотен металлических трубок, она держится исключительно за счет самонапряжения составных частей и приводится в движение ветром. Каждый день зрители «Атома» смогут наблюдать, как отражающиеся в нем солнечные лучи днем и световые проекции ночью образуют мириады причудливых узоров, которые полностью преобразуют пространство возле установки.
Частью первоначального проекта являлась ныне утраченная музыкальная композиция Льва Термена, «космическое» звучание которой синхронизировалось со световыми проекциями. В версии «Атома»-2018 использована новая композиция для терменвокса и овалоида, написанная композитором Николаем Хрустом при участии Вячеслава Колейчука.>
27 апреля в Театре Наций состоялась церемония награждения лауреатов Государственной премии в области современного искусства «Инновация-2018».
Премия «Инновация» присуждалась в семи конкурсных номинациях за проекты, реализованные в 2017 году на территории Российской Федерации.
В номинации «Образовательный проект» награду получила музейная резиденция «Подросток+музей».
Премии в номинации «Региональный проект» удостоена выставка «Обратно домой» в здании бывшего Музея нижегородской интеллигенции (Нижний Новгород), Артем Филатов.
Премией в номинации «Книга года: теория и история современного искусства», учрежденной совместно с фондом «U-Art: Ты и искусство», отмечено издание «Действие и смыслы в искусстве второй половины XX века. Труды ИПСИ. Том III», Станислав Шурипа.
Победителем в номинации «Новая генерация» стал Кирилл Савченков и проект Office of Sensitive Activities / Applications Group (Фонд V-A-C совместно с Московским музеем современного искусства).
Премию в номинации «Художник года» получил Владимир Логутов, представивший в центре современного искусства «Винзавод» выставку «Следующий уровень».
Победителями в номинации «Куратор года» стали Мария Крамар и Карен Саркисов, получившие награду за мультидисциплинарный проект «Опыты нечеловеческого гостеприимства» (Фонд V-A-C совместно с Московским музеем современного искусства).
Премией в номинации «Проект года» отмечена 4-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства – крупнейший международный проект в области современного искусства. Лауреаты: Алиса Прудникова, Жоан Рибас, Владимир Селезнев, Светлана Усольцева, Дмитрий Безуглов, Дмитрий Москвин, Ольга Комлева, Дарья Маликова, Анна Литовских, Лев Шушаричев, Женя Чайка.
Также премия «Инновация» присуждалась в двух внеконкурсных номинациях: премию в номинации «За вклад в развитие современного искусства России» получил Иосиф Бакштейн, а обладателями премии в номинации «За поддержку современного искусства России» стали Владимир Смирнов и Константин Сорокин (Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина).
Специальный приз (трехмесячная стажировка в парижской резиденции Cité internationale des Arts) в номинации «Новая генерация» присужден Французским институтом и Посольством Франции в России при поддержке авиакомпании Air France Илье Федотову-Федорову за проект “Инстинкт сохранения”.
26 апреля - 2 сентября в ГМИИ имени Пушкина выставка работ ведущих мировых скульпторов в изданиях livre d’artiste. В экспозиции представлены двадцать два издания livre d’artiste пятнадцати крупнейших скульпторов: Армана, Жана Арпа, Мишеля Гино, Альберто Джакометти, Александра Колдера, Анри Лоранса, Аристида Майоля, Марино Марини, Генри Мура, Миммо Паладино, Арнальдо Помодоро, Огюста Родена, Эдуардо Чильиды, Христо, Осипа Цадкина.боты В.Г. Перова, И.Н. Крамского, Н.В. Неврева, П.М. Шмелькова, И.М. Прянишникова, Н.А. Ярошенко, В.М. Максимова, Г.Г. Мясоедова. Всего в состав экспозиции войдут около 200 произведений.
25 апреля — 16 сентября в Московском музее современного искусства на Петровке, 25 выставка «Генеральная репетиция». Совместный проект ММОМА , фондов V-A-C и KADIST, в котором представлены работы Марианы Кастильо Дебаль, Фила Коллинза, Райана Гэндера, Владислава Мамышева-Монро, Иана Во, Арсения Жиляева.
«Генеральная репетиция» — это кроссдисциплинарный проект фонда V-A-C и ММОМА, который на пять месяцев займет три этажа Музея современного искусства на Петровке, 25. Впервые в Москве будут показаны работы из коллекции фонда V-A-C вместе с произведениями из собрания ММОМА и фонда KADIST (Сан-Франциско — Париж). Этот проект — манифест методологии, основанной на коллективной работе и совмещении различных художественных практик. Фонд продолжит ее развитие на собственной площадке ГЭС-2, чтобы создать культурную институцию нового типа.
13 апреля - 1 сентября 2018 в Третьяковской галерее выставка "Футбол и не только". Открытие 12 апреля.
Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, зал 24 и залы экспозиции.
Выставка скульптурных работ 1930-х – 1990-х годов из собрания Третьяковской галереи приурочена к Чемпионату мира по футболу – 2018.
28 марта — 22 июля в ГМИИ имени А. С. Пушкина выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции». Открытие 27 марта.
В течение последних пятнадцати лет коллекцию собирает американский миллиардер Томас Каплан. 
В экспозиции будет представлено 82 произведения, ни одно из которых ранее не выставлялось в России, – 80 картин и 2 рисунка. Посетители увидят 12 картин Рембрандта Харменса ван Рейна, по одной картине Яна Вермеера Делфтского и Карела Фабрициуса, два портрета Франса Халса, 9 произведений Геррита Дау, 4 работы Яна Ливенса, рисунок Рембрандта, Леонардо да Винчи и шедевры других мастеров.
5 сентября выставка откроется в Эрмитаже>
23 марта - 22 июля в Новой Третьяковке (Крымский вал, 10) выставка "Время 0–10. Искусство 2000-х">
Лауреаты VI Премии The Art Newspaper Russia объявлены 28 февраля 2018 на торжественной церемонии награждения в Центральном Манеже.
«Музей года — 2017»: Государственная Третьяковская галерея.
«Выставка года — 2017»: «Цай Гоцян. Октябрь» (ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва. 13 сентября — 12 ноября 2017).
«Реставрация года — 2017»: конклюзия «Апофеоз царствования Анны Иоанновны» (около 1737 года).
«Книга года — 2017»: Розалинд Полли Блейксли, «Русский холст: Живопись в императорской России, 1757–1881».
«Личный вклад — 2017»: Алексей Николаевич Ананьев, основатель Музейно-выставочного комплекса «Институт русского реалистического искусства» в Москве.
Шорт-лист VI Ежегодной Премии The Art Newspaper Russia.
Номинация «Музей года»
Государственная Третьяковская галерея (Москва);
Государственный Музей Изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва);
Музей современного искусства «Гараж» (Москва).

Номинация «Выставка года»
«Революция. Русское искусство 1917 – 1932 гг.» / Королевская академия художеств (Лондон, Великобритания);
IV Уральская индустриальная биеннале современного искусства (Екатеринбург);
«Цай Гоцян. Октябрь» / Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва).
Номинация «Книга года»
«Вклад. Художественное наследие Строгановых XVI-XVII веков в музеях Сольвычегодска и Пермского края» / Авторы концепции: З.Мехреньгина, Ю.Тавризян, Т.Юдкевич, Е.Корнеев, К.Велиховская / Пермская государственная художественная галерея (в рамках программы «Первая публикация» Благотворительного фонда В.Потанина;
«Русский холст. Живопись в Российской Империи 1757-1881 гг.» (“The Russian Canvas. Painting in Imperial Russia 1757-1881”) / Розалинд П. Бейксли / Yale University Press;
«Шизореволюция. Очерки петербургской культуры второй половины ХХ века» / А.Хлобыстин / «Борей Арт», 2017.
Номинация «Реставрация года»
Фрески церкви Успения в Мелётове (1465 г.) / Межобластное научно-реставрационное художественное управление (МНРХУ) и Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря;
Комплекс зданий и сооружений станций Московской окружной железной дороги (1903–1908 гг.);
Конклюзия «Апофеоз царствования Анны Иоанновны», посвященная русско-турецкой войне 1735-1739 годов. ГосНИИР – написано на трех сшитых полотнах на шелке / 60 лет ГосНИИРу;
Номинация «Личный вклад»
Алексей Ананьев;
Тамаз и Ивета Манашеровы;
Леонид Михельсон;
Наталья Опалева;
Софья и Роман Троценко.
Лауреаты 11-ой Премии Кандинского 2017:
«Проект года» -  Группировка ЗИП. Остановка «ДК ЗИП»;
«Молодой художник. Проект года» - Саша Пирогова. MONO;
«Научная работа. История и теория современного искусства» -  Александр Боровский. Как-то раз Зевксис с Паррасием… Современное искусство: практические наблюдения. М.: Центрполиграф, 2017
>
Шорт-лист 11-ой Премии Кандинского 2017 (списки составлены в алфавитном порядке):
«Проект года»
1. Группировка ЗИП. Остановка «ДК ЗИП»
2. Полина Канис. Бассейн
3. Ирина Корина. Хвост виляет кометой
«Молодой художник. Проект года»
1. Аслан Гайсумов. Номера
2. Саша Пирогова. MONO
3. Данила Ткаченко. Опытное поле
«Научная работа. История и теория современного искусства»
1. Алексей Бобриков. «Русская идея на сувенирном прилавке» и другие эссе о (пост)советском искусстве. Рукопись. СПб, 2017
2. Александр Боровский. Как-то раз Зевксис с Паррасием… Современное искусство: практические наблюдения. М.: Центрполиграф, 2017
3. Оттепель (коллектив авторов). Ответственный редактор: Т.Л. Карпова. Научные редакторы: К.А. Светляков, Ф.М. Балаховская. Составители: А.С. Курляндцева, Ю.В. Воротынцева. М.: ГТГ, 2017.
16 декабря 2017 года в здании Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке, 17 в тестовом режиме открылся Образовательный центр ММОМА, который станет платформой для самообразования, творческих и социальных инициатив, академических исследований и будет способствовать интеграции в общество не включенных в культурную жизнь социальных групп. До весны 2018 года в пространстве будут открыты два выставочных проекта, а с апреля расположатся библиотека, лекторий, детская студия, книжный магазин и кафе.
6 декабря в Новом пространстве Театра Наций (Москва, Страстной бульвар, 12/2) состоялся показ фильма "Восстановление памяти".
Фильм «Восстановление памяти» направлен на привлечение внимания к проблеме сталинских репрессий. Проблема памяти и отношение к репрессиям до сих пор разделяет общество на две части. С одной стороны – осуждение и нравственное неприятие массового террора и тоталитарной диктатуры, с другой – преклонение перед масштабом преобразований и оправдание происходившего в это время незаконного преследования и уничтожения людей.

Этот художественный проект – своего рода видеорассказ и одновременно визуализация арт-инсталляции, предложенной художником Николаем Наседкиным. Согласно замыслу, по Москве-реке проходит символический плот с зажженными поминальными свечами. Подобные плоты использовались для транспортировки бревен, спиленных заключенными.

Проведение данной арт-акции в реальности на Москве-реке может стать знаком примирения и памяти, напоминанием о трагическом прошлом, которое не должно повториться.
5 мая 2016, в День Водолаза, на Пушкинской набережной Парка Горького произошло знаменательное событие: над водами Москвы-реки зажёгся «Водолаз-маяк». Этот необычный проект был задуман скульптором Верой Мухиной еще в 1937 году, но не был осуществлен. Современный художник Леонид Тишков реализовал этот авангардный замысел как public-art объект, посвященный героическим покорителям подводных стихий – всем водолазам России. После открытия в 20:25 маяк зажжется вместе с городским освещением.
После ошеломительного успеха монумента «Рабочий и колхозница» Вера Мухина, работая над героическим образом «эпроновца» (ЭПРОН – Экспедиция Подводных Работ Особого Назначения), решила создать необычную статую водолаза огромного размера. Сохранилось ее письмо начальнику ЭПРОН Фотию Крылову. «Около Балаклавы, – написала она, – есть место, где требуется маяк. Я хочу сделать этот маяк в виде водолаза, вышиной в сорок метров. Неяркий блеск стали будет ассоциироваться с блеском мокрой от воды одежды. Серебряный гигант станет посылать спасательные лучи в море». В шлем водолаза Мухина рассчитывала поместить аппаратуру маяка, радиопеленгатор, радиостанцию. Статуя приносила бы практическую пользу и одновременно явилась бы образом «завоевателя стихий», воплощением ее давней мечты. Однако, эта авангардная идея советского скульптора Мухиной не была осуществлена.
Художник Леонид Тишков решил воплотить в жизнь яркую и неординарную идею Веры Мухиной. Пока в виде уменьшенной модели, выполненной в бронзе в стилистике 30-х годов, но со всеми атрибутами настоящего маяка: в шлеме располагается лампа, мигающая в «ритме сердца». Форма и необычный цвет постамента взяты у жемчужины маячной архитектуры, Кыз-Аульского  маяка, стоящего на Керченском полуострове в Крыму. Это не только первый Водолаз-маяк в России, но и первый в Москве памятник водолазам. Маяк, установленный на Пушкинской набережной – только начало воплощения мечты Веры Мухиной. Трёхметровая бронзовая статуя будет посылать световые сигналы проходящим судам, напоминая нам о великом прошлом и неосуществленных утопиях.
Первая версия «Водолаза-маяка» экспонировалась в Крыму, на берегу Балаклавской бухты в 2010 году. В создании скульптуры принимали участие Яна Чиж, Александр Кудрин. Проект был поддержан Государственным Центром Современного Искусства и «Галереей Крокин».
Renzo Piano Building Workshop перестроит два гектара в центре города и превратит электростанцию ГЭС-2 на берегу Москвы-реки в новое культурное пространство. Фонд V-A-C (Виктория) представил концепцию своего нового культурного пространства на территории электростанции ГЭС-2 на Болотной набережной, ориентированного на развитие современной культуры. Электростанция ГЭС-2, построенная в 1904–1907 годах и снабжавшая город электроэнергией, обретёт новый смысл и облик.  Открытие нового культурного пространства ГЭС-2 запланировано на конец 2018 — начало 2019 года.
4 ноября на Ходынском поле по адресу Хорошевское шоссе, вл. 38А состоялась торжественная церемония закладки камня нового здания музейно-выставочного комплекса Государственного центра современного искусства (ГЦСИ)
Издательство Ad Marginem начало новую серию "Имена", представляющую русских/ российских художников 20-21 века. Открыли серию  Малевич, Дейнека, Монро, Пригов и Архипов. Книжица карманного формата 15х11см. , на русском и английском, с цветными иллюстрациями. Рассказывают о художниках:  Мизиано - об Архипове; Дёготь - о Пригове;  Гройс - о Дейнеке;  Андреева о Монро. Нельзя не заметить, что в "стартовом составе" только Владимир Архипов жив, здоров и чрезвычайно активен>
23 декабря Попечительский совет ГЦСИ выбрал архитектурную концепцию - победителя открытого международного конкурса. Ранее, 12 декабря, на пресс-конференции состоялось объявление финалистов: по результатам заседания международного жюри из 10 команд – участников второго этапа конкурса – были выбраны три команды, набравшие одинаковое количество голосов и, таким образом, прошедшие в финал: испанское бюро Nieto Sobejano Arquitectos, российская студия «Мел» и ирландская практика Heneghan Peng Architects.

Московский концептуализм", М., 2005, 416 с., илл. (ISSN 1726-3050)
Книга Московский концептуализм (WAM 15/16, составители Екатерина Дёготь и Вадим Захаров) - уникальное издание, впервые в России и в мире представляющее фундаментальный корпус искусства московского концептуализма как золотой фонд современной художественной практики. В ней представлено более 150 произведений двадцати московских художников и групп, среди которых Илья Кабаков, Андрей Монастырский, Комар и Меламид, Инспекция Медицинская герменевтика и многие другие. Значительная часть произведений - инсталляции, объекты, документация перформансов - публикуется впервые. 

e-mail: Пластинин Юрий

TopList

© 1994-2017 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO