ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

"Город Россия" Павла Пепперштейна

Проект "Коллекция". Ранние работы Павла Пепперштейна

<<С 25 ноября 2007 г.  по 15 января 2008 г. в галерее Риджина на Винзаводе "Город Россия" Павла Пепперштейна. Вернисаж 24 ноября 20:00. Этой выставкой Риджина официально открывает новое пространство на территории Винзавода.  В этом новом футуристическом проекте художник и писатель Павел Пепперштейн обращается к животрепещущей теме сохранения культурного наследия России. Привлечь внимание власти к этой проблеме Павел Пепперштейн решает общественным  действием. Художник подписал и направил на имя президента РФ Владимира Путина, губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, мэра Москвы Юрия Лужкова открытое письмо, в котором он не только излагает суть проблемы, но и предлагает возможные решения (открытое письмо).
В серии новых живописных работ ГОРОД РОССИЯ Павел Пепперштейн иллюстрирует свои идеи. Художник изображает застроенный фантастической архитектурой футуристический город, который одновременно воскрешает в памяти масштабные утопии по тотальному переустройству космоса русского авангарда, инспирированные новыми социальными теориями архитектурные проекты 20-х годов XX века и оптимистическую веру в будущее 60-х.  
На выставке представлено 15 работ из проекта ГОРОД РОССИЯ. Они выполнены в строго горизонтальном размере, это, по мнению автора, дает наглядную перспективу, позволяет заглянуть «за горизонт, в будущее».
ГОРОД РОССИЯ - не только чисто художественный, но и социально-политический проект Павла Пепперштейна , с точки зрения современной прагматики выглядит чистой утопией. Впрочем, в истории России не раз случалось, что самая вызывающая утопия становилась реальностью.

Сезон 2007 - 2008 в галерее Риджина.

Проект "Коллекция". Ранние работы Павла Пепперштейна

<<С 21 декабря 2007 по 13 января 2008 в галерее "Риджина" выставка проекта "Коллекция", "Альбомы" Павла Пепперштейна. Куратор проекта – Мария Кравцова, историк искусства и арт-критик. Собрание галереи РИДЖИНА начало складываться в начале 90-х, и насчитывает более тысячи произведений  таких знаковых для постсоветского искусства художников, как Иван Чуйков, Константин Звездочетов, Олег Кулик, Мария Серебрякова, Олег Голосий, Семен Файбисович. Проект «Коллекция» открывается выставкой ранних работ Павла Пепперштейна, которые будут представлены в отдельном выставочном пространстве, одновременно с новым живописным циклом художника «ГОРОД РОССИЯ». Выставка носит название «АЛЬБОМЫ» и объединяет три альбома, созданных  в начале и середине 1980-х годов, в «домедгерменевтический» период творчества художника>

<В сезоне 2007-2008 галерея РИДЖИНА параллельно со своей основной программой представит проект «Коллекция» - целый ряд выставок (персональных и тематических), на которых будут представлены произведения из собрания галереи РИДЖИНА. Выставки будут проходить в малом зале галереи, параллельно с основной выставочной программой. Куратор проекта – Мария Кравцова, историк искусства и арт-критик.  

Собрание галереи РИДЖИНА начало складываться в начале 90-х, и сегодня в нем  более тысячи произведений, среди которых такие знаковые для постсоветского искусства работы, как мозаика «Артисты метростроевцам», живопись из серии «Пердо» и инсталляция «Бабцы-факасы» Константина Звездочетова. Среди жемчужин собрания - ранняя и, заметим, практически неизвестная современному зрителю, скульптура Олега Кулика (в конце 80-х он был одним из учеников классика нонконформисткого искусства Бориса Орлова), созданные в начале 90-х объекты художницы Марии Серебряковой, живопись легендарного Олега Голосия и многое, многое другое.  

Проект «Коллекция» мы открываем выставкой ранних работы Павла Пепперштейна, которые будут представлены параллельно с новым футуристическим живописным циклом художника «ГОРОД РОССИЯ». Выставка носит название «Альбомы» и объединяет три альбома, созданных в начале и середине 80-х годов прошлого столетия, в домедгерменевтический период творчества художника. Сын одного из основателей концептуализма художника Виктора Пивоварова Павел Пепперштейн, начиная со своих ранних работ,  последовательно продолжал и развивал концептуальную линию в русском искусстве. В частности, уже в начале 80-х он пытался осмыслить и создать свою версию концептуального альбома. «Еще в детстве я стал свидетелем того, как Кабаков и Пивоваров создавали жанр концептуального альбома. Могу даже сказать, что альбомы Кабакова и Пивоварова я, наравне с акциями КД, считаю венцом концептуального искусства. Я хотел, чтобы этот жанр стал каноническим. Мне представлялось, что в нем работают  разные художники, но все они придерживаются  разработанных основоположниками этого жанра схем и правил. В альбоме «Наблюдения» я попытался развивать этот канон, постигнуть его возможности. Зритель может видеть, что многие элементы - рамки, подписи, шрифты имитируют кабаковские и пивоваровские образцы».   

1) Альбом «Наблюдения» был начат в 1983 и закончен 1984 году.
В этот период Павел Пеперштейн был увлечен рисунками душевнобольных, и даже собирал посвященную творчеству пациентов психиатрических клиник научную литературу и альбомы. «Меня интересовало, как конфигурация психики отражается на рисунке, сюжете, композиции, тематике» - комментирует альбом «Наблюдения» художник: «Мне даже удалось достать знаменитый двухтомник крупнейшего советского психиатра Андрея Владимировича Снежневского, который собрал одну из самых больших коллекций таких рисунков. Изучив их, я понял, что невозможно изобразить чужой диагноз, каждый душевнобольной замкнут в свой системе изобразительности также, как в своей психической картине».
Павел Пепперштейн попытался овладеть изобразительными приемами всех диагнозов, что дало ему «возможность комбинаторики и постмодернисткой игры». Каждый лист альбома «Наблюдения» является попыткой имитировать стиль и воссоздать внутреннюю логику рисунка, созданного человеком с тем или иным психическим отклонение. Мы видим «рисунки» шизофреника, параноика, человека, страдающего маниакально-дипрессивным психозом или истерией.
Впрочем, некоторые из листов альбома «Наблюдения» имели прототипы не только среди произведений душевнобольных.   Заполненный людьми город листа №… инспирирован посвященной лондонским трущобам серией французского графика Гюстава Доре: «Меня завораживал образ трущоб, я постоянно читал Диккенса и других авторов, которые описывают жизнь низов общества» - прокомментировал  художник.  

2) Альбомы «Ленин» и  «Рисунки Сталина» были созданы в 1985-1988 годах.
А) Альбом «Ленин». Павел Пепперштейн всегда интересовался фигурой Владимира Ленина. Впрочем, Ленин интересовал художника не столько как реальный исторический деятель, сколько как персонаж советской мифологии и массовой культуры. Альбом «Ленин» является имитацией посвященной вождю мирового пролетариата тематической коллекции рисунков, созданных разными авторами. Среди «авторов» (автор, естественно, один - виртуозный рисовальщик Павел Пепперштейн, который имитирует разные стили или я бы даже сказала «руки») рисунков были как профессиональные художники, так и душевнобольные, дети, бывшие авангардисты, которые в какой то момент пытались, но так и не смогли понравится советской власти, наркоманов.

Б) Альбом «Рисунки Сталина». В этом альбоме, как и во многих своих последующих работах Павел Пепперштейн скрывается за личиной персонажного автора, в роли которого на этот раз выступает Иосиф Сталин. Сам художник играет более скромную роль, он лишь находит неизвестную исследователям папку с шаржами и портретами ближайших соратников Сталина, которые Сталин делал во время заседаний и совещаний. Лишь один рисунок – портрет Ленина был сделан по памяти, уже после смерти вождя мирового пролетариата.

<Павел Пепперштейн родился в семье художника В.Пивоварова в 1966 году.
 В 1987 году он  закончил Пражскую Академию Художеств и основал группу «Медицинская герменевтика».
В целом творчество художника формировалось под влиянием концептуалистов Ильи  Кабакова и Виктора Пивоварова.
Персональные зарубежные выставки (избранно):
2007 Говорящие животные, Галерея Кауфман, Цюрих
          Пейзажи будущего, Галерея Современного искусства, Ванкувер
2006 Рисунки, Музей искусств, Базель
2001 Die Ausstelung eines Gespraches: совместно с Б. Гройсом и И.Кабаковым, Дом искусств, Цаг, Швейцария
2000 Как встретить  Ангела, совместно с И. Кабаковым, Галерея Спровиери, Лондон
Групповые зарубежные выставки (избранно):
2007 MOSCOPOLIS, центр искусств Луи Вьюиттона, Париж
          Выставка в  Музее Современного Искусства, Антверпен
          Интеллектуальный реализм, специальный проект для 2й Московской биеннале в Третьяковской галерее, Москва
2004  26 Биеннале в Сан Пауло, Павиольон Сициллио Матараццо, Сан Пауло
2004-2003 Москва-Берлин-Москва 1950-2000, Исторический музей, Москва, Мартин Гропиу-Иау, Берлин
Сезон 2007 -2008 в галерее Риджина.

2007

20 декабря 2007 - 13 января 2008                  
Павел Пепперштейн. Альбомы
Выставка в рамках проекта Коллекция
Галерея РИДЖИНА представляет три ранних альбома Павла Пепперштейна (Альбом наблюдений, Альбом Ленина и Альбом Сталина) из своей коллекции.   

2008 

26 января – 29 февраля
Без слов
РИДЖИНА представляет работы таких звезд международной художественной сцены Трейси Эмин, Бэнкси, Мартина Киппенбергера, Барбары Крюгер, Джека Пирсона, Ричарда Принса, Нео Рауха, Эда Руша, Марка Тичнера и др.


9 февраля - 29 февраля
Хосе-Мария Кано. Портреты           
В малом зале параллельно с групповым проектом Без слов РИДЖИНА представляет сделанный специально для Москвы проект испанского художника Хосе-Мария Кано, который активнее, чем другие современные авторы, интегрирует текст в свои произведения.  

15 марта – 10 апреля
Сергей Братков  
В рамках Московской Фотобиеннале галерея представит новый проект Сергея Браткова.  

29 марта – 10 апреля.
Константин Звездочетов
Выставка в рамках проекта Коллекция
Константин Звездочетов неоднократно сотрудничал с галереей как художник и как куратор. В коллекции РИДЖИНЫ хранятся такие знаковые для современного русского искусства его работы как мозаичное панно Артисты метростроевцам (В 1994 году демонстрировалась на выставке Documenta IX в Касселе, Германия), инсталляция Бабцы-Факасы (1996), живопись из проекта Пердо (1987) и многое другое.  

19 апреля – 10 мая
Семен Файбисович. Just painting                  
Галерея РИДЖИНА сотрудничает с Семеном Файбисовичем на протяжении более 15 лет. В 1995 года художник, по собственному выражению, «отложил кисти» ради новых медиа – фотографии, видео и т.д. Сегодня он, ощущая потребность отобразить новую реальность с помощью старых средств выразительности, возвращается к живописи.  

26 апреля – 10 мая
Николай Бахарев. Отношения (Пляж)
Выставка в рамках проекта Коллекция
Фотограф Николай Бахарев получил известность на рубеже 80-х и 90-х годов XX века. РИДЖИНА покажет именно те работы, с которых началась его слава – откровенную серию Отношения (Пляж), некогда разрушившую представление о том, что в «СССР секса нет».            

17 мая – 17 июня
Мария Серебрякова. Новые работы
Галерея представит новый живописный цикл автора сложных и утонченных работ Марии Серебряковой - одного из немногих русских художников, добившихся признания на Западе.  

31 мая – 17 июня
Мария Серебрякова
Выставка в рамках проекта Коллекция
В малом зале в дополнение к основному проекту Марии Серебряковой мы представим ретроспективу ее работ из собрания галереи РИДЖИНА.

<Открытое письмо  

Президенту Российской Федерации Путину В.В.

Губернатору Санкт-Петербурга Матвиенко В.И. .

Мэру Москвы Лужкову Ю.М.  

Глубокоуважаемые господин президент, госпожа губернатор и господин мэр! 

В городах Москва и Санкт-Петербург происходят события, угрожающие основам культуры и самосознания нашей страны. Речь идет о грубом изменении облика этих городов, которые осуществляются с полным пренебрежением, как к мнению подавляющего большинства жителей, так и к общепринятым цивилизованным нормам обращения с культурным и историческим наследием. Разрушение ценных исторических памятников и просто прекрасных старых зданий, построенных в разные эпохи, несущих в себе память о различных периодах нашей страны, уничтожение целых кварталов, составляющих неотъемлемую часть духа и атмосферы главных центров России, с последующей перезастройкой, характер которой продиктован коммерческими соображениями и амбициями, не опирающимися на достойные культурные и эстетические основания – эти действия невозможно определить иначе, как варварские. Результаты этих преобразований представляются обществу в качестве знаков экономического процветания, успеха, богатства, хозяйственной заботы, прагматизма, блеска, размаха и принадлежности к современности. На деле эти изменения городских пространств, несмотря на их роскошь и экономическую эффективность низводят, две важнейшие европейские столицы нашей страны – Москву и Санкт-Петербург – на уровень городов третьего мира, внезапно испытавших экономический бум.  

     Никакие успехи на пути врастания этих городов и России в целом в мировую экономическую инфраструктуру не оправдывают эти изменения, потому что по ходу уничтожается то, что не сможет заменить никакая инфраструктура – души этих великих городов. Последствия истребления этих великолепных и таинственных душ будут чрезвычайно мрачными для всей страны: прежде всего подобные утраты подтачивают сам «смысл России», а смысл той или иной страны, хоть и не может быть выражен словами, тем не менее, на глубинном уровне остро ощущается как ее жителями, так и окружающим миром. Этот смысл не может быть сведен к идее экономического развития и прогресса.  

     Колоссальные финансовые и организационные инвестиции в обновление этих городов оборачиваются глубокой девальвацией самой их сути.  

     В Москве «разрушение под видом процветания» приобрело катастрофические масштабы. Санкт-Петербург еще можно спасти. Призывая срочно остановить разрушение  этих важнейших культурных центров мира, я отдаю себе отчет в необходимости возникновения новых, совершенно соответствующих современности и нацеленных в будущее городских пространств. Особенно это касается тех городских пространств и сооружений, которым надлежит составлять собой столицу России. Однако зачем строить новое на месте уничтожаемого старого? Эта практика не только безжалостна и преступна по отношению к культурному наследию прошлого, она не только жестока по отношению к атмосферическим и эмоциональным ценностям, дающим сотням тысяч, а возможно, и миллионам людей ощущение осмысленности и неслучайности их существования, эта практика к тому же подтачивает то новое, что возникает за счет неоправданного уничтожения старого, она закладывает в структуру создаваемого нового зачатки будущего надлома, ощущение вины и этического недоброкачественности.  

     В свете сказанного выше, я предлагаю на Ваше рассмотрение проект строительства новой столицы России- города, который (согласно моему предложению) должен носить то же имя, что и страна, чьим центром этот город должен стать. Город Россия. Это название новой столицы должно дать всем россиянам ощущение того, что создаваемый город задумывается не как очередная «особая экономическая зона», а действительно как воплощение всей страны в облике города, как место, где каждый россиянин должен чувствовать себя как дома. 

     Центр новой столицы я предлагаю расположить ровно посередине пути из Москвы в Петербург, то есть примерно в районе Бологое- Вышний Волочок: это прекрасный край, богаты озерами, которые должны сыграть важную роль в урбанистическом ландшафте будущей столицы. Расположение города Россия  между двумя старыми столицами должно положить конец спору Москвы и Петербурга о том, кто из них имеет больше права на столичный статус. Новая столица должна стать чадом  старых столиц, их детищем, и их любимым совместным ребенком. «Дитя любви» Москвы и Петербурга - таков должен быть статус молодого города. Дело строительства новой столицы должно стать общим делом Москвы и Петербурга. И, полагаю, в первый период своего существования  город Россия может находиться под совместным управлением мэрий старых столиц - Москвы и Петербурга.  

     Строительство новой столицы в широком, слабо урбанизированном на данный момент ландшафте предоставит простор для реализации самых смелых, революционных архитектурных и инфраструктурных проектов, которым больше не придется тесниться в сдавленных условиях старых больших городов. Создание грандиозного «города будущего» привлечет колоссальные инвестиции, будет залогом стабильного экономического роста России в грядущем веке, а может быть и веках. Этот город своим появлением и обликом, а также своей тщательно продуманной и передовой социальной и экономической организацией, должен стать символом будущего нашей страны: он призван стать знаком надежды, местом будущей реализации самых чудесных мечтаний, которые на данный момент все еще кажутся несбыточными. 

     Этот город должен стать символом и воплощением лишь формирующейся в настоящее время системой идей, которым надлежит стать основанием российского будущего. Идеологический горизонт молодого государства - демократической России - не должен быть замкнут на идее благосостояния и личного успеха  каждого отдельного гражданина. Люди приходят в мир для того, чтобы познать мир и себя, для того чтобы принять участие в сотворении мира, но это участие должно быть бережным  и наполненным мыслью. Поэтому в новой столице России должен быть воссоздан дух Познания, культ духовного поиска и науки (изначально присущий нашей стране). Глубокое уважение к прошлому, сохранение его живым, изучение и развитие всего духовного, языкового, религиозного, этического и эстетического опыта народов нашей страны и всего мира, должно сочетаться с возрождением авангардного сознания в нашей стране, с возрождением смелого и увлеченного взгляда в будущее, которым запомнились двадцатые и шестидесятые годы ХХ века.  

     Старым столицам России- Москве и Петербургу - надлежит присвоить статус «живых музеев»: каждый старый дом, каждый переулок и улица, каждый двор, каждое дерево, всё (включая даже ветхие и функционально бессмысленные сооружения) должно быть объявлено драгоценным достоянием всей нашей страны, всего российского народа! За всем этим должен осуществляться бережный тактичный уход и реставрационная поддержка. Люди духа - художники, ученые, религиозные деятели, философы будут жить в этих старых столицах, а также беспечная молодежь, влюбленная во все прекрасное и несущее в себе древние тайны, а также, наоборот, пожилые люди, желающие жить в тишине, на любимых улицах своего детства, освобожденных от лихорадочного давления современности. Впрочем, люди, работающие в новой столице, тоже смогут жить в Москве или Санкт-Петербурге - современные поезда и другие транспортные средства  смогут доставить их из центра города Россия, менее чем за час. 

     Уважаемый господин Президент! Уважаемые госпожа губернатор и господин мэр! Я прилагаю к данному письму серию рисунков – фантазий, изображающих различные грандиозные сооружения и урбанистические ландшафты новой столицы в разные периоды будущего. Цель этих рисунков - пробудить воображение и дать почувствовать тот «свежий ветер будущего», который когда-то наполнял собой 20-е и 60-е годы ХХ века. Этот ветер и сейчас может коснуться наших душ, неожиданно предоставляя нам почти забытую возможность (вопреки духу нашего времени), внезапно взглянуть в будущее без страха, с восхищением и любопытством.  

     Вместе с тем прошу Вас не отнестись к этому письму и к идее новой столицы в целом как к идее художественного воображения, как к артистическому капризу. То, что это предложение исходит от художника, не означает, что необходимость в подобном проекте является вымышленной.  

С уважением,
 Павел Пепперштейн 
12 ноября 2007 года
Санкт-Петербург
Россия


TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO