ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO

В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС  ПЕРИОДИКА ФОТОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

органайзер ковалева андрея  #45/  3 февраля


Экстренный выпуск!!!!! 

Ситуация вокруг выставки "Осторожно, Религия" в Сахаровском центре

Дорогие друзья! Хотя мой Органайзер как-то совсем здох, опять возникла экстремальная ситуация. И опять выставкой "Осторожно, религия!". Организаторов выставки тащат с суд. По этой причине составил историю вопроса, выявилась массса интересных подробностей. То есть чума какая-то творится. Сильно коричневая. Особенно рекомендую обратить внимание на Заключение экспертов. Нечеловеческая музыка.
Предыдущий выпуск по поводу наступающего мракобесия делал ровно год назад - Дела Авдея и Казуса в Сахаровском центре. Теперь все стало гораздо веселей.
Все материалы - смотрите на http://www.geocities.com/aakovalev/religia.htm

Синсирельно херцлиг навек Ваш Андрей Ковалев. Пишите письма - aakovalev@rambler.ru

    На сайте Сахаровского центра: Осторожно, религия! - www.sakharov-center.ru/exhibitionhall/hall_exhibitions_religion2.htm
Открытое обращение директора 30.12.03 (Самодуров Юрий Вадимович)
Заключение экспертов 
Постановление о привлечении Ю.В. Самодурова О выставке Осторожно , религия и ситуации вокруго неё
Открытое обращение Ю.В. Самодурова
   
Борьба с мракобесием на guelman.ru
    На сайте Комитета "За нравственное возрождение Отечества"
Преследование православных граждан -  Внимание, выставка!
[20.12.03] Директор Музея имени Сахарова обвинен в разжигании религиозной вражды
[05.12.03] "Искусствоведческая" экспертиза по делу алтарников-исповедников признана недопустимым доказательством
[26.11.03] Участники кощунственной выставки "Осторожно, религия" в постоянной экспозиции Русского музея
Обращение к Президенту России
Ответы протоиерея Александра Шаргунова - Русский дом
Как международные террористы, захватившие ядерное или химическое оружие, угрожали бы существованию всей планеты, так эти преступники представляли, по крайней мере, не меньшую опасность. 
Открытое обращение Общественного бюро «Граждане против расизма и ксенофобии» №15 от 15.08.2003 г. по ксенофобской выставке «Осторожно, религия!»
Заявление Российского объединенного союза христиан веры евангельской от 24 августа 2003 г. по выставке «Осторожно, религия!»
Открытое заявление заместителя Председателя Центрального духовного управления мусульман России по информационному взаимодействию, муфтия Фарида Салмана от 18 августа 2003 г. по ситуации вокруг выставки «Осторожно, религия!»
Александр Туров. Художника всякий может обидеть. - Еженедельный журнал, 26.1.2004
Василий АКСЕНОВ: Силовик -- это надутый резиновый человек  - Огонёк, 22.01.2004
Мне думается, что и российские силовики -- существа не менее эластичные и столь же дутые. Гораздо печальней их опора на православие и репрессивный характер этого православия. Я согласен, что выставка «Осторожно, религия!» в Сахаровском центре была крайне неудачной и попросту дурацкой. Но то, что после ее погрома собирались судить не погромщиков, а художников, -- знак исключительно тревожный. Особенностью русского национализма всегда были дремучие нетерпимость и подозрительность в отношении интеллекта -- более грозные, чем даже в советской империи...
Sophie Lambroschini. Russia: Artists Facing Prison For Controversial, Religious-Themed Work.  - RFE/RL, 7 January 2004
Motherland, which emerged from the relative political wilderness to come in fourth place in last month's election, is supported by a number of groups seeking a more prominent role for the Russian Orthodox Church. Motherland leader Sergei Glazev is a prominent member of a group called the Union of Orthodox Citizens, which has been a vocal critic of the Sakharov museum.
http://www.ng.ru/politics/2004-01-27/3_church.html
Национально-патриотическая идея, неотъемлемой частью которой является православие, к концу первого президентского срока Путина превратилась, по сути, в государственную идеологию. В этих новых условиях Церковь чувствует себя куда комфортнее, чем в ельцинский период. Многие либеральные и демократические общественные силы постепенно остаются «за бортом» новой эпохи. 
, 29 января 2004
http://www.inosmi.ru/translation/205909.html
Однако, когда бывший генерал КГБ Николай Леонов, пропагандирующий патриотически-религиозное возрождение в качестве депутата партии "Родина", обращает внимание зрителей телевизионной программы на то, что среди представителей демократических партий нет ни одного человека с "русским лицом", то это - необычная откровенность, которая вызывает тревогу.
Михаил МИЩЕНКО. «МИФ ХХІ ВЕКА»: СОЗДАНИЕ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ МИФОЛОГИИ № 3 (478) Суббота, 24 - 30 Января 2004 года
http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/478/45305/
Таким образом, за два десятилетия демократического развития России формулировка статьи «клевета на советский государственный строй» изменена на «клевета на Православную Церковь». Не в таком ли качестве Православная Церковь нужна российским консерваторам?
Преступный концептуализм, Еженедельный журнал, 20.1.2004
С предъявлением «встречного» обвинения организаторам выставки искусствоведческо-юридические споры неизбежно перейдут в иное русло: может ли считаться в России преступной «концептуальная направленность» художественного события и как не превратиться в уголовника «путем развешивания экспонатов и изготовления рекламных афиш».
19.01.04
http://mn.ru/issue.php?2004-1-49
Похоже, что данная статья была введена в Уголовный кодекс исключительно в искусствоведческих целях - для осмысления работы художников, неверно отражающих духовную действительность. 
Несмотря на то, что эксперты многословно ссылаются на различные научные методики, например, на формально-иконологический метод, подлинный философский базис для их выводов следует искать в учении настоятеля храма в Пыжах отца Александра Шаргунова.
Виктория Малютина. Погромщики нацелились на Русский музей
http://www.gazeta.ru/2003/12/22/ostoroznorel.shtml
26 ноября 2003 года, в день открытия постоянной экспозиции новой коллекции, общественный комитет направил открытое письмо директору Русского музея Владимиру Гусеву, в котором выразил удивление «современной культурной политикой музея». Православные активисты потребовали немедленно свернуть экспозицию и прекратить сотрудничество с галереей Гельмана, которая «концентрирует вокруг себя антихудожественные, антиобщественные и антихристианские элементы».
ЮРИЙ САМОДУРОВ:"У искусства ограничений нет"
 http://www.kultura-portal.ru/tree/cultpaper/article.jsp?number=442&rubric_id=201&crubric_id=1001704&pub_id=409622
Нам очень хочется, чтобы среди экспертов оказались специалисты по современному искусству, однако, похоже, эта просьба не будет выполнена. Тогда Музей и общественный центр намерен поставить перед судом другой очень важный вопрос: существуют ли для искусства правовые и конфессиональные ограничения? 
Александр Панов. Новое средневековье. Еженедельный журнал, 2.9.2003
Я не удивлюсь, если в Москве запылают уже не факелы, а сразу костры для ведьм и еретиков. Средневековье так средневековье.
Дмитрий СОКОЛОВ-МИТРИЧ. Ограничить Самодурова.Правозащитники недовольны руководством главы Центра имени Сахарова. Известия, 15.09.03

В "Известия" обратился с открытым письмом участник московской Хельсинкской группы, член экспертного совета при уполномоченном по правам человека России Борис Альтшулер. Письмо адресовано председателю Фонда Андрея Сахарова Елене Боннэр. Правозащитник предлагает ограничить полномочия главы московского Центра имени Сахарова Юрия Самодурова.
Владимир ВОЙНОВИЧ. Большевики с крестами, Новые Известия, 15.08.03
Если здесь вам что-то не по душе, пожмите плечами и идите домой. А чувствуя себя оскорбленным, обращайтесь в прокуратуру, в милицию или непосредственно к Богу. Пусть он покарает хулителей веры. Но самосуд дело уж точно безбожное. И не надо кричать: уважайте наши чувства! Тогда уважайте и чувства людей другой религии или вообще никакой.
Владимир ПЕРЕКРЕСТ. Осторожно, религия. Суд признал незаконным возбуждение уголовного дела в отношении православных, разгромивших богохульную выставку. Известия, 11.08.03 
Среди "группы поддержки" черным одеянием и соответствующей символикой выделялись два десятка молодцов из Русского национального единства. Один из тех самых шестерых разрушителей богопротивной выставки Владимир Сергеев служит алтарником, а в миру руководит детской секцией рукопашного боя.
Александр Панов. Без повода, Еженедельный журнал,
19.8.2003
Прекращение дела и очевидное желание полностью забыть о неприятном инциденте объясняется не верховным спецзаказом, а насущной тенденцией нынешней культуры, пытающейся избежать всякого ответственного решения. Скандал противопоказан этой сытой, обуржуазившейся гидре, которая готова переварить и шальных богоборцев из чуждого народу стана «актуального искусства», и смиренных соборян, в обилии пикетирующих суд.
Роман Уколов, Погром - не хулиганство. Независимая газета, 12.08.03
Вдова академика Сахарова Елена Боннэр призналась, что "обратила внимание, что у людей создается впечатление антирелигиозной направленности выставки, и порекомендовала организаторам быть осторожнее".
Крестный ход у суда, Газета, 12.08.2003
Священник Александр Шаргунов – настоятель Никольского храма в Пыжах на Большой Ордынке, лидер влиятельной общины, созданной им более 20 лет назад. Выпускник иняза, профессиональный переводчик поэзии, всегда поддерживал связи с Зарубежной Церковью. Еще в советское время его постоянной прихожанкой была Анастасия Цветаева и цвет московской интеллигенции. Шаргунов с 1981 года поддерживал канонизацию царской семьи, собрал и издал два тома свидетельств об их святости. В 1997 году именно Александр Шаргунов возмутился объявленным НТВ показом «Последнего искушения Христа» в пасхальную ночь.
В октябре 2001 года в Москве было испорчено около 150 рекламных щитов с обнаженными и полуобнаженными моделями. На сайте движения «За нравственное возрождение Отечества», возглавляемого отцом Александром, появились указания, как обливать щиты краской.
Политолог Борис Кагарлицкий считает, что между Русской Православной церковью и российским государством имеет место взаимовыгодная сделка: Власти необходимы идеологические подпорки.  Власть обратилась к религии фактически для того, чтобы считаться не только формально избранной народом, но и ниспосланной Богом.
Религии нужно бояться? - Страна.Ru, 11.08.03 

"Идеологический и религиозный протест в России отныне разрешено выражать через погромы, а художникам и писателям, имевшим неосторожность затронуть в своих произведениях религиозную тему, рекомендуется не выносить их на суд общественности. Ведь часть публики может быть оскорблена, и придти к автору в гости с топором в руках. Причем суд встанет на сторону "оскорбленной нравственности", - другой вывод сложно сделать из решения Замоскворецкого суда Москвы по делу о разгроме выставки "Осторожно, религия!". 
Ольга Квирквелия. Право на безбожие. Оскорбления в адрес неверующих стали признаком хорошего тона. Независимая газета. 16.06.2003
3 апреля "Айдан-Галерея" выставила очередную серию работ фотохудожника Рауфа Мамедова "Игры на подоконниках". Мамедов привлек к себе внимание еще в 1998 году, когда та же галерея выставила его "Тайную вечерю", и в 2000 году сериями "Исход # 1" и "ШизоАдам".  На сайте дьякона Кураева, например, развернулась бурная дискуссия, в которой звучали и призывы к расправе над Мамедовым.
http://www.hro.org/editions/press/0303/26/26030321.htm
Самодуров: "Огорчает и удивляет не то, что активная кампания в поддержку погромщиков ведется в "патриотических" изданиях и в некоторых электронных СМИ, включая радиостанцию "Радонеж" и телепрограмму "Русский Дом". Огорчает более всего то, что многие другие СМИ и демократические политики либо не осудили действия погромщиков и никак не выразили своего отношения к ситуации вокруг выставки "Осторожно, религия!", либо сделали это весьма осторожно.
На примере Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова формируется и действует механизм создания образа врага - который "на деньги Березовского" (или еще на какие-либо "западные, сионистские, исламские деньги" - нужное подчеркнуть) не только сознательно и намеренно оскорбляет религиозные чувства народа, но и поддерживает террористов."
№ 5, 6 февраля 2003 года
Павел Коробов. Депутаты госдумы заступились за православных погромщиков. Коммерсантъ,
http://www.guelman.ru/pressruns/2003-02-17_318.html
Инициатором обращения в прокуратуру стал заместитель председателя думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Чуев.
За инициативу господина Чуева выступил экс-председатель советского правительства Николай Рыжков, а противником обращения был депутат Сергей Юшенков, который, оставшись в меньшинстве, в сердцах бросил с трибуны: "Мы переживаем зарождение тоталитарного государства во главе с Русской православной церковью!"
Андрей Ковалев. Желто-коричневые трусы. О недавнем столкновении верующих с деятелями современного искусства в Сахаровском центре. Консерватор, N 9 14 марта 2003 года, 
Новая тоталитарность пролазит совсем не с той стороны, откуда ее ждали. В случае Тер-Оганьяна либеральная интеллигенция в один голос требовала, чтобы художник был выдан на расправу черносотенцам, от имени которых и действовала прокуратура. А множество вполне достойных и уважаемых людей так и не пожелало заметить, что оказалось в одной лодке с откровенными фашистами.
WHEN TWO FREEDOMS COLLIDE. Artists and the Russian Orthodox Church Have Different Ideas about Their Rights. - BIGOTRY MONITOR. A Weekly Human Rights Newsletter on Antisemitism, Xenophobia, and Religious Persecution in the Former Communist World and Western Europeю - Volume 3, Number 35, Friday, September 5, 2003
http://www.fsumonitor.com/stories/090503Russia.shtml
The contest is unequal, and only the courts can resolve the case of the attack on the Sakharov Museum. There is no law against sacrilege per se, but judges can argue that when some provocative artists offend a religion, a rise in communal tension may result, and the law considers inciting religious or ethnic hatred a criminal act. The pressures of the increasingly domineering majority church and the mob violence it stimulates take courage to resist, and, just like in pre-Soviet times, the legal system is low in its supply of courage.
Vladimir Putin has endorsed the Church's spiritual role
http://www.loper.org/~george/trends/2003/Sep/975.html
But it has undergone a revival in Russia in recent years as the dominant religion, with political leaders endorsing its spiritual role. Some nationalist groups have been pushing for more Church influence on State affairs. It has been targeted by protesters before - last May, a mural of Sakharov outside the museum was sprayed with anti-Semitic and obscene slogans.
STEVEN LEE MYERS. Art vs. Religion: Whose Rights Will Come First? -
New York Times, Sept 2, 2003
http://www.16beavergroup.org/mtarchive/archives/000438.php
Aleksandr B. Chuyev, a member of Parliament and, like Mr. Sakharov, a dissident during the Soviet period, disagreed. Closely allied with the Orthodox Church, he sponsored the resolution calling on prosecutors to investigate the museum. He defended the men who destroyed the exhibition, saying they had acted within their rights to prevent a crime. Democracy, he said, necessitates respect for the beliefs of others.
SAKHAROV MUSEUM UNDER ATTACK FOR CONTROVERSIAL ART EXHIBIT... - RFE/RL (Un)Civil Societies
The incident may have been indicative not only of the growing influence of the Russian Orthodox Church, but what Kremlin advisor Gleb Pavlovskii recently called a "quasi-Orthodox leftist populist movement" in describing the war for influence over President Vladimir Putin between two factions in the Kremlin. There is no direct evidence of any government sanctioning of the raid on the Sakharov Museum, but the attack is part of a pattern of increased attacks on liberals, using demonstrative acts such as the museum action to score political points. 
Civil rights group wants higher court of review pogrom decision - NÖK - Nachrichtendienst Östliche Kirchen, Ausgabe 12/03, 28.08.
Moscow Helsinki Group, 20 August 2003 
The court's decision has created a dangerous precedent. It has opened before citizens the possibility of committing violence under the guise of statements that this violence is a response to actions that offend their religious or other feelings. 
Айдар Бурибаев. Суд разрешил верующим изгонять дьявола с художественных выставок. №31 (27/08/03)
http://www.solidarnost.org/article.php?issue=5&section=25&article=40
Бюро журналистов совещалось почти полтора часа, пока не пришло к единому выводу. В целом, по мнению Бюро, статьи, авторы которых присутствовали на заседании, не нарушают профессиональных этических норм, а выражают лишь мнение автора. Отдельно была проведена оценка названия выставки “Осторожно, религия!” Ее признали провокационной.
КОНОНОВ. Всему свой срок. Нарушители свободы вероисповедания могут попасть под статью.  Известия, 09.04.03
В среду в Госдуме комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций представил проект дополнения Уголовного кодекса РФ статьей 282.3, которая предусматривает уголовное наказание за оскорбление религиозных чувств верующих. 
Иван Охлобыстин: "Обычная бесовня". (Записал Дмитрий СОКОЛОВ-МИТРИЧ), Известия, 05.03.03 
Ведь есть третья сила - и не наша, и не ваша - экстремисты, которым только дай повод. И без того православным пастырям с великим трудом приходится гасить подобные настроения, зачем подливать масла в огонь? Я не удивлюсь, если что-нибудь случится с организаторами выставки . Я бы на месте властей посадил бы их, причем максимально быстро. Потому что, если они останутся безнаказанными, их здесь убьют. А если на религиозной почве пролилась малая кровь, то до большой крови - один шаг. 
Дмитрий СОКОЛОВ-МИТРИЧ. УБИТЬ ПОСТМОДЕРНИСТА. Убить постмодерниста. Против организаторов выставки "Осторожно, религия!" возбуждено уголовное дело, Известия, 05.03.03 
А если смириться и терпеть надругательства над святынями, то будет еще хуже, - подхватил тему юрист Николай Смахтин. - Они не понимают, что еще немного такой шоковой терапии - и конец всем: и художникам, и судьям, и прокурорам, и верующим, и неверующим. Начнутся просто убийства на улицах.
Христианство не помещается в рамки закона - закон вторичен. Это, может быть, кому-то неугодно слышать, но это так.
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ. Нельзя смиряться перед злом - "Русский Дом", № 3, 2003
http://www.wco.ru/biblio/books/rd32003/Main.htm?mos
Что такое концептуализм? Концептуализм - это концепция жизни. Некое действо (якобы художественное), имеющее перенос в реальность. Каждый художник имеет право выражать себя, имеет право на свою концепцию, он имеет право воплотить ее в жизнь. В данном случае перед нами - концепция террора христианской религии.
Эти "концептуалисты" получили адекватный концептуальный отзыв на свою выставку. 
Обращение к милиции и правосудию со стороны преступников лишено какой бы то ни было логики  Это тот же концептуальный спектакль сатанинской секты, по-сектантски уверенной в своей безнаказанности: "перформанс" под названием "наша концептуальная безнаказанность".
Андрей Ковалев. Не ведают, но творят. - Коммерсант-Власть, 10 февраля 2003 года
(скандал вокруг выставки "Осторожно, религия!" в Сахаровском центре.)
Организаторов выставки "Осторожно, религия!" требуют привлечь к уголовной ответственности. Православие.Ру: 21 января 2003 года
http://www.atheism.ru/archive/text/914.phtml
В заявлении, в частности, говорится: "Православие - неотъемлемая часть русского национального самосознания и культуры. Я прошу немедленно закрыть выставку "Осторожно, религия!", привлечь к уголовной ответственности организаторов и участников этой выставки, а также тех, кто предоставил им помещение, по статье 282 УК РФ ("Возбуждение национальной, расовой и религиозной вражды"). Бездействие органов охраны правопорядка в данной ситуации неизбежно повлечет за собой спонтанные действия граждан по пресечению незаконной демонстрации кощунственных и унижающих национальное достоинство экспонатов".
Никита АЛЕКСЕЕВ. Православие и нитроэмаль (N2 от 28.01.2003)
Если я отца Всеволода правильно понимаю, компетентные органы по наводке руководства Сахаровского музея должны были проявить профилактическое санкционированное насилие?
Снова говорю, что это не лучшее из того, что я видел. Она недоработанная, показанные вещи не равноценны. Агрессии подверглись прежде всего работы, в которых присутствовала христианская тематика или символика. Те, что можно скорее отнести к языческой традиции, оказались нетронутыми.
ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ, ЗАЩИТИТЕ СВОЕГО ГОСПОДА! - Отечество, "Память" и Ты. 25.01.2003 г.
http://www.ropnet.ru/~pamyat/opamt.html
ИТАК, СВЕРШИЛОСЬ ПРЯМОЕ НАДРУГАТЕЛЬСТВО НАД ВСЕВЫШНИМ, НАД ГОСПОДОМ НАШИМ ИИСУСОМ ХРИСТОМ! КТО ЕГО СОВЕРШИЛ?! РАСПОЯСАВШИЕСЯ ЖИДОВСКИЕ УБЛЮДКИ-ИМЕННО ЖИДОВСКИЕ УБЛЮДКИ, КОТОРЫХ ПРЕЗИРАЮТ ДАЖЕ СВОИ-ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД! ВСЁ ЭТО БЫЛО СОВЕРШЕНО С ПОПУСТИТЕЛЬСТВА ТЕХ, КТО ПО ПАСПОРТУ ЧИСЛИТСЯ "РУССКИМ", НО КРОМЕ ПАСПОРТА ЗА ЭТОЙ "РУССКОСТЬЮ" БОЛЕЕ НИЧЕГО НЕ СТОИТ! ИНАЧЕ-НАШЛОСЬ БЫ МНОГО РУК, КОТОРЫЕ ЗАРАНЕЕ БЫ ПРЕДОТВРАТИЛИ КОЩУНСТВЕННУЮ ПРОВОКАЦИЮ ЖИДОВ И ПОДЪЮДКОВ И РУССКИЕ ЮНОШИ НЕ ЖДАЛИ БЫ ЗА РЕШЁТКОЙ УГОЛОВНОГО СУДА!
Аркадий Ипполитов. Варфоломеевский день
http://www.globalrus.ru/polemica/pogrom/131801/
Савонарола был очень добродетелен и благочестив, но так допек флорентийцев и папскую курию, что они сожгли его, как он сжигал картины Боттичелли. Прав ли был Савонарола, сжигавший картины? Папа был точно неправ - Савонаролу следовало бы просто посадить за хулиганство, а так он приобрел ореол мученика.
Олег Беляков. Погром не грянет - мужик не перекрестится. - 06.02.2003
http://www.globalrus.ru/polemica/pogrom/131987/
Но, поскольку ни газетная дискуссия, ни суд, скорее всего, определенного ответа на главный вопрос бытия не дадут, порекомендовал бы им на всякий случай ежедневно прикладываться к раскаленной сковородке. Переубедиться не переубедятся, но к вероятной перспективе в будущей жизни привыкнут. Чтобы уж без сюрпризов, ежели там вопрос «не по-ихнему» решится.
Otto Latsis. The church in search of an ally. The Russian journal. 21 Feb 2003
These events are just one of many signs that religious fundamentalism is rising in Russia. Religious fundamentalism in Russia is not just a case of certain Muslim radicals becoming more active, but the state has so far been reluctant to address the issue of Orthodox fundamentalism and has even tried to use it as a political resource.
Believers deface 'anti-religious' display. BBC NEWS, 20 January, 2003
http://news.bbc.co.uk/2/hi/europe/2676119.stm
But it has undergone a revival in Russia in recent years as the dominant religion, with political leaders endorsing its spiritual role. Some nationalist groups have been pushing for more Church influence on State affairs.
Владислав Крылов, Андрей Громов. Выставка достижений грантополучателей
http://www.globalrus.ru/polemica/pogrom/131802/
А если мы этого не хотим, то придется нам попросить господ современных художников и их промоутеров учитывать не только требования западных грантодателей, но и хотя бы правила приличий. Причем попросить внятно и настойчиво, чтобы поняли (современные художники, как известно, народ не самый понятливый).
Не выучив язык, не следует вступать в беседу
http://www.globalrus.ru/polemica/pogrom/131866/
Ира Вальдрон:
На выставке пострадали практически все работы, в том числе и верующих, воцерковленных художников. Объект Василия Флоренского "РПЦ" это - рельеф, окруженый горящей гирляндой лампочек, созданный во славу церкви. Он был буквально растерзан. Также, как и моя работа - "Хэлло, Долли!". Но она приобрела дополнительную глубину: агнец, изображенный на ней, был, как получается, принесен в жертву.
Дмитрий Шушарин. Битва еретиков с язычниками
http://www.globalrus.ru/polemica/pogrom/131958/
С художниками все ясно – они давно уже талдычат о своей магической миссии, ну и пусть себе. Но вот эти люди, объявляющие себя христианами, – эти опаснее. Потому что еретик опаснее язычника. 
Обращение деятелей науки и культуры по поводу событий 18 января в Музее Сахарова
http://komitee.r2.ru/news03_0120_Muzei2.htm
Наши враги снова хотят продемонстрировать, что русские, загнанные в резервации, - ничто. 
Это событие как бы бьет в набат. Оно должно стать последней каплей, переполнившей чашу народного терпения. Необходимо мобилизовать все силы, способные оценить, какого масштаба национальная катастрофа происходит на наших глазах. Иначе - конец. Иначе - предательство России, Православия, Христа, за которое не может нам быть прощения.
Я. Кротов. Комментарий для радио "Свобода"
http://svet.h1.ru/novosti/2003/1/21krrvor.htm
Парадоксальным образом, согрешил в трезвой памяти митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл Гундяев (парадокс в том, что вообще архиереям грешить не по чину), согрешил погромом после погрома, когда заявил, что «не разделяет силовых убеждений», но считает, что «всякое оскорбление религиозных чувств должно максимально исключаться из практики».
Дмитрий Ольшанский. Осквернители. «К нам сегодня приходил некро-изо-русофил…»
http://www.egk.ru/article.php?article_id=1273&name_heading=ОБЩЕСТВО
Что ж, раз власти равнодушны, реакция все равно следует — однако уже в виде стихийного демарша, которого, по сути, можно и нужно было избежать принятием превентивных по времени, но сходных по сути мер «сверху». Не стоит восторгаться буйством, учиненным пусть и во имя совершенно правильной цели — однако нужно помнить о том, какой многолетний опыт плевков и пинков выдержала наша культура со стороны тех, для кого и хрущевского бульдозера было бы мало.
МАКСИМ СОКОЛОВ. МОГУЩЕСТВО НЕУГОМОННОГО БЕСА - "Известия", 18.I - 24.I. 
http://www.izvestia.ru/sokolov/article29223
Единственное, что частично извиняет концептуалистские опыты, - то, что они все-таки имели место в закрытом помещении, и это позволяет применить к ним последний довод либерала "не нравится - не ходи". 

Александр БОЙКО. «Осторожно, религия!» Под этим девизом в сахаровском центре разгромлена одноименная выставка. - Комсомольская правда от 20 января 2003 г.
Как рассказали православные, их «достали» порнографические творения современных художников-безбожников.  Задержанные считают, что от ереси надо бы почистить филиал Третьяковки на Крымском валу, Манеж и другие «нечистые» места.
Телеканал "Культура" осудил выставку "Осторожно, религия!", открывшуюся в Сахаровском центре в Москве
http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=6688
Репортаж, который вышел в эфир на государственном канале "Культура", был озаглавлен "Осторожно, искусство!".
Организатор выставки "Осторожно: религия!" считает, что его душа чиста. -  NEWSru.com, 20.01.2003
http://www.rambler.ru/db/news/msg.html?mid=3129226&s=14
Директор Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова Юрий Самодуров считает неправомерной позицию Московской Патриархии в отношении выставки "Осторожно: религия!". Митрополит своим заявлением "приписывает" организаторам выставки то, чего на самом деле не было, добавил директор музея. 
Андрей Попов. Пирровы победы митрополита Кирилла. Независимая газета, 22.01.2003 
http://www.rambler.ru/db/news/msg.html?mid=3134265&s=15
Аверюшкин Александр. Православный бульдозер
http://www.atheism.ru/library/Averushkin_1.phtml
Активные сторонники РПЦ, приобретая все большее влияние, показывают таким образом серьезность своих намерений. Не беда, что жертвами пока становятся картины – вера сильна делами, пусть даже пока и малыми. А бульдозер всегда найдется.
Кирилл Мефодьев. Даешь Магомета с сиськами! -  «Газета.Ru» - 15 ЯНВАРЯ 
Авторы этих работ явно не опасались участи всю оставшуюся жизнь пить дешевое пражское пиво: в Сахаровский центр в отличие от Манежа, где прогремел со своей иконоборческой акцией Тер-Оганьян, никто не ходит.
РПЦ надеется на справедливое решение суда по делу о выставке "Осторожно: религия!"
http://www.newsru.com/religy/08Jan2004/gericht.html
"Конечно, выяснять, было ли в данном случае совершено преступление, это дело суда и правоохранительных органов, но хочется надеяться, что никто из благонамеренных людей не подаст руки этим мастерам шальной кисти", - заявил "Интерфаксу" сегодня заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
Дмитрий Симакин. ЦЕРКОВЬ ПОНИМАЕТ ЧУВСТВА ПОГРОМЩИКОВ. А милиция называет инцидент в Музее Сахарова хулиганством
http://www.ng.ru/events/2003-01-21/10_saharov.html
Вдова академика Сахарова Елена Боннэр назвала погром в музее варварством: "Разгром выставки в Музее Сахарова - это показатель подрастающей внутренней агрессии у людей, очень опасной для государства и страны. Разгром любой выставки, какая бы она ни была, - это варварство".
Свешникова Мария. Голая баба на кресте как символ правозащитного движения. - Страна.Ru
http://www.strana.ru/print/169669.html
Исходя из полученной информации, заказчиками дебоша были сами устроители выставки, о которой до того момента было никому не известно, кроме них самих. 
Даже в Союзе православных граждан, широко известном своими более чем категоричными заявлениями, сообщили, что они «не поддерживают неправовых методов борьбы», и пообещали, «узнав реакцию государственных лидеров, противодействовать "культуре" политическими методами».
Обсуждение статьи Авдей Тер-Оганьян из коллекции галереи М.Гельмана
http://www.forum.msk.ru/files/990418065250.gb.html
Максим СОКОЛОВ. "Осторожно, сионизм!". Известия,  19.01.03 
Рефлексия декадентов на религиозную тему есть дело интересное и живое, смущает лишь название выставки, явственно перекликающееся с брошюрами четвертьвековой давности "Осторожно, сионизм!" Хотя, возможно, в этой перекличке и заключается концептуальный смысл мероприятия.
Граждане, фашизм!
http://komitee.r2.ru/news03_0122_Musei_protest.htm
Группа неофашистов, именующих себя «художниками», во главе с находящимся в уголовном розыске с 1999 года преступником А. Тер-Оганьяном, 14 января 2003 года под видом выставки «Осторожно, религия!» устроила в Центре имени А. Д. Сахарова, выдающегося русского ученого и антифашиста, осквернение святынь нашего многонационального народа.
Вдова академика Сахарова Елена Боннэр назвала погром в музее варварством: "Разгром выставки в Музее Сахарова - это показатель подрастающей внутренней агрессии у людей, очень опасной для государства и страны. Разгром любой выставки, какая бы она ни была, - это варварство".
Анна Кочарова.Церковь и художники спорят об искусстве. Русская Православная церковь высказалась по поводу разгрома провокационной, по ее мнению, выставки "Осторожно религия". - Би-би-си, 20.01.03
Директор Центра имени Сахарова Юрий Самодуров считает, что причиной скандала стало просто непонимание некоторыми людьми принципов современного искусства.

 
Andey Kovalev - kovalev@artinfo.ru


Архив:

ОКА #44 16 октября. Страничка суперклассика - Илья Кабаков. Эрик Булатов. Борис Турецкий.

ОКА
#43 3 февраля
. ЭКСТРЕННЫЙ ВЫПУСК “Ура, Религия” – мои разработки по поводу Дела Авдея и Казуса в Сахаровском центре. Надеюсь, что они как-то вам помогут понять, что же происходит на этом свете. Поскольку сильно торопился, то все получилось несколько сумбурно. Некоторые ссылки не работают – извлек из своего архива. Но цитатки интересные. Присылайте также недостающие линки. Прилагаю также и разработочку на Франческо Бонами – делал с ним интервьюшечку для газеты времямэнэ.

ОКА
#42 15 ноября
. Кругом одна попса - Церетели, Матисс, Дали. Хорошего мало - попсовый Кулик, да Гия Эдсгверадзе. Одна надежда на передвижников и подлинного Ильина и подлинную Гмуржинску

ОКА #41. 6 ноября Иван Чуйков - мастер пустоты; Кулик-реалист; Церетели и палата №6; Ворованный Матисс в Эрмитаже

ОКА #40. 24 октября  Кулик и Монро - это наше все; Кунстбазар в натуре;  Существование кунстбазара под вопросом

ОКА
#39. 15 октября
  Найти Рогинского; Фотографируй это; Рынок в этоху механической воспроизводимости; Все наши - Полисский, Родченко и Сальников; Взгляд на Другого через прицел

ОКА
#38. 7 октября
  Арт-Форум Берлин - Победа есть Поражение; Соцреализмы превращаются в авангарды; Много хорошего и умственного, Кренс - банкрот?

ОКА
#37. 24 сентября
  Розанова выиграла в карты; Шоу маст фак офф; Алик и Виталик и последний концептуалист; Куда пропал Саша Б.; "Гелос" взялся за современность и большое скольжение

ОКА
#36. 10 сентября
  Мелиораторы для Великой Суши; ГЦСИ и НАШЕВСЕ; Живописание актуального; Все - прикол и др. 

ОКА
#35. 8 августа
  Большой подарочный летний Органайзер. Красота Айдан; Ковалев и Время; Катя и Витя ждут Большого; Драконы в метро; Тошнота и Бальтерманц; Тошнота и Штейнер; Судьба "Москвы", Чиликов, Нахова, Врубель, Летние классики.

ОКА #34. 3 июля Органайзер летний. Бессознательный капитализм Киреева; Переходим на Pall Mall и покупаем контрацептивы; Авангард и соцреализм с человеческими лицами.

ОКА #33. 26 июня Ковалев - Обломов; КОРРУПЦИЯ!!!; Бренер приехал в Питер; Гельман сел на ОРТ. И прочие хорошие новости.

ОКА
#32. 10 июня
Документа-Манифеста; Филлипов обустроит Москву; Милая Горлова; МДФ и проблемы; Перестройка в Иране.

ОКА #31. 28 мая. Тимур умер на посту; Наступление красоты; Железная Затуловская; Мутный Пономарев; Коррумпированные критики; Сектанты;  Критическое хардпорно.

ОКА #30. 20 мая. Умер Пушкарев; Класс классовой архитектуры; Кукиш Куку; Новое тоскливое искусств; Серая реституция, Рынок музеев.

ОКА #29/ 13 мая. Друг другого искусства умер; Мастера оригинального жанра; Документа по-черному; Китай и соцреализм; Ковалев - это Стасов сегодня.

ОКА #28/ 29 апреля. Арт и Москва; Бакштейн и Норма; Умственное  фото Свибловой; Критический реализм в Германии; Печальная судьба.

ОКА #27/ 22
апреля. Потанин - благодетель Кренса; Дугин и Цветков за искусство; Милый "Гелос"; Милая Оля; Все
хорошо, как никогда.


ОКА #26/
16 апреля Симулякром по дуракам; "Гелос" всех подставил; Нонспектакуляры на марше; Много фото; Бакс за слово критика.

ОКА #25/ 8
апреля Айдаша и Ширинка; Свиблова и фотокушетка; Тотальная живопись Кончаловского; Шпеер и мы; Вкус кинетизма; ГЦСИ в сети.

ОКА #24/ 1
апреля Фотомарафоном против бездорожья, Кончаловский против целлюлита; Борис Орлов - бой за историю; Мазин припомнил все; Неоимпериализм Екатерины Деготь.

ОКА #23/ 25 марта Антонова-искусствовед; Эдипизаиция Мухина; Прострация Виноградова и Дубоссарского; Яковлев - миф о модернисте.

ОКА #22/
19 марта Интим Церетели; Совхуды; "Черный квадрат" - фототипия; Штамп Москвы, наложенный Мухиным на Париж; Виноградов и Дубоссарский - борцы за кич; Интеллектуал - публичная девка посткапитализма. 

ОКА #21/ 11 марта Модник Рубинштейн; Просроченная виза; Антиквариат спасет мир; Поездки за; Хрущев и Пидаразы; Шпионские картинки. 

ОКА #20/ 4 марта Даешь Западу; младоформализм в критике; кулик квакнул бавильскому;  ликует рыклин на экранах; опять Антикварный Салон и ЧК + РАЗНЫЕ АНЕКДОТЫ ПРО ИНКОМБАНКОВСКОГО МАЛЕВИЧА!!!!!

ОКА #19/ 23 февраля Вася Баг пилит Макаревичей; Хачатуров ходит по музеям; Великанов о Возвышенном; Никита и мусор поп-арта; Ковалев обслужил Зурика.

ОКА #18/ 18 февраля Барабанов и женщины; Что позволено Леонидову, то от Посохина колбасит; Подкрашенная водичка Гуггенхайма; Нашей роте виртуальных золотарей прибыло - "На волне" и "Артерия".

ОКА #17/ 8 февраля Торопись - живопись! "Бубновый Валет" и наши все. Истчто "Давай". Леонид Ламм и актуальность бородатого анекдота. Панов и Ромер взялись за Чечулина и Власова. И обоим понравилось!. У Иовлевой в "Инкомбанке" сгорело 400000, зато "Юкос" будет поддерживать Эрмитаж в Лондоне. Шок от старого - Роберт Хьюгс будет куратором Венецианской Биенале. Рыклин - это Сталин Сегодня, а неумолимая Шатских сделала Ошибку. Палп стадиз>

ОКА #16/ 2 февраля Либерман отловила киноманьяков; Публичная порка критиков-фаллократов; Наступление соцреализма по всему фотофронту; Сталинофилия в отделах культуры НГ и Ъ; Авдей-иконоборец не рубил энкаустику>

ОКА #15/ 25 января Больше гендера, хорошего и разного; Небо в баксах и "Актуальная живопись"; За соцреализм с научным лицом и академическим тылом; Политкорректная "Документа-блэк".

ОКА #14/ 17 января Давай, давай, Берлин; Осмоловский и критики - инвизибл, Толя, инвизибл; Нонконформисты и валютные спекулянты в Манеже; Критическая масса переходит из качество в количество.

ОКА #13 8 января  Художники пишут полный отстой, но Уорхолл - это Исэ Моногатари; Виноградов и Дубоссарский - это чисто шутка юмора; Джон Бергер - может ли марксист понимать искусство; Клептократия и искусство.

ОКА #12/ 27 декабря Пора полюбить Кабакова; Новая Академия (СПб) лучше "Звездных войн"; Ипполитов, матросы и политтехнологи; Защитим Монро от шариатского суда; Морозов и Бакштейн за правильное искусство.

ОКА #11/ 19 декабря Монро - плюшевый  декаданс; Врубель-гений; Больше Манежев хороших и разных; Митинские за работой; Шелковский от "А" до "Я".

ОКА #10/ 11 декабря С Путиным по жизни; Мужиковатый Водкин; Премия Сидлину и Хачатурову за работу на поле СИ; Борис Михайлов - хорошо ли, когда все плохо; Ромер бьет посуду Брускина; Давайте откроем критическую премию.

ОКА #9/ 5 декабря Дегенеративное искусство в Третьяковке;   пирдуха в ГМИИ, Пепперштейн в "Зеркале"; в "Детском саду" мы с тобою вдвоем, кормильцу от советологов.

ОКА #8/ 27 ноября Олимпия - пятилетие МДФ; дипарта никогда не было, гражданин Лианозов; Кулик - мягкий и пушистый, а Лиза Морозова - арт-самка.

ОКА #7/ 21 ноября. Еще раз об Иллюзии и шутках Мирового Разума у Инфантэ и Горюновой; Соцарт - это весело; самодонос Хлобыстина в налоговую инспекцию; перед шедеврами надо плакать светлыми слезами; мир без Джулиани>

ОКА #6/ 14 ноября. Разрушение руин, Нонна Горюнова и Франциско Инфантэ в поисках истинной природы, сэра Фрая зовут Марта, зарплата Пиотровского неизвестна, Кабаков - пятый.

ОКА
#5/ 8 ноября. Отцы пустырники и девы непорочны в ГТГ, фигня на рынке, arte povera и escrementizia, а также - История нонстоп онлайн.

ОКА
#4-2/ 1 ноября. Три классика в одной упаковке; миллионы Пиотровского; Мировой рассвет - смерть после смерти; Пегги Гуггенхайм - та еще штучка.
ОКА #4-1/ 25 октября. Беспредметный мир Природы в русском авангарде - выставка в Московском центре искусств на Неглинной.

ОКА #3/ 23 октября: Дай руку, Вася; Чуйков и Пустота, падучая на артрынке>

OKA #2/19 октября: Гриша, я тебе, типа, враг, но истина дороже >

OKA #1/15 октября: ... Пьер Сулаж ... Зигмар Польке ... А Федер Ромер скатался в Берлин. И понял, что
... Братушечки в окошечках >

e-mail: Aндрей Ковалев     

© 1991-2014 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO