ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Горан Брегович опять пролетел мимо зала.

Концерт в Горбушке Горана Бреговича (Goran Bregovich) и его «Свадебного и похоронного оркестра» (Weddings and Funerals Orchestra).

В прошлые разы, привозя убойно-танцевальные программы, он играл их почему-то в совершенно "никакой" с т. зрения музыкальной ауры площадке - театре Моссовета. Шла война в Сербии, и народ ломился на братушку-музыканта, чтобы и проявить солидарность и оттянуться под заводную балканскую музыку. В Театр Моссовета попасть было элементарно, местные бабушки просто растерялись перед жестикуляцией Гурьева, объясняющего, что он и все 20 человек при нем - это то ли телевизионные спонсоры, то ли сам сербский оркестр. Пока одна ходила выяснять, что им делать, вторую слегка смяли толпой, и все, кроме, ес-сно Гурьева, были в зале. Я, имея в кармане пригласительный, с умилением наблюдал за подзабытой классикой прохода на рок-тусовки.

Брегович тогда был очень хорош. Несмотря на то, что хор он набирал на месте и не успел толком порепетировать, его барабаны, дудки и бабушки дали такого дрозда, что заплясавшие вокруг тогда еще наверное югославские студенты едва не уронили наш балкон. Иггипоповская "In the Death Car", напротив, была сыграна в акустике с минимальным пафосом, что только прибавило очков Горану, как аранжировщику.

Все было круто, но зал был прокрустовым ложем и для музыкантов и для зрителей:  строгий партер не давал ни поплясать, ни отвязаться как следует.

И вот Брегович привозит театрализованную оперу.

Куда его пригласили? В театр Эстрады или Оперетты?

Хренушки! В отвязную рок-н-ролльную Горбушку. Желание организаторов схалявничать едва не вылилось в фиаско.

Таких цен на билеты (от 2000 р.) давно забывшая, как выглядит сидячий партер,  Горбушка не видала никогда. Эти кресла внесли в зал аккурат в канун Хеллувина, и их полуразбитые остовы вызвали, наверное, массу красно-коричневых привидений. То ли цены, то ли привидения подействовали, но до аншлага было, как до Берлина в 41.

Теперь об опере.

Называется она очень чудно  "Кармен со счастливым концом".

Из интервью Бреговича:

"Представьте себе цыгана, который отправится на единственную цыганскую оперу «Кармен». Он сказал бы: раз уж у нас есть одна-единственная опера, пускай у нее будет счастливый конец. Я начал писать киносценарий, в основе которого лежит история, которая могла бы произойти в действительности, подобно как в «Кармен» Бизе. Мне хотелось, чтобы это была настоящая история, но цыганская жизнь полна тягот, она не изобилует счастливыми историями. Каким-то чудом из этого сценария, как из скорлупы, вылупилась опера, повествующая о цыгане, который из любви к одной женщине начинает сочинять оперу - по этой причине судьба оборачивается к нему спиной. Посудите сами - кого интересует какая-то цыганская опера? Каждый скажет, что цыгане должны играть на похоронах или свадьбах. Но мой цыган сядет и будет писать оперу со счастливым концом. И она закончится хорошо - так, как этого хотят цыгане: все женятся."

Теперь представьте массу цитат из Бизе в лихой балканской аранжировке, исполненной на 10 дудках (туба, 3 валторны, пара саксофонов, труба, нечто вроде флюгель-горна и еще что начищенное и блестящее, положенное на традиционный нынешний балканский сюжет. Я смотрел на московском кинофестивале македонский фильм "Балканкан", так за исключением деталей канва та же: балканские женщины по романтическим настроениям попадают в Италию, где становятся проститутками, а вся европейская преступность получила явно балканское выражение лица. Добавьте талант Бреговича-музыканта, и опыты дискотек 80-х годов с титрами на слайд-проекторах, отстающими от сказанного  на пару минут (сербский язык похож на русский), и вычтите совершенно странные 30 мин., ушедшие на представление музыкантов оркестра и пересказ идеи сюжета.

Привожу идею по пресс-релизу, чтобы сильно не переврать: "Знаменитую историю любви Брегович взял за основу и придумал совершенно другой сюжет. "Я начал с предположений, - говорит музыкант, - решил, если я возьму одного из музыкантов моего цыганского ансамбля, самого обычного, который играет на свадьбах и похоронах, и попрошу посмотреть его оперу "Кармен", какова бы будет его реакция? Следуя моему предположению, она была бы следующей: если Бог хочет, чтобы в жизни цыган, в жизни Кармен, свобода была той единственной вещью, ради которой стоит жить и умереть, и если бы это было невозможно в реальной жизни, - почему тогда эта опера, единственная из всех, описывающая цыган, не может иметь счастливый конец?".

История, придуманная Бреговичем, такова: на прослушивании для теле-шоу Клеопатра, цыганская гадалка, седи других артистов встречает молодого привлекательного цыгана Бакиа, в которого она влюбляется с первого взгляда. Цыган поет "Хабанера" из оперы "Кармен" - любимую мелодию его престарелого дядюшки, известного виртуозного трубача Фуад Костика, который будет похоронен на следующий день.

Для того, чтобы увидеть Бакиа снова, Клеопатра отправляется на похороны. Там она обнаруживает, что это еще и небольшие похороны Кармен. Клеопатра впервые слышит музыкальные фрагменты из оперы и узнает о трагической истории любви Кармен и Фуад Костика - челвека, который ради любви к женщине, которая была проституткой, загубил свою собственную жизнь и написал оперу, в которой его любовная трагедия имеет счастливый конец.

Словно одержимая Клеопатра начинает разыскивать музыкантов из оркестра Фуад Костика и собирает фрагменты трагической любовной истории и фрагменты оперы, потому что хочет поставить ее на сцене. Трагическая история Кармен частично является историей жизни самой Клеопатры, и счастливый конец, уготованный для Кармен в опере, может стать счастливым концом и в ее судьбе.

"Как и у Биз, моя "Кармен" тоже может быть историей из жизни, - говорит Горан Брегович. - К сожалению, может быть, одной из многих трагических историй из жизни цыган. Во времена Бизе цыгане, выражаясь аллегорично, были "европейскими кавбоями". Автомобиль был изобретен задолго до этого, а они все еще ездили на лошадях - романтическая неспособность к адаптации. В сегодняшней жизни цыгане играют куда менее романтическую роль. Как испорченные вещи выкидываются в мусорное ведро, таки и цыгане - "вещи" с изъяном - были выброшены в мусорное ведро нашей цивилизации. Ведь неспособность к адаптации недолго остается романтичным".

Морали не будет. Кто любит Бреговича, того мало что остановит при общении с артистом. Но хотелось бы, чтобы бисер был отдельно, и те, кто его мечут, понимали бы ему цену, и подбирали подходящую для этого обстановку.

Константин Преображенский


 TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO