ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В  МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE artontheground АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

СЕГОДНЯ В МОСКВЕ:
 

30 мая - 11 июня в Выставочном зале на 1-я Тверской-Ямской, 20 выставка ногинских художников. "Дом художника" в Ногинске был открыт в 1966 году, благодаря стараниям А.М. Ратникова и до сегодняшнего дня является местом активной творческой деятельности и постоянных выставок. Действующий коллектив насчитывает 35 авторов.
29 мая - 5 июня в Третьяковской галерее пройдет первый фестиваль камерной музыки Vivarte, который завершится «музыкальным променадом» артистов и зрителей от Лаврушинского переулка к Крымскому Валу. Художественный руководитель фестиваля – Борис Андрианов, участники – знаменитые артисты из разных стран. Концерты будут проходить в зале Врубеля в историческом здании Третьяковской галереи. Билеты уже сейчас можно приобрести в кассах Галереи в Лаврушинском переулке и на сайте.
28 мая - 26 июян в Гридчинхолле (Московская область, Красногорский район, село Дмитровское) выставка Олега Маслова "Эхинацеи и цинии">
26 - 31 мая в ЦВЗ Манеж Х Международный фестиваль "Традиции и современность". Впервые в этом году в нём примут участие галереи современного искусства Fine Art Gallery, Regina Gallery, Галерея ARTSTORY и другие.
В юбилейном году организаторы планируют представить семь специальных проектов, среди которых "Формализм XXI века", "Искусство стран СНГ", "Далекое и близкое", "Благое дело", "Лучшие", "Куклы как произведения искусства". Куратором проекта "Формализм XXI века" станет Сергей Хачатуров>
26 мая - 30 сентября в ГМИИ имени Пушкина, в рамках летней программы Музейного городка ГМИИ им. А.С. Пушкина и My.com, выставка "Дом впечатлений. Классика и современность медиаискусства". В усадьбе князей Голицыных.
Участники выставки: Шанталь Акерман (Бельгия / Франция),  Татьяна Ахметгалиева (Россия), Штейна и Вуди Васюлка (США), Билл Виола (США), Криста Зоммерер и Лоран Миньоно (Австрия), Юрий Календарёв (Италия / Россия),  Дина Караман (Россия), Елена Коптяева (Россия), Иван Лунгин (Россия), Мирель Мираж (Нидерланды), Брюс Науман (США),  Ирина Нахова (Россия), Марникс де Нийс (Нидерланды), Адриан Пачи (Албания / Италия),  Ксения Перетрухина (Россия),  Мариано Сардон (Аргентина), Мона Хатум (Великобритания),  Марианна Хеске (Норвегия), Нан Хувер (Нидерланды).>
27 мая - 19 июня в галерее Роза Азорпа (Москва, Никитский бульвар, 14) выставка Марии Фаворской "Керамика. Счастливый путь моей жизни". Отурытие 26 мая>
26 мая 2016 года в Москве на территории бывшей кондитерской фабрики, а ныне культурно-делового комплекса «Большевик», открылся Музей русского импрессионизма.  Более тысячи квадратных метров выставочных площадей, кинотеатр, современная образовательная мультимедийная зона, детский учебный класс, кафе, магазин с книжной и сувенирной продукцией — новый музей по замыслу создателей должен стать культурным пространством, объединяющим выставочную работу с научной, издательской и просветительской. Своей миссией музей, который благодаря работе последних двух лет уже заслужил уважение международного музейного сообщества и принят в состав ICOM (Международного совета музеев), считает исследование истоков развития импрессионизма в России, анализ творчества художников, сформировавших его неповторимо индивидуальный национальный характер, популяризацию импрессионизма как важного направления живописи XIX-XX веков в России и за рубежом, возвращение в антологию русской живописи имен, мало известных широкой публике. Постоянная экспозиция музея — это работы выдающихся русских живописцев из частного собрания основателя музея, мецената и коллекционера Бориса Минца. Импрессионизм русской школы, по его мнению, мало изучен и недооценен.
<Валентин Серов. Окно. 1887>
«Мне хочется сделать проект, который был бы значим для русской культуры и для тех людей, которые любят искусство. Наше серьезное преимущество — мы c самого начала делаем абсолютно современный музей», — считает Борис Минц.
Проектированием и превращением бывшего здания фабрики «Большевик» в полноценный музей и одновременно настоящий арт-объект занималось известное британское архитектурное бюро John McAslan + Partners. По их проекту здание музея представляет собой 4-этажный круглый павильон, отделанный снаружи серебристым, отражающим окружающий пейзаж, перфорированным металлом. Выставочные площади разместятся на трех этажах и займут более 1000 квадратных метров. Постоянной экспозиции отведен цоколь, еще два этажа предназначены для временных выставок. Обновлять их планируется 3-4 раза в год. Это будут работы из частных коллекций и фондов российских и зарубежных музеев.
Постоянная экспозиция музея посвящена развитию русского импрессионизма на протяжении столетия, начиная с 1870-х годов. В нее войдут более семидесяти полотен выдающихся русских живописцев: Константина Коровина, Игоря Грабаря, Константина Юона, Петра Кончаловского, Юрия Пименова и многих других. Директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова так говорит о построении его основной композиции: «Мы оттолкнулись от работ Василия Поленова: в нашей коллекции два его крымских этюда начала XX века и относительно ранняя картина 1879 года. Именно в 70-е годы в русском искусстве появляются первые импрессионистические пробы. Конечно, Поленова нельзя назвать импрессионистом в полном смысле этого слова, однако именно Поленов первым рассказал своим ученикам, Константину Коровину и Валентину Серову, о новых мировых тенденциях, дополняющих цветах и работе со светом».
<Константин Коровин. Гурзуф. 1921>
C 27 мая в Музее русского импрессионизма  первая временная экспозиция - выставка «Арнольд Лаховский. Очарованный странник». Лаховский - один из интереснейших художников своего времени, ученик Ильи Репина, странствующий эмигрант и поклонник Сислея, получивший признание в Европе и США.
Это первая ретроспектива Арнольда Лаховского в Москве, которая рассказывает обо всех периодах творчества художника. На выставке собрано почти полсотни работ из 12 музеев и нескольких частных собраний. Рядом с известными картинами из Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Еврейского музея и центра толерантности представлены работы Лаховского из Перми и Череповца, Ростова и Астрахани, Иванова, Кулуги и Козьмодемьянска. Масштаб экспозиции придают практически нигде не выставлявшиеся ранее работы художника из частных собраний из Европы и Америки.
С 16 марта по 12 июня 2016 в галерее «Беляево» Объединения «Выставочные залы Москвы» проект «Передвижной музей одной картины».  Каждую среду в течение четырех месяцев (с марта по июнь) «Передвижной музей одной картины» знакомит зрителей с одним художником, для которого живопись - очень важный вид искусства. Куратор выбирает не произведение для демонстрации, а самого художника, не влияя при этом на выбор художником произведения - для демонстрации в «музее». Именно художник и является некоторым «объектом представления» - поэтому выбрана форма открытия персональной выставки художника (выставки «одной картины») в формате «artist-talk» - то есть «живого» общения с художником, в ходе которого зрители могут задать ему интересующие вопросы, получить более полное представление о его творческом пути. Куратор проекта - Элина Мухина.
25 - 31 мая выставка Владимира Дубосарского - «Что, Данила мастер, не выходит Каменный Цветок?». Художник представит публике свою абсолютно новую работу. Открытие пройдет в формате разговора со зрителями.
26 мая - 5 июня в галерее Веллум (Пречистенка, 30/2, Галерейный центр Артефакт) выставка "Звёзды не падают, звёзды блуждают...". Графика Анатолия Каплана и скульптура Григория Златогорова.
Куратор: Любовь Агафонова. Открытие 25 мая>
C 25 мая до 19 июня галерея Триумф представляет две выставки:
- в ММСИ на Гоголевском, 10 выставка Анны Потапенко "Изнанка";
- в ЦВЗ Манеж выставка Саши Пироговой "Фокусы">
23 мая - 23 июня в галерее Файн Арт (Москва, Большая Садовая, 3, стр. 10) выставка Тимофея Смирнова "РАМАнтика или РАМ-антик". 14 карандашных рисунков>
ВДНХ начинает новый проект в области современной культуры «Взлёт». С 10 марта по 5 апреля ВДНХ провела открытый конкурс для отбора участников выставочного проекта в области современной культуры «Взлёт». Победители получат возможность проведения персональной выставки на территории крупнейшего культурно-выставочного центра страны, в уникальном пространстве самолёта ЯК-42.
14 апреля 2015 года ВДНХ подвела итог открытого конкурса в рамках выставочного проекта в области современной культуры «Взлёт». Опираясь на рекомендации Экспертного совета конкурса, кураторы направлений Искусство (Елена Селина), Архитектура (Сергей Чобан), Фотография (Светлана Тэйлор), выбрали трех победителей, которым предстоит провести персональные выставки в пространстве самолёта ЯК-42.
Направление «Искусство»
- Дмитрий Жиляев (Самара, 23 года), проект «Nubis»
Направление «Архитектура»
- Анна Козлова (Москва, 25 лет), проект «Дивергенция»
Направление «Фотография»
- Анна Михеева (Москва, 23 года), проект «Самолеты»
Кураторы направлений Дизайн ​(Игорь Гурович) ​и Видео-арт ​ (Ольга Шишко)​решили провести дополнительные конкурсы​.
Результатом проекта станут 5 выставок, которые пройдут с мая 2016 по январь 2017 в пространстве самолёта ЯК-42. Первая выставка проекта откроется в рамках «Ночи Музеев», 21 мая 2016.
21 мая – 26 июня 2016 - «Допустимый уровень шума при полете», работы победителя направления «Фотография» Анны Михеевой.
12 июля – 14 августа 2016
1 сентября – 2 октября 2016
18 октября – 20 ноября 2016
1 декабря 2016 – 10 января 2017
>
21 мая - 26 июня в галерее 11.12 (Винзавод) выставка Игоря Скалецкого "Икотка". В проекте «Икотка» представлены традиционные для художника цифровые коллажи, выполненные на различных носителях: холст, дибонд и зеркальный металл. В основе новой серии Игоря Скалецкого лежат языческие верования народов севера России о бесе, которого называют «ИКОТКА». Икотка – это бес-подселенец, живущий в теле человека и время от времени разговаривающий с окружающим миром. Икотка, как правило, не причиняет вреда своим хозяевам, ограничиваясь лишь питанием людскими пороками.
21 мая - 4 июня в помещении Открытой галереи в Трубниковком переулке 22, стр. 2 галерея Ковчег представляет выставочный проект "На том стоим".
«В ногах правды нет». Устойчивый фразеологизм.
Слово «нога» чрезвычайно сходно звучит во многих восточноевропейских языках. Множество устойчивых (!) словосочетаний подчеркивают связь этого, по определению словарей, «органа опорно-двигательной системы человека от верхней части бедра до нижней части стопы или подошвы, а также человекообразных существ, некоторых иных животных и механических средств» не только с прочими частями тела, но и с адаптацией того или иного обладателя ног в окружающем мире. Вынесенное в качестве эпиграфа выражение «в ногах правды нет» восходит ориентировочно к XV-XVIII столетиям, когда насильственное возмещение «правды» – то есть, просроченной задолженности – происходило путем многодневного «правежа»: нанесения должнику ежедневных ударов по ногам>
20 мая - 9 июня на Цветном бульваре журнал National Geographic Traveler и компания «Ford» представляют уличную фотовыставку «Дороги России». 50 фотографий из различных уголков России, которые были собраны в экспедициях фотографами National Geographic и участниками тест-драйвов моделей Ford. Их объективы запечатлели живописные места 19 регионов нашей страны, включая Татарстан, Башкортостан, Чечню, Адыгею, Карелию, Северный Урал и многие другие.
19 мая - 12 июня в Крокин галерее (Москва, Климентовский переулок, 9/1) выставка Нины Котел "Их нельзя удержать, охватить или использовать". Нину Котел занимает вопрос: что такое вещь, как она появляется для нас? Каждая ее картина попытка приручения вещей. Нина показывает, что существуют пределы возможностей диалога и взаимопонимания между человеком и вещами. Что руководит художником? Любовь или любопытство? Или какие-то более сильные эмоции, страх, изначальный ужас перед вещным миром, комфортным ей или враждебным, следы от соприкосновения с которым остаются у каждого в памяти от первых травм, от первых попыток его исследования и освоения. Владимир Сальников>
18 мая 2016 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина состоялась церемония награждения лауреатов XI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ, который ежегодно проводится Государственным центром современного искусства (ГЦСИ) с 2005 года.
Лауреатом конкурса в номинации «Кураторский проект» стал куратор Виктор Мизиано c выставкой "Избирательное сродство в рамках междисциплинарного проекта «Удел человеческий»". Приз, диплом и денежную премию в размере 500 000 рублей вручила директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Марина Лошак. За победу в номинации «Теория, критика, искусствознание» член жюри конкурса Зельфира Трегулова вручила приз, диплом и денежную премию в размере 500 000 рублей Ольге Шишко за каталог-исследование "Проекции авангарда", в котором соединены теория и практика исследования авангардных экспериментов в разных видах искусства.
В номинации «Региональный проект современного искусства» приз, диплом и денежную премию в размере 400 000 рублей член жюри конкурса Семен Михайловский вручил победителю – Алисе Прудниковой, куратору 3-ей Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Художник Борис Орлов поздравил Аслана Гайсумова, победителя в номинации «Новая генерация», получившего приз, диплом и денежную премию в размере 200 000 рублей.
15 февраля 2016 года Экспертный совет объявил имена номинантов конкурса Инновация 2015, работы которых  представлены на выставке в ГЦСИ с 1 апреля по 13 июня 2016 года.
Номинация «Кураторский проект»:
Виктор Мизиано «Избирательное сродство». В рамках междисциплинарного проекта «Удел человеческий»
Кирилл Светляков, Николай Смирнов. Научный консультант Дмитрий Замятин. «Метагеография. Пространство — образ — действие»
Сообщество «Безудержные» «Павильон «Кавказ»
Ирина Петракова, Иван Новиков, Михаил Климин, Матвей Крылов, Николай Сапрыкин, Ильмира Болотян, Лета Добровольская, Виталий Барабанов. Центр «Красный»
Анна Журба «Восток. Деконструкция»
Номинация «Новая генерация»:
Аслан Гайсумов «Волга»
Полина Канис «Бассейн»
Евгений Гранильщиков «Война (Без названия)»
Леонид Цхэ «Неопетербург»
Ян Тамкович «Тотальная экспозиция»
Номинация «Региональный проект современного искусства»:
Алиса Прудникова. 3-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства
Алиса Савицкая и Владислав Ефимов при участии Ксении Ануфриевой, Елены Беловой, Евгения Стрелкова и Олеси Филатовой «Музей великих надежд»
Алиса Багдонайте, Вера Глазкова, Наталья Левданская «Край бунтарей»
Яна Малиновская, Михаил Лылов «Наблюдения открытого пространства»
Елена Коловская, Алиса Прудникова. 13-й международный фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»
Номинация «Теория, критика, искусствознание»:
Ольга Шишко «Проекции авангарда»
Виктор Мизиано «Невозможное сообщество». В 3 томах: Программа Escape, НС, Антология
Александр Шабуров «Б.У. Кашкин (1938–2005): Жизнь и творчество уральского панк-скомороха»
Фуркат Палванзаде, Денис Драчев, Мария Терехова, Марина Симакова, Илья Будрайтскис, Мария Крамар, Андрей Шенталь. Блог 6-й Московской биеннале современного искусства
Глеб Ершов «Художник мирового расцвета. Павел Филонов»
В связи с тем, что ГЦСИ отклонил заявку о выдвижении работы Петра Павленского «Угроза» в номинации «Произведение визуального искусства», состав Экспертного совета покинули Илья Долгов, художник, соучредитель Воронежского центра современного искусства, Дмитрий Озерков, искусствовед, куратор, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, и Анна Толстова, искусствовед, художественный критик, постоянный автор ИД «КоммерсантЪ». Оставшиеся члены Экспертного совета в связи с отклонением организаторами конкурса заявки Петра Павленского приняли решение отказаться от голосования в номинации «Произведение визуального искусства».
18  мая - 25 июня Галерея классической фотографии (Саввинская набережная, 23, стр. 1) представляет персональную выставку итальянского фотографа Джона Пеппера «Испарение».
С 16 марта по 12 июня 2016 в галерее «Беляево» Объединения «Выставочные залы Москвы» проект «Передвижной музей одной картины».  Каждую среду в течение четырех месяцев (с марта по июнь) «Передвижной музей одной картины» знакомит зрителей с одним художником, для которого живопись - очень важный вид искусства. Куратор выбирает не произведение для демонстрации, а самого художника, не влияя при этом на выбор художником произведения - для демонстрации в «музее». Именно художник и является некоторым «объектом представления» - поэтому выбрана форма открытия персональной выставки художника (выставки «одной картины») в формате «artist-talk» - то есть «живого» общения с художником, в ходе которого зрители могут задать ему интересующие вопросы, получить более полное представление о его творческом пути. Куратор проекта - Элина Мухина.
18 мая - 19 июня на Винзаводе Vladey предтавляет масштабный выставочный проект «Футбол-Хоккей». Открытие 17 мая.
Идея проекта родилась у основателя компании VLADEY, коллекционера и арт-предпринимателя Владимира Овчаренко. В последние годы спорт заметно вырвался вперед. В ответ на это более 60-ти современных художников впервые объединяются в одну команду, чтобы продолжить традицию известных художников советского времени: Александра Дейнеки, Александра Родченко, Варвары Степановой, Юрия Пименова, Александра Самохвалова. Совершенно новый взгляд на спорт представят лучшие из лучших: Дмитрий Аске, Сергей Братков, Константин Звездочетов, Юрий Лейдерман, Павел Пепперштейн, Олег Целков и многие другие.
18 мая - 4 сентября в Московском доме фотографии выставка "Русский космос". Открытие 17 мая. Куратор Ольга Свиблова.
Проект является попыткой анализа связи идей космизма, заложенных русскими философами, учеными, писателями и художниками в начале ХХ века, и российского современного искусства.
Проект соединяет в одном выставочном пространстве работы художников русского авангарда, ученых, таких, как Константин Циолковский, с работами российских художников, начиная с «хрущевской оттепели» и до сегодняшнего дня. Помимо рисунков Константина Циолковского в экспозиции будут представлены работы художников русского авангарда: Александра Родченко, Владимира Татлина, Ильи Чашника, а также произведения современных авторов: Павла Пепперштейна, Ильи и Эмилии Кабаковых, Константина Батынкова, Тимура Новикова, группы «Синие носы», Сергея Шутова, Марго Трушиной, Ивана Михайлова и мн. др. Центральным экспонатом выставки станет спускаемый аппарат «Восток-1» Ю.А. Гагарина, который специально для это экспозиции впервые покинет территорию музея Ракетно-космической корпорации «Энергия»>
17 мая - 5 июня в залах РАХ (Пречистенка, 21) выставка Юрия Шишкова "Моя Россия">
17 мая – 17 июня 2016 в Музее архитектуры (Внутренняя анфилада, Москва, Воздвиженка, 5/25) выставка "Николай Лансере. Архитектура, акварель, письма". Открытие 17 мая.
Выставка дает возможность познакомиться с многогранным талантом архитектора и художника Николая Лансере и его богатым художественным наследием. Она включает более 150 экспонатов дореволюционного и советского периодов его творчества – архитектурные проекты, рисунки, акварели, письма, предметы интерьера.
С 13 мая в галерее Ковчег (Немчинова, 12) выставка "Реки и мосты">
III сессия Фабричных мастерских (Перевеленский переулок, 18) «Увидеть желаемое» Натальи Александер, «Материалы" Павла Гришина, «Вспомогательная конструкция» Виктории Малковой и Полины Москвиной, «Ночь (не смей меня будить)» Александра Еремина.
Куратор выставки – Юлия Лебедева, член экспертного совета III сессии Конкурса. Конкурс «Фабричные мастерские. Сессия III» был объявлен в декабре 2015 года, и в этот раз несколько изменил свой формат – теперь к участию приглашены художники 1968-1980 гг. рождения. Был сформирован Экспертный совет, и, кроме номинации «Мастерская на Фабрике», появилась номинация «Выставка на Фабрике». На конкурс было подано около 100 заявок, из которых были выбраны всего семнадцать: 11 проектов для показа в форме выставок в пространствах ЦТИ, и 5 художников получили мастерские>
12 мая - 12 июня в Зверевском центре (Москва, Новорязанская, 29/4) выставка Гора Чахала "Апофатика". Восточное христианство характеризуется апофатическим богословием, которое определяет трансцендентное путём последовательного исключения из рассмотрения всего познаваемого, поддающегося определению.
Центральное произведение художественного проекта московского художника Гора Чахала, созданного специально для выставочного зала Зверевского Центра современного искусства, представляет собой пять двусторонних зеркальных пластин, из поверхности которых вырезано и удалено слово ИИСУС, одно из именований Божиих, коннотируя таким образом к его работе «Имя Бога», известной публике. Отражающееся на остающейся поверхности пластин окружающее пространство, включая находящихся там зрителей, можно охарактеризовать визуально, как пространство, где Иисуса нет. Мир без Бога. В то же время, пустоты в пластинах, очерчивающие отсутствующее слово, сливаясь с атмосферой помещения, делают воздух «умным», приводят зрителя к ощущению невидимого Божьего присутствия, повсюду разлитого в воздухе. Христос посреди нас.
Полифонический проект включает в себя, фото, видео работы, графику и скульптуру, коннотирующих друг к другу и тематически связанных между собой.

Выставка Гора Чахала – жест радикальный. Потому что ныне попытаться уловить дыхание Божье на честном слове – круче, чем пойти на проспект Сахарова несколько лет назад. «Да воскреснет Бог, и расточатся врази его»
.
Александр Панов>
13 мая - 9 июня 2016 в Аптекарском приказе Музея архитектуры выставка Бориса Бельского "Корабельная архитектура". Открытие 12 мая.
Корабль как архитектурный объект – такой «корабельная архитектура» предстает в одноименном проекте художника Бориса Бельского. Сходство с архитектурой раскрывается художником в образах корабельной эскадры, созданной им на основе архивных графических материалов и фотографий. Атомные ракетные крейсера, легендарные линкоры «Бисмарк» и «Ямато», крейсер «Аврора» в творческом переосмыслении Бельского обнаруживают параллели со знаковыми постройками различных эпох и стилей.
5 мая, в День Водолаза, на Пушкинской набережной Парка Горького произошло знаменательное событие: над водами Москвы-реки зажёгся «Водолаз-маяк». Этот необычный проект был задуман скульптором Верой Мухиной еще в 1937 году, но не был осуществлен. Современный художник Леонид Тишков реализовал этот авангардный замысел как public-art объект, посвященный героическим покорителям подводных стихий – всем водолазам России. После открытия в 20:25 маяк зажжется вместе с городским освещением.
После ошеломительного успеха монумента «Рабочий и колхозница» Вера Мухина, работая над героическим образом «эпроновца» (ЭПРОН – Экспедиция Подводных Работ Особого Назначения), решила создать необычную статую водолаза огромного размера. Сохранилось ее письмо начальнику ЭПРОН Фотию Крылову. «Около Балаклавы, – написала она, – есть место, где требуется маяк. Я хочу сделать этот маяк в виде водолаза, вышиной в сорок метров. Неяркий блеск стали будет ассоциироваться с блеском мокрой от воды одежды. Серебряный гигант станет посылать спасательные лучи в море». В шлем водолаза Мухина рассчитывала поместить аппаратуру маяка, радиопеленгатор, радиостанцию. Статуя приносила бы практическую пользу и одновременно явилась бы образом «завоевателя стихий», воплощением ее давней мечты. Однако, эта авангардная идея советского скульптора Мухиной не была осуществлена.
Художник Леонид Тишков решил воплотить в жизнь яркую и неординарную идею Веры Мухиной. Пока в виде уменьшенной модели, выполненной в бронзе в стилистике 30-х годов, но со всеми атрибутами настоящего маяка: в шлеме располагается лампа, мигающая в «ритме сердца». Форма и необычный цвет постамента взяты у жемчужины маячной архитектуры, Кыз-Аульского  маяка, стоящего на Керченском полуострове в Крыму. Это не только первый Водолаз-маяк в России, но и первый в Москве памятник водолазам. Маяк, установленный на Пушкинской набережной – только начало воплощения мечты Веры Мухиной. Трёхметровая бронзовая статуя будет посылать световые сигналы проходящим судам, напоминая нам о великом прошлом и неосуществленных утопиях.
Первая версия «Водолаза-маяка» экспонировалась в Крыму, на берегу Балаклавской бухты в 2010 году. В создании скульптуры принимали участие Яна Чиж, Александр Кудрин. Проект был поддержан Государственным Центром Современного Искусства и «Галереей Крокин».
С 29 апреля  по 14 августа (открытие 28 апреля) в павильоне ВДНХ Карелия выставка из фондов музея-заповедника Царицыно "Вечные ценности. Наивное искусство">
29 апреля - 31 июля (открытие 28 апреля) Фестиваль современной фотографии на ВДНХ. Павильон 59 (Зерно). На одной площадке представлены: выставка победителей всемирного конкурса фотожурналистики World Press Photo; персональные выставки российских фотографов Александра Петросяна и Федора Телкова и проект «Выставка одной фотографии». Важной составляющей Фестиваля станет параллельная программа, в рамках которой пройдут открытые публичные лекции.
С 28 апреля до 19 июня в галерее "На Каширке" выставка "Каширка - 30. Избранное". Участники проекта: Владимир Немухин, Борис Орлов, Гриша Брускин, Д.А. Пригов, Илья Кабаков, Эдуард Штейнберг, Эрик Булатов, Оскар Рабин, Франциско Инфанте, Игорь Вулох, Виталий Комар, Александр Юликов, Владимир Янкилевский, Михаил Шварцман, Иван Чуйков, Вячеслав Колейчук, Борис Турецкий, Сергей Шутов, Юло Соостер, Владимир Яковлев, Андрей Гросицкий, Лев Мелихов, Дмитрий Краснопевцев, Борис Свешников, Наталья Турнова, Герман Виноградов, Игорь Макаревич. Куратор - Виталмй Пацуков>
28 апреля - 31 июля 2016 в Институте русского реалистического искусства (Москва, Дербеневская наб., 7, стр. 31) выставка "Виктор Иванов. Живопись и графика из собрания Института русского реалистического искусства, государственных музеев и частных коллекций". Открытие 27 апреля. Тизер выставки>
С 26 апреля до 12 июня в ММСИ на Ермолаевском, 17 выставка Виты Буйвид "Моя любовь не струйка дыма". Первая ретроспективная выставка Виты Буйвид, яркой и самобытной художницы, объединившей в своих работах фотографию, живопись и коллаж, занимает 5 этажей музея и включает в себя проекты, созданные автором в период с начала 90—х гг. по настоящее время>
26 апреля во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва, Делегатская, 3) открылась обновленная постоянная экспозиция декоративно-прикладного искусства России XVIII - XIX веков>
26 апреля - 5 июня в залах МВК РАХ Галереи искусств Зураба Церетели (Пречистенка, 19) Российская академия художеств и Санкт-Петербургский центр искусств представят выставку произведений живописи и графики китайского художника Янь Дуньцзяня "Цветы и птицы">
27 апреля - 11 сентября 2016 в ГТГ на Крымском, 10 выставка "Европейские путешествия Третьякова П.М.". Открытие 26 апреля. 130 фотографий видов городов, интерьеров музеев и художественных произведений, которые П.М. Третьяков видел в своих поездках. Около 30 мемориальных предметов и фотографий родственников и знакомых Третьякова. Путеводители и открытки>
23 апреля -  24 июля в ГТГ на Лаврушинском, 12 выставка "От Елизаветы до Виктории". Английский портрет из собрания Национальной портретной галереи, Лондон>
22 апреля - 31 августа Галерея Гари Татинцяна (Москва, Серебяническая набережная, 19) и журнал Interview Россия представляют выставку Питера Соула "You better call Saul!" Открытие 21 апреля.

В 1950-е годы Соул вводит в свои экспрессионистские картины культовых персонажей комиксов и мультфильмов – Супермена и Дональда Дака, в середине 1960-х посвящает серию антимилитаристских произведений войне во Вьетнаме, а в 1970-х создает собственные вариации «Ночного дозора» Рембрандта и «Герники» Пикассо, неизменно возвращаясь к сюжетам, почерпнутым из масс-медиа и истории искусства. Раздражающие, полные диких образов и ядовитой морали, работы Соула – как отражения новой реальности, срывающие маски лицемерия, обличающие человеческие пороки, способные изменить наш взгляд на историю и общепринятое видение социальных устоев. Находясь у истоков течения поп-арта, Соул воплотил свои идеи в беспрецедентном стиле живописи, вдохновившим поколение американских художников на новое мышление и новое творчество, ставшее основой современной американской культуры>
C 21 апреля по 11 июня в Pechersky gallery (Винзавод) выставка "МАССПРО". Мастреская прикладного протеста (МАСППРО) специализируется на создании мобильных объектов сопротивления, обучения и агитации в публичном пространстве. Нередко эти объекты приспособлены одновременно для жилья и протестной работы, то есть сочетают элементы жилого интерьера и публичного пространства, таких как библиотеки, рабочие клубы, кинозалы. Особое внимание в работе мастерской уделяется поиску альтернативных способов публичной коммеморации, основанных на принципах перформативности, мобильности, демократичности в изготовлении и пользовании.
21 апреля состоядлсь открытие «Галереи РОСИЗО» на ВДНХ (павильон № 66) и первой выставки в ней «Всегда современное. Искусство XX-XXI вв.».
Для посетителей выставка работает 22 апреля - 18 сентября. Знаковые произведения художников за более чем сто лет — начиная с 1900-х годов и до нынешних дней: мастеров, признанных классиками ХХ века (Иван Клюн, Александр Дейнека,  Аркадий Пластов) и культовых современников, чьи работы выставляются в крупнейших музеях мира (Александр Ситников, Эрик Булатов, Игорь Макаревич).
C 21 апреля - 25 июня в галерее Риджина (Винзавод) выставка Павла Пепперштейн "Чудеса на болоте">
С 22 апреля - 1 июня в галерее 25Kadr (Москва, Берсеневский пер., д. 2/1, "Красный Октябрь") выставка Евгения Медведева-МА "Осторожно: Женечка!" Открытие 21 апреля>
15 апреля - 1 сентября в ГТГ на Крымском вале (залы 39-42) Современное искусство. Перезагрузка. Конец 1950-х – 2000-е. В рамках программы "Третьяковская галерея открывает свои запасники". Открытие 14 апреля. Новый вариант экспозиции новейших течений посвящён развитию современного российского искусства в период с конца 1950-х до 2000-х годов.
Коллекция современного искусства в Третьяковской галерее формировалась на протяжении двадцати лет. В 1990-е годы её основой стали произведения, приобретённые Министерством культуры, а также переданные в дар художниками и наследниками.
В начале 2000-х годов в Третьяковскую галерею перешла коллекция отдела современного искусства музея "Царицыно", собранная Андреем Ерофеевым.
В 2014 году Татьяна Вендельштейн передала в галерею коллекцию Леонида Талочкина.
В настоящее время коллекция современного искусства в Третьяковской галерее насчитывает свыше 5 000 произведений — картин, объектов, ассамбляжей, инсталляций, видео-работ. Это единственная коллекция в Москве, которая позволяет изучать и показывать историю современного искусства от послевоенной абстрактной живописи до актуальных практик 2000-х годов.
Смысл "перезагрузки" 2016 года заключается в соединении и сопоставлении работ, которые в разное время поступили в собрание Третьяковской галереи.
Произведения сгруппированы по направлениям, а также тематическим разделам: "Абстракция", "Кинетизм и оптическое искусство", "Мистики и сюрреалисты", "Новый реализм", "Поп-арт", "Минимализм и постживописная абстракция", "Соц-арт", "Концептуализм — образ в голове", "Поэзия и письмо", "Перформанс", "Машины понимания", "Неоэкспрессионизм", "Концептуализм — новое поколение", "Археология постмодерна", "Акционизм 1990-х и незавершённое будущее".
В новой экспозиции будет представлено более 200 работ, половина из которых принадлежала коллекции Леонида Талочкина и сейчас будет впервые показана в стенах Третьяковской галереи после длительного процесса реставрации.
Именно благодаря коллекции Талочкина Третьяковская галерея получила возможность артикулировать и достойно показать такие направления как новый реализм, поп-арт, минимализм и неоэкспрессионизм.
14 апреля - 3 июля 2016 в фонде In Artibus (Пречистенская набережная, 17, вход с Курсового переулка) выставка "Поздний Машков". Открытие 12 апреля. Сорок работ Ильи Машкова из частных коллекций и государственных музеев, в числе которых: Третьяковская галерея, Русский музей, Волгоградский художественный музей им. И.И. Машкова, представляют художника не столько темпераментным революционером и новатором, сколько уверенным классиком европейского искусства и родоначальником колористической традиции русской живописи>
12 апреля - 13 июня в ГТГ на Крымском вале (залы 14-15) выставка "Василий Кандинский. Контрапункт: композиция VI – композиция VII". К 150-летию художника. Открытие 12 апреля>
7  апреля  - 21 августа в ГТГ на Крымском, 10 (залы 21-22) выставка Сергея Герасимова. Акварель, уголь, сангина. Открытие 7 апреля.
Сергей Васильевич Герасимов (1885–1964) – один из самых узнаваемых художников соцреализма. Его живописные произведения стали программными работами для советского искусства первой половины ХХ века, однако графические произведения практически не известны широкой аудитории. Экспозиция включает 80 работ, большинство из которых с 1985 года не выставлялись.
<Арль. 1961>
 
8 апреля - 13 июня 2016 Еврейский музей и центр толерантности совместно с «Энциклопедией русского авангарда» представляют выставочный проект «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев». Открытие 7 апреля.
Выставка Центра авангарда музея под кураторством Андрея Сарабьянова – уникальная коллекция из собраний музеев 19 городов: Архангельска, Астрахани, Ельца, Иванова, Кирова, Козьмодемьянска, Костромы, Краснодара, Нижнего Новгорода, Омска, Ростова, Самары, Саратова, Слободского, Тотьмы, Тулы, Уфы, Чебоксар, Ярославля.
<Удальцова Надежда Андреевна (1886 - 1961) Натюрморт. 1916. Холст, масло. 35,5х44,5 см.
«Нижегородский государственный художественный музей»>

 
Большую роль в формировании коллекций авангарда в региональных музеях сыграл новаторский проект отдела ИЗО Наркомпроса по формированию «Музеев живописной культуры». Он был инициирован в 1918 году Василием Кандинским и продолжен Александром Родченко. Впервые в мировой художественной практике возникла идея создания музеев современного искусства. Для этого специальная комиссия на протяжении нескольких лет закупала работы художников-авангардистов и распределяла произведения в те города, где были художественные училища. С 1918 по 1920 год было закуплено 1926 работ у 415 авторов, из которых 1211 были распределены по 30 музеям России. План отдела ИЗО Наркомпроса был созвучен утопическим идеям ранних революционных лет и, как и многие начинания того времени, вскоре был отвернут. Однако его результатом стали уникальные собрания авангарда во многих российских музеях.
Художники, представленные в экспозиции: Владимир Баранов-Россине, Виктор Барт, Варвара Бубнова, Давид Бурлюк, Наталья Гончарова, Борис Григорьев, Алексей Грищенко, Василий Денисов,  Константин Дыдышко, Анна Зельманова, Василий Кандинский, Иван Клюн, Моисей Коган, Алексей Кокель, Петр Кончаловский, Алексей Кравченко, Павел Кузнецов, Алексей Куприн, Михаил Ларионов,  Эльза Лассон-Спирова, Михаил Ле-Дантю, Михаил Леблан, Аристарх Лентулов, Сергей Лобанов, Казимир Малевич, Иван Малютин, Илья Машков, Елена Машкова-Федорова, Авагим Миганджиан, Николай Милиоти, Адольф Мильман, Алексей Моргунов, Амшей Нюренберг, Александр Осмеркин, Вера Пестель, Любовь Попова, Василий Рождественский, Ольга Розанова, Сергей Романович, Николай Синезубов, Владислав Стржеминский, Борис Такке, Николай Тархов, Владимир Татлин, Надежда Удальцова, Роберт Фальк, Герман Федоров, Владимир Франкетти, Валентина Ходасевич, Василий Чекрыгин, Марк Шагал, Борис Шапошников, Александр Шевченко, Эдуард Шиман, Иосиф Школьник, Савелий Шлейфер, Александра Экстер, Валентин Юстицкий, Алексей Явленский, Георгий Якулов и др.
Выставка является первой частью из двух в проекте, посвященном коллекциям региональных музеев.  Хронологически она охватывает период от становления авангарда в середине 1900-х годов до 1918
года. Вторая часть будет посвящена следующему десятилетию (1918 – 1930-е годы); ее открытие запланировано на весну 2017 года.
7 апреля - 26 июня в Центре фотографии имени братьев Люмьер (Москва, Болотная наб. 3, стр.1) выставка "Поцелуй". Выставка объединит порядка пятидесяти работ классиков зарубежной и российской фотографии, специально отобранных из частных и музейных коллекций со всего мира.
Проект «Поцелуй» исследует тему романтики, любви, привязанности — всех проявлений добрых и светлых человеческих чувств>
7 апреля - 5 июня в ММСИ на Гоголевском, 10 выставка "Борщ и шампанское". Избранные произведения из коллекции Владимира Овчаренко.
Согласно экспозиционному решению, разработанному ближайшими соратниками коллекционера — художником Сергеем Братковым и галеристом Михаилом Овчаренко,— выставка выстроена в игровом ключе, по принципу диалога между российским и западным искусством, чтобы «столкнуть лбами» два мира и отразить дух времени сквозь призму личного взгляда коллекционера, без оглядки на национальность и место рождения художников.
Владимир Овчаренко о выставке в ММОМА: «Борщ и шампанское — близнецы и братья. Так испокон веков заведено на Руси. Отсюда все праздники и все «шараханья»: то ли на Запад, то ли на Восток; то ли к капитализму, то ли к крепостному праву. Такова и эта коллекция — плоть от плоти своего времени, для России — бурного, не всегда прозрачного и веселого, но открывающего перед новым поколением дверь в прекрасное завтра. Там будет все — и жизнь без нефти, и компьютерный мозг, и бессмертие и, конечно же, современное ему, новому поколению, искусство. А мы останемся здесь, со своим поколением и искусством, будем его любить, изучать и показывать в музеях. Так ему и обеспечим бессмертие
7 апреля - 26 июня в музее Гараж (Парк Горького) выставка Мауро Рестиффа "Постсоветская Россия. 1995/ 2015". Бразильский художник Мауро Рестифф представляет две серии черно-белых фотографий, снятых в России с разницей в двадцать лет: первая — в 1995 году, вторая — в 2015-м.>
С 30 марта по 20 августа в Отделе личных коллекций ГМИИ выставка "Илья Зильберштейн. К 110-летию со дня рождения". В конце 1980-х коллекция изобразительного искусства И.С. Зильберштейна, насчитывающая более 2000 произведений, была передана в ГМИИ им. А.С. Пушкина и стала основой Музея личных коллекций, что дало новое направление музейной деятельности>
С 28 марта 2016 года Музей АЗ (Музей Анатолия Зверева, Тверская-Ямская. 20-22) представляет новый выставочный проект «Красавицы столетий». Женские портреты Анатолия Зверева - самые узнаваемые в многообразном наследии художника.  Куратору выставки Полине Лобачевской удалось собрать портреты, история создания которых рассказана их непосредственными свидетелями.
"Садись, детуля, я тебя увековечу!" - этой фразой начинался каждый сеанс. Так на выставке называется и раздел, посвященный живым свидетельствам о художнике. А значимость зверевских портретов зритель сможет оценить по специально воссозданному историческому фону, ассоциативной связи зверевских работ с шедеврами мировой живописи. Кстати, сам Зверев никогда не скрывал источники своего вдохновения, перечисляя всех своих великих учителей - от мастеров итальянского Возрождения до художников русского авангарда. "Этот художник один прошел весь путь нашей западной живописи от раннего Пикассо до наших дней"- писал об Анатолии Звереве Жан Кокто.
С 25 марта по 25 июля 2016 года в галерее 9/1 в усадьбе Зубовых (ул. Александра Солженицына, д.9, стр.1) проходит выставка скульптур московского художника Александра Дедушева «Светлое пространство».
23 марта - 15 июня в Центре авангарда Еврейского музея (Москва, Образцова, 11, стр. 1А) второй академический курс Андрея Сарабьянова, посвященный одному из важнейших феноменов искусства прошлого века – творчеству Казимира Малевича и круга его последователей. Стоимость абонемента (12 занятий) 10000 рублей. Программа>
24 марта  - 14 июня в ГТГ на Крымском, 10 (залы 60-62) выставка Гелия Коржева «…Имею право». 23 марта превью.
Самая масштабная монографическая выставка Гелия Михайловича Коржева (1925–2012)  – последнего мощного русского реалиста XX века. Знакомство с произведениями  художника – сложный, но необходимый для современного зрителя опыт разговора на тяжелые, подчас болезненные темы. Произведения Коржева наполнены драматизмом и сопереживанием персонажам, сюжеты и характеры в работах художника достигают максимальной смысловой и эмоциональной концентрации. Выставка дает возможность увидеть искусство художника, которого причисляют к титанам русской живописи второй половины прошедшего столетия.
<Гелий Коржев. Облака 1945 года. 1980-1985>
17 марта — 18 июня 2016 в преддверии 80-летия Виктора Пивоварова Музей современного искусства «Гараж» представляет масштабную выставку художника, одного из важнейших героев московского концептуализма, ключевой фигуры российского послевоенного неофициального искусства. Выставка «След улитки» в Музее «Гараж», устроенная как романтическое путешествие, делится на одиннадцать глав и демонстрирует весь диапазон творческих ипостасей Пивоварова. В отличие от друзей-концептуалистов, Пивоваров всегда проявлял искренний интерес к «тайной жизни» человеческой души, или, как говорит сын художника Павел Пепперштейн: «Пивоваров всю свою жизнь рисует комнату души. <…> Все возможные здания, все возможные ландшафты скрываются внутри комнаты — все внешнее становится фрагментом внутреннего пространства»>
17 марта — 31 августа 2016 в Музее современного искусства «Гараж» инсталляция нью-йоркского художника Рашида Джонсона «В нашем дворе», третий по счету проект в рамках программы Garage Atrium Commissions. Инсталляция погружает зрителя в поэтический мир, объединяющий факты и вымысел, события и их толкование.  Это первая работа Джонсона, реализуемая им в России, и самый масштабный проект из всех когда-либо им созданных.
17 марта - 17 июля в Музее Архитектуры (Воздвиженка, 5/25) выставка «Московское метро – подземный памятник архитектуры». Открытие 16 марта. Высставка рассказывает историю создания и развития метрополитена по очередям строительства и демонстрирует планы на будущее. С отдельными станциями связаны драматические коллизии, интересные истории проектирования и оформления, повороты в судьбах архитекторов, художников, инженеров и строителей. Более 200 графических листов с проектами станций, как реализованными, так и конкурсными. Фотографии и документы из архива и музея Московского метрополитена, а также материалы из Метрогипротранса – организации, занимающейся проектированием и строительством новых станций. Среди знаковых построек московского метро из собрании Музея - проекты архитекторов А.Н. Душкина («Маяковская», «Кропоткинская», «Новослободская»), братьев Весниных («Павелецкая», проект), А.В. Щусева («Комсомольская» Кольцевой линии), Д.Н. Чечулина («Киевская» Филевской линии, «Комсомольская» Сокольнической линии), Н.Я. Колли («Чистые пруды»), И.Г. Таранова и Н.А. Быковой («Новокузнецкая»), И.А. Фомина («Красные ворота», «Театральная»), Б.М. Иофана («Бауманская») и других.
5 марта стартовала программа регулярных кинопоказов в Третьяковской галерее>
С 24 февраля 2016 до 1 февраля 2017 в Международном Мемориале (Каретный ряд, 5/10) выставка «Жить или писать. Варлам Шаламов».
Авторы выставки, немецкие кураторы Кристина Линкс и Вильфрид Ф. Шeллер, работали над ней несколько лет в тесном сотрудничестве с российскими музеями и архивами. Были собраны уникальные материалы – официальные и личные документы, письма, фотографии из коллекций Российского государственного архива литературы и искусства, Государственного литературного музея, Международного Мемориала, Мемориального музея Варлама Шаламова в Вологде и других собраний. Рукописи Шаламова, фотографии и другие источники, повествующие о событиях его жизни, предстают в окружении материалов, воссоздающих пространство лагерного опыта писателя, основные черты которого метафорически обыгрывает продуманное архитектурное решение выставки.
С 21 февраля по 20 июня в галерее С.Арт (Петра Войса) выставка "Стрит-арт 2015". Лучшие работы уличных художников в 2015 году по версии С.АРТ>
29 января - 31 июля в Фонде Екатерина (Москва, ул. Кузнецкий мост, 21/5, подъезд No8) выставка "2000-е. Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных. Избранное. 2000-2005". Открытие 28 января.  Именно период с 2000 по 2010 год с некоторых пор стало принято считать «золотым веком» российского современного искусства, временем окончательного становления и некоторого расцвета художественного рынка в России, выхода нескольких российских галерей и художников на международную арену, появления частных фондов и музеев. Временем, когда современное искусство стало модно покупать и показывать>
28 ноября по 26 июня 2016 года в Музее-мастерской скульптора А.С. Голубкиной ГТГ (Большой Лёвшинский переулок, 12) выставка «Берёзка. От замысла к воплощению» и образовательная программа «Скульпторы о скульптуре».
Скульптура «Березка» – знаковое для творчества Голубкиной произведение. Все произведения и
 дополнительные материалы (презентация, фотографии, тексты) раскрывают этапы работы Анны Голубкиной над «Березкой». Поэтически обобщенный образ олицетворяет одновременно и трагический конфликт человека с миром, и победу духа, побуждая зрителя видеть в хрупкой девушке то «работницу полей», то изображение близкое к иконному.
Renzo Piano Building Workshop перестроит два гектара в центре города и превратит электростанцию ГЭС-2 на берегу Москвы-реки в новое культурное пространство. Фонд V-A-C (Виктория) представил концепцию своего нового культурного пространства на территории электростанции ГЭС-2 на Болотной набережной, ориентированного на развитие современной культуры. Электростанция ГЭС-2, построенная в 1904–1907 годах и снабжавшая город электроэнергией, обретёт новый смысл и облик.  Открытие нового культурного пространства ГЭС-2 запланировано на конец 2018 — начало 2019 года.
14 сентября 2015 - 6 июня 2016 ГЦСИ проводит цикл лекций История современных искусств. Куратор Антонио Джеуза.
Расписание.
МОДУЛЬ 1 /14 – 28.09.2015/
Дарья Пыркина, Борис Клюшников:
Вопросы методологии изучения современного искусства
14 сентября Введение и историография
21 сентября Как изучать современное искусство: введение в методологию изучения современного искусства
28 сентября Современное искусство как метод познания мира: архивы и красота
МОДУЛЬ 2 /05 – 26.10.2015/
Марина Калашникова:
Архитектура и дизайн второй половины ХХ века
5 октября От функционализма и конструктивизма начала XX века к интернациональному стилю 1950-х гг.
12 октября Постмодернизм в архитектуре и дизайне
19 октября Минимализм и стиль хай-тек в архитектуре и дизайне
26 октября Деконструктивизм и новая парадигма в архитектуре
МОДУЛЬ 3 /02.11 – 21.12.2015/
Александра Данилова:
Искусство Запада второй половины ХХ века
2 ноября Генезис современного искусства. Абстрактный экспрессионизм в Америке и европейская информель
9 ноября Экзистенциализм в европейском искусстве 1950 – 1960-х гг. Трагедия и Утопия
16 ноября Британский и американский поп-арт. Искусство в эпоху массовой культуры
23 ноября От плоскости к пространству. Новые формы искусства, хеппенинг, флюксус
30 ноября Искусство после философии. «Холодные» 1970-е
7 декабря Искусство 1980-х гг. Возвращение живописи. «Новые дикие», трансавангард
14 декабря Искусство между баррикадами и рынком. Постмодернистские практики, новый консьюмеризм, феминизм, активизм
21 декабря Время новых границ: Young British Artists/Молодые британские художники
МОДУЛЬ 4 /18.01 – 28.03.2016/
Отечественное искусство с конца 1950-х гг. по настоящее время
18 января Введение. Советское искусство первой половины ХХ века. От авангарда к соцреализму. От соцреализма к новой волне авангарда
25 января 1957 – 1962 гг. Начало «Оттепели» и ее конец
1 февраля 1962 – 1968 гг. Возникновение очагов неофициальной культуры, художественное диссидентство до «Пражской весны»
8 февраля 1968 – середина 1970-х гг. Перерастание художественной позиции в гражданскую оппозицию
15 февраля Середина 1970-х – середина 1980-х гг. Активное внедрение новых форм искусства. Государственная идеология как художественный инструмент
29 февраля Середина 1980-х – начало 1990-х гг. Выход независимого искусства на официальную сцену. Формирование новой институциональной инфраструктуры
14 марта Переход к постмодернистскому периоду. Смена философской парадигмы – от экзистенциализма к структурализму
21 марта Переход к постмодернисткому периоду. Московский концептуализм. Соц-арт. Русский оп-арт и кинетизм
28 марта Перестройка. Творческие сквоты. Появление первых галерей
МОДУЛЬ 5 /20.01 – 10.02.2016/
Катя Ганюшина:
История современного танца
20 января Основные понятия, категории и концепции современного танца
27 января Инструменты современного танца в действии
3 февраля Актуальный российский и международный контекст современного танца
10 февраля Современное искусство и современный танец: движение навстречу
МОДУЛЬ 6 /17.02 – 23.03.2016/
Карина Караева:
История видео- и медиа-арта
17 февраля Возможность видео. История и теория взаимодействия видеоарта и визуальных искусств
24 февраля Возможность видео. Происхождение видов
9 марта Антикинематограф
16 марта Кино-видео-кино. Расширенное кино
23 марта Возможность видео. Жанровый и структурный коллаж
МОДУЛЬ 7 /04.04 – 23.05.2016/
Владимир Левашов:
История художественной фотографии ХХ века
4 апреля Введение. Возникновение фотографии. Первые тенденции нового искусства: 1850-1890 гг.
11 апреля Поэтика фотографии 1920 - 1930-х гг. Переход от символизма и модерна к авангардным практикам
18 апреля Тенденции в мировом фотоискусстве во второй половине ХХ века
25 апреля Фотография в период постмодернизма
16 мая Проблемы современной фотографии
23 мая Теории сущности фотографии Новейшего времени
МОДУЛЬ 8 /30.03 – 20.04.2016/
Лиза Морозова:
История перформанса
30 марта «Золотой век» искусства перформанса: 1960-70-е гг.
6 апреля Феминисткий дискурс и женский перформанс
13 апреля Перформанс-арт: вчера и сегодня
20 апреля Российский перформанс в поисках идентичности
МОДУЛЬ 9 /27.04 – 25.05.2016/
Владимир Мартынов:
История современной музыки
27 апреля История современной музыки до 1948 г.
18 мая История современной музыки 1948-1996 гг.
25 мая История современной музыки после 1996 г.
МОДУЛЬ 10 /30.05 – 06.06.2016/
Борис Клюшников:
Система институций современного искусства
30 мая Система институций современного искусства: история и особенности
6 июня Система институций современного искусства: альтернативы и будущее.
ПОЛНАЯ СТОИМОСТЬ
1 лекция 200 рублей
5 лекций 800 рублей
10 лекций 1500 рублей
15 лекций 2100 рублей
48 лекций (весь цикл) 6000 рублей
ЛЬГОТНАЯ СТОИМОСТЬ
для студентов непрофильных специальностей, пенсионеров и членов многодетных семей
1 лекция 100 рублей
5 лекций 400 рублей
10 лекций 750 рублей
15 лекций 1050 рублей
48 лекций (весь цикл) 3000 рублей
ЛЬГОТНАЯ СТОИМОСТЬ
для студентов профильных специальностей
1 лекция 50 рублей
5 лекций 200 рублей
10 лекций 375 рублей
15 лекций 525 рублей
48 лекций (весь цикл) 1500 рублей
4 ноября на Ходынском поле по адресу Хорошевское шоссе, вл. 38А состоялась торжественная церемония закладки камня нового здания музейно-выставочного комплекса Государственного центра современного искусства (ГЦСИ)
26 сентября 2014 - 24 июня 2015 в Российской академии художеств (Пречистенка, 21, Белый зал) цикл лекций.
26 сентября 2014 года в 12.00 - Искусство и Власть.
27 октября 2014 года в 12.00 - Тенденции современного искусства.
26 ноября 2014 года в 12.00 - Искусство во времени.
24 декабря 2014 года в 12.00 - Вопросы, тенденции, истоки современной скульптуры.
28 января 2015 года в 12.00 - Вопросы, тенденции, истоки современной живописи.
25 февраля 2015 года в 12.00 - Вопросы, тенденции, истоки современной графики.
25 марта 2015 года в 12.00 - Вопросы, тенденции, истоки современного монументального искусства.
29 апреля 2015 года в 12.00 - Связь в современном искусстве Россия-Запад.
27 май 2015 года в 12.00 - Связь в современном искусстве Россия-Азия.
24 июнь 2015 года в 12.00 - Связь в современном искусстве Россия-Америка.
Издательство Ad Marginem начало новую серию "Имена", представляющую русских/ российских художников 20-21 века. Открыли серию  Малевич, Дейнека, Монро, Пригов и Архипов. Книжица карманного формата 15х11см. , на русском и английском, с цветными иллюстрациями. Рассказывают о художниках:  Мизиано - об Архипове; Дёготь - о Пригове;  Гройс - о Дейнеке;  Андреева о Монро. Нельзя не заметить, что в "стартовом составе" только Владимир Архипов жив, здоров и чрезвычайно активен>
23 декабря Попечительский совет ГЦСИ выбрал архитектурную концепцию - победителя открытого международного конкурса. Ранее, 12 декабря, на пресс-конференции состоялось объявление финалистов: по результатам заседания международного жюри из 10 команд – участников второго этапа конкурса – были выбраны три команды, набравшие одинаковое количество голосов и, таким образом, прошедшие в финал: испанское бюро Nieto Sobejano Arquitectos, российская студия «Мел» и ирландская практика Heneghan Peng Architects.
C 18 декабря 2013 по 18 мая 2014 в ГТГ на Лаврушинском, 10, в залах графики 49-54 "Искусство пастели. Из фондов графики XVIII – начала ХХ века". Традиционная сменная экспозиция из фондов графики на этот раз реконструирует вызвавшую большой интерес у публики выставку 2004 года, посвященную искусству  пастели, самой хрупкой и изысканной из графических техник. Соединяя возможности  живописи и рисунка, пастель отличается мягкой бархатистой поверхностью, цветовым  богатством. В собрании Галереи хранится около 800 пастелей, часть из которых были приобретены еще П.М. Третьяковым. В экспозицию войдет около 150 листов,  исполненных А. Венециановым, М. Врубелем, О. Кипренским, И. Левитаном,  В. Серовым и другими художниками. Выставка продемонстрирует богатейшие возможности техники пастели и пути ее развития в русском искусстве от момента ее  появления в XVIII веке до эпохи расцвета в начале ХХ столетия.

Московский концептуализм", М., 2005, 416 с., илл. (ISSN 1726-3050)
Книга Московский концептуализм (WAM 15/16, составители Екатерина Дёготь и Вадим Захаров) - уникальное издание, впервые в России и в мире представляющее фундаментальный корпус искусства московского концептуализма как золотой фонд современной художественной практики. В ней представлено более 150 произведений двадцати московских художников и групп, среди которых Илья Кабаков, Андрей Монастырский, Комар и Меламид, Инспекция Медицинская герменевтика и многие другие. Значительная часть произведений - инсталляции, объекты, документация перформансов - публикуется впервые. 

e-mail: Пластинин Юрий

TopList

© 1991-2014 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO