ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
--> -->
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ
ART_PUZZLE
artontheground
АРТ ЛОНДОН
- РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ
ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
5
Московская
биеннале современного искусства
«БОЛЬШЕ СВЕТА»/ «MORE LIGHT»
20 cентября
- 20 октября 2013 года
в ЦВЗ "Манеж">
◄Гости>
◄Философская
конференция "«Judgment Day, или Проблема эстетического
суждения»">
◄Параллельная
программа>
Биография Катрин де Зегер
◄5
Московская
биеннале современного искусства
«БОЛЬШЕ СВЕТА»/ «MORE LIGHT»
20 cентября
- 20 октября 2013 года
в ЦВЗ "Манеж".
Открытие 19 сентября>
Основной проект «БОЛЬШЕ СВЕТА»/ «MORE
LIGHT». Участники: 72
художника из 40 стран. Куратор Основного проекта: Катрин де Зегер. Комиссар
биеннале: Иосиф Бакштейн>
◄Cпециальные
проекты>
◄Пресса>
◄Места
экспозиции>
Москва.
12.08.2013.
Куратор Пятой Московской биеннале современного искусства Катрин де Зегер
анонсировала список участников Основного проекта биеннале «Больше света». В
него вошло более 70 художников и художественных групп, в том числе 13 из
России. Около 30 произведений будет создано специально для пространства ЦВЗ
«Манеж», где пройдет в этом году Московская биеннале современного искусства
Выдающийся архитектор Йона Фридман (Yona Friedman) представит гигантскую
конструкцию (15х15 м) из бумаги и картона, которая станет продолжением его
теоретических и практических изысканий в направлении «утопической
архитектуры». Эта парящая в воздухе скульптура из переплетенных лент будет
осуществлена совместно с молодыми архитекторами из школы МАРШ.
Инсталляция «Web» (2006) палестинской художницы, живущей в Великобритании,
Моны Хатум (Mona Hatoum) представляет собой огромную паутину с нанизанными
на нити созвездиями хрустальных шаров. Работа, одновременно завораживающая
своей минималистской красотой и способная создать у зрителя чувство ожидания
«невидимого монстра», очень характерна для всего творчества художницы:
привычные объекты меняют свой масштаб.
Индонезийский художник Джумаади (Jumaadi) представит работу «Женщина,
которая вышла замуж за гору» (Woman who married the mountain). В ней автор,
следуя традициям национального театра теней «ваянг», переплетает вымышленные
им сюжеты с народными легендами.
Работа австралийской художницы польского происхождения Гоши Влодарчак (Gosia
Wlodarczak) представляет монументальную галерею контуров, в которой слились
разнообразные детали: фрагменты архитектуры, мебель, инструменты, лица… Для
ЦВЗ «Манеж» она распишет поверхность стеклянных стен конференц-зала
беспрерывным графическим узором проекта «Морозные узоры» (Frost Drawing).
«Воображаемое поселение» Эда Пина (Ed Pien), состоит из прозрачных домиков,
расположенных внутри большого размера палатки (6х6 м), пространство которой
наполнено танцующими, движущимися, отраженными множеством зеркал тенями. В
этой работе Эд Пин, родившийся на Тайване и с 11 лет живущий в Канаде,
поднимает темы миграции, жизни вдали от родины, утраты корней и с
Схожие сюжеты присутствуют и в инсталляции Альфредо и Исабель Акилисан,
художников, семь лет назад эмигрировавших из Филиппин в Австралию. Их
проекты, реализованные в разных странах мира, основываются на исследовании
повседневной жизни людей. Акилисан интересуют личные истории и вещи, они
собирают объекты, которые становятся основным материалом для масштабных
инсталляций. В ЦВЗ «Манеж» авторы создадут произведение о России – стране,
которая для многих жителей планеты ассоциируется со снегом. В настоящий
момент организационный комитет биеннале предлагает всем желающим принять
участие в творческом процессе, «пожертвовав» лыжи и сани для инсталляции
Альфредо и Исабель Акилисан.
1. Альфредо и Исабель Акилисан (Alfredo and Isabel Aquilizan). Филиппины /
Австралия, 1965, 1962
2. Виктор Алимпиев. Россия, 1973
3. Абилсаид Атабеков. Казахстан, 1965
4. Умида Ахмедова. Узбекистан, 1955
5. Эйя-Лииса Ахтила (Eija-Liisa Ahtila). Финляндия, 1959
6. Вячеслав Ахунов. Узбекистан, 1948
7. Шувинаи Ашуна (Shuvinai Ashoona). Канада, 1961
8. Ричард Белл (Richard Bell). Австралия, 1953
9. Петр Белый. Россия, 1971
10. Джета Братеску (Geta Bratescu). Румыния, 1926
11. Александр Бродский. Россия, 1955
12. Андреа Бьянкони (Andrea Bianconi). Италия, 1974
13. Сара Ванагт (Sarah Vanagt). Бельгия, 1976
14. Дмитрий Венков. Россия, 1980
15. Риа Верхаге (Ria Verhaeghe). Бельгия, 1950
16. Адриан Вильяр Рохас (Adrian Villar Rojas). Аргентина, 1980
17. Гоша Влодарчак (Gosia Wlodarczak). Польша / Австралия, 1959
18. Аслан Гайсумов. Россия, 1991
19. Гао Жун (Gao Rong). Китай, 1986
20. Симрин Гилл (Simryn Gill). Сингапур / Австралия, 1959
21. Жизель Гордон (Gisele Gordon). Великобритания / Канада, 1964
22. Микро-арт-группа «Город Устинов». Россия
23. Ульрике Гроссарт (Ulrike Grossarth). Германия, 1952
24. Эдит Декиндт (Edith Dekyndt). Бельгия, 1960
25. Джумаади (Jumaadi). Индонезия / Австралия, 1973
26. Ирина Затуловская. Россия, 1954
27. Инь Сючжэнь (Yin Xiuzhen). Китай, 1963
28. Амар Канвар (Amar Kanwar). Индия, 1964
29. Сучан Киношита (Suchan Kinoshita). Япония / Нидерланды / Бельгия, 1960
30. Давид Клербут (David Claerbout). Бельгия, 1969
31. Елена Ковылина. Россия, 1971
32. Николя Козакис и Рауль Ванейхем (Nicholas Kozakis and Raoul VanEigem).
Бельгия, 1967, 1934
33. «Коллектив авторов»*. Россия, Украина, Франция
34. Лоррейн Коннелли-Норти (Lorraine Connelly-Northey). Австралия, 1962
35. Эва Котаткова (Eva Kotatkova). Чешская Республика, 1982
36. Валерий Кошляков. Россия / Франция, 1962
37. Рикардо Лансарини (Ricardo Lanzarini). Уругвай, 1963
38. Фариде Лашаи (Farideh Lashai). Иран, 1944–2013
39. Марк Ликари (Mark Licari). США, 1975
40. Михаил Лукачевский. Россия, 1986
41. Алан Майклсон (Alan Michelson). США, 1953
42. Габриэлла и Сильвана Мангано (Gabriella and Silvana Mangano). Австралия,
1972
43. Коллектив «Масасит Мати» (Джамиль Алабиад) (Masasit Mati Collective (Jameel
Alabiad)). Сирия
44. Жюли Мерету (Julie Mehretu). Эфиопия / США, 1970
45. Том Моллой (Tom Molloy). Ирландия, 1964
46. Вонгечи Муту (Wangechi Mutu). Кения / США, 1972
47. Эрин Мэннинг (Erin Manning). Канада, 1969
48. Эйвис Ньюман (Avis Newman). Великобритания, 1946
49. Майя Онода (Maya Onoda). Япония, 1979
50. Панамаренко (Panamarenko). Бельгия, 1940
51. Александра Паперно. Россия, 1978
52. Сопеап Пик (Sopheap Pich). Камбоджа, 1971
53. Эд Пин (Ed Pien). Канада / Тайвань, 1958
54. Робин Род (Robin Rhode). ЮАР, 1976
55. Алия Сайед (Alia Syed). Великобритания, 1964
56. Александр Сигутин. Россия, 1959
57. Сун Дун (Song Dong). Китай, 1966
58. Фрэнсис Старк (Frances Stark). США, 1967
59. Самуил Стоянов (Samuil Stoyanov). Болгария, 1975
60. Таварес Страхан (Tavares Strachan). Багамы / США, 1979
61. Тантрические рисунки (Tantra drawings)**
62. Сельма и Софиан Уисси (Selma and Sofiane Ouissi). Тунис / Франция, 1972,
1975
63. Парасту Форухар (Parastou Forouhar). Иран / Германия, 1962
64. Йона Фридман (Yona Friedman). Венгрия / Франция, 1923
65. Аиша Халид (Aisha Khalid). Пакистан, 1972
66. Бушра Халили (Bouchra Khalili). Марокко / Франция, 1975
67. Н.С. Харша (N.S. Harsha). Индия, 1969
68. Мона Хатум (Mona Hatoum). Ливан / Великобритания, 1952
69. Адам Цвиянович (Adam Cvijanovic). США, 1960
70. Ранджани Шеттар (Ranjani Shettar). Индия, 1977
71. Рена Эффенди (Rena Effendi). Азербайджан, 1977
72. Ян Юнлян (Yang Yongliang). Китай, 1980
* Владимир Архипов, Леха Гарикович, Император ВАВА (Вл. Александров), Сергей
Калинин, Михаил Косолапов, Егор Кошелев, Павел Кузнецов, Полина Кулик
(Франция), Алексей Курипко, Антон Литвин, Диана Мачулина, Антон Николаев,
Марина Перчихина, Лиза Плавинская, Александр Подосинов, Юрий Шабельников,
Ира Штейнберг, Вика Шумская (Украина), Влад Юрашко (Украина).
** Тантрические рисунки созданы анонимными авторами в Индии>
Катрин де Зегер руководила созданным ею художественным фондом Kanaal в
бельгийском городе Кортрейк, затем была директором Художественной галереи
Онтарио в Торонто (Канада) и долгое время исполняла обязанности
директора и куратора Центра рисунка в Нью-Йорке. Выставки и
книги Катрин де Зегер получили международное признание и целый ряд
наград международных ассоциаций: среди них «On Line: рисунок в ХХ веке» / On
Line: Drawing Through the Twentieth Century в нью-йоркском МоМА (2010), «Америка:
невеста солнца. 500 лет Латинской Америки и Нидерландов» / America:
Bride of the Sun. 500 Years of Latin America and the Low Countries в
Королевском музее изящных искусств Антверпена (1992), «Внутри видимого.
Эллиптический срез искусства двадцатого века в отношении, по поводу и
исходя из женственности» / Inside the Visible. An Elliptical Traverse of
TwentiethCentury Art in, of, and from the Feminine в Институте современного
искусства Бостона, лондонской галерее Whitechapel и художественной
галерее западной Австралии (1994–1996). В 2012 году Зегер была
арт-директором Биеннале в Сиднее, курировала бельгийский (1997) и
австралийский (2013) павильоны на Венецианской биеннале современного
искусства. Она автор множества статей и книг, среди которых «Марта
Рослер. Позиции в жизненном мире» (1999), «Активистский рисунок.
итуационистская архитектура от «Нового Вавилона» Констана и далее»
(2001). В настоящее время Катрин де Зегер занимает пост директора
Музея изобразительного искусства в Генте (Бельгия).
◄Московская
биеннале современного искусства – одно из крупнейших событий в области
актуального искусства – стала одним из самых популярных форумов среди
профессионалов и широкой публики благодаря сотрудничеству с ведущими
международными кураторами, художниками, критиками, теоретиками и философами.
По решению Международного экспертного совета куратором Основного проекта
Пятой Московской биеннале стала Катрин де Зегер / Catherine de Zegher. Де
Зегер – критик, писатель, редактор, приглашенный куратор Фонда Тапиеса в
Барселоне, в настоящее время занимает пост директора Музея изобразительного
искусства в Генте (Бельгия).
Для Пятой Московской международной биеннале
Катрин де Зегер определила тему «Больше света», сфокусированную на
просвещенном диалоге, осмысленном действии и поисках новых путей к
взаимопониманию между «организацией, художником и зрителем». Понимая
искусство прежде всего как «социальное явление», куратор предлагает
пересмотреть понятия времени и пространства, отсылая российского зрителя к
понятию «хронотоп» Михаила Бахтина. «Концепция пространства и времени
сегодня уже не означает, что мы находимся в каком-то конкретном “здесь и
сейчас”. В эпоху глобализации восприятие времени больше не определяется
географическим положением – ему на смену приходит идея “глобальной
хронотопии”. Теперь мы сверяем мировое время сообразно ритму неолиберального
капитализма, а понятия пространства и времени становятся взаимозаменяемыми»,
– говорит Катрин де Зегер.
Особый интерес в этой связи представляют концепты «медленного времени» и
«повышенного внимания», отсылающие к повседневным и женским практикам. Так,
британская художница Алия Сайед / Alia Syed специально для биеннале снимает
фильм «Письма из паноптикона». Рассуждая на тему взгляда и наблюдения, она
показывает абсурдный диссонанс в изображении на первый взгляд идиллического
пейзажа. Художница из Японии Майя Онода / Maya Onoda переопределяет понятие
«хронотопа», по-новому выстраивая связи между прошлым, настоящим и будущим:
ее масштабное резное кружево представляет лишь часть домашнего ритуала.
Одной из своих основных задач куратор видит в соотнесении локальных, местных
тенденций с международным контекстом. Работы ижевской арт-группы «Город
Устинов» также оказываются связаны с «замедленным временем» и домашней
«средой обитания» – это микроскульптуры, кропотливо сшитые авторами из
случайно найденных лоскутов, украшенные кусочками дерева или металла,
камнями и сухофруктами.
При этом проект «Больше света» рассматривает смысл понятий «среда» и «время»
в связи с глобальными катастрофами и проблемами человечества XXI века:
художники высказываются на темы войны (Аслан Гайсумов, Россия), миграции (Джумади,
Индонезия), загрязнения окружающей среды (Рена Эффенди, Азербайджан),
влияния цивилизации на коренные этнические группы (Эд Пин, Тайвань/Канада) и
др.
Экспозиция Основного проекта Московской биеннале представит около 80
художников из Европы, России, Америки, Австралии, Индонезии, Багам,
Пакистана, Кении, Камбоджи, Узбекистана... «Меня вдохновляет пространство
“Манежа”, – говорит куратор. – И я хочу связать это чувство с тем,
что сделано художниками». Более 30 произведений проекта создается
специально для основного зала Большого Манежа и его цокольного этажа. Полный
список художников будет представлен в конце июля.
Помимо Основного проекта, Московская биеннале представит: программу
«Специальные гости», «Специальные проекты» и Параллельную программу, которые
познакомят зрителя с творчеством художников, определяющих лицо современного
российского и западного искусства. Наиболее интересные проекты независимых
российских и зарубежных кураторов в рамках мероприятий Пятой биеннале будут
представлены на ведущих выставочных площадках, в том числе: в
Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного
искусства, ЦСК «Гараж» и многих других.
Всего же в этом году во время биеннале состоятся около 60 выставок на 40
площадках.
Биография Катрин де Зегер.
Катрин де Зегер руководила созданным ей художественным фондом Kanaal в
бельгийском городе Кортрейк, затем была директором Художественной галереи
Онтарио в Торонто (Канада) и долгое время исполняла обязанности директора и
куратора Центра рисунка в Нью-Йорке. Выставки и книги Катрин де Зегер
получили международное признание и целый ряд наград международных
ассоциаций: среди них «On Line: рисунок в ХХ веке» / On Line: Drawing
Through the Twentieth Century в нью-йоркском МоМА (2010), «Америка: невеста
солнца. 500 лет Латинской Америки и Нидерландов» / America: Bride of the Sun.
500 Years of Latin America and the Low Countries в Королевском музее изящных
искусств Антверпена (1992), «Внутри видимого. Эллиптический срез искусства
двадцатого века в отношении, по поводу и исходя из женственности» / Inside
the Visible. An Elliptical Traverse of Twentieth-Century Art in, of, and
from the Feminine в Институте современного искусства Бостона, лондонской
галерее Whitechapel и художественной галерее западной Австралии (1994–1996).
В 2012 году Зегер была арт-директором Биеннале в Сиднее, курировала
бельгийский (1997) и австралийский (2013) павильоны на Венецианской биеннале
современного искусства. Она автор множества статей и книг, среди которых
«Марта Рослер. Позиции в жизненном мире» (1999), «Активистский рисунок.
Ситуационистская архитектура от “Нового Вавилона” Констана и далее» (2001).
Среди художников-участников названы: британская художница
Алия Сайед (Alia Syed), специально для биеннале снимающая фильм «Письма из
паноптикона»; японка Майя Онода (Maya Onoda), ткущая монументальные кружева;
арт-группа из Ижевска «Город Устинов», создающая микроскульптуры из случайно
найденных лоскутов, украшенные кусочками дерева или металла, камнями и
сухофруктами;
Аслан Гайсумов из России, Джумади из Индонезии, фотограф Рена Эффенди из
Азербайджана. Всего в основном проекте Московской биеннале, который будет
показан в Манеже, примут участие около 80 художников из Европы, России,
Америки, Австралии, Индонезии, Багам, Пакистана, Кении, Камбоджи,
Узбекистана. Более 30 произведений проекта создается специально для
основного зала Манежа и его цокольного этажа. Полный список художников будет
опубликован в конце июля.
![]() |
◄С 6 сентября на
Винзаводе 13 новых выставок, 6 из которых - в рамках
V Московской биеннале современного искусства.
Превью 5 сентября> 6 сентября - 9 октября в цехе Красного совместно с галереей Риджина демонстрируется проект мастера прославленных сюрреалистически скульптур Эрвина Вурма «Трусливый трактор». Специальный гость V Московской Биеннале входит в число самых влиятельных художников современности и славится своей ироничной критикой современного общества. Экспозиция Цеха Красного состоит из 18 работ — «фирменные» домики и новая серия абстрактных произведений из резиновых сосисок и сарделек. Впервые показаны произведения из известной серии «drinking sculptures», представляющих разнообразные гибриды предметов винтажной мебели> ◄C 6 сентября по 1 октября в Большом винохранилище групповой проект «Heavy Metal» под кураторством Егора Кошелева. Молодые художники (Иван Горшков, Илья Долгов, група «ЕлиКука», Влад Кульков, Егор Кошелев, Владимир Логутов, Михаил Most, Илья Романов, Валерий Чтак и Григорий Ющенко), руководствуясь принципами тяжелой музыки создали резкие, наполненные черным юмором, работы (живопись, графику, скульптуры)> ◄C 6 сентября по 5 октября в Бродильном цехе проект художественного объединения ВГЛАЗ «Части целого». Участники: Ольга Божко, Группа «Ели-кука», Наталья Зинцова, Людмила Константинова, Ольга Кройтор, Дарья Кротова, Ирина Корина, Георгий Литичевский, Георгий Острецов, Сергей Пахомов (Пахом), Наталья Стручкова. По мнению авторов, атмосфера зала в Бродильном цехе схожа с атмосферой египетских гробниц или средневековых казематов, впервые после столетий открытых человеческому глазу. Такой же эффект способны произвести на посетителей работы проекта «Части целого», которые можно увидеть посетители «Части целого»> |
◄6
сентября все галереи Винзавода открывают свои выставки, среди которых есть
вошедшие в параллельную программу биеннале: Regina Gallery — Сергей Зарва, «Библиотека оптимизма» (в рамках Параллельной программы Московской Биеннале) Галерея pop/off/art— Марго Овчаренко, «Furious Like a Child» (в рамках Параллельной программы Московской Биеннале) Галерея 11.12 — Ринат Волигамси, «Снег» (в рамках Параллельной программы 5-ой Биеннале) |
◄Специальные
проекты:
НОЛЬ - ПЕРФОРМАНС. СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ КРИЗИСА
Куратор: Мириaм Варадинис Место проведения: Московский государственный выставочный зал "Новый Манеж" 14 сентября 2013 — 4 октября 2013 Организатор: Художественный фонд «Московская биеннале» Куратор: Мириaм Варадинис Открытие: 13 сентября 2013, 19.00 Художники: Бас Ян Адер (Голландия) Артуро Эрнандес Алказар (Мексика) Павел Альтхамер (Польша) Нина Бейер и Симон Дюбброи-Мёллер (Дания) Триша Браун (США) Стефан Бюргер (Швейцария, Германия) Голдин+Сэннеби (Швеция) Мирсиа Кантор (Румыния) Георг Келлер и Зося Квазиборска (Швейцария) Сэн Келлер (Швейцария) Коллективные действия (Россия) Мухоморы (Россия) Ахмет Огют (Турция) Роман Ондак (Словакия) Адриан Пачи (Албания) Прачая Пинтонг (Тайланд) Аннаик Лу Питтелуд (Швейцария) Недко Солаков (Болгария) Ксения Сорокина (Россия) Младен Стилинович (Cербия- Хорватия) Пилви Такала (Финляндия) Питер Фишли и Дэвид Вайс (Швейцария) Кристина Хемауэр и Роман Келлер (Швейцария) Аделита Хасни-Бей (Италия) Катерина Шеда (Чехия)
ЛАБОРАТОРИЯ ЛЬДА Куратор: Евгения Кикодзе Место проведения: Место проведения: Музей Москвы БУК-АРТ-БОТАНИКА Кураторы: Михаил Погарский, Жанна Рыбак Место проведения: Государственный Дарвиноский музей, крыша 18 мая - 23 июня
ВЕЗДЕ ЧУЖИЕ. ИЗ СОБРАНИЯ ЯНЫ И ЭДУАРДА ПОМЕРАНЦ
ВМЕСТЕ И ВРОЗЬ – ГОРОДСКАЯ СЕМЬЯ В РОССИИ В ХХ ВЕКЕ
ВОЛКИ И ОВЦЫ
ВЫБИРАЯ МАРШРУТ
ДЕКОДИРОВКА: архетип адекватного
времени.
ДУХ И ПОЧВА
ИГРАЯ С ПРИРОДОЙ
ИЗ ВИРТУАЛЬНОСТИ В РЕАЛЬНОСТЬ
ИСКУССТВО ПРОТИВ ИСКУССТВА
КНИГА НА ОСТРИЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
КОРНИ И РАЗВИТИЕ – МЫ
МЕДИА-ДВОР
МЕТАМОРФОЗЫ МАТЕРИАЛА
МЕТАФОРМОЗЫ
МИГРАНТЫ МИФОЛОГИЯ МОСКВЫ
МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА: ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ
МУЗЕЙ ГОЛЛАНДСКОГО ПРОТЕСТА
НЕВЕСОМОСТЬ
НИЧЕГО ПОДОБНОГО
НОВОЕ ВРЕМЯ БИОПОЛИТИКИ
«ОБЛАКО» НА «ФАБРИКЕ»
ОПРЕДЕЛЯЯ ДЛИНУ МЕТРА
ОПРОВЕРГАЯ ГРАНИЦЫ. БРИТАНСКОЕ ИСКУССТВО В 1988-1998 ГОДАХ
ПОЯВИЛСЯ ПОСЕТИТЕЛЬ # 13 ПРОСТРАНСТВО ИСКЛЮЧЕНИЯ/ Чрезвычайные и
Полномочные.
РЕКОНСТРУКЦИЯ
ТЕТРАКТИС
УДМУРТИЯ. RESEARCH
УРРА, УРАЛ ШЛЮЗЫ. СМЕНА ПОЛЮСОВ
ГУСЛИЦА: ДОМ КУЛЬТУРЫ
HEAVY METAL
ET IN ARCADIA EGO
LENIN: ICEBREAKER
OFF-MODERN
PROMEMORIA
ROOM ROOM ROOM
UCHRONIA |
◄Гости:
МИРОСЛАВ БАЛКА. ФРАГМЕНТ Видеоинсталляции 1998 – 2010 годов Кураторы: Марек Годжиевский и Наталия Гончарова Места проведения: ГЦСИ, выставочный зал ВИНЗАВОД, залы бывшего винохранилища 10 октября - 10 ноября. Первая в России персональная выставка Мирослава Балки «Фрагмент». Его называют «мастером беспредельного видения», а его работы, наделенные «элементом поэзии и мистики», всегда связаны с местом, где они были задуманы и созданы. На выставке будут представлены известные работы художника, ставшие классикой современного искусства, такие как Winterreise (2003), Carrousel (2004г), BlueGasEyes (2004) и др. ДЖОН БАЛДЕССАРИ. 1+1=1 Место проведения: Центр современной культуры «Гараж» 21 сентября - 24 ноября. О проекте: У первой в России выставки работ Джона Балдессари под названием «1+1=1» два куратора: Кейт Фаул, новый главный куратор «Гаража», и Ханс-Ульрих Обрист, советник Центра по международным программам. На выставке будут представлены самые последние произведения художника, в которых он выражает свой иронический взгляд на каноны истории искусства и продолжает давнее исследование противоречий между словом и образом. Эти работы 2011 и 2012 годов были созданы в виде четырех взаимосвязанных серий. На этой выставке они впервые будут собраны вместе. В преддверии открытия выставки состоится публичная дискуссия Джона Балдессари и Ильи Кабакова. Художник также создаст новую работу на рекламном щите в Парке Горького. К выставке будет выпущен иллюстрированный каталог с сопроводительными текстами, написанными самим художником, кураторами и другими специалистами в области искусства.
АНДРЕЙ РОЙТЕР. ОТКРЫТЫЙ ДОМ ВАДИМ ЗАХАРОВ. ПЛЯСКА МЕРТВЫХ ЯЗЫКОВ. Осенняя коллекция одежды.
ЭРВИН ВУРМ. ABSTRACT ABSTRUSE / ТРУСЛИВЫЙ ТРАКТОР
УТОПИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ? ЭЛЬ ЛИСИЦКИЙ, ИЛЬЯ И ЭМИЛИЯ КАБАКОВЫ |
◄Философская
конференция "«Judgment Day, или Проблема
эстетического суждения»" 28 и 29 сентября 2012 Лекторий Политехнического музея Философские дискуссии в рамках крупных смотров актуального искусства на сегодняшний день являются международной традицией. Сегодня невозможно говорить об искусстве как об автономной сфере, оно стало частью социального и политического опыта, и потому в подобных конференциях участвуют не только художники и искусствоведы, но и социологи, философы, системные аналитики, политологи и т. п. Московская биеннале уже имеет опыт организации интеллектуальных дискуссий, которые стали фундаментальной и неотъемлемой частью выставочного проекта. Так, в 2003 году состоялась конференция «Большой проект для России. Проблемы и перспективы». В ней приняли участие такие всемирно известные международные кураторы, как Харальд Зееман, Франческо Бонами, Ханс-Ульрих Обрист, Джермано Челант, Рене Блок и Роберт Сторр. Итогом конференции можно назвать формирование и реализацию проекта «Первая Московская биеннале современного искусства» 2005 года. В рамках следующей, Второй биеннале в 2007 году была организована международная конференция «Создавая мыслящие миры». В открытой дискуссии по актуальной проблематике в области философии, политики и искусства приняли участие выдающиеся ученые и теоретики в области современной философии и эстетической теории: Джорджио Агамбен, Борис Кагарлицкий, Шанталь Муфф, Молли Несбит, Жак Рансьер, Михаил Рыклин, Саския Сассен, Бернар Стиглер, Михаил Ямпольский. Конференция стала ярким событием в интеллектуальной жизни Москвы и послужила теоретической платформой для Второй Московской биеннале современного искусства, связав между собой различные области гуманитарного знания и искусство. Конференция «Judgment Day, или Проблема эстетического суждения», которая пройдет 28 и 29 сентября 2013 года, посвящена осознанию новых моделей анализа современных глобальных процессов в гуманитарном знании. «Сегодня часто говорят о том, что наиболее влиятельные течения в критической теории, которые основывались на моделях, унаследованных от традиции диалектики, нигилизма и противостояния, начинают терять свои позиции. Возможно, мы должны внедрить новые модели, прибегнуть к новым и гибким стратегиям для того, чтобы оставаться в зоне актуального; возможно, на смену им должны прийти новые теоретические и практические стратегии. Хотя, не исключаю, что такой радикальный подход является очередным миражом, но тщательнее скрытым, чем тот, что принято называть «обществом спектакля», игравшим на нашем неискоренимом желании пойти на поводу у существующего порядка вещей», – говорит один из инициаторов конференции Свен-Олов Валленштейн. Конференция 2012 года объединяет вместе семь разных школ и точек зрения. В ней примут участие Светлана Бойм (Гарвардский университет, США), Свен-Олов Валленштейн (Содерторнский университет, Швеция), Кристоф Менке (Франкфуртский университет имени И.В. Гете, Германия), Елена Петровская (Институт философии РАН, Россия), Джон Райхман (Колумбийский университет, США), Джон Робертс (Вулверхэмптонский университет, Великобритания) и Кети Чухров (Российский государственный гуманитарный университет, Россия). Участники конференции обсудят наиболее актуальные проблемы современной критической теории в отношении современного искусства и эстетики, политическую экономику визуального образа, а также историческую и философскую генеалогию эстетического суждения. Модераторами конференции выступят Иосиф Бакштейн и Свен-Олов Валленштейн. |
![]() |
◄4
Московская
биеннале современного искусства «ПЕРЕПИСЫВАЯ МИРЫ»/ «REWRITING WORLDS»
23 cентября
- 30 октябрь 2011 года. Открытие
22 сентября> Основной проект в ARTPLAY на Яузе и в ЦУМе> ◄Cпециальные проекты> ◄Гости: Семён Файбисович ("Красный Октябрь" 19 сентября - 15 ноября), William Kentridge ("Пять тем" - "Гараж" 30 сентября - 1 декабря), Bertrand Planes ("Bump It! Tour 2011" - Фонд "Екатерина" с 3 ноября), Jannis Kunellis, Ирина Нахова ("Комнаты" - ММСИ 19 мая - 3 июля, "Родная речь" - Фонд ЭРА 28 сентября - 30 октября)> ◄В рамках Основного проекта представлено 12 произведений российских художников — Марины Алексеевой, Надежды Анфаловой, Алины Гуткиной, Ольги Киселевой (Россия / Франция), Таисии Коротковой, Елены Елагиной и Игоря Макаревича, Таус Махачевой, Валерия Чтака, а также групп «Синий суп», «Электробутик», Группы учебного фильма (Евгений Фикс, Давид Рифф, Илья Будрайтскис, Николай Олейников) и совместная работа Алексея Борисова, Ольги Носовой и Vtol. |
![]() |
◄Третья
Московская
биеннале современного искусства "Против исключения"/ Against Exclusion
24 cентября
- 25 октября 2009 года. Центр современной культуры «Гараж» - основной проект - до 1 ноября 2009> Куратор основного проекта Жан Юбер Мартен. В основном проекте представлено более 50 художников Европы, США, Азии, Южной Америки, Африки и Океании> |
◄Жан-Юбер Мартен - кое-что о предстоящей Третьей Московской международной биеннале современного искусства. 23 сентября 2008> |
◄Третья Московская международная биеннале современного искусства будет носить название «Против исключения», что должно подчеркнуть ее открытый и интернациональный характер. Об этом сообщил куратор биеннале Жан-Юбер Мартен. 19 сентября 2008> |
◄Третья
Московская
биеннале современного искусства> ◄5 августа 2008 назначен куратор III Московской международной биеннале современного искусства, которая состоится в 2009 году. Им стал 63-летний Жан-Юбер Мартен, куратор Национальных музеев Франции, бывший директор парижского Центра Помпиду, автор выставок, ставших классикой кураторского искусства,— "Москва—Париж", "Москва—Берлин", "Маги земли". |
![]() |
◄Основной
проект 3-й Московской биеннале современного искусства в 2009 году будет
курировать 63-летний Жан-Юбер Мартен, куратор Национальных музеев Франции,
бывший директор парижского Центра Помпиду. Однако в текущей ситуации
вероятно важней, что Мартен входит в состав жюри
Премии Кандинского, в
связи с чем зачастил в Москву, по условиям Премии познакомился с изрядным
количеством работ наших художников. Во время такого приезда
комиссар биеннале Иосиф Бакштейн и предложил ему единолично заняться
выставками нашего главного фестиваля. Может статься, что это главная удача
за недолгую пока историю Московской биеннале - наконец-то прийти к
творческому единовластию, да еще заполучит на эту роль специалиста не только
заметного на международной арт сцене, но и хоть немного знающего нашу. <Ирина Кулик в "Коммерсанте" за 23 ноября 2007 сообщает, что "Третья Московская биеннале, возможно, не единственный проект Жан-Юбера Мартена, который сможет увидеть российская публика... под эгидой Московской биеннале запускается проект "Классика современного искусства", проходящий в очередь с собственно биеннале. В 2008 году первой выставкой из этого цикла должна стать экспозиция, посвященная истории концептуального искусства, курировать которую будут Иосиф Бакштейн и Жан-Юбер Мартен"> |
![]() |
◄Вторая
Московская
биеннале современного искусства. Открытие> <Открытие 1 марта. Основной проект на 19 - 20 этажах башни Федерация. 19 этаж справа, примерно в четверти высоты башни от земли, светится фиолетовым. Это светится "Aurora" Карнеллы Гросс (Carmela Gross). Далее здесь> <Сводное расписание биеннале здесь. С 1 марта по 1 апреля 2007 года. Тема биеннале «Геополитика, рынки, амнезия. ПРИМЕЧАНИЯ»> <Соц-Арт в ГТГ, выставки на Винзаводе, подлодка у Большого Каменного моста> <Выставки в ГЦСИ, Скелтон на FАБРИКЕ, Лука Панкраци> <Экспозиции выставок Основного проекта представлены в Торговом центре ЦУМ и Башне Федерации> <В рамках программы «Специальные гости биеннале» подготовлены выставочные проекты всемирно известных художников – Даррена Алмонда, Пипилотти Рист, Джеффа Уолла, Вали Экспорт, Луки Панкрацци, Комара и Меламида. Кроме того: ретроспектива Пьера и Жиля, фильмы Мэтью Барни, проекты «Верю», «Движение, эволюция, искусство», «Соц-арт. Политическое искусство в России и в Китае», «Мыслящий реализм», Art Digital 2006 и другие> <Программа специальных проектов Второй Московской биеннале ставит перед собой задачу познакомить зрителей с современным искусством в России и в мире. |
![]() |
◄27 февраля состоялся 2-й этап конференции "Создавая мыслящие миры" на тему «Современное состояние эстетической теории» в рамках Второй Московской биеннале современного искусства. Наибольший интерес вызвала полуторачасовая лекция Джорджио Агамбена "Искусство, без-деятельность, политика"> |
"...следует радикально изменить нашу привычку рассматривать проблему взаимоотношений искусства и политики. Искусство – это не эстетическая деятельность человека, которая потенциально и при определенных обстоятельствах способна обретать также и политическое значение. В самой своей основе, конститутивно, искусство есть политика, поскольку оно есть деятельность, приостанавливающая деятельность и переводящая в созерцание наши привычные смыслы и жесты и, таким образом, открывающая их для нового использования..." - Лекция полностью> |
◄17-18 ноября 2006
г. в рамках 2-й
Московской биеннале Международная
конференция по философии, политике и
эстетической теории «Создавая
мыслящие миры». |
Почему я не остался-таки на обсуждение,
дискуссию и не пошел на второй день? Во-первых, я понял, что мой английский не позволит пообщаться без услуг переводчика - уж больно сложные вопросы следовало бы прояснить. На переводчиков же надежды не могло быть никакой. Хотелось бы знать, кто и где их подбирал. Особенно женщину, которая непрестанно хихикала. Вероятно философские рефлексии действуют на нее схоже со звучанием иностранной речи на Ванду из фильма "Рыбка по имени Ванда". Во-вторых, заявленная причастность конференции к предстоящей 2-й Московской биеннале современного искусства, по крайней мере в первый день, не состоялась. Разве что Рансьер упомянул периферийную роль искусства в разоблачении глобального мира. Но не развивал эту мысль. И не отметил, что красивое название конференции "Создавая мыслящие миры" вероятно придумано не теми, кто предлагал тему биеннале. У меня даже сложилось впечатление, что докладчики не знали о заявленной теме биеннале "Геополитика, рынки, амнезия. ПРИМЕЧАНИЯ". О том, что по мнению кураторов современное искусство способно лишь на некоторые "примечания" к происходящему сегодня. А если знали, то не захотели скорректировать свои обкатанные доклады. Рансьер, похоже, понимал это. Поэтому и начал с рассказа о биеннале в Севилье и оказался единственным, кто хоть обмолвился о наступлении фундаментализма, о возвращении фундаментализма во все общественные структуры. Не знаю, получил ли развитие в ходе дискуссии его тезис об отходе от логики консенсуса. Ведь эта логика глубоко укоренена и в системе искусства. Вместе с тем, чуткие, находящиеся в поиске художники ощущают сегодняшние процессы, такие как наступление фундаментализма, не "после", а скорее "до философии". Пример - Олег Кулик, затеявший и продолжающий катакомбные обсуждения предваряющие одну из биеннальных выставок "Верю". И затеявший их не на пустом месте - общеизвестный факт, только что завершившаяся 1-я биеннале в Сингапуре имела тему "Вера". Там, кстати, весьма успешно был реализован проект Владимира Куприянова "Русская античность. Страшный суд". На мой взгляд, докладчикам надо было дать вводную задачу - соотнести свои доклады: 1) с темой предстоящей биеннале; 2) c биеннале в Сингапуре; 3) с заявленной выставкой "Верю". Вот это сомнений нет, было бы чрезвычайно интересно. А то, что было в 1-й день конференции, скорее похоже на предъявление известных имен. Само по себе более значимое, чем интеллектуальный резонанс, который способны вызвать их рефлексии, хотя бы частично связанные с тремя вышеназванными, а может быть и еще с какими-то существенными для предстоящей биеннале темами. Ю.П. > |