ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO

В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС  ПЕРИОДИКА ФОТОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

<<АРТикуляция  с Дмитрием Барабановым>

<<АРТикуляция №6 с Дмитрием Барабановым>

Еженедельные обзоры выставок, прессы, интервью. Выходит по пятницам>


<<АРТикуляция №6. Скандал: Дэмиен Хирст в преддверии анафемы. Закрома культурной памяти. Футуроутопия, лабиринты, мозаики и их симулякры. Герострат в трениках, искусство и вандализм>
<<Хирст и Антихирст

Ни для кого не секрет, что уходящий сезон 2003/2004 был отмечен ничтожным количеством арт-скандалов. Тирни Джирон так и не посадили за педофилию, респектабельный Олег Кулик выставляется у Зураба К. Церетели, «Книга мертвых» Арсена Савадова похоже окончательно инкорпорирована, Андрес Серрано живет на дивиденды, Орлан уже 11 лет как не кромсает свое лицо, Германн Нитч вышел на пенсию. Исправить «аномальное» положение вызвался неистовый Дэмиен Хирст
чья выставка «The Stations of the Cross» совместно с фотографом Дэвидом Бэйли только что открылась в британском филиале галереи Лэрри Гагозяна (Лондон, 30.04 - 5.06.2004).
Неожиданно Хирста заинтересовала такая тема как… последние часы жизни Иисуса Христа. Не надо быть Нострадамусом, чтобы предсказать, что получилось в итоге у автора акулы в формальдегиде

На экспозиции представлены 14 большеформатных цветных и разумеется, крайне провокационных, снимков. Цена отпечатков превышает 15, 000 фунтов стерлингов (за каждый). Стоит ли говорить, что транскрипция Страстей Господних в версии Хирста и Бэйли радикально отличается от традиционной христианской иконографии. 

Так, одна из работ представляет фигуру с коровьим черепом вместо головы, увенчанную мотком колючей проволоки и держащую в каждой руке по внушительному кухонному ножу. Сцена положения во гроб, особо почитаемая верующими, многозначительно демонстрирует человека в белой рубашке, лежащего в открытой картонной коробке. Запачканное пеплом и обильно усеянное сигаретными окурками распятие довершает картину.  Несмотря на заявления Хирста о том, что он совершенно не понимает, почему люди находят его творчество шокирующим, христиане по всему миру уже сочли их совместные с Бэйли работы скандальными и, вне всякого сомнения, оскорбляющими религиозные чувства.

Любопытно, что абсолютно в это же самое время в Москве, в галерее WAM демонстрируются мозаики противоположной направленности, а именно – апологетически христианской. На выставке художника-монументалиста Александра Корноухова можно увидеть образы, недвусмысленно отсылающие к канонам византийского искусства. Известно, что в свое время Корноухов работал над оформлением церковных интерьеров в России и на Украине, в Риме и Равенне. Все представленные сюжеты, разумеется, сугубо традиционные. Не знаю - коммерческий ли характер носит проект, однако, все же стоит отметить следующие моменты.


Итак:
1) совсем недавно галерея WAM прославилась фривольной экспозицией комиксов на тему Апокалипсиса, лишь по случайности не преданных анафеме;
2) далее ситуация кардинально изменилась и…  зрителей познакомили с выставкой Владимира Куприянова «Среднерусская античность. Страшный суд», запечатлевшего исчезающие фрески полуразрушенных храмов средней полосы России;

3) cейчас в галерее современного искусства можно увидеть еще более четко артикулированное, по своей сути сакральное, религиозное творчество.

Как бы то ни было, несмотря на всю свою традиционность и на пресс-релизный текст, составленный замечательным историком византийского искусства Ольгой Сигизмундовной Поповой, очевидно стремление Корноухова к поискам некой аутентичности, отчасти сравнимое с музыкально-продюсерскими изысканиями Питера Гэбриэла и Рая Кудера в далеких экзотических странах. 

Безусловно, в силу отсутствия соответствующей рефлексии, искусство Корноухова так же далеко от contemporary art’а, как этнографическая фолк-самобытность - от обильно аранжированной продукции World Music.
Тем не менее, очерченная тенденция обозначена предельно ясно - линии искусства и религии в наши дни постоянно пересекаются, о чем свидетельствует неослабевающий интерес к христианству как художников-адептов, так и критически настроенных фигурантов.

<<Закрома культурной памяти

Тем временем в галерее XL тоже демонстрируются мозаики, а точнее их симулякры, исполненные одной из самых интересных и перспективных московских художниц Ириной Кориной. Ее инсталляция «Назад в будущее» представляет собой: 1) коридор, напоминающий космические эксперименты декораторов киностудии Горького года эдак 1968, откуда попадаешь внутрь 2) миниатюрного помещения старой галереи XL на Маяковской, 3) где сквозь высокие выгородки видны яркие фрагменты псевдомозаик и монументальных росписей, недвусмысленно отсылающих к наследию академика РАХ Андрея Владимировича Васнецова, оформившего в свое время кинотеатр «Октябрь». 

Среди представленных образов можно без труда идентифицировать героически-сурового космонавта, здание СЭВ и тому подобную радужно переливающуюся футуристическую красоту, не одно десятилетие преследовавшую людей доброй воли советских семидесятых. Одним словом, замысловатая режиссура Кориной обыгрывает постмодернистскую модель лабиринта, когда игла находится в яйце, яйцо в утке, утка в зайце и т.д. Фантом старого помещения XL галереи маркирует то пространство, откуда художница стартовала со своей первой психоделической выставкой «29 трансформаций», одновременно становясь (со всей своей историей и легендами) объектом искусства. Корина воздвигла памятник рукотворный, к которому народная тропа не зарастет – это уже понятно. 

Новые мифологические конструкции в рамках перемены исторических декораций предполагают восприятие современного искусства в качестве альтернативной футуроутопии. Таким образом, согласно интерпретации Кориной, эстафета рекламы будущего перешла от официозных деятелей худкомбинатов к прозорливым галеристам и держащим руку на пульсе современным художникам. 

Но самое приятное, что при всем этом можно с чистым сердцем говорить и о качестве элегантно исполненного концептуального проекта, в формуле которого в виде ингредиентов наличествует и ирония, и многоуровневая рефлексия. Выставка определенно рекомендована к просмотру.


<<Подумайте, какой ужас!!!

Исследующий жизнь на границе трэша и гламура, фотограф Сергей Братков наследует традиции критического реализма. :-) При этом, сказать, что Братков глумлив – значит, ничего не сказать. Его выставка «Семь» в галерее «Риджина» декларативно затрагивает следующие сакраментальные темы: «Как сегодня стало страшно ездить в метро», «Дети - цветы в нашей жизни», «Кто поджег Манеж?», «Ложка меда в бочке дегтя», «Повсеместный невроз», «Жевательная резинка» и «Времена года». Поклонники его таланта, ожидающие увидеть очередные шокирующие и эффектные мегафотосерии, будут разочарованы. На выставке  - считанное количество на первый взгляд разрозненных фотографий. При этом, парадоксальный Братков предъявил как широкоформатные отпечатки, связанные между собой согласно весьма прихотливой логике, так и абсурдистский видеоролик – явный хит экспозиции. 

Триллер под названием «Чужой» (правильней было бы Другой) посвящен разгулу сатанинских сил в первопрестольной. А именно – похождениям одетого в маску Кинг-Конга урела, громящего битой все на своем пути, нападающего на прохожих и, в конце концов, поджигающего Манеж. Разумеется, появление нового «героя» - сверхдетерминировано, а разговоры о немотивированном вандализме хлещущего пиво и орущего дурным голосом герострата в трениках, ясное дело, неуместны. Также впрочем, как и рассуждения о дефектах электропроводки Манежа. Как бы то ни было, на этот раз Братков не только подверг саркастичному обнажению трофеи своей фотоохоты, но и обнаружил изрядную долю самоиронии по отношению к собственному излюбленному амплуа ехидного обличителя.


До новых встреч в эфире, удачи! Дмитрий Барабанов>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №5. Цветок на навозной куче YBA или отщепенец Хьюм в Москве. Меховые шапки Чернышевой и «Идентификация». Костюмы среди оружия и исполинских банкнот. Глория и виктория московской Фотобиеннале №5>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №4. Только силы добра! Гарные рок- хлопцi от Александра Петрелли. Пупс-арт: Ростан Тавасиев об инфантильном языке и силовом поле иронии. Каталог с медицинским названием "Арт-Клязьмы'03".  Ричард Аппиньянези - "Знакомьтесь: Постмодернизм">

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым - 3 - 12 апреля 2004. «Москва-Берлин» в контексте дефицита. Диалог культур и монолог куратора. Глумливая гомоэротика Вячеслава Мизина. Интимная арт-ходынка в галерее «Рефлекс». Псевдогендерный дальтонизм и конъюнктивит. Умер директор культурного центра “Дом» Николай Дмитриев>

АРТикуляция с Дмитрем Барабановым - 2 - 2 апреля 2004. Пираньи сожрут немецкого художника. Мусульманка в Макдоналдсе. Стратегии арт-бэндов или классика жанра. Награжденья-поздравленья. Скульптуры из коврового ворса. Шизорама. «Москва-Берлин» - есть качество!>

АРТикуляция - №1 - 24 марта 2004> 


TopList