ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO

В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС  ПЕРИОДИКА ФОТОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Подорога мрачнел.
Философский семинар по проблемам вкуса в отеле "Марко Поло Пресня"


Александр Пурлик
Екатерина ДеготьОлег Аронсон
Ольга ВайнштейнВалерий ПодорогаВалерий Подорога


Для меня философия в обыденной жизни навсегда связана с такими атрибутами, как коммунальная квартира, чаепитие на кухне и мокрое белье, сохнущее над головами философов во время   диспута. Возможно, в моей голове сидят устаревшие стереотипы. Я даже знаю точно, каково их романтическое происхождение. Вот, например, хорошо известная фигура - Сократ, босой и в старом хитоне. А вот собака Диоген, который во время выступления любил устроить себе брейк и на глазах у всех испражниться или заняться мастурбацией. Кроме того, на мое сознание вредно повлияло общение с философской группой Анонсенс, которая превратила коммунальную квартиру в современный Ликей.

Посетив философский семинар "Вкус в философии и обыденной жизни", организованный фондом "Прагматика культуры", я понял, что мои представления сильно устарели. Событие происходило в конференц-зале гостиницы "Марко Поло Пресня" (бывшей гостинице ЦК КПСС), фешенебельные интерьеры которого не могли не повлиять на стиль высказываний участников в лучшую и благородную сторону. Семинар протекал спокойно, конфликтов не возникло, обсуждение было уравновешенным. Брейков было два - первый с чае- и кофепитием, а второй, по окончании семинара, - фуршет с изысканными напитками, салатами и шашлыком. Никто не мастурбировал. Для специальных нужд пользовались чистым туалетом.

Скорее всего я не прав в своей оценке и для современной философии как раз и характерна некоторая буржуазность. У меня сложилось впечатление, что кто-то хочет, так сказать, войти в интеллектуальный контекст, заплатив за это некоторую сумму. Но фактов у меня никаких, поэтому и обсуждать тут нечего. Тем более, в последнее время я слышу много нареканий в свой адрес по поводу моих интуитивных исследований: слышал звон, да не знает откуда он... ел шашлык, да ничего не понял...

Основной доклад делал Валерий Подорога. Я знаю, что он хотел провести этот семинар в своей мастерской. И знаю почему - скорее всего, у него были те же сомнения по поводу совместимости изысканного интерьера и философского диспута. Но устроители сказали, что в мастерской холодно. И были правы.

Не моя задача пересказывать доклад Подороги, хотя нельзя обойтись без некоторых ключевых моментов. Подорога начал с теории вкуса Канта. Отправной точкой рассуждений послужили кантовские: определение вкуса, как совместного восприятия чувства, понятие десубъективизации субъекта в суждении вкуса, а также невозможность эстетического суждения о явлении природы, как несоразмерного усилиям человека. В современном мире десубъективизация превращается в пассивность субъекта, восприятие которого задано (неважно, кем и как). Массовая информация - это явление, соразмерное явлению природы и поэтому эстетическое суждение о нем также невозможно. Такое явление можно назвать недочеловеческим, поскольку природа существовала до человека и ничего о нем не знает. Подорога отметил возможность создания картографии современных суждений вкуса, начиная с Фуко и его эстетики существования. К такой схеме можно было бы отнести искусство моды, искусство выживания (в нашей стране), существование "в риске" (имелось в виду слияние бизнеса и преступности, от себя замечу, а также философии и капитала).

Особой иллюстрацией к рассуждениям докладчика послужили события 11 сентября. И даже не столько как некое произведение, после которого радикальному искусству больше нечего делать, хотя этот факт тоже отмечался, сколько как пример того, что для восприятия современного потребителя важна мгновенность. Если для классического произведения искусства (причем под классическим можно понимать все, что было до 11 сентября) характерна длительность существования и медленность восприятия, то современная культура предлагает для потребления только шок. Достаточно одного взгляда на инсталляцию на выставке актуального искусства, чтобы понять, в чем дело. Голливудские фильмы пользуются взрывами и катастрофами для того, чтобы обозначать ключевые моменты восприятия. Вместе с тем, Подорога отметил, что события в Нью-Йорке так важны именно потому, что представлялись абсолютно невозможными. То, что было защищено, как казалось, эффективной системой защиты, оказалось необычайно уязвимым. А вот факт повторения, интерпретации события в средствах массовой информации не имеет особого значения, кроме психологических особенностей восприятия.

Я обратил внимание на высказывание докладчика по поводу того, что современный субъект "пассивизируется", а его заимствованные чувства активизируются, но нет причины эту активизацию субъективизировать. Я задал вопрос, в котором отметил, что есть замечательный пример, когда заимствованным чувствам придаются качества субъекта, - это религия, так почему же не рассматривать современный процесс "пассивизации" субъекта как аналогичный и не придать ему статус некоторой неосознанной религии? Подорога ответил, что такое представление возможно и оно опять же отсылает нас к некоторым рассуждениям Канта, но он этим не занимался. Тема религии вообще получила особое развитие в дальнейших докладах и обсуждениях.

Что же касается самих этих докладов и других высказываний, то их пересказ совершенно изменил бы обычный формат моих сообщений. Вероятно, можно надеяться, что материалы семинара будут размещены на сайте фонда. Могу только отметить, что в течение семинара ( с 12.00 до 16.30) Подорога постепенно, но непрерывно мрачнел, хотя по окончании семинара и поблагодарил всех выступавших.

Особо следует отметить присутствие в контексте семинара современного искусства. Заявленного "международного куратора" Мизиано не было, Никич не выступал, Деготь говорила о фильмах Уорхолла, медленность и длительность которых опровергает утверждения Подороги. Но зато на стенах конференц-зала висели картины до этого незнакомого мне художника Александра Пурлика, который решил быть постимпрессинистом в начале 21 века и подражать Сезанну, Гогену и другим старым мастерам. К сожалению, этот факт никак не был отмечен участниками семинара по проблемам вкуса. Зато прозвучало высказывание одного из представителей молодой актуальной художественной сцены, который утверждал, что в молодом возрасте проблем вкуса вообще не возникает и такие разговоры характерны только для старшего поколения. Большое ему спасибо за деликатность. Хотя можно догадаться, как это высказывание звучит в оригинале.

Вообще же, Подорога имеет большой авторитет среди актуальных художников. Когда-то он провел серию семинаров по проблемам телесности, что вызвало целый шквал радикального акционизма. Невозможно сосчитать все голые тела, членовредительство, публичные половые акты и прочее, что послужило вульгарным отзывом на высказывания философа, хотя, как мне кажется, тело имелось в виду совсем другое. Посмотрим, как теперь отреагирует актуальное искусство на проблемы вкуса... Но времена меняются. Возможно, все сведется к дегустации качественных вин в хорошо отапливаемых залах.

В заключение мне хотелось бы привести вариант гимна России, сочиненного неизвестным автором. Исполнять широко и торжественно, на музыку Александрова:

Делез, Деррида, Бодрийар, Подорога,
Фуко, Гваттари, Лиотар, Поль Де Ман,
Платон, Аристотель, Маркузе, Спиноза,
Дьердь Лукач, Клоссовски, Грамши, Витгенштайн!

Лотман, Успенский, Гуссерль, Адорно,
Павел Флоренский и В. Соловьев!
Тодоров, Кристева, Чомский, Хоркхаймер,
Хайдеггер, Барт, Леви-Строс, рок-н-ролл!


Андрей Великанов
11 февраля 2002


Фонд научных исследований ПРАГМАТИКА КУЛЬТУРЫ

второй междисциплинарный семинар в серии "Прагматические стратегии культуры"
ВКУС В ФИЛОСОФИИ И ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ
9 февраля 2002 г. с 12:00 по 16:30 в коференц-зале отеля "Марко Поло Пресня"


Частный фонд научных исследований ПРАГМАТИКА КУЛЬТУРЫ, основанный в 2001 г., представляет серию семинаров на тему «Прагматические стратегии культуры». В рамках первого семинара «Культура и деньги: второй универсум» 29 декабря 2001 г. состоялось обсуждение статьи-проекта Александра Долгина «Вторые деньги».

Исходным сюжетом второго междисциплинарного семинара «Введение в философию вкуса» является исследование одного из ведущих современных философов Валерия Подороги «Вкус. Аналитическая антропология «общего чувства»». Семинар продолжит серию дискуссий, посвященных философско-культурологическим, социально-экономическим и психологическим аспектам прагматики культуры, изучение которых является ядром научно-исследовательской программы Фонда.

В семинаре примут участие эксперты фонда «Прагматика культуры» - доктор философских наук Александр Доброхотов, доктор философских наук Леонид Ионин, кандидат филологических наук Ольга Вайнштейн, искусствовед, художественный критик и куратор Екатерина Деготь, кандидат философских наук Олег Аронсон, а также международный куратор, главный редактор «Художественного журнала» Виктор Мизиано, куратор Московского международного форума художественных инициатив Георгий Никич и другие приглашенные исследователи и специалисты.

ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ВКУСА

Стремительные изменения в культурном и общественном пространстве на рубеже 60-70-х годов ХХ века, отрефлектированные в трудах ведущих философов (см. «Система моды» Ролана Барта, «Система вещей» Жана Бодрийара), отчасти связаны, по мнению В. Подороги, с заменой категории Прекрасного традиционной эстетики на категорию Возвышенного. В традиционной (нормативной) эстетике понятие Вкуса формировалось активным субъектом, «гением», производителем эстетического продукта, с одной стороны, и корпорацией ценителей, «светским обществом» - tout le monde, обладавших вкусом и способных понимать образцы прекрасного и выносить оценочные суждения – с другой. В обществе массовой культуры Образец перестает существовать так же, как и «гений» – субъект, активно формирующий культурную среду. Эстетика сегодняшнего дня реактивна – искусство призвано поражать/потрясать/ужасать. Bon ton и comme il faut отныне задаются с помощью маркетинговых технологий и СМИ, которые определяют, что в данном случае будет поставлено во главу угла – функциональность или роскошь, спорт или гламур, минимализм или многообразие. Традиционная эстетика апеллирует к вечности, в то время как современная эстетика эксплуатирует существующую психологию восприятия, играет на впечатлении.

Одно из ключевых утверждений «Аналитической антропологии вкуса» Валерия Подороги – отсутствие Вкуса у массового потребителя/зрителя. В массовой культуре, существующей за счет гетерогенности вкуса и его стандартизации путем закрепления в этой культуре определенных стереотипов, суждение формулируется через отсылку к мнению другого («Я чувствую через другого / как другой»). Потребитель в массовой культуре – будь его объектом культурный, элитарный продукт или продукт повседневного спроса – формирует свое мнение через другого и готов принять любые навязанные ему модели вкуса. По мнению философа, любые усилия по формированию образцов вкуса у публики являются лишь иллюзией, да и сама категория Прекрасного престала интересовать художников – их произведения подходят скорее под определение Возвышенного – нечеловеческого или сверхчеловеческого.

На неизбежно рождающиеся в ходе такого рассуждения вопросы – Возможна ли реставрация Вкуса средствами искусствоведения и художественной критики? Какой должна быть современная теория вкуса? Что такое «вкус толпы»? Влияет ли вкус на поведение потребителя на «рынке культуры»? И существуют ли механизмы формирования вкуса? – предлагается ответить участникам семинара в ходе обсуждения доклада В. Подороги и дискуссии по теме. Вторая часть семинара посвящена обсуждению прагматических характеристик вкуса в современной культуре.

Семинар состоится 9 февраля 2002 в конференц-зале отеля «Марко Поло Пресня». Время проведения – 12:00 – 16:00. Доклад и обсуждение 12:10 –14:00, дискуссия по теме 14:20 – 16:00. Адрес: Москва, Спиридоньевский пер., д. 9. Проезд: М. Пушкинская / Тверская. Просим Вас заранее аккредитоваться по телефонам: 502-9267, 502-9268 (Екатерина Лазарева, Вячеслав Прокофьев) или по электронной почте: pr@artpragmatica.ru

 


 

Краткая информация о фонде «Прагматика культуры».

Фонд «Прагматика культуры» создан в мае 2001 года.
Главной целью фонда является развитие новой области междисциплинарных исследований - прагматики культуры, понимаемой в самом общем смысле, как использование культуры для целей, которые не лежат в ней самой, и в то же время использование потенциала других областей для целей, лежащих внутри культуры.
Реализация этой задачи требует работы как в исследовательской плоскости, на стыке философских, социологических, экономических и психологических подходов и областей, так и в плоскости социальных инициатив и культурных программ.

Основные направления деятельности фонда:

Собственно научная деятельность (исследования в области культуры и искусства)
Издательская деятельность
Реализация образовательных программ
Проведение семинаров и конференций
Инициирование, поддержка и реализация инновационых проектов и программ (в том числе интернет-проектов) в области культурного потребления и художественной коммуникации.

Текущие проекты фонда:
29 декабря 2001 года в рамках цикла семинаров по философским основаниям прагматики культуры прошел семинар «Культура и деньги: второй универсум», исходным сюжетом которого стала статья-проект А.Б. Долгина «Вторые деньги» (ведущий семинара – проф. Подорога В.А.). На февраль – март 2002 года запланировано проведение очередных семинаров на темы «Введение в философию вкуса» (В. Подорога) и «Философия дендизма» (О. Вайнштейн).

- Реализуется коммерческая образовательная программа «Прагматика культуры».
- Формируется большая издательская программа Фонда, в том числе публикация серии работ западных авторов по социологии, психологии, экономики искусства, философии культуры, искусствознанию.
- Заключено предварительное соглашение о создании кафедры прагматики культуры на факультете прикладной политологии ГУ ВШЭ (декан – проф. Ионин Л.Г.).
- Достигнуто предварительное соглашение о создании Центра научных исследований центра совместно с факультетом гуманитарных и социальных наук Российского Университета Дружбы Народов (РУДН).
- Разрабатывается программа грантовой поддержки научных и образовательных проектов совместно с рядом ВУЗов.

Учредитель и президент Фонда «Прагматика культуры» - Александр Долгин.
Исполнительный директор – Эльза Талипова.
Директор образовательных программ – Елена Первакова.
Директор научных программ – Вячеслав Марача.
Директор по связям с общественностью - Вячеслав Прокофьев.
Руководитель информационно-аналитической службы – Тимофей Нестик.


Ведущие эксперты фонда:

Доброхотов Александр Львович, профессор, доктор философских наук, заведующий кафедрой истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Руткевич Алексей Михайлович, доктор философских наук, заведующий сектором современной западной философии Института философии РАН – вице-президент фонда «Прагматика культуры».

Подорога Валерий Александрович, профессор, доктор философских наук, заведующий сектором аналитической антропологии Института философии РАН.

Деготь Екатерина Юрьевна, искусствовед, критик, журналист.

Ионин Леонид Григорьевич, доктор философских наук, профессор, декан факультета прикладной политологии ГУ ВШЭ.

Контактные телефоны фонда «Прагматика культуры»: 502-9267, 502-9268.
Адрес фонда: Москва, Ленинградское шоссе, д.64, стр.3, оф.401.
E-mail: pr@artpragmatica.ru

TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO