Forum.jpg (14005 bytes)


МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ  ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ '2000
"INSTRUMENTA. ИСКУССТВО ПОЛЬЗЫ"

государственный выставочный зал "новый Манеж

state exhibition hall "novy Mаnege"

july 25 июля – august 7 АвгустА

пресс-релиз    культура/экономика/промышленность

события Форума художественных инициатив- 2000

арт-критика о Форуме-2000

В 1999-2000 гг. была проведена серия проектно-методологических семинаров: "Культура промышленного производства /производство промышленной культуры" (Петрозаводск, Тула), "Искусство пользы" (Иваново, Калининград, Тольятти), "Производство и произведение" (Саратов/Энгельс), руководитель Георгий Никич.

"Instrumenta" – выставка, представляющая проекты разнопрофильных организаций и фирм. Идеи (а также технологии, методики и материалы) были "извлечены" кураторами и консультантами из самих предприятий – их сотрудники и руководители активно участвовали в создании художественных аналогий проблематики и результатов своей трудовой деятельности.

"Искусство пользы". Художникам и дизайнерам и кураторам было предложено представить свои рассуждения об опосредовании обстоятельствами, иррациональном и рациональном, ангажированности, полезном и бесполезном...

Результаты выставки "Instrumenta" могут рассматриваться с практической точки зрения, как реализация возможностей использования культурных ресурсов в производственной сфере.

INSTRUMENTA:

"Волгатранстелеком" (Саратов)
объект "СТОГ"

Концерн "Российские защитные технологии"
Орнамент. Стратегия наполнения

Аппарат Комитета по государственному строительству Государственной Думы РФ
НОВОНОВОСИБИРСК

Минералогический музей им. А.Е.Ферсмана РАН
"Понимание приходит с опытом"

компания по продаже недвижимости "М-Вариант"
Позитив/негатив

Институт биохимии и физиологии растений и микроорганизмов
"ВСЕГДА С ВАМИ!"

ООО "Каганат"
Первый камень


предложение для Главпочтамта
НАРОДНАЯ ПОЧТА

Профессиональный лицей Ивановской государственной архитектурно-строительной академии
ЛИЦЕЙ

Бюро ритуальных услуг, Мастерская по ремонту иномарок
ГРОБ НА КОЛЕСИКАХ


ИСКУССТВО ПОЛЬЗЫ:

АНДРЕЙ БИСТИ

АЛЕКСЕЙ БОРОДИН

the bluesoup

ДМИТРИЙ БОГАТЫРЕВ

МИХАИЛ ГАВРЮШОВ

АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВ, ТАТЬЯНА ДОБЕР

АЛЕНА КИРЦОВА, ЮРИЙ ПАЛЬМИН

ЕЛЕНА КОВЫЛИНА

ВЛАДИМИР КУПРИЯНОВ

АНТОН ЛИТВИН

ГЕОРГИЙ ПЕТРОВ

АЛЕКСАНДР ПОДОСИНОВ

ОКСАНА САРКИСЯН

СЕРГЕЙ ТЕРЕНТЬЕВ

ФЕДОР ТОНЕЕВ

СЕРГЕЙ ШУТОВ


пресс-релиз    культура/экономика/промышленность


ГВЗ "Новый Манеж"
25 июля - 7 августа
организаторы: Комитет по культуре
правительства Москвы
МММВЦ "Олимп"
концепция и координация: Георгий Никич

Оказывается культура является и неотъемлемой частью и ресурсом развития больших и малых промышленных, производственных и посреднических организаций.
Фирмы и учреждения из различных городов России выступают в роли художников. Произведения, подписанные департаментом Госдумы, телекоммуникационными фирмами, подразделениями Российской Академии наук, фирмами по продаже недвижимости и ритуальным услугам: - представляют работы, являющиеся, оказывается, произведениями современного искусства. В соседних залах известные профессиональные художники и дебютанты предлагают свои "визуальные рассуждения" о пользе искусства и об искусстве пользы.

В пятый раз открывается МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ - важнейшее событие Московской художественной жизни в летнее межсезонье.

Основной идеей Форума на этот раз стало не столько обсуждение внутрихудожественных проблем (в 1996 году темой было искусство и агрессия, в 1997 - самоощущение художника в городе, в 1998 - "Контрольная станция
чувств", в 1999 - "культ культуры"), сколько исследование представления художников и кураторов о пользе и бесполезности их работы, зависимости, ангажированности и свободе.

Соответственно, половину "Нового Манежа" делят между собой 17 проектов-экспозиций, представленных художниками и кураторами из Москвы, Петрозаводска, Саратова и Тольятти. Таким образом, эту часть пространства
занимает выставка "Искусство пользы". Авторы предлагают, как правило, две группы произведений каждый. Именно в соотношении между различными (по обстоятельствам создания) работами и выражается мнение-ответ художника:

Сергей Шутов экспонирует два почти одинаковых флага ("Жизнь и смерть").
Художник-дизайнер Алексей Бородин строит большую инсталляцию - "Модель N", ее суть в том, что проектирование автомобиля для "поколения Next" растворяется в ностальгии и социологии. Георгий Первов подвешивает банан
недостижимо высоко. Его не достать, даже если все книги, разбросанные по полу, выстроить лесенкой... Фотограф Владимир Куприянов из Саратова дает возможность отличить творческую (кладбищенскую) и заказную (модель) съемки ("Клубника-земляника"). Юрий Пальмин и Алена Кирцова предлагают зрителям "ЕДУ" (впрочем, фактура изображений больше напоминает внеземные ландшафты).

В другой части зала выставка "Instrumenta". Здесь нет ни одного знакомого публике автора. Художниками здесь выступают  различные предприятия и фирмы: "Волгатранстелеком" (Саратов), концерн "Российские защитные технологии", Аппарат Комитета по государственному строительству Государственной Думы РФ, Минералогический музей им. А.Е.Ферсмана РАН, компания по продаже недвижимости "М-Вариант", Институт биохимии и физиологии растений и микроорганизмов (Саратов), ООО "Каганат", Профессиональный лицей Ивановской государственной архитектурно-строительной академии, Бюро ритуальных услуг и мастерская по ремонту иномарок (Ижевск).

Июль - время сенокоса. Волгатранстелеком мечет стог из оптоволокна и иных свойственных деятельности фирмы коммуникационных материалов (в каталоге такой стог занимает равное место в ряду "стогов" классического искусства - Босх, Милле, Левитан, Моне:)

Компания "М-вариант", с помощью художника-консультанта Оксаны Дубровской, формирует двузначный образ недвижимости - до и после евроремонта. Что художественнее - загаженные подъезды или стерильные коробки - этот вопрос адресуется зрителю (конечно же потребитель знает ответ заранее).

Концерн "Российские защитные технологии" предоставил в распоряжение известного художника Валерия Кошлякова бесконечную ленту голографических наклеек с изображением символа российской государственности - двуглавого
орла.

Минералогический музей создает масштабную инсталляцию "Понимание приходит с опытом". Хранящаяся в музее коллекция псевдоморфоз "вырастает" в металлических столбиках витрин из "помойки" в которой смешаны и взаимодействуют отходы человеческой деятельности и природные элементы. Философия минералогии позволяет по-новому взглянуть на соотношение жизни и смерти, формы и содержания: В одной из витрин можно увидеть "мышь", проросшую алькантитом и атакамитом - форма заполненная красивыми голубыми кристаллами и вправду когда-то была мелким грызуном (куратор проекта Дарья Новгородова напоминает о том, что образ псевдоморфозы использовал Шпенглер, описывая таким образом состояние послепетровской государственности в России в начале XVIII в.)
Псевдоморфоза по мыши.

Аппарат Комитета по государственному строительству Государственной Думы показывает, как с помощью множества шариковых ручек (средства чиновного делопроизводства), идей современных философов-утопистов и мастеровитых рук художников (Алексей Беляев-Гинтовт и Андрей Молодкин) создаются огромные картинные образы будущей России со столицей в Сибири (проект "Новоновосибирск").

Взаимо- и со-отношение реального и виртуального предмет логического и художественного анализа интернет-фирмы "Каганат".

Обаятельный, рукодельный, бредовый образ процесса обучения и самого учебного заведения демонстрирует Ивановская архитектурно-строительная академия ("Лицей").

Большой успех у публики обещает иметь "Гроб на колесиках" из Ижевска. Любой желающий может "прокатиться" в гробу. Выдержавшему 9 кругов выдается "свидетельство о смерти". Абсурдный погребальный ритуал можно понимать как акт художественной терапии.

Биологи растений научно подошли и к проблеме дизайна ("Всегда с вами!"). Увиденные в микроскоп (и сфотографированные) микроорганизмы, обитающие в бытовой среде, увеличены в миллионы раз и "превращены" в обивку стульев (на которых они успешно продолжают свою незаметную жизнь).


Музейный проект представлен на Форуме Кинешемским историко-художественным музеем (кураторы Марина Крайник и Георгий Никич). Простое сопоставление традиционных лаптей, сплетенных в конце XIX - начале XX вв. и варварски изувеченной картины предполагает несколько возможностей чтения "сюжета": вероятно в 1918 году некий крестьянин, попав на "территорию культуры" (в барскую усадьбу) почувствовав себя свободным, вырезает глаза и рот на портрете XVIII в. (это действие вполне сравнимо с радикальными современными художественными практиками:), с другой стороны, музей изыскивает возможность показать руинированное произведение, обратив, тем самым, внимание возможных спонсоров на необходимость реставрации.


Выставки МОСКОВСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ '2000 не являются самоцелью. Важным посланием организаторов является идея междисциплинарного взаимодействия. Активная позиция дает возможность участникам культурно-художественных процессов не только быть закрытыми в пределах своих институциональных и интеллектуальных интересов, но и сотрудничать с промышленно-производственной сферой, причем на равных партнерских основаниях, то есть не будучи просто используемой (прежде всего для создания простых дизайнерских и имиджевых оболочек).

Многие художники и некоторые концепции появились на выставке <INSTRUMENTA. ИСКУССТВО ПОЛЬЗЫ> в результате серии проектно-методологических семинаров (руководитель Георгий Никич), проведенных в Петрозаводске, Туле, Иваново, Саратове, Калининграде, Тольятти при поддержке Института "Открытое общество".

В программе Форума предусмотрены конференция, обсуждения, презентации проектов.

ГВЗ "Новый Манеж", Георгиевский переулок, дом 3

справки по тел. 924 66 93, 292 44 59, тел./факс 292 15 77

информационная поддержка: радиостанция "Эхо Москвы"