ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

 
АРТФОН 

<<
Рубрика АРТФОН призвана освещать те вопросы современного искусства, которые актуализированы текущим моментом художественной жизни. Стремясь поддержать внутренний дискурс современного искусства, мы публикуем интервью с теоретиками, кураторами, художниками и ответственными лицами, освещающие разные позиции и точки зрения на события, которые оказываются на авансцене арт процесса.
Оксана Саркисян.
<<АРТФон - 28 - 26 февраля 2009 Волна протеста  в ЦДХ-ГТГ.
 
Состоявшееся 24 февраля в фойе Третьяковской галереи на Крымском валу обсуждение плана проекта застройки территории ЦДХ стало событием незабываемым для тех, кто на нем присутствовал. По новому законодательному кодексу, прежде чем утвердить предложенный градостроительной управой план необходимо согласие жителей района. Предполагалось, что прейдут только они, но в Третьяковку без надежды быть допущенными на обсуждение пришли художники, архитекторы, представители московского культурного сообщества.  
Сколько всего было человек, сказать трудно. Для публики было приготовлено 400 посадочных мест. Однако яблоку упасть было негде. В просторном и по модернистски пустынном в другие дни фойе не осталось свободного пространства от касс до лестницы на второй этаж. Возникший в какой-то момент на входе тромб из «не допущенных» быстро рассосался и всех? кто хотел войти, в конце концов, пустили.

Уже перед началом обсуждения атмосфера в фойе Третьяковской была напряженная. На патетический лад настраивало ожидание решения судьбы ЦДХ, созерцание и ощущение причастности к народной массе особого рода, в которой нет равнодушных, в которой скрыта до поры мощная энергия, готовая проявить себя и высказать собравшимся за покрытым зеленным сукном чиновникам мнение народа.
Эта энергия протеста против предложенной жителям района, а по существу всем москвичам и гражданам российской федерации, чудовищной схемы застройки территории ЦДХ начала проявлять себя еще на подходах к многострадальному зданию. Несколькими часами ранее на районе начали возникать очаги протеста. Группа молодых художников осуществляла акцию «Целование здания ЦДХ», предложенную Александрой Галкиной и Давидом Тер-Оганяном и снятую на видео Владиславом Чежинковым. Художник Николай Полисский выражал свой протест, монотонно катая снежный ком, в результате чего к началу слушаний у входа в Третьяковскую галерею выросло воинство снеговиков, выстроившихся стеной на защиту ЦДХ. Правда лозунги против сноса здания ЦДХ, которые по замыслу автора должны были завершить художественную композицию, бдительная милиция расценила как несанкционированный пикет и очень быстро ликвидировала.
Артикулировали общий протест лозунги на санкционированном митинге против коммерческой застройки территории ЦДХ, сноса здания и передачи территории, нынче принадлежащей городу, неизвестным инвесторам.





Ярким пятном эти лозунги сигналили проезжающим машинам из огороженного милицией загончика между кассами Парка Культуры и каруселью, стоящей перед входом в него. Комитет по защите территории искусства подготовил «Супрематический митинг»: красные и зеленые квадраты, желтые треугольники и синие круги <на фото> скандировали: «Третьяковка не парковка!», «Сносу нет!», «Спасем территорию искусства», «Приватизация территории искусства не пройдет!» и др. На митинге собралось около150 человек.



Около каруселей, на фоне плаката с работой Бренера, нарисовавшем некогда на «Черном квадрате» Малевича знак доллара <на фото>, выступали художники (Дмитрий Гутов, Анатолий Осмоловский, Георгий Литичевский, Гарик Виноградов), архитекторы (Сергей Ситар и Алексей Клименко). Поэт и активист «Вперед» Кирилл Медведев читал стихи. Выступали директор книжного магазина Фаланстер Борис Куприянов, писатель Олег Шишкин, литературовед Мариэтта Чудакова и многие другие.



<на фото Владислава Чежинкова двое из десятка организаторов митинга: Илья Будрайскис (с мегафоном) и Оксана Саркисян (с микрофоном)>
Всем желающим раздавались фартуки братства Комитета по защите территории искусства. Одев их, публика отправлялась на слушанья. Но строгий милицейский осмотр при входе в Третьяковскую галерею расценил этот символический объект как транспарант и производил изъятия.
И вот эти маленькие ручейки протеста интеллигенции, арт сообщества и жителей района стеклись в резервуар публичных слушаний в огромном фойе Третьяковки, заполнили его своей массой и тихим гулом, готовым взорваться протестом.
Московские чиновники задали формальный характер мероприятию, зачитав длинный список представителей различных архитектурных и московских бюрократических организаций, всю дорогу молчаливо заседавших в президиуме, и предложив регламент мероприятия, который сразу вызвал протест публики, потребовавшей не 2 часа обсуждения, а 4. Сошлись на двух с половиной.
Уже доклад архитектора Кузьмина вызвал шквал негодования, выразившийся в «захлопывании» докладчика. «Прошу не волноваться. Я буду краток». <1> и <2>.
Высказывание его содержало массу противоречивой информации. Собравшимся была предложена загадка: что будет построено на территории нынешнего здания ЦДХ, если нельзя строить офисы, торгово-развлекательные центры и жилье. Выяснилось, что после всех исключений, остается лишь одна возможная коммерческая программа – гостиница. Потом Кузьмин, неожиданно для собравшихся, сообщил, что возможно здание ЦДХ освобожденное от искусства и не будет снесено. Возможно, инвестор его сохранит и на его основе построит свою гостиницу. Ситуация стала напоминать глобальный театр абсурда: снесли гостиницу Россия, на месте которой в городском ландшафте теперь красуется котлован, теперь вот выгоняют из ЦДХ Третьяковку, чтобы на месте музея построить гостиницу. Когда Кузьмин постарался защитить предложенную программу действий и планировку застройки, аргументируя свою позицию тем, что в мировой практике принято строить гостиницы при музеях, из зала полетели реплики: «Позор! Не гостиница при музее, а музей при гостинице!». В подобном русле прошло все выступление Кузьмина и его ответы на вопросы. На вопрос возможно ли сейчас не вносить «поправки» в проект, а отменить его Кузьмин признался, что отменить его нельзя. Собственно, чиновники надеялись, что жители района внесут предложения по проекту (то, что было показано, Кузьмин предложил не принимать всерьез, заверив, что все будет переделано). Но эта хитрость чиновников не прошла: собравшаяся публика отказалась играть пьесу абсурда и обсуждать предложенное нечто, скандируя «Долой проект!».
Затем наступил момент истины: начались выступления. Мнение собравшихся относительно представленного проекта было практически единодушным. Объявленная ситуация, что у государства нет денег на развитие здания Третьяковской галереи и поэтому его нужно просто отдать инвесторам, вызвала общее негодование. Необходимость сохранения здания, недопустимость его сноса и подобные оценки и предложения вызывали бурные аплодисменты. Трех-четырех выступающих, в том числе и Президента Конфедерации Союзов художников Масута Фаткулина, пытавшихся поддержать план строительства новых «комфортных» помещений, были «захлопаны».
Чиновники надеялись, что жители Якиманки будут говорить о своих насущных проблемах: площадке для собак и парке для прогулок с колясками, но жители были настроены патриотично: их больше волновала культура, попираемая предложенным проектом и кризис духовных ценностей, вызванный коммерциализацией общества. Сама ситуация с ЦДХ была охарактеризована как симптом чудовищных практик строительства в Москве, когда исчезают памятники архитектуры и значимые для города культурно-парковые территории, и на их месте возникает так называемая «коммерческая застройка».

Далее приводится большая часть выступлений (лишь однажды я вышла покурить и пропустила, думаю, пару выступлений). Также замечу, что многие высказались в рамках вопросов Кузьмину и их высказывания - в его докладе.
Депутат городской Думы Евгений Бунимович.
Вспомнил анекдот про козу, которой в данном проекте является загадочная коммерческая составляющая.
Житель района Якиманка Андрей Поджарин. Депутат муниципального собрания.
«Оставьте нас в покое». Ничего не делать с парком, а здание ЦДХ целиком передать Третьяковской галерее.
Жительница района Хамовники, специалист по визуальному моделированию.
«Нарушение конституции».
Представитель комитета защиты лицея.
«Признать слушанья не легитимными. Народ просит: дайте нам культуру».
Жительница района Орлова Татьяна.
«Предложение: необходимо помещение для молодежных мероприятий. И парк».
Митрохин Сергей Сергееч.
Представил заключение ведущего реставратора, который считает разрушения здания недопустимым. Также считает невозможным расплачиваться с застройщиком территорией общего пользования. Приводит статью 88 уголовного кодекса, по которой приватизация территории невозможна.
Жительница района.
«Третьяковская – великолепная галерея для искусства 20 века».
Масут Фаткулин. Международная конфедерация союза художников, собственники ЦДХ.
Приватизатор, выступающий от имени достаточно сомнительной, но законной организации потребовал себе новое здание и был освистан.
Директор Музеона.
Ни на одно заседание представители Музеона не были приглашены и это первое высказывание мнения директора музея под открытым небом. Зачитал официальное распоряжение мэра о сохранения парка искусств и отметил нарушения этого документа.
Художник Андрей Бильжо. Представляет права жительницы Якиманки Марьи Михайловны Порш.
«Это самое вкусное место в Москве – вот в чем суть вопроса, а все остальное не имеет никакого значения. Это очевидно. Советую вам забыть эту историю как кошмарный сон, чтобы спокойно смотреть в глаза своим детям».
Житель района Якиманка.
Начал неуверенно об уютном здании для ЦДХ и Третьяковки но был освистан.
Евгений Асс, архитектор, профессор МАРХи.
«Все лукавят…. У этого здания гигантские ресурсы».
Родионов, директор Третьяковской галереи.
«Мы хотим новое здание».
Научный сотрудник Музеона.
Музеон является музеем и обладает теми же правами что и Третьяковская галерея и ЦДХ.
Житель района Якиманка.
«Здесь будет столпотворение машин. Нужно обойтись этим зданием, просто навести в нем порядок».
Житель района Якиманка Морозова.
«Проект значительно ухудшает условия жизни жителей района. Здесь мой дом и моя Россия».
Сотрудник (или художник?) Третьяковской галереи.
«Я активно поддерживаю проект».
Юрий Аввакумов.
«Этот проект – очевидная халтура». Чтобы Юрий Авакумов смог изложить 6 пунктов «против» Диана Мачулина отказалась от своего слова. (одно из лучших выступлений обсуждения).
Директор «Центра русской культуры Кадаши»
«Проект в целом нравиться. Оставить ЦДХ и открыть в нем гостиницу».
Алексей Клименко, эксперт по архитектуре и градостроительства при главном архитекторе города.
Вносит ясность в различия территорий природного комплекса режима №2 и режима №5, доказывая что на основании современного закона никакого капитального строительства здесь быть не может. И предположение о корысти Шувалова.
Дмитрий Гутов, художник.
Задался вопросом, как и кем, будут анализироваться записи и предложил проанализировать прямо сейчас: 99% против. «У Родионова течет крыша, но это не причина сносить здание ЦДХ».
Лосева, жительница района Якиманка.
«Моя семья живет здесь с 1912 года. Руководство Москвы обращаются с Москвой как сутенеры обращаются с гулящей девкой. Хочу обратить внимание, что только 10 тысяч жителей Якиманки могут обсуждать реконструкцию. Если мы так поставим вопрос с Кремлем – Кремля тоже не будет. Беда что таким рейдерским способом решаются вопросы реконструкции и строительства всей Москвы».
Анатолий. Житель района Якиманки.
«Я хочу защитить здание ЦДХ. Не умеете работать – нечего говорить, что сюда не ходят. Против строительства. За реконструкцию».
Профессор МАРХи, Институт теории архитектуры и градостроительства РАН.
«Коллеги, поскольку мы все понимаем, в Москве тенденция сложилась такая. Так мы снесли гостиницу Россия. Зачем мы сейчас сносим павильон «Москва» на ВДНХа и так же непонятно зачем мы сносим ЦДХ. Так мы относимся к культуре. Все напротив нас сидящие – московские чиновники, и мы давайте примем решение написать вместе письмо президенту. Так не развивается ни одна страна в мире. Какая культура? Тут бы до цивилизации добраться».
Дочь архитектора здания ЦДХ Сакояна.
«Спасибо уважаемое собрание, что вы собрались и высказались против сноса здания ЦДХ-ГТГ.


<<АРТФон - 27 с Оксаной Саркисян10 февраля 2009 Точки зрения и перспенктивы. 
Редактор Арт Хроники Николай Молок, редактор гифа и фотографера Александр Евангелии, директор Арт стрелки Ольга Лопухова,  директор Фонда поощрения художеств Галина Филиппова, сотрудник галереи Гельмана Наталья Миловзорова, художник Александр Соколов. Фрагменты лекций Бориса Гройса и Франсес Моррис.

<<АРТФон - 26 с Оксаной Саркисян9 декабря 2008 Сон, в котором Кандинский превращается в сталинский ампир. 
Интервью с участниками выставки премии Кандинского 2008г. Дмитрием Врубелем, Борисом Орловым, Лизой Морозовой, группой ПГ, Александром Шабуровым, Дмитрием Цветковым, Алексеем Беляевым-Гинтовтом.

<<АРТФон - 25 с Оксаной Саркисян13 октября 2008 Осенняя грусть по нонконформизму.

<<АРТФон - 24 с Оксаной Саркисян11 августа 2008  Специальное летнее предложение. Арт-Веретьево 2008.

<<АРТФон - 23 с Оксаной Саркисян23 марта 2008  Законы и законодательства.  
Аукцион – последнее и  самое высокое искусство. B2B. Возможно ли некоммерческое искусство? Искусство – это эстетическая терапия>

<<АРТФон - 22 с Оксаной Саркисян3 февраля 2008  Куратор - исчезающий вид.  Беседы с Виктором Мизиано, Екатериной Деготь и Андреем Ерофеевым.  
Сфокусировать внимание на фигуре куратора мне показалось интересным в свете установившихся на московской сцене репрезентационных практик: искусство само-демонстрируется, используя сложившиеся уже механизмы галерей, выставочных залов и музеев. Куратор как делегированный представитель художественного сообщества в широком социуме уступил место хорошо (или сравнительно хорошо) налаженным институциональным механизмам художественной индустрии. Эту тенденцию в международном масштабе анализирует Виктор Мизиано, считающий, что актуальностью фигуры куратора были отмечены 90-е годы, как эпоха глобализации.  Другие двое моих собеседников особой разницы в кураторской практике по сравнению с 90-ми не усматривают.

<<АРТФон - 20 с Оксаной Саркисян19 июня 2007.  Медиализация.
Интервью с Олегом Куликом, Дианой Мачулиной, Сергеем Шутовым, Яшей Кажданом, Максимом Крекотневым. Выступление Ольги Свибловой на презентации проекта российского павильона на Венецианской биеннале.

<<АРТФон - 19 с Оксаной Саркисян10 мая 2007.  Уважуха.
Пять премий на сцене московской художественной жизни: Инновация, Мастер, Черный квадрат, Премия Нового Правительства и Соратник.  

<<АРТФон - 18 с Оксаной Саркисян30 марта 2007.  Московская биеннале 2 по списку.
Интервью, собранные в этот выпуске я начала записывать еще до открытия биеннале. Беседы с группой Эскейп (Лизой Морозовой, Антоном Литвиным и Валерием Айзенбергом) и Львом Евзовичем (АЕС) состоялись до открытия биеннале.

<<АРТФон - 17 с Оксаной Саркисян17 декабря 2006.  Полифония больших идей.  Выступления на конференции в Третьяковкой галерее художника Николая Полисского и председателя правления фонда Метафутуризм Александра Погорельского, конференция в ГЦСИ читающего Маркса Дмитрия Гутова.

<<АРТФон - 16 с Оксаной Саркисян13 ноября 2006.  Страсти. Вопросы, попадающие в сферу интересов религиозных институтов, продолжают оставаться острыми углами в современном художественном дискурсе.  

<<АРТФон - 15 с Оксаной Саркисян31 октября 2006.  Когда деревья были маленькими. О проблемах молодых художников высказывались Фаина Балаховская, Нелли Подгорская (Айдан галерея), Владимир Овчаренко (Риджина), Марат Гельман (галерея Гельмана), Елена Селина (галерея XL), Дарья Пыркина и Ирина Горлова (ГЦСИ, кураторы проекта «Стой! Кто идет?»), а так же сами молодые художники: Юлия Жданова, Аня Орехова, Виктория Ломаско, Диана Мачулина, Леший и Максим Роганов из группы «Наливка-запеканка», Иван Бражкин.

<<АРТФон - 14 с Оксаной Саркисян. 21 сентября 2006.  Пресса о процессах. Интервью с Никитой Алексеевым (газета РУ), Ирой Кулик (Коммерсант), Андреем Ковалевым (Московское Время), Фаиной Балаховской (Time Out) и Виктором Мизиано (Художественный журнал).

<<АРТФон - 13 с Оксаной Саркисян. 30 мая 2006. Другой и его безумный двойник.  Презентация книги «Другое искусство» - выступления Л. Бажанова, И. Алпатовой, Е. Барабанова, Н. Котрелева, интервью с Ю. Пластининым. Празднование юбилея Третьяковской галереи – фонограмма торжественной части, интервью В. Колейчука. Е. Деготь, А. Ковалева, Е. Барабанова, реплики А. Брусиловского и Д. Пригова. 

<<АРТФон - 12 с Оксаной Саркисян. 2 мая 2006.  АРХИапрель. Лекции Ю. Аввакумова, И. Зангелиса, запись «Московской декларации о сохранении культурного наследия ХХ века», реплики Д. Саркисяна, И. Бакштейна, Ирины Горловой и Кирилла Асса.

<<АРТФон - 11 с Оксаной Саркисян. 11 апреля 2006.  Учиться, учиться и учиться! Вопросы образования  имеют первостепенное значение в современном информационном обществе. Обладать информацией - значит иметь первоначальный капитал. Интервью с Иосифом Бакштейном и Александром Соколовым, выступления Сергея Земляного, Майкла Хардта и Антонио Негри.

<<АРТФон - 10 с Оксаной Саркисян. 13 марта 2006.  Работа над комплексами. Прямой связи между государственной премией Инновация, обсуждением российского блокбастера «Дневной дозор» Павлом Пеперштейном и выходом новой версии легендарного советского фильма «Волга Волга2», на первый взгляд, нет. Но на этих событиях современное российское искусство обсуждалось в исторической перспективе.

<<АРТФон - 9 с Оксаной Саркисян. 27 февраля 2006.  Грани формального. Открытие фонда 26 января 2005 было приурочено к эпохальному, с точки зрения вдохновителя мероприятия Дмитрия Гутова, событию -  посещению в 1937 году Сталиным, Молотовым и Ждановым оперы «Леди Магбет Nского уезда» и  было посвящено статье «Сумбур вместо музыки». Дискуссия Formalism Forever раскрыла  исторический  пласт, в котором эстетическое стало политическим и презентовала новый фонд современного искусства.   

<<АРТФон - 8 с Оксаной Саркисян. 28 декабря 2005.  Прописные истины. Выступления в Третьяковской галерее Дмитрия Пригова, Владимира Дубосарского, психолога Третьяковской галереи. Интервью с Александрой Обуховой, Сергеем Бугаевым Африкой. Реплика пожилой женщины.

<<АРТФон - 7 с Оксаной Саркисян. 8 декабря 2005.  Диспозиция. Интервью о их политических взглядах с художниками Константином Звездочотовым, Леонидом Тишковым, группой АЕС, Никитой Алексеевым, Андреем Филипповым, Андреем Монастырским, Борисом Орловым, Дмитрием Приговым, Николаем Полисским, Сергеем Шутовым, Александром Савко, группой Синие носы. Разговор с Сергеем Братковым и Сергеем Шеховцовым.

<<АРТФон - 6 с Оксаной Саркисян. 17 ноября 2005.  Видео не видео. Исчезновение видеоарта , визитная карточка, динамическая проекция, видики крутятся, to day - фестиваль, романтика, антиутопия техно искусства.

<<АРТФон - 5 с Оксаной Саркисян. 9 ноября 2005.  Парад политического искусства.
Записи лекций Анатолия Осмоловского «Осень авангарда», круглого стола проекта «Интернационал», запись чтений «Привет, оружие!? Общество, искусство и война в современную эпоху», интервью с директором Сахаровского центра Самодуровым.

<<АРТФон - 4 с Оксаной Саркисян. 14 октября 2005. Время некоммерческих структур ? 
Фонд "Современный город", радикальные перемены в Московском центре искусств на Неглинной, экономическая база некоммерческого искусства, «Стой! кто идет» из Франции, Вены, Германии, Испании, Аргентины и церетелиевской школы искусств.

<<АРТФон - 3 с Оксаной Саркисян. 28 сентября 2005.  В люди.  Россия! - ? Социалистический идеализм. Ангелы истории. Разминка перед настоящей карьерой.
Интервью с Виталием Пацюковым, куратором выставки «Социалистический идеализм» Екатериной Деготь, куратором дома фотографии Екатериной Кондраниной, Олегом Куликом, Андреем Монастырским, Сергеем Братковым, реплика Ирины Кориной.

<<АРТФон - 2 с Оксаной Саркисян. 14 сентября 2005. POP инъекция. В совпадении двух выставок открывшихся параллельно в Третьяковской галереи, «Энди Уорхол: художник современной жизни» и «Русский поп арт», несомненно, присутствуют элементы музейной политики. Во многом  провокационное и радикальное название выставки "Русский поп-арт", которая сама по себе оказалась ярким и интересным проектом,  призвано вызвать широкое обсуждение проблем русского искусства, и создает предпосылки для серьезного искусствоведческого дискурса

<<АРТФон - 1 с Оксаной Саркисян. 5 сентября 2005. АРТ оккупация. Современное российское искусство настойчиво ищет способы прямого взаимодействия с широкой зрительской аудиторией,  и возможно в этом проявляется его наследственность, ведь искусство андеграунда очень страдало в оторванности от публики, и институциональная система их отношений еще не до конца сложилась. Осваивая шаг за шагом современные формы презентации искусства, мы начинаем осознанно приближаться к таким практикам искусства как public art. 

TopList