ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO

В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС  ПЕРИОДИКА ФОТОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Великанов.15. На Нешат! Фильмы Ширин Нешат в Музее Кино.


neshatpro.jpg (2780 bytes)Untitled (Rapture) 1999
Начиная эту статью, чувствую себя очень неловко. Мне приходится нарушать элементарные принципы политической корректности для того, чтобы выразить свои мысли. Мне очень стыдно, но ничего поделать с собой не могу. Разговор идет о фильмах Ширин Нешат, которые можно было посмотреть 2-го апреля в Музее Кино (Киноцентр на Пресне). О том, как представляется это искусство официально, я говорить не буду, об этом можно прочитать в приложении (пресс-релиз показа) и в ссылках. Не буду я также говорить о поэтических и эстетических качествах творчества Ширин Нешат, я думаю, что другие скажут об этом лучше меня.

Не секрет, что современному художнику для того, чтобы быть успешным, нужно принадлежать хотя бы к одной социальной группе, по отношению к которой когда-либо существовала дискриминация. То есть надо быть или женщиной, или негром, или больным спидом, или гомосексуалистом, или инвалидом, или бурундийцем, а еще лучше обладать всеми этими качествами одновременно. Никто не говорит, что не надо бороться против дискриминации и харассмента, но с другой стороны, все то, что происходит теперь в "цивилизованных" странах по этому поводу, доходит до такой степени ханжества, что превращается в движение с обратным знаком. Я воспринял работы Нешат как циничное использование проблем отношения исламских стран и стран Запада и не менее циничную эксплуатацию противопоставления мужское-женское. Вот характерный пример - для своих фильмов Нешат использует массовки (туда-сюда бегают разделенные толпы мужчин и женщин). В Америке, где живет автор, такие массовки снимать было бы очень дорого, поэтому съемки организуются в Марокко и Мексике. Сама Нешат про это говорит так - мы рады дать заработать людям, которые нуждаются в самом небольшом заработке. Ну что ж, весьма похвальное стремление. Но показывается-то это искусство там, где оно востребовано. То есть в Америке и Европе. И сделано оно именно для того, чтобы проиллюстрировать западный взгляд на данные проблемы. Все это напоминает мне фразу одного иностранца, приехавшего в Россию для использования труда программистов и сказавшего: "У вас в России так много механических обезьян и они так дешевы!"

Я глубоко сочувствую жертвам трагических событий 11 сентября в Нью-Йорке, но честное слово, посмотрев фильмы Нешат, я понимаю теперь, почему исламский мир (пусть самая плохая и озлобленная его часть) запулил самолетами в американские небоскребы. Это поступок чудовищный и отвратительный, но черт возьми, должно же быть искусство, которое, не прибегая к таким радикальным жестам, будет адекватно рассматривать проблемы Востока и Запада?

Что касается мужского-женского, то мне пришло в голову, что у нас в России нет таких художников, как Нешат. Несмотря на обилие феминисток, у нас нет фильмов, в которых толпы женщин в кокошниках бегали бы отдельно от толп мужчин в сапогах. Я предложил автору снять фильм на русскую тематику или, по крайней мере, обучить какую-нибудь нашу видеохудожницу такому ремеслу. Но Нешат отказалась, мотивируя это тем, что в настоящее время она занята другими проблемами. Вообще, все ее ответы отличались необычайной восточной обтекаемостью и сладостью. В этом можно убедиться прочитав тексты интервью (см. ссылки). Так же обтекаемо, то есть никак, ответила она и на замечание Андрея Ковалева, который сказал о том, что, в принципе, эти фильмы не принадлежат дискурсу современного искусства, поскольку не рефлексируют по поводу языков и по поводу самой позиции автора.

Во время просмотра, тем не менее, был момент, когда что-то похожее на современное искусство появилось. DVD-проектор почему-то не мог воспроизвести один из фильмов и киномеханик (DVD-mechanic) несколько раз прокручивал в ускоренном темпе первую его половину. При этом даже появилась некоторая саморефлексия. Фильм целиком так и не был показан, но художница рассказала, чем должно закончиться (труп все-таки закопают в землю) и этим усилила впечатление современности. Добавлю к этому, что фильмы Нешат относятся скорее к "большому" кинематографу. Чем-то они напоминают упакованную в быстрорастворимые таблетки этику из современных фильмов Никиты Михалкова. Хотя сама художница назвала своим кумиром Тарковского.

Поучаствовал и Эйзенштейн, поскольку фильмы демонстрировались в зале его имени и этот зал был полон - практически вся московская художественная сцена явилась на просмотр. То ли на состоявшемся в этот день очередном вернисаже в рамках фотобиеннале была отдана команда "На Нешат!", то ли действительно велик интерес к автору, получившему широкую известность. Среди наших художников очень мало людей из дискриминируемых групп (если не считать, что все мы в такой группе, фраза из анекдота с Брайтон-Бич - какие вы белые, вы русские!). Поэтому есть чему поучиться у известного автора. Кстати, недавно я слышал теорию, которую развивал один полухудожник-полукритик. Он говорил, что недостаточно быть евреем, чтобы получить необходимые связи. Надо еще сделаться голубым. Нашлась в зале и видеохудожница активно предлагавшая Нешат творческую дружбу. Это была Алена Мартынова, которая ранее была известна тем, что решала проблемы мужского и женского публичным бритьем собственных гениталий.

В заключение сладкой патоки добавил Наум Клейман, который представлял Ширин Нешат в Киноцентре. Он произнес патетическую речь, в которой сравнил автора с библейскими пророками. С началом его выступления публика стала расходиться, в то время как Клейман употребил несколько раз слово "секулярный" по отношению к творчеству Нешат. Честное слово, лучше бы ее творчество не освобождалось от религиозного влияния. От кого-то из расходящихся зрителей я услышал, как автора нежно и ласково назвали "Ширинка".

Андрей Великанов
4 апреля 2002


ссылки:
http://www.carnegieinternational.org/html/art/neshat.htm
http://www.time.com/time/europe/photoessays/neshat/
http://www.iranian.com/Arts/Dec97/Neshat/
http://www.artincontext.org/artist/shirin_neshat.html
http://asuartmuseum.asu.edu/neshat/main.htm
http://owa.chef-ingredients.com/postUK/artp/neshat.htm


Государственный Эрмитаж
СЕС-Международное партнерство
Государственный Центральный Музей Кино
Петербургский фонд культуры и искусства
«Институт ПРО АРТЕ»
Национальный культурный центр «Казань»

«В известном смысле, мои работы предлагают очень реалистичный образ наших обществ, нашей культуры, нашей религии, нашей политики. Но в то же время в них есть эмоциональный уровень и мистический уровень, раскрывающие иной пласт ... идею поэзии и красоты, которая также является одним из аспектов этой' культуры, но недооценивается уже многие, многие годы».
Ширин Нешат

ФИЛЬМОГРАФИЯ

* Anchorage / Пристанище (1996)
* The Shadow under the Web / Тень под Паутиной (1997)

TRILOGY
* Turbulen / Беспокойный (1998)
* Rapture / Восторг (1999)
* Fervor / Страсть (2000)
* Soliloquy / Монолог (1999)
* Possessed / Одержимая (2001)
* Pulse / Биение (2001)
* Passage / Шествие (2001)

Ширин Нешат, - американская художница иранского происхождения (с 1974 года живет и работает в Нью-Йорке). Родилась в Иране, в городе Казвин в 1957 году. Окончив школу, переехала в США, где изучала историю искусства в Калифорнийском Университете в Беркли. Революционные события 1979 года помешали возвращению Нешат на родину, и только в 1990 году она снова оказалась в Иране, где за эти годы произошли кардинальные изменения. Потрясенная увиденным, Нешат назвала свою поездку «пугающей» и отнесла к числу событий,' «наиболее шокировавших» ее в жизни. Поездка во многом определила характер ее творчества, вдохновила на создание произведений, затрагивающих проблемы мусульманского общества./ В фотографических сериях «Unveiling» («Разоблачение», 1993) и «Women Of Allah» («Женщины Аллаха», 1994 - 1997) Нешат передает свое неоднозначное отношение к идеологии феминизма и Ислама. Художница . признает свою очарованность Востоком, но не скрывает внутренней отстраненности от него. На фотографиях серии «Женщины Аллаха» в качестве модели выступает сама Ширин Нешат.

В 1996 году Нешат начала экспериментировать в области кино. Трилогия видео-инсталляций в форме двойных видео-проекций развивает темы ее ранних фотографических работ. Три фильма «Turbulent» («Беспокойный», 1998), «Rapture» («Восторг», 1999) и «Fervor» («Страсть», 2000) сфокусированы на противопоставлении мужской и женской роли в исламском обществе. Подчеркивая разделение мира на «мужское» и «женское», Нешат проецирует свои фильмы на противоположные стены, помещая зрителя в центр художественного пространства, заставляя его играть активную роль. Видео-работы Нешат минималистичны по своему художественному решению и, подобно ее фотографиям, выполнены в черно-белой гамме. Костюмы героев и символы, вызывающие ассоциации с религиозными и социальными кодами, метафоричны и оказывают на зрителя почти гипнотическое воздействие. Контрасты во взглядах на роль мужчины и женщины в странах мусульманского мира подчеркиваются контрастами цвета. В 1999 году вышел фильм Нешат «Soliloquy» («Монолог»). Главная героиня (не исключено, что этот образ во многом автобиографичен)   находится в непрерывном диалоге с Востоком и Западом, между традицией и современностью. «Turbulent» принесла автору международную премию на Венецианской Биеннале и международную известность.

В числе последних работ Нешат -видеофильмы, созданные в 2001 году: «Possessed» («Одержимая»), героиня которого всем своим обликом и поведением противоречит стереотипным представлениям о том, как должна выглядеть «женщина Востока», и «Pulse». («Биение»). В каждом фильме универсальное значение раскрывается через рассказ о частном. В этих рассказах нет диалога, автор пользуется языком поэтических образов.'

Неотъемлемой частью видеоработ Нешат стало звуковое сопровождение. Экзотическая. музыка и вокал усиливают магнетизм визуального ряда. Сыозан Дейхим - автор почти всех саундтреков к работам Нешат — помогает ей мастерски использовать и сочетать в своих работах различные музыкальные традиции. Летом 2001 года в нью-йоркском Линкольн Центре состоялась премьера совместной работы Ширин Нешат и Филипа Гласса - фильм «Passage» («Шествие»).

Творчество Ширин Нешат получило заслуженное признание во многих странах. Ее выставки прошли в крупнейших музеях и галереях США,   Германии,   Австрии,    Италии, Великобритании, Швеции, Японии.

В рамках проекта будет демонстрироваться первый полнометражный фильм Шоджи Азари «К» (2001, 86 мин., драма). Шоджа Азари родился в Иране в 1957 году, в 1982 году переехал в США, в настоящее время живет в Нью-Йорке.

В 1998 году Шоджа Азари снялся в главной роли в фильме Ширин Нешат «Беспокойный». Начиная с 1999 года, он принимает участие в создании фильмов Нешат как соавтор сценария и второй редактор («Восторг», «Страсть», «Монолог», «Шествие»).

Фильм Шоджи Азари состоит из трех новелл, сюжетами которых послужили рассказы Франца Кафки. Сюрреализм визуального ряда, где смешаны ужас, трагедия, и мрачный юмор, погружает зрителя в философский мир одного из самых мрачных пророков в литературе двадцатого века.



САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
5 апреля, 14.00
Эрмитажный театр (Дворцовая набережная, 34)
лекция Ширин Нешат
фильмы Ширин Нешат
дискуссия

6 апреля, 13.00
Институт ПРО АРТЕ
(Петропавловская крепость. Невская куртина)
мастер-класс Ширин Нешат
фильмы Ширин Нешат
дискуссия
фильм Шоджи Азари


КАЗАНЬ
13 апреля, 12.00
Национальный культурный центр "Казань" (ул. Пушкина, 46)
фильмы Ширин Нешат
лекция Олеси Туркиной


Проект осуществляется при поддержке Фонда Форда и Института «Открытое общество» (Фонд Сороса).

Москва: www.museikino.ru  Санкт-Петербург: www.proarte.ru 



TopList

© 1994-2017 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO