ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В  МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE artontheground АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

СЕГОДНЯ В МОСКВЕ:
 

21 ноября - 16 декабря Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет выставку «Последний адрес / 5 лет», посвященную пятилетию проекта. Открытие 20 ноября. Аптекарский приказ (ул. Воздвиженка, д.5/25). Пять лет назад независимый журналист Сергей Пархоменко и глава общества «Мемориал» Арсений Рогинский вместе с коллегами придумали проект «Последний адрес», увековечивающий память жертв репрессий. Сам знак – металлическую табличку размером чуть больше почтовой открытки, устанавливаемый на стену дома – спроектировал архитектор Александр Бродский во время воркшопа, который курировал Евгений Асс.
С тех пор установлено уже больше 800 знаков с именами – больше, чем в 40 городах и селах России, Украины, Молдовы и Грузии. И о каждом доме, который стал чьим-то последним адресом, о каждом человеке, чей это был адрес, – найдены сведения и выложены на сайт проекта.
«Последний адрес/5 лет»: лабиринт из видео, аудио и шрифтовой анимации деконструирующий, а затем снова собирающий воедино историю установки таблички. «Оболочка», придуманная Надей Корбут и Кириллом Ассом для документальных зарисовок, созданных Еленой Ваниной и Кириллом Кулагиным в Москве, Петербурге и Перми делает зрителя соучастником этого действия, которое – в этом нет сомнений – отражает то, насколько сегодня общество готово работать с памятью..
21 ноября 2018 - 27 января 2018 на Гоголевском бульваре, 10 Московский музей современного искусства представляет масштабную ретроспективу художника Михаила Шемякина, приуроченную к 75-летию мастера — "Михаил Шемякин. Метафизическая мастерская". Открытие 20 ноября. Проект, в экспозицию которого войдут более 250 произведений в разных техниках — живопись, скульптура, графика, — охватит ключевые периоды творчества Шемякина и познакомит со всеми направлениями его деятельности. Куратором и архитектором экспозиции выступил художник Алексей Трегубов.
В состав проекта включены произведения из Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства, Государственного академического Мариинского театра, Фонда художника Михаила Шемякина, фонда киностудии "Союзмультфильм", частных собраний и личного собрания художника во Франции. Зритель сможет увидеть работы из легендарных серий "Тротуары Парижа", "Коконы", "Театр", "Гражданская война", "Мета-бюсты" и многих других.
16 ноября - 20 декабря 2018 на заводе Плутон (Нижняя Сыромятническая ул. 11 к.2) новый выставочный проект движения российских медиахудожников PROUN, посвященный исследованию времени на материале эха. Открытие 15 ноября.
Эхо не дает нового знания о мире. Единственная информация, которую несет эхо — это время. С другой стороны, эхо работает с пространством: время отражения звука от поверхности помогает составить представление о месте, где мы находимся, и мысленно очертить его границы. Для художников объединения PROUN, работающих с видео, звуком и временем, эхо становится идеальным материалом для экспериментов. Участники выставки: Абрам Ребров, Алексей Епишев, Алексей Руденко, Галина Леонова, Мисак Самокатьян, Мик Сачков, Stain, 404.zero
14 - 24 ноября 2018 в галерее Кино (Москва, Малая Молчановка, дом 8, строение 2) выставка Евгении Макаровой "Захотелось". Открытие 14 ноября.
14 ноября 2018 – 10 марта 2019 в Центре фотографии имени братьев Люмьер (Москва, Болотная наб. 3, стр. 1) выставка Вадима Гущина "Из частной библиотеки". Особое место в цветных сериях, вошедших в экспозицию, занимает книга, как предмет, обладающий простой формой и хранящий в себе текст и изображение. В своих лаконичных и выразительных натюрмортах Гущин следует строгой геометрии супрематической живописи. Отсекая функцию предмета, Гущин обнажает его форму, складывая бытовые объекты в беспредметные минималистичные композиции.
Фотографический язык Вадима Гущина близок к минимализму и традициям русского авангарда, супрематизма. В своей эстетике Гущин «идет по пути Казимира Малевича. По пути чистых форм» – пишет в предисловии к недавно вышедшему в Голландии альбому Гущина «Everyday Objects / Cultural Treasures» искусствовед М. Сидлин. Однако, в отличие от живописи, фотография имеет дело с конкретными образами. Как раз эта тонкая грань, баланс между абстрактным, двухмерным, символичным, с одной стороны, и конкретным, индивидуальным, стремящемуся к идеалу, но несущему на себе признаки времени и человеческой деятельности, с другой, и составляет интригу и особую притягательность работ Вадима Гущина.
13 ноября 2018 – 27 января 2019 в галерее на Солянке выставка «БЕРГМАН. МЕТАМОРФОЗЫ». Куратор: Карина Караева. Проект объединяет произведения современных художников, вдохновленные киноязыком, эстетикой и личностью Игмара Бергмана. В серии видеоработ, инсталляции, фотографий живописных работ и объектов их авторы осмысляют и раскрывают тонкие аспекты метода мастера. Аллегория, деконструкция нарратива, отстранение, предельная образная символичность, присущая киноязыку Бергмана, предстает во всевозможных вариациях в работах Кристины Лукас (Испания), Наташи Данберг (Швеция), Коринны Шнитт (Германия), Алены Терешко, Виктора Алимпиева, группы «Нежные бабы» и других российских и зарубежных художников.
С 14 ноября по 16 декабря в галерее «ГРАУНД Песчаная» Объединения «Выставочные залы Москвы» выставочный проект «Арт-Кавказ. С Дагестаном в голове» организованный совместно с ГИТИСом. Проект-арт-погружение в традиционную, религиозно-патриархально-ориентированную среду Северо-Кавказского общества. В экспозицию войдут видео- и фотоработы, инсталляции, перформансы, произведения графики и мелкой пластики. Кураторы проекта – преподаватели курса: художник Таус Махачева и искусствовед Дмитрий Буткевич, – погрузили молодых театральных художников в неизвестную для них ранее среду, которая либо существовала «в их голове», либо они вообще ничего о ней не знали.
Сокураторы: Дмитрий Буткевич, Таус Махачева.
Сокуратор проекта Дмитрий Буткевич: «Задача стояла, казалось бы, не слишком сложная, как своего рода «этнографическое путешествие-приключение»:
погрузить молодых московских художников – студентов ГИТИСа мастерской Дмитрия Крымова – в атмосферу иной культуры, иного быта, иных общественных связей, иной религии, наконец. Они ехали на Кавказ «с Дагестаном в голове», как говорил Гамзатов, с книжными знаниями об этой земле, с опытом, полученным из средств массовой информации и социальных сетей или сформированных общественным мнением. А иногда и вообще без каких-либо знаний и опыта
».
Сокуратор проекта Таус Махачева: «Наш проект достаточно экспериментальный. Это диалог о том, как развивать художественные работы, учиться работать со средой, о том, как перерабатывается набор априорных клише и представлений, когда оказываешься в совершенно другом контексте. Путь от изначальной идеи до художественной работы может быть самым разным. Основная идея проекта – как с помощью того культурного кода, которым ты обладаешь, понять другую культуру».
10 ноября 2018 - 13 января 2019 в Доме-музее В.М.Васнецова выставка приуроченная к 170-летию В.М. Васнецова (1848–1926) и 65-летию со дня открытия Дома-музея В.М. Васнецова.
Многие известные картины мастера были написаны или закончены в мастерской этого дома. Среди них — «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» (1896), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897), «Богатыри» (1898, все — Третьяковская галерея), «Баян» (1910, ГРМ), а также картины из цикла «Поэма семи сказок» (1901–1926).
Настоящая экспозиция размещена в бывшей классной комнате. Впервые продемонстрируются оригинальные фотографии и архивные материалы, охватывающие период от начала строительства дома до открытия мемориального музея, в которых отразились история дома и судьба семьи. Из живописных произведений представлены последний автопортрет В.М. Васнецова (1913) и портреты родных художника — хранителей и создателей музея.
9, 12, 16, 23 ноября, с 19.00 до 20.30 в Гостином дворе (Москва, ул. Ильинка, 4, ауд. 271) в рамках образовательной программы "Манеж.Просвещение" цикл лекций «Всеобщая история искусств. Древний мир»
По вторникам: 6 и 13 ноября, с 19.30 до 21.00 - «История российского дизайна»
4 и 10 ноября с 17.30 до 19.00 - «Диалог с продолжением: Мода, архитектура, дизайн»>
9 ноября – 25 ноября 2018 в Центре творческих индустрий ФАБРИКА (Москва, Переведеновский пер. 18) выставка Егора Рогалева «Body Copyleft» и выставка Михаила Максимова «Экстракция человечности». Открытие 8 ноября.
Егор Рогалев представляет две части своего проекта:
Первая часть – «Неузнавание» - задумана в формате масштабной инсталляции и выполнена в мастерской художника на Фабрике.
Вторая часть – «Распознавание» - реализована в виде серии экспериментальных графических работ, выполненных в эстетике ситуационистского плаката и тематизирующих различные гибридные и мутирующие модели тела и гендера, не вписывающиеся в нормативные представления.
Выставка проходит при поддержке Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина и ArtTube.
Куратор: Борис Клюшников.
С 8 по 11 ноября, в Электротеатре Станиславский выставка уличных художников «Campo Viejo: Streets of color» — специальный проект в рамках III Биеннале искусства уличной волны АРТМОССФЕРА. Экспозиция объединит работы известного уличного художника Тритмана (3ttman), на счету у которого сотрудничество с Tate Modern, созданные в коллаборации с молодым представителем российской стрит-арт сцены Евгением Мулуком, ответившим звездному резиденту свежей рифмой. Диалог не только двух творческих единиц, но и двух культур и ремесленных традиций — Испании и России, лег в основу проекта. Масштабные панно в узнаваемом стиле авторов, напоминающие традиционные русские ковры, сотканы по эскизам художников вручную мастерицами Сибирской ковровой фабрики в Тюмени. По завершению работы будут представлены в качестве специального лота Campo Viejo на аукционе в галерее RuArts, который традиционно проходит в рамках Биеннале АРТМОССФЕРА.
Триттман (3ttman) — французский уличный художник из Лилля, чье творческое альтер-эго шутливо звучит на русском как «трехголовый человек». Он создает яркие муралы по всему миру, но большую часть времени живет и работает в солнечном Мадриде. На счету у плодотворного художника сотрудничество с Tate Modern и другими музеями по всей планете. Его работы отличает невероятная красочность, они символичны, наполнены выразительными декоративными элементами и густо населены причудливыми персонажами.
Евгений Muluk — уличный художник родом из Астрахани, живет и работает в Санкт-Петербурге. Для него первостепенны импровизационное начало и чувство окружающего пространства, он часто работает без набросков, благодаря чему удается создавать удивительно живые и эмоциональные работы на улицах города и в других форматах.
8-9 ноября 10:00-20:00 на дизайн-заводе Флакон (Москва, Большпя Новодмитровская, 36)  «СРЕДА»: фестиваль нового дизайна.
«Среда» — это единственный в России фестиваль рекламы и дизайна, который поощряет работы, меняющие визуальную среду в лучшую сторону.
В программе фестиваля мастер-классы и лекции про шрифтовой дизайн, имиджевые коллаборации художников и брендов, вандализм в дизайне, архитектуру интерфейсов и сопутствующие. Вы узнаете, кем по достоинству заменить кириллицу, как не переступить грань между новаторством и пошлостью, чему можно научиться у копирайтеров и как организовать комплексный брендинговый проект.
В спикерах — ТОП-дизайнеры России и зарубежья, генеральные и креативные директора ведущих брендинговых агентств. Среди них: арт-директор ParaType Александра Королькова, художник и основатель PINK POWER Юлия Ванифатьева, партнер онлайн-школы Bang Bang Education Дмитрий Карпов. По руководством Владимира Черепанова пройдет дискуссия АБКР на тему эстетики и эффективности в брендинге.
С 8 ноября до 16 декабря в галерее Нагорная (Москва, Ремизова 10) выставка "Виртуальный реализм 1.0". Константин Худяков, Михаил Заикин, Ян Калнберзин (Yan Kalnberzin), Евгений Афонин (Eugene Afonin), Артур Жамалетдинова, Михаил Дьячков, Наталия Ламанова, Иван Фадин, Алексей Андреев, Антон Батишев (Anton Batishev) , Алексей Горяев, Тимофей Глынин (Tim Glynin).
С 8 Ноября в Мемориальном музее «Творческая мастерская С. Т. Конёнкова» (Тверской бульвар, 28) Московский музей современного искусства совместно с Artwin Gallery представляют выставку Евгения Антуфьева «Когда искусство становится частью ландшафта».
Проект станет второй частью цикла и продолжит выставку художника, представленную ранее на Европейской биеннале современного искусства «Манифеста 12» в Палермо, Италия.
Проект «Когда искусство становится частью ландшафта» посвящён русской пластической скульптурной традиции и соединит две эпохи: работы молодого художника Евгения Антуфьева будут соседствовать с не экспонировавшимися ранее произведениями Сергея Конёнкова из запасников музея. Куратором проекта выступит Светлана Марич, заместитель главы аукционного дома Phillips.
9 ноября – 9 февраля в галерее Гари Татинцяна (Москва, Серебряническая набережная, 19) выставка Вима Дельвуа. Открытие 8 ноября. Вим Дельвуа (1965, Бельгия) – художник, известный беспрецедентными экспериментами в области нео-концептуального искусства.

В 90-е годы Дельвуа обратился к радикальной критике общества потребления, исследуя границы искусства как товара в своем проекте «Клоака» (Cloaca). «Клоака» — машина, полностью имитирующая пищеварительную систему человека. Проект основан на научных и технических изысканиях и представляет собой цепь соединенных друг с другом емкостей, наполненных кислотами, пищеварительным соком, бактериями и энзимами, вза имодействующих при постоянной температуре 37,2°C.
9 - 26 ноября 2018 в галерее "Триумф" (Ильинка 3/8) выставки Дмитрия Цыкалова "О дивный деревянный мир" и Павла Киселева "Свидетель". Открытие 8 ноября>
С 7 ноября до 2 декабря 2018 в ММОМА на Гоголевском бульваре 10/2 выставка Катерины Ковалевой "Маршруты памяти". Экспозиция объединяет более 150 произведений автора разных лет: живопись, рисунки и коллажи, объекты и артефакты.  Куратор Ирина Горлова.
4 — 25 ноября в ЦВЗ Манеж (Москва, Манежная пл., 1) выставка «Сокровища музеев России». Кураторы масштабной выставки собрали под крышей Манежа более 280 произведений изобразительного искусства из 50 музеев России. Начинаясь с икон и парсун XVII века, экспозиция, объединенная темой единства культурного пространства России, продолжится живописью XVIII-XIX столетий, завершаясь произведениями Илья Машкова, Александра Дейнеки и других авторов прошлого века.
Крупнейший фестиваль дикой природы Золотая черепаха в 12-й раз пройдет 4-18 ноября 2018 года в Москве в Центральном доме художника и с 30 ноября по 13 января 2019 года в Санкт-Петербурге в пространстве «Этажи». Золотая черепаха – международный интерактивный фестиваль дикой природы, объединяющий лучшие творческие работы фотографов, художников и дизайнеров мирового уровня о красоте и гармонии окружающего мира.
Ключевым событием фестиваля станет большая интерактивная экспозиция работ финалистов и лауреатов международного фотоконкурса The Golden Turtle 2018. В этом году конкурс собрал рекордное количество участников: свои работы прислали более 1800 авторов из 110 стран. За 12 лет в нем приняли участие более 11 000 авторов из 120 стран мира, прислав на конкурс более 100 000 работ. Фото-конкурс The Golden Turtle входит в тройку самых престижных в мире.
3 ноября 2018 – 27 января 2019 в галерее Наши художники (Москва, Сеченовский переулок, 2) выставка Савелия Сорина (1878–1953). В России единственная персональная выставка Сорина состоялась 45 лет назад в Третьяковской галерее и Русском музее, поводом для нее послужила передача в дар советским музеям вдовой художника Анной Сориной тридцати произведений, отобранных Савелием Абрамовичем. Настоящий проект продолжает системную деятельность галереи «Наши художники» по возвращению полузабытых имен художников русского зарубежья и призван привлечь внимание к этой значительной фигуре нашей, а не только международной культуры.
Родом из Полоцка, находившегося тогда в черте оседлости, из бедной семьи Савелий Сорин смог поступить в Одесскую рисовальную школу, а впоследствии блестяще закончить Академию художеств в мастерской Ильи Репина. В 1910-е он экспонировал работы на выставках «Мира искусства», часто бывал в артистических кабаре «Бродячая собака» и «Привал комедиантов», посетители которых нередко становились его моделями – Анна Ахматова, Николай Евреинов, Тамара Карсавина, Михаил Кузмин, Артур Лурье и другие. Революционные события привели художника в Крым (1917–1919), где были написаны замечательные портреты княгини Ольги Орловой и Веры Тищенко (оба – ГРМ). После короткого пребывания в Тифлисе в 1920 он переместился в Париж, часто выезжал в США и
окончательно поселился там в начале Второй мировой войны. В эмиграции Сорин постепенно приобрел широкую известность и достиг материального благополучия, что было так несвойственно русским художникам в изгнании. Игорь Грабарь писал в 1920-е: «Все выставки гоняются за его последними вещами, самые видные женщины Англии и Америки непременно хотят иметь соринский портрет. После персональной выставки в Лондоне (1923) художник получил заказы от британской королевской семьи. Высшие круги американского бизнеса обращались к нему, желая увековечить себя и членов своих семей – Каны, Дюпоны, Асторы, Вулворты, Меллоны были среди его клиентов. Также и русские аристократы (Оболенские, Трубецкие), и русская интеллигенция в изгнании составляли круг его моделей. Среди них – Вера Немчинова, Наталия Кованько, Лев Шестов, Джордж Баланчин и многие другие. Его рукой запечатлены мировые кинозвезды Лиллиан Гиш и Вивьен Ли. В 1920–1940-е Сорин провел ряд персональных выставок в США. Его работы вошли в собрания крупных западных музеев – Метрополитен-музея и Фрик Коллекшн, Нью-Йорк, Музея изобразительных искусств Сан-Франциско, Национальной галереи искусства, Вашингтон, Люксембургского музея, Париж и других. Они до сих пор украшают резиденцию членов британской королевской семьи Кларенс-хаус, Лондон.
1 ноября 2018 - 1 ноября 2019 в гостях у Государственной Третьяковской галереи Нижегородский государственный художественный музей. Выставка пяти значительных полотен русских художников второй половины XIX века из коллекции Нижегородского государственного художественного музея.
Картины будут включены в пространство постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке. В экспозиции можно будет увидеть исполненную А.П. Боголюбовым монументальную панораму Нижнего Новгорода во время проведения торговой ярмарки, полотно «Берега Далмации» кисти И.К. Айвазовского и картину И.Н. Крамского «Женщина под зонтиком».
С 1 ноября Московский музей современного искусства и Музей Вадима Сидура (Москва, Новогиреевская, 37А) представляют коллективную выставку молодых художников «Это сводит меня с ума».
Окружающий нас мир постоянно проверяет человека на прочность своим нарастающим темпом, постоянными изменениями и обновляющимися условиями игры. Выставка «Это сводит меня с ума» — групповой проект, в котором 20 молодых художников анализируют, открывают и делятся со зрителями своими личными переживаниями и ситуациями, выбивающими их из привычного ритма жизни, нарушающими их внутреннее спокойствие, нервирующими и «сводящими с ума».
Разные методы художественного высказывания не только фиксируют негативный опыт, полученный из окружающих нас бытовых проблем и более сложных психологических состояний, но и предлагают их конструктивное решение.
Куратором проекта выступает выпускница Школы современного искусства «Свободные мастерские» Мария Ada Иванова.
Художники: Алиса Аистова, Саша Госмант, Любовь Донкова, Полина Егорушкина, Катя Жингель, Петр Карпенко, Вик Лащенов, Женя Мельникова, Игорь Самолет, Евгения Стрыгина, Алексей и Антон Твороговы, Вика Хантер, Александра Янченко, Даша Яроменок, Евгения Дудникова, Мария Орлова-Атрошенко, Слава Птрк, Александр Соколов, Никита Ширяев.
31 октября - 2 декабря в Крокин галерее (8.964.564.03.03 Москва, Климентовский пер. 9/1) выставка Николая Наседкина "Пейзаж. Место рождения".
Проект «Пейзаж. Место рождения» – продолжение того, чем я занимаюсь не только в последнее время, а фактически всю свою жизнь. Это своеобразный рассказ о земле, на которой я родился, и о людях, среди которых я вырос.
Тема, начатая в проектах «Пашня» и «Родня», нашла свое продолжение в «Пейзаже. Место рождения». Все работы, как и в «Родне», написаны гуашью на крафте, но в другом формате: не вертикально, а горизонтально, так как линия пейзажа – горизонталь.
Неотъемлемой частью этой выставки является мой новый фильм «Родня», развивающий тему предыдущей выставки. Это фильм о моих родных, знакомых – о тех людях, кто живёт на земле, определяет её пейзаж. Речь идёт о селе Алешки в Воронежской области.
Написанные пейзажи привязаны к конкретным местам. Я выбрал основные смыслоопределяющие точки по окружности горизонта. В центре этой условной линии стоит Алешковская колокольня, которой триста лет. Это единственная вертикаль в серии «Пейзаж. Место рождения».

Николай Наседкин>
1 - 18 ноября в галерее Роза Азора (Москва, Никитский бульвар, 14) выставка Лизы Ольшанской «Стежки про стишки», совместный проект художника с журналистом Ольгой Ципенюк. Работы Лизы соседствуют с отобранными Ольгой стихами современных поэтов. Открытие 31 океября>
31 октября 2018 – 20 января 2019 в музее Востока (Москва, Никитский бульвар, дом 12-а) Выставка "Восток. Другая красота". Вернисаж 30 октября.
В 2018 году исполняется 100 лет со дня основания Государственного музея Востока. Музей Востока – единственный в России культурный центр, специализирующийся на хранении, изучении и популяризации искусства стран и народов Востока. Музей открыл свои двери для посетителей 30 октября 1918 года. Этот день принято считать официальным «Днем рождения» Музея, который за свою вековую историю сменил несколько названий (музей «Ars Asiatica», Музей восточных культур, Государственный музей искусства народов Востока) и совершил несколько переездов, пока в 1984 году не развернул свои экспозиции в здании, известном под названием «Дом Луниных» - городской усадьбе первой четверти XIX века на Никитском бульваре. Собрание Музея Востока насчитывает около 150 000 произведений живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства.
К 100-летию Музея Востока приурочено проведение масштабной выставки «Восток. Другая красота». Выставка рассчитана на весь выставочный комплекс – шесть залов. В экспозиции будут задействованы все основные регионы, представленные в коллекции музея, сгруппированные в шесть разделов: Центральная Азия, страны ислама, Кавказ, Китай, Корея, Япония, Юго-Восточная Азия. На выставке будет экспонировано более четырехсот музейных предметов: живопись и графика, костюм и ювелирные украшения, предметы декоративно-прикладного искусства.
31 октября – 18 ноября 2018 в Новой Третьяковке (Крымский вал, 10) выставка Александры Галкиной "Прошу под стол". Открытие 30 октября. В центре инсталляции — уставленный посудой стол, между ножками которого может свободно пройти человек. Под столом — ноги невидимых великанов, чье присутствие подчеркивают звуки голосов и звон обеденных приборов. На соседней стене — картины и рисунки, основанные на личной биографии художника, часть которых выполнена на обоях советского времени, напоминая об оставляемых повсюду детских каракулях.
Размышляя о музее, Александра Галкина выделяет задачу масштабировать, задавать символическую величину произведениям и авторам, вписывая их в историю искусства, потому что здесь острее, чем в любом другом культурном пространстве, чувствуется иерархия старшинства: старшие лучше знают, что делать младшим. Именно эта парадигма и осмысляется в работе, представленной на выставке.
Приглашая зрителей «под стол», Галкина буквально демонстрирует разницу между величием и физической величиной. Она увеличивает бытовые вещи до гигантского размера — как будто в руках мастера оказалась волшебная палочка, преображающая находящиеся рядом предметы. Но, делая привычное невообразимо большим, художник не преследует цели вызвать у посетителя головокружение от масштабности объектов. Галкина не старается выглядеть демиургом, наслаждающимся властью над зрителями, которые оказались в положении Гулливера в стране великанов. Гигантские бытовые предметы делают человека маленьким, но не ничтожным. Пройдя «пешком под стол», он получает доступ в мир, где разговоры взрослых слышатся иначе, а так высоко ценившиеся в детстве вещи вновь обретают значимость.
По словам критика Людмилы Бредихиной, «проект Александры Галкиной в Государственной Третьяковской галерее мог стать легальной и вполне предсказуемой интервенцией независимой молодой художницы в пространство высокого институционального ранга. Но ее проект „Прошу под стол“ не так предсказуем — он выглядит совместной провокацией художницы и музея. При входе в галерею Саша Галкина выстраивает схематичную конструкцию в духе „Алисы в стране чудес“, и, видимая со всех этажей музея, эта конструкция превращает пространство Третьяковки со всеми текущими выставками в гигантскую тотальную инсталляцию. Запущен механизм альтернативного масштабирования — верх – низ, над – под, низкое – высокое, большое – маленькое, и все это теряет привычный смысл. Кажется, теперь действие коварного механизма может быть выявлено не только в схожем проекте Кабаковых „Где наше место?“. Оно обнаруживается всюду, в каждой выставке, открытой сегодня в Новой Третьяковке, и в работах самой художницы».>
С 25 октября по 4 ноября 2018 г в Московском Доме художника по адресу Кузнецкий Мост, 11, пройдёт выставка «Святые и Художники: диалоги времён». В этом проекте будут представлены произведения живописи и скульптуры, посвященные святым и подвижникам Руси, духовным лидерам, издревле почитаемым в нашем народе.
Это Борис и Глеб, Сергий Радонежский, Петр и Февронья, Серафим Саровский, Марфа Московская и другие Святые, рожденные и жившие на Руси и служившие нашей земле. Это подвижники и Святые, рожденные за пределами Руси и почитаемые во всём православном Мире: Святой Николай (он же Никола Можайский, Николай Угодник), Святые Апостолы Пётр и Павел, Святой старец Паиссий Святогорец, подвиг и светлые дела которых до сих пор помнят и славят на Руси, а жития известным всем православным в России.
24 октября - 8 декабря 2018 галерея pop/off/art (Винзавод) представляет новый проект московского дуэта художников Ольги и Олега Татаринцевых «Запределами». Открытие 23 октября.
Художники работают с исторической памятью, фокусируя наше внимание на таких понятиях как несвобода и несправедливость. В своем проекте Татаринцевы выступают исследователями идеологического дискурса в русской культуре и переосмысляют литературные произведения, раскрывая тему творчества в условиях ограничения свободы
С 23 октября в галерее XL (Винзавод) выставка Сергея Сапожникова "Tiergarten". Формально, новейший проект Сергея Сапожникова - это «портреты» пустых клеток Берлинского зоопарка: время сна или профилактика, животных не видно. Стволы деревьев и ветки; веревки в узлах, развешаны блоки и плахи; отстраненный синий цвет; все зарешечено крупными прутьями>
С 23 октября по 18 ноября в галерее Osnova (Винзавод) выставка “Я врываюсь в твой дом”. Попытка ответить на вопрос “Зачем нужна поэзия во времена глобальных прокси-войн?” Куратор Дмитрий Хворостов. Участники выставки: Виталий Безпалов, Ирина Горбачева, Алена Селецкая, Кирилл Савченков, Алексей Таруц, Дмитрий Хворостов.
24 октября 2018 - 3 февраля 2019 в МАММ (Москва, Остоженка, 16) выставка Виктора Пивоварова «Московский альбом». Открытие 23 октября.
Выставка объединяет живописный цикл «Небесный город» (2017), знаменитый альбом «Действующие лица» (1996), а также графические альбомы «Если» (1995) и «Флоренция» (2005-2010), которые будут впервые показаны публике.
Концептуализм возник в СССР в начале 70-х годов. Как и многие другие направления неофициального искусства, он развивался в изоляции от общемировых тенденций и традиций. Особенностью московского концептуализма является традиционная литературоцентричность русского искусства. Концептуалисты работают с языком и смыслами. Умение наглядно показывать абстракции, соединяя или противопоставляя слова и изображения – является отличительной чертой концептуального искусства.
К московскому романтическому концептуализму можно отнести творчество и Виктора Пивоварова, и Ильи Кабакова, и Эрика Булатова, и Риммы и Валерия Герловиных, и Андрея Монастырского и группы «Коллективные действия» и др.
Само название выставки «Московский альбом» объясняет основные принципы концептуалистского подхода. Форма альбома – подразумевает обязательную «аттрибуцию» рисунков, а традиционная московская уютная камерность и какая-то особенная, пронизанная юмором родственная атмосфера угадываются во всех без исключения сериях, вошедших в экспозицию, будь то «Действующие лица» или «Флоренция». Это позволяет художнику с одной стороны, разглядеть и подчеркнуть общие черты, присущие самым разнообразным мирам и явлениям, а с другой – показать Москву со стороны, с новой, свежей, неожиданной точки зрения.
C 23 октября по 5 ноября в Государственной галерее на Солянке  выставка главных достижений новой независимой анимации «БДения». Юрий Норштейн, Билл Плимптон, Александр Петров, Братья Куэй и еще шесть легендарных мультипликаторов поделятся с москвичами лучшей и любимой анимацией. Каждый мэтр курирует программу одного из десяти кинотеатров, которые разместятся в пространстве галереи. Гости выставки узнают о предпочтениях, интересах и творческих ориентирах авторов любимых с детства мультфильмов — Юрия Норштейна (Ежик в тумане, 1975) и Андрея Хржановского (Дом, который построил Джек, 1976). А также смогут составить полное впечатление об актуальном состоянии независимой мультипликации на основе подборок от мировых знаменитостей: автора клипа Канье Уэста (Kanye West) Билла Плимптона (Bill Plympton) и сюрреалистов близнецов Стивена и Тимоти Куэй (Stephen & Timothy Quay).
Новый проект посвящен памяти бессменного директора Государственной галереи на Солянке Бориса Павлова и его любви к анимации, глубокому знанию жанра, а также открытиям и выводам, которые ему удалось сделать в роли главного хранителя анимационных фондов Музея кино. И, конечно, самая важная задача — это возможность для широкой российской публики увидеть главные достижения нового анимационного кино со всего света.
19 октября - 2018 - 6 января 2019 Центр фотографии им. братьев Люмьер (Москва, Болотная наб. 3, стр. 1) представляет выставку Тима Флэка, британского фотографа-анималиста, известного на весь мир своими необычными кадрами диких и домашних животных, - "Неестественный отбор".
19 октября в 19:00 встреча с всемирно известным фотографом-анималистом Тимом Флэком в рамках выставки "Неестественный отбор" в Центре фотографии имени братьев Люмьер.
На встрече Тим Флэк расскажет о работах, которые будут представлены на выставке, и об одном из самых сложных жанров - анималистической фотографии. Вы узнаете об особенностях фотографирования животных в студии и в естественной среде обитания.
В своих проектах автор исследует взаимовлияния человека и окружающей природы. Фотографии Флэка рассказывают об адаптации природы под потребности и вкусы человека и заставляют задуматься о хрупкости наших взаимоотношений с природным миром и необходимости бережного к нему отношения.
Тим Флэк живет и работает в Лондоне. Окончил факультет Дизайна коммуникаций Университета Восточного Лондона и Колледж искусства и дизайна им. Святого Мартина, где изучал фотографию и живопись. На протяжении многих лет он работал в рекламе, сотрудничая с такими крупными корпорациями как Adidas, Jaguar, Sony и др. Его фотографии публикуются в известных журналах, такие как National Geographic, The New York Times Magazine и The Sunday Times. За его творческую карьеру Флэк выпустил 5 фотоальбомов: Equus (2008), Dogs Gods (2010), More than Human (2012), Evolution (2013), Endangered (2017). Работы Флэка находятся в собрании Национального музея науки и средств массовой информации (Брэдфорд, Англия), Шведском музее естественной истории (Стокгольм, Швеция), Национальной музее конных скачек (Ньюмаркет, Англия) и др.
18 октября - 7 декабря 2018 в галерее «Электромузей в Ростокино» Объединения «Выставочные залы Москвы» выставка «Бешеные деньги». Открытие 17 октября.

Тема денег всегда волновала художников, они присутствовали в натюрмортах, жанровых сценах эпохи возрождения, но лишь с появлением поп-арта изображение денег полностью заняло весь холст, не оставив места никакому другому изображению. Предъявление Энди Уорхолом изображения доллара в качестве произведения искусства открыло новую веху во взаимоотношениях художника и денег.
Современные художники исследуют природу новых нематериальных денег, новую среду их функционирования — Интернет, новые отношения между индивидуумом и корпорацией, новые возможности внутри пространства Интернета, такие как интернет-торговля, операции с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами.
Появление криптовалюты вызвало новую волну художественной активности, посвященную этому явлению. Добыча криптовалюты стала частью произведения некоторых художников, которые демонстрируют своими произведениями как можно трансформировать социальную среду с помощью новых финансовых инструментов, осмысляют эти явления, используют данные транзакций как управляющие сигналы для своих инсталляций, инкорпорируют биржевые сводки в свои объекты.
На выставке «Бешеные деньги» будут представлены интернет-проекты, связанные с реальными финансовыми операциями и проекты, критически осмысляющие пространство интернет-торговли, инсталляции, работающие с данными рынка криптовалют, а также работы, предлагающие новые решения по использованию тепла, выделяемого при процессе майнинга, проекты, предлагающие художникам и всем желающим новые инструменты верификации подлинности цифровых артефактов.
Художники: Фёдор Аптекарев, Алекс Булдаков, Вадим Колосов, Дмитрий::VTOL::Морозов, Анвар Мусрепов, Анна Титовец, César Escudero Andaluz & Martín Nadal (Испания/Австрия), Kyle MacDonald (Канада), MEGAZINE TEAM, Ubermorgen (Швейцария/Австрия/США). Куратор: Аристарх Чернышев
18 октября - 2 декабря 2018 в Еврейском музее и центре толерантности (Москва, Образцова, 11, стр. 1А) выставка «Социалистический Сюрреализм». Открытие 17 октября.
В течение четырех лет Саша Генцис снимал исторические заброшенные и действующие цеха завода ЗИЛ, беседовал с рабочими и собирал истории о промышленном советском гиганте. Результатом работы фотографа стал проект «Социалистический Сюрреализм», демонстрирующий судьбу индустриальных объектов социализма в современном мире. Монументальные, некогда грандиозные
идеи, воплощенные в архитектуре заводов и фабрик, идеология труда и общественного блага, выраженная в форсированном наращивании производственных мускул, сегодня представляется более руинами, чем знаковым наследием.
Проект «Социалистический Сюрреализм» призван передать эмоциональную атмосферу социалистического быта, которая в наше время оставила позади стадию реальности и вышла на качественно новый уровень – уровень сюрреализма. Работы фотографа возвращаются к утилитарной эстетике прошлого и отстаивают необходимость сохранения культурной памяти об ушедшей эпохе и последних днях ЗИЛа: не столько в качестве памятника советской идеологии и промышленности, сколько как пример уникальной атмосферы, энергии и масштабах того легендарного времени. Саша Генцис стремится рассказать об истории завода и сохранить память о нем для новых поколений. При участии Саши удалось сохранить здание ТЭЦ завода ЗИЛ проекта архитекторов Весниных.
Куратор выставки: Артём Логинов>
В 2018 году исполняется 100 лет со дня основания Государственного музея Востока (Москва, Никитский бульвар, дом 12-а). Музей Востока – единственный в России культурный центр, специализирующийся на хранении, изучении и популяризации искусства стран и народов Востока. Собрание Музея насчитывает около 150 000 произведений живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства, датирующихся от II тыс. до н.э. до наших дней.
К 100-летию Музея Востока приурочено проведение выставки «Люди и вещи» 16 октября – 11 ноября 2018. Экспозиция познакомит посетителей с историей музея от 1918 года и до конца 1920-х годов – именно на протяжении этого времени благодаря передачам из хранилищ Государственного музейного фонда собрание Музея наполнилось разнообразными предметами из Китая и Японии, Ирана и Афганистана, Индии и Турции, Кавказа и Средней Азии, заложившими основу его коллекций.
17 октября - 25 ноября в залах Галереи искусств Зураба Церетели (Пречистенка, 19) Крокин галерея и Российская академия художеств представляют выставку Владимира Анзельма "Гигантомахия".
Открытие 16 октября. Доминантой нынешней апелляции к программной для автора теме становится выверенный набор архетипов, сообразованных в рамках единого и принципиальнейшего атрибута европейской цивилизации, представления о ней: речь идёт о классицизме.
Феномен классицизма оказывается основным содержанием выставки и раскрывается как архетип и непременный спутник преодоления мировых катастроф, войн и революций, как антитеза хаосу и ставшему привычным «закату Европы».
11 октября в рамках Философского клуба на Винзаводе стартовал коммерческий курс «Назад к вещам! Новейшие философские течения». Программа состоит из семи занятий и рассчитана на слушателей, желающих разобраться в широко обсуждаемых тенденциях современной философии последних двух десятилетий. Курс даст систематическое представление о философских проектах после «спекулятивного поворота», который одновременно является и внутренней ревизией самой философии, и новой исследовательской максимой.
Участники курса узнают о таких течениях современной философии, как: акторно-сетевая теория, спекулятивный реализм, темная экология, новый материализм, объектно-ориентированная онтология, теории антропоцена, кибер- и ксенофеминизм, теории цифровых медиа, акселерационизм, постгуманизм и так далее.
Андрей Шенталь, куратор Философского клуба: «Последние два десятилетия континентальная философия, как будто следуя известному призыву «назад к вещам!», сместила свой фокус с текстуальности, культуры, сознания и социальных практик в сторону материи, техники, тела и предметов как они есть».
Анастасия Шавлохова, куратор Философского клуба: «В рамках программы молодые исследователи в области философии не только контекстуализируют те или иные явления и процессы современности, но и обсудят с участниками тексты таких авторов, как Бруно Латур, Грэм Харман, Карен Барад, Джейн Беннетт, Ян Богост, Донна Харауэй, Тимоти Мортон, Рози Брайдотти, Мануэль де Ланда и другие».
11 октября – 9 декабря 2018 в зале «Перец» Государственной галереи на Солянке при поддержке Про Гельвеции, Москва видеоинсталляция Николь Сайлер «Amauros».
12 октября - 10 ноября в МАММ (Москва, Остоженка) выставка дуэта Masbedo "Искусство памяти", включающая четыре видео «Мадам Пинин» / Madame Pinin (2017),
«Хрупкое» / Fragile (2016), «Обращаться с осторожностью» / Handle With Care (2016) и «Ионеско.Сюита» / Ionesco Suite (2013). Открытие 11 октября.
MASBEDO — дуэт художников Николо Массацци (род. в Милане в 1973 году) и Якопо Бедоньи (род. в Сарцане в 1970 году), возникший в 1999 году и работающий в области видеоарта. В своем творчестве художники затрагивают множество актуальных тем и вопросов: каковы взаимоотношения современных художников с искусством прошлого? Может ли история искусства являться источником вдохновения для молодого поколения? Существует ли в современном обществе дефицит коммуникации и можно ли его восполнить? Видеоработы MASBEDO представляют собой органичный сплав театра, кино, перформанса и архитектуры>
10 октября - 25 ноября в ММСИ на Гоголевском, 10 выставка Саши Кочетковой "Комната для девятнадцати человек". Открытие 9 октября. Куратор Мария Булатова.
«Комната для девятнадцати человек» –­ это исследование, в котором рассматривается взаимодействие внутреннего пространства одного человека и пространства публичного, вес и объем человеческой личности в условиях попытки сохранить границы собственного «я». Персонажи тотальной инсталляции Саши Кочетковой – деформированные, потерявшие человеческий облик и свойства существа, человеческие паттерны, проявляющиеся, словно призраки, то на стенах заброшенных домов, то в вашей собственной квартире, то во дворе столичного музея. Но именно они и являются единицами измерения общего внешнего пространства>
10 октября - 25 ноября в Новой Третьяковке (Крымский Вал, 10, зал 38) выставка "Наталия Турнова. Безмолвствующие".  Открытие 9 октября.
Тема проекта «Безмолвствующие» — обычно скрытая за внешним спокойствием и благополучием внутренняя борьба человека со своим «я», со своими страстями. По мнению художника, только погрузившись в молчание и заглянув внутрь себя, человек может понять, что им управляет, и попытаться бороться со страстями, в плену которых он оказался.
Проект включает две серии работ. Одна из них, давшая название всей выставке, представляет собой 7 скульптурных объектов, выполненных из металла, вторая — «Страсти» — состоит из 14 живописных полотен>
6 октября 2018 - 17 февраля 2019 в Инженерном корпусе Третьяковской галереи (Лаврушинский переулок, 12, 2 и 3 этажи) выставка "Архип Куинджи". Открытие 5 октября.
Архип Иванович Куинджи (1842–1910) — один из самых ярких русских художников XIX столетия. Он совершил прорыв в художественных исканиях своего поколения живописцев, создал особый тип романтического пейзажа, основанного на реалистическом восприятии мира, но преображенного творческой индивидуальностью художника.
Искусство Куинджи тесно связано с традициями передвижников. В своем творчестве он сплавил опыт предшествующего развития пейзажной живописи и со свойственной ему самобытностью трансформировал русский и европейский романтизм, достижения французских барбизонцев, открытия импрессионистов и совершенно новую для той эпохи декоративную театрализацию в станковых полотнах.
Нынешний проект представит экспозицию из более чем 180 избранных произведений. В состав выставки включены, помимо полотен и работ из коллекции Третьяковской галереи и Русского музея, произведения из 19 крупнейших региональных собраний, а также музеев стран ближнего зарубежья — Азербайджана, Беларуси, и из одной частной коллекции.
5 октября — 11 ноября, 2018 Московский музей современного искусства и Laboratoria Art&Science Foundation представляют выставку Daemons in the Machine, приуроченную к 10-летию фонда. Проект посвящен так называемой «новой демонологии» — художественному осмыслению искусственного интеллекта, мифов и призраков эпохи автономных машин. Петровка, 25>
5 октября - 11 ноября в ММОМА (Петрова, 25) выставка "Daemons in the Machine". Открытие 4 октября. Мемо Актен (Великобритания), Дмитрий Каварга (Россия), Егор Крафт (Россия), творческое объединение «Куда бегут собаки» (Россия), Джон Маккормак (Австралия), Лена Никоноле (Россия), Томас Фойерштайн (Австрия), Жюстин Эмар (Франция), :: vtol :: (Россия)
Куратор проекта: Дарья Пархоменко. Проект Daemons in the Machine исследует актуальные IT-технологии, чей потенциал еще до конца не изучен разработчиками и специалистами в данной сфере: искусственный интеллект, блокчейн, компьютерные вирусы. Участники выставки, изучая этические и футурологические аспекты современных технологий, работают с новейшими художественными формами, такими как: роботические инсталляции, саморазвивающиеся объекты, цифровые интервенции и нейро-инсталляциями.
Большая часть работ, созданных для проекта художниками из России, Великобритании, Австрии и Австралии совместно с учеными из IPavlov, МФТИ и Курчатовского института, будет показана публике впервые.
5 октября - 18 ноября 2018 года дирекция по региональному развитию РОСИЗО в стенах Государственного центра современного искусства на Зоологической, 13 представляет выставку петербургских художников «А и Б сидели на трубе». Открытие 4 октября. Куратор Олеся Туркина.
С 4 октября по 20 января в Еврейском музее и центре толерантности (Москва, ул. Образцова, 11с1а, вход с Новосущевского переулка) выставка «Исаак Левитан и авторский кинематограф». Открытие 3 сентябоя.
Выставка представит свыше 30 пейзажей Исаака Левитана. Для того, чтобы расширить горизонт зрительского восприятия и продемонстрировать преемственность образов живописи Левитана в кинематографе, выставочное пространство интегрирует полотна художника в контекст узнаваемых кадров отечественного кино: Сергея Эйзенштейна, Андрея Тарковского, Александра Сокурова, Андрея Кончаловского, Романа Балаяна, Сергея Соловьева, Андрея Звягинцева, Александра Довженко и других режиссеров.
С 4 октября 2018 года по 27 января 2019 года Музей русского импрессионизма представит выставку «Давид Бурлюк. Слово мне!». Открытие 3 октября.
В состав экспозиции войдут более 50 работ художника из 14 государственных музеев и частных коллекций. Среди них находятся произведения, которые еще ни разу не экспонировались на монографических выставках мастера.
Давид Давидович Бурлюк – живописец, график, поэт, художественный критик, «отец русского футуризма» – не нуждается в представлении узкому кругу знатоков и поклонников русского авангарда, но остается почти неизвестен широкой публике. Владимир Маяковский называл Бурлюка своим учителем: «Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Давид сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги. Выдавал мне ежедневно 50 копеек, чтоб писать не голодая».
Давида Бурлюка называли всеядным, и ему действительно все было интересно илюбопытно. Он не боялся повторять подсмотренное у других: у Ван Гога, Гогена, Матисса, Пикассо, своих коллег-художников в России. Для Бурлюка решающим в дальнейшем развитии оказался именно опыт Матисса. Поэтому на выставке особое внимание привлекают две выбивающиеся из общего ряда картины «Волы» (1908) и «Куст роз» (середина 1910-х). Сравнительно тонкие, написанные по незакрашенному холсту — в них угадывается влияние французского фовиста.
Шаг за шагом посетитель пройдет с Бурлюком путь от импрессионизма к фовизму и войдет в эпоху авангарда, увидит футуризм таким, как его понимал Бурлюк в живописи.
Музей русского импрессионизма был открыт для посетителей в мае 2016 года. Он расположился в историческом комплексе промышленных зданий конца XIX века. Уникальный проект реставрации и создания современного музейного пространства был реализован британским архитектурным бюро John McAslan + Partners.>
Со 2 октября по 12 декабря 2018 года в Кинозале Инженерного корпуса Третьяковской галереи будет показано 28 фильмов Ясудзиро Одзу. Это самый полный показ работ кинорежиссера в России за последние двадцать лет>
27 сентября - 5 ноября в Altmans Gallery (Москва, Новинский бульвар д.31, ТДЦ «Новинский») выставка "Марк Шагал. Любовники".
«Для меня значение имеет только любовь, и я имею дело только с теми вещами, которые крутятся вокруг неё», – говорил Марк Шагал.
Один из главных художников ХХ века – великий Марк Шагал познакомился со своей будущей женой Беллой в далеком 1909 году. В ту пору он был бедным молодым художником, не признанным и постоянно погруженным в живопись, которую он считал делом своей жизни. Она – дочь известного витебского ювелира. Между ними социальная пропасть. Но Белла сразу увидела в нем талант и твердость духа, она поверила в него еще тогда, поверила на всю жизнь.
Чувство, вспыхнувшее между молодыми людьми в первые минуты встречи, Шагал сохранит в своем сердце до глубокой старости. «Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз. И я понял: это моя жена», – напишет спустя десятилетия художник. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал».
25 июля 1915 года они поженились. Белла стала первой женой и главной музой Марка Шагала. Любовная тема в искусстве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С полотен всех периодов его творчества, включая более поздние (после смерти Беллы) на нас смотрят ее большие черные глаза. Ее черты узнаваемы в лицах почти всех изображенных им женщин.
Название выставки перекликается с основной серией картин художника «Любовники» 1914-1917 гг., раскрывающей суть великого чувства в различных цветовых гаммах. Именно они – «Любовники» Марка Шагала – стали источником вдохновения для предстоящей выставки в международной галерее первых имен Altmans Gallery.
Оформление выставки подготовила архитектор, основатель Бюро P.S.Culture Юлия Наполова, чья концепция выставки «Любовники» сформулирована на основе интерьера мастерской художника. Тема домашних ковров на стенах и полах, светильники в абажурах на потолке, раскрывают атмосферу домашней жизни художника, неотделимой от его творчества. Уютная, интимная атмосфера места, в котором работал художник, помогает раскрыть его понимание темы любви и нежности, которой посвящена выставка.
27 сентября – 25 ноября 2018 в культурно-выставочном центре «Гранатный двор» (Москва, ул.Спиридоновка, 3-5, стр.1) выставка «Сальвадор Дали & Пабло Пикассо».
Проект уже успешно прошел в разных странах мира, а также многих городах России. Творчество выдающихся испанских художников ХХ столетия уже оценила аудитория от Калининграда до Петропавловска-Камчатского, что в значительной степени способствовало росту интереса к современному искусству, испанской культуре и Испании в целом.
Экспозиция - редкая возможность сравнить творчество двух гениев и сопоставить их видение и мысли о женщинах,корриде, великих авторах прошлых лет, современниках, родной Испании, и Франции, где они прожили немало лет. Посетители увидят самые знаменитые далинианские сюжеты, в том числе, тающие часы, слон на тоненьких ножках, женщина с ящиками, жираф в огне и др. Но также есть и «другой Дали», скульптурные и графические образы которого не менее удивительны: крылатые улитки, мухи с коронами и семнадцать морских ежей на спине носорога.
Серии кубистических портретов Пикассо позволяют проследить непрерывные метаморфозы, происходящие с лицом человека в сознании художника, а керамика Пабло Пикассо проливает свет на глубины его творческих устремлений. Долгие поиски единения с первобытным духом отразились в сюжетах и манере изготовления керамики. Мифические фавны, минотавры, быки, сцены из вакханалии нашли место на блюдах и кувшинах. Пикассо также вдохновляли животные и птицы, и он создал в керамике целую галерею образов козы Эсмеральды, совы, которая жила у него дома.
Выставка сопровождается большим объемом материала, поясняющего содержание работ и некоторые моменты из биографии художников. Уникальные сведения о произведениях были собраны в результате общения с кругом близких к художникам людей, среди которых фотографы, архивисты, коллеги по работе, соседи.
На выставке демонстрируется два фильма видео-экскурсии о коллекции, раскрывающие историю создания работ и детали сюжетов.Также в рамках проекта планируются лекции о творчестве и жизни двух легендарных художников.
25 сентября 2018 - 13 января 2019 ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «“Парижские вечера’’ баронессы Эттинген. Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера», которая рассказывает о салоне баронессы Элен Эттинген и художественной жизни Парижа времен расцвета авангарда. На выставке будут представлены ранее неизвестные документы и материалы из частного архива французских наследников баронессы – семейства Руссо, – наравне с произведениями из крупнейших французских музеев искусства ХХ века — Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду, Музея Оранжери, Музея современного искусства города Парижа, а также Художественного музея Атенеум (Хельсинки), музея Пти-Пале (Женева) и Национальной библиотеки Франции. Зрители увидят около 30 картин, до полусотни рисунков, уникальные архивные материалы, произведения прикладного искусства и дизайна.
Центральной темой выставки станет салон баронессы Эттинген — одна из ключевых точек на художественной карте Парижа начала XX века, место встреч новаторов в искусстве – художников, литераторов, критиков и музыкантов. Урожденная польская аристократка Елена Миончинская, в замужестве баронесса Эттинген, прибыла в Париж вместе со своим двоюродным братом, талантливым художником Сергеем Ястребцовым, в 1910-е годы принявшим псевдоним Серж Фера. Страсть к новому искусству, накал творческой энергии, постоянные яркие инициативы, нередко принимавшие форму романтических связей, сделали баронессу Эттинген и Сержа Фера одними из основных фигур творческой жизни того времени.
Кураторы выставки: Сильви Бюиссон (Париж), Алексей Петухов (старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков)
25 сентября открылись онлайн-представительство Новой Третьяковки на просветительском сайте Arzamas и уникальный проект «Гостиная Новой Третьяковки и Arzamas.academy» в здании галереи на Крымском Валу. Проект является результатом долгосрочного сотрудничества Третьяковской галереи, Благотворительного фонда Владимира Потанина и образовательного проекта Arzamas.academy.
«Гостиная Новой Третьяковки и Arzamas.academy» расположена прямо внутри постоянной экспозиции, в зале №18. Дизайнер интерьера Наталья Барбье блестяще решила сложную задачу создания почти домашней атмосферы гостиной внутри публичного пространства музея.
В основе проекта лежит забота о посетителе – в Гостиной можно отдохнуть после длительной прогулки по Третьяковской галерее. Это пространство станет местом проведения лекций и дискуссий об искусстве ХХ века. В распоряжении гостей будет большая библиотека с несколькими сотнями томов, посвященных истории искусства, театроведению и кино. Наталья Барбье передала в дар «Гостиной Новой Третьяковки и Arzamas.academy» значительную часть библиотеки мужа, историка советской литературы Александра Галушкина, а Благотворительный фонд Владимира Потанина – тематические издания, в том числе – книгу «Россия. ХХ век» на русском, английском и французском языках, которые в нестандартной форме представляют сложное содержание культуры и искусства ХХ века>
21 сентября – 31 декабря 2018 Центр современного искусства МАРС (Пушкарев пер., 5) представляет VR проект «БОСХ». 18+
«БОСХ» — настоящая находка для тех, кто давно хотел разобраться в загадочном мире символов, которыми великий художник Иероним Босх наполнил свои полотна. В виртуальной инсталляции задействован главный шедевр мастера -триптих «Сад земных наслаждений».
Благодаря современным VR-технологиям посетитель выставки окажется внутри великой картины Босха. Надев шлем виртуальной реальности, зритель попадает в удивительный и таинственный сад, наполненный символами, странными фигурами и звуками. Исследуя пространство вокруг вместе с другими путешественниками, каждый сам для себя решает, какую оценку вынести увиденному.
Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры (АУИПИК) и Посольство Королевства Нидерландов при поддержке Министерства культуры Российской Федерации
представляют выставку
"Преобразовать. Приспособить. Сохранить". Голландский опыт работы с культурным наследием/. Москва – Санкт-Петербург. 21 сентября – 30 ноября 2018.
Москва.
21 сентября – 4 ноября
Открытие 20 сентября. Сбор гостей в 18.30.
Музей Русского Искусства, Токмаков переулок, д. 21/2.
Санкт-Петербург.
15 – 30 ноября. Открытие 14 ноября.
Библиотека им. В.В. Маяковского (Дом Голландской церкви), Невский проспект, д. 20.
Впервые в России будут представлены лучшие проекты реконструкции и приспособления исторических зданий и комплексов, в том числе культурно-исторических памятников, а также объектов промышленной архитектуры. Проекты были разработаны и реализованы голландскими специалистами в самих Нидерландах и других странах мира – России, Германии, США, Италии и Китае. В экспозиции участвуют не только всемирно известные бюро масштаба ОМА: зрители получат возможность узнать больше о голландской архитектуре и открыть для себя новые имена.>
21 сентября — 30 ноября 2018 в Выставочных залах ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря (Москва, ул. Радио, 17, к. 6) выставка к 100-летию ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря "Век ради вечного". Открытие 20 сентября.
В экспозицию войдут более 70 экспонатов из 40 российских музеев, в разные годы прошедших реставрацию и атрибуцию в Центре Грабаря. Многие из них десятилетиями хранились в запасниках и впервые представлены широкому зрителю. Среди наиболее выдающихся памятников искусства, представленных на выставке, — расписные «небеса» конца XVIII века из Тихвинской часовни Кенозерского национального парка — уникальный памятник искусства Русского Севера; резной бюст-складень, изображающий императора Священной Римской империи Максимилиана I, выполненный из слоновой кости в Германии в XIX веке (Ивановский областной художественный музей), скульптура Коненкова, живопись и графика Верещагина, Врубеля, Фешина, Гончаровой, Ларионова, Вербрюггена, Доссо Досси.

Расписание экскурсий с посещением мастерских:
23 октября (14:00) – экскурсия в реставрационную мастерскую каменной скульптуры
30 октября (14:00) – экскурсия в реставрационную мастерскую графики, редких книг и документов на бумаге
1 ноября (14:00) – экскурсия в реставрационную мастерскую полихромной деревянной скульптуры и нетрадиционных технологий в реставрации
6 ноября (14:00) – экскурсия в реставрационную мастерскую тканей
8 ноября (14:00) – экскурсия в реставрационную мастерскую темперной живописи
13 ноября (14:00) – экскурсия в реставрационную мастерскую мебели и деревянных предметов интерьера
15 ноября (14:00) – экскурсия в реставрационную мастерскую мебели и деревянных предметов интерьера
20 ноября (14:00) – экскурсия в реставрационную мастерскую масляной живописи
21 ноября (14:00) – экскурсия в реставрационную мастерскую керамики и стекла
20 сентября выставкой «Новые лозунги» открылась HSE ART GALLERY. Галерея основана на базе HSE ART AND DESIGN SCHOOL в Москве. Здесь будут представлены работы актуальных современных художников и студенческие проекты. К организации выставок команда галереи намерена приглашать как преподавателей Школы, так и независимых кураторов и представителей ведущих культурных институций Москвы.
Возможность дать голос молодым художникам и кураторам — одна из главных миссий новой галереи. Поэтому первый проект, выставка «Новые лозунги» — череда художественных заявлений и высказываний из разных периодов и из разных контекстов. Куратором выставки выступил Александр Шабуров, художник, участник арт-группы «Синие носы», преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ.
20 сентября - 11 ноября в ММОМА на Ермолаевском, 17 выставка «Малый формат большой истории», подготовленный в рамках программы «Коллекция. Точка обзора». Выставка рассматривает ряд характерных особенностей отечественного искусства ХХ века на основе произведений малого формата из коллекции музея.
20 сентября - 2 декабря в Центре фотографии имени братьев Люмьер (ул. Арбат, 35, ЦДА, оф. 249) выставка"Пионеры американского модернизма" выдающегося американского архитектурного фотографа XX века Эзры Столлера. Открытие 19 сентября>
20 сентября – 18 ноября 2018 галерея ARTSTORY (Москва, Старопименовский пер., 14) представляет выставочный проект "Олег Ланг. В Парке Чаир". Открытие 19 сентября. Живопись из частных и музейных собраний. В манере письма художника искусствоведы видят ассоциации со стилем Жана-Мишеля Баскиа и «новых диких» – современников Ланга, а также его предшественников – Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой.
19 сентября 2018 - 20 января 2019  в Третьяковской галерее ретроспективная выставка Михаила Фёдоровича Ларионова (1881–1964), одного из основоположников русского художественного авангарда и его признанного лидера.  Наделенный мощным живописным даром и талантом экспериментатора, с самого начала своей деятельности он оказал огромное воздействие на становление и развитие нового искусства ХХ века.  Произведения Ларионова в стиле примитивизма стали воплощением национального варианта авангарда.  Ларионов стоял у истоков рождения абстрактного искусства. Его «авторский» вариант беспредметной живописи получил название «лучизм». В состав экспозиции войдут около 500 экспонатов, которые представят все основные направления его творчества, а также широкий круг интересов Ларионова–коллекционера. Открытие 18 сентября>
19 сентября - 4 ноября в Московском музее современного искусства первая в России выставка одного из самых влиятельных уличных художников современности Фрэнка Шепарда Фэйри - «Шепард Фэйри. Форс-мажор». Открытие 18 сентября.
Проект организован при участии творческого объединения АРТМОССФЕРА и входит в специальную программу III Биеннале искусства уличной волны.
C 18 сентября по 2 декабря в Биологическом музее им. К.А. Тимирязева галерея Fragment представляет выставку Ильи Федотова-Федорова «Коллекция Розовой книги № 2».
Впервые в практике музея работы современного художника, работающего с природными материалами, будут внедрены в классическую естественнонаучную экспозицию. Работа с контекстом музея, его пространством, научными материалами и сотрудниками – ключевая часть выставочного проекта. Это сознательная работа в “сложном” контекстуальном поле, а не в пустом белом кубе галереи.
Розовая книга, по замыслу художника, – это образ “еще не созревшей” Красной книги. В нее входят привычные для всех природные объекты, но именно их автор пытается сохранить уже сейчас, считая, что всё это рано или поздно “покраснеет” – исчезнет.
C 15 сентября по 24 ноября в Новой Третьяковке пройдёт "Т Фестиваль" — международный мультидисциплинарный фестиваль, объединяющий классическую музыку, визуальное искусство, поэзию и перформанс. Музыкальную программу фестиваля представят звезды мирового уровня: Кристоф Барати, Юрий Башмет и "Солисты Москвы", Квартет Бородина, Борис Березовский, Александр Князев и "Академия Кронберг". Живая классическая музыка, поэзия и перформанс наполнят залы с работами Малевича, Кандинского, Шагала и других выдающихся художников ХХ столетия.
Билеты на концерты можно приобрести онлайн на сайте музея.
Расписание концертов: Кристоф Барати — 15 сентября; Академия Кронберг — 22 сентября; Борис Березовский и Александр Князев — 6 октября; Юрий Башмет и «Солисты Москвы» — 26 октября; Квартет Бородина — 24 ноября.
Видеопрограмма «Музыка как действие»
Посвящена практикам современных художников, работающих на пересечении перформанса и музыки, и включает произведения, в которых звук является основным средством выражения художественного замысла.
С древних времен музыка служит одним из главных средств донесения смыслов, которые не всегда поддаются вербализации. Она выражает идею особым образом — через звук, строй, ритм, а способность оказывать сильное эмоциональное воздействие позволяет выйти в пространство коллективного опыта.
В современных художественных практиках музыка часто осмысляется как процесс, как действие, производящее некое событие, поэтому в основе таких произведений лежит перформанс. Используя язык тела, жеста и чувственных способов донесения смысла, перформанс обращается к наиболее глубинным переживаниям человека. Через прямое действие он предлагает зрителям разделить неповторимость момента, почувствовать свою причастность к творящейся на глазах истории.
Представленные в программе видеоработы объединяют перформанс и музыку, делая их предметом своего исследования, критическим инструментом познания, медиумом размышлений о мире.
В программе будут показаны работы Анри Сала, Аллоры и Кальсадилья, Йоханы Биллинг, Виктора Алимпиева, Синтии Марселе, Манон де Боер, Гвидо ван дер Верве, Мариам Гани, Гульнары Касмалиевой и Муратбека Джумалиева, Фикрета Атая, Невин Адалаг, Настио Маскито и Евгения Гранильщикова. Куратор: Юлия Аксенова
>
14 сентября - 11 ноября Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку выдающегося американского художника, классика мирового современного искусства Джима Дайна из коллекции Центра Помпиду. Кураторы: Бернар Блистен (директор Центра Помпиду), Аннализа Риммодо.
Выбор двадцати восьми произведений, созданных в период с 1961 по 2016 год и подаренных французскому музею, был сделан самим художником и обусловлен его желанием выразить уважение Франции и французскому искусству.
По словам Джима Дайна, дар Центру Помпиду был призван «отдать его личный и общекультурный долг Франции» за долгие годы, проведенные им в Париже, и за ту особую французскую эстетику, которая вдохновляла его творчество. Благодаря щедрому дару художника, Центр Помпиду является сегодня обладателем крупнейшего собрания живописи и скульптуры Дайна.
14 сентября - 18 ноября Мультимедиа Арт Музей, Москва, Zabludowicz Collection и корпорация «Холдинги недвижимости Тамарес» представляют выставку «Вы смотрите на то, чего никогда не было» / You Are Looking at Something That Never Occurred из Zabludowicz Collection.
Пойю и Анита Заблудович — одни из самых авторитетных меценатов Европы. Арт-пространство Zabludowicz Collection, открывшееся в Лондоне в 2007 году в здании бывшей церкви XIX века, вмещает впечатляющее частное собрание contemporary art, а также является уникальной стартовой площадкой для начинающих художников. В галерее постоянно проводятся выставки, открывающие для зрителей и мирового арт-сообщества новые перспективные имена.
Выставка в МАММ охватывает период с 1977 года по настоящее время и объединяет произведения 14 художников, работающих с фотографией. Среди них признанные звезды мирового современного искусства: Синди Шерман, Кристофер Уильямс, Ричард Принс, Андреас Гурски, Джефф Уолл, Томас Руфф, Вольфганг Тильманс, а также молодые талантливые художники: Эрин Ширефф, Сара Квинар, Лукас Блалок, Энн Кольер, Натали Чех, Элад Лассри, Сара Ван Дер Бек.
Многие их этих имен хорошо известны российской публике. Мультимедиа Арт Музей, Москва уже знакомил зрителей с творчеством Синди Шерман, Ричарда Принса, Андреаса Гурски, Томаса Руффа, Вольфганга Тильманса и др.
C 14 сентября в Музейно-выставочном комплексе Московской области «Новый Иерусалим» выставка «Роберт Фальк. Грани творчества». Проект представит живописные и графические работы мастера из собрания музея «Новый Иерусалим» и еще шести российских музеев, в том числе, ГМИИ им. А.С. Пушкина, музея им. Бахрушина, Музея Востока, а также частных коллекций.
Выставка приурочена к 60‑летию со дня смерти Фалька и призвана отразить разнообразие граней творчества художника, показав его в развитии: от становления в период обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, до последних работ.
В экспозицию войдет около 60 произведений. Некоторые из них будут продемонстрированы широкой публике впервые, например, ученический портрет «Цирковая артистка» (1909) Фалька, который был обнаружен во время подготовки выставки в Химкинской картинной галерее им. С.Н. Горшина. Местонахождение этой работы долго не удавалось установить, и известна она была только по дневниковой зарисовке, сделанной художником. Незаконченный портрет выполнен на оборотной стороне другой работы – «Натюрморта с овощами» – и в настоящее время готов к двустороннему показу. Впервые будет продемонстрирован и «Натюрморт с клевером» (1912–1915), на обороте которого изображен «Портрет дамы в шляпе с зеленым эспри».
Особый раздел составят картины, которые художник писал, проживая осенью и зимой 1910 года в Новом Иерусалиме. Знаковой работой этого этапа можно назвать «Базар в Воскресенске»(1910) – ее,как и несколько других полотен, на выставку предоставит Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
14 сенября - 13 ноября Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева и московская галерея Диалог в Анфиладе музея представляют выставку работ выдающегося советского художника Александра Дейнеки «Контуры глобальной эпохи». Открытие 13 сентября.
Александр Дейнека справедливо считается одним из основателей большого советского стиля в живописи, более известного как соцреализм. Зачастую интерес к творчеству художника ограничивался станковыми произведениями, в тени же долгое время оставалось его мастерство рисовальщика.
Выставка «Контуры глобальной эпохи» показывает малоизвестную часть творческого наследия Александра Александровича, которое позволяет глубже понять масштаб дарования художника, ставшего символом своей эпохи. Графика Дейнеки представляет редкий и бесценный материал, который позволяет проследить творческую эволюцию автора и дает возможность зрителю увидеть захватывающий процесс фиксации его художественных переживаний.
12 сентября 2018 - 27 января 2019 в Музее современного искусства «Гараж» выставка «Ткань процветания» — международный проект, посвященный одежде в искусстве вне контекста модной индустрии.
На выставке будут представлены работы более 40 художников с пяти континентов — от представителей исторического авангарда, советского и бразильского андерграунда до классиков современного искусства и авторов нового поколения.
География выставки основана на «шелковых путях» XXI века — глобальных маршрутах и производственных циклах сырья, ткани и готовой одежды. Проложенный из Стокгольма в Дакку и из Иваново в Биеллу исследовательский маршрут выставки отражает неактуальность стереотипных представлений о Востоке и Западе, глобальном Севере и Юге и утверждает принципиальное равенство художественных техник, методов и традиций.
7 сентября 2018 - 13 января 2019 в Новой Третьяковке Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех. Открытие 6 сентября. Проект, над которым Третьяковская галерея работала вместе с галереей Тейт Модерн и Государственным Эрмитажем, уже был представлен в Лондоне и Санкт-Петербурге, в каждом из городов – со своими особенностями экспозиции и составом экспонатов.
Название проекта "В будущее возьмут не всех" заимствовано у одной из самых важных инсталляций, занимающей центральное место в экспозиции. На выставке представлены произведения, охватывающие период почти в шесть десятилетий — от ранних работ Ильи Кабакова, выполненных до отъезда из СССР, до инсталляций, макетов и живописных серий последних лет. Впервые за всю выставочную историю собраны вместе программные картины, рисунки, объекты и инсталляции художников. От экспозиций в Тейт Модерн и в Государственном Эрмитаже настоящая выставка отличается тем, что в ее состав включена инсталляция «Пустой музей», а также ряд ключевых произведений Ильи Кабакова из частных собраний>
5 сентября - 25 ноября в залах Государственного музея А. С. Пушкина (Москва, Пречистенка, 12 / 2, вход с Хрущевского переулка) галерея «Ковчег» при участии Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Вологодской областной картинной галереи, Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Ивановского областного художественного музея, Картинной галереи г. Красноармейска, Мультимедиа Арт Музея, Москва, Тверской областной картинной галереи, Фонда поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш. Марджани, Химкинской картинной галереи имени С. Н. Горшина, а также коллекционеров и художников представляют выставочный проект "Время берёз". Лейтмотивом нынешнего совместного исследования Государственного музея А. С. Пушкина и галереи «Ковчег» стали… березы. «Кожей России» назвал березовую кору художник Леонид Соков>
1 сентября - 3 ноября в галерее Iragui (Москва, Малая Полянка 7-5)  выставка Ирины Петраковой Come and Hide Here>
25 мая  - 4 ноября в Третьяковской галерее (Лаврушинский, 10, залы 49-54) выставка Пора перемен. Рисунок середины XIX века. Открытие 24 апреля.
Третьяковская галерея, Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54.
Выставка посвящена самому интересному периоду в искусстве XIX века — крутому перелому в эстетических устремлениях и вкусах, произошедшему в 1860-е годы, — от «Бунта 14-ти» и создания «Артели художников» до формирования «Товарищества передвижных художественных выставок». Лица эпохи «святых 60-х», любимые сюжеты произведений, наиболее распространенные жанры, особенности понимания рисунка, сферы применения графики — основные темы выставки, позволяющие создать своеобразный портрет этой яркой и краткой поры «первой оттепели», поры надежд и ожиданий, почти неизвестной широкому зрителю и заслоненной в глазах исследователей бурными событиями последующей эпохи передвижников.
На выставке будут представлены работы В.Г. Перова, И.Н. Крамского, Н.В. Неврева, П.М. Шмелькова, И.М. Прянишникова, Н.А. Ярошенко, В.М. Максимова, Г.Г. Мясоедова. Всего в состав экспозиции войдут около 200 произведений.
C 19 апреля  2018 по 20 января 2019 к трехлетию со дня открытия Музей AZ (2-я Тверская-Ямская, 20-22) представляет новый выставочный проект — «ЗВЕРЕВ-GALA»! Пресс-показ и открытие 17 апреля.
В переводе с французского «gala» — торжество, празднество. Именно таким гала-представлением станет выставка, на которой будут показаны лучшие работы Анатолия Зверева из собрания музея.
В экспозицию, которая развернется на трех этажах, войдут свыше 250 работ разных жанров — портреты, пейзажи, абстракции, циклы супрематики и иллюстраций. Главный акцент выставки «ЗВЕРЕВ-GALA» — на разнообразии зверевского наследия.

Впервые в выставочном пространстве будут представлены уникальные материалы — цикл иллюстраций к повести Гоголя «Записки сумасшедшего», который художник создал в 1955 году. Специально к этому разделу экспозиции известный российский режиссер-мультипликатор Михаил Алдашин создал анимационный фильм.
5 мая 2016, в День Водолаза, на Пушкинской набережной Парка Горького произошло знаменательное событие: над водами Москвы-реки зажёгся «Водолаз-маяк». Этот необычный проект был задуман скульптором Верой Мухиной еще в 1937 году, но не был осуществлен. Современный художник Леонид Тишков реализовал этот авангардный замысел как public-art объект, посвященный героическим покорителям подводных стихий – всем водолазам России. После открытия в 20:25 маяк зажжется вместе с городским освещением.
После ошеломительного успеха монумента «Рабочий и колхозница» Вера Мухина, работая над героическим образом «эпроновца» (ЭПРОН – Экспедиция Подводных Работ Особого Назначения), решила создать необычную статую водолаза огромного размера. Сохранилось ее письмо начальнику ЭПРОН Фотию Крылову. «Около Балаклавы, – написала она, – есть место, где требуется маяк. Я хочу сделать этот маяк в виде водолаза, вышиной в сорок метров. Неяркий блеск стали будет ассоциироваться с блеском мокрой от воды одежды. Серебряный гигант станет посылать спасательные лучи в море». В шлем водолаза Мухина рассчитывала поместить аппаратуру маяка, радиопеленгатор, радиостанцию. Статуя приносила бы практическую пользу и одновременно явилась бы образом «завоевателя стихий», воплощением ее давней мечты. Однако, эта авангардная идея советского скульптора Мухиной не была осуществлена.
Художник Леонид Тишков решил воплотить в жизнь яркую и неординарную идею Веры Мухиной. Пока в виде уменьшенной модели, выполненной в бронзе в стилистике 30-х годов, но со всеми атрибутами настоящего маяка: в шлеме располагается лампа, мигающая в «ритме сердца». Форма и необычный цвет постамента взяты у жемчужины маячной архитектуры, Кыз-Аульского  маяка, стоящего на Керченском полуострове в Крыму. Это не только первый Водолаз-маяк в России, но и первый в Москве памятник водолазам. Маяк, установленный на Пушкинской набережной – только начало воплощения мечты Веры Мухиной. Трёхметровая бронзовая статуя будет посылать световые сигналы проходящим судам, напоминая нам о великом прошлом и неосуществленных утопиях.
Первая версия «Водолаза-маяка» экспонировалась в Крыму, на берегу Балаклавской бухты в 2010 году. В создании скульптуры принимали участие Яна Чиж, Александр Кудрин. Проект был поддержан Государственным Центром Современного Искусства и «Галереей Крокин».
Renzo Piano Building Workshop перестроит два гектара в центре города и превратит электростанцию ГЭС-2 на берегу Москвы-реки в новое культурное пространство. Фонд V-A-C (Виктория) представил концепцию своего нового культурного пространства на территории электростанции ГЭС-2 на Болотной набережной, ориентированного на развитие современной культуры. Электростанция ГЭС-2, построенная в 1904–1907 годах и снабжавшая город электроэнергией, обретёт новый смысл и облик.  Открытие нового культурного пространства ГЭС-2 запланировано на конец 2018 — начало 2019 года.

e-mail: Пластинин Юрий

TopList

© 1994-2018 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO