ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO

В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС  ПЕРИОДИКА ФОТОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

О Неточке Незвановой как неотъемлемой части русской культуры


Алексей Шульгин, известный медиа-артист и профессор ПроАрте, имеет неразделенную любовь. Он так часто говорил о художнице Неточке Незвановой, так заразил своей любовью своих студентов, что образ Неточки заслонил собою образ самого Федора Михайловича, неосторожно написавшем полтора века назад одноименный роман.

Суть истории, рассказанной не Достоевским, а Шульгиным, вкратце такова. Несколько лет назад появилась виртуальная художница Неточка Незванова, которая довольно быстро прославилась своими сетевыми проектами. Среди продуктов ее труда были также и музыкальные перформансы, создаваемые с помощью некоторой программы, написанной неизвестными программистами и продаваемой за немалые деньги. Шульгин выдвинул гипотезу - Неточка не просто виртуальный персонаж, но ловкий рекламный трюк компании, производящей программу, направленный на расширение продаж продукта среди продвинутой публики. Он рассуждал так - компания Макдональдс понастроила везде свои заведения по продаже гамбургеров, но вот образованную публику туда не затащишь. А вот клуб ОГИ проявил необычайную изощренность на данном рынке и, начав с одной маленькой кофейни в книжной лавке и сидящим там поэтом Рубинштейном, превратился в мощную сеть интеллектуальных макдональдсов по всей Москве - с ресторанами, магазинами, галереями и т.д. Значит, говорил Шульгин, и в искусстве должно быть тоже самое. Хитрые и ловкие предприниматели провели маркетинговое исследование среди музыкантов, художников и других нужных людей и создали Неточку.  

Каково же было его удивление, когда в один из визитов в Амстердам он обнаружил, что существует реальная особа женского пола с новозеландским паспортом, в котором стоит не больше не меньше как "Netochka Nezvanova". Перед ее выступлением он явился к ней в гримерную, скромно представился и сказал, что он почитатель ее таланта и хотел бы завязать тесные творческие отношения. Неточка недоброжелательно посмотрела на него и сказала, что, да, она знает о существовании Шульгина, но через час у нее перформанс и ей надо приготовиться. Позвольте вам выйти вон! 

Андрей Смирнов, руководитель московского Термен-центра, был более удачлив. В программе очередного фестиваля, организованного им в Москве, значится: 13.11.2001 / 18-00 / ТЕРМЕН-ЦЕНТР / Неточка НЕЗВАНОВА (Новая Зеландия) – мастер-класс по программному обеспечению из центра STEIM (Амстердам).

Конечно же после всего, что говорилось, я решил пойти на это выступление и своими глазами увидеть это. Я ожидал чего угодно. Больше всего я склонялся к тому, что увижу самого Шульгина, переодетого в женскую одежду и дурящего публику очередным музыкальнвым перформансом. В самых смелых свих предположениях я доходил до того, что реально существующая Неточка поразит меня смелостью мысли, оригинальностью суждений и богатством идей.  

Действительность бывает так огорчительна! - сказал один четырехлетний мальчик, заслужив тем самым необычайное уважение воспитательницы детского сада. Каково же было мое разочарование, когда я увидел даму в возрасте от молодого до среднего, да позволена мне будет такая двусмысленность, которая долго и нудно объясняла публике, как пользоваться означенной музыкальной программой. Я так много видел мастер-классов, в которых ведущие рассказывали, как пользоваться Adobe Premier или Adobe Photoshop, что совсем не могу больше это слушать. Вместо того, чтобы говорить о принципах, концепциях и идеях, эти люди показывают, на какую кнопку надо нажать, чтобы получилось вот "это". Развернутый Help к программе чередовался видеозаписями перформансов, созданных с помощью такой или эдакой кнопки. Люди из интеллектуальной голландской тусни извлекали из струн, компьютеров и приборов заунывную "психоделику". Неточка поясняла, что показывает это несмотря на то, что эстетически ей эти выступления не нравятся.

Я сказал Неточке, что думал, что она на самом деле не существует и пришел смотреть на переодетого Шульгина. Я спросил, может ли она подтвердить или опровергнуть свою виртуальность. Неточка сказала, что Шульгина знает, но что он по ее мнению слишком много говорит (имелось в виду - болтает). А свою виртуальность она подтвердить или опровергнуть не может. Тогда я спросил, - раз ее существование сомнительно, а, с другой стороны, эстетически ей что-то не нравится, то может ли она хотя бы подтвердить существование актуальной эстетики. Неточка сказала, что это очень просто - смотришь на что-либо, и если тебе это нравится, то это эстетическое, а если нет, то и нет.

Вот ведь и у Достоевского все время в романе дело вокруг денег крутится, так что Шульгин в конечном итоге по поводу маркетинговых приемов прав. Чего только стоит отвратительная сцена, в которой Неточка вырывает деньги у своего отчима-алкоголика-музыканта(!), крича - Папочка! папочка! не могу! нельзя! Маме нужно чай кушать.. Нельзя у мамы брать, никак нельзя!

Закочить данную историю мне хочется не цитатой из классика, а одним старым анекдотом. Буратино говорит Мальвине: Ах, как я тебя люблю! Мальвина отвечает: Люблю, люблю... У меня от твоей любви вся пизда в занозах!

Андрей Великанов. (Требовательный и не добрый, впрочем, как и Федор наш Михалыч. Ю П)
13 ноября 2001 года.

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO