ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO



В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС  ПЕРИОДИКА ФОТОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

SUPREMUS Zurich

Александр Шумов

Supremus 4. 15 сентября 2005. Освобождение от французов. Обличение действительности. Интерлокал. Сирена, Мелюзина и Ундина. Фестиваль>

<ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ФРАНЦУЗОВ

Останки воина пришедшего освобождать Швейцарию от французов в 1799 году стали главным аттракционом выставки городского архива Цюриха. Как известно, тогда в 10 тысячный город пришло 23 тысяч бойцов из-под Бреста, водительствуемых генералом Римским-Корсаковым, представителем семейства давшего впоследствии именитого композитора. Задача данного полководца заключалась в том, чтобы, соединившись с частями под управлением Суворова, идти на Париж. Однако что-то в тот момент отвлекло, не получилось. 

Проект реализовался лишь только в 1814 году уже императором Александром 1-м. А тогда, как утверждают историки, фаворит Павла 1-го, слишком увлекавшийся балами и встречами с творческой интеллигенцией, совсем не заметил, как разговорился с привлекательным танцором, на самом деле оказавшимся предшественником Джеймса Бонда и Штирлица, профессиональным разведчиком и аферистом Казановой. Благодаря осведомленности которого французы на два дня раньше начали свои боевые действия, выбив из Цюриха союзное австро-русское войско. Наступление осуществлялось со стороны Дитикона, запечатленного впоследствии отдельной строкой на триумфальной арке площади Звезды в Париже. Русским же приходилось отступать. В честь чего самый крайний северный населенный пункт Швейцарии назван Москвой, с улицей Санкт-Петербург пролегающей поперек деревни. Справедливости ради стоит отметить, что тогда в Швейцарии оказались не только русские, но и казаки, татары, башкиры - все возможное пестрое народонаселение империи. Бородатые, на маленьких лошадках, с саблями, пиками, ногайками, шапками, булавами. Каждая часть в своей форме одежды. Яркий перформанс остался в памяти народной потому, что на местное население они произвели впечатление людоедов. Добродушных и непосредственных как дети. Помимо погибших, часть воинства разбежалась, раненые же остались лечиться в Вайзенхаузе, сиротском доме женского Отенбахского монастыря, где, кстати, в настоящий момент располагается полицейское управление города, и именно в тамошней тюрьме предварительного заключения сумел провести лучший момент своей биографии 1995 года московский художник, тоже перформансист Олег Кулик. До тех пор пока родственники и друзья не принесли ему одежду. Пока же он был голым и еще не успел стать классиком современного искусства, ему приходилось изображать радость на лице специально для полицейских, охотно фотографировавших себя на память рядом с неизвестно откуда взявшимся в прохладный мартовский вечер чудиком. Впоследствии Кулика переместили в тюрьму полиции нравов. И поэтому теперь, когда есть хорошее настроение, он с большим воодушевлением рассказывает о высоком прекрасном негре, совсем недвусмысленно разглядывавшем замечательного художника из далекой России. Искусство и в Африке оно искусство. Что же касается скелета, то костные останки случайно обнаружили при рытье тоннеля Мильхбук, совсем недалеко от поместья Бекенхоф, где проходили жаркие бои между противниками, и о чем сохранилось замечательное литературное свидетельство некоего классика. 

Бойцу же пришлось довольно лихо, поскольку его сначала ранили в бедро, затем кто-то помог освободиться от обуви и части одежды (гамаши?), и французский супостат, проломил ему череп. Так он лежал, пока не понадобилось место для прохождения транспорта. Самое удивительное, что бюрократы из Российского посольства, вообще никак не отреагировали на  находку останков героя, как будто они зарплату ни за что должны получать. И именно в тот самый момент, когда мумии возвращаются!

 

<<ОБЛИЧЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Ни для кого не секрет, что в Цюрихе есть свой Церетели. Тоже скульптор, и именно его творчество, а не каких-нибудь там Фишли или Вайсов,  вызывает самые бурные дискуссии общества, несмотря на всю свойственную природную застенчивость немецкоговорящего населения страны. Зовут его Метцлер. Курт Лауренц Метцлер. Весь город убран монументами автора, чей индивидуальный стиль распознается в самых неожиданных местах. Причем это не только участки перед частными домами и офисами каких-то не очень знаменитых контор. Творец каким-то волшебным образом умудрился поставить свой монумент даже на центральной Банхофштрассе, где обычно покупают часы престижных марок и проверяют состояние своих счетов в банках. Скульптура стоит устойчиво, не смотря на многочисленные протесты. Хотя изображена, в несколько утрированном виде, обыкновенная семья. Возможно местная, но скорее всего приезжая, поскольку именно так должны выглядеть гости, разглядывающие витрины и обсуждающие нечто между собой. Что называется - «в семье не без урода». От творца ничего не скроешь. Такое прямо-таки передвижничество, обличающее социальные язвы, без лакировки отдельных негативных явлений. Но украшатели действительности все-таки предприняли очередной маневр против маэстро, попытавшись убрать с глаз долой монумент изображающий хоккеиста. Уже совершенно точно швейцарского, конкретного. Под сурдинку реконструкции площади. Не тут то было! Выигрыш достался газетчикам. Пока не разыгралась история на Миссисипи, было чем загружать информационное поле. Хоккеист устоял.

<<ИНТЕРЛОКАЛ

К 25-летнему юбилею своего существования центр досуга радикальных бюргеров Роте Фабрик организовал смотр достижений здешних нонконформистких сил в выставочном зале Шедхалле. Экспозиция под именем «Интерлокал: пространство пространств» демонстрирует ласковую терпимость и самое широкое многообразие. Уже уставшие и состарившиеся возмутители спокойствия в очередной раз попытались взбивать пуховые перины иллюзий независимости, революционности, оригинальности, пытаясь что-то кому-то доказывать, на самом деле пользуясь оздоровляющими терапевтическими возможностями творчества. 

Автор с типичной цюрихской фамилией Schumow демонстрирует прозрачную стеклянную банку на стуле, заполненную доверху огромными кусками мыла и многочисленными фото обнаженной пары, вероятно уже готовой к помывке. Случайно или нет, через неделю после открытия выставки на блошином рынке на Бюрклиплац подобные же куски мыла продавались уже в три раза дороже обычного по 6 швейцарских франков за штуку. 

<<СИРЕНА, МЕЛЮЗИНА И УНДИНА

Особенностям мужского восприятия «вечного женского» посвящена довольно принципиальная экспозиция Штраухофа, специализирующегося на культурологических и литературных выставках. В этом же здании размещается, кстати говоря, фонд Джеймса Джойса, писавшего своего «Улисса» именно в Цюрихе. 

Кошмар всевозможных модификаций волосатой, грудастой нечисти довольно прозрачно проясняет появление именно в Швейцарии традиции военного наемничества, с прямо-таки массовым бегством от семейного счастья. Здешняя традиция богата историями про фею, почему-то именно по субботам превращавшейся в змею. Совсем даже не в переносном смысле, а в буквальном. Может быть еще в лягушку. Любопытствующий суженный конечно же пытается  разобраться по честному, как проводит выходные партнерша. Но реальность оказывается жестокой. В отличие от берегинь, распространенных на территории бывшей царской России, здешние существа изображается преимущественно именно с двумя хвостами. Такая здесь эстетика. Что, скорее всего, в силу логики нумерологии правильнее, потому что два очень страшная цифра. Хотя четыре еще страшнее. Однако проникновение в рыбий хвост, вероятно, по-своему красиво. 

Впервые собранные воедино, научно описанные и систематизированные еще в 1591 году швейцарским ученым и алхимиком Парацельсом существа действуют, как выясняется, вполне сходным образом. Сначала они увлекают  потенциальную жертву песнями, радушными улыбками, а потом лишают невинности, а то и жизни. Души уж точно не обнаружить впоследствии. Помимо загадочности и жутковатой красоты, образы обитательниц соленых и пресноводных пространств  в действительности очень сильнодействующее апотропейное, охранное средство, распространенное и в христианских храмах.

<<ФЕСТИВАЛЬ

Городское руководство очень заботится об имидже Цюриха как такого несколько простоватого, добродушного, немножко идиотического места, чему в немалой степени способствует нынешний фестиваль Тедди Беар. Плюшевая игрушка, знакомая многим с детства, призвана помочь властям израсходовать определенную сумму и художникам не бездельничать, а трудиться. Красить, придумывать мишкам и медвежатам остроумные образы. Что называется «осваивать бюджет». Художники наверняка получили от общей суммы в процентном отношении ровно столько же, сколько получает обычный работник с отбойным молотком на ремонте улицы от общей суммы стоимости этой дороги. 


Supremus?. сентябрь 2005>

<<Авдей Тер-Оганьян в Дада-хаузе. 

Supremus 3. 9 марта 2005>

<<8 -23 марта, во вторник в ДОМе в рамках проекта ЕДИНЕНИЕ ПОД СЕНЬЮ… выставка Айдан САЛАХОВОЙ *АБСТРАКТ* /живопись, инсталляция/
куратор – Александр Шумов>
РАСПАХНУТЬ ОКНА
Восемь - это, конечно, бесконечность. Почему сейчас и в данном месте художница решила показать свои абстрактные вещи сложно определить на вскидку. Может ее устраивает именно подобный организм, где существует процесс как таковой со всем присущем тому смене ритмов, впечатлений, эмоций? Не просто витрина закостенелого продукта, а жизнь со свойственной ей переменчивостью и богатством? Тайное становится явным, рано или поздно. Хотя и не всегда.  Лучше если это будет хорошее тайное. Она занималась абстракционизмом практически всю сознательную творческую жизнь. Тем, что "не стилистическая категория, а особый вид изобразительной деятельности" или "форма изобразительной деятельности не ставящая своей целью имитацию или отображения визуально воспринимаемой реальности". Но то ли чрезмерное деликатность по отношению к старшим поколениям, то ли не готовность собственно окружающей среды к восприятию чего-то серьезного. Эксперименты, пробы и опыты так и могли оставаться невостребованными. Феномен женского абстакционизма в России не разгадан до сих пор. Несмотря на обилие специализированных изданий и показов в разных частях света. Сравнивая, анализируя, в данном случае самое первое, что приходит на ум - сходство и различие с американским абстрактным экспрессионизмом, самым интересным предыдущим явлением по времени. Где довольно цельно выступили Ли Краснер, Гедда Штерн, Жоан Мишель, Элиан де Кунинг, Хелен Франкенталер запечатлевавшие свои ощущения, рецепты и молитвы. Выражавшиеся в хаотичных и структурирующихся построениях. Они предпочитали объяснять случившееся эзотерикой, которая всегда за все в ответе. Однако  их продукция довольно сильно отличается от того, что мы видели у той же Гончаровой, Экстер, Розановой или Поповой и, с радостью узнаем сегодня. С той неуемной напористостью, самодостаточностью, жесткостью композиции, интенсивностью цвета, насыщенностью эмоциями готовыми выйти наружу. Выставкой в ДОМе Айдан декларирует себя как человека поступка, способного принимать решения и от которого следует  много чего ожидать интересного. Разложить и описать непознаваемое бессмысленно. Произведения лишь локаторы ловушки. Это попытка задержания, остановки производящей энергии. Продуцирующей и разрушительной. Абстракционизм - когда побеждаешь сопротивляющийся податливый материал. Та  завязь из которой будет росток. Особенно весной. Нечто новое, свежее, замещающее устаревшее, выработанное, отдавшее все возможное. Направление искусства опасное потенциально, но таящее надежду, великодушное и благодарное. Если только правильный подход найти.
супремус, москва


Supremus 2. 14 февраля 2005>

<<ЗАГАДКА ПРИРОДЫ

Хотя до Пасхи еще далеко, местная газета «Тагес анцейгер» задалась вопросом, правильно ли висят ваши яйца? Помимо Фаберже подобным феноменом интересовались, оказывается, еще греки. Дабы анимировать публику в холодное время года для музейных посещений, газета опубликовала содержательную заметку с утверждением, что правое яйцо у мужчины должно быть выше левого и меньше по размеру, если он конечно не левша. Поскольку анатомия по идее не может противоречить закону всемирного тяготения. То есть больший все равно должен быть расположен ниже. Оттого, что тяжелее. 
Один британский ученый, видимо за недостатком исходного материала, принялся исследовать названное явление на примерах греческой скульптуры. И пришел к удивительному открытию, что греки, за небольшим исключением, отображали природу, в общем и целом, правильно. Но верхнее яйцо у них все равно меньше. Виновен тут, оказывается Аристотель, считавший правую сторону тела относительно крепкой по сути своей и наиболее приспособленной для движения. 
В Цюрихе античная коллекция и собрание слепков с греческих оригиналов находится в одном здании с Отделением истории искусства цюрихского Университета, и сейчас там проходит специализированный показ, посвященный новейшим археологическим находкам в Сицилии. Заодно есть предлог убедиться в том, что человеческое тело не симметрично. И мошонка хорошее подтверждение тому.

<<УСПЕХ

Благодаря хитрой уловке конца прошлого года швейцарский фонд культуры «Про Гельвеция» напомнил о своем существовании и привлек в Швейцарский культурный центр Парижа жаждущее культурных развлечений население. Многие даже не подозревали о существовании открытой еще в 1985 году институции. Согласно статистике две трети посетителей прибыли из центральной Франции, одна треть - из-за рубежа, причем половину этой трети составляют собственно сами швейцарцы. Особенность сенсационной персональной выставки Томаса Хиршхорна заключается в том, что на одном из изображений кто-то на кого-то мочится.

<<РАДОСТЬ МАНЬЯКА или САДЫ МОНЕ

По-серьезному народ ломится на выставку, посвященную одной из тем творчества известного французского художника. Казалось бы, ничего нового существенного не найдено. Все цветы Моне рассмотрены и инвентаризированы еще в 1960 году. Тем не менее в зимний морозный день посмотреть на рододендрон запечатленный мэтром спешат цюрхерцы и гости столицы одноименного швейцарского кантона. При том, что ждать реальных осталось совсем недолго. В Цюрихе рододендроны цветут уже в марте. Показывается много поздних вещей. К концу своей биографии маэстро рисовал довольно неряшливые картины из зигзагов и закорючек краски выдавленной прямо из тюбиков или по хозяйски счищал с палитры остатки того, что было когда-то рассортированными пигментами. Людей влечет, возможно, слава победы торговых стратегий художника ставившего опыты над галеристом Дюран Рюэлем, испытывая его терпение. В 1877 году Моне арендовал квартиру рядом с вокзалом Сен Лазар, чтобы быть поближе к клиентам и продавать живопись напрямую без посредников. В томительном ожидании клиентов он заодно нарисовал  серию с локомотивами, пускающими пар, которые вдруг, по всеобщему признанию, оказались эссценцией современного мира индустриальных отношений. Мане любил полнокровное изобилие с одержимостью маньяка. Благообразный такой старичок, на фото напоминающий старообрядца, он изображал клумбы и стройные шпалеры одинаковых цветов, запруженные кувшинками озера. Предпочитая рисовать цветы живые, не срезанные, которым дан полный цикл существования: от рождения до самого конца. Определенные экзистенциальные трудности к концу жизни у него так и остались, заместились новыми. Хотя Моне уже мог позволить себе одевать дорогую, специально пошитую для него одежду, заказывать гусиную печень из Эльзаса, а трюфеля из Периго, пользоваться великолепным автомобилем с нанятым водителем, иметь целую гвардию садовников ухаживавших за материалом для его живописных мотивов. Но здоровье уже было не то.

Начало нынешнего проекта директор Кунстхауза Кристоф Беккер относит к 1953 году, когда прежний руководитель музея Рене Верли приготовился фотографироваться с поставщиком оружия немецкому вермахту Эмилем Георгом Бюрле на горбатом японском мостике в мемориальном саду Моне, но рухнул вниз прямо в кувшинки, столь любимые французским автором. Поэтому выставка сейчас размещена именно в зале Бюрле, самом вместительном цельном пространстве цюрихского Кунстхауза, построенного на средства мецената силовика. 

Важно еще конечно очень, что Моне возродил гордость японцев ко всему японскому и поставил интерес к импрессионизму в стране восходящего солнца на должную высоту. Хотя сами импрессионисты считали Моне предателем перебежчиком за то, что тот стал принимать участие в академических Салонах, не смотря на договоренности о совместном презирании консерваторов.  На выставке практически нет работ из музеев России. К счастью, пробел восполняет великолепное полотно из собрания Виктора Федотова. Музейные чиновники как всегда в чем-то скованы по сравнению с готовой гордой частной единицей.

<<АЛЬТЕРНАТИВНОЕ

В Цюрихе очень почитают свое альтернативное искусство. Здесь это именуется off сцена. Задача данного сектора творчества состоит в том, чтобы хоть как-то сдерживать, корректировать корыстные интересы кураторов и функционеров. Поскольку искусство было всегда традиционной областью применения свободных денежных средств. В городе, где деньги основная профессия, и само имя которого переводится с кельтского как таможенный пост. Треть населения Цюриха занято в обслуживании банковской сферы, работают в страховых компаниях. Ориентироваться в трендах и веяниях здесь всегда почиталось за хороший тон. Вероятно, поэтому главный выставочный зал города отдали во власть двух активистов независимого искусства: Эстер Эпстайн и Мартина Сенна. Первая прославилась, так называемым, Меседж салоном, существующим с 1996 года, второй известен как основатель Кунстхауза Эрликон, в том же году закончившего свое существование. Но успевшего, к слову говоря, дать путевку в жизнь разным авторам, в том числе таким «Синим носам», как Вячеслав Мизин и Дмитрий Булныгин. 
В своем высказывании дама сделала упор на новейшие технологии,  представив продвинутые образы видеоискусства и инсталляции. А Мартин Сенн покусился на самое святое. На человеческую историю Феликса, Регулы и Экзуперантуса. Патронов, покровителей данного региона, первых христиан обезглавленных за религиозные убеждения в 4 веке нынешней эры по указу римского наместника. Согласно источникам именно на том самом месте, где сейчас проходит выставка. Поэтому голова в восприятии художников столь благодатный предлог и сегодня.

Supremus Zurich


Supremus 1. 17 декабря 2004>

<<НА РОДИНЕ ПОБЕДИВШЕГО ИКОНОБОРЧЕСТВА

В четверг 16 декабря в дада хауз на Шпигельгассе в Цюрихе состоялся персональный вечер Авдея Тер-Оганяна. Живущий в Берлине политический эмигрант прославился своим бунтом против клерикальных спекуляций на постсоветском пространстве. Естественно в цвинглианском Цюрихе героя страдальца встречали с распростертыми объятиями. Здесь еще в 16 веке удалили все сакральные изображения созданные «по образу и подобию», а геометрический абстракционизм сделали официальным стилем протестантского государства. Иконы, скульптуры, мощи святых как ненужный хлам вынесли из культовых построек, либо продали. А образовавшиеся свободные средства, пустили в организацию банковского дела. Ныне процветающего, и дающего не плохую прибыль. Церковь тогда была раскритикована как ненужный паразитирующий посредник между верующими и Господом, а всевозможные украшения реликвии высмеивались как лицемерная, бестолковая мишура, мешающая нормально жить и работать.

В нынешнем мероприятии Авдей организовал дискотеку, обращаясь к лучшим телесно-духовным качествам потребителей своего творчества. Желающим предлагалось выбрать диск, записанный Тер-Оганяном старшим, либо Тер-Оганяном младшим и слушать на портативном  проигрывателе. Всего лишь. Иногда, правда, прикладываясь к водке входившей в обязательный ритуал хеппенинга. Совершенно понятным образом, так или иначе, публика начинала реагировать на звуки. Пританцовывать, подпевать, экзотически выглядя перед теми, у кого наушников не оказалось. Вечер удался и, как выяснилось, Цюрих просто кишит энтузиастками маэстро давно ожидавших приезд художника борца. Правда, некоторые по секрету признавались, что Осмоловский им интереснее, они помнят светлый образ еще «того, другого Осмоловского».

<<МУМИЯ

Как ни странно звучит, но тело и останки бренного телесного довольно сильно заботят нынешних хозяев признанного очага абсурдизма. Недавно было проведено учредительное собрание общества по спасению легендарной мумии Владимира Ульянова, находящейся в настоящий момент в открытом доступе на Красной площади в Москве. Известный больше под псевдонимом Ленин персонаж истории 20 века жил когда-то на той же самой улице и слыл завсегдатаем кабачка «Кабаре Вольтер». Некоторые очевидцы утверждают, что именно ему принадлежит название целого направления в искусстве прошлого столетия. И что вместо потребления марихуаны предпочитал пить пиво с коллегами и подружками. Одна из них как-то затащила будущего Ильича на выставку в галерею дада на Парадеплац, в то самое здание, где находится кондитерская Шпрюнгли с лучшим в городе шоколадом и мороженным в виде фруктов. Произведения Макса Эрнста, Пикассо, Кандинского, Франца Марка и Арпа произвели на Ленина якобы настолько неизгладимое впечатление, что тот даже отправился делать в России революцию. Девчонку звали Клара. Клара Цеткин. Нынешние цюрихские активисты выражают опасение, что мумию и здание, в котором она хранится, ожидает судьба многих московских памятников истории и культуры, то есть уничтожение под предлогом улучшения реконструкции. И поэтому они предлагают срочно приспособить подвал, либо чердачное помещение дада хауза для постоянного  пребывания останков вождя пролетариата, который рано или поздно должен вернуться на свою избранную родину. Причем, останки интерпретируются в качестве реди мейда. А опыт ведущих музеев мира с консервированными трупами, как пример достойный подражания. Поскольку Цюрих широко известен также как центр генных технологий, то предлагают из фрагментов кожных тканей с тыльной стороны ладони воспроизвести живую копию исторического персонажа и поставить его за барную стойку наконец, а не книжную пыль глотать и сетовать на то, что кому-то жить стало плохо. Мавзолей же архитектора Щусева, которому особенно не везет в нынешней Москве, заново будет собран по аутентичным чертежам на дне цюрихского озера, местами достигающего глубины 150 метров, сделав его дополнительным аттракционом для любителей подводного туризма.

<<ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ

Еще одно событие тематически связанное с визитом в Цюрих Тер-Оганяна - выставка Томаса Хиршхорна в Париже. Модный в разных странах националистский популизм в Швейцарии закреплен за Свисс Фолк партай – Швейцарской Народной партией. Набор политической программы и лозунгов, как и везде стандартный – Швейцарию швейцарцам, ни пяди земли не продадим супостату иностранцу, смерть больным и заразным, все в том же удивительном духе, как и везде. Выставлявшийся на Арт Москве Хиршхорн поместил в экспозицию портрет лидера гельветических националистов, на который мочится какой-то перформансист стоящий на четырех опорах подобно псу. Кстати, нет ли в том открытой цитаты из творчества великого русско-украинского автора Кулика 1995 года, сильно поразившего воображение протестантской общественности исполнением роли собаки, не пускавшей публику на очередной вернисаж в Художественном музее. В настоящий момент для масс медиа и здешней публики нет более важной проблемы, чем: действительно ли перформансист уринирует или только задрал ногу, и нет ли в том значительной опасности здоровью политика, является ли мочеиспускание отправлением естественной потребности, сексуальной перверсией, либо революционным актом против оболваненного образа коренных альпийцев. Политики на всякий случай сократили дотацию в миллион швейцарских франков обществу «Про Гельвеция», занимающемуся имиджем страны за рубежом и организовавшему подозрительную скандальную  дискуссию.

Supremus Zurich


TopList