ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В  МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE artontheground АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

СЕГОДНЯ В МОСКВЕ:
 

2 июля стартовал второй этап совместного проекта о современной Москве всемирно известного фотоагентства Magnum Photos и столичного Комитета по туризму. В Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева 15 июля откроется летняя экспериментальная лаборатория Magnum Live Lab/19, аналогичная той, что работала зимой в «Зарядье». На этот раз все желающие смогут увидеть Москву глазами мастера современной уличной фотографии Марка Пауэра из Великобритании, Георгия Пинхасова — единственного российского представителя Magnum Photos, сегодня живущего во Франции, и знаменитого американского фотографа-путешественника Алекса Уэбба.
«Это крупный международный культурный проект. В разные годы лаборатории Magnum работали в Лондоне и Париже. Уже во второй раз фотографы агентства приедут в Москву. В режиме реального времени они будут создавать экспозицию о нашем городе. Приглашаем вас понаблюдать за подготовкой выставки и всеми этапами творческого процесса», — сказала заместитель Мэра Москвы Наталья Сергунина.
В течение двух недель Марк Пауэр, Георгий Пинхасов и Алекс Уэбб будут фотографировать различные районы Москвы, обсуждать и анализировать собранный материал, а затем обрабатывать и печатать лучшие снимки в специальном пространстве Magnum Live Lab/19 в Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева. Выставка будет ежедневно дополняться прямо на глазах у посетителей. К концу работы лаборатории куратор проекта Нина Гомиашвили отберет фотографии для итоговой экспозиции. Ее можно будет посетить с 16 июля по 1 сентября 2019 года.
Открытие и пресс-показ 15 июля.
11 июля - 25 августа в Музее Москвы (Зубовский бульвар, 2) выставка "Косморама XVIII". В экспозиции - предметы XVIII - XIX веков из фондов Музея, работы современных художников, перформансы актеров и музыкантов.
«Косморама XVIII» — это особая механика зрения на историю, разработанная куратором Сергеем Хачатуровым и сценографом Степаном Лукьяновым. Это оптическая иллюзия и машина времени, которая переносит зрителей в прошлое благодаря артефактам из фондов Музея Москвы. Многие из них выставляются впервые. На выставке предметы и искусство Века Просвещения и романтизма вступают со зрителем в концептуальный диалог.
Экспозиция посвящена генерал-губернатору Москвы Михаилу Волконскому и литератору, учёному, философу Владимиру Одоевскому, в честь одноимённого произведения которого названа выставка. Художник Владимир Карташов реконструирует площадь Москвы 1770-х. Созданные Карташовым павильоны напоминают потешные райки площадей старых городов. Известные артисты Мастерской Брусникина Василий Буткевич и Петр Скворцов прочитают шутейную поэму Андрея Родионова.
Сергей Хачатуров, куратор выставки: «Наша выставка предлагает посмотреть на историческую Москву в перспективе коридоров времени. Завершаются эти коридоры силуэтами двух знаменитых москвичей эпохи Просвещения. Один из них – «человек дела» Волконский, другой – «человек слова» Одоевский. История оживает в биографиях этих по-настоящему великих москвичей, и мы чувствуем свою ей сопричастность благодаря тому, что мы обнаружили в собрании Музея Москвы».
Егор Кошелев, Леонид Цхэ и Филипп Шейн представляют утопические проекты Москвы XVIII столетия. Их внешний вид и устройство вдохновлены мыслями князя Одоевского, названного современниками «Русским Фаустом». Степан Лукьянов и арт-группа «Север 7» реконструируют кабинет писателя. В кабинете экспонируются артефакты прошлого из фондов Музея Москвы: необычные документы, оптические механизмы и предметы XVIII – первой половины XIX века. На сцене видеотеатра, созданного артистами Гоголь Центра, Июльансамбля и Мастерской Брусникина, зрители увидят самого Одоевского и его героев. А известный телеведущий Артём Королев специально для выставки поделится рецептами алхимической кухни князя Одоевского.
Проект создан при участии Исторического музея, Музея архитектуры и частных коллекционеров>
11 июля - 4 августа в музее Вадима Сидура (Москва, Новогиреевская, 37А) выставка «Примерное время ожидания» — международный мультимедийный проект, в котором куратор Мария Сарычева собрала несколько размышлений художников и художниц о различных опытах ожидания. На выставке представлены работы восьми художников из России, Литвы, Польши и Израиля, которых объединяет общая тема — процесс ожидания. Открытие 10 июля>
C 9 июля в галерее pop/off/art (Винзавод) выставка Александра Голынского "Политаль">
9 июля - 22 сентября в ММОМА на Гоголевском бульваре, 10 выставка испанского художника и скульптора Жауме Пленсы>
2 июля начинается второй этап совместного проекта о современной Москве всемирно известного фотоагентства Magnum Photos и столичного Комитета по туризму. В Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева откроется летняя экспериментальная лаборатория Magnum Live Lab/19, аналогичная той, что работала зимой в «Зарядье». На этот раз все желающие смогут увидеть Москву глазами мастера современной уличной фотографии Марка Пауэра из Великобритании, Георгия Пинхасова — единственного российского представителя Magnum Photos, сегодня живущего во Франции, и знаменитого американского фотографа-путешественника Алекса Уэбба.
«Это крупный международный культурный проект. В разные годы лаборатории Magnum работали в Лондоне и Париже. Уже во второй раз фотографы агентства приедут в Москву. В режиме реального времени они будут создавать экспозицию о нашем городе. Приглашаем вас понаблюдать за подготовкой выставки и всеми этапами творческого процесса», — сказала заместитель Мэра Москвы Наталья Сергунина.
В течение двух недель Марк Пауэр, Георгий Пинхасов и Алекс Уэбб будут фотографировать различные районы Москвы, обсуждать и анализировать собранный материал, а затем обрабатывать и печатать лучшие снимки в специальном пространстве Magnum Live Lab/19 в Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева. Выставка будет ежедневно дополняться прямо на глазах у посетителей. К концу работы лаборатории куратор проекта Нина Гомиашвили отберет фотографии для итоговой экспозиции. Ее можно будет посетить с 16 июля по 1 сентября 2019 года.
28 июня – 1 августа 2019 года в галерее ГУМ-Red-line (на 3-м этаже 1-й линии ГУМа) выставка Олега Кулика "Безответственная живопись". «Это Кулик 5.0, – считает куратор Михаил Сидлин, – первый Кулик был скульптор, второй – перформер, третий – фотограф, четвёртый – оперный постановщик и, наконец, пятый – живописец»>
28 июня - 1 декабря в музее Гараж (Парк Горького) выставка «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100».
Выставка объединяет исторические и новые произведения более 50 авторов из России и со всего мира и займет все пространство Музея. Проект обращен к будущему, точнее, к грядущему — будущему, которое находится в становлении и в котором экологическая повестка станет одним из ключевых политических вопросов.
Обозначенный в названии выставки временной промежуток отсылает к двум датам из области научно-популярного знания и классики научной фантастики. Так, согласно многим прогнозам (в частности известного эколога и демографа Пола Эрлиха), датой исчерпания мировых запасов нефти и, соответственно, окончания нефтяного века был 2030 год. С другой стороны, 2100 годом известный писатель-фантаст Артур Кларк датировал в 1960-е возможность заселения человечеством других звездных миров и достижения бессмертия. Таким образом, выставка отсылает к непродолжительному периоду в будущем, когда людям придется смириться с тем, что «у нас нет другой планеты» (знаменитый слоган экологов There's no planet B) — вплоть до воображаемого момента, когда развитие технологий сделает колонизацию других миров возможной. Поэтому, с одной стороны, речь идет о спекулятивном будущем, хронологические рамки которого очерчены утратившими актуальность прогнозами и отражают всю «неустойчивость» нашего знания о нем. Вместе с тем мы исходим из «перформативного» понимания будущего, которое конструируется в настоящем времени и зависит от наших действий сейчас. Как заметил теоретик и критик искусства Ти Джей Демос в статье «Искусство после природы» (2012), «подобно тому, как природа больше не воспринимается как изначальная, чистая, отдельная от человека сфера, так и автономия искусства перед лицом экологической катастрофы представляется все более сомнительной».
«Грядущий мир» разворачивается вокруг двух тем — охраны окружающей среды и расширенного понимания экологии. Первая настаивает на том, что вопросы изменения климата, исчезновения биологических видов, загрязнения, возобновляемости природных ресурсов, перенаселения и т. д. не могут больше восприниматься как побочные и несущественные и должны приобрести решающее значение в политике повседневности: производстве, потреблении, образовании и досуге. В свою очередь, расширенное понимание экологии подразумевает тесную связь биологических, технологических, социальных и политических экосистем. Экология при этом понимается как непрерывное взаимодействие человека, неживой природы и других биологических видов, то есть перформативно, как «экология в действии». Это позволяет мыслить природу не только в абстрактных, но и в конкретных, активных и взаимозависимых категориях — через повседневное взаимодействие с ней.
Первый проект «Грядущего мира» — премьерный показ шестиканальной видеоинсталляции Джона Акомфры «Пурпур» (15 июня — 17 ноября). Соединив архивные киноматериалы и новые съемки, сделанные на различных континентах, британский художник создал впечатляющую видеосагу о глобальном изменении климата и его последствиях для человечества и биоразнообразия планеты.
На выставке представлен ряд исторических работ, намечающих поворотные вехи во взаимоотношениях искусства и природы, — от гобеленов XVI века, где впервые природа виделась вне контроля человека, до начала пейзажного жанра в голландской живописи XVII века и разработок «органической культуры» в русском авангарде и произведений ленд-арта, возникшего в 1969 году, когда природные материалы как таковые стали полноправным медиумом современного искусства. Полвека назад развитие ленд-арта и энвайронмента совпало с растущим общественным интересом к охране окружающей среды, что привело к рождению экологической политики на государственном и гражданском уровнях. За те же полвека искусство пережило сложную историю отношений с экологией — от объективации природы до понимания ее в качестве системы (например, в инсталляции «Циркуляция» Ханса Хааке), от иронии по поводу экориторики (как в «Минуте недышания в защиту окружающей среды» группы «Гнездо») до практических предложений для реальной жизни в проектах датского коллектива Wooloo.
Наряду с подлинными свидетельствами недавних антропогенных катастроф (серия «Черный прилив / Marea Negra» Аллана Секулы) или преступными умолчаниями о них (инсталляция «Замедленный распад» Сюзан Шуппли) на выставке представлены проекты, созданные при участии животных как агентов новых отношений и новой парадигмы сосуществования природы, человека и нечеловеческих видов (Томас Сарасено, Хейден Фаулер), а также различные сценарии будущего, связанные с научными прогнозами и теориями.
«Грядущий мир» позволяет осознать экологический дисбаланс, который по большей части создан деятельностью человека и который многие из нас стараются не замечать в силу его абстрактно-огромного масштаба и безлично-далекого измерения. Предлагая встретиться с ним лицом к лицу, выставка, с одной стороны, работает с этим вытеснением, обнаруживая его симптомы в разных стадиях тревожности или отрицания, и вместе с тем предлагает своеобразную проработку и терапию нашей общей «экотравмы». И хотя экологические проблемы, как правило, относят к сфере реальной жизни и политической практики, искусство в этом отношении является уникальным «проводником». Искусство играет свою роль в производстве образов, заряженных будущим, а его агенты способны обнаруживать неочевидные связи, соединять различные типы знания, интересы и компетенции, воплощая тем самым экологический образ мышления. В конце концов, именно экологическая повестка в современном мире является самой универсальной, ибо только она способна объединить людей во всем мире, позволяя им ощутить крохотное личное действие как политическое.
Выставка организована в диалоге с художниками и активистами и переосмысляет в экологическом ключе саму выставочную практику. В частности архитектура выставки построена на принципе переработки архитектурных конструкций от предыдущих экспозиций. В стремлении снизить оставленный выставкой углеродный след кураторы отказались от транспортировки произведений там, где это было возможно, и часть работ воссоздана по инструкциям художников (Марта Рослер, Тита Салина). 14 работ будут созданы специально для выставки, 10 работ представляют собой новые версии существующих произведений. Некоторые из них созданы в непосредственном сотрудничестве с местными экспертными сообществами — исследователями медуз, специалистами по очистке воды и т. д. Отдельные проекты связаны с художественными стратегиями на пересечении с социальным действием — например, открытое для участия сообщество Human Hotel группы Wooloo: www.humanhotel.com. Ответственно подходя к печатной продукции, команда проекта отказалась от печатных буклетов: вместо этого к выставке подготовлен цифровой каталог, мобильный и аудиогиды, а также разработанный инклюзивным отделом Музея видеословарь экотерминов на русском жестовом языке.
В рамках программы Garage Atrium Commission в Атриуме Музея будет представлена новая работа китайского художника Хуан Юн Пина «Американская кухня и китайские тараканы», отсылающая к знаменитым «кухонным дебатам» между Ричардом Никсоном и Никитой Хрущевым на открытии Американской национальной выставки в Москве в 1959 году. Среди масштабных иммерсивных инсталляций, представленных на «Грядущем мире», будут «Сад» Дага Эйткена, win>
На открытии «Грядущего мира» в рамках программы Garage Live состоится сайт-специфик-перформанс норвежской художницы Тури Вронес. Кроме того, акцент на перформативные работы внутри экспозиции (Хейден Фаулер, Мелла Ярсма) призван сообщить зрителю более прочувствованное ощущение мира, связей между человеческим и природным.
Выставка организована Снежаной Кръстевой и Екатериной Лазаревой, кураторами Музея «Гараж».
29 июня - 28 июля в ММОМА на Гоголевком бульваре, 10 выставка Веры Петровой "Кут (Душа)". Открытие 28 июня>
27 июня – 22 сентября 2019 в Центре фотографии имени братьев Люмьер выставка "Власть и правда Александра Устинова"
Более 50 лет проработавший в «Правде», Александр Устинов стал олицетворением фоторепортажа того периода. В основе экспозиции лежат фотографии, которые не были приняты в своё время по многим причинам. Выставка затронет те важные исторические события, которые Устинов сумел запечатлеть в фоторепортажах 30-70-х годов, находясь в непосредственной близости к представителям нескольких поколений власти. Экспозиция представит несколько исторических блоков: «Посещение Н.С. Хрущёвым выставки авангардистов 1 декабря 1962 года», кадры со встречи Н.С. Хрущева и интеллигенции в 1962 и 1963 году, поездка Н.С Хрущева в США, впервые совершившего официальный визит в 1959 году. Экспозицию дополнит документальный фильм «Как Хрущев сделал Америку» (2014), предоставленный автором фильма Артемом Чощихиным-Тоидзе и главным продюсером компании POINT DU JOUR (Франция) Люком Мартином-Гуссетом
27 июня - 4 июля в ЦТИ Фабрика (Зал 3-30, Переведеновский пер., 18, строение 3, этаж 3) выставка «Пейзаж Y», на которой современные художники покажут свои работы, созданные при помощи современных технологий: от классической живописи под призмой фотоаппарата до виртуальной реальности.
Участники: Ольга Орната, Василий Аникин, Владимир Могилевский, Ольга Каретникова, Женя Шарвина, Мария Грушина, Анастасия Масловская, Лиза Неклесса, Саша Салман, Екатерина Ашиткова, Екатерина Тихонова, Мария Томасевич, Алексей Андреев, Алексей Захаров, Артём Чебоха, Сергей Колесов, Ольга Крохичева, Тарас Пащенко, Андрей Сурнов.
Куратор: Анастасия Масловская.
27 июня - 24 июля 2019 в Зверевском центре выставка "Белое: Ловля Злых Зверей". Автор: Фёдор Сволочь (Александр Старостин)
Сценография выставки: Katya Refenstahl. Вернисаж 27 и 28 июня.
Александр Старостин, хорошо известный поклонникам экспериментальной музыки под именем Фёдор Сволочь (Theodor Bastard), в представленном проекте выступает в качестве универсального художника. В экспозицию вошли экспрессивные картины, написанные по графическим эскизам десятилетней давности, созданным в тяжёлые минуты простудной лихорадки. Эти рисунки оказались созвучны экспериментальному материалуальбома «Белое: Ловля Злых Зверей» музыкального коллектива Александра Старостина — Theodor Bastard, став его неотъемлемой частью.
26 июня - 6 октября 2019 в Третьяковкой галерее в Лаврушинском переулке выставка "Библия Пискатора". Библия Пискатора была широко распространена в России и, как и другие гравированные западноевропейские издания Библии, служила не только предметом любования в царских, боярских и купеческих палатах, но и важным источником иконографии для русских миниатюристов, иконописцев и мастеров монументальной живописи Средневековья и Нового времени.
Помимо выставки, настоящий проект включает издание академического каталога с полистным описанием Библии Пискатора 1643 года из собрания Третьяковской галереи, издание альбома-каталога самой выставки, а также проведение международной научной конференции.
26 июня 2019 года территория Центра творческих индустрий (ЦТИ) «Фабрика» станет частью паблик-арт проекта «Карта памяти», созданного Мариной Звягинцевой, самым известным российским художником, которая исследует возможности объединения искусства и городской среды. История и пространственные линии «Фабрики» - одного из самых успешно развивающихся московских арт-кластеров – сделали его идеальной площадкой для проекта формата «site specific».
«Карта памяти» - это тотальная инсталляция, созданная на асфальтовом покрытии в традиционных цветах «Фабрики» (белом и оранжевом) и перетекающая через все дворы бывшей московской фабрики от 1-й до 2-й проходной.
По словам Марины Звягинцевой, «Карта памяти» - это микросхема-матрица, которая содержит культурные коды, наиболее значимые для пространства «Фабрики». Слова-символы, существующие внутри матрицы, подбирались коллективом ЦТИ по четырем направлениям: история, искусство, ценности, производство. Задача инсталляции – сделать зримым культурный слой территории, и одновременно взять на себя функции арт-навигации, в сложном, многослойном постиндустриальном пространстве.
Директор ЦТИ «Фабрика» Ася Филиппова особо отмечает органично возникшую многомерность инсталляции, в которой окружающая среда - строения «Фабрики» - становится частью произведения искусства, а не превращается в технический фон, подвергающийся агрессивной визуальной трансформации.
Открытие проекта 26 июня в 19:00 – включение фабричного гудка и перформанс в исполнении актеров Liquid Theatre, резидента ЦТИ «Фабрика».
22 июня - 25 августа в ММОМА на Гоголевском бульваре, 10 выставка Ивана Горшкова "Фонтан всего". Горшков – яркий представитель т.н. «воронежской волны» в современном российском искусстве, известный переосмыслением традиционных художественных средств – живописи и скульптуры – в смелом, «хулиганском» ключе. Куратор - Алексей Масляев. Открытие 21 июня>
С 21 июня в Новой Третьяковке (Крымский вал 10) выставка "Свободный полёт" Андрей Тарковский и неофициальное искусство 1960-1980-х.
В Новой Третьяковке начинается новый этап – запуск площадки Западное крыло, где будут проходить крупные междисциплинарные выставки, связанные с поиском актуальных тем и смыслов в современном искусстве, воплощенных новыми пластическими средствами. Первый проект в этом пространстве – «Свободный полет» – организован совместно с Музеем AZ.
Выставка «Свободный полет» ассоциативно связывает друг с другом произведения живописи, графики и скульптуры советских художников-нонконформистов из коллекции московского Музея AZ и киношедевры великого русского режиссера Андрея Тарковского.
Пути Андрея Тарковского и художников, представленных на выставке, практически не пересекались, но между их произведениями были очевидные переклички. Круг многих идей и образов оказался общим как для кинокартин Тарковского, так и для произведений художников-нонконформистов, создавших особое явление — «советский ренессанс», яркий взлет неофициального искусства.
Масштабное пространство залов на Крымском Валу — более 3500 квадратных метров — превратится в тотальную инсталляцию, где разместятся около 70 произведений художников. Экспозиция архитектурно разработана специально для залов Западного крыла Новой Третьяковки и станет одним из самых масштабных и впечатляющих показов произведений неофициальных художников.
21 июня – 31 июля 2019 в музее Востока (Москва, Никитский бульвар, 12а) выставка «Кирилл Зданевич. Тифлис – Москва». Вернисаж: 20 июня.
Это первая в столице персональная выставка художника, ставшего яркой фигурой русско-грузинского авангарда. Его работам в 1914 году Пабло Пикассо поставил «оценку 5+». В историю отечественной культуры Кирилл Зданевич вошел и как один из первооткрывателей творчества Нико Пиросмани, а также собиратель его работ и биограф. На выставке будет представлено более 80 работ художника из частных собраний: живопись, графика, а также архивные документы и фотографии.
Богатая событиями творческая жизнь Кирилла Михайловича Зданевича (1892–1969), связана не только с его родным Тифлисом. Тесная дружба с многими представителями русской культуры сформировала его как художника. Его работы участвовали в таких легендарных московских выставках начала ХХ века, как «Ослиный хвост» и «Мишень», а также в масштабной экспозиции «Париж–Москва» (1981) и выставке «Грузинский авангард» (2016). Его произведения находятся в собраниях крупнейших российских музеев, но персональной выставки в Москве до сих пор не было, хотя они проходили в Грузии, во Франции и в Америке. Музей Востока, показывая в монографической экспозиции произведения Кирилла Зданевича и документы из частных московских собраний, вводит в научный оборот новые материалы о его деятельности и в какой-то мере восстанавливает историческую справедливость.
20 июня - 13  октября в музее Л.Н.Толстого (Москва, Пречистенка, 11/ 8) выставка "Репин. Миф о Толстом".
Как блестящие художественные решения Репина стали «мемами» уже при жизни писателя? Как Репин участвовал в создании популярного образа Толстого? Выставка в музее Льва Толстого попробует деконструировать миф о Толстом и подумать, какую роль сыграли в его создании работы Репина.
Репинские образы Толстого стали распространяться еще при жизни писателя, сюжет на пашне можно было увидеть на перочинных ножах, конфетах, тарелках, флаконах с одеколоном. Значительная коллекция таких предметов, а также открыток и фотографий рубежа веков из фондов музея Толстого будет показана на выставке и отразит масштаб распространения репинских образов Толстого в России и в мире.
На выставке также будет представлен поздний репинский портрет Толстого «По ту сторону жизни», написанный уже после смерти писателя. Картина много лет лежала в запасниках, но была специально отреставрирована к выставке. При упоминании картины «Толстой по ту сторону жизни» Репин в своих записках указал: «посланник Бога».
Куратор выставки Олеся Волосевич отмечает: «Диалог таких масштабных фигур в литературе и в живописи – подарок, который получило русское и мировое искусство, и на выставке мы предложим глубже погрузиться в историю их взаимного влияния»>
С 20 по 27 июня в Музее Москвы (Зубовский бульвар, 2)  выпускной фестиваль HSE ART AND DESIGN Festival 2019. Авторами и кураторами проектов выступят студенты, выпускники и преподаватели Школа дизайна НИУ ВШЭ. Вход свободный. В программе HSE ART AND DESIGN Festival — выставочные проекты и арт-объекты, показы анимации и видео-арта, фешн-шоу, театральные и саунд-перформансы.
С 20 июня WHO I AM Gallery (на территории арт квартала «Рассвет»: Столярный переулок, 3, к13) представляет выставку художника Michael Dop, объединившую живописные работы — преимущественно большого формата 150 х 200 см — из серии «Лестницы и то, куда они ведут».
19 июня - 29 сентября в ГМИИ имени Пушкина выставка "Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное". Выставка станет новой главой в развитии тесных отношений Fondation Louis Vuitton и ГМИИ им. А.С. Пушкина. Началом сотрудничества явилась экспозиция «Шедевры новой живописи. Собрание Сергея Щукина», которая с огромным успехом прошла в Fondation Louis Vuitton в Париже в 2016–2017 годах.
В качестве ответного жеста летом 2019 года в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–ХХ веков будет представлена коллекция Fondation Louis Vuitton, включающая произведения классиков искусства ХХ – начала XXI века: Альберто Джакометти, Ива Кляйна, Жан-Мишеля Баския, Энди Уорхола, Герхарда Рихтера, Зигмара Польке, Кристиана Болтански, Марины Абрамович, Маурицио Каттелана, Андреаса Гурски и других.
Выставка собрания Fondation Louis Vuitton будет проходить одновременно с масштабной экспозицией, посвященной собирателям братьям Щукиным, которая разместится в Главном здании музея. Эти две выставки знаковых коллекций дадут возможность зрителям увидеть различия в формировании собраний, продемонстрируют эволюцию подходов к коллекционированию современного искусства в начале XX и начале XXI века.
Куратор: Сюзанн Паже>
19 июня - 15 сентября в ГМИИ имени Пушкина (Главное здание) выставка "Щукин. Биография коллекции". Беспрецедентная по масштабу и содержанию выставка займет практически все пространство музея. Проект представит историю формирования коллекции Сергея Щукина через его личность, биографию семьи и культурно-исторический контекст, который помогут воссоздать собрания братьев – Петра, Дмитрия и Ивана. В экспозицию войдут знаковые произведения Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других мастеров. Задача выставки – показать одно из крупнейших мировых собраний максимально полно. Разделенная в 1948 году между московским и петербургским музеями коллекция воссоединится на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина>
С 18 апреля в Анфиладе Музея архитектуры (ул. Воздвиженка, 5/25) выставочный проект «Александр Гегелло: между классикой и конструктивизмом».
Творческая карьера архитектора Александра Ивановича Гегелло (1891 – 1965) началась с проектов в классическом духе: этому способствовал не только ставший для него родным Петербург, но и модный в 1910-е годы ретроспективизм, а также мощная школа Академии художеств, где Гегелло обучался у Ивана Александровича Фомина. В 1920-е архитектор создал самые известные свои постройки – Дворец культуры имени А.М. Горького и ансамбль на Тракторной улице. Как и многие другие авангардные проекты молодого Гегелло, они далеки от утопических представлений – архитектор par excellence, он, прежде всего, интересовался функцией, тем, как она встраивается в конкретное пространство.
С 18 июня в Новом крыле Дома Гоголя на никитском бульваре выставка «Генератор случайных снов». Куратор – Юлия Вергазова.
Когда писатель Уильям Берроуз с своем сне пытается войти на борт аэроплана, женщина-контроллер с холодным восковым лицом межгалактического бюрократа не пускает его, говоря «вы ещё не получили своего образования».
Для того, чтобы в состоянии бодрствования попасть в сон, нужна определенная настройка сознания. В состоянии полусна-полугаллюцинации часто происходит то, что позже кажется нереальным и фантастическим. Находясь же внутри иллюзий, мы воспринимаем их как нечто достоверное, ведь они имеют убедительную ритмическую организацию и оперируют знакомыми нам объектами и явлениями.
По мере погружения в пространство видения то, что мы принимали за реальность, плавно удаляется, растекается. Язык утрачивает свои функции, происходит распад привычных знаковых систем и способов коммуникации, устоявшихся представлений о порядке вещей. Мысли становятся осязаемы, словно пар, и превращаются в образы. Действительность теряет точку опоры. Мир выворачивается наизнанку. Видение вытесняет явь, оставляя внешнему миру лишь роль продолжения сна.
Мы движемся туда, где нас еще нет, оттуда, где нас уже нет. Самое реальное, что существует - это галлюцинация.
Художники: Никита Василенко, Нелли Высоцкая, Алина Глазун, Ксения Драныш, Владимир Карташов, Петр Кирюша, Евгений Музалевский, Музей вечно играющих аттракционов (Анастасия Крохалева и Денис Перевалов), Абрам Ребров, Игорь Самолет, Яна Сидоркина, Константин Цокур.
14- 23 июня в Зверевском центре выставка Ивана Дубяги, Андрея Марина и Григория Ющенко "Эскапист-твист".
Авторы выставки работают в эстетике неоэкспрессионизма и арт-брюта. Живя в разных городах России и имея разный культурный бэкграунд, все трое в своих работах так или иначе обращаются к брутальному пластическому выражению, парадоксальным сюжетам и специфическому абсурдному юмору
14 июня 2019 – 28 июля 201 в Аптекарском огороде Ботанического сада МГУ по адресу Проспект Мира 26/1 «РОСИЗО» и Благотворительный фонд помощи тяжелобольным людям «Гольфстрим» представляют выставку «Искусство быть».
Открытие 14 июня. Кураторы: Наталья Гончарова, Лариса Гринберг, Надежда Гура.
Ключевым моментом проекта (но не единственным) становится возможность взаимодействовать. Выставка «Искуство быть» создавалась благодаря участию и обратной связи наших посетителей. Мнения и высказывания нашей аудитории будут и в дальнейшем учитываться при создании некоторых произведений.
Выставка сопровождается насыщенной параллельной программой, направленной на публичное обсуждение реабилитирующего потенциала произведений современных художников.
7 июня - 25 августа в Музее Москвы проходит выставка «РайON.0» в жанре «иммерсивного музея». В экспозиции – исторические артефакты спальных районов, перформативная программа, лекции, дискуссии и первый в России вертикальный кинотеатр.
Проект «РайON.0» — это междисциплинарная выставка 20-35-летних художников, осмысляющих опыт постсоветского существования. Она расскажет о повседневности жителей «бетонных окраин» и истории панельного строительства. Авторы приглашают задуматься о спальных районах Москвы и растущем «унифицированном» наследии XX-XXI века, признавая мир многоэтажек – неизбежным будущим для всей человеческой цивилизации, а, следовательно, зоной коллективной ответственности. Выставка дополняется образовательной программой и перформативными практиками.
Кураторы современной части – выпускники экспериментального курса Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова режиссёрского факультета ГИТИС: Денис Сазонов, Алина Бровина и Егор Матвеев.
В экспозиции, соединившей объекты городской истории и произведения современного искусства, преодолеваются привычные музейные границы, а реальность российских городов показана в новом фокусе. Художники применяют к осмыслению «панельного» наследия предметный взгляд молодых поколений — гибрид ироничных комментариев к стереотипной жизни «на районе» и социальных идей для немедленных перемен в каждом городе.
Свою новую работу «Шестнашки» представит Михаил Фомкин, в которой он наблюдает за серийными домами в разных городах России через игру в пятнашки, Кристина Колесникова в объекте «Одеяло» выразит детские фобии из воспоминаний о спальном районе в технике «петчворк», а Екатерина Злая создаст инсталляцию «Здесь можно официально батониться», сделанную из типовой мебели в типовой квартире исключительно с использованием самого типового продукта в стране.
Для архитектурного решения выставки выбран образ бесконечной сетки. Сетка символизирует любой «панельный» район. Она одновременно объединяет и разъединяет объекты, как и архитектура спальных окраин – игнорирует и поглощает естественную среду обитания человека. Это приводит к постоянному строительству новых уровней и войне за каждый сантиметр.
Видео программа — отдельная зона выставочного пространства с первым в России вертикально ориентированным кинотеатром и специально подготовленным для проекта репертуаром роликов и фильмов в этом формате.
Неотъемлемой частью проекта «РайON.0» является перформативная программа, подготовленная художественным руководителем выставки Егором Матвеевым. Хедлайнеры – дилогия спектаклей «HR: Гражданин» и «HR: Художник» от лабораторий Gogol School. Спектакль «HR: Гражданин» посвящён жителям Москвы, в нём задействованы объекты исторического наследия из фондов Музея Москвы. Постановка «HR: Художник» рассказывает об авторах современной части выставки и совриске как мировом явлении.
Также зрителей ждут пластический спектакль «Бесконечная» хореографа Гоголь-центра Игоря Шаройко и студентов Dialog.Lab, музыкальные эксперименты коллектива «Геометрия звука» из ЦДР и перформанс, курируемый театральным журналом «Замыслы».
Лекционная и дискуссионная программа посвящены переосмыслению советских традиций и понятию «новой нормы» для современного человека.
Сопровождает образовательную часть проекта городская экскурсионная программа, подготовленная к выставке специалистами Музея Москвы.
С 6 июня в галерее «Электромузей в Ростокино» (Москва, Ростокинская, 1) Объединения «Выставочные залы Москвы» новая выставка - «Тело: цифровые границы».
Процесс замены материального на цифровое набирает обороты, и судя по всему, это только начало пути. С течением времени бумажные деньги вытеснили золотые и серебряные монеты, теперь банковские карты вытесняют наличные. Данные индивида уже не принадлежат только ему, – идёт полемика вокруг того, является ли фотография лица и личное имя персональными данными. Базы данных соцсетей принадлежат правообладателям, и они активно ими торгуют.
Идёт наступление по всем фронтам.
Последний оплот приватности и абсолютной собственности – это человеческое тело. Но битва за него уже началась. Пока это только начало мрачных прогнозов; тело всё ещё под контролем человека, и им можно активно пользоваться – вступать в тактильный и сексуальный контакт с другими телами, сканировать его и делать виртуальную копию, покрывать золотой текстурой и ставить на пьедестал. Можно сделать его хрупким и прозрачным, заставить молиться или поместить в любой другой контекст.
Пока ещё есть возможность, давайте активней пользоваться телом, ведь это последняя наша собственность!
Участники выставки: Анастасия Алёхина, Наталия Алфутова & Ярослав Кравцов & Дмитрий Горюнов, Фёдор Аптекарев, Кира Вайнштейн, Олеся Ильенок & Марина Музыка & Андрей Чугунов & Валерия Польшина & Тимофей Горбатенко, Дмитрий Морозов ::vtol::, Анвар Мусрепов, Алиса Смородина, Екатерина Трубина & Андрей Смирнов, Эллина Халяпина, арт-дуэт «Музей вечно играющих аттракционов» (Анастасия Крохалева & Денис Перевалов), SAVE lab (Юлия Боровая & Эдуард Рахманов & Анастасия Красева)
Куратор: Аристарх Чернышев
6 июня – 1 сентября 2019 Центр фотографии имени братьев Люмьер (Москва, Болотная набережная, 3, стр. 1) представляет ретроспективу выдающегося американского фотографа Шейлы Мецнер, работы которой впервые  будут представлены в России. За свою 50-летнюю карьеру Шейла собрала внушительное портфолио: от портретов знаменитостей, среди которых Ума Турман, Дэвид Линч, Мила Йовович, Тильда Суинтон и Ким Бейсингер, и фотографий для модных глянцевых журналов, таких как Vogue, Tatler и Vanity Fair, до натюрмортов и пейзажей.
Несмотря на такое разнообразие жанров, работы Мецнер объединены легко узнаваемым авторским стилем. Шейла находит вдохновение в самой жизни: окружающих ее людях и предметах, своей семье, мимолетных впечатлениях и ощущениях. Шейла создает глубоко личные, чувственные, изящные и завораживающие образы. В позах моделей, насыщенных глубоких тонах и мягком фокусе угадывается влияние фотографии XIX – начала XX века, пикториализма, работ Эдварда Стайхена, Альфреда Стиглица, Ман Рея и живописи Караваджо и Рембрандта)
6 июня - 31 октября на площади Искусств в парке Горького музей Гараж представляет инсталляцию Ильи и Эмилии Кабаковых "Как встретить ангела">
C 5 июня по 24 сентября 2019 в Музее русского импрессионизма (Москва, Ленинградский проспект, 15, стр. 11) выставка «Место под солнцем. Беньков/ Фешин». Спустя более чем 90 лет, работы талантливых художников, друзей и коллег, чью жизнь на «до» и «после» навсегда разделила эмиграция, снова будут представлены вместе. После гражданской войны, пережитых потрясений, болезней, голода и тотальной неустроенности Павел Беньков и Николай Фешин искали свое место под солнцем, где могли бы свободно творить. Фешин эмигрировал в Соединенные Штаты, а Беньков, оставшийся на родине, нашел спасение в Узбекистане. Новая выставка расскажет о том, как сложились судьбы художников после нелегкого выбора: уехать или остаться. Чье решение оказалось верным – зритель должен будет определить сам.
На новой выставке в Музее русского импрессионизма Восток встретится с Западом.
Весенние акации Самарканда окажутся рядом с шумными волнами калифорнийского побережья. Восточные базары и минареты старой Бухары – рядом с сочными натюрмортами и жанровыми сценками в нью-йоркских квартирах. Традиционный уклад узбеков на фоне хаузов с питьевой водой и городских каналов-арыков – рядом с контрастным, колоритным бытом индейцев Америки>
1 июня - 31 августа в Новой Третьяковке "Ольга Киселева. Сетевой конструктивизм">
1 июня - 7 июля 2019 в ММОМА, на Петровке 25 выставка "Между нулём и единицей. Александр Панкин и авангарды". Открытие 31 мая.
Кураторы: Никита Спиридонов, Сергей Попов, Оксана Полякова. Выставка предлагает зрителю с необычного ракурса взглянуть на творчество Александра Панкина, классика отечественного современного искусства, все еще недостаточно известного широкой аудитории.
31 мая - 30 июня в музее Вадима Сидура (Москва, Новогиреевская, 37А) выставка "Сара Кульман. Машина наслаждения". Проект является результатом осмысления художницей глобальных процессов, таких как мировой экономический рынок, ускоряющееся развитие технологий, изменения социальных отношений, через призму научно-фантастической литературы. Экспозицию составляют четыре элемента, каждый из которых следует рассматривать как самостоятельное законченное высказывание автора, вдохновленное фантастикой: в двух залах зритель увидит и абстрактный металлический объект, и 3D-принт, и скульптуру, и настенную пространственную графику.
Отправной точкой для проекта стал рассказ американского писателя-фантаста Роберта Шекли «Необходимая вещь». По сюжету, герои используют машину, которая производит любую вещь, но как окажется позже, только в одной конфигурации. История Шекли, впрочем как и все истории из мира научной фантастики, задают общий художественный тон четырем элементам выставки Кульманн. «Верникулярная» (естественная) визуальная культура научной фантастики тесно связана с языком поп-культуры, комиксов, 3D-графики, а еще с массовым производством игрушек и сувенирной продукции по мотивам такого рода литературы. Объекты Кульманн в контексте научной фантастики становятся ее семантическими образами и поэтому созданы по принципам ее же верникулярной культуры>
C 30 мая галерея «Эритаж» (Москва, Петровка 20/1) представляет выставку «Игра в новеченто. Несоветское советское искусство 1920 – 1930-х». Выставку, где картины ключевых итальянских мастеров художественного движения новеченто – Пьетро Маруссига, Акилле Фуни, Феличе Казорати, Марио Тоцци, Чезаре Монти – впервые представлены в сопоставлении с произведениями живописи, графики, скульптуры, фарфора, дизайна советских художников той же межвоенной эпохи – Кузьмы Петрова-Водкина, Владимира Фаворского, Татьяны Купервассер, Владимира Ковальского, Надежды Лермонтовой, Алексея Зернова, Марии Ломакиной, Владимира Лебедева, Дмитрия Крапивного и других. В экспозиции также представлены работы художников русского зарубежья, которые служили связующим звеном между Советской Россией и Европой, в частности произведения Бориса Григорьева и Леопольда Сюрважа. Отдельную секцию выставки составят советские и итальянские художественные издания этого периода, связанные с эстетикой новеченто. Всего на выставке будет представлено более 70 произведений. Выставка проходит при участии ГМИИ им. А. С. Пушкина и при поддержке Итальянского института культуры>
28 мая - 30 июня в РАХ (Пречистенка, 19) выставка Константина Батынкова "Всюду жизнь">
С 28 мая в галерее pop/off/art (Винзавод) выставка «Escape Gallery» московской художницы Ангелины Меренковой (1988). «Escape Gallery» – новый мультимедийный проект Ангелины Меренковой, где галерея становится лабиринтом, а зритель – участником квеста. Впервые галерейное пространство будет переосмыслено и полностью перестроено, подчиняясь художественной концепции автора>
28 мая - 31 июля 2019 в галерее Ovcharenko (Винзавод) выставка Леонида Цхэ «Мальчик и клубок» Во всех новых работах изображен сам Цхэ — это герой, который выглядит и действует как сказочный персонаж, скрывается под маской или облачен в дающие сверхспособности волшебные наряды. Но «персонажности» в привычном концептуалистском значении у Цхэ нет, зазор между автором и персонажем здесь минимален. Обстоятельства и ситуации вымышлены, и в то же время реальны. Не всегда понятно, откуда на холсте берется, например, пейзаж с рекой, — из каких личных историй, сделанных на отдыхе фотографий, увиденных в журналах картинок, как и когда он был заснят?
Выпускник и преподаватель Санкт-Петербургской Академии художеств, Цхэ последовательно продолжает деконструкцию академического метода.
28 мая - 29 июля в галерее Треугольник (Винзавод) выставка Александры Паперно, Андрея Сяйлева, Аи Маракулиной "Комнаты. Спин - Офф". Мифологема «Комнаты» - одна из самых устойчивых в истории искусства. На протяжении столетий художники постоянно возвращались к этой теме, по-разному решая проблему построения композиции, света, цвета и пр.>
28 мая - 28 июня в галерее XL (Винзавод) инсталляция Группировки ЗИП "Транзитная линия">
28 мая - 30 июня в галерее 11.12 (Винзавод) выставка Владимира Колесникова "Whiteness Leaking">
26 мая - 1 декабря в музее Гараж (Парк Горького) инсталляцмя Allora & Calzadilla «Привой».
Фантомное цветение фантомной табебуйи золотистой (Tabebuia chrysantha) — дерева, характерного для стран Карибского бассейна. Площадь Искусств перед Музеем усыпана тысячами искусственных цветов этого тропического растения. Цветы табебуйи, нетипичной для наших широт, обнаруженные и будто «привитые» к деревьям в центре Москвы (на что намекает название проекта), отсылают к масштабным изменениям в окружающей среде, ведущим к чудовищным природным катаклизмам>
25 мая – сентябрь 2019 года Центр Андрея Вознесенского (Москва, ул. Большая Ордынка,  46, стр. 3) представляет выставочный мультимедийный проект "Им 20 лет".
Авторы идеи Зоя Кошелева, Вячеслав Шмыров. Куратор Зоя Кошелева. Автор тотальной инсталляции – Алексей Трегубов.
Выставка посвящается 55-тилетию выхода на экран картины Марлена Хуциева «Мне двадцать лет» / «Застава Ильича».
Авторы сценария фильма – Марлен Хуциев, Геннадий Шпаликов. Режиссер фильма – Марлен Хуциев. Оператор-постановщик фильма – Маргарита Пилихина.
Пространство инсталляции закольцовано и имеет трехчастную структуру. Комната современного молодого человека, наполненная его впечатлениями о просмотренном фильме и размышлениями о том времени, когда бабушка и дедушка были молодыми, а родители еще и не родились. «Зал Политехнического», в котором прошлое и настоящее становятся параллельными реальностями. И «Комната главных вопросов» – в ней временные и пространственные пласты сталкиваются, преломляясь друг в друге, и мы оказываемся одновременно «здесь и сейчас», «там и тогда», в защищенном мире наших иллюзий и в бесконечном пространстве истории.
55 лет назад на экраны вышел фильм Марлена Хуциева «Мне двадцать лет». Авторская версия картины до вмешательства цензуры называлась «Застава Ильича», как и сценарий, написанный режиссером в соавторстве с Геннадием Шпаликовым. Этот фильм стал одним из главных символом эпохи «оттепели». Марлену Хуциеву и Маргарите Пилихиной удалось сделать то, что Андрей Тарковский считал в искусстве кино главным – запечатлеть время. Уловить и передать то неуловимое, носящееся в воздухе, плохо поддающееся вербализации, но всеми ощущаемое и безошибочно узнаваемое, что и отличает разные исторические времена друг от друга. Картина Марлена Хуциева аккумулирует в себе все признаки оттепельного кино: «свободная драматургия», изображение жизни как она есть, интерес к воспроизведению фактуры реальности на экране, искренность индивидуального высказывания. И, конечно, близость игрового кино к документальному. Хроники поэтических чтений в Политехническом – смысловая кульминация картины.
30 мая будет показана полная версия фильма «Застава Ильича» — главного фильма Оттепели. “Три товарища”, три молодых человека ищут ответы на главные вопросы: кто я? что я? как мне строить свою жизнь? Фильм, в котором оттепельное время отразилось, как в зеркале и навсегда запечатлелось. Почти бессюжетное повествование, погружение в атмосферу любимого города, созданную камерой Маргариты Пилихиной.
С 22 мая в Крокин галерее (Климентовский переулок 9/1) выставка Константина Батынкова>
18 мая 2019 - 15 января 2020 в ГТГ в Лаврушинском выставка "Скульптор Анна Голубкина" Открытие 17 мая>
С 16 мая к 100-летию Музея-усадьбы «Архангельское» в Мультимедиа арт музее (ОстоженкаЮ 16) выставка «Фотоальбом князей Юсуповых» из собрания Архангельского.
С 16 мая в Галерее Звукового Искусства SA)) gallery, расположенной в Электромузее, открывается выставка «Антология центра Harvestworks, Нью-Йорк».
Один из пионеров электронной музыки, Мортон Субботник, ещё в начале 50-х годов определил процесс создания музыки как «студийное искусство». Подобное искусство, по его мнению, совсем не обязательно предназначено для больших концертных залов. Оно также может создаваться для камерного прослушивания небольшой группой. Центр Harvestworks поддерживает этот концепт и множество авторов, приверженных студийному саунд-арту, с момента своего основания как Общественной студии для работы с синтезаторами (The Public Access Synthesizer Studio) в 1977 году. Программа этой выставки содержит работы художников сообщества и иллюстрирует историю и развитие этой формы искусства.
Участники: Michael Lytle, Claudia Robles, Hans Tammen, Shelley Hirsch, Andrea Parkins, Matthew Ostrowski, Dan Joseph.
Куратор выставки: Кэрол Паркинсон, исполнительный директор Harvestworks>
17 мая – 23 июня 2019 ЦТИ Фабрика (Переведеновский пер., 18, стр. 2, этаж 1, зал «Артхаус») представляет проект нью-йоркского художника Евгения Фикса «Идишский космос». Открытие 16 мая.
На выставке будут показаны авторские принты, бумажные скульптуры, видео и архивные материалы, посвященные двум, на первый взгляд, несоединимым историям – процесса освоения космоса (развития советской космической программы) и советского еврейского опыта. На открытии прозвучит идишская музыка на терменвоксе в исполнении Олеси Ростовской.
В новом проекте художник снова применяет тактику исторического ревизионизма, находя место тому, что намеренно вытеснялось из советского исторического дискурса на протяжении десятилетий. Выставка выполняет роль критического дополнения советского и постсоветского нарратива, выводя его в поле современного искусства, где советско-еврейская тема в открытой форме практически отсутствует до сих пор.
В России «Идишский космос» будет представлен впервые (до этого проект был показан в США и во Франции) и в более полном, расширенном виде. Помимо трех историй, связанных с еврейским космосом - о создателе траекторий космических полётов Ари Штернфельде, писателях-панархистах братьях Гординых, один из которых, Вольф, разработал универсальный межпланетный язык «АО», и первом космонавте еврейского происхождения Борисе Волынове, - он затронет историю антисемитизма в СССР, связь еврейского и диссидентского движений и попытки сохранить еврейскую и идишскую культуру, невзирая на преследования. Кроме того, художник покажет редкие архивные материалы и новую видео-работу, основанную на беседе с дочерью ученого Ари Штернфельда, одного из основоположников советской космической программы.
C 16 мая 2019 в Морозовской детской городской клинической больнице (Москва, 4-й Добрынинский пер., д. 1/9, корпус 1 А) Паблик-арт проект «ARTерия».
Участие в акции «Ночь музеев–2019»: 18 мая.
Куратор проекта Марина Звягинцева.
Главная идея необычного арт-проекта в Морозовской больнице, который реализуют уже второй год современные российские художники, – создать между ребенком и болезнью дополнительное – художественное – звено. Авторы уверены, что искусство помогает маленьким пациентам снять стресс, испуг, получить положительные эмоции, добавляет в пространство игровой элемент, загадку, отвлекающую ребенка. Напомним, что проект стартовал в 2018 году, когда были преобразованы три этажа и вестибюль нового корпуса.
По словам куратора проекта Марины Звягинцевой проект представляет собой характерный пример жанра site-specific, – произведений, специально созданных для конкретной среды. «Самое важное для нас: вывести ребенка из состояния замкнутости и заставить его включиться в исследование новой среды. Еще одна задача, которая успешно реализуется в «Морозовке» нами уже несколько лет, – показать, как современное искусство преобразовывает привычный мир, как оно работает с детьми – самой сложной, и в то же время самой открытой к пониманию аудиторией».
Среди участников проекта: Мария и Наталья Арендт, Ольга Божко, Сергей Братков, Сергей Горшков, Владимир Дубосарский, Марина Звягинцева, Герасим Кузнецов, Дамир Муратов, МишМаш, Миша Most, Владимир Логутов, Владимир Потапов, Наталья Стручкова, Ростан Тавасиев, Сергей Чернов, ZUKCLUB, а также Григорий Остер, Московский музей дизайна и др.
16 мая – 28 июля 2019 Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» представляет выставку работ фотографа из Монако, Оливье Жуда. Авторский проект, посвящённый подводной фотографии, продолжит давнюю традицию культурного обмена между Фондом и художественными институциями Монако.
Выставочный проект «Женщина. Погружение» не только представляет творчество выдающегося фотографа, но и позволяет познакомиться с уникальным подводным миром мирового океана.
Оливье Жуд не обрабатывает фотографии с помощью фотошопа и цифровой ретуши, каждый кадр снят «одним выстрелом», все цвета естественны и максимально насыщенны. Фотографии, представленные на выставке, созданы в содружестве с неизменной моделью и партнёром художника Сильви Лоран. Присутствие модели в подводном мире завораживает, придаёт композиции новое художественное звучание, пронизанное чувством свободы и невесомости, естественной и таинственной красоты. Сильви позирует в специально сшитых для каждого погружения костюмах, которые играют важную роль в общем художественном решении кадра. Дизайн костюмов разработан женой фотографа – Валери Жуд, дизайнером, специализирующимся на лайкре, а также на костюмах для танцев и балета. Используя различные осветительные приборы и возможности солнечного света, Оливье Жуд стремится передать неповторимую атмосферу и непрерывное движение подводного мира.
15 мая на открытие выставки фотографа из Монако Оливье Жуда в фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» приедет Князь Альбер II.
14 мая - 21 июня 2019 в ММОМА на Гоголевском, 10 выставка Константина Гребнева и Даниила Антропова «Несовершённость форм» — концептуально близкий взгляд художников, работающих в разных медиа — видео и керамике, на особенности восприятия современного человека в условиях постиндустриального кризиса. Выставка проходит в рамках программы поддержки молодого искусства MMOMA.
7 мая – 23 июня 2019 в Новом Манеже (Москва, Георгиевский переулок 3/3) историко-документальная выставка «1944-1945. В штабах Победы»
Проект «В штабах Победы» реализуется с 2015 года. В выставочном зале «Новый Манеж» уже 4 года открывались выставки, посвященные одному году войны. В 2015 году проект получил Первую премию Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский». Все выставки данного проекта проводятся при участии Федерального архивного агентства, Департамента культуры города Москвы и поддержке Российского исторического общества. За эти годы (2015-2018 гг.) в работе над проектом соединили свои усилия более 30 организаций-участников.
В целом, историко-документальный проект «В штабах Победы» представляет ряд выставок уникальных архивных документов, фотографий, кинохроники и музейных предметов, позволяющих объективно представить события самого сложного и героического периода истории нашей страны.
Экспозиция текущего года будет очень насыщена событиями и посвящена сразу двум годам войны - 1944 г. и 1945 г. Традиционно авторы выставки «1944-1945. В штабах Победы» впервые представят документы высших органов власти, решения которых оказали решающее влияние на исход военных действий и финал Великой Отечественной войны. Важной составляющей начала экспозиции снова станет реконструкция кабинета И.В. Сталина в Кремле. Зрители выставки смогут погрузиться в атмосферу рабочей обстановки Ставки верховного главнокомандования.
Важнейшим фактором победы на этом этапе боевых действий стала способность руководства страны мобилизовать все силы и ресурсы, организовать бесперебойную работу отраслей народного хозяйства в тяжелых условиях военного времени. Эти два года начались с грандиозного наступления советских войск на Правобережной Украине и Ленинградско-Новгородской операции. В результате советские войска освободили Правобережную Украину и вышли на государственную границу на юге СССР, в предгорья Карпат, а 28 марта 1944 года, форсировав реку Прут, вступили в Румынию. Среди наиболее важных событий года - операция «Багратион», в результате которой была полностью освобождена Белоруссия, часть Прибалтики, восточные районы Польши. В этом году от немецко-фашистских захватчиков были освобождены Крым, Литва, большая часть Латвии, Эстония, Карелия. Была полностью восстановлена государственная граница СССР.
С 27 апреля Государственный музей Востока представляет масштабную экспозицию «Сохраняя культуру. Музей Рерихов на ВДНХ». Открытие филиала музея на ВДНХ и открытие выставки 26 апреля. Будет экспонировано более 400 произведений, представляющих весь спектр художественного творчества Николая и Святослава Рерихов. В экспозицию войдут живописные полотна Рерихов, произведения восточной скульптуры, тибетские иконы (танки), собранные Николаем Рерихом в период научно-художественной экспедиции в Индию и Центральную Азию, которую художник предпринял в середине 1920-х годов. Открывается экспозиция в Москве, на Выставке достижений народного хозяйства, в павильоне № 13, который был отреставрирован для Музея Востока и впервые откроет свои двери для публики.
Живопись Николая Рериха, представленная в экспозиции, охватывает 45 лет его творческой жизни. Красной нитью проходит тема Древней Руси. Кисти художника принадлежат известные полотна: «Строят ладьи», «Идолы», «Книга голубиная», «Земля Славянская», «Ярослав Мудрый», «Святогор» и так называемая «архитектурная серия» (41 этюд). Серия относится к раннему периоду и дает представление о русском зодчестве. В экспозиции представлены знаменитые шедевры, среди них – «Ангел последний», «Чудо», «Армагеддон», а также множество работ из серии «Гималаи».
Сын Николая Рериха, Святослав Рерих, в своем творчестве обратился к Востоку, он жил и работал в Индии. Его живопись посвящена быту индийской деревни; жанровые сценки наполнены глубоким философским звучанием. Гималайские пейзажи взывают к вечной жизни и красоте. Экспонируются картины: «Весна», «Мы тоже ищем», «Канченджанга», «Священная флейта», «Молчание». Одним из самых ярких дарований Святослава Рериха является портретное искусство, оно представлено портретами отца, известной киноактрисы Девики Рани Рерих (жены художника), индийских знаменитостей, политических деятелей и святых подвижников. Огромный интерес вызывают редко выставляемые полотна на евангельские сюжеты: «Как в старые времена», «Добрый самаритянин», «Христос с учениками», «Пиета».
C 26 апреля – 7 июля 2019 галерея Наши художники (Москва, Сеченовский переулок, 2) представляет выставку "Александр Яковлев. Восток". Вернисаж состоится 25 апреля.
Александр Яковлев (1887–1938), выдающийся художник и неутомимый путешественник, без которого не мыслится русский Серебряный век, эмигрант, без которого русское сообщество изгнанников во
Франции выглядело бы бледнее. Уже в начале 1920-х он поразил европейскую публику точными, колоритными образами Дальнего Востока. Работы, созданные во время и по материалам дальневосточного пенсионерского путешествия (1917–1919), принесли Яковлеву успех и известность. Экзотические африканские и восточные модели привлекали художника и в Париже, а экспедиции в Африку и Азию, организованные автомобильным концерном «Ситроен» (в 1924–1925 и 1931–1932), стали важнейшими событиями жизни этого смелого, спортивного и талантливого человека, обеспечив богатым материалом для работы. «Черный» и «Желтый» рейды вошли яркими явлениями в европейскую историю ХХ века.
Осенью 2017 года галерея впервые в России представила художника и этнографа Александра Яковлева широкой публике. Зрители смогли увидеть его живопись и графику из трансафриканской экспедиции, а также коллекцию предметов декоративно-прикладного искусства народов Африки, относящихся ко времени «Черного рейда».
Теперь впервые в России будут объемно показаны его произведения, связанные с путешествиями на Восток и творческим освоением самобытного мира Азии. Пейзажи, портреты, сюжетные композиции – 30 произведений художника из частных коллекций собраны в экспозиции галереи «Наши художники».
C 25 апреля в Анфиладе Музея архитектуры (ул. Воздвиженка, 5/25) выставочный проект «Эпоха модерна», который станет первой за долгое время попыткой сформулировать мнение о возможной постоянной экспозиции. Музей был вынужден закрыть её в 1991 году, когда экспонаты были в срочном порядке перевезены из Донского монастыря в здание на Воздвиженку.
Эпоха модерна – сложный, противоречивый и насыщенный необычными творческими решениями период развития русского искусства. Музей архитектуры располагает богатой коллекцией предметов, созданных на рубеже XIX- XX веков.
Перед посетителями развернётся настоящая панорама многоликого стиля модерн, что позволит проследить его эволюцию от середины XIX века до революции 1917 года.
15 апреля - 14 июля 2019 в Инженерном корпусе ГТГ выставка "Эдвард Мунк">
4 апреля - 23 июня в Центре фотографии имени братьев Люмьер пройдет выставка "Французские каникулы" Жана-Даниэля Лорье – одного из самых известных фотографов Франции и мировой легенды модной фотографии.
На персональной выставке автора будут представлены работы 1970-х, 80-х и 90-х годов. В поисках солнца и атмосферы dolce vita, Лорье снимал супермоделей и знаменитостей в райских уголках планеты, среди которых Марокко, о. Маврикий, Сейшельские острова. Как говорит сам автор: «Я решил выразить свободу и счастье в своих фотографиях». Лорье получил широкую известность, работая с крупными изданиями, включая Vogue, L’Officiel, Harper’s Bazaar, а также с домами высокой моды –Dior, Lanvin, Cartier и Céline среди прочих. Он работал с такими знаменитостями, как Мария Каллас, Шарль Азнавур, Фрэнк Синатра, Одри Хепберн, Карла Бруни, Летиция Каста, Клаудия Шиффер. На открытие выставки приедет сам автор.
27 марта - 28 июля в Новой Третьяковке "Ретроспектива Семёна Файбисовича". Открытие 26 марта>
19 марта - 18 августа 2019 в музее AZ (2-я Тверская-Ямская ул., 20-22) выставка "Птица-Тройка". Шагал, Зверев, Коcмачев. Вы увидите работы Анатолия Зверева, офорты Марка Шагала и скульптурный арт-объект Вадима Космачева, объединенные общей сюжетной линией, связанной с творчеством Н.В. Гоголя и его поэмой «Мертвые души».
16 марта - 18 августа 2019 в Новой Третьяковке выставка "Илья Репин" (залы 60–61, 80–82). Открытие 15 марта>
13 марта - 30 июня 2019 в Центре Фотографии имени братьев Люмьер (Москва, Болотная набережная, д. 3, стр. 1) выставка  «Новое прошлое Тамары Стофферс».
Церемония вручения VII Ежегодной Премии The Art Newspaper Russia состоялась 1 марта 2019 года. Выставка года - «Илья и Эмилия Кабаковы. „В будущее возьмут не всех“»
Музей года - Государственный музей современного искусства — Коллекция Костаки (в составе Организации музеев изобразительных искусств, MOMus)
;  Греция, Салоники.
Реставрация года - Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» (в составе Государственного музея-заповедника «Петергоф»): дворец Петра III, Китайский дворец, убранство церковного павильона и интерьеры покоев Воронцовой (Большой Меншиковский дворец).
Книга года - Аркадий Ипполитов. «Просто Рим. Образы Италии XXI» (М., «КоЛибри», «Азбука-Аттикус», 2018).
Личный вклад - Наталия Опалева, основатель и генеральный директор Музея AZ.
Шорт лист.
Выставка года.
1. «Генеральная репетиция. Представление в трех актах. Работы из коллекции V-A-C, MMOMA, Kadist»
Московский музей современного искусства (Москва). 26 апреля — 16 сентября 2018.
2.«Русский путь. От Дионисия до Малевича»
Музеи Ватикана (Ватикан). 20 ноября 2018 — 16 февраля 2019
3. «Илья и Эмилия Кабаковы. „В будущее возьмут не всех“»
Тейт Модерн (Лондон). 10 октября 2017 — 28 января 2018
Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург). 21 апреля — 29 июля 2018
Государственная Третьяковская галерея (Новая Третьяковка) (Москва). 7 сентября 2018 — 13 января 2019.

Лонг-лист Премии будет объявлен в конце 2018 года>
Редакция газеты об искусстве The Art Newspaper Russia подвела итоги 2018 года и сформировала длинный список самых значимых событий в области искусства в пяти номинациях, соответствующих рубрикам газеты - «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года» и «Личный вклад».

В этом году немного изменен регламент Премии The Art Newspaper Russia – количество номинантов в лонг-листе увеличилось до семи в каждой категории. Критерии же отбора и определения победителей остаются прежними — это публичный резонанс, высокий профессиональный уровень тех или иных свершений, а также для газеты, входящей в интернациональную сеть изданий, особо важно отметить то, что делает российское искусство частью мирового художественного процесса, способствует международному культурному обмену.

Номинация «Музей года»
Государственная Третьяковская галерея (Москва);
Государственный Музей Изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (Москва);
Государственный музей современного искусства – Коллекция Костаки (в составе Организации музеев изобразительных искусств, Салоники (MOMus) );
Дом-музей Велимира Хлебникова (филиал Астраханской государственной картинной галереи имени П.М. Догадина) (Астрахань);
Музеи Московского Кремля (Москва);
Музей истории Витебского народного художественного училища (Витебск);
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства (Санкт-Петербург);
Номинация «Выставка года»
«Василий Верещагин» / Государственная Третьяковская галерея (Москва);
«Генеральная репетиция» / Фонд V-A-C и Московский Музей Современного Искусства (Москва);
Илья и Эмилия Кабаковы «В будущее возьмут не всех» / Tate Modern (Лондон); Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург); Государственная Третьяковская галерея (Москва);
«Ожившая пьеса императрицы», «Призрак-рыЦАРЬ», «Гипноз пространства. Воображаемая архитектура» / Музей-заповедник «Царицыно» (Москва);
«Пикассо & Хохлова» / Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва);
«Русский путь. От Дионисия до Малевича» / Музеи Ватикана (Ватикан);
Музейно-театральный проект «Хранить вечно!» / Центральный выставочный зал «Манеж» (Санкт-Петербург);
Номинация «Книга года»
Анна Вяземцева «Тоталитарное искусство Италии» / РИП-Холдинг, 2018;
Борис Гройс «В потоке» (пер. А.Фоменко) / Ад Маргинем Пресс и МСИ «Гараж», 2018;
Аркадий Ипполитов «Просто Рим. Образы Италии XXI» / Издательство КоЛибри, «Азбука-Аттикус», 2018;
Элисон Коул «Ренессанс в Италии. Жизнь при дворе: искусство, удовольствия, власть» / Слово/Slovo, 2018;
Ольга Тилкес «Истории страны Рембрандта» / Новое литературное обозрение, 2018;
Анна Чудецкая «Владимир Вейсберг. От цвета к свету» / Искусство-XXI век, 2018;
Юдин Л. Сказать свое...: Дневники. Документы. Письма. Свидетельства современников / Русский авангард, 2017;
Номинация «Реставрация года»
Карл Брюллов. «Портрет Григория, Евгения, Льва и Феофила Гагариных» / Лаборатория научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа;
Дворец Петра III, Китайский дворец, убранство церковного павильона и интерьеры покоев Воронцовой (Большой Меншиковский дворец) / Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» (в составе Государственного музея-заповедника «Петергоф»);
Изучение и реставрация скульптур из фонда перемещенных ценностей: «Иоанн Креститель» Донателло, «Бюст Франческо дель Неро» Джулио Маццони / Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина при участии НИЦ «Курчатовский институт»;
«Небо» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери в деревне Хвалинская Каргопольского района Архангельской области / Кенозерский национальный парк. Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) им. И.Э.Грабаря;
Особняк Кекушевой на Остоженке, 21 / Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса (ГлавУпДК) при МИД РФ. «Стройсервис-5»;
Владимир Татлин. «Летатлин» / Центральный музей Военно-воздушных сил РФ. Реставрационные мастерские Государственной Третьяковской галереи при участии ВХНРЦ и ВМДПНИ;
Утвержденная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова. 1613 / Российская государственная библиотека. Государственный научно-исследовательский институт реставрации;
Номинация «Личный вклад»
Михаил Абрамов, основатель частного Музея русской иконы;
Вагит Алекперов, основатель Музея Международного нумизматического клуба;
Леонид Михельсон, основатель фонда V-A-C («Виктория – искусство быть современным»);
Наталья Опалева, основатель и генеральный директор Музея AZ;
Алишер Усманов, основатель Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт»;
Ася Филиппова, основатель и директор центра творческих индустрий «Фабрика»;
Давид Якобашвили, основатель музея «Собрание».

Шорт-лист будет сформирован и объявлен в январе 2019 года, в него войдут по три финалиста в каждой номинации.
1 ноября 2018 - 1 ноября 2019 в гостях у Государственной Третьяковской галереи Нижегородский государственный художественный музей. Выставка пяти значительных полотен русских художников второй половины XIX века из коллекции Нижегородского государственного художественного музея.
Картины будут включены в пространство постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке. В экспозиции можно будет увидеть исполненную А.П. Боголюбовым монументальную панораму Нижнего Новгорода во время проведения торговой ярмарки, полотно «Берега Далмации» кисти И.К. Айвазовского и картину И.Н. Крамского «Женщина под зонтиком».
5 мая 2016, в День Водолаза, на Пушкинской набережной Парка Горького произошло знаменательное событие: над водами Москвы-реки зажёгся «Водолаз-маяк». Этот необычный проект был задуман скульптором Верой Мухиной еще в 1937 году, но не был осуществлен. Современный художник Леонид Тишков реализовал этот авангардный замысел как public-art объект, посвященный героическим покорителям подводных стихий – всем водолазам России. После открытия в 20:25 маяк зажжется вместе с городским освещением.
После ошеломительного успеха монумента «Рабочий и колхозница» Вера Мухина, работая над героическим образом «эпроновца» (ЭПРОН – Экспедиция Подводных Работ Особого Назначения), решила создать необычную статую водолаза огромного размера. Сохранилось ее письмо начальнику ЭПРОН Фотию Крылову. «Около Балаклавы, – написала она, – есть место, где требуется маяк. Я хочу сделать этот маяк в виде водолаза, вышиной в сорок метров. Неяркий блеск стали будет ассоциироваться с блеском мокрой от воды одежды. Серебряный гигант станет посылать спасательные лучи в море». В шлем водолаза Мухина рассчитывала поместить аппаратуру маяка, радиопеленгатор, радиостанцию. Статуя приносила бы практическую пользу и одновременно явилась бы образом «завоевателя стихий», воплощением ее давней мечты. Однако, эта авангардная идея советского скульптора Мухиной не была осуществлена.
Художник Леонид Тишков решил воплотить в жизнь яркую и неординарную идею Веры Мухиной. Пока в виде уменьшенной модели, выполненной в бронзе в стилистике 30-х годов, но со всеми атрибутами настоящего маяка: в шлеме располагается лампа, мигающая в «ритме сердца». Форма и необычный цвет постамента взяты у жемчужины маячной архитектуры, Кыз-Аульского  маяка, стоящего на Керченском полуострове в Крыму. Это не только первый Водолаз-маяк в России, но и первый в Москве памятник водолазам. Маяк, установленный на Пушкинской набережной – только начало воплощения мечты Веры Мухиной. Трёхметровая бронзовая статуя будет посылать световые сигналы проходящим судам, напоминая нам о великом прошлом и неосуществленных утопиях.
Первая версия «Водолаза-маяка» экспонировалась в Крыму, на берегу Балаклавской бухты в 2010 году. В создании скульптуры принимали участие Яна Чиж, Александр Кудрин. Проект был поддержан Государственным Центром Современного Искусства и «Галереей Крокин».
Renzo Piano Building Workshop перестроит два гектара в центре города и превратит электростанцию ГЭС-2 на берегу Москвы-реки в новое культурное пространство. Фонд V-A-C (Виктория) представил концепцию своего нового культурного пространства на территории электростанции ГЭС-2 на Болотной набережной, ориентированного на развитие современной культуры. Электростанция ГЭС-2, построенная в 1904–1907 годах и снабжавшая город электроэнергией, обретёт новый смысл и облик.  Открытие нового культурного пространства ГЭС-2 запланировано на конец 2018 — начало 2019 года.

e-mail: Пластинин Юрий

TopList

© 1994-2018 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO