ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В  МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE artontheground АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

СЕГОДНЯ В МОСКВЕ:
 

С 23 марта в выставочном зале на Московском, 39 в рамках проекта БФ ГЦСИ «Старые новые медиа» новый выставочный проект Валерия Орлова «Не трубка, не Магритт, не фотография». В экспозиции представлены фотографические работы, которые художник создавал с середины 1990-х годов. Открытие 22 марта.
22 марта – 14 апреля 2019 в Cube.Moscow в (Тверская ул., 3, здание The Ritz-Carlton, Moscow, минус 2 этаж) выставочном пространстве Cube.Space галерея- резидент Syntax представит совместный проект Валерия Чтака и Кирилла Кто «Я тебя тоже не узнал». Это диалог двух часто сопоставляемых, но совершенно не сопоставимых художников одного поколения.
Открытие 22 марта. В контексте проекта «Я тебя тоже не узнал» художники выстраивают диалог или некий нарратив о принципиальной невозможности диалога, Валерий Чтак - с помощью зашифрованных иронических посланий на разных языках, Кирилл Кто - подкупающими искренностью парадоксальными высказываниями. Экспозиция разместится в большом зале выставочного пространства Cube.Space и объединит произведения различных жанров и техник, большинство из которых будет сделано непосредственно на месте. Настенные росписи (муралы), живопись на холстах, баннеры, куски картона, фигуратив, абстракция и тексты в поле изображения - авторы используют различные выразительные средства для того, чтобы определить пределы возможностей своего художественного языка. В упрощенном варианте это можно рассмотреть как взаимодействие двух различных практик: уличного искусства, вторгающегося на территорию традиционной художественной экспозиции, и современной живописи, мимикрирующей под уличные стратегии.
Валерий Чтак:
«Людям свойственно увлеченно препираться не по самым важным поводам. Это высказывание не стоит считать спором, но можно держать в голове, что каждый из авторов преодолевает «улицу»: один – навязанную, другой — реальную. От чего может создаваться ощущение если не антагонизма, то полемики. Но это только ощущение. Все не так категорично и четко определено. За каждой фразой необходимо видеть поиски как минимум Правды. Или чего-то на нее похожего. Может, Пустоты, что, при определенном взгляде, и есть Правда. Может, никаких поисков и нет вовсе. Зачем же они, тогда это делают? Ну интересно же, что получится».
Кирилл Кто:
«Что я знаю про Валеру и что мне предстоит? Валеру я знаю очень давно и очень плохо. Очень хорошо к нему отношусь, с большим уважением, завистью и скепсисом. Но знаю плохо. Только какие-то внешние факты, да и те по невнимательности, скорее всего, перевру. Курил много и апологетизировал курение, а потом бросил курить и бросил легко. Пишет на холстах слова и предложения на разных непопулярных языках вроде сербского или латыни. Ассоциируется у некоторых критиков-интерпретаторов (слово «некоторых» здесь - не способ уничижительного умолчания имен-фамилий, а именно потому, что не помню, что за критики и есть ли они) почему-то с граффити, а у самых поверхностных — с Баскиа. Декларировал году эдак в двенадцатом «долой стрит арт», но принял в дар маркер и неоднократно был замечен за легальным расписыванием профнастила и кирпичного забора из аэрозольного баллончика. Декларировал неоднократно, что боится улиц, но декларировал это запальчиво и по-своему смело. Возможно, это была просто поза. Что еще? Должно быть что-то еще. Не зря же мы больше 12 лет знакомы. Возможно, у нас даже получится хорошая работа. Но на самом деле это не так важно».
24 марта - 14 апреля в в Cube.Moscow в (Тверская ул., 3, здание The Ritz-Carlton, Moscow, 2 этаж) выставочном пространстве Cube.Space пройдут еще две выставки.
Выставка Даши Кудиновой и групповая выставка «В гостях у Валеры» от AZOT галереи..
В Cube.Galleries (Cube.Moscow, Тверская ул., 3, минус 2 этаж) с 23 марта несколько выставок.
1. Галерея Gridchinhall представит выставку «ТАЕТ» (23 марта-16 апреля) – работы Кати Рожковой и Катерины Ковалевой. Неординарная работа с материалами помноженная на два рождает новые ощущения, в том числе тактильные, новые смыслы и ассоциации. Карандаш, мрамор, бронза, гранит. 
2. В MIZK Gallery пройдет выставка Константина Беньковича «Religion» (23 марта-28 апреля). Государственная и религиозная символики имеют схожую природу возникновения и в равной степени обладают некой сакральностью. С одной стороны, они призваны объединять различные социальные группы в единую общность, с другой – разъединять людей разных стран и государств. Подобным же образом религия, обязывающая по своему значению объединять людей парадоксальным образом служит механизмом разобщения. Константин Бенькович занимается осмыслением этих противоречий. Изображения работ
3. Галерея Syntax покажет проект Натальи Стручковой «Сошествие стирола» (23 марта-20 апреля). На выставке будут представлены новые живописные работы художницы. Разноцветная пластмасса – это материал, из которого, по версии Наташи Стручковой, теперь состоит все вокруг. Художник-строитель просто берет подручный материал и делает из него искусство. По сути вполне реалистическое, по виду – все более абстрактное.
4. Галерея «КультПроект» представляет выставку «Евгения Буравлева. Егор Плотников. Живопись. Скульптура» (23 марта-17 апреля). Егор Плотников представит новую серию живописных холстов и скульптур «Менорка». Аскетичный безлюдный пейзаж –любимая тема художника. Оказываясь в новом, не самом очевидном месте для путешественников, он снова и снова ищет знакомый мотив.
Серия Евгении Буравлевой «Теория света» исследует тему света. Свет относится к тем вещам, уникальность которых человек перестал осознавать. Свет, как и истина, может быть ослепляющим, превращаться в белое пятно ничего, если человек не может или не готов воспринять.
5. В PA Gallery продолжится выставка живописи Олега Хвостова и скульптуры Дениса Прасолова.
6. В ÀMBIT Galeria – «Массовый человек – мутация I», проект, представляющий работы испанских, итальянского и российского художников: Рафолса Касамады, Оксаны Мась, Бенета Росселла, Эдуардо Арранса-Браво, Франко Монти.
7. В NK Gallery проходит персональная выставка бельгийского художника Дидье Маё «По ту сторону зеркала», а в галерее тиражного искусства Cubed можно познакомиться с работами российского дизайнера и художника Андрея Логвина «Art is sex, sex is art», а также тиражными работами Андрея Бартенева, Сергея Горшкова, Алисы Йоффе, Андрея Люблинского, Ольги Никич, Екатерины Сисфонтес, Ольги Солдатовой и Аристарха Чернышева.
22 марта - 9 июня 2019 в ММОМА на Петровке, 25 выставка "KOMAR & MELAMID". Открытие 21 марта.
Куратор Андрей Ерофеев, при участии Иосифа Бакштейна. Дизайн экспозиции: Ирина Корина и Илья Вознесенский.
В экспозицию включены работы, созданные художниками после своего объединения в творческий дуэт, который они именуют, по словам куратора выставки Андрея Ерофеева, «персонажем Komar & Melamid». Из них более 20 программных произведений предоставлены фондом BREUS Foundation. Все сделанное авторами до 1972 года, когда возник их союз, и после 2003 года, когда он распался, не входит в рамки выставочного проекта в ММОМА.

Масштабная экспозиция в 16 залов, занимающая весь второй этаж музея на Петровке 25, поделена на два раздела — советский период деятельности художников и американский. Ее выразительный дизайн не случайно наводит зрителя на мысли о театре: «режиссеры экспозиции» Ирина Корина и Илья Вознесенский старались проявить в визуальном окружении произведений те исходные контексты, которые, оставляя в уме, обыгрывали в объектах Komar & Melamid. Инсталляционный подход в показе объектов призван облегчить восприятие современного зрителя, который сегодня, в 2019 году, далек от реалий 1970-80-х годов или не знаком с ними.
Траектория осмотра выставки едина: она помогает зрителю не потеряться в лабиринте залов советского блока, отсылающих к клетушкам коммуналок, «красных уголков» и вещевых рынков Москвы прошлого столетия. Каждому залу соответствует отдельный проект, дополненный с искусствоведческой и философской точек зрения в брошюре-путеводителе. В первых залах раскрываются особенности творческого метода Komar & Melamid — программный эклектизм, установка на «плохое искусство», приверженность коммуникативной эстетике. Далее в экспозиции чередуются проекты, относящиеся к двум главным тематическим блокам всего творчества Komar & Melamid. Это работы с визуальными языками массовой коммуникации, с государственным стилем (серия «Ностальгический соцреализм», 1981-1983 гг.), с одной стороны, с китчем и низовой визуальной культурой, с другой. Игра с образами власти раскрывается как основной принцип соц-арта, а также в его многочисленных трансформациях и вариантах.
Своего рода транзитной зоной между двумя блоками является небольшой зал с работой «Transstate» (1977 г., из коллекции Центра Помпиду, Париж). Он отсылает к периоду ожидания Комаром и Меламидом разрешения на их выезд из СССР и повествует о выдуманном художниками государстве со своей Конституцией, Декларацией независимости и валютой — Транс-Стейт.
Второй тематический блок произведений Komar & Melamid связан с дискредитацией искусства модернизма (проект «Живопись слонов», 1995 г.; «Transstate»), пародированию его стилей, осмеянию порожденных им мифов и культа художника-гения, порождающего шлейф социальных махинаций и мистификаций. В этой критике, дополненной частичной реабилитацией неоакадемизма («Дискобол», 1983 г.; «Девушка перед зеркалом», 1981-1982 гг.), искусства тоталитарных диктатур и возвращением в культурный оборот правого консервативного дискурса относительно искусства, Komar & Melamid стали непосредственными предвестниками и участниками общемирового культурного феномена «постмодернизма».
Заключительным аккордом соц-арта на выставке является последний совместный проект Komar & Melamid «Монументальная пропаганда» (1992 г.), в котором неутомимые борцы с идеологическими памятниками встают на их защиту в атмосфере разгула вандализма, разыгравшегося после распада СССР.
21 марта - 21 апреля Московский музей современного искусства (Москва, Гоголевский бульвар, 10) и Школа современного искусства «Свободные мастерские» представляют  выставку Дарьи Неретиной «Природа вещей». Открытие 21 марта.
В стремлении запечатлеть течение естественной истории, человечество с давних времен прибегало к разного рода её воспроизведениям: от многочисленных энциклопедий, графических альбомов и до детальных справочников. Наибольшее распространение среди них получил жанр «ботанической иллюстрации» — досконально точное изображение растений, к которому обращается Дарья Неретина, даже несмотря на то, что современные технологии позволяют детально рассмотреть мельчайший живой организм.
Проект в ММОМА является тотальной инсталляцией и сочетает в себе различные техники: скульптурные объекты из фарфора, основного медиума, с которым работает автор, графику и реди-мейды, созданные в период с 2015 по 2019 годы. Часть объектов состоят из природных материалов, таких как грунт, гербарий, бумага и дерево>
22 марта - 19 мая в ММОМА на Петровке, 25 Московский музей современного искусства совместно с Tabakman collection представляют первую в России персональную выставку Генриха Худякова (1930 — 2019) «Jumbo Love© Генрих Худяков».  Открытие 21 марта.
Ретроспектива наполнена разнообразными свидетельствами творчества художника: объектами, авторскими книгами, перформативными практиками, видеоинтервью, документами и фотографиями, созданными им в течение всей жизни. Выставка в ММОМА станет путешествием по маршруту, состоящему из художественных актов, произведений и событий, имеющих ключевое значение в судьбе Генриха Худякова. Куратор - Виталий Пацуков.  Оформление выставки - Константин Ларин.
Свои творческие эксперименты Генрих Худяков начал еще в СССР, когда в 1959 году, заканчивая филологический факультет Ленинградского университета, он стал теоретически осмыслять свои визуальные поиски в исследованиях словесности. Отрезанные от официальных каналов публикаций, его рукописные и напечатанные на машинке тексты существовали в самиздате за пределами советской печати как уникальные книги, в которых социальный запрет превращался в творческий акт.
В 1974 году художник эмигрирует из СССР в США, где работает в области визуальносмысловой культуры и экспериментальной поэзии, объединяя разные виды искусств. Атмосфера нью-йоркской художественной сцены 70-х годов, главную роль в которой определяли движения East Village, создала естественную почву для дальнейшей эволюции творчества Генриха Худякова. Соединившая в себе битников, перформансистов и рокеров, энергию Флуксуса, открывшая таких знаменитостей как Джефф Кунс, Кит Харинг и Мишель Баския, она стала невероятно близкой художнику.
Постепенно в технологии художника появились «найденные объекты» с улиц Нью-Йорка, которые он использовал при создании пиджаков, рубашек, галстуков, обуви, ставших образными «манифестами» его идеального мира. В работах Генриха Худякова бытовые вещи обретали новую поверхность, кожу, фактуру, созданную из бутылочных крышек, фольги, наклеек, стразов, коктейльных трубочек, губок и мягких игрушек, и превращались в драгоценные артефакты нашего времени, открывая новую подлинность и новое зрение.
Выставка демонстрирует историю жизни поэта и художника, соединяя в единое целое и одновременно снимая различия между такими явлениями, как перформанс и визуально-поэтическая речь, эксперимент и полнота традиции, поп-арт объект и свободная абстракция. Особое место в проекте занимают видеоинтервью и записи чтения Генрихом собственных стихов, в которых реализуется новая форма художественного высказывания — акустический перформанс. Парадоксальная речь Генриха рифмовалась с хриплым голосом Боба Дилана и с манифестами Аллена Гинзберга, призывавшего читать Шелли и Эмили Дикинсон.
Генрих Худяков родился в Челябинске в 1930 году. Его отец работал на закрытом предприятии, мать преподавала литературу в школе. С ранних лет художник увлекался поэзией и писал стихи, а в 1959 году закончил филологический факультет Ленинградского государственного университета и вернулся в Москву. В 1960-62 годы он работал искусствоведом на Всесоюзной передвижной выставке плаката, жил в Средней Азии и в Закавказье. В 60-е годы Худяков самиздатом выпускал книги своих стихов «Кошки-Мишки», «Третий к Лишним», «Кацавейки», «Твари по Паре...», книгу стихов в японском стиле «Хайку». Параллельно изучал книги по теософии и антропософии, проявляя интерес к культуре гностиков. В 1974 году эмигрировал в США, где начал начал заниматься визуальным искусством. Генрих Худяков участвовал в выставках в Американском центре современного русского искусства (Contemporary Russian Art Center of America) Нортона Доджа (1982), «The Last Brain Storm» в Black and White Gallery, Бушвик, Нью Йорк (2015), «Коллекция! Современное искусство в СССР и России 1950–2000 годов» (2017), Центр Помпиду, Париж. Hirschl & Adler Galleries представили Генриха Худякова на Outsider Art Fair в Париже (2015 и 2016). Его персональные выставки проходили в Fine Arts Museum в Лонг Айленде, Хемпстед, Нью Йорк (1989), Nakhamkin Gallery, Нью Йорк (1990), Tabakman Museum of Contemporary Russian Art, Хадсон, Нью Йорк (1996). Работы художника находятся в коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства (МоМА) и в коллекции Центра Помпиду, Париж.
Ушел из жизни 10 января 2019 года. Похоронен в Джерси-Сити, штат Нью-Джерси.
21 марта - 02 июня в Новой Третьяковке выставка "Головой о стену. Живопись и графика Б.А. Голополосова 1920–1930-х годов">
19 марта - 18 августа 2019 в музее AZ (2-я Тверская-Ямская ул., 20-22) выставка "Птица-Тройка". Шагал, Зверев, Коcмачев. Вы увидите работы Анатолия Зверева, офорты Марка Шагала и скульптурный арт-объект Вадима Космачева, объединенные общей сюжетной линией, связанной с творчеством Н.В. Гоголя и его поэмой «Мертвые души».
19 марта - 3 апреля в галерее Роза Азора (Никитский бульвар, 14) выставка Алексея Ланцева "Три путешествия". Открытие 18 марта>
С 20 марта по 7 апреля в Фотоцентре на Гоголевском бульваре две выставки Бориса Беленкина “Тель-Авив в Москве” и “Диалог эпох”. Почти 100 крупноформатных работ израильского кинооператора, фотожурналиста и документалиста. Пресс-показ и открытие 19 марта.
Новая выставка – продолжение успешного проекта «Тель-Авив: 100 лет» – яркого, разножанрового, увлекательного рассказа об удивительном израильском мегаполисе. Впервые он был представлен в Израильском культурном центре в Москве и уже побывал в 35 городах постсоветского пространства (Биробиджане, Ташкенте, Красноярске, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Кишиневе и др).
16 марта - 18 августа 2019 в Новой Третьяковке выставка "Илья Репин" (залы 60–61, 80–82). Открытие 15 марта>
18 – 30 марта 2019 Московский Союз художников, Товарищество живописцев МСХ в Выставочнм зале на 1-й Тверской-Ямской, 20 представляют выставку «Михаил Воробьёв «30 лет в МОСХе»
14 марта - 26 мая в Образовательном центре ММОМА (Ермолаевский переулок) выставка «Коллективный симптом», продолжающая серию проектов в рамках программы «Коллекция. Точка обзора», которая сфокусирована на исследовании и показе произведений из собрания Московского музея современного искусства. Каждая из предыдущих экспозиций демонстрировала уникальный метод работы с фондами музея: от концептуального до формального. Эта — четвертая — выставка посвящена кругу сюжетов, связанному с феноменом социальной чувственности.
Произведения из коллекции, созданные авторами самых разных поколений и эстетических предпочтений, комбинируются с подобранным кураторами собранием материалов, которые проливают свет на разные ситуации и формы коллективной экзальтации. Выставка сконструирована как своего рода квест, цель которого — обнаружить ответ на вопрос о том, как художественные поиски связаны с тем или иным сюжетом или проблемой. Его исход зависит от наблюдательности и внимательности зрителя. Работы таких мастеров, как Илья Чашник и Александр Родченко, Игорь Макаревич и Николай Антипин, Евгений Юфит и Владислав Мамышев-Монро, наряду с другими экспонируются в качестве одновременно опорных точек и автономных нарративов, предоставляющих пространство для личных размышлений — и переживаний.
Художники: Николай Антипин, Евгений Антуфьев, Анатолий Брусиловский, Николай Вечтомов, Ричард Гир, Франциско Гойя, Михаил Гробман, Борис Ефимов, Платон Инфанте-Арана и Александр Петровичев, Илья Кабаков, Игорь Макаревич, Владислав Мамышев-Монро, Сергей Мироненко, Александр Плюснин, Александр Родченко, Фиеро Рэй, Юрий Соболев-Нолев, Леонид Тишков, Илья Чашник, Марк Шагал, Евгений Юфит.
14 - 26 марта в Открытом клубе (Спиридоновка, 9/2) выставка Льва Табенкина "Книга Екклесиаста". Седьмая выставка в рамках проекта « Ветхий Завет XXI век. Точка отсчета».
Книга Екклесиаста, Проповедующего — это собрание поучительных сентенций и афоризмов. Буквальная интерпретация книги Екклесиаста никогда не была возможна. Тема смерти и пустой тщеты трактовались по-разному, главным образом, исходя из актуальных реалий. После чумы середины XIV века художники изображают пляски и триумфы смерти, призванные показать, что все перед смертью равны, будь то рыцарь, Папа Римский или простой крестьянин. Позднее в Северной Европе расцветает жанр memento mori — «напоминание о смерти». Гнилые фрукты и увядающие цветы в голландском натюрморте XVII века — эти мотивы — прямые наследники переосмысления книги Екклесиаста средневековыми художниками.
Визуальный ряд авторства Льва Табенкина находится вне традиционной иконографии. Идея кураторов проекта воплотилась здесь в полной мере; вернуться к непосредственному восприятию текста, оказаться вне традиции. Художник Лев Табенкин создал три серии иллюстраций к избранным стихам-афоризмам. В его композициях переплелись современные мотивы, переданные «по-брейгелевски» прямолинейно, и восточный колорит. Мир, изображенный Табенкиным, такой же как и тысячи лет назад; люди всё так же суетятся, пьют, молятся, убивают животных и друг друга; «умирают и те другие, и дыхание у тех и других одно, и ничем человек не лучше животных, ибо все — пустое»>
15 марта - 3 апреля 2019 в Театральном музее имени А.А.Бахрушина (ул. Бахрушина, 31/ 12, зал Восточного фасада) выставка «Плакат умер. Да здравствует плакат!» Авторский театральный
плакат XXI века». Открытие 14 марта.
В отличие от официальных афиш авторские плакаты созданы не по заказу
театров, а исключительно по творческому вдохновению и отражают впечатления авторов от просмотренных спектаклей. Разнообразные по стилям, плакаты вместе с тем продолжают традиции плакатного искусства ХХ века от жёстких линий конструктивизма и изящных изображений ар-деко до психоделических плакатов
60-х годов и Новой волны.
Экспозиция включает плакаты к спектаклям «Игроки» Студии театрального
искусства, «Улисс» Мастерской Петра Фоменко, «Маленькие трагедии» Гоголь-центра, «Северный ветер» МХТ им. А.П.Чехова, «Записки юного врача» Театра «Мастерская», «Бег» Театра им. Евгения Вахтангова.
15 марта – 7 апреля 2019 в музее Востока (Москва, Никитский бульвар, 12-а) выставка «Тугра: крымский символ российской государственности». Открытие 14 марта.
Тугра — каллиграфически выполненная подпись-монограмма османского султана или крымского хана. Происхождение этого знака до конца не выяснено: он представлял собой стилизованное изображение лука и стрелы (или лука и булавы). В основе ее, вероятно, лежал знак собственности – тамга рода сельджук. Возникнув в сельджукское время (в X-XI вв.) и достигнув пика развития в османский период, тугра в XVI в. появилась на периферии османского мира — в Крымском ханстве. Первая общеизвестная крымская тугра, принадлежит хану Сахиб-Гирею (1532-1551), который, по всей вероятности, заимствовал ее у османских падишахов. Вплоть до 1783 г., когда Крымское ханство вошло в состав Российской империи, тугра — непременный атрибут власти крымских ханов.
Вскоре символ власти оказался востребован и в Московском государстве как элемент, связывавший правящий дом Романовых с золотоордынским миром (в дипломатической переписке). В XVII в. тугра создается для первого представителя династии — Михаила Федоровича, первая его тугра датируется 1620 г. Потом тугры ставятся на грамотах его сына - царя Алексея Михайловича, и внуков — Ивана и Петра (будущего Петра I). Эти грамоты отправляются из Москвы в Крым, далекую Монголию, Индию. Петр I активно использует тугру как яркий образ манифестации царской власти на близком исламском Востоке.
Сегодня под тугрой понимают красочную каллиграфическую композицию с декоративным написанием имени собственного, построенным по определенным законам с помощью букв арабского алфавита. Тугра почти с любым именем на магните — чрезвычайно популярный сувенир, который продается в магазинах и пользуется спросом. Собственные тугры были созданы художниками для Бориса Ельцина, Дмитрия Медведева и Владимира Путина. Долгая история этого явления хорошо иллюстрирует адаптацию древних символов власти современной популярной культурой и опосредованно – современной властью. Сегодня возрождение традиции изготовления тугр — уникальный случай реставрации древней тюркской властной символики.
13 марта - 14 апреля 2019 в галерее Ковчег (Москва, Немчинова, 12) выставка "Кибертело и его след". Откртыие 12 марта.
На протяжении всей своей жизни человек претерпевает множественные метаморфозы: в зависимости от окружающих нас реалий, от взаимодействия с различными аспектами жизни у нас складывается “новая” телесность. Однако сегодня с помощью новых технологий человек осуществляет эти метаморфозы намного быстрее. Постепенно тело современного человека “сращивается” с различными технологическими устройствами и становится кибертелом, приобретая новые возможности и новые коннотации.
Экспозиция «Кибертело и его след» строится на аудио-визуальных объектах, расщепляющих аудио ландшафт, (MediaMead, Ильдар Якубов), видео-арте (Ксения Галкина, Владимир Абих, Мария Колина-Перес), визуальных инсталляциях, способствующих включению человека в среду слияния цифровой и реальной природы, (Юлия Вергазова, Софа Скидан, группа RRT) и интерактивных объектах, позволяющих прикоснуться к личным данным (Анна Ротаенко) или изменить видео формы с помощью удара (Аристарх Чернышев). Также на выставке будут представлены фотографии Владислава Мамышева-Монро, Галины Леоновой и Владимира Абиха, документальная видео-фиксация перформанса Людмилы Калиниченко и пространства дополненной реальности, созданные самим кураторами.
Кураторы: Сергей Свиридов, Карима Мусаева
.
Участники: MediaMead, Юлия Вергазова, Ильдар Якубов, Аристарх Чернышев, Анна
Ротаенко, Софа Скидан, группа RRT, Владимир Абих, Ксения Галкина, Мария Колина-Перес, Людмила Калиниченко, Галина Леонова>
С 7 марта до 7 апреля 2019 в Центре МАРС (Москва, Пушкарев переулок, 5) выставка Дамира Кривенко "Искушение технологией. От геймера до хакера, от грешника до святого".
По словам Дамира Кривенко «технологии прочно вошли в нашу повседневную жизнь, но мы даже не предполагаем насколько велико их влияние на развитие человечества». Сегодня на полотнах художника рождаются загадочные образы современной мадонны в техногенном пространстве, геймеров и хакеров из элементов микросхем. Даже легкокрылую бабочку ХХI века Дамир Кривенко скомпоновал из деталей компьютера> 
С 7 марта по 7 апреля в галерее «Измайлово» Объединения выставочных залов Москвы пройдёт выставка живописных и графических работ художника Лены Красотиной. Открытие в четверг 7 марта.
Время работы выставки: вт. - вс. 11:00 - 20:00. 
7 - 22 марта в галерее JART (Москва, улица 3-я Ямского Поля, 9) выставка Ильи Трушевского "Горящие рисунки">
6 марта - 14 апреля 2019 в ГЦСИ (Зоологическая, 13) выставка «Искусство быть». Открытие 6 марта. Кураторы: Наталья Гончарова, Лариса Гринберг, Надежда Гура.
Выставка ориентирована на широкую аудиторию, в том числе, и на людей с ограниченными возможностями восприятия (ОВЗ). Задумана как платформа, объединяющая людей с разными потребностями, которые становятся соучастниками творческого процесса, его распространителями и критиками.
Современное искусство принято упрекать в непонятности, высоколобости, удалённости от реалий жизни человека, тем более человека с ОВЗ, но именно современное искусство – неотъемлемая часть этой жизни. Оно вбирает в себя её контексты, ритмы, проблематику, перерабатывая в новые, принадлежащие искусству, формы, оперирует языком современной реальности и становится посредником между человеком и миром. Этим можно воспользоваться как своего рода адаптационным контактом, инициирующим диалог и взаимодействие между различными группами людей. Именно современное искусство обладает высокой степенью эмпатии и без нее не работает.
6 марта – 31 марта 2019 в музее Востока (Москва, Никитский бульвар, дом 12-а) выставка Бориса Карафёлова «Свет Средиземноморья». Открытие 5 марта в 17.00.
5 марта - 10 апреля в галерее XL (Винзавод) выставка Евгения Гранильщикова "Слабость">
6 – 29 марта и 2 - 13 апреля галерея современного искусства «Треугольник» (Винзавод) представляет выставку Евгения Дедова «Компаньон».
5 марта - 10 апреля в галерее ARTIS (Винзавод) выставка Антона Кетова, Юрия Мелексетяна, Александра Зайцева, Андрея Сяйлева "Город 2.0">
6 марта – 31 марта 2019 в музее Востока (Москва, Никитский бульвар, 12-а) выставка Бориса Карафёлова «Свет Средиземноморья». Открытие 5 марта.
Работы, созданные в 2004-2008 годах под впечатлением от путешествий художника по городам Израиля и Италии. В экспозицию войдёт 35 произведений, выполненных на бумаге, в технике гуашь и акрил>
5 марта - 19 мая 2019 в ГМИИ имени Пушкина (Главное здание, Залы 19, 20, 30, Колоннада) выставка «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа».  Открытие 4 марта.
Впервые российский зритель получит возможность познакомиться с уникальной и наиболее значительной главой в истории современного британского искусства, связанной с использованием художниками фигуративной живописи как средства выражения глубоко личного, чувственного и интенсивного переживания жизни.
Термин «Лондонская школа» был введен в обиход художником Р.Б. Китаем в 1976 году и в дальнейшем в основном использовался применительно к группе из шести художников, в которую входили Франк Ауэрбах, Фрэнсис Бэкон, Р.Б. Китай, Леон Коссоф, Люсьен Фрейд и Майкл Эндрюс. Помимо этих мастеров на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина будут представлены еще четыре художника, чьи творческие установки, методы работы, а также обстоятельства биографий позволяют причислить их к Лондонской школе: это Юэн Аглоу, Дэвид Бомберг, Уильям Колдстрим и Паула Регу.
В противовес абстракционизму и концептуализму мастера Лондонской школы развивали традицию фигуративной живописи.
Церемония вручения VII Ежегодной Премии The Art Newspaper Russia состоялась 1 марта 2019 года. Выставка года - «Илья и Эмилия Кабаковы. „В будущее возьмут не всех“»
Музей года - Государственный музей современного искусства — Коллекция Костаки (в составе Организации музеев изобразительных искусств, MOMus)
;  Греция, Салоники.
Реставрация года - Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» (в составе Государственного музея-заповедника «Петергоф»): дворец Петра III, Китайский дворец, убранство церковного павильона и интерьеры покоев Воронцовой (Большой Меншиковский дворец).
Книга года - Аркадий Ипполитов. «Просто Рим. Образы Италии XXI» (М., «КоЛибри», «Азбука-Аттикус», 2018).
Личный вклад - Наталия Опалева, основатель и генеральный директор Музея AZ.
Шорт лист.
Выставка года.
1. «Генеральная репетиция. Представление в трех актах. Работы из коллекции V-A-C, MMOMA, Kadist»
Московский музей современного искусства (Москва). 26 апреля — 16 сентября 2018.
2.«Русский путь. От Дионисия до Малевича»
Музеи Ватикана (Ватикан). 20 ноября 2018 — 16 февраля 2019
3. «Илья и Эмилия Кабаковы. „В будущее возьмут не всех“»
Тейт Модерн (Лондон). 10 октября 2017 — 28 января 2018
Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург). 21 апреля — 29 июля 2018
Государственная Третьяковская галерея (Новая Третьяковка) (Москва). 7 сентября 2018 — 13 января 2019.

Лонг-лист Премии будет объявлен в конце 2018 года>
Редакция газеты об искусстве The Art Newspaper Russia подвела итоги 2018 года и сформировала длинный список самых значимых событий в области искусства в пяти номинациях, соответствующих рубрикам газеты - «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года» и «Личный вклад».

В этом году немного изменен регламент Премии The Art Newspaper Russia – количество номинантов в лонг-листе увеличилось до семи в каждой категории. Критерии же отбора и определения победителей остаются прежними — это публичный резонанс, высокий профессиональный уровень тех или иных свершений, а также для газеты, входящей в интернациональную сеть изданий, особо важно отметить то, что делает российское искусство частью мирового художественного процесса, способствует международному культурному обмену.

Номинация «Музей года»
Государственная Третьяковская галерея (Москва);
Государственный Музей Изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (Москва);
Государственный музей современного искусства – Коллекция Костаки (в составе Организации музеев изобразительных искусств, Салоники (MOMus) );
Дом-музей Велимира Хлебникова (филиал Астраханской государственной картинной галереи имени П.М. Догадина) (Астрахань);
Музеи Московского Кремля (Москва);
Музей истории Витебского народного художественного училища (Витебск);
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства (Санкт-Петербург);
Номинация «Выставка года»
«Василий Верещагин» / Государственная Третьяковская галерея (Москва);
«Генеральная репетиция» / Фонд V-A-C и Московский Музей Современного Искусства (Москва);
Илья и Эмилия Кабаковы «В будущее возьмут не всех» / Tate Modern (Лондон); Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург); Государственная Третьяковская галерея (Москва);
«Ожившая пьеса императрицы», «Призрак-рыЦАРЬ», «Гипноз пространства. Воображаемая архитектура» / Музей-заповедник «Царицыно» (Москва);
«Пикассо & Хохлова» / Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва);
«Русский путь. От Дионисия до Малевича» / Музеи Ватикана (Ватикан);
Музейно-театральный проект «Хранить вечно!» / Центральный выставочный зал «Манеж» (Санкт-Петербург);
Номинация «Книга года»
Анна Вяземцева «Тоталитарное искусство Италии» / РИП-Холдинг, 2018;
Борис Гройс «В потоке» (пер. А.Фоменко) / Ад Маргинем Пресс и МСИ «Гараж», 2018;
Аркадий Ипполитов «Просто Рим. Образы Италии XXI» / Издательство КоЛибри, «Азбука-Аттикус», 2018;
Элисон Коул «Ренессанс в Италии. Жизнь при дворе: искусство, удовольствия, власть» / Слово/Slovo, 2018;
Ольга Тилкес «Истории страны Рембрандта» / Новое литературное обозрение, 2018;
Анна Чудецкая «Владимир Вейсберг. От цвета к свету» / Искусство-XXI век, 2018;
Юдин Л. Сказать свое...: Дневники. Документы. Письма. Свидетельства современников / Русский авангард, 2017;
Номинация «Реставрация года»
Карл Брюллов. «Портрет Григория, Евгения, Льва и Феофила Гагариных» / Лаборатория научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа;
Дворец Петра III, Китайский дворец, убранство церковного павильона и интерьеры покоев Воронцовой (Большой Меншиковский дворец) / Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» (в составе Государственного музея-заповедника «Петергоф»);
Изучение и реставрация скульптур из фонда перемещенных ценностей: «Иоанн Креститель» Донателло, «Бюст Франческо дель Неро» Джулио Маццони / Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина при участии НИЦ «Курчатовский институт»;
«Небо» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери в деревне Хвалинская Каргопольского района Архангельской области / Кенозерский национальный парк. Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) им. И.Э.Грабаря;
Особняк Кекушевой на Остоженке, 21 / Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса (ГлавУпДК) при МИД РФ. «Стройсервис-5»;
Владимир Татлин. «Летатлин» / Центральный музей Военно-воздушных сил РФ. Реставрационные мастерские Государственной Третьяковской галереи при участии ВХНРЦ и ВМДПНИ;
Утвержденная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова. 1613 / Российская государственная библиотека. Государственный научно-исследовательский институт реставрации;
Номинация «Личный вклад»
Михаил Абрамов, основатель частного Музея русской иконы;
Вагит Алекперов, основатель Музея Международного нумизматического клуба;
Леонид Михельсон, основатель фонда V-A-C («Виктория – искусство быть современным»);
Наталья Опалева, основатель и генеральный директор Музея AZ;
Алишер Усманов, основатель Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт»;
Ася Филиппова, основатель и директор центра творческих индустрий «Фабрика»;
Давид Якобашвили, основатель музея «Собрание».

Шорт-лист будет сформирован и объявлен в январе 2019 года, в него войдут по три финалиста в каждой номинации.
28 февраля - 2 июня в музее "Гараж" (Парк Горького) выставка Павла Пепперштейна "Человек как рамка для оандшафта">
27 февраля - 4 апреля в ММОМА на Гоголевском, 10 выставка Станислава Шурипы и Анны Титовой (Агентство сингулярных исследований) "Flower Power. Архив">
28 февраля– 31 марта 2019 в музее Востока (Москва, Никитский бульвар, 12-а) выставка Григория Ингера «Мое детство». 27 февраля открытие>
22 февраля - 31 марта в ММАМ (Остоженка, 16) выставка "Эрик Мадиган Хек. Вперед в прошлое">
22 февраля - 24 марта в ММАМ (Остоженка, 16) выставка Михаила Грачева "Советская повседневная жизнь. 1930-е —1960-е годы">
21 февраля - 21 апреля 2019 Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку французской рекламы конца XIX — начала XX века «Афишемания». В экспозиции будут показаны 130 афиш из собрания музея, которые познакомят с историей рождения и эволюции плаката как вида искусства. Зрители увидят работы известных художников и мастеров иллюстрированной рекламы — Анри де Тулуз-Лотрека, Альфонса Мухи, Поля Гаварни, Леона Шубрака, Жюля Шере, Адольфа Вийетта и других авторов.
15 февраля - 14 апреля 2019 в ММАМ (Остоженка, 16) выставка "Игорь Верещагин. Необъективная реальность">
15 февраля - 31 марта 2019 в ММАМ (Остоженка, 16) выставка "Жерар Юфера. Один день в музее">
15 февраля - 12 мая 2019 в ММАМ (Остоженка, 16) выставка "Альберт Уотсон Мечты. Календарь Pirelli 2019">
14 февраля – 24 марта 2019 галерея ARTSTORY (Москва, Старопименовский переулок, 14) представляет выставочный проект "Путешествие по снам". Живопись, графика, скульптура.
Сны представителей художественного андеграунда С.Алфёрова, О.Ланга, Б.Кошелохова наполнены абстрактными образами, живые существа здесь действуют наравне с геометрическими фигурами, а цветовые пятна являются полноценными, самодостаточными субъектами. Миры Л.Вороновой, С.Горшкова, А.Карпова, А.Лобанова, В.Любарова, К.Медведевой, А.Петрова, Л.Пурыгина, А.Пыжовой – напротив, населяют конкретные, более или менее тщательно прописанные люди и животные; их сюжеты и фантазии наивны, но совсем не просты. В каждой работе просматривается литературный бэкграунд: это могут быть народные сказки или современный фольклор села и городских окраин. Фантастические персонажи И.Лубенникова, Н.Нестеровой, А.Ишина, И.Исупова ведут зрителя в путешествие сквозь постмодернистскую ткань литературно-живописных реминисценций к образам окружающего нас современного общества.
14 февраля - 14 апреля 2019 в Еврейском музее и центре толерантности пройдет выставка «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович».  Открытие 13 февраля.
Выставка представит более 30 работ в разных жанрах: от живописи и фотографии до инсталляции и экспериментальной анимации. В экспозицию войдут избранные произведения XX и XXI века зарубежных и отечественных художников: Казимира Малевича и Фрэнсиса Бэкона, Александра Дейнеки и Маурицио Каттелана, Василия Кандинского и Ива Кляйна, Роя Лихтенштейна и Виктора Пивоварова, Натальи Гончаровой и Марины Абрамович, Альберто Джакометти и Бриджет Райли, Ансельма Кифера и Нико Пиросмани.
«Игра с шедеврами» – прежде всего, семейный проект. Выстроенный как аттракцион, где для знакомства с работами нужно залезть на лестницу, пригнуться, съехать с горки или заглянуть в шкаф, он даст детям и взрослым возможность увидеть работы культовых современных художников вне рамок школ и концепций.
C 15 февраля по 5 мая 2019 в Музее архитектуры выставка "Герои АвангардСтроя. Архитектор Игнатий Милинис">
13 февраля - 19 мая 2019 в Музее русского импрессионизма (Москва, Ленинградский проспект) первый совместный проект Музея русского импрессионизма и Государственной Третьяковской галереи «Николай Мещерин. Выход из суеты». Ретроспективная выставка художника-последователя французского импрессионизма.
Значимый русский импрессионист воспевал красоту родных краев, его воздушным работам в духе Клода Моне характерны поиски света и цвета, смена сезонов. Мещерин заслужил уважение коллег и собрал в своей усадьбе талантливых единомышленников: Игоря Грабаря, Исаака Левитана, Алексея Степанова, Василия Переплетчикова и других, чьи работы также войдут в экпозицию.
К выставке «Николай Мещерин. Выход из суеты» Музей русского импрессионизма готовит получасовой саунпроменад - музыкальную экскурсию по экспозиции, которую проведет для каждого зрителя сам художник. В нем оживут сюжеты картин, прозвучат самые яркие и интересные подробности жизни Николая Мещерина и обитателей усадьбы Дугино. Главных героев озвучат известные актеры.
Впервые за 30 лет более 100 его картин, фотографий и дневниковых записей конца XIX века будут собраны в единую выставку из многих российских музеев, частных коллекций, более 50 первый раз покинут запасники Третьяковской галереи>
C 13 февраля по 24 марта 2019 в Музее архитектуры выставка "Ю.С. Ушаков. Деревянная архитектура русского Севера">
12 февраля — 24 марта 2019 в ММОМА (Гоголевский бульвар, 10) выставка Яана Тоомика "В моём конце — моё начало. В моём начале — Мой конец".
Куратор Виктор Мизиано. Открытие 12 февраля. В проекте
представлена живопись, скульптуры, короткометражные фильмы и видеоработы, созданные в течение последних 20 лет. Тоомик – наиболее известный на международной арт-сцене эстонский художник. Он одновременно живописец, создатель концептуальных инсталляций, видеохудожник, режиссер короткометражных фильмов, перформансист.
Выставка «В моём конце – моё начало. В моём начале – мой конец» предоставляет зрителю редкую возможность проследить все этапы творчества Яана Тоомика: от увлечения неоэкспрессионизмом и пост-концептуальной инсталляцией до перформанса и видео-арта, а также наглядно ознакомиться с ключевыми для художника темами жизни и смерти, реальности и сновидений.>
7 февраля - 31 марта в галерее «Электромузей в Ростокино» Объединения «Выставочные залы Москвы»  выставочный проект «Открытый музей».
Выставка «Открытый музей-2019» – продолжение «Антимузея», проекта, стартовавшего в 2016 году, и функционировавшего как свободная площадка для творческого высказывания без жанровых и кураторских ограничений.
Цель проекта – показать актуальные тренды современного медиа- и технологического искусства и смежных пространств творческого высказывания, способствовать их развитию.
На выставке будут показаны все поданные проекты, если они удовлетворяют одному или нескольким из критериев, определяющих современное медийное и технологическое искусство – интерактивные инсталляции и объекты, дополненная реальность, машинимы, видео, аудиовизуальные перформансы, документация интервенций в городской среде, артистические модификации компьютерных игр и программ, 3D глитчи, и другое.
Участники выставки: Владимир Абих, Андрея Aндрич (Дания/Сербия), Александр Антипин ака Mega_sbjct, Мария Бавыкина, Анастасия Белова, Виктор Белозеров ака emp.bikutoru, Дмитрий Булныгин, Антон Гаенко, Владлена Громова, Татьяна Дмитриева, Михаил Евсейчик ака Miha Nik, Полина Егорушкина, Алексей Журавлёв, Андрей Ишонин, Евгения Козлова, Ника Комарова, Анастасия Королёва, Наталия Ламанова, Иннокентий Людевиг, Маркус Мартинович (Россия / Германия), Михаил Марушкин, Екатерина Михатова, Константин Новиков, Дмитрий Ольгин, Надежда Орлова, Артём Парамонов, Денис Протопопов, Екатерина Пряничникова, Слава Птрк, Эдуард Рахманов ака EduArt, Дмитрий Роткин, Олег Семёновых, Александр Сенько, Александр Сереченко, Наташа Стейнерт, Сергей Суворов ака Su-27, Катя Сысоева, Денис Уранов, Лариса Федотова, Наталия Хохонова, Александр Черепанов, Женя Шарвина, Виктория Шахнович, Виталий Янковой (Украина), группы Помидор (Полина Егорушкина, Мария Саркисянц), Bjornmossa (Арсений Просвирнин, Анна Просвирнина), Godbot (Юлия Чернышева, Александра Орлова, Юрий Свердлов)>
1 февраля - 31 марта ГМИИ им. А.С. Пушкина в преддверии масштабной выставки из коллекции Музея и Королевского парка Каподимонте (Неаполь), запланированной на 2020 год, представляет выставку «Гости из Неаполя. Артемизия Джентилески и современники», в которую входят три произведения первой половины XVII века – «Юдифь и Олоферн» Артемизии Джентилески, «Ангел с игральными костями и туникой Христа» Симона Вуэ, «Святая Агата» Франческо Гварино, а также работы их современников – Гвидо Рени, Гверчино, Симоне Кантарини из собрания Пушкинского музея. Генеральным спонсором выставки является банк ВТБ>
11 декабря 2018 - 24 марта 2019 Московский музей современного искусства (Ермолаевский переулок, 17) при поддержке Французского института при Посольстве Франции в России представляет выставку «Запрещено запрещать», первую часть двухчастного проекта, посвященного парижским событиям 1968 г. и их влиянию на современную культуру и общество. Открытие 11 декабря.
С 23 января до 24 марта в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» (Кузнецкий мост, 21/5, подъезд №8, вход с улицы Большая Лубянка) выставка Валентина Коржова «Бытие и Время». Открытие 22 января.
Выставка «Бытие и время» представляет новый метод создания архитектурных объектов. Автор проекта, Валентин Коржов, выстраивает свои модели соединяя точки света на фотоснимках скоплений галактик, туманностей и астероидных поясов.
«Космические слепки» Коржова повествуют о формах бытования в Галактике. Его объекты, сделанные по самым современным технологиям, дают предметное представление о связи цивилизации с космосом.
Творчество Валентина Коржова апеллирует к архаическим знаниям о Вселенной. Тогда, представление об «объёме жизни» зависело от воображения. Такой подход может быть актуален и сейчас как опыт познания бытия и времени.
Выставка «Бытие и время» займёт всё пространство третьего этажа Фонда «ЕКАТЕРИНА». В экспозиции более 50 произведений: скульптуры, объекты, фотографии и видео.
23 ноября 2018 - 19 мая 2019 в Третьяковской галерее (Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54) выставка "Арлекины Серебряного века. К.А. Сомов, Н.Н. Сапунов, С.Ю. Судейкин">
1 ноября 2018 - 1 ноября 2019 в гостях у Государственной Третьяковской галереи Нижегородский государственный художественный музей. Выставка пяти значительных полотен русских художников второй половины XIX века из коллекции Нижегородского государственного художественного музея.
Картины будут включены в пространство постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке. В экспозиции можно будет увидеть исполненную А.П. Боголюбовым монументальную панораму Нижнего Новгорода во время проведения торговой ярмарки, полотно «Берега Далмации» кисти И.К. Айвазовского и картину И.Н. Крамского «Женщина под зонтиком».
5 мая 2016, в День Водолаза, на Пушкинской набережной Парка Горького произошло знаменательное событие: над водами Москвы-реки зажёгся «Водолаз-маяк». Этот необычный проект был задуман скульптором Верой Мухиной еще в 1937 году, но не был осуществлен. Современный художник Леонид Тишков реализовал этот авангардный замысел как public-art объект, посвященный героическим покорителям подводных стихий – всем водолазам России. После открытия в 20:25 маяк зажжется вместе с городским освещением.
После ошеломительного успеха монумента «Рабочий и колхозница» Вера Мухина, работая над героическим образом «эпроновца» (ЭПРОН – Экспедиция Подводных Работ Особого Назначения), решила создать необычную статую водолаза огромного размера. Сохранилось ее письмо начальнику ЭПРОН Фотию Крылову. «Около Балаклавы, – написала она, – есть место, где требуется маяк. Я хочу сделать этот маяк в виде водолаза, вышиной в сорок метров. Неяркий блеск стали будет ассоциироваться с блеском мокрой от воды одежды. Серебряный гигант станет посылать спасательные лучи в море». В шлем водолаза Мухина рассчитывала поместить аппаратуру маяка, радиопеленгатор, радиостанцию. Статуя приносила бы практическую пользу и одновременно явилась бы образом «завоевателя стихий», воплощением ее давней мечты. Однако, эта авангардная идея советского скульптора Мухиной не была осуществлена.
Художник Леонид Тишков решил воплотить в жизнь яркую и неординарную идею Веры Мухиной. Пока в виде уменьшенной модели, выполненной в бронзе в стилистике 30-х годов, но со всеми атрибутами настоящего маяка: в шлеме располагается лампа, мигающая в «ритме сердца». Форма и необычный цвет постамента взяты у жемчужины маячной архитектуры, Кыз-Аульского  маяка, стоящего на Керченском полуострове в Крыму. Это не только первый Водолаз-маяк в России, но и первый в Москве памятник водолазам. Маяк, установленный на Пушкинской набережной – только начало воплощения мечты Веры Мухиной. Трёхметровая бронзовая статуя будет посылать световые сигналы проходящим судам, напоминая нам о великом прошлом и неосуществленных утопиях.
Первая версия «Водолаза-маяка» экспонировалась в Крыму, на берегу Балаклавской бухты в 2010 году. В создании скульптуры принимали участие Яна Чиж, Александр Кудрин. Проект был поддержан Государственным Центром Современного Искусства и «Галереей Крокин».
Renzo Piano Building Workshop перестроит два гектара в центре города и превратит электростанцию ГЭС-2 на берегу Москвы-реки в новое культурное пространство. Фонд V-A-C (Виктория) представил концепцию своего нового культурного пространства на территории электростанции ГЭС-2 на Болотной набережной, ориентированного на развитие современной культуры. Электростанция ГЭС-2, построенная в 1904–1907 годах и снабжавшая город электроэнергией, обретёт новый смысл и облик.  Открытие нового культурного пространства ГЭС-2 запланировано на конец 2018 — начало 2019 года.

e-mail: Пластинин Юрий

TopList

© 1994-2018 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO