ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO



В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

АРТФОН 

<<
Рубрика АРТФОН призвана освещать те вопросы современного искусства, которые актуализированы текущим моментом художественной жизни. Стремясь поддержать внутренний дискурс современного искусства, мы публикуем интервью с теоретиками, кураторами, художниками и ответственными лицами, освещающие разные позиции и точки зрения на события, которые оказываются на авансцене арт процесса.
Оксана Саркисян.

<<АРТФон - 4 - 14 октября 2005.  Время некоммерческих структур ? 
Фонд "Современный город", радикальные перемены в Московском центре искусств на Неглинной, экономическая база некоммерческого искусства, «Стой! кто идет» из Франции, Вены, Германии, Испании, Аргентины и церетелиевской школы искусств.

Интервью c организаторами Фонда «Современный город», художником Антоном Литвиным, куратором Московского центра искусства на Неглинной Юлией Аксеновой, с директором ГЦСИ Михаилом Миндлиным, с кураторами фестиваля ГЦСИ «Стой! Кто идет» Ириной Горловой и Дарьей Пыркиной.




В наше прагматическое время не рыночные формы деятельности отодвинуты на второй план. Единственным их пристанищем последнее время была ярмарка АРТ Москва, как не парадоксально. АРТ Москва, бывшая до недавних пор самым большим событием московской арт сцены, многое сделала для поддержки некоммерческого искусства. Долгое время именно здесь проходили все некоммерческие проекты, и даже были созданы Мастерские в поддержку художников и премия «Черный квадрат». Правда с успешным развитием рынка у Арт Москвы все меньше остается сил и времени на благотворительность. На последней Арт Москве было всего два некоммерческих проекта Екатерины Деготь, да и те вполне развлекательного свойства – аттракцион в кино и выставка художников для Playboy. Вот и  Мастерские Арт Москвы, которые должны были состояться в ноябре месяце, отложены до следующего года.
Фонд "Современный город"

«...  в нашей программе не будет делаться акцент на молодых и малоизвестных художников  -  им-то как раз в последнее время был шанс представить себя и свои идеи на многочисленных "пейзажно-уличных" проектах, как Клязьма или Стрелка. У нас будет все наоборот - одна работа, известный художник, избранный круг зрителей»
Е. Кикодзе.

<фотография А.Забрина>

<<В этом году инициативу подхватили новые некоммерческие площадки.  На днях произошло несколько вернисажей  в фонде "Современный город". Пространство камерное, рассчитанное  на 30-40 зрителей, и поэтому организаторы делают несколько мини презентаций проекта. Находится зал в цокольном этаже офисного здания на Волхонке, 6, стр.1. Посещение выставки строго по предварительной договоренности. Такая вот конспирация. «Намерения у фонда самые что ни на есть меценатские - помощь художникам в реализации проектов, которые по каким-то причинам не могут быть осуществлены в пространстве галереи. А крупные выставочные проекты с бюджетом у нас не так уж часты. Принципиально то, что в нашей программе не будет делаться акцент на молодых и малоизвестных художников  -  им-то как раз в последнее время был шанс представить себя и свои идеи на многочисленных "пейзажно-уличных" проектах, как Клязьма или Стрелка. У нас будет все наоборот - одна работа, известный художник, избранный круг зрителей» - рассказывает куратор фонда Женя Кикодзе.

«Это больше лаборатория для художника. Лаборатория для куратора, тоже. Это будет не один проект, десять выставок актуальных художников» <интервью с организаторами Фонда "Современный город" Клер Саворетти и Дилярой Аллахвердовой>.

Некоммерческий формат выставочной деятельности был выбран фондом потому, что его организаторы – коллекционеры современного искусства. Поэтому экспериментом в первую очередь здесь является непосредственное взаимодействие художника и коллекционера. «Для нас важно, чтобы художники делали проекты именно для этого помещения» <интервью с организаторами Фонда "Современный город" Клер Саворетти и Дилярой Аллахвердовой>.

С другой стороны художнику предоставляется возможность реализовать, то что он не может сделать в коммерческой галерее. «У художника есть какие-то идеи, которые не интересны галерее, и вот уже с Терезой из галереи Stella мы обсуждаем возможность сотрудничества» <интервью с организаторами Фонда "Современный город" Клер Саворетти и Дилярой Аллахвердовой>.

Однако вопрос что будет с произведениями художников после выставок, кому они принадлежат, пока не решен <интервью с организаторами Фонда "Современный город" Клер Саворетти и Дилярой Аллахвердовой>.

По итогам проекта в любом случае будет проведена обобщающая работа «Пока мы не решили… У нас есть много идей и о выставке, и о издании каталога…» <интервью с организаторами Фонда "Современный город" Клер Саворетти и Дилярой Аллахвердовой>.

Первым проектом Фонда «Современный город» стала выставка Антона Литвина. Он хотя и молодой художник, но уже известный. У него сотрудничество с фондом оставило положительное впечатление: в подготовке проекта ему была оказана не только финансовая, но организационная поддержка и предоставлена полная свобода творчества. «Я стараюсь не участвовать в коммерческих проектах, и для меня такие площадки как раз и являются способом делать искусство» <интервью с Антоном Литвиным>.

<фотография А.Забрина>

Радикальные перемены в Московском центре искусств на Неглинной

«... У нас сейчас очень мало молодых художников. Это основная проблема. У нас не существует конкуренции молодых художников, чтобы попасть в галереи, наоборот, у нас конкуренция галерей, чтобы захватить молодых художников. Ненормальная ситуация»
Ю. Аксенова

<<Свою некоммерческую выставочную деятельность продолжает Московский центр искусства на Неглинной. Радикально изменив свою выставочную стратегию один из самых респектабельных выставочных залов Москвы, где проходили такие выставки как «Бубновый валет» и «Чемоданчики Филиппа Старка», обращает свой взор на молодое экспериментальное искусство. Вновь открывается центр выставкой pARTy группы Новых Радеков.  Там, где раньше висели портреты Николая 1, теперь висят работы с цитатами из Троцкого и Ленина <интервью с куратором Московского центра искусств Юлией Аксеновой>.

«Здесь есть материальный ресурс, который поддерживает молодых художников. Место позиционируется как некоммерческое, никаких продаж здесь осуществляться не будет. Это важно сразу определить» <интервью с куратором Московского центра искусств Юлией Аксеновой>.
В ситуации преобладающего развития рынка эта позиция может оказаться утопической. Откуда взяться молодым некоммерческим художникам, если их творческий путь начинается с сотрудничества с коммерческими галереями? «Существуют короткие социальные связи, что мы называем – у моих друзей художников есть друзья. На каком то этапе мы начнем сотрудничать с художниками из регионов. И что тоже немаловажно для Москвы, собираемся налаживать партнерские отношения с зарубежными молодыми художниками» <интервью с куратором Московского центра искусств Юлией Аксеновой>.

«У нас сейчас очень мало молодых художников. Это основная проблема. У нас не существует конкуренции молодых художников, чтобы попасть в галереи, наоборот, у нас конкуренция галерей, чтобы захватить молодых художников. Ненормальная ситуация. Это из-за того, что отсутствует минимальная образовательная база. Пока никто не думает, как растить новое поколение. Даже сами галерейщики не очень думают как поднимать интеллектуальный уровень своих художников»  <интервью с куратором Московского центра искусств Юлией Аксеновой>.

Естественно, что галереи больше интересует не интеллектуальный и эстетический уровень художников, а их актуальность, как более востребованный на рынке продукт. И так же естественно, что некоммерческий центр искусств, ориентированный на молодых художников и экспериментальные формы искусства планирует программу лекций <интервью с куратором Московского центра искусств Юлией Аксеновой>.

Экономическая база некоммерческого искусства  

«...недавно происходил очень мощный отток творческих людей из области актуального искусства в другие области – в рекламу, телевидение, полиграфию, потому что там уже существовала экономическая база. Сейчас появляется экономическая база в зоне современного искусства». 
М. Миндлин

<<Внимание к некоммерческим формам искусства у меценатов развивается параллельно с институализацией  современного искусства и в авангарде этого процесса несомненно государственные организации. Только им под силу по настоящему изменить ситуацию.   «Перспектива развития некоммерческого искусства сейчас, наконец, становиться очевидной». И главная роль здесь принадлежит, по мнению зам. директора ГЦСИ  Михаила Миндлина, экономической базе. «Это становиться все более и более актуальным, потому, что ситуация становиться все более благоприятной. Появляется определенная экономическая база, она начинает формироваться. Дело в том, что недавно происходил очень мощный отток творческих людей из области актуального искусства в другие области – в рекламу, телевидение, полиграфию, потому что там уже существовала экономическая база. Сейчас появляется экономическая база в зоне современного искусства. Современное искусство активно  конституируется на всех уровнях. Появляются организации, как наша государственная федеральная организация, которые приобретают высокий статус. Строятся новые здания, открываются площадки… Таким образом здесь основные две составляющих – экономическая и статусная, и они начинают работать на престижность современного искусства. Что способствует притоку интеллектуальных сил в эту область» <интервью с директором ГЦСИ Михаилом Миндлиным>.

Михаил Миндлин уверен, что скоро появится и широкая грантовая система. Но пока разговор идет о базисном строительстве, само здание некоммерческого искусства еще не воздвигнуто. И когда мы говорим о систематическом притоке новых художников, получивших специальное образование, то оказывается, что специализированных заведений по всей России раз два и обчелся. Да и те пока только формируются. «Образовательная система будет развиваться. Я знаю, что активно этим занимается Екатеринбургский Университет совместно с филиалом ГЦСИ в городе Екатеринбурге. Создается выставочно-образовательный комплекс в Петербурге на базе института Проарте, определенные программы осуществляемые филиалом ГЦСИ с Эрмитажем. Идет, насколько мне известна, подготовка специалистов на кафедре искусствоведения в МГУ. На коллегиях в федеральном агентстве неоднократно поднимался вопрос о недостатки образования в современном искусстве, я думаю, это обязательно будет решаться в ближайшее время» <интервью с директором ГЦСИ Михаилом Миндлиным>. 

Но или новые кадры еще не готовы, или институциональных системах еще не все отлажено. Во всяком случае, в фестивале молодого искусства, проводимом ГЦСИ, участвуют студенты совсем других институтов, в основном западных. Это приятная особенность фестиваля этого года, который по настоящему можно назвать международным.

«Стой! кто идет»  из Франции, Вены, Германии, Испании, Аргентины и церетелиевской школы искусств

«...Галереи сами в заинтересованы в этом сильно и Stella, Селина и Гельман ставят перед собой задачу открывать новые имена. Например, Диана Мачулина стала заметна благодаря вторжению на фестиваль. Лену Берг, которая у нас фигурировала под именем Елены Горбушиной, первый раз выставили мы, она была открытием первого фестиваля, а потом ее Айдан подхватила».
Из русских студентов пока на фестивале «участвуют только выпускники церетелиевской школы искусств и люди, пришедшие с улицы».
И. Горлова и Д. Пыркина

<<21 октября стартует фестиваль «Стой! кто идет», посвященный творчеству молодых художников. И как видно из опыта предыдущих фестивалей, коммерческие галереи пристально следят за его участниками. «Галереи сами в заинтересованы в этом сильно и Stella, Селина и Гельман ставят перед собой задачу открывать новые имена. Например, Диана Мачулина стала заметна благодаря вторжению на фестиваль. Лену Берг, которая у нас фигурировала под именем Елены Горбушиной, первый раз выставили мы, она была открытием первого фестиваля, а потом ее Айдан подхватила. На предыдущих  фестивалях мы сотрудничали с галереями, но в этом году галереи у нас не  получилось подключить. Может из-за того, что был большой перерыв, но думаем в дальнейшем наше сотрудничество возобновиться» <интервью с кураторами фестиваля Ириной Горловой и Дарьей Пыркиной>. 

В силу ряда внутренних обстоятельств фестиваль в этом году не только мало сотрудничает с галереями и другими выставочными площадками. Немногочисленные проекты в основном делают сами кураторы фестиваля. «Это не правильно, это должно измениться. На предыдущем фестивале Гоша Острецов с Наташей Самковой делали в РУАрте проект «Суррогаты», XL делала свой проект в рамках фестиваля». Я вспоминаю, что и я делала проект в Интернет-кафе, продолжением которого является данная рубрика.   «Мы предлагаем площадкам разные формы сотрудничества: или делать свой проект, или принять наш. В этот раз получилось, что нам предоставляют площадку, которую мы осваиваем» <интервью с кураторами фестиваля Ириной Горловой и Дарьей Пыркиной>. 

По вопросу, как должен быть устроен отбор проектов на фестиваль, у кураторов оказались разные точки зрения. В этом году приезжают художники из Франции, Вены, Германии, Испании и Аргентины, группа zemos98 и группа  Etcétera. Даша Пыркина: «в каких-то случаях художники группируется на базе институций и академий. Они там учатся, знакомятся, создают свою группу, они уже на их базах существуют и институции их поддерживают.  А какие-то группы создаются без институциональной помощи, как в случае с аргентинцами и испанцами». Ира Горлова: «мы хотим дальше сотрудничать с институциями,  но пока получается, что знакомые художники сами предлагают нам проекты. Вот, например Башак Кафтанова, художница из Турции, у нас выставлялась однажды и потом поехала учиться во Францию в Лион. Там она со своими сокурсниками создала проект из 5-ти участников и предложила его нам. В результате школа в Лионе откликнулась и поддержала этот проект. Теперь уже возникают контакты с институциями, которые могут в дальнейшем привозить нам проекты. С венскими художниками произошла та же истории, Ира Корина принесла нам  проект своих однокурсников, который был поддержан институциями и оказался очень интересным». Даша Пыркина: «мне кажется важнее инициатива художников. Есть художники, которые самостоятельно развиваются. Я познакомилась в Барселоне с аргентинскими художниками, они ехали с выставки в Касселе. Они работают в направлении политико-художественного активизма и поднимают значимые темы – постдиктатура, например, -  правдоискатели в некотором смысле. Используют в своей деятельности политические формы забастовок, уличного театра. Если они приедут, они будут делать перформанс вместе с Радеками, они с ними познакомились в Касселе и хотят сделать совместный проект» <интервью с кураторами фестиваля Ириной Горловой и Дарьей Пыркиной>. 
Вот и оказывается, что гастроли западных институциональных художников спонсируются из различных грантовых систем, а активистам должно оказывать поддержку государство – и это сложнее. 

Из русских студентов пока на фестивале «участвуют только выпускники церетелиевской школы искусств и люди, пришедшие с улицы» <интервью с кураторами фестиваля Ириной Горловой и Дарьей Пыркиной>. 
Их проекты будут в основном представлены на выставке  «Preview» в Центр современного искусства МАРС. 
Вообще же у молодых на фестивале преобладает групповое творчество, хотя конечно есть исключения, но тенденция налицо. Возможно, это веянье времени. А возможно, таким образом художникам легче общаться с институциями и заявлять свою концепцию. Они не стремятся продать свои работы, и  индивидуализм в этой среде развивается меньше <интервью с кураторами фестиваля Ириной Горловой и Дарьей Пыркиной>.
Отслеживая эту тенденцию основной проект фестиваля в новом здании ГЦСИ будет называться «Взаимодействие».

<<АРТФон - 3 с Оксаной Саркисян. 28 сентября 2005.  В люди.  Россия! - ? Социалистический идеализм. Ангелы истории. Разминка перед настоящей карьерой.
Интервью с Виталием Пацюковым, куратором выставки «Социалистический идеализм» Екатериной Деготь, куратором дома фотографии Екатериной Кондраниной, Олегом Куликом, Андреем Монастырским, Сергеем Братковым, реплика Ирины Кориной.

<<АРТФон - 2 с Оксаной Саркисян. 14 сентября 2005. POP инъекция. В совпадении двух выставок открывшихся параллельно в Третьяковской галереи, «Энди Уорхол: художник современной жизни» и «Русский поп арт», несомненно, присутствуют элементы музейной политики. Во многом  провокационное и радикальное название выставки "Русский поп-арт", которая сама по себе оказалась ярким и интересным проектом,  призвано вызвать широкое обсуждение проблем русского искусства, и создает предпосылки для серьезного искусствоведческого дискурса

<<АРТФон - 1 с Оксаной Саркисян. 5 сентября 2005. АРТ оккупация. Современное российское искусство настойчиво ищет способы прямого взаимодействия с широкой зрительской аудиторией,  и возможно в этом проявляется его наследственность, ведь искусство андеграунда очень страдало в оторванности от публики, и институциональная система их отношений еще не до конца сложилась. Осваивая шаг за шагом современные формы презентации искусства, мы начинаем осознанно приближаться к таким практикам искусства как public art. 

TopList